Ведение
Мой город Нижний Тагил - всемирно известный промышленный металлургический центр с богатой историей. Очень часто на его улицах можно встретить небольшие группы туристов, которые с увлечением слушают экскурсовода.
Актуальность моего проекта обусловлена возрастающим интересом тагильчан и гостей города к его истории и экологии.
Любовь к родному городу начинают прививать юным тагильчанам в детском саду и в школе. Беседы о нашем городе внутри семьи, способствуют возникновению направлений, таких как семейный туризм или семейный отдых.
В Нижнем Тагиле существуют обзорные экскурсии и пешеходные маршруты по городу, посвященные истории Демидовых и промышленной тематике, современному развитию города и его экологии. Представленные пешеходные маршруты по городу в основном предназначены для возрастной категории 12 +, имеют историческую или экологическую направленность.
Проблема исследования
Отсутствие городских пешеходных экскурсий с условиями для комфортного и безопасного отдыха семей с детьми в возрасте 6+, с образовательными элементами, которые помогут участникам узнать больше о природе, истории и культуре Нижнего Тагила и создать атмосферу, способствующую общению и взаимодействию между членами семьи, и укреплению семейных связей.
Новизна проекта заключается в комплексном подходе к созданию продукта, объединяющего историю, экологию и культуру родного города, представленного в виде пешеходной семейной экскурсии в цифровом формате, которая предназначена как для самостоятельного освоения маршрута, так и с экскурсоводом.
Цель проекта – создание уникального экскурсионного продукта в цифровом формате, объединяющего исторические факты, экологические аспекты и культурное наследие, который будет выполнять социальную функцию - укрепление семейных связей, через взаимодействие между членами семьи в рамках общего интереса.
Уникальность продукта заключается в использовании семьями с детьми цифрового формата пешеходной экскурсии, предназначенной для возрастной категории 6+, с возможностью самостоятельного освоения маршрута.
Задачи проекта:
Исследовать маршрут:
- выявить ключевые точки интереса семей с детьми к объектам города;
- оценить доступность и безопасность маршрута.
Отобрать и изучить литературу, ресурсы, экскурсионные объекты.
Разработать программу экскурсии, включающей в себя текстовую информацию и аудиозаписи, адаптированные под возрастную категорию 6+, иллюстрации.
Создать буклет и цифровой формат экскурсии в социальной сети ВКонтакте, которые помогут участникам ориентироваться и получать информацию об объектах экскурсионного маршрута.
Поиск партнеров: образовательные учреждения и культурные учреждения для привлечения большего числа участников.
Считаю, что создание пешеходной семейной экскурсии в одном из самых популярных мест отдыха тагильчан, которая доступна в любое время для самостоятельного освоения маршрута без экскурсовода, будет способствовать поддержанию крепких отношений в семьях, а также будет является важным шагом в развитии местного туризма.
Обзор литературы
Для работы над проектом использована литература из собрания Краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и источники из сети Интернет. Требования и правила составления и оформления экскурсии, которые использовались в проекте рассматриваются в учебно-методическом комплексе «Туризм и гостеприимство» [1]. Для анализа существующих пешеходных экскурсионных маршрутов собрана информация из электронных ресурсов [3], [5], [10]. Об объектах разрабатываемого экскурсионного маршрута найдена информация в различных источниках:
о возникновении Нижнетагильского пруда, его географических особенностях, назначении и использовании представлена информация в книге Пичугина А.Л. «Горы и реки Тагила» [6];
о появлении Парка культуры и отдыха им. А.П. Бондина в публикации Котиной Г.М. «Сады и парки старого Тагила» [2];
о судоходстве на реке Тагил и первом параходе в Нижнем Тагиле в публикации Ставцева Е.М. «Пароход «Тагил» - Пароход-долгожитель» [7];
о развитии парусного спорта на Тагильском пруду в статье Хлопотова С.И. «Свежий ветер наполнял нам паруса» [11];
об обитателях Нижнетагильских водоемов в публикации Мартыненко Т.Л. «Обитатели Нижнетагильских водоемов» [4];
о строительстве плотины и возникновении Нижнего Тагила, как заводского поселка в публикации «Тагильские истории. Плотина: старинная душа завода» [9].
Отдельного внимания заслуживает книга «Тагил достопримечательный» [8]. Книга, представляет собой уникальное исследование культурного и исторического наследия города Нижний Тагил. Здесь описаны не только достопримечательности Тагила, но и история формирования этого региона, его быта, традиций. Именно в этой книге почерпнуты ключевые моменты по содержанию текстовой части разрабатываемой экскурсии.
Глава 1
Анализ области исследования
Перед началом работы над проектом было проведено анкетирование одноклассников и их семей, которое показало, что наибольший интерес вызывает информация о культурно-историческом центре нашего города, а именно - Тагильский пруд и Парк культуры и отдыха имени А.П. Бондина. Результаты анкетирования представлены в Приложении 1.
