ВСТУПЛЕНИЕ
Хомус – инструмент широко распространенный по всему миру. В одних странах его можно найти в музеях. В других его музыкальная судьба продолжается, получая современное звучание, новую жизнь. Хомус в этих странах является любимым всеми инструментом.
На вид хомус неприметный, но таит в себе необыкновенные возможности. Он способен извлечь из себя всё многообразие естественных звуков, рожденных самой матерью – природой. Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Он звучит, когда человек вдохнет в него жизнь. Тайна состоит в том, что хомус представляет единое целое с дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольется с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать печаль, исцелить от болезней [5].
В Якутии хомус был и остаётся основным музыкальным и духовным инструментом. Традиция изготовления хомусов непосредственно передаваласьиз поколения в поколение.
Якутский хомус отличается характерным плотным звуком, изготовляется из стали ковкой.
Хомус – это гордость, один из брендов Вилюйского улуса. Здесь проживали знаменитые мастера - изготовители хомуса. Улус имеет весомый вклад в пропаганде, популяризации старинного национального инструмента хомус, развитии хомусной музыки.
Актуальность: данная исследовательская работа связана с необходимостью углублять знания и представления обучающихся о жизни и творчестве выдающегося мастера хомуса Ревория Гаврильевича Чемчоева – Чемче Уус.
Цель работы: собрать материал о творчестве выдающегося мастера хомуса Ревория Гаврильевича Чемчоева (Чемче Уус).
Задачи:
Ознакомиться с музыкальным инструментом – хомус;
Изучить историю народного инструмента;
Изучить творчество мастера хомуса Ревория Гаврильевича Чемчоева (Чемче Уус).
Способствовать возрождению интереса к якутской народной культуре.
Овладеть первыми навыками игры на инструменте, различать разные звуки на хомусе.
Объект исследования: изучение и исследование хомуса, творчества мастера хомуса.
Предмет исследования: творчество мастера хомуса Чемчоева Р.Г.
Гипотеза исследования: сбор и изучение материала о жизни и творчестве мастера хомуса даст нам готовый продукт в виде научной статьи, который в последующем могут использовать для работы и обучения обучающиеся, студенты, руководители кружков.
В работе использованы следующие методы исследования: знакомство с книгами и статьями о хомусе, вышедшими в периодической печати, поиск материала в интернете, сбор видео, фотоматериалов.
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Из истории якутского хомуса (варгана)
Якутский хомус (варган) – древний музыкальный инструмент народов Республики Саха (Якутия), возраст которого составляет более 5 тысяч лет.
Его отличает характерный «космический» звук: он издревле считался инструментом якутских шаманов.
Якутский хомус и сегодня сохраняет свое сакральное значение и используется в различных ритуалах.
В древние времена варган изготавливали из древесины или кости. В старину материалом для изготовления хомуса являлось дерево, разбитое молнией. Такое дерево считалось священным и даже щепки от него бережно хранились. При порывах ветра оно издавало загадочные звуки. Люди верили, что хомус, изготовленный из такого дерева, приобретёт необычное, мистическое звучание.
Мистичность якутского хомуса заключается в том, что для игры на нем требуется полное сосредоточение. Только в этом случае достигается гармония звучания, и музыка воспринимается не только ушами, но и всем телом.
В городе Якутске есть музей хомуса. В нем собрано более 2 тысяч экспонатов, рассказывающие об этом удивительном инструменте.
Известные мастера якутского хомуса из Вилюйского улуса - Иван Федорович Захаров –«Кылыадьы Уус», Реворий Гаврильевич Чемчоев (Чемче Уус), Петр Осипов, Егор Мандаров и другие.
Известные хомусисты Якутии. Иван Алексеев (Хомус Уйбаан), Спиридон Шишигин, Петр Оготоев, Федора Гоголева, Альбина Дегтярева – это якутская хомусная музыка. В старину якутская хомусная музыка заметно отличалась от современной. Все виды функционирования хомуса были связаны со старинной манерой исполнительства – «сыыйа тардыы».
