Разработка дизайна современного платья на основе символов традиционного костюма народов севера-запада России

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка дизайна современного платья на основе символов традиционного костюма народов севера-запада России

Терентьева М.Е. 1
1МАОУ "УТЛ им. Г.В. Рассохина"
Юрченко О.В. 1
1МУ ДО «ЦТ им.Г.А.Карчевского»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современная мода представляет собой богатое пересечение культур и традиций, где традиционные элементы часто перерабатываются и переосмысляются в контексте новых эстетических концепций. Одной из увлекательных задач, стоящих перед дизайнерами, является интеграция символов традиционного костюма народов Северо-Запада России в современный дизайн одежды. Эти символы, насыщенные глубоким культурным и историческим значением, обладают уникальной эстетикой и могут служить источником вдохновения для создания современных платьев, которые соединяют прошлое и настоящее.

Данная работа направлена на исследование возможностей и методов разработки современного платья, в котором традиционные символы органично вписываются в контекст актуальной моды.

Предметом исследования выступает процесс разработки дизайна современного платья, интегрирующего символы и элементы традиционного костюма народов Северо-Запада России, а также влияние этих элементов на восприятие и принятие потребителями современных моделей одежды.

Объектом исследования являются традиционные костюмы народов Северо-Запада России, их элементы, символика и эстетические характеристики.

Цель исследования. Разработка дизайна современного платья, использующего символику и элементы традиционного костюма народов Северо-Запада России, с целью создания уникальных моделей, способствующих сохранению культурного наследия и популяризации народных традиций в современной моде.

Гипотеза. Современное платье, разработанное на основе символов традиционного костюма народов Северо-Запада России, будет не только эстетически привлекательным, но и способствующим сохранению культурного наследия, так как оно позволит современной аудитории заново открыть для себя богатство и разнообразие народной традиции.

Задачи:

1. Исследовать традиционный костюм народов Северо-Запада России: провести анализ материалов, форм, орнаментов и символики.

2. Выявить ключевые символы и элементы: определить, какие элементы можно адаптировать для современных дизайнов и какие значения они несут.

3. Разработать концепцию современного платья: создать несколько дизайн-макетов, в которых традиционные элементы будет активно использованы.

4. Провести опрос среди целевой аудитории: выяснить, как восприятие культуры влияет на выбор одежды и насколько традиционные символы привлекают современных потребителей.

5. Оценить реализуемость предложенной модели: разработать прототипы и протестировать их на практике.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования:

1. Текстовый и визуальный анализ: исследование книг, статей и музейных коллекций о традиционном костюме народов Северо-Запада России.

2. Качественные интервью и опросы: сбор данных о восприятии традиционных символов и предпочтениях среди целевой аудитории.

3. Методы дизайна: создание макетов и прототипов с использованием различных техник и материалов.

4. Обсуждение и презентация: получение отзывов от экспертов в области дизайна и моды для доработки представленных моделей.

Использование традиционных навыков и ремесел может стать основой для создания устойчивых коллекций, что также является важным направлением для научных исследований. Таким образом, тема исследования сочетает в себе элементы культурологии, современных тенденций в дизайне и устойчивого развития, что придает ей высокую научную и практическую значимость.

1.Теоретическая часть

1.1 Традиционный костюм народов Северо-Запада России: анализ материалов, форм, орнаментов и символики.

Народный костюм Русского Севера давно представляет интерес для исследователей разного профиля — этнографов, фольклористов, искусствоведов, а также для модельеров и дизайнеров. Исторически сложилось так, что только на обширных территориях северной части России сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи.

Влияние петровских реформ в XVIII — начале XIX века на север проникало медленно, поэтому и традиционный уклад существовал здесь еще долго, вплоть до конца XIX века. Культура Новгорода Великого, в чьи владения с XII века входило побережье Белого моря, искусство великокняжеской Москвы, владевшей некоторыми двинскими землями уже с XV века, традиции древних городов Ростова и Суздаля, вотчины которых также размещались на обширной территории Подвинья, древние традиции финоугорских племен, карелов, коми-зырян, ненцев, саамов, вепсов, населявших эти земли, нашли свое отражение в крестьянской культуре северного края.

      .

На иллюстрациях представлены традиционные костюмы женщин разного социального положения Поморья, Мезени, и Архангельской губернии.

В языческие времена сочетание определённых цветов, геометрических фигур и солнечных символов, например, найденных на поясах, помогало определить возраст, семейное положение и родовую принадлежность их владельцев. Символы, используемые в традиционных костюмах, отражают мировосприятие народов, их мифологию и связь с природой.

