Уважая минувшее, обращаясь к будущему (родословная семьи)

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Уважая минувшее, обращаясь к будущему (родословная семьи)

Лаврова А.Г. 1
1МБОУ "Вилюйская гимназия им. И.Л.Кондакова"
Федорова А.Н. 1
1МБОУ "Вилюйская гимназия им.И.Л.Кондакова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Генеалогическое древо является одной из самых ценных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своём роде, о тех, от кого мы произошли. Для любого ребёнка семья — это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребёнка.

Актуальность работы: знать историю своей семьи всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего. В прошлом каждой семьи, можно найти много интересного и полезного.

Проблема: Многие учащиеся не могут объяснить значимость семьи для человека. Необходимость реализации проекта «Уважая минувшее, обращаясь к будущему» была обусловлена вышеперечисленными факторами.

Цель: составление генеалогического древа, путём систематизации знаний о семье для повышения интереса к истории своей семьи, передачу семейных традиций и сохранить память о предках с целью формирования патриотических чувств к Родине.

Задачи:

- знакомство с методом создания родословной своей семьи;

- упорядочить архивные материалы семьи, умение использовать их в научной работе;

- развивать познавательные способности, активно подключится в творческо-поисковую деятельность;

Объект исследования: генеалогическое древо семьи. Предмет исследования: воспоминания и рассказы старшего поколения, семейные фотографии, документы. Практическая значимость работы: данная работа послужит мотиватором для широкого круга людей в развитии чувства патриотизма и гордости за свою семью, за Родину. Методы исследования: сбор и анализ устных и письменных источников, материалов Интернета, обработка и систематизация собранных материалов в хронологическом порядке, историко-сравнительный метод, анкетирование, описание.

Гипотеза:предположить о том, что в результате изучения генеалогии семьи и прямого участия в составлении фамильного генеалогического древа, в последующем поможет человеку узнать историю создания своей семьи– тем самым установится более тесная связь во взаимоотношениях между поколениями этой семьи.

II. Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1. Генеалогия.

Каждый человек хоть раз в жизни задумывался о том кем были его предки, чем они занимались, как сложилась их судьба и какую роль в становлении государства сыграла их жизнь.

Возможно, некоторые из наших предков были простыми крестьянами, а другие — уважаемыми людьми в обществе, высокообразованными и значимыми в своём круге общения. Разные судьбы, но каждый из них внёс свою лепту в общий поток исторической судьбы. Пройдя через века, их жизнь стала основой для наших ценностей и традиций. Изучая свои корни, мы не только понимаем свои корни, но и улавливаем нити, связывающие нас с прошлым. Эта связь, сотканная из страданий, радостей и свершений, позволяет нам не просто жить, а осознанно шагать по жизненному пути, наполняя его смыслом и значением, которое прошло через испытания времени.

Узнавая о жизни предков, мы можем лучше понять, каким образом их выборы и поступки сформировали наше настоящее. Генеалогия – это не просто хобби; это путешествие вглубь временных пластов, где каждая найденная деталь – кирпичик в строительстве осознания нашей идентичности. Каждый новый факт о предках обогащает нас, позволяет лучше осмыслить, кем мы являемся и каковы корни нашего существования.1

В широком понимании генеалогия – это наука, изучающая сведения о родстве семей и династий и систематизирующая полученные данные о происхождении рода человека и преемстве поколений в хронологическом порядке. В узком смысле термин представляет собой вспомогательную историческую дисциплину, в рамках которой происходит регулярный сбор информации о поколениях одной семьи, данных о происхождении рода и систематизация полученных сведений от прошлого к настоящему.

Генеалогия, как научная дисциплина, продолжала развиваться в России, особенно в периоды реформ и изменений, когда вопросы наследования становились особенно актуальными.

Тем не менее, революционные события и изменения в социальной структуре зачастую приводили к утрате архивов и разрушению семейных связей. В постсоветский период наблюдается новый всплеск интереса к истории семьи и родословным, когда граждане стали стремиться восстановить свои корни и понять свое происхождение. 2

Таким образом, генеалогия продолжает служить важным инструментом в изучении не только личной истории, но и общей культурной памяти страны.

