ВВЕДЕНИЕ
В современное время гаджетов никого не удивишь наличием телефона. Но его главным назначением уже давно перестало быть – только звонить, чтобы быть на связи. Для нас телефон – это часы, будильник, записная книжка, новости, телевизор, музыкальный плеер и многое другое. А ещё это игры. Я провел опрос среди одноклассников, всем задавал четыре вопроса (Приложение 1). Оказалось, что у всех 30 человек нашего класса есть как минимум 2-3 загруженных игры. Никто не выбрал ответ, что играю 1 раз в неделю или 1 раз в месяц, все играют каждый день, чаще всего для того, чтобы заполнить свободное время. Даже наш классный руководитель, играет, собирает слова из букв.
Но я люблю не только виртуальные игры, настольные тоже мне интересны. Но, к сожалению, далеко не всем одноклассникам они интересны.
А можно ли создать такую настольную игру, которая будет интересной и полезной настолько, что приведет к какому-то учебному результату.
Цель: создать настольную интеллектуальную игру, которая позволит закрепить знания об особенностях Омской области
Задачи:
- Изучить информацию о выдающихся людях, достопримечательностях, промышленности и природе Омской области;
- Сделать рисунки к отобранным фактам;
- Сгенерировать карточки для игры;
- Придумать название, разработать правила и информационный блокнот для настольной игры;
- Научить одноклассников играть в созданную мной игру;
- Провести сравнительный анализ выполненных знаний о своем крае в ВПР 4 и 5 классов;
3. Настольные игры
3.1. История, назначение настольных игр
Настольная игра — игра с небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Игры данной категории, в отличие от спортивных и видеоигр, не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаряили специальных сооружений, игровых площадок, полей.
Первые настольные игры появились 7500 лет назад. И все современные игры по своему типу являются аналогичными древним. Одной из древнейших настольных игр были различные варианты игры в кости. Во всяком случае, игральные кубики, выточенные из камня или из кости, неотличимые от сегодняшних игральных костей, находили уже в раскопах пятитысячелетней давности. [3]
Из известных, но не доживших до нашего времени настольных игр древнейшей, является сенет, появившийся в Древнем Египте в IV тысячелетии до нашей эры. О сенете узнали в XIX веке по рисункам в гробницах египетских фараонов. Из-за недостатка информации, а также характерной для Египта «плоской» рисовки, создававшей неверное представление об истинном облике игры, некоторые исследователи идентифицировали найденную игру как шахматы. Правила сенета неизвестны в точности. Предполагается, что это была игра шашечного типа; варианты правил, которыми сопровождаются выпускаемые сейчас игровые комплекты, являются современной реконструкцией.
В III тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке были созданы нарды — игра шашечного типа, сохранившаяся до сих пор, хотя и в несколько изменённом виде. [2]
Во II тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае появились оригинальные настольные игры, из которых одни прочно забыты, например, любо, а в другие продолжают играть и сегодня в неизменном виде го и го-моку — игры шашечного типа, в которых фишки не передвигаются по доске, а лишь выставляются и убираются с неё.
3.2. Классификация настольных игр
Классические настольные игры
Это всем известные еще с детства шашки, шахматы и нарды, домино, а также такие классические восточные игры, как Го и Маджонг.
Все игры этой категории отличаются многовековой историей. Кроме того, правила этих игр – особенно это касается шашек и шахмат - знают миллионы игроков во всем мире, они передаются из поколения в поколение как классические семейные развлечения.
Интеллектуальные (развивающие) настольные игры
Это группа игр, с помощью которых можно повысить свой уровень образования и интеллектуальные способности. В первую очередь такие игры предназначены для развития детей, однако многие из них подойдут и взрослым, которые любят узнавать что-то новое и развивать свои навыки.
Развивающие настольные игры отличаются большим разнообразием – это и тематические викторины, и игры с буквами и словами, математические игры и даже игры, развивающие воображение и творческое мышление.
Логические игры
Эти игры появились из классических настольных игр. Зачастую такие игры – это дуэли, как шашки или шахматы. Обычно в них используются деревянные фигуры и поле, на котором разворачивается противостояние двоих соперников. Благодаря современному подходу, в этих играх можно встретить большое разнообразие механик, отличающихся от принятых в классических играх норм.
Головоломки
Это одна из самых популярных категорий игр, некоторые представители которой тоже имеют за плечами многовековую историю. Головоломки, как и игры из предыдущей группы, отлично развивают логическое мышление, а также тренируют сообразительность. В эти игры обычно играет один игрок, так что это отличный вариант для тех, кто не имеет большой компании для игры или не хочет шумных посиделок.
