Мудрец, советник, просветитель (жизненный путь моей прабабушки – Голенкиной Людмилы Фёдоровны)

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мудрец, советник, просветитель (жизненный путь моей прабабушки – Голенкиной Людмилы Фёдоровны)

Дмитриев В.Д. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Смирнова С.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном мире, где время идёт стремительно, каждый день приносит новые вызовы и обязанности, семейные ценности становятся ценным кладом, который помогает нам сохранять взаимопонимание, сближаться и создавать счастливые воспоминания. Для каждого человека семья - это самое ценное, что есть в жизни. Человек должен не только знать родственников, но и знать историю своего рода. История семьи - это корни, без которых человек не может существовать. В семье закладываются такие общечеловеческие ценности как чувство патриотизма, любви и уважения к близким, щедрости, ответственности за свои поступки.

Актуальность. Тема, которую я взял для исследовательской работы, актуальна, так как особый интерес к проблемам семейных ценностей появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.

Проблема. Сегодня мы стали свидетелями факта разрушения института семьи. Нет ничего ценнее того времени, проведённого вместе с семьёй и наполненного различными ритуалами и совместными действиями. Семейные традиции придают семье уникальность и неповторимость, отличая её от других, помогают ощутить и укрепить связь с родом и предками, способствуют созданию и укреплению связей между поколениями, передаче опыта и знаний, создают тёплые воспоминания и ощущение крепкого тыла, которые будут поддерживать нас в течение всей жизни.

Объект исследования: жизненный путь прабабушки.

Предмет исследования: профессиональная деятельность.

Цель работы: изучение жизненного пути моей прабабушки Голенкиной Людмилы Фёдоровны.

Задачи:

1. Изучить семейный архив (фотографии, документы, характеристики, грамоты, информация из газет).

2. Познакомиться с историей Дома творчества «Малеевка».

3. Проследить профессиональную деятельность моей прабабушки.

4. Взять интервью у моих родственников.

5. Осветить основные этапы жизни моей прабабушки и сохранить память о ней, как о человеке энциклопедических знаний, высокой культуры и с большим чувством долга к своей деятельности.

Методы исследования:

  1. Теоретический метод (изучение литературы, информация в Интернете).

  2. Эмпирический метод (наблюдение, интервьюирование).

  3. Метод описания для рассказа биографии о моей прабабушке.

Практическая значимость работы: данную исследовательскую работу можно использовать на уроках краеведения, классных часах, конференциях и внеурочной деятельности.

Краткий анализ литературы: в моей исследовательской работе используемую литературу можно разделить на три группы:

1 группа: архивные документы

2 группа: средства массовой информации (газеты и литературные источники)

3 группа: ресурсы Интернета.

Мудрец, советник, просветитель

2.1. Юные годы.

Изучив документы, вырезки из статей газет и журналов, я выяснил, что моя прабабушка, Людмила Фёдоровна Голенкина (девичья фамилия Соколова), родилась 24 ноября 1929 года в городе Москва в семье рабочих. Она представитель целой династии Соколовых и Лебедевых, трудившихся на Московском авиационном заводе №22 имени С.П. Горбунова. Ныне этот завод называется Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева. В ноябре 1941 года данный завод был эвакуирован в город Казань, куда и переехала семья Соколовых до конца Великой Отечественной войны.

По возвращении в Москву, моей прабабушке по семейным обстоятельствам пришлось в 16 лет пойти работать, а учиться в вечерней школе. В этом возрасте трудно было найти работу и её устроили на завод, где работал её отец, в отдел пропусков - кабинщицей в проходную. Ветераны завода ещё долго помнили юную, кареглазую, миниатюрную девчушку, встречавшую мастеровой люд в те далёкие, суровые и счастливые трудовые послевоенные годы. [4]

13 октября 1949 года вышла замуж за Голенкина Вениамина Яковлевича, а 24 ноября этого же года, в свой день рождения, родила дочь Ольгу, мою бабушку по папиной линии.