В данное время интерес к познанию своего рода возрастает. Одна из древнейших научных дисциплин – генеалогия, наконец, возрождается. В России начали работать сайты, на которых специалисты предлагают пользователям помощь в поиске предков. С переходом в XX век генеалогия претерпела значительные изменения. Общая доступность информации, а также развитие технологий, таких как компьютерные базы данных, сделали исследования более доступными для широких слоёв населения. Сегодня доступны специализированные программы для построения генеалогического древа, которые существенно упрощают и ускоряют процесс создания семейных связей. Среди таких инструментов можно выделить "Древо жизни", "Семейную Летопись", "Древо поколений", "FamyTale" и многие другие.

Генеалогическое дерево — это краткое, но наиболее наглядное отображение семейной истории в виде дерева, которое помогает проследить все родственные отношения. В основном для этого используют рисунок деревьев местной флоры, в центральной части России это- дуб, в республике Якутия – берёзу. Чтобы его «вырастить» т.е дополнить новыми данными от человека требуется немало усилий и времени. Составителю надо заглянуть вглубь веков на три, четыре, а то и пять столетий.Генеалогическое древо как правило составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Как показывает история - материал на котором составляли генеалогическое древо - бумага. Поэтому со временем, оно «старело», терялось, предыдущие поколения забывали их заполнять. Анализируя современные носители данной информации- мы узнали, что способ сохранения древ разнообразилось:

- ламинированная бумага;

- заказные художественные картины;

- флеш-носитель;

- родословные карты.

Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своём роде, о тех, от кого мы произошли.

1.2. Виды генеалогических древ

В распространённом виде генеалогические древа делятся на восходящие и нисходящие. Их определения были даны Леони́дом Миха́йловичем Савёловым-   русским государственным и общественным деятелем,  генеалогом. 3 В 1934 году Савёлов основал генеалогический журнал «Новик», первые выпуски которого он печатал самостоятельно на пишущей машинке в 12 экземплярах.

Имеются следующие виды генеалогических древ:

1) нисходящее мужское древо – самое распространённое и единственно принятое в научных работах;

2) нисходящее смешанное древо – указываются все предки, включая братьев и сестёр, необходимо для выявления родственных связей;

3) восходящее мужское древо – указываются лишь прямые предки по мужской линии;

4) восходящее смешанное древо – указываются прямые предки по мужской и женской линиям, т.е. бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и т.д.

В Якутии начало древа может исходить от материнского рода (ийэ уус) или конкретно от мужского рода (аҕа уус). Самая распространенная проблема у якута-составителя – наличие повторяющихся имен в одной семье. Например: сыновей могло быть 2, и оба Василии, разделяли их по старшинству - Василий первый, Василий второй. Или давали кличку по физическим данным и умственным возможностям человека. Например- Василий Глаз (Харах Баһылай), Василий Маленький (Кыра Баһылай).

В нашем случае при составлении родословного древа часто встречающиеся имена, такие как Василий, Никифор и Иннокентий, стали источником определённых трудностей.4

Также в поиск точной информации сталкиваются с определёнными трудностями, в частности, из-за названий местностей XIX века. Так, например, в Хангаласском улусе насчитывалось пять местностей с названием Малдьаҕар (I Малдьаҕар - нынче Булгунньахтаах; II Малдьаҕар - Улахан-Аан; III Малдьаҕар - Тиит-Арыы, Чкалов, Тумул; IVМалдьаҕар - Синск;V Малдьаҕар - Кытыл Дьура, Иһит).5

Безусловно, подобные обстоятельства создавали определённые трудности и вносили заметную путаницу в кропотливый труд генеалога. Они осложняли процесс исследования и требовали большего усердия, внимания к деталям и тщательности при проверке фактов, чтобы восстановить полную и достоверную картину родословной. Такие ситуации лишь подчеркивают сложность работы в этой области, где каждое упущение или неверное предположение может повлиять на конечный результат.

2.1. Проведение опроса по теме «Моя родословная»

среди сверстников в Вилюйской гимназии.

Для выявления уровня знания про свою родословную мы провели опрос методом анкетирования среди сверстников.Участниками анкетирования стали 34 учащиеся 7 классов, которым необходимо было дать ответы на 3 вопроса6. Все вопросы предполагали выбор ответов из предложенного списка:

1.Знаетет ли вы, что такое родословная?

- Да (82,4% - 28 чел))

- Нет (11,8% - 4 чел))

- Затрудняюсь ответить (5,9% - 2 чел))

Результат: ответы учащихся доказывают, что интерес к изучению родословной семьи- средний. Необходимо рекомендовать такое направление исследования.