У коми было два вида письменности. Одно – традиционное, а второе - практическое письмо, которое называется «пасы». Оно служило для отметок на вещах, охотничьих угодьях, составления календарей. Орнамент в этом случае – система знаков, заменяющая письмо и сопровождающая человека на его жизненном пути. Например, любой мастер прикладного искусства имел свою символику. Если он делал ткань, то в углу непременно отпечатывал свой пас. Однако, функции пасов не ограничивались только демонстрацией права собственности. Как и любой орнамент, пасы в древности являлись оберегами, символами, защищающими от злых духов, средствами оградительной магии. Пас мог служить родовой или семейной печатью при оформлении документов. Ну и всё-таки он являлся элементом украшения предмета.

Мотив геометрического орнамента коми.

Все мотивы орнаментов финно-угорских народов в принципе идентичны, но отличия, естественно, есть.

Геометрический орнамент Люди.

В соответствии с тем, какой характер геометрического мотива человека, можно определить пол, род занятий, социальный статус.

Геометрическая символика в прикладном искусстве.

В традиционном прикладном искусстве не только коми, но и других финно-угров популярен линейно-геометрический орнамент с преобладанием диагонально-геометрических полос.

Участие в обрядах, таких как свадьбы и праздники, нередко зависело от специфики костюма, где каждая деталь могла указывать на статус, возраст и семейное положение человека.

Форма традиционных костюмов народов Северо-Запада России играет ключевую роль в определении культурной идентичности и социальной структуры этих сообществ. Рассмотрим основные аспекты значения формы в костюмах данного региона.

- Девичьи наряды: обычно имели более сложные и яркие формы, которые подчеркивали молодость и красоту. Женские костюмы зачастую включали фартуки и полы с богатым декором.

- Замужние женщины: их наряды отличались строгостью и сдержанностью, часто с меньшим количеством нужно элементов, что символизировало их статус жены и матери.

- Пожилые женщины: одежда была более удобной и практичной, с упрощенной формой, что отражало опыт и положение в обществе.

- Сарафаны и рубахи женского костюма: в одних регионах они имели более свободный крой, тогда как в других могли быть приталенными.

- Мужские брюки и кафтаны: различные подходы к конструкции и длине также зависели от местных традиций.

Таким образом, форма одежды не только отвечала практическим потребностям, но и служила средством самовыражения.

Символика цвета в народном костюме северных регионов России имеет двойственное значение: социальное, обозначающее половую и возрастную принадлежность, а в более ранние времена — и племенную, и мистическое, связанное с оберегами и графическими "заговорами". Очевидно, что символические значения могли получить лишь те цвета, которые крестьяне в состоянии были самостоятельно создавать в домашних условиях. Более того, это должно было происходить еще в глубокой древности, когда формировался символический язык. Поэтому рассмотрим три древнейших и основных цвета в символическом языке одежды и вышивок: белый, красный и черный.

Белый цвет получали изо льна (беленого или небеленого) и шерсти. Отбелка льна требовала значительных затрат времени и усилий, поэтому беленую ткань могли позволить себе лишь зажиточные и знатные люди.

Красный. Этот цвет стал первым, который люди начали использовать для обряда (еще в палеолите). Он извлекался из маренового корня, червеца (кошенили), красного железняка и некоторых видов охры. Красный неизменно ассоциируется с кровью и огнем. Благодаря этой ассоциации с током крови красный обозначает потоки силы, перетекающие от человека к природе и наоборот.

Черный (и другие темные цвета: темно-серый, коричневый). Эти цвета являются естественными оттенками шерсти, а также могут быть получены с использованием так называемых "чернильных орехов". Одежду темных тонов носили в некоторых регионах пожилые люди, достигшие "второго" периода старости (после 70 лет), а также "старые девы" и "чернички".

Таким образом, традиционный костюм народов Северо-Запада России представляет собой многоуровневую систему, в которой материалы, формы, орнаменты и символика взаимосвязаны и играют важную роль в сохранении культурной идентичности. Понимание этих аспектов может служить основой для создания современных дизайнерских решений, интегрирующих богатое наследие в современную моду.

1.2 Ключевые символы и элементы адаптации традиционного северного женского костюма в современные дизайны и их значение.

Адаптация элементов традиционного северного женского костюма в современных дизайнах может привнести как эстетическую ценность, так и культурное наследие в повседневную одежду. Вот некоторые элементы, которые можно адаптировать, а также их значения:

1. Кафтаны

- описание: традиционные кафтанчики часто были длинными, с пышными рукавами и яркими акцентами.

- современная адаптация: Кафтан может стать основным элементом весенне-летнего гардероба, используясь как легкое платье или накидка.

- значение: символизирует удобство, свободу движений и связь с природой.

2. Пояса и фартуки

- описание: пояса служили для подчеркивания талии, а фартуки исполняли защитную и декоративную функцию.

- современная адаптация: пояса могут использоваться как стильные акценты в брюках и платьях, а фартуки могут стать модными аксессуарами.