1 сентября 1951 года поступила на заочное отделение кафедры педагогики и психологии Московского городского педагогического института физического воспитания и параллельно принята на работу на должность старшего лаборанта. Была избрана профоргом своей группы, затем членом Ревизионной комиссии Месткома и являлась активным членом профсоюза, о чём свидетельствует характеристика с места работы и учёбы.

А в 1956 году, по окончании института, секретарь Союза писателей СССР Константин Васильевич Воронков, он же директор Литературного фонда СССР, пригласил Людмилу Фёдоровну принять участие в восстановлении Дома творчества писателей имени А. Серафимовича или, как привычно называют этот Дом, в "Малеевку". Так и началась её трудовая деятельность (почти в полвека) с 28 июня 1956 года в должности заведующей библиотекой. За многолетний и безупречный труд в Доме творчества была награждена многими грамотами, поощрениями и благодарностями.

2.2. Милая сердцу Малеевка.

Живописное местечко "Малеевка" расположено в ста километрах от Москвы, недалеко от Старой Рузы, среди лесов и двух искусственных прудов. В прошлом - земля графа Воронцова. До сих пор сохранились такие названия, как "Воронцовский лес", "Воронцовское поле". У графа Воронцова купил кусок земли небогатый купец Малеев (давший усадьбе своё имя). А в 1886 году имение в 22 гектара переходит в собственность редактору журнала «Русская мысль» Вуколу Михайловичу Лаврову. Им был построен новый дом, разбит сад. Журналист настолько был очарован чудным Рузским пейзажем, что навсегда переехал в Малеевку из Москвы. У нового владельца имения гостили Д. Мамин-Сибиряк, П. Мельников-Печёрский, неоднократно приезжал А.П. Чехов, бывал и Ф.М. Достоевский.

Начало новейшей истории Малеевки датируется 1927 годом. Именно тогда Пролитфонд заключил договор на аренду хутора для создания Дома творчества московских литераторов, но «эстафету» перехватил коллектив писателей. Они решили организовать творческую коммуну, взяв Дом на собственное содержание. Популярность Малеевки росла с каждым годом. Кроме «завсегдатаев» здесь гостили А. Толстой, А. Серафимович, Л. Пеньковский, М. Пришвин, В. Вересаев, А. Гайдар, А. Фадеев, К. Чуковский, Е. Евтушенко. Последние здания, очень напоминающие старинные дворянские усадьбы, были построены в 1956 году и переданы Союзу писателей СССР. [5]

С тех пор моя прабабушка принялась за организацию библиотеки. Пришлось начинать с нуля. Да и не только библиотеку – надо было восстановить летопись Малеевки, а она очень интересна. Замечательно, что в этом Доме очень бережно и внимательно относились к её истории. Много души, сил и времени отдавала любимому делу Л.Ф. Голенкина. Кропотливо и настойчиво она собирала и систематизировала страницы большого прошлого и настоящего Малеевки. В течение всей своей трудовой деятельности она составляла специальную картотеку. В неё были занесены имена литераторов, когда-либо посещавших этот уголок. Рядом с именем обозначались произведения, созданные здесь, год и место их создания. Многие карточки заполнялись самими авторами. В газете «Московский литератор» я прочитал такую заметку: «Недавно понадобилось уточнить, где и когда писал свои воспоминания известный писатель И. Соколов-Митков. Обратились к Л.Ф. Голенкиной, и она, открыв свою книгу-картотеку, сообщила год и месяц, когда он работал в Малеевке над этим прозведением». [6]

Фонд библиотеки насчитывал порядка пятидесяти тысяч томов справочно-библиографической и художественной литературы. Но были в библиотеке особые книги. Подобные им не встретишь ни в каком другом месте. Написаны они в самой Малеевке. В неё они и возвращались, только уже не в авторских рукописях, а в нарядных изданиях с дарственными надписями своих создателей. Это своего рода отчёт писателей о своей работе за тот период, который они провели в Доме творчества. Фонд таких книг насчитывал сотни экземпляров. Среди них – произведения А. Твардовского, Н. Тихонова, А. Суркова, Б. Ахмадулиной, С. Рассадина, Е. Весника, М. Левитина и многих других. Была в Малеевке одна любопытная традиция. В шкафах, обрамляющих библиотечный холл, среди дарственных книг, на первом плане стояли те, авторы которых в данное время жили и работали здесь. Так, книги как бы становились своеобразными визитными карточками. Благодаря им, вновь прибывший, пройдя по холлу и внимательно осмотрев содержимое шкафов, быстро узнавал, кто находится в это время в Малеевке. [7]