Прогулка-экскурсия не должна превышать по длительности 45 минут.
В ходе работы над проектом проведен анализ существующих в Нижнем Тагиле пешеходных экскурсий по культовым местам культурно – исторического центра города с интересующей нас возрастной категорией 6+.
Главный пешеходный маршрут «Малахитовая линия», представленный Центром развития туризма, сразу пришлось исключить из списка рассматриваемых, так как из-за сложности и объема представленной информации, а так же длительности прохождения в 2 – 3 часа, он не относится к возрастной категории 6+. Источником информации послужил электронный ресурс [3].
Спектакль – прогулка «Променад. Тагил» Нижнетагильского театра кукол практикует в качестве зрителей детей младшего школьного возраста. Но длительность прогулки, которая составляет 1,5 часа, делает её сложной для прохождения семьями с маленькими детьми. Источником информации послужил электронный ресурс [10].
Нижнетагильский музей – заповедник «Горнозаводской Урал» представляет три экскурсии для возрастной категории 6+: «По улицам старой Выи», «Деревья в городе», «Нижнетагильский пруд и его обитатели». В связи с чем, данные пешеходные экскурсии получили в проекте более детальный анализ.
Пешеходная экскурсия «По улицам старой Выи» - это путешествие по улицам старейшего района города. В ходе экскурсии можно узнать где находился нулевой километр Нижнего Тагила, усыпальница заводчиков Демидовых и первая российская железная дорога. Старт от историко-краеведческого музея «Дом Черепановых», ул. Верхняя Черепанова, 1. Длительность 60 - 80 минут. Источником информации послужил электронный ресурс [5].
Пешеходная экскурсия«Деревья в городе». На экскурсии в центре города расскажут об особенностях озеленения территории Нижнего Тагилаи основных видах древесных пород, которые украшают улицы. Старт от Музея природы и охраны окружающей среды, проспект Ленина, 1 а. Длительность 45 минут. Источником информации послужил электронный ресурс [5].
Пешеходная экскурсия «Нижнетагильский пруд и его обитатели» наиболее близка по предпочтениям анкетируемых семей. Рассмотрим её более детально.
Старт от Музея природы и охраны окружающей среды, проспект Ленина, 1 а. Длительность 45 минут. Во время экскурсии можно познакомится с историей возникновения Нижнетагильского пруда, его роли в жизни города и о его растениях и обитателях. Для анализа маршрута и информации, представляемой на экскурсии, была проведена встреча и беседа с экскурсоводом, научным сотрудником Музея природы и охраны окружающей среды - Пономарёвой Светланой Вячеславовной. По словам экскурсовода, программа экскурсии имеет экологическую направленность с элементами истории возникновения города.
Рассмотрим маршрут данной экскурсии (Рис.1).
Рис. 1
Старт: Музей природы и охраны окружающей среды.
Информация, предоставляемая экскурсантам, содержит данные о том, с какого времени на карте появилось изображение реки Тагил, почему наш город называется Нижний Тагил.
Остановка 1: Памятник танку Т-34. Экскурсовод предлагает обратить внимание экскурсантов на стоящие рядом с памятником голубые ели.
Информация, предоставляемая экскурсантам, содержит данные о том, когда и кем были высажены ели.
Остановка 2: Здание Историко-краеведческого музея.
Информация, предоставляемая экскурсантам, содержит данные о том, что находилось на месте, где находятся экскурсанты несколько веков назад; о народах, населяющих Урал; в каком году был основан наш город и как он появился; что раньше находилось в здании Историко-краеведческого музея.
Остановка 3: Площадка с выставкой горнозаводского оборудования.
Информация, предоставляемая экскурсантам, содержит данные о том, как и для чего появился наш город; что означает слово «завод», что за оборудование представлено на выставке.
Финиш: Площадка на здании лодочной станции.
Информация, предоставляемая экскурсантам: как появился наш пруд, плотина и для чего была нужна энергия падающей воды. Размеры пруда. Пруд – место отдыха тагильчан. Как появился парк на берегу пруда. Использование пруда в современное время. Обитатели пруда, растения, птицы. Роль Нижнетагильского металлургического комбината в оздоровлении пруда и заселение рыбой.
Анализ литературы и источников из сети Интернет в Главе 1 настоящего проекта по данной проблеме показал, что в пешеходной экскурсии «Нижнетагильский пруд и его обитатели» не освещенными остались некоторые факты, раскрывающие тему Нижнетагильского пруда и части объектов, которые мы видим с набережной в парке им. А.П. Бондина:
инженерные особенности плотины. Секреты работы плотинного мастера;
история Лисьей горы и сторожевой башни;
возрожденный Храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского. История и архитектура;
судоходство Тагильского пруда и легенда о затонувшем параходном судне Тагил;
картины художников, которые помогают воспринять красоту городского пруда;
роль пруда, которую он сыграл в культурной и спортивной жизни тагильчан.
