Введение
У жителей Екатеринбурга, да и всего Урала особая история, связанная с войной и победой. Екатеринбург будучи тогда Свердловском, был не просто тылом где ковали победу, совершали рабочие подвиги, устанавливали рекорды и совершали многое впервые. Из Свердловска в годы войны ушли на фронт 700 000 солдат, 200 000 не вернулись обратно.
Некоторые наши земляки стали легендами на фронте и за свои подвиги получили звания Героев Советского Союза. Так как моя мама историк, она много мне рассказывает и о самой войне, и о подвигах, которые совершались на ней. Мы много путешествуем по городам России, я побывала у монумента «Родина - мать зовет!» в Волгограде, у Самбекских высот в Ростове, в Москве, Санкт-Петербурге, в бункере Сталина в Самаре и во многих других местах, связанных со страницами Великой Отечественной войны. Меня всегда удивляло, как люди преодолевая свой страх везде готовы были биться до последнего вздоха, жертвуя собой ради помощи друг другу и победы.
Сейчас я живу в академическом районе города Екатеринбурга. Недавно у нас появилась новая улица – Речкалова. Оказалось, что она названа в честь Григория Речкалова одного из лучших военных летчиков Великой Отечественной войны. Григорий Речкалов был уральцем, он родился в Свердловской области.
Когда я начала читать про Григория Речкалова, узнала, что в нашем городе несколько улиц названных в честь летчиков-героев Великой Отечественной Войны. Мне захотелось подробнее узнать о тех героях неба, чьи имена носят улицы нашего города и рассказать об этом моим одноклассникам. Чтобы рассказ был интересный и запоминающийся, я решила создать лэпбук.
Актуальность.
Изучив жизненный путь и достижения героев, в честь которых названы улицы нашего города, даже в повседневной жизни, мы можем помнить о величии тех подвигов, которые они совершали.
Изучение судеб летчиков-героев Великой Отечественной войны позволяет:
1. Углубить знания о роли нашей области в победе.
2. Помнить о героях не только 9 мая, но и в повседневной жизни.
3. Формировать чувство гордости и память о великом подвиге.
Цель: изучить подвиги летчиков-героев Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы города Екатеринбурга.
Задачи:
1) Найти улицы города Екатеринбурга названные в честь летчиков-героев Великой Отечественной войны и составить их список.
2) Изучить биографии летчиков-героев их истории и ключевые события в рамках Великой Отечественной войны.
3) Оценить вклад летчиков, в честь которых названы улицы города Екатеринбурга в победу.
4) Создать ознакомительный лэпбук, отображающий информацию о летчиках-героях.
1. Герои неба.
У героев, в честь которых названы улицы Екатеринбурга, самые разные истории и судьбы. Некоторые из них – наши земляки, а кто-то родился далеко от Урала. Одни прошли войну, вернулись к любимому делу и прожили долгую жизнь, другие не увидели победы и погибли, не дожив даже до 20 лет.
Многие летчики отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, многие стали Героями Советского Союза. Роль летчиков в годы Великой Отечественной войны была важна и ее трудно переоценить:
- Обеспечение воздушного превосходства. Летом 1943 года советская авиация завоевала стратегическое господство в воздухе на всём советско-германском фронте и удерживала его вплоть до конца войны.
- Поддержка наземных войск. Лётчики-истребители и штурмовики обеспечивали прикрытие наступающих частей, уничтожали вражескую технику и живую силу.
- Защита стратегически важных объектов. Лётчики защищали города, заводы и транспортные узлы. В битве за Москву советская авиация сыграла важную роль в отражении немецкого наступления.
- Героизм и самоотверженность. Одним из символов героизма советских лётчиков стал таран — намеренное столкновение с вражеским самолётом.
2. Герои моей улицы.
2.1 Григорий Речкалов.
Будущий Герой Советского Союза, один из лучших советских асов Григорий Андреевич Речкалов с детства мечтал о небе. Работая на заводе с 14 лет, учился в аэроклубе, а позже закончил Пермскую военную школу лётчиков. В 1939 году Григория Андреевича зачислили в авиационный истребительный полк на Украине.
За день до начала войны Речкалов не прошел врачебно-летную комиссию из-за врожденного дальтонизма. Но в полку тем временем начались первые потери, поэтому 22 июня, когда он вернулся в часть, майор Матвеев дал ему срочное задание на вылет и на медицинское заключение даже не посмотрел. Первую воздушную победу Григорий Речкалов одержал 27 июня 1941-го года, сбив вражеский «Мессершмитт».