А сколько песен написано в Малеевке! Сергей Островой (самые известные песни на его стихи – «Наши дрозды», «Потолок ледяной», «У деревни Крюково»), Николай Доризо, Константин Федин, Юлия Друнина – сочиняли здесь все свои песни. Поэтесса Екатерина Шевелёва свою песню «Серебряная свадьба» посвятила Людмиле Фёдоровне. Она случайно попала на серебряную свадьбу моих прабабушки и прадедушки, где её и посетила муза. [10]

В июле 2001 года в Малеевке состоялись съёмки двухсерийного полнометражного кино, по жанру – лирическая комедия с таким же названием, как и песня – «Серебряная свадьба», в главных ролях которого были Вера Алентова, Леонид Куравлёв, Игорь Бочкин, Светлана Крючкова и другие. В картине показывали и рабочее место Людмилы Фёдоровны – знаменитую библиотеку, когда Л. Куравлёв беседует с одной из жён И. Бочкина, молодой красавицей, которая пытается его соблазнить, а позже выясняется, что это его дочь. Такой вот милый сюжетик. [3]

Актёры в Малеевке не только работали, но и жили в течение двух недель. Однажды Л. Куравлёв с большим удовольствием посетил библиотеку, так как был наслышан о её создательнице и хранительнице истории.

- «Миленькая, это Вы? – всплеснул он руками. Да Вы же сама – живая легенда, это про ВАС фильм надо снимать!» [10]

Много книг и романов «списано» с неё и посвящено ей – не перечислить. Моя прабабушка была знакома со всеми писателями, критиками, которые отдыхали и работали здесь последние пятьдесят лет (до 2004 года). Только говорить об этом она не любила – скромная очень была… Я с огромной гордостью читаю сохранившиеся поздравления с её днём рождения от благодарных писателей разных национальностей, которые потом становились добрыми друзьями. Вот строки одного из них: «В этот памятный день Вашего рождения мы, литераторы из Москвы и Махачкалы, Ленинграда и Еревана и многих других городов страны, рады сердечно поздравить Вас и пожелать Вам доброго здоровья и большого человеческого счастья, которых Вы заслужили всей Вашей подвижнической деятельностью в библиотеке Дома творчества имени Серафимовича. Ваше открытое и доброе лицо, которое не назовёшь иначе как Море обаяния, Ваш высокий такт и постоянная готовность отозваться на любую просьбу не всегда уравновешенных литераторов, как бы магнитом притягивают в библиотеку всё больше и больше читателей, которые потом становятся Вашими добрыми друзьями. И если бы сегодня можно было собрать всех читателей библиотеки, которые хотели бы сказать Вам своё душевное спасибо за Вашу сопричастность в развитии чувства изящного, то количество их намного превысило бы всё население Малеевки, Старой и Новой Руз вместе взятых! От имени и по поручению Ваших многочисленных друзей, знакомых и доброжелателей хочу сказать Вам: Пусть всегда звучит для Вас раскатистый смех Ваших милых наследников и никогда не сходит улыбка обаяния с Вашего лица! Ваш Магомед-Расул. 22 ноября 1984 г.» Также в нашем домашнем архиве сохранились, подаренные прабабушке, рукописи стихотворения «Гроза в Малеевке» Беллы Ахмадулиной с такими надписями: «Дорогая моя Людмила Фёдоровна, милая Люся! Поздравляю Вас с днём рождения! Примите, пожалуйста, бедное подношение. Люблю, целую и всегда Ваша Белла Ахмадулина. 22 ноября 1991 года».