В 1948 году Лука Турнин успешно выступил в Москве на смотре самодеятельного искусства народов СССР. И с этого момента якутская хомутная музыка выходит на широкую эстраду. С изменением условий бытования хомуса этот инструмент становится сугубо концертным, направляет развитие якутской хомусной музыки по пути виртиозного сольного и коллективного исполнительства. Основателем импровизационного-концертного стиля якутской хомусной музыки является Иван Егорович Алексеев – Хомус Уйбаан из Вилюйского улуса. Он воспитал целую плеяду великолепных исполнителей-импровизаторов.
Сегодня уже создаются сольные произведения для хомуса в сопровождении с симфоническими и народными оркестрами, хомус проник во многие жанры якутской профессиональной музыки.
Создателем Центра и музея хомуса мира является уроженец нашего Вилюйского района, доктор филологических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) Иван Егорович Алексеев - Хомус Уйбаан. Руководители известных в мире этно-групп «Айархаан» и «Дьесегей» Альбина Дегтярева, Клавдия Хатылаева родом из Вилюйских деревень.
Знаменитый мастер современных хомусов Иван Федорович Захаров - Кылыадьы Уус - один из ярких представителей якутского народа. Он вошел в историю развития якутской культуры как замечательный мастер хомуса.
Иван Захаров-Кылыадьы Уус первым создал Школу хомуса. У себя во дворе построил мастерскую, жилой дом, куда приезжали обучаться кузнечному мастерству талантливые молодые люди из разных уголков республики. Около 50 учеников мастера сейчас трудятся, творят и работют. Сегодня в улусе проживают 11 мастеров изготовителей. В городе Вилюйске Дом Хомуса носит имя Ивана Федоровича Захарова - Кылыадьы Уус.
1.2 Творчество мастера хомуса
Ревория Гаврильевича Чемчоева – Чемчее Уус
Чемчоев Р.Г. как мастер-изготовитель хомуса международного уровня обладает высоким профессиональным навыком и педагогической способностью обучения и приобщения подрастающего поколения древней традиционной культуре кузнечного дела по изготовлению хомуса.
Чемчоев Реворий Гаврильевич - народный мастер-изготовитель хомуса международного класса и якутского ножа.
Участник II Международного конгресса варганной музыки «Традиции и современность» (г. Якутск, 1991г.). На этом конгрессе стал победителем Международного конкурса мастеров-изготовителей варгана «Лучший варган мира», его хомус признан членами жюри самым лучшим варганным инструментом; Участник III Международного конгресса варганной музыки «Хомус (варган» технологии и мастерство)» (Австрия, 1998г.); За большой вклад и развитие хомусной музыки в республике награжден Почетным знаком «Отличник Культуры РС (Я)» — 1998; обладатель знака «За вклад в развитии народного художественного творчества РС (Я)» – 2005г. Участник VII Международного конгресса «Хомус (trump) в культурном пространстве мира» (г.Якутск,2011г.); Почетный гражданин Вилюйского улуса – 2010г. Удостоен гранта Президента Республики Саха (Якутия), (г. Якутск, 2012г.)
Будучи прекрасным мастером по дереву, Реворий Гаврильевич всегда хотел освоить и металл. С 1980 года он начал изготавливать прекрасные якутские украшения из мельхиора: серьги, женские нагрудные украшения, бастынга. В то же время его тайной мечтой было освоить изготовление национального инструмента – хомуса. В 1986 году он познакомился с заслуженным работником культуры ЯАССР Иваном Федоровичем Захаровым, который поделился с талантливым мастером секретами своего искусства, помог советами, за что Реворий Гаврильевич по сей день глубоко благодарен своему учителю. Мастерство изготовления хомуса – редкий дар, который дается не каждому. Этот инструмент требует особого отношения, тонкого чутья. А изготовленные Реворием Гаврильевичем хомусы отличаются прекрасным глубоким звучанием, непохожим один на другой. По ним сразу видно руки настоящего мастера, овладевшего редким искусством. В каждый инструмент он вкладывает свое вдохновение, душу.
В 1991 году Реворий Гаврильевич открыл кружок-студию «Уhуйаан», где щедро делился своим опытом с молодежью, обучая мастерству изготовления инструмента. Постепенно студия переросла в мастерскую, охватив не только школьников, но и молодежь, которая специально приезжает из разных уголков республики, чтобы поучиться у великого мастера. Ученики Ревория Гаврильевича участвуют во всевозможных выставках, непременно завоевывая призовые места, грамоты и сертификаты. Учительский талант народного мастера, его неоценимый вклад в образование и воспитание молодежи был отмечен в 2008 году Почетной Грамотой от Министра образования Ф. В. Габышевой.