Развивающие игры для детей
Это одна из самых популярных категорий, в которую можно объединить разнообразные игры с одним общим свойством – они помогают участникам учиться новому, развивать многочисленные навыки и расширять свою картину мира.
Настольные игры – «бродилки»
Эти игры отличают простые правила и несложный игровой процесс – в основном, вы кидаете кубик, двигаете фишку на выпавшее значение и применяете свойство поля/клетки, на котором остановились. В этих играх нужно дойти до цели, выполнив определенные условия, например, не попасться мышками кошке или съесть улитками определенные плоды.
Экономические настольные игры
Монополию знают все игроки во всем мире. Но кроме нее есть еще множество игр, в которых участникам предлагается проверить свои навыки финансовой грамотности и умело распоряжаться капиталами, приумножая их и обходя в этом деле своих соперников.
Стратегические игры
В стратегиях вам нужно будет оценивать и взвешивать варианты, планировать ходы и анализировать общую ситуацию на поле, следить за действиями оппонентов и порой менять планы на ходу. Это процесс очень вдумчивый и интересен огромному количеству игроков, поэтому стратегических игр в мире такое большое разнообразие.
Карточные игры
Это большая условная категория, в которую можно отнести настольные игры разных жанров, но все их объединяет одно – основой для таких игр являются не поле и фишки, а колода карт. Картами может стать и игровое поле, хотя в большинстве случаев в таких играх вообще нет поля – вы просто выкладываете карты на стол и выполняете игровые условия. [4]
Настольная игра «Мой регион 55»
4.1. Содержание настольной игры
Изучив информацию об особенностях Омского региона, мы выделили семь основных направлений, на которых будет основано содержание нашей игры.
Выдающиеся люди
Производство продукции
Памятники природы
Озера и набережная
Достопримечательности культуры
Лекарственные растения
Промышленность
Для каждого направления подобрали по четыре уникальных объекта, они делают нашу область узнаваемым местом в России. Например, Омск это один из самых театральных городов России, у нас работает 14 театров. На территории региона находятся знаменитые озера, одно из них славится своей целебной горько-соленой водой – озеро Эбейты. А еще у нас находится единственный природный парк в черте города «Птичья гавань». В Омске работает более 150 заводов по производству различных товаров.
Всего у нас получилось 28 объектов. К каждому мы сделали рисунок, именно рисунок, а не фото из Интернета. Это делает игру оригинальной. (Приложение 2).
Все рисунки с описанием собрали в книжку-малышку и назвали его «Приложение к настольной игре «Мой регион 55». В таблице 1 приведены категории и объекты игры.
Категории и объекты настольной игры «Мой регион 55»
Таблица 1
|
№ |
Категории |
Объекты |
|
1 |
Выдающиеся люди |
Тимофей Белозеров Алексей Черепанов Михаил Ульянов Александр Шлеменко |
|
2 |
Производство продукции |
Мукомольный завод Завод плавленых сыров Кондитерская фабрика «Сластена» Нефтеперерабатывающий завод |
|
3 |
Памятники природы |
Природный парк «Птичья гавань» Дендрологический сад Памятник природы «Белая ива» Памятник природы «Берег Драверта» |
|
4 |
Озера и побережье |
Эбейты Круглое Лебединое Побережье Кировского района |
|
5 |
Достопримечательности |
Тарские ворота Жанровая скульптура «Дон Кихот» Пожарная каланча Музыкальный театр |
|
6 |
Лекарственные растения |
Подорожник большой Пижма обыкновенная Пастушья сумка Одуванчик беловатый |
|
7 |
Промышленность |
Радиозавод им. Попова Машиностроительный завод «Полёт» Производственный завод «Омскшина» Омская фабрика игрушек |
На каждой игральной карточке разместили по 7 объектов, путем случайного комплектования. Объекты могут быть расположены на карточке как полностью, так и частично, это заставляет игроков всматриваться пристальнее, вспоминать, как выглядел объект в приложении. Всего изготовили 55 игральных карточек и это уже не случайно. Во-первых, наш регион имеет 55 код субъектов РФ, а во-вторых в похожей игре «Дубль», которая легла в идею проекта, тоже 55 карт. [7]
4.2. Правила игры
Перед началом игры необходимо ознакомиться со словарём терминов и приложением, где приведены все 28 объектов: названием, рисунок, краткое описание. Во время игры очень важно называть объект именно так, как он обозначен в приложении, иначе право забрать карту переходит игроку, который назвал объект правильно.