Вполне закономерно, что именно Людмилу Фёдоровну Голенкину посетила мысль создать книгу о Малеевке, так как на протяжении многих лет она была инициатором сбора материалов об этом чудесном уголке. Но идея так и осталась бы идеей, не приди в Малеевку Московский банк Сбербанк России, как владелец части акций вместе с Литературным фондом. Именно Людмила Фёдоровна обратилась к руководству с предложением подготовить и выпустить такую книгу. Увлекательная задача – создание книги. Тем более, если это проект благотворительный, безгонорарный… [9]

Работа по сбору материалов для будущей книги была поручена сотрудникам Управления рекламы и информации, профессиональным журналистам Н.В. Бабочкиной и И.С. Борисову. Они работали в архивах, встречались с друзьями и близкими писателей, переписывались с моей прабабушкой и по крупицам собирали уникальный и интереснейший материал. Так и родилась большая, красивая книга из 880 страниц в 2001 году под названием «Милая сердцу Малеевка». [8]

На основании заключенного договора с руководством Сбербанка России (он тоже сохранился), Людмиле Фёдоровне было выделено несколько экземпляров таких книг, которые она собственноручно подписала на долгую память для всех своих близких и родных. В нашей семье эта книга, как говорят «святое» и хранится она на самом видном месте, так как все мои родственники так или иначе связаны с Малеевкой: прадедушка проработал там главным бухгалтером практически всю свою трудовую деятельность, мои бабушка и дедушка работали там же, а мои родители провели всё своё детство и юность в этом живописном уголке их родины.

Один экземпляр этой книги был подарен нашей Рузской Центральной библиотеке составителем сборника Н.В. Бабочкиной. В прошлом году наш муниципалитет вошёл в государственную программу по созданию модельных городских библиотек. Был проведён ремонт внутри здания. В дизайн-проект библиотеки заложен свой Культурный код – усадьба «Малеевка», где располагался первый Дом творчества писателей СССР. Открыта выставка-презентация книг Натальи Бабочкиной, фотографии Малеевки, а также книги, подаренные библиотеке и лично Людмиле Фёдоровне Голенкиной.

2.3. Малеевские легенды, рассказанные Л. Ф. Голенкиной.

1. История знаменитой песни.

Поэт-песенник, фронтовик, Алексей Иванович Фатьянов в свободное время увлекался рыбалкой. Часто ходил рыбачить вместе с моим мужем. И вот, в очередной раз, пришли они после удачной рыбалки к нам домой. Я хлопотала на кухне, когда Алексей Иванович позвал меня и попросил рассказать – как начиналась моя трудовая деятельность. Я вздохнула и ответила с грустью: «Мне пришлось в 16 лет пойти работать, а учиться - в вечернем заведении. Устроили меня на завод, где работал мой отец, в отдел пропусков – кабинщицей в проходную». Алексей Иванович оживился и воскликнул: «О, это хорошая идея!..» И тут же написал слова песни для кинофильма «Весна на Заречной улице». Песня называется «Когда весна придёт» (слова А. Фатьянова, музыка Б. Мокроусова). Дальше весь текст идёт по сюжету фильма, а сказанная мною фраза, как говорил Алексей Иванович, была «толчком» к написанию этой песни:

«Я не хочу судьбу иную,

Мне ни на что не променять

Ту заводскую проходную,

Что в люди вывела меня…

Мне всё здесь близко и знакомо,

Всё в биографии моей:

Дверь комсомольского райкома,

Семья испытанных друзей». [4]

2. Охота на зверя.

Понятно, что получить вдохновение, сидя в библиотеке, не так уж просто, поэтому большую часть времени писатели проводили на пляже, на лыжне, в бильярдной и на прогулках по старым липовым аллеям сутки напролёт.

Чаще всего здесь вспоминают Мариэтту Шагинян: провалившись в глубокий снежный сугроб, она в своей серой меховой шубе показалась возвращающейся из школы ребятне волком. Мальчишки начали нешуточную охоту на засевшего в низине зверя. К счастью, всё обошлось и разъяснилось, и автор «Мисс-Менда» осталась жива… [10]

3. И снова песня!