Вывод. На основании изученной информации можно сделать вывод, что продуктом проекта должна быть семейная пешеходная экскурсия вдоль Тагильского пруда с удобным маршрутом для отдыха. Экскурсионная программа представит не только популярные темы, которые раскрыты в существующих экскурсиях, но и малоизвестные факты и информацию, которая была определена в ходе анализа литературы и источников из сети Интернет. Программа объединяющая исторические факты, экологические аспекты и культурное наследие должна содержать информацию, адаптированную для возраста 6+. Продолжительность экскурсии не должна составлять более 45 минут. Формат экскурсии – цифровой, предназначен, как для самостоятельного прохождения маршрута, так и с экскурсоводом.
Глава 2
Сравнительный анализ двух вариантов маршрутов
Для оценки доступности и безопасности маршрута разрабатываемой экскурсии был проведен сравнительный анализ двух вариантов маршрутов. Рассмотрим варианты маршрутов (Рис.2).
Рис. 2
Вариант 1. Для прохождения экскурсии необходимо подъехать к зданию Историко-краеведческого Музея. Это возможно сделать на личном и общественном транспорте. Старт экскурсии – в районе Лодочной станции, где можно детально рассмотреть строение плотины и прикоснуться к её телу. Движение происходит по набережной вдоль Лодочной станции в направлении Парка им. А.П. Бондина. Из парка открываются прекрасные виды на объекты, окружающие пруд. Основная часть экскурсии проводится в Парке, где есть возможность присесть и отдохнуть, купить воду. Данный маршрут безопасен и комфортен для семей с детьми.
Вариант 2. Для прохождения экскурсии необходимо подъехать к площади у подножия Лисьей горы. Это возможно сделать на личном и общественном транспорте (трамвай). Старт экскурсии – у памятника металлургам. В данном варианте использован маршрут с подъемом на вершину горы, благодаря чему, можно рассмотреть множество интересных объектов города, в том числе Музей-завод и плотину, оценить красоту и размеры пруда. С другой стороны, именно подъем в гору, делает данную экскурсию не безопасной для семей с детьми.
Вывод. Сравнительный анализ двух вариантов маршрутов разрабатываемой пешеходной экскурсии показал преимущество Варианта 1 в доступности и безопасности маршрута. Принимаю к дальнейшей разработке Вариант 1.
Глава 3
Создание экскурсии
В ходе разработки пешеходной семейной экскурсии были выполнены следующие этапы работы:
Определение цели и задач экскурсии.
Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Отбор литературы и составление библиографии.
Определение других источников экскурсионного материала.
Составление текстовой и иллюстративной части, а также аудиозаписей.
Проведение хронометража экскурсионного маршрута.
Размещение материалов экскурсии в социальной сети ВКонтакте.
Разработка буклета экскурсии.
Тестирование экскурсионного продукта.
Взаимодействие с образовательными и культурными учреждениями для привлечения большего числа участников.
В соответствии с выбранным маршрутом определено название экскурсии - «Через века. Путешествие вдоль Тагильского пруда».
Цель экскурсии: Погрузить детей от 6 лет и их родителей в увлекательное путешествие по Тагильской набережной. Рассказать об истории возникновения водоёма , раскрыть современное значение Нижнетагильского пруда , обратить внимание на экосистему и достопримечательности .
Задачи:
развивать интерес к истории Нижнего Тагила, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
расширить кругозор в области истории, культуры, экологии родного города;
воспитывать бережливое отношение к культуре, историческим ценностям Нижнего Тагила;
развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края;
развивать уважительное общение и взаимодействие ребенка со взрослыми, внутри семьи или внутри группы семей.
Для детального рассмотрения существующей пешеходной экскурсии «Нижнетагильский пруд и его обитатели» проведена беседа с экскурсоводом, научным сотрудником Музея природы и охраны окружающей среды Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» - Пономарёвой Светланой Вячеславовной. Обсуждение экскурсии «Нижнетагильский пруд и его обитатели» помогло определить важные отличительные характеристики разрабатываемой экскурсии по теме Нижнетагильского пруда:
маршрут;
программа;
формат.
Рассмотрим маршрут нашей экскурсии (Рис.3)
Рис.3
Для составления программы экскурсии были отобраны объекты, отмеченные при обходе маршрута и обладающие:
познавательной ценностью; известностью; выразительностью; хорошим обзором.
К таким объектам маршрута относятся:
Пруд. Плотина. Лисья гора и сторожевая башня. Парк культуры и отдыха им. А.П. Бондина. Храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского.
Информация об объектах представлена в экскурсии в последовательности по ходу движения по маршруту.
Для отбора информации по экскурсионным объектам проанализирована подборка литературы, предоставленная Краеведческой библиотекой Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и источников сети Интернет. Анализ представлен в Главе 1 настоящего проекта.
Далее составлен список литературы.
Следующим этапом работы стало составление текста экскурсии и подбор иллюстраций.