- значение: пояса символизируют защиту и поддержку, фартуки — заботу о семье и домашнем уюте.

3. Вышивка и орнаменты

- Описание: В традиционном северном женском костюме вышивка могла использоваться для украшения рукавов, воротников и подола платья.

- Современная адаптация: Вышивка может быть интегрирована в современные топы, платья и аксессуары, такие как сумки и головные уборы.

- Значение: Вышивка несет символику защиты, связи с предками.

4. Народные узоры

- описание: традиционные узоры и цвета, использовавшиеся в костюмах, часто имели геометрические или флоральные мотивы.

- современная адаптация: эти узоры могут быть использованы в печатной продукции на текстиле, а также в аксессуарах, таких как платки и шали.

- значение: узоры символизируют связь с природой и жизненные циклы.

5. Шали и платки

- описание: шали и платки часто использовались как элемент наряда.

- современная адаптация: они могут быть использованы как стильные аксессуары в виде ярких акцентов к простым нарядам.

- значение: эти элементы символизируют защиту и теплое отношение.

6. Форма и силуэт

- описание: традиционные наряды часто имели свободные силуэты.

- современная адаптация: удобные и стильные решения.

- значение: свободные силуэты символизируют женственность и легкость жизни, позволяя носителям самовыражаться через комфорт.

Таким образом, интеграция этих элементов традиционного северного женского костюма в современные дизайны не только обогащает современные коллекции, но и сохраняет культурное наследие.

2. Практическая часть

2.1 Опрос целевой аудитории.

Для выявления восприятия культуры и ее влияния на выбор одежды, а также привлекательность традиционных символов на современных потребителей я провела опрос в социальной сети «ВКонтакте».

На фото представлены результаты публичного опроса https://vk.com/wall6758264_34.

Большинство участников (68%) публичного опроса отмечают важность культурной идентичности при выборе одежды. Но, в тоже время совсем не стремятся выбирать одежду, отражающую свою культуру или традиции (иногда 36%, редко 32%, никогда 25%). Также мнения опрашиваемых разделились при ответе на вопрос - что же является основным препятствием для ношения традиционной одежды в обществе (отсутствие интереса 19 %, удобство и комфорт 34%, мода и тренды 38%). Радует, что традиционные символы и узоры в одежде интересны современному потребителю (74%), что подтверждает актуальность данной работы, где исследуются возможности и методы разработки современного платья, в котором традиционные символы и узоры органично вписываются в контекст актуальной моды. В процессе исследования мы будем анализировать как искусство, так и традиции народов, что позволит создать гармоничный и выразительный дизайн, способствующий сохранению культурной идентичности в условиях стремительных изменений современного мира.

2.2 Разработка концепции современного платья.

Для разработки дизайна собственного платья было решено обратиться к мезенской росписи.Это уникальный стиль народного декоративного искусства, зародившийся в районе реки Мезени, на севере России. Роспись отличается яркой и контрастной палитрой. Это делает изделия визуально привлекательными и запоминающимися. Особенно часто используется сочетание красного, черного и белого цвета, которые являлись древнейшими в использовании крестьянами северо-запада России, именно поэтому для своей работы я выбрала такую гамму.

Сегодня мезенская роспись находит свое отражение в современном дизайне, вдохновляя художников, дизайнеров и мастеров.

Роспись включает в себя как геометрические, так и стилизованные изображения животных, растений, а также элементы народного быта и фольклора. Часто используются символы, связанные с природой и жизнью.

Помимо мезенской росписи также обращалась к топографическим знакам Республики Коми. Топографическая карта Коми отражает разнообразие природных и культурных ландшафтов региона, включая горы, леса, реки, озера и населенные пункты. Природные ресурсы Республики Коми являются важным фактором устойчивого развития региона. Эффективное использование и охрана этих ресурсов помогут сохранить уникальную природу и обеспечить экономическое развитие в будущем. Исходя из этого, для орнамента своего платья я выбрала природные ресурсы моего региона.

Примеры топографических знаков. На фото пуговицы из полимерной глины в виде топографических знаков.

Чтобы мезенская роспись и природные ресурсы органично смотрелись вместе, было принято решение выделить три снежинки в виде главных акцентов. Снежинка в моей работе представляет синтез мотива геометрического орнамента и коми – паса, так как все снежинки тоже уникальны и ни одна не повторяется.

С орнаментом разобралась, но что насчет формы платья? Выбор пал на «малицу», ведь она тоже отражает традиции северного региона. Малица — это традиционный костюм, который носили жители северных районов России, особенно в республиках севера, таких как Республика Коми, а также другие регионы, например, соседние с ними области. Этот костюм не только отражает уникальные климатические условия, но и содержит культурные элементы, свойственные традиционному образу жизни северных народов. Таким образом, от Малицы мы взяли только форму (крой) и соединили с базовой рубахой.