За нашим прудом, где сейчас картофельное поле, раньше колосилась рожь. Мы гуляли там с четой Пришельцев. Анатолий Ильич отстал на несколько минут и не откликнулся на просьбу жены загадать желание между двумя Людмилами. Через несколько минут подошёл к нам, напевая: "Ой ты, рожь, хорошо поёшь». Куплеты Толя со временем немного переделал, а припев остался прежним. [10]

4. Берендеево кресло и изумрудная поляна Михаила Пришвина.

Берендеево кресло М. Пришвина есть у нас в Малеевке. Как оно получилось? Посадил писатель одну берёзку, росла она одним стволом, подсадил он в серёдочку ёлочку, ёлочка эта прижилась и рассекла ствол берёзы на несколько. Вот и получилось кресло. Была у Пришвина и своя изумрудная полянка здесь. На первый взгляд, обычная полянка – но до тех пор, пока не падал на неё луч солнца. И тогда-то она и начинала сверкать, как изумрудная. [9]

5. Почему Н. Носов дал своему герою фамилию Малеев.

Из воспоминаний Людмилы Фёдоровны:

«Помню случай был с Самуилом Маршаком. Бывал он тут, много раз бывал. Сидел он как-то в библиотеке у окна, а неподалёку от него – Николай Носов. Снимает Самуил Яковлевич очки и говорит:

- Коля, прервись на минуточку, объясни мне, пожалуйста, почему ты своему герою дал фамилию Малеев? Он что, сын купца Малеева?

- Да нет, просто мне нравится, как звучит наша любимая Малеевка!»

Носов дописывал тогда повесть о Вите Малееве. [9]

6. История «Дома с мезонином» А. П. Чехова.

У бессменного библиотекаря Малеевки – Людмилы Фёдоровны Голенкиной сохранился текст следующего содержания, переданный ей А. Дорошевской по приезду в Дом творчества в начале 60-х годов 20 века:

«Воспоминания внучки В. М. Лаврова: Я, Анастасия Всеволодовна Дорошевская, внучка редактора и издателя прогрессивного журнала «Русская мысль» Вукола Михайловича Лаврова, дочь его дочери Лидии Вуколовны Лавровой-Дорошевской, хотела бы поделитья воспоминаниями об Антоне Павловиче Чехове и некоторыми соображениями об истории создания повести «Дом с мезонином».

Антон Павлович неоднократно гостил в усадьбе Лаврова, в то время называвшейся Шелковка, по названию ближайшей железнодорожной станции, и обычно жил в мезонине. Участок земли под усадьбу куплен моим дедом у купца Малеева, и название Малеевка привилось впоследствии. В 1912 году станция Шелковка была переименована в станцию Дорохово. Однако и поныне село, находящееся около станции Дорохово, носит название Шелковка.

В повести А. П. Чехова «Дом с мезонином» усадьба называется Шелковка, и описание её окрестностей, вида с террасы, через пруд на деревню, въезда по аллее в сад, расположение фруктового сада и т. п. полностью совпадают с характерными чертами усадьбы Лаврова (теперь Дома творчества писателей «Малеевка»). Сам дом с мезонином был сожжён во время Великой Отечественной войны немцами.

У Вукола Михайловича Лаврова было две дочери – старшая Лидия и младшая Анастасия. Образ Лидии Волчаниновой из повести «Дом с мезонином» некоторыми своими чертами характера был навеян образом моей мамаши Лидии Вуколовны. На столе младшей дочери, Анастасии Вуколовны, всегда стояла фотография Чехова с его автографом. В собрании сочинений Чехова упоминается следующая надпись, сделанная им на крымском камне, подаренном моей тётке: «Сей камень, свалившийся с моего сердца, принадлежит Анастасии Вуколовне Лавровой». Камень этот также лежал на столе моей тётки рядом с фотографией Чехова. Кроме этого камня, существовал ещё один, на котором рукой Чехова и за его подписью нарисована тушью карикатура на мою тётю. Оба эти камня долгое время хранились в нашей семье, но в 1944 году я сдала их в Центральный государственный литературный музей, который передал их в Дом-музей Чехова в Ялте. Там они и хранятся по сей день, однако почти никто не знает, что Анастасия Вуколовна Лаврова, которую в детстве звали Мисюсь, это и есть поэтичная Мисюсь «Дома с мезонином».