Информация, полученная из источников, была адаптирована для полноты восприятия и понимания детьми возрастной категории 6+:
сложные определения заменены на простые пояснения;
даты преобразованы в текст по методу обратного отсчета (например, «более 200 лет назад»).
Чтобы заинтересовать участников экскурсии и разбудить их воображение, применены следующие приемы:
прием заданий, когда в тексте экскурсии идет обращение с определенным вопросом, на который нужно ответить;
прием переключения внимания: после наблюдения объекта, участники по предложению аудиогида переносят свой взгляд на другой объект;
приемы, построенные на описании внешнего и внутреннего вида объекта и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации;
прием зрительного воссоздания, когда появляется возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.
Выполнены логические переходы от одного объекта к другому для возможности передвижения по маршруту, от одной остановки к другой, превратив экскурсию в настоящее путешествие.
Далее текстовый материал был проиллюстрирован фотографиями и изображениями объектов, событий, картин. Фотографии представлены в виде архивных и современных изображений, которые находятся в свободном доступе в сети Интернет.
Следующим этапом работы стало озвучивание текста и подготовка аудиозаписей к размещению на электронном ресурсе. Аудиозапись производилась на телефон.
Далее проведен контрольный хронометраж для того, чтобы проверить за какое время будет пройден маршрут экскурсии. Маршрут экскурсии был пройден в определенное в задачах проекта время – 45 минут.
После чего, я создал специальную группу с экскурсией в социальной сети ВКонтакте, придумал оформление и разместил подготовленный цифровой материал. Сохранил QR-код со ссылкой на экскурсию для размещения на буклете.
Информация на электронной площадке размещена в двух вариантах: в виде текста и аудиозаписи, благодаря чему она стала доступной для людей с ограниченными возможностями.
Буклет выполнен в программе CorelDraw. Он содержит краткое описание экскурсии, карту маршрута и QR-код для получения информации об экскурсионных объектах.
Распечатанные буклеты переданы для раздачи детям в школу №100 и в филиалы №5 и № 18 Центральной городской библиотеки.
Проведено тестирование экскурсионного продукта на своей семье. Состав семьи: родители, двое детей - 9 и 10 лет. Результаты тестирования:
подтверждена актуальность комплексного подхода к созданию экскурсионного продукта, объединяющего исторические, экологические и культурные аспекты. Такой подход вызвал интерес всей семьи к информации и объектам экскурсии;
выявлена эффективность цифрового формата пешеходной экскурсии, так как воспользовавшись QR-кодом из буклета, каждый из нас смог увидеть информацию на своем телефоне;
данное совместное проведение досуга и изучение родного края понравилось всем членам семьи;
маршрут пройдет легко и комфортно.
Вывод. Ключевые факторы, определяющие качество пешеходной экскурсии,– это продуманный маршрут, обеспечивающий визуальное разнообразие и комфорт, поддержание интереса на протяжении всего путешествия, доступность информации для понимания участниками, эффективный иллюстративный материал.
Заключение
Проект по созданию экскурсионного продукта в цифровом формате успешно достиг поставленной цели, что подтверждается выполнением всех обозначенных задач.
Целью проекта было создание уникального экскурсионного продукта в цифровом формате, объединяющего исторические факты, экологические аспекты и культурное наследие, который будет выполнять социальную функцию - укрепление семейных связей, через взаимодействие между членами семьи в рамках общего интереса.
Достигнутые результаты:
Исследование маршрутов и анкетирование позволило определить наиболее значимые объекты для семей с детьми, обеспечив их высокую доступность и безопасность. Это было достигнуто путем анализа ключевых точек интереса, таких как музеи, парки и памятники архитектуры, а также оценки транспортной доступности и безопасности каждой из них.
Глубокое изучение материалов и ресурсов обеспечило основу для создания экскурсионной программы, адаптированной под возрастную категорию 6+ , что значительно улучшило восприятие информации детьми.
Разработка программы экскурсии включила в себя интересные, малоизвестные факты и красочные иллюстрации, что сделало процесс прохождения маршрута увлекательным для детей и взрослых. Программа была построена на основе методических рекомендаций, что способствует лучшему усвоению информации.
Создан буклет и цифровой формат экскурсии в социальной сети ВКонтакте. Это позволило участникам при тестировании продукта легко ориентироваться в маршруте и получать актуальную информацию об объектах экскурсионного маршрута. Буклет оформлен ярко и привлекательно. В нем распложена карта маршрута с QR-кодом, что сделало его удобным для использования. ВКонтакте была создана специальная группа, где размещены фотографии, видео, текст экскурсии, аудиозаписи и дополнительные материалы.
Сотрудничество со школой №100, с филиалами №5 и № 18 Центральной городской библиотеки дало возможность привлечь большее количество участников, что способствовало популяризации экскурсионного продукта.
В результате выполнения всех задач, был создан уникальный экскурсионный продукт в цифровом формате, который не только обогатит знания детей о культурном, историческом наследии города и его экологии, но и будет способствовать укреплению семейных отношений через совместное мероприятие и отдых.