Далее я приступила к созданию эскиза и пошиву платья. Материал платья-малицы был выбран исходя из современных эко-направлений. Лен — это натуральное волокно, получаемое из растений льна. Он известен своей прочностью, дышащими свойствами и комфортом.

Образец ткани, используемый для пошива платья. Процесс вышивания декоративных элементов.

А для создания орнамента я использовала разные материалы и техники: природные ресурсы слепила из полимерной глины, мезенскую роспись и топографические знаки вышивала или рисовала. Современные методы и техники, применяемые для создания украшений из полимерной глины (в нашем случае это пуговицы, изображающие природные ресурсы виде топографических символов), открывают широкие возможности для творчества и художественного самовыражения.

Процесс создания эскиза и сшивания деталей.

На фото представлено изделие в процессе: примерка и обсуждение плана работы с руководителем.

Заключение

Разработка дизайна современного платья на основе символов традиционного костюма народов Северо-Запада России обладает комплексной практической значимостью, которая проявляется в нескольких ключевых аспектах:

Интеграция культурного наследия в современность: адаптация традиционных символов в современные дизайны одежды помогает сохранить культурное наследие народов Северо-Запада России, передавая его новым поколениям. Это способствует сохранению уникальной культурной идентичности и повышению осведомленности о значении и исторических корнях этих символов.

Обогащение модной индустрии: использование элементов традиционного костюма позволяет привнести уникальность и разнообразие в современную модную индустрию. Это может стать основой для создания новых брендов или коллекций, которые будут выделяться на рынке благодаря своей оригинальности и культурной значимости.

Промоция и популяризация народных традиций: разработка современных моделей с использованием традиционных элементов способствует популяризации народных ценностей и обычаев.

Влияние на потребительские предпочтения: исследование восприятия традиционных символов среди целевой аудитории поможет выявить современную потребительскую ориентацию и предпочтения в области моды. Это важно для определения направлений развития дизайна, которые отвечают на запросы и ожидания современных покупателей.

Инновационные методы дизайна: проведение экспериментов с текстурой, формой и цветом в контексте традиционных элементов позволяет разработать инновационные подходы к созданию одежды. Это создает экспериментальную основу для дальнейших исследований в области дизайна и может вдохновить другие творческие работы.

Разработка устойчивых моделей: понимание и использование традиционных методов и материалов может привести к более устойчивому производству одежды, что актуально в условиях увеличенного внимания к экологии и устойчивому развитию.

В результате интеграции традиционного костюма в современный дизайн одежды создается возможность для гармоничного сосуществования прошлого и настоящего. Это позволяет не только создавать эстетически привлекательные изделия, но и соблюдать историческую и культурную значимость.

Разработанный концепт платья на данный момент проходит практические испытания, в ходе которых будет оцениваться его комфорт, функциональность и эстетические характеристики. В этом году я участвовала в образовательном семинаре от Ассоциации «Золотая игла» г. Москва, в рамках которого получила консультации от ведущих экспертов моды – Николая Кывыржика и Людмилы Давыдовой. Полученные результаты позволят выявить сильные и слабые стороны модели, а также внести необходимые корректировки в дизайн. По итогам испытаний работа будет доработана с учетом отзывов потенциальных пользователей и рекомендаций экспертов в области моды. Эти доработки могут касаться как выбора материалов и цветовых решений, так и адаптации формы и деталей платья для достижения оптимального сочетания традиционного и современного стилей.

На основе окончательной версии доработанного концепта будет создана коллекция, которая сможет не только представить современные interpretations традиционного костюма, но и привлечь внимание к культуре народов Северо-Запада России. Эта коллекция будет уникальной, с акцентом на сохранение культурного наследия и его адаптацию в соответствии с современными модными тенденциями, что позволит вдохновить и заинтересовать широкий круг потребителей.

Список литературы и источников:

1. Бернштам Г.А. Русская народная культура Поморья в XIX — начале XX века. Л., 1983. С.45.

2. Иванова М. В. "Эволюция традиционного костюма в условиях современности"// "Этнология и антропология", 2022

3. Калашникова Н.М. Народный костюм в контексте культуры XX века// Народный костюм и современная молодежная культура. Архангельск, 1999. С. 21.

4. Кинева Л.В. Теория и история орнамента. Екатеренбург, 2018

5. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского севера //Электронный ресурс/ https://www.booksite.ru/fulltext/kisl/uhal/1.htm

6. Кузнецов, Д. К. "Эволюция орнамента в культуре народов Севера". // «Этнология и антропология», 2020.

7. Петрова Е. А. Символика народного костюма как фактор сохранения культурной идентичности". // Культурное наследие", 2021.

Просмотров работы: 56