На основании вышеизложенного, считаю бесспорным, что в основе повести А. П. Чехова «Дом с мезонином» лежит впечатление об усадьбе В. М. Лаврова Шелковка, ныне Малеевка, и прототипами Лидии Волчаниновой и Мисюсь являются дочери Лаврова – Лидия и Анастасия».

«Из воспоминаний об А. П. Чехове хочется рассказать следующий забавный случай, дошедший до нас от моей матери: в Малеевке тех времён в саду у пруда, заросшего ряской, над которым склонялась развесистая ива, стояла небольшая заброшенная банька, где любил уединяться Чехов со своей записной книжкой. Однажды он сказал, что хочет поудить рыбу в этом пруду. На это сообщение дочери Лаврова возразили, что это бесполезно, так как рыба там не водится. Тем не менее Антон Павлович отправился на следующее утро к пруду и торжественно принёс оттуда двух выуженных карасей, которых Вукол Михайлович запустил накануне на развод.

Куда бы ни приезжал Антон Павлович, его прежде всего интересовала вода – реки, пруды, озёра, где бы водилась рыба.

Недаром он не раз говорил:

- «Я думаю, что многие лучшие произведения русской литературы задуманы за рыбной ловлей».

Дорошевская А. В., Ленинград, 21 февраля 1961 г.»

Вывод:

В заключении моей исследовательской работы можно сделать следующие выводы:

- изучив семейный архив, я познакомился с фотографиями, на которых изображены прабабушка с литературными деятелями, с личными документами, прочёл разные письма-поздравления, характеристики, грамоты своей прабабушки.

- взяв интервью у родственников, я узнал биографию прабабушки и выяснил факты её профессиональной деятельности.

- познакомившись с историей Дома творчества писателей, меня заинтересовала книга «Милая сердцу Малеевка», откуда я узнал этапы жизни и работы многих писателей, а также легенды, рассказанные моей прабабушкой.

Заключение

Подводя итог, мне хочется сказать, что очень важно сохранять связь со старшим поколением. Это важно для культурной, исторической и нравственной преемственности. Связь между поколениями помогает передавать опыт, знания и ценности от старших к младшим, что способствует развитию общества и семьи. Чтобы идти к лучшему будущему, люди должны знать о том, как жили их предки, пользоваться положительным опытом прошлого и гордиться своими предками.

Семейные ценности в современном обществе играют важную роль, передавая традиции и культурные особенности. Они способствуют созданию крепких и счастливых семей, которые способны преодолевать трудности и достигать успеха.

Я очень рад, что смог прикоснуться к истории нашей семьи. Благодарен всем своим родственникам, которые помогали мне в создании работы и пусть моя исследовательская работа станет страничкой моей истории.

Литература:

  1. Архивные документы семьи:

- свидетельства о рождении; о браке;

- приказы о поощрении;

- характеристика с места работы;

- грамоты;

- письма-поздравления;

- фотографии.

  1. Воспоминания родственников.

  2. В подмосковной Малеевке Игорь Бочкин стал многоженцем. – М.: «Комсомольская правда», 2001.

  3. Всё начиналось с проходной. –М.: «Всё для Родины», 2002.

  4. Дом Творчества. – Р.: «Рузский курьер», выпуск № 18, 2006.

  5. Друг и помощник. – М.: «Московский литератор», 1985.

  6. Книги Малеевки. – Р.: «Красное Знамя», выпуск № 103(6589), 1978.

  7. Малеевка: 100 лет в ожидании книги. – М.: «Лепта», выпуск №4(93), 2000.

  8. Н.В. Бабочкина, И.С. Борисов. Милая сердцу Малеевка. – М.: изд. «Пульс», 2001. – стр.

  9. Тайны Бармалеевки. - М.: «Московский комсомолец», 2001.

  10. Интернет-ресурсы: https://vchaplina-arhiv.livejournal

Просмотров работы: 5