После тяжелого ранения в первый месяц войны Речкалов был отправлен в госпиталь, а после зачислен в запасной авиаполк, из которого он сбежал в апреле 1942-го года. Он вернулся в свой родной 16-й гвардейский истребительный авиаполк, где осваивал управление американским истребителем «Аэрокобра».
Григорий Речкалов вошел в историю, как самый результативный летчик на «Аэрокобре». К концу войны на его самолете было 56 звезд, которые символизировали 53 личных и 3 групповых победы летчика. После окончания Великой Отечественной войны Речкалов продолжил службу в военно-воздушных силах, пока не уволился в запас. Он прожил довольно долгую жизнь и умер в 1990 году, в возрасте 70 лет.
Григорий Андреевич Речкалов был родом из Ирбитского района Свердловской области. В 2015 году в Академическом районе в честь нашего знаменитого земляка назвали улицу. Она небольшая – пока здесь построен всего один дом - но это служит прекрасным напоминанием о том, что благодаря таким героям в городах могут появляться новые улицы, а люди в них могут жить свободно.
2.2 Григорий Бахчиванджи
В 1942 году на месте аэропорта «Кольцово» располагался военный аэродром, с которого взлетел первый в мире истребитель с ракетным двигателем «БИ-1». Он стал началом целой эры реактивных самолетов, Юрий Гагарин говорил, что без этого полета могло не быть 12 апреля 1961 года.
Пилотом «БИ-1» был капитан Григорий Бахчиванджи, бывший помощник машиниста и слесарь, который однажды решил, что дело его жизни – авиация, и ушел в летное училище. Во время войны он совершил около 70 боевых вылетов и сбил 6 фашистских самолетов-стервятников при обороне Москвы.
В 1942 году Бахчиванджи отозвали с фронта на Урал. НИИ ВВС, который был эвакуирован из Москвы в Билимбай, проводил здесь испытания новых двигателей. Первые шесть полетов прошли успешно, седьмым заданием Григория Бахчиванджи было доведение скорости полета до 800 км/ч на высоте 2000 метров. Но на 78-й секунде полета двигатель прекратил работу, и самолет разбился в шести километрах от аэродрома.
Пилотом «БИ-1» был капитан Григорий Бахчиванджи, бывший помощник машиниста и слесарь, который однажды решил, что дело его жизни – авиация, и ушел в летное училище. Во время войны он совершил около 70 боевых вылетов и сбил шесть фашистских самолетов-стервятников при обороне Москвы.
В 1942 году Бахчиванджи отозвали с фронта на Урал. НИИ ВВС, который был эвакуирован из Москвы в Билимбай, проводил здесь испытания новых двигателей. Первые 6 полетов прошли успешно, седьмым заданием Григория Бахчиванджи было доведение скорости полета до 800 км/ч на высоте 2000 метров. Но на 78-й секунде полета двигатель прекратил работу, и самолет разбился в 6 километрах от аэродрома.
2.3 Антон Шевелёв
«Настоящий уралец» - именно так можно охарактеризовать летчика, участника Великой Отечественной Войны, героя Советского Союза Антона Антоновича Шевелева. Он родился в Нейво-Шайтанке в семье рабочего. Окончив 10 классов сельской школы, поступил в летное училище, после окончания которого работал пилотом гражданской авиации.
В боях Красной Армии Антон Шевелев начал участвовать с мая 1942 года. Он воевал на Волховском, Ленинградском, Калининском, Белорусских фронтах и даже Заполярье, где выполнил 16 боевых вылетов. 16 марта 1943 года самолет Шевелева был атакован истребителем противника и получил 30 пробоин. Радист и стрелок были ранены, однако Шевелев успешно выполнил задание, а затем чудом произвел посадку самолета на одном колесе. За это капитану Шевелеву присвоили звание Героя Советского Союза.
17 апреля 1945 года в Восточной Пруссии самолёт Антона Шевелева был сбит истребителями противника, но летчик сумел довести горящую машину до линии фронта, обеспечил спасение экипажа и последним выпрыгнул с парашютом, получив тяжелые травмы и ожоги.