В перспективе дальнейшее развитие проекта:
Оценить эффективность и успешность проекта. Собрать отзывы участников после прохождения экскурсионного маршрута в теплое время года. По результатам оценки определить требуется ли дальнейшее улучшение и адаптация программы. Внести необходимые изменения.
Продолжить поиск партнеров среди образовательных и культурных учреждений для дальнейшей популяризации экскурсионного продукта.
Рассмотреть возможность интеграции с другими цифровыми платформами и сервисами для расширения аудитории.
Проект стал для меня отличной возможностью применить свои новые знания и навыки на практике, получить новый опыт. Работая над проектом, я научился исследовать и анализировать информацию, преобразовывать её в понятный материал, научился создавать информативные материалы для буклета и цифровой экскурсии. Я осознал, что моя работа может приносить пользу обществу. Так как экскурсия, созданная мной, укрепляет семейные связи, развивает интерес к истории, культуре, экологии города и способствует образованию моих сверстников. Размещение моей экскурсии в социальной сети расширит аудиторию и будет способствовать развитию местного туризма.
Список литературы
Ганский В.А., Вовнейко Е.В. Экскурсоведение: учебно-методический комплекс для студентов спец. 1-89 01 01 «Туризм и гостеприимство» / В.А. Ганский, Е.В. Вовнейко; под общ. ред. В.А. Ганского. –Новополоцк: ПГУ, 2012. – 254 с.
Котина Г.М. Сады и парки старого Тагила./ Публикация // tagil-press.ru [электронный ресурс]. - URL: https://tagil-press.ru/publications/32761/sady-i-parki-starogo-tagila (08.02.25).
Малахитовая линия | Нижний Тагил | Пешеходный туристический маршрут по городу // www.malahitline.ru [электронный ресурс]. - URL: //https://www.malahitline.ru (06.02.25).
Мартыненко Т.Л. «Обитатели нижнетагильских водоемов» / Тагильский мередиан. Географический журнал. №5.; Ежегодный научно-популярный, публицистический и историко-краеведческий журнал: Нижнетагильское местное отделение РГО, 2021 г.; ред. Д.А. Скупкин. - Нижний Тагил: Издательство: «Репринт», 2021 – 230 с.
Музей //museum-nt.ru/ [электронный ресурс]. - URL: https://museum-nt.ru (06.02.25)
Пичугин А.Л. Горы и реки Тагила. [Текст]: Тагильский край. Географо-краеведческий словарь. /Андрей Пичугин/; ред. О.Н. Рукавишникова. Нижний Тагил: Издательство «Репринт», 2014, - 260 с., цв. ил.
Ставцев Е.М. Публикация «ПАРОХОД «ТАГИЛ» – ПАРОХОД-ДОЛГОЖИТЕЛЬ //Нижнетагильский музей заповедник «Горнозаводской Урал»: [электронный ресурс].- URL: https://museum-nt.ru/content/science/publications/detail.php?ELEMENT_ID=2889 (14.02.25).
Тагил достопримечательный. Путешествие по культурным ландшафтам и памятникам индустриального наследия Нижнего Тагила: сборник статей/ авт.-сост. Иван Григорьевич Семенов; руководитель проекта – Меркушева Э.Р.; редактор – Халяева О.В.; ред.: Клат С.А., Фахретдинова А.Х.; Нижнетагильский музей – заповедник «Горнозаводской Урал». – Нижний Тагил: Танкопедия, 2018 – 300 с.: фото ил. – ISBN 978-5-9500518-5-2/
Тагильские истории. Плотина: старинная душа завода. // historyntagil.ru [электронный ресурс]. -URL: http://historyntagil.ru/history/tagil_labirint_2017_07_15.htm (12.02.25).
Театр кукол | Нижний Тагил //teatrkukol-nt.ru [электронный ресурс]. - URL:-https://teatrkukol-nt.ru (06.02.25).
Хлопотов С.И. Свежий ветер наполнял нам паруса. / Тагильский краевед № 20 [Текст]: рукописный журнал краеведческого клуба: в 2-х ч. Ч.2 / Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал»; краеведческий клуб. Нижний Тагил, 2010. С.219-217: фотоил.
Приложение 1
Результаты анкетирования одноклассников и их семей.
Какие темы вам интересны в пешеходных экскурсиях для детей?
- История города
- Природа и экология
- Культура и искусство
2. О каком районе города или месте вам интересно было бы узнать во время семейной пешеходной экскурсии?
- Театральная площадь
- Парк им. А.П. Бондина и набережная Тагильского пруда
- Культурный центр по ул. Металлургов
3. Что для вас самое важное в семейной пешеходной экскурсии?
- Безопасность
- Узнать новые факты
- Возможность провести время вместе со своей семьёй
4. Готовы ли вы использовать цифровой формат экскурсии для самостоятельного прохождения маршрута?