Второй международный конгресс варганной музыки 1991 года назвал трех лучших мастеров – изготовителей и Реворий Чемчоев был первым. На его хомусах играют такие великолепные хомусисты как Ким Борисов и группа Айархаан. Сомневаться, что в посылке лежит особенный инструмент, не приходилось.
Хомус Чемчоева «заточен» исключительно на якутский стиль игры. Звук особенный, богатый нюансами, при необходимости можно легко добавлять благородную хрипотцу. Качество изготовления и отделки заслуживает особых слов. Беря в руки хомус с идеальными формами, невероятно ровными, отполированными до зеркального блеска поверхностями испытываешь особые ощущения. Кольцо инструмента украшено накладкой с изображением мамонта. Произведение ювелирного и музыкального искусства.
Чтобы лично познакомиться с Мастером, изучить его искусство, да и просто пообщаться с мудрым учителем я был у него в гостях. Увидел и узнал, как он мастерит хомус из стали, увидел много инструментов. Мастер рассказал о своей увлекательной работе, показал сталь, ковку, шлифовку и полировку, были хомусы разного размера.
В итоге, я узнал своего героя, как о лучшем из мастеров, овладевшем великим искусством, прекрасным, открытым всему новому человеке.
II. Практическая часть
2.1 Экспонаты дома - музея рассказывают
В прошлом году я посетил дом хомуса имени Ивана Федороча Захарова-Кылыадьы Уус. Было очень интересно, много узнал о деятельности Ивана Захарова-Кылыадьы Уус в Вилюйск.
Есть стенды Марка Николаевича Жиркова, Ивана Федороча Захарова-Кылыадьы Уус,Ревория Гаврильевича Чемчоева – Чемче Уус, Петра Федотовича Осипова – Телен Уус. Самые зрелищные экспонаты – это хомусы разного размеры, разной окраски с футлярами и кузнечные принадлежности мастеров.
Здесь проводятся много интересных мероприятий, конкурсов, встреч.
Я видел, чтомузыкальный инструмент –Хомус состоит из следующих частей:
Корпус состоит из кольца и двух прямых концов.
Язычок – кольцо корпуса, по – якутски «тиэрбэс», два прямых конца – «сынаахтар», которые имеют грани: внутренние щечки – «ис иэдэстэр» и внешние щечки.
2.2 Хомус Ревория Чемчоева в Космосе
В 2011 году хомус Ревория Гаврильевича Чемчоева признан лучшим и выбран для полета в космос. Доставил хомус в космос летчик-космонавт, Герой России Олег Кононенко, который отправился на Международную космическую станцию 21 декабря 2011 года.
Хомус побывал в космосе с 21 декабря 2011 по 1 июля 2012 года. Продолжительность полета 192 суток, 18 часов, 58 мин, 37 сек. Облетел вокруг Земли 2889 раз.
После инструмент благополучно возвратился на Землю и находился в Центре подготовки космонавтов. В конце октября 2012 хомус вернулся на Родину, в Якутию. 30 октября в г. Якутск произошло важное событие: летчик-космонавт, Герой России Олег Кононенко привез хомус, который почти полгода был его верным спутником на орбите.