  1. Знаете ли вы, что такое генеалогическое древо?

- Да (52,9% - 18 чел))

- Нет (29,4% - 10 чел)

- Затрудняюсь ответить (17,6% - 6 чел)

Результат: важен момент ознакомления с методом составления древа, только тогда составитель получит качественный и полный вариант древа.

  1. Многих ли родственников можешь назвать без помощи родителей, бабушек и дедушек?

- Да (41,2% - 14 чел)

- Нет(35,3 %- 12 чел)

- Затрудняюсь ответить (23,5% - 4 чел)

Результат: в семье мало проводятся беседы на тему знаний своих предков.

Таким образом, стоит отметить, что уровень затруднения с ответом среди респондентов составил 23,5% (4 человека). Это указывает на определённые пробелы в знаниях о родословной и родственниках.

2.2 Ценные советы начинающему генеалогу.

Каждый человек находит свои причины для изучения истории своих предков: кто-то стремится написать монографию или книгу, кто-то ищет свои корни, а иногда целью становится исследование наследственных заболеваний.

Поэтому хотелось бы отметить ценные рекомендации от профессионалов-генеалогов, которые помогли направить наши исследования в нужное русло и дали полезные советы для более точного и глубокого изучения родословной. Их опыт оказал неоценимую помощь в сохранении истории нашей семьи.7

Первым шагом на пути к составлению родословной станет осознанное решение создать своё генеалогическое древо, ведь впереди вас ждёт длительный и непростой путь.

Второе- начинать составление родословной лучше с простой схемы, начиная с себя и известных вам родственников. Опросите семью, узнайте всё, что они помнят: даты, места рождения, браки, девичьи фамилии, место работы. Записывайте эти данные в тетрадь или используйте специальные программы, сайты и приложения. В Интернете можно найти форумы для поиска родственников, сайты, посвящённые фамилиям, а также искать информацию через социальные сети.

Третье- посетите библиотеку — там можно найти краеведческую литературу об истории сел, наслегов и районов. Учтите, что за последние сто лет названия территорий могли меняться. В таких книгах часто публикуются родословные и информация о семьях.

Четвертое - если предварительная работа завершена, но данных недостаточно, обратитесь в архив. В Якутске национальный архив имеет два читальных зала. Для допуска нужно взять паспорт, заполнить заявление и получить пропуск. «Документы у нас уникальные, почти все в единственном экземпляре. Главная наша цель – сохранить документы, - говорит Екатерина Анатольевна. - По запросу документы могут быть выданы в течение двух-трех рабочих дней. Работа кропотливая- некоторые люди ходят сюда годами...»8

В архиве оцифрованы наиболее востребованные документы, такие как материалы переписи и ревизские сказки. Ознакомиться с ними можно в читальном зале сразу после записи. Однако большинство документов остаются в бумажном виде и требуют заказа. Архивные данные позволяют проследить родословную до 18 века.

Начав работу важно его закончить. Только так, возможно прийти к грамотно составленной родословной семьи.

2.3 Составление генеалогического древа семьи

Мы составили генеалогическое древо нашей семьи, проследив родословную до седьмого поколения.

Для своей исследовательской работы я выбрала отцовскую линию своей матери, т.е. родословную дедушки. По отцовской линии работа продолжается, ведь требуется немало усилий для восстановления ветвей древа. Это связано с тем, что семьи наших предков отличались многодетностью. У большинства из них было по семь, восемь детей, что делает задачу особенно кропотливой.

Наша работа состояла из 4 этапов:

  1. Основа составлена путем опроса родственников.

  2. Изучение семейных архивов, архивных записей переписи населения начиная с 1795 года.

  3. Из полученных данных оформление генеалогических карточек

  4. Посещение районной библиотеки МКУ «Вилюйская МЦБС им. И.М. Гоголева-Кындыл», которая находится по адресу: г.Вилюйск, ул. Орджоникидзе, 6 "а"

В процессе работы я собирала краткие биографические данные о своих предках. Выставляла историческую хронологию разветвления рода.

В результате моих усилий получилась следующая информация…

Нашим предком по линии прадедушки был Соловьев Иван. Согласно данным из книги памяти, он родился в XVIII веке и стал отцом девяти сыновей.9

Моим прапрадедушкой является Павел Дмитриевич Соловьев, представитель 3 поколения, известный также как Тураах Байбал в переводе- Павел Ворон, происходящий из рода Ивана Соловьева. Родился он в живописной местности Тумул Хангаласского улуса, расположенной на левом берегу долины реки Лены. Этот край пленяет своей уникальной красотой: бескрайние голубые просторы великой реки и сказочные утесы Ленских столбов создают удивительное и живописное окружение.