- Да
- Нет
Приложение 2.1
Буклет. Сторона 1.
Приложение 2.2
Буклет. Сторона 2.
Приложение 3
Технологическая карта пешеходной экскурсии «Через века. Путешествие вдоль Тагильского пруда».
|
Мар шрут (подтема, раздел) |
Останов -ка |
Объект показа |
Время |
Подтемы и основные вопросы |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
Приветствие, знакомство с участниками. Вступление. Инструктаж. История появления Нижнетагильского пруда |
Старт. Место старта – площадка у Лодочной станции «Спартак» Пруд, плотина, завод |
нет |
8 мин. + переход 2 мин. |
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Меня зовут Максим Белорусцев. Сегодня я ваш экскурсовод. Наша экскурсия - путешествие посвящена одному из самых красивых объектов Нижнего Тагила – городскому пруду. Вы познакомитесь с историей появления пруда, его назначением и использованием со времён основания. А это более 300 лет назад! Я поделюсь с вами интересными сведениями об объектах, расположенных вокруг пруда и расскажу о его растениях и обитателях. Так же мы будем любоваться прекрасными видами, которые открываются с набережной Тагильского пруда. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Прошу вас соблюдать следующие правила во время экскурсии:
А сейчас мы начнем путешествие по нашему экскурсионному маршруту. Мы с вами находимся на месте старта экскурсии – у причала лодочной станции «Спартак». А раньше, более 300 лет назад, до появления пруда на этом месте находился лес. Посмотрите, пожалуйста, какой большой и красивый наш городской пруд! Он является прежде всего водохранилищем. А что же такое водохранилище? Ребята и родители, отвечайте. А если не знаете, я вам помогу. Само слово «водохранилище» помогает нам понять, что это хранилище воды. Водохранилище - водоём, созданный руками человека. Наше водохранилище образовано на реке Тагил. Напомню, что по одной из версий, название реки Тагил, вероятно, появилось из татарского и означает: «Таг» — «еще» и «ыл» — «река»; «таг-ыл» — «еще река». Вернемся к нашему водоёму. Он создан для накопления и хранения воды, и её использования в народном хозяйстве. Тагильчане называют водоём прудом. Когда и как он появился? На Урале было много месторождений руды. На нашей горе Высокой обнаружили руду более 300 лет назад. Спустя 30 лет после находки был построен Нижнетагильский чугуноплавильный и железоделательный завод, где эту руду плавили. Посмотрите, пожалуйста, направо. Мы с Вами видим доменные печи этого завода. Чуть больше 260 лет работал Нижнетагильский металлургический завод. Он перестал действовать более 30 лет назад и стал первым заводом-музеем в России. Для выпуска металла нужна была энергия. В производстве использовалась энергия падающей воды, которая поступала из Тагильского пруда. Она приводила в действие заводские механизмы. Прежде чем перекрыть реку Тагил, дно будущего пруда выровняли, вырубили все деревья и кустарники, росшие в этом месте. Подготовили площадку под завод. Её расположили ниже дна пруда, потому что вода должна была поступать к вододействующей турбине под напором. Турбина увеличивала энергию и передавала её на заводские механизмы. Когда была готова площадка, мастеровые и плотинный мастер (это человек, который создавал чертежи и руководил строительством плотины, а так же следил за всем водным хозяйством), перекрыли реку Тагил около Лисьей горы плотиной. Получился водоем очень обширный в своих размерах, в глубину с трехэтажный дом. Тело плотины состояло из земли, деревянных ряжей (срубов) и каменной кладки. Ряжи были выполнены из стволов лиственницы, которая не гниёт в воде, а наоборот, каменеет. Почти сто лет назад произошло сильное наводнение и плотина была разрушена. Ее восстановили из железобетона. Каковы же размеры плотины? Во времена её строительства длину измеряли в саженях. Ребята и взрослые, кто из вас знает чему равен сажень в метрах? Сажень равен примерно 2 м. Построенная на реке Тагил плотина была длиной 104 сажени (224 метра), шириной — 25 саженей (54 метра), высотой —5 саженей (10 метров). К телу плотины вы можете прикоснуться рукой, пройдя далее по маршруту к нашей следующей остановке. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! А сейчас мы с вами пройдем далее вдоль берега пруда и познакомимся с его красивыми видами. |
|
|
Пруд-одно из живописных мест в Нижнем Тагиле. |
Остановка №1. |
Пруд, Лисья гора |
6 мин + переход 2 мин. |