Идея, отправить хомус в космос, родилась давно и трудились над ней многие. Один из организаторов проекта Афанасий Ноев на днях вернулся из Москвы, где встретился с космонавтом, чьим спутником стал якутский национальный инструмент, Олегом Кононенко. А. Ноев: «Я, как участник проекта, когда встретился с Олегом Дмитриевичем, он продемонстрировал, как играет, как увлекся нашим хомусом и как хочет посмотреть якутскую землю. Очень символично, что 380 лет вхождения Якутии в состав России российский космонавт, который родился в Туркмении в советское время, стал героем России, космонавтом, сделал подарок и якутский хомус прозвучал на борту МКС». Когда встал вопрос, какой именно хомус достоин отправиться в космическое путешествие, организаторы единогласно решили – это будет произведение народного мастера Ревория Чомчоева. На одном из конкурсов варганной музыки инструмент был признан лучшим в мире. Но одно дело - быть фаворитом земного жюри и совсем другое – отвечать требованиям космической комиссии. Варган должен был весить менее ста граммов. Н. Шишигин: «Мы немного испугались, что действительно это невыполнимо, это нелегко. Но когда взвешивали претендентов в космонавты, оказалось, что хомус Чомчоева весит 52 грамма и упаковка 29 граммов. Вместе меньше ста, и он прошел по требованиям организаторов проекта. Ощущение такое, что это не хомус там побывал, а посланник нашего народа побывал вместе с хомусом, потому что он является символом жизни. Все народы, которые населяют республику, гордятся». Говорят, на станции космонавт очень бережно относился к варгану, боялся за сохранность. Видео, на котором Олег Кононенко играет для друзей, будет обнародовано в ноябре, когда инструмент вернется домой [7].
Теперь совершивший космический полёт хомус является не только уникальным экспонатом в «Музее и Центре хомуса народов мира» РС (Я), но и символом стремления молодежи Якутии к получению знаний о космосе и космонавтике, мечтой якутского народа о подготовке своего космонавта [6].
Из интервью: на канале НТВ был показан сюжет о том, что с космодрома Байконур к МКС отправляется пилотируемый корабль «Союз». Он доставил на международную космическую станцию интернациональный экипаж: россиянина Олега Кононенко, голландца Андрэ Кейперса и американца Дональда Петтита.
Командир корабля Олег Кононенко рассказал, что планирует выйти в открытый космос. На вопрос журналиста, чем будут заниматься космонавты в свободное время, которого, понятно, совсем немного, ведь нужно выполнить много экспериментов и принять несколько космических грузовиков, он ответил, что будет играть на якутском хомусе, который взял с собой.
Откуда у космонавта хомус из Якутска? Олег Дмитриевич этим летом побывал в Якутске во время проведения Конгресса хомуса, посетил музей хомуса народов мира и даже купил хомус.
Именно тогда и возникла идея о том, чтобы якутский хомус оказался на борту МКС. Ее воплощением в жизнь занялся генеральный директор ОАО «Редакция газеты «Якутия» Афанасий Ноев. Конечно, пришлось подключать многие структуры, личные связи, но дело того стоило: хомус — на борту.
В числе первых якутян, узнавших об этом, Иван Егорович Алексеев, президент Международного центра хомуса.
Космонавт Олег Дмитриевич был в нашем Музее хомусов народов мира. Он очень восхищался, говорил, что у многих народов есть простые хомусы, но якутский — особенный, со своим звуком. Он сразу же попытался сыграть на нем, но у него ничего не получилось. Мы подарили космонавту учебное пособие и учебный компакт-диск. Олег Дмитриевич очень обрадовался. Тогда он тоже говорил о том, что будет в космосе играть на хомусе. Но это было лишь пожелание. А как его осуществить?
Были задействованы и Представительство Республики Саха (Якутия) в Москве, и Министерство внешних связей, и лично министр Валерий Иванович Максимов. Он сам пришел в музей и сказал, что звуки якутского хомуса будут звучать в космосе и потому нужен хороший инструмент.
Мы предоставили Валерию Ивановичу музейный экспонат — хомус мастера из Вилюйска Ревория Гаврильевича Чемчоева, который завоевал первое место на Конгрессе хомуса. Это очень ценный экспонат. И нам особенно приятно, что первый музыкальный инструмент, который будет звучать в космосе, — якутский хомус…
Первые уроки игры на хомусе космонавту давал потомственный хомусист из Хангаласского улуса, заместитель главного врача ЦРБ Покровска, аспирант кафедры общей лазерной и эндоскопической хирургии Российской медицинской академии Станислав Жирков.
— Игрой на хомусе я увлекаюсь с детства. Меня бабушка учила. С тех пор он всегда со мной, где бы я ни был. Я жил в Москве, бывал за границей, но с инструментом не расстаюсь.
С Олегом Кононенко мы познакомились в Москве. Наша встреча произошла в Доме-музее Королева.