Но когда ему исполнилось всего десять лет, семья столкнулась с трагедией: он остался круглой сиротой. В этот нелегкий период его родная сестра Варвара, будучи уже замужем и проживая в местности Буотама, проявила огромное тепло и искреннюю заботу, приютив его в своём доме.

Прапрадед Павел рос сильным, быстрым парнем. Был человеком невысокого роста, с темной и неприметной внешностью, за что получил прозвищеТураах Байбал. Однако, его физическая выносливость и способность спокойно преодолевать дальние расстояния вызывали уважение среди окружающих. Павел был метким охотником и признанным мастером по дереву.

Достигнув своего совершеннолетия, он связал свою судьбу с Евдокией Николаевной Христофоровой. Их семья обосновалась в живописной местности Буотама, на участке Майаҕастаах Хангаласского улуса. Жили они в достатке благодаря изобилию рыбы в озерах и плодородным охотничьим угодьям ближайших лесов. Павел, вместе с супругой Евдокией, продолжили многодетное наследие, став родителями восьми детей. Каждый из них стал частью уникального древа, который формировал характер нашей семьи. Среди них был и мой прадедушка Дмитрий.

Мой прадед, Соловьев Дмитрий Павлович, представитель 4 поколения, родился в 1928 году. После окончания семи классов школы он начал свою трудовую деятельность, занимая должность писаря в совхозе. В 1949 году был призван в ряды армии. На тот момент началась война между Южной и Северной Кореей, и, следуя приказу высшего командования, с 1951 по 1953 год мой прадед принимал участие в боевых действиях. Был ветераном Великой Отечественной Войны.

Вернувшись домой после войны, он посвятил себя трудовой деятельности: работал счетоводом в колхозе, затем возглавлял полеводческую бригаду в качестве бригадира. Спустя некоторое время он нашел свое призвание в ремесле кадрового охотника в совхозе «Орджоникидзевский» села Синск Хангаласского улуса.

По отцовской линии моей прабабушки моим пращуром, если обратиться к объяснению этого слова в словаре Ожегова10 пращур (книжн.) - отдаленный предок, родоначальник (1), был Никифор Ксенофонтов, , — достойный представитель 1 поколения рода Ксенофонтовых, которые нашли своё пристанище в III Мальджагарском наслеге Хангаласского улуса, ныне с.Чкалов. Именно с этого момента берет начало история рода Бытыковых (или, возможно, Усатых?). Есть предположение, что название рода связано с словом «бытык», что в переводе означает «усы». Вероятно, мой далекий предок выделялся своей внешностью, а именно густыми и приметными усами или бородой, что и послужило основой для нашего фамильного имени.

От первой жены Марфы у него родился старший сын Василий I (1855г.р.), представитель 2 поколения. После нескольких лет совместной жизни с Марфой, Никифор овдовел.

Почти через 10 лет спустя, он женился на женщине с грузинскими корнями. Она прибыла на барже по реке Лена , и звали её Улита Чаймова. От этого брака родились еще трое детей: 1. Василий Никифорович-II (1862г.р) с женой Екатериной родили и воспитали 7 своих детей и 2 племянниц. Его сыновьями были известные личности Гаврил (ученый, 1888г.р.) и Павел (конфедералист, 1890г.р.) 11

  1. Петр Иннокентьевич, 1872г.р. -с женой Акулиной воспитали двоих своих детей и одного племянника.

  2. Иннокентий Никифорович, 1865г.р - мой пращур, так же представитель 2 поколения.

Иннокентий Никифорович и его супруга Варвара были родителями восьмерых детей: шести сыновей и двух дочерей.

Их младший сын, Степан, родился в 1898 году и известен как мой прапрадед, представитель 3 поколения. Из-за ранней смерти матери, Степан в младенчестве был отдан на воспитание в семью Василия Никифоровича Ксенофонтова-I. Выросший в состоятельной среде, он получил образование в церковно-приходской школе, успешно окончив четыре класса, что позволило ему уверенно читать и писать. Достигнув зрелости, Степан связал свою судьбу с девушкой из ямщицкого рода, Анисией Николаевной Слепцовой.