Уже тогда, много лет назад, пруд использовали не только для заводского назначения, но и для отдыха. Существуют сведения, что нашим прудом любовался будущий император Александр II, который свыше 180 лет назад посетил Тагил (в то время наш город был заводским поселком). Внимание Александра II привлек не только пруд, но и высокая гора с обсерваторией, вся в ярком огне бесчисленного множества свечей. Ребята и родители, а как вы считаете, какая гора привлекла внимание будущего императора? Кончено, это Лисья гора. Обратите внимание какой красивый вид открывается на гору! Когда-то у подножия Лисьей горы находился птичий рынок. Побродив между прилавками и телегами с товаром, тагильчане поднимались на заросшую травой гору, с которой открывался прекрасный вид на окрестности. Полезных ископаемых в ней нет, зато учёные выяснили, что это - не просто гора, а вершина настоящего вулкана, потухшего миллионы лет назад. Ещё в самом начале истории города Демидовы – владельцы тагильских заводов, приказали установить на вершине горы деревянную будку. Дозорные, дежурившие там, следили, не вспыхнет ли где пожар. Около 200 лет назад на месте этой сторожки поднялась уже каменная башня (на одной из чугунных плит читается дата – 1818 год). Если где вспыхивал пожар – на башне тревожно бил колокол. О том, в какой части Тагила вспыхнуло пламя, сообщали висевшие красные кожаные шары. Вскоре после строительства башни, рядом с ней, появилась самая настоящая обсерватория. Её поставили, чтобы наблюдать за приближением кометы Галлея – явления редчайшего, которое случается раз в 100 лет. 10 лет назад в башне был торжественно открыт самый маленький музей России, где рассказывают о истории этого сооружения. На склонах Лисьей горы проводятся массовые гулянья, сюда приходят просто посидеть, глядя на городские виды. – А почему она названа Лисьей? Одни говорят, что тут было много лисиц. Другие считают, что гора получила свое название от напоминающих лисьи хвосты дымов Демидовского металлургического завода. Есть третья версия. Считают, что вначале гора звалась Лысой – деревьев-то на ней нет. Как бы ни было, а гора с башенкой стала настоящим символом Нижнего Тагила. Наш пруд изображали многие художники. Например: Продолжаем наше путешествие и прогуляемся дальше к следующей остановке, уже по территории парка, который был заложен более 200 лет назад и назывался он Господским садом. |
|
|
Господский сад на берегу пруда. |
Остановка № 2. |
Парк |
3 мин + переход 2 мин. |
В Господском саду могли гулять только господа Демидовы и управляющие их заводами. В саду была большая застекленная оранжерея, в которой выращивались ранние овощи, редкие экзотические растения и цветы. Также здесь располагались павильоны, здание бильярдной, а искусственный холм украшала деревянная беседка. Более 150 лет назад парк стал доступнее. Здесь уже могли отдыхать тагильские служащие и купцы. Около 100 лет назад Господский сад получил название Городской парк. По воспоминаниям жителей нашего города парк поражал своими размерами, вдоль берега пруда росли редкие кусты розовой жимолости. На территории парка были расположены уютные аллеи, по сторонам которых стояли скамейки. В парке был построен деревянный летний театр. Главный вход в парк — с улицы Уральской. В наше время парк является любимым местом отдыха тагильчан. Он носит имя тагильского писателя Алексея Петровича Бондина, памятник которому расположен на территории парка. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Наше путешествие продолжается. Пройдемся неспешно и остановимся в месте, откуда открывается вид на Храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского, который находится в запрудной части города, на Гальянке. |
|
|
Богатырский образ Храма во имя Святого благоверного князя Алек -сандра Нев -ского. |
Остановка № 3. |
Храм |
2 мин + переход 2 мин. |
Поставленный необычайно эффектно, храм восхищает своими могучими, крупными формами, с высоким шатровым завершением. Он вызывает в памяти образ богатырской силы. Своим внешним обликом он напоминает одноименную церковь русской миссии в Париже. Автор тагильской церкви – архитектор Томас Фомич Нельсон- Гирст. Храм возведен на пожертвования бывших крепостных и мастеровых демидовских заводов в память отмены крепостного права более 160 лет назад. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Вернемся к нашему прекрасному пруду. Ответьте, пожалуйста, как вы думаете, плавали ли по Тагильскому пруду суда или даже пароходы? А чтобы об этом узнать, пройдем с вами дальше - к площади перед колесом обозрения. Здесь будет наша четвертая остановка. |
|
|
Судоходство Тагиль-ского пруда. Пер -вый паро –ход. |
Остановка № 4. |
Пруд |
4 мин + переход 2 мин. |
Существуют сведения, что 160 лет назад по пруду ходил пароход «Тагил». Его история интересна и увлекательна. Многие считают его первым пароходом, построенным на Нижнетагильском заводе. О нём содержатся сведения в различных исторических источниках. Из них следует, что пароход «Тагил» почти 80 лет находился на плаву, поэтому его по праву можно назвать настоящим долгожителем и свидетелем многих исторических событий. Он имел паровую машину, которая приводила в движение большие гребные колёса по обеим сторонам от палубы. Пароход был предназначен для буксировки дров и брёвен для заводских нужд, а также для перевозки пассажиров. Несмотря на своё рабочее назначение, пароход выглядел привлекательно. Он был окрашен в белый и голубой цвета, на перилах крепились спасательные круги и багры с шестами, которые использовались при швартовании. На пароходе всегда поддерживалась чистота и порядок. Летом в выходные дни и в большие праздники устраивались катания на пароходе по Тагильскому пруду, причём богатая публика располагалась на палубах (задняя палуба была оснащена навесом от солнца и дождя), а остальным отводились места только на барже. Плата с пассажиров не взималась. В последнее время бытует мнение, что корпус парохода «Тагил» сохранился и лежит вот уже почти 100 лет на дне заводского пруда, прямо под горой Лисьей! Дорогие ребята и уважаемые взрослые! А наше путешествие продолжается. Мы движемся дальше вдоль пруда и я расскажу вам о том, какую роль играет пруд в культурной и спортивной жизни тагильчан. |