Играть в «Мой регион 55» могут от 2 до 10 человек в зависимости от выбранного варианта игры. Мы разработали три варианта правил:
Базовый
Игроки садятся по кругу, от двух и более, в центре колода карт рубашкой вниз. Каждый берет себе по одной карте и кладет перед собой также рубашкой вниз. Затем по команде все игроки начинают искать соответствие на своей карте и карте в центральной колоде. Как только кто-то нашел объект-соответствие, он должен указать на него и громко назвать. Назвавший забирает эту карту из центральной колоды в свою стопку, причем кладет сверху уже имеющейся все также рубашкой вниз. Теперь искать соответствие он будет уже с новой карты, остальные с той, которую взяли при раздаче. Дальше игра продолжается по такому же принципу пока не будут разобраны все карты центральной колоды. После этого каждый игрок считает, сколько карт он смог набрать за время игры. Побеждает тот, кто больше набрал карт.
Жадина
В данной варианте играют от трёх человек и больше, лучше большой компанией. Игроки садятся по кругу, все карты раздаются рубашкой вниз игрокам поровну, лишние убираются в сторону. Последняя карта рубашкой вверх. По команде верхние карты переворачиваются и игроки начинают искать соответствие на карте соседа и своей карте. Найдя соответствие, нужно громко его назвать и указать пальцем, карту соседа забрать себе. Игра продолжается по такому же принципу пока не останется 2 игрока. После этого каждый игрок считает, сколько карт он смог набрать за время игры. Побеждает тот, кто больше набрал карт.
Башня
Игроки садятся по кругу, от двух и более. Все карты раздаются игрокам поровну, одна в центре, все карты рубашкой вверх. Лишние – в сторону или под центральную карту. По команде игроки ищут соответствие на своей карте и центральной. Найдя соответствие, нужно громко его назвать и указать пальцем, карту из своей колоды нужно положить в цент поверх прежней. Игра продолжается по такому принципу, играющие должны находить соответствие и избавляться от своих карт. Побеждают те, кто остались без карт (Приложение 2).
Бюджет проекта
Мы рассчитали стоимость игры «Мой регион 55». Наш набор состоит из 55 карт, инструкции с правилами игры и информационного приложения. Результаты оформили в таблицу 2
Стоимость настольной игры «Мой регион 55»
Таблица 2
|
№ |
Наименование |
Количество |
Цена |
Стоимость |
|
1 |
Альбом для рисования |
1 шт |
147 р |
147 р |
|
2 |
Цветные карандаши |
1 упаковка |
105р |
105р |
|
3 |
Плотные листы для принтера |
2 упаковки |
170 р |
340р |
|
4 |
Коробка |
1 шт |
98 р |
208 р |
|
5 |
Брошюровка |
120р |
120р |
|
|
Итого: |
920 р |
|||
Заключение
Работа над созданием настольной игры заняла три месяца. Наша цель достигнута – нам удалось создать настольную игру, которая позволит не просто познакомить участников с уникальными объектами Омской области, но и подготовиться к выполнению заданий ВПР окружающего мира. В задании № 10 ВПР по окружающему миру (Приложение 3) ежегодно требуется показать знание родного края, например, назвать достопримечательности своего региона, памятники природы или культуры.
Насколько эффективна игра «Мой регион 55» при подготовке к ВПР мы узнаем в конце этого учебного года. А пока я с удовольствием рассказываю о своей игре четвероклассникам, показываю правила игры. Школьные перемены теперь стали интереснее.
Перспективы развития проекта
Наша игра пользуется популярностью среди четвероклассников, пятиклассников. Всё больше моих друзей выбираю усложненный вариант правил игры. Теперь мне хочется разработать аналогичную игру, где содержание будет построено на объектах Москвы, столицы России. Варианты правил тоже планирую разнообразить, а вернее усложнить до 6 уровней.
Список использованных источников и литературы
Герасикова, Е. Н. Рынок настольных игр: тенденции и способы продвижения / Е. Н. Герасикова, Е. Н. Родина, Г. А. Шпакова. – Новосибирск :СибАК, 2018. – 60 с
Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр / Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная // Психологическая наука и образование. – 2011. – №2. – с. 76.
Черенкова, Е. Лучшие настольные игры для детей и взрослых: моногр. / Е. Черенкова. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2020. - 192 c.
Виды и особенности настольных игр. : [сайт]. –URL: https://clck.ru/Nsk3q (дата обращения: 21.12.2023).
Виды настольных игр. : [сайт]. – URL: https://clck.ru/Nsk4r (дата обращения: 20.12.2023).
Как научиться дизайну и разработке настольных игр. : [сайт]. – URL:https://clck.ru/NskLN (дата обращения: 16.12.2023).
Самые популярные жанры настольных игр у отечественных разработчиков. : [сайт]. – URL: https://clck.ru/Nsker (дата обращения: 12.12.2023).
Приложение 1
Результаты опроса
Приложение 2
Наглядное содержание настольной игры «Мой регион 55»