В этом браке у них родились 4 детей: Макар, Лука, Майя и Настя- моя прабабушка.

Моя прабабушка, Анастасия Степановна, появилась на свет в 1927 году, (представитель 4 поколения).Когда ей исполнился всего один год, отца, Степана Иннокентьевича, председателя ревкома наслега, несправедливо обвинили по делу Павла Ксенофонтова «ксенофонтофщина» и расстреляли. Мать ее, Анисия Николаевна Ксенофонтова-Слепцова, ушла из жизни всего через три года после гибели супруга. Таким образом, четверо детей остаются сиротами.

Макар, родившийся в 1915 году, трудился счетчиком в совхозе. В 1942 году его призвали на фронт, и он героически пал в бою в Харькове, находящемся на территории Украины. Он не оставил после себя потомства.

Лука, родившийся в 1919 году, отличался силой и самоотверженностью. Его освободили от призыва в армию, и он был направлен на дорожные работы на участке Качикатцы — Алдан. Однако в 1944 году, в молодом возрасте, он трагически ушел из жизни во время лесозаготовок. 12

Майя скончалась от болезни в возрасте 15 лет, когда моей прабабушке было всего 10. К тому времени она успела окончить два класса школы.

Когда она достигла совершеннолетия, судьба свела ее с молодым человеком, моим прадедушкой, Соловьевым Дмитрием Павловичем.

7 ноября 1947 года они связали свои жизни узами брака. Вместе они прошли долгий и счастливый путь семейной жизни, который длился целых 61 год.

В этом браке родились восемь детей: 4 мальчика и 4 девочек.

Самым старшим в семье был Анатолий, 1949 г.р., мой дедушка, представитель 5 поколения.

Анатолий Дмитриевич посвятил свои лучшие годы преподаванию учебного предмета- физическая культура. Увлекался бегом и в последствии стал многократным чемпионом республики. Ему удалось установить рекорд по республике на средние и дальние дистанции среди средних учебных заведений, который до сих пор никому не удалось превзойти. Недаром его с уважением называли «Тугут Толя», в переводе- Толя-Олень. Несмотря на свои достижения, он отказался от спортивной карьеры и выбрал путь преподавания, стал учителем..

Во время своих студенческих лет в Якутском педагогическом училище, Анатолий Дмитриевич встретил молодую девушку – Галину Михайловну Сухареву, студентку Медицинского училища и будущего фармацевта, мою бабушку. Моя бабушка, прославленная своими ямщицкими корнями, была уроженкой села Тит-Арыы, расположенного в Хангаласском районе.

В этом браке родились двое детей: сын Александр и дочь Ольга, которая является моей мамой. Однако семейная жизнь дедушки и бабушки была недолгой, так как дед ушел из жизни в молодом возрасте.

Сын Aлександр, выбравший профессию строителя, создал семью и стал отцом прекрасной дочери Таисии- моей двоюродной сестры.

Дочь Ольга, моя мама, представитель 6 поколения, стала медсестрой и учителем-логопедом-дефектологом. Она вышла замуж, и в нашей семье родились три чудесные девочки: мои сестры Аиза и Ангелина, а также я, Лаврова Агата, представители 7 поколения.

Вывод

Таким образом, сохранение памяти о предках служит своеобразным мостом между прошлым и настоящим, обогащая наше восприятие жизни и подкрепляя семейные ценности. Тщательное изучение и сохранение этих историй не только сохраняет память о предках, но и формирует более целостное восприятие своей роли в обществе.

Нами была проведена большая работа по изучению истории рода, и на сегодняшний день собрано более 138 человек, составляющих родословную одной семьи. Среди наших предков всегда ценились семейные узы и многодетность: у многих семей было по 7-8 детей. Эта традиция заботы о семье и сплоченности передается из поколения в поколение. На данный момент около 65 наших родственников живут, трудятся и учатся, внося свой ценный вклад во благо нашей республики. Их упорный труд, стремление к знаниям и преданность родным краям являются живым примером связи поколений.

Изучая биографии каждого из них, я узнала очень многое из истории своей страны. Таким образом, мои предки, члены моей семьи, жили и продолжают жить в различные исторические эпохи: доцарский период, эпоху царской России и время становления советской державы нашей страны.