|
|
Пруд в культурной и спортивной жизни тагильчан. |
Остановка № 5. |
Пруд |
4 мин + переход 2 мин. |
Тагильский пруд всегда был излюбленным местом тагильчан для занятий водными видами спорта. В разные годы были открыты секции академической гребли и парусного спорта, появились лодочная станция, клуб моржей для любителей зимнего плавания, были устроены вышки для прыжков в воду. С одного берега на другой была организована городская переправа на весельных лодках. А 70 лет назад появился речной катер. Переправа пользовалась невероятной популярностью не только у жителей Гальянки. Вот уже более 50 лет городской пруд – это одно из популярных мест отдыха тагильчан. На его берегах появляются пляжи, работают пункты проката лодок. Водные прогулки по глади Тагильского пруда входят в моду у молодёжи. В летнее время, в погожие выходные дни акватория водоёма с утра до вечера наполнена лодками, катерами, водными велосипедами, сапами. Более 50 лет назад был создан Клуб юных моряков «Парус». Он стал настоящей легендой города. Теперь он продолжает свою деятельность в структуре Городского дворца детского и юношеского творчества. За время его существования в нём обучились азам морского дела (например, завязывать настоящий морской узел, управлять парусниками и знать устройство яхт) и научились управлять яхтой более 3000 юных тагильчан. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Прогуляемся дальше вдоль пруда и поговорим с вами об его растениях и обитателях. |
|
|
Растения и обитатели пруда. Заключение. |
Финиш |
Пруд |
6 мин |
Оказавшись у Тагильского водоёма в тёплое время года, мы можем наблюдать не только живописные виды, но и увлекательную жизнь его обитателей. На берегах можно увидеть листья и стебли камыша, тростника. Небольшая глубина позволяет этим растениям прикрепиться ко дну водоема. Среди них быстро снуют стрекозы. Так же здесь можно увидеть и крупных пауков. Можно здесь заметить и клопа-водомерку, который охотится на мушек и личинок комаров. К обитателям пруда относятся и различные жуки. Среди них - плавунец и водолюб. Некоторые из этих насекомых являются кормом для разнообразных рыб, которые в свою очередь привлекают и человека. Очень популярна у тагильчан зимняя рыбалка. И проезжая мимо пруда зимой, можно наблюдать множество палаток рыбаков. Городские службы заботятся об акватории пруда и его обитателях. Четыре года назад (в 2021 г.) в водоем выпустили свыше трех тонн мальков разнообразных видов рыб. Эта служит увеличению популяции рыб и оздоровлению пруда. Выросшие мальки превращаются в рыб, которые активно поедают вредные микроводоросли, тем самым они очищают пруд, препятствуют его заболачиванию и «цветению» воды в летний сезон. В настоящее время мы уже видим положительные результаты - повысилась прозрачность воды. Вот уже три года останавливаются у нас на отдых лебеди - шипуны. Они пополняют запасы энергии и отправляются дальше. Лебедь - шипун – это ослепительно-белоснежная птица, самый крупный представитель семейства лебединых. Отличается от других видов лебедей длинной изогнутой шеей и красным клювом с чёрным наростом на лбу и чёрным основанием. Лапы также имеют черную окраску. Самцы отличаются от самок более крупным размером всего тела и нароста на клюве. Лебедь-шипун занесён в Красную книгу Свердловской области. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! А вам посчастливилось видеть лебедей на нашем пруду? Давно обосновались на Тагильском пруду и утки, которые здесь прекрасно зимуют. Часто выходят на берег. Уток кормят посетители парка. Утки в природе питаются кореньями, водорослями, маленькими рыбками и насекомыми. Подойдет для корма уткам: ячменная крупа и пшено, картошка маленькими кусочками. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Именно здесь, рядом с музеем нашего земляка - тагильского писателя Алексея Петровича Бондина наше путешествие и экскурсия подошли к концу. Во время экскурсии вы познакомились с историей появления Нижнетагильского пруда, его назначением и использованием, интересными объектами, которые находятся на его берегах, а также с растениями и обитателями нашего водоема. Желаю вам хорошего настроения и приятного отдыха! Ваш экскурсовод Белорусцев Максим. |
|