Олег Дмитриевич — очень открытый, спокойный, доброжелательный человек. Мы с ним сфотографировались на память, много беседовали. Очень приятно было отметить, что он знает о хомусе. Мы разговаривали об истории инструмента, принципах игры. Я дал космонавту мастер-класс и вручил хомус, переданный Музеем хомуса…
Мы связались по телефону с Григорием Григорьевичем Чемчоевым.
— Сегодня утром Иван Егорович позвонил и сообщил радостную новость. Я слышал, что такое готовится, и очень рад, что общая задумка осуществилась. Мне пока трудно осознать ответственность, это такая честь для меня.
Когда я делал этот хомус, не думал, что его ждет такая судьба.
— А сейчас чем занимаетесь?
— Хомус делаю. Я каждый день работаю. Встаю рано, обычно часов в семь, иногда в пять. У меня много работы, делаю инструменты для Центра хомуса, магазинов, на заказ. На моих хомусах играют музыканты Альбина Дегтярева и Юлиана Кривошапкина, теперь космонавт Олег Кононенко.
…Пять месяцев, а именно столько интернациональный экипаж будет находиться в космосе, — срок немалый. Этого времени вполне хватит, чтобы Олег Кононенко не только освоил азы игры на якутском хомусе, но и обучил своих космических братьев [8].
«Вы прославили Якутию на весь мир, исполнив мелодию на якутском хомусе и прочитав стихи Алексея Кулаковского в космосе. Жители республики бережно хранят книгу Алексея Кулаковского, с которой Вы побывали в космосе. Мы, якутяне, считаем вас своим добрым другом и очень рады, что награда нашла своего героя», — говорится в поздравительной телеграмме главы республики Айсена Сергеевича Николаева к космонавту Олегу Дмитриевичу Кононенко.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, много узнал о хомусе, мастере хомуса из Вилюйска, заслуженном работние культуры РС(Я), почетном гражданине города Вилюйска, народном мастере Республики Саха (Якутия), Реворие Гаврильевиче Чемчоеве - Чемче Уус.
Сначала я решил узнать о хомусе, изучить историю хомуса, узнать о мастеров этого чарующего инструмента, познакомиться с техникой игры на инструменте.
При выполнении данной работы я был в Доме Хомуса и в районной библиотеке. Много читал о хомусе, мастерах, видел стенды и материалы.
Мой дедушка, Иван Михайлович Шадрин, подарил нам хомус. Этот хомус изготовил сам Реворий Гаврильевич Чемчоев. И я начал играть на этом замечательном инструменте, звук хомуса – нежный, звонкий, чистый.
В дальнейшем хочу узнать о приемах игры на хомусе и самостоятельно научиться играть на хомусе. Для этого, думаю, нужны систематические занятия, упорство, настойчивость и большое желание, любовь к музыке.
Данную работу мы рекомендуем использовать на внеклассных мероприятиях, занятиях, кружках, на уроках культуры РС (Я). Собранные материалы использовать как наглядный материал для изучения хомуса.
Мы, нынешнее поколение помним, чтим и гордимся ими!
Использованная литература
Евсеева А.П., Иванова Н.Н. «Вилюйск- колыбель Хомуса», Якутск. 2010 год.
«Кыым» хаьыат. Муус устар 21 кунэ, 2016 сыл. №15 (22261).
Уткин К.Д. Культура народа Саха: Этнофилософский аспект /Художник М.Г. Старостин – Якутск: Бичик, 1998 – 368с.
Христофоров Иван Ильич. Пособие по изготовлению Якутского музыкального инструмента хомус – И.И. Христофоров – УусКириhээн; (авт. предисл. Г.Д. Семенова) – Якутск, 2011 – 48 с.
Шишигин С.С. Играйте на хомусе. ЦИТИД. г. Покровск, 2003г. Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. — М., 1974.
6. https://nsportal.ru/
7. https://keskil14.ru/yakutskij-homus-voshel-v-istoriyu-kosmosa/
8. https://gtrksakha.ru/tv/2012/10/17/2012-10-17-05-29-44/
9. https://rus.ilkhomus.com/?p=1159&ysclid=luidqnqwn6844031193
10. https://rus.ilkhomus.com/