Уважение к своему прошлому и знание собственных истоков – это основа, которая связывает нас с историей, позволяет лучше понимать настоящее и мудрее строить будущее. Родословная – это нить, соединяющая поколения, которую важно хранить и передавать, чтобы не утратить свою связь с культурным и историческим наследием нашей Родины.

IV. Источники информации

1. Архив семьи

2. Степанова Т.С., Григорьева З.М., Белых Г.И., Степанова Р.С., Ефремов.М.И. «Ревизские сказки Якутской области Кангаласского улуса III, IV Малжегарских волостей, и Якутского округа Иркутского тракта при Тит-Аринской станции за 1795, 1816, 1850, 1858 годы», - Якутск, Кытыл, 2017. - 384с.

3. Г.И.Белых, Р.С.Степанова, Т.С.Степанова «Таҥара сатыылаабыт дойдута. III, IVМалдьаҕар, Тит-Арыы: 1795-1940сс./Хаҥалас улууһа, «Тит-Арыы нэһилиэгэ» МТ:-Дьокуускай:Кытыл, 2018.-544с

4.Индеева Л.В., Белых Г.И., Степанова Р.С. «Үтүө өйдебүл, үрдүк сыанабыл» - Покровск: ИП Никифоров А.М., 2923. -186с.

5.Соловьева Е.Д. «Ийэ...Ийэ барахсан» (текст) /Евдокия Дмитриевна Соловьева // Хаҥалас.-2017.-25 апр.-С.3.

6.https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D1%89%D1%83%D1%80?ysclid=m3u1d4ntu0635768382

7. Үлэҕэ илиибит эрчимин, сүрэхпит дьулуурун : Хаҥалас улууһугар тыа хаһаайыстыбатын сайдыыта / [хомуйан оҥордо: Н. Ф. Трофимов ; киирии тыл авт. М. Е. Николаев]. - Дьокуускай : Медиа- холдинг Якутия, 2017. - 220 с.

8.Яковлев, Егор Львович Хангаласцы от века к веку: очерки по древней истории Хангаласского улуса / Егор Яковлев ; [ред. совет.: Федоров В. И., к.и.н., пред., Борисов А. А., к.и.н., Захаров В. П., к.и.н.]. - Якутск : Сахаполиграфиздат, 2000. - 204, [2] с.

9. https://vault.com/professions/genetic-genealogists/requirements

10. Краско А. В. Школа практической генеалогии : метод. пособ. для начинающих генеалогическое исследование / А. В. Краско. – Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2013. – 176 с

1 https://vault.com/professions/genetic-genealogists/requirements

2Краско А. В. Школа практической генеалогии : метод. пособ. для начинающих генеалогическое исследование / А. В. Краско. – Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2013. – 176 с

3https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%91%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

4 Семейный архив.

5 Г.И.Белых, Р.С.Степанова, Т.С.Степанова «Таҥара сатыылаабыт дойдута. III, IVМалдьаҕар, Тит-Арыы: 1795-1940сс./Хаҥалас улууһа, «Тит-Арыы нэһилиэгэ» МТ:-Дьокуускай:Кытыл, 2018.-544с

6 Приложение №1

7Краско А. В. Школа практической генеалогии : метод. пособ. для начинающих генеалогическое исследование / А. В. Краско. – Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2013. – 176 с

8https://exo-ykt.ru/articles/3-shaga-po-sostavleniyu-rodoslovnoy

9Яковлев, Егор Львович Хангаласцы от века к веку: очерки по древней истории Хангаласского улуса / Егор Яковлев ; [ред. совет.: Федоров В. И., к.и.н., пред., Борисов А. А., к.и.н., Захаров В. П., к.и.н.]. - Якутск : Сахаполиграфиздат, 2000. - 204, [2] с.

101https://tolkovyjslovarozhegova.slovaronline.com/23273 %D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%A9%D0%A3%D0%A0?ysclid=m3tx0p1ice459406507

11 Степанова Т.С., Григорьева З.М., Белых Г.И., Степанова Р.С., Ефремов.М.И. «Ревизские сказки Якутской области Кангаласского улуса III, IV Малжегарских волостей, и Якутского округа Иркутского тракта при Тит-Аринской станции за 1795, 1816, 1850, 1858 годы», - Якутск, Кытыл, 2017. - 384с.

12Индеева Л.В., Белых Г.И., Степанова Р.С. «Үтүө өйдебүл, үрдүк сыанабыл» - Покровск: ИП Никифоров А.М., 2923. -186с.

Просмотров работы: 12