Выполнив 247 боевых вылета, Шевелев в мирное время посвятил себя науке и преподаванию. Окончив Уральский лесотехнический институт, затем аспирантуру, фронтовик Шевелев получил звания кандидата наук и доцента. Работал в Уральском лесотехническом институте до 1980 года, практически до самой смерти.
В память о нем на корпусе Лесотехнической академии есть мемориальная доска, а в Верх-Исетском районе Екатеринбурга в честь героя Советского Союза Антона Антоновича Шевелева названа улица.
2.4 Николай Гастелло
В первые дни войны военно-воздушные силы СССР ввязались в неравные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Одним из героев, отдавшим жизнь за Победу, стал Николай Францевич Гастелло, герой Советского Союза посмертно.
На службу в армию Гастелло поступил в 1932 году. Он прошел обучение в летной школе в Луганске и был вторым пилотом экипажа тяжелых бомбардировщиков, затем стал старшим летчиком и командиром воздушного судна. К маю 1939 года он дослужился до командира звена.
Свой первый вылет в Великой Отечественной войне Николай Гастелло совершил 22 июня 1941 года в 5 часов утра. Его полк понёс большие потери, и 24 июня оставшиеся лётчики и самолёты были сведены в две эскадрильи. Капитан Николай Гастелло возглавил 2-ю эскадрилью и выполнил три боевых вылета.
26 июня 1941 года, через 4 дня после начала войны, Николай Гастелло погиб. В тот день он в составе звена из двух самолетов он отправился на боевой вылет в район дороги Радошковичи – Молодечно для нанесения бомбового удара по немецкой колонне. Самолет Гастелло подбила немецкая зенитная артиллерия, и попадание снаряда в топливный бак вызвало пожар на борту. Понимая, что обречен, пилот направил горящую машину в скопление бронетехники, совершив огненный таран. Все члены экипажа погибли.
Подвиг капитана Гастелло получил широкое освещение, драматург Исидор Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло». «Гастелловцами» стали называть летчиков, совершивших «огненный таран», которых в военные годы было множество. В память о легендарном летчике были названы населённые пункты, и улицы. И Екатеринбург не стал исключением – в нашем городе улица героя-летчика Николая Гастелло находится в районе Уктуса.
2.5 Андрей Юмашев
Будущий летчик Андрей Борисович Юмашев учился при Императорском обществе поощрения художеств, но его творческой реализации помешала гражданская война. Юмашев вступил в ряды красной армии, прошел путь от курсанта до генерал-майора авиации и ушел в отставку через год после окончания войны. Но военная карьера не заставила его бросить творческие увлечения, и современники называли его «художником неба».
В 1937 году Юмашев в составе экипажа Михаила Громова совершил перелет Москва – Северный Полюс – Сан-Джасинто. Экипаж пролетел более 10 000 километров за 62 часа и установил 3 мировых авиационных рекорда. В США авиаторам устроили встречу с президентом Рузвельтом, мэры Лос-Анжелеса и Сан-Джасинто провозгласили экипаж почетными гражданами, а на родине они удостоились звания Героев Советского Союза.
Во время войны Андрей Борисович лично проводил переговоры с США о поставках самолетов и участвовал в боевых вылетах во время обороны Москвы. После повышения в звании командовал авиацией Калининского, Западного и Центрального фронта. В 1943 году военно-воздушные силы под его командованием участвовали в Ржевской и Курской битвах, а в 1945 году, когда он стал начальником Управления истребительной авиации, под его началом ВВС освобождали Кенигсберг и Берлин.
В 1946 году генерал-майор Юмашев ушел в отставку, вступил в Союз художников СССР и продолжил заниматься живописью. Но помимо подвигов и картин, память о летчике живет и в названиях улиц. В Екатеринбурге улица Юмашева появилась в конце 40-х годов в рабочем поселке Красная кровля Верх-Исетского района.
Заключение
Изучая истории и достижения летчиков, в честь которых названы улицы Екатеринбурга, я лучше поняла фразу, которую часто встречала пока искала информацию: «в названиях улиц – подвиг героев». Говорят, что человек жив, пока его помнят. Улицы, названные в честь летчиков-героев, намерены нам напоминать о подвигах этих людей. Чаще, конечно мы просто произносим адрес, не задумываясь, кем же были люди и что совершали те, чьи имена увековечены в памяти Екатеринбурга. Этих людей давно нет среди нас, мне жаль, что я не смогу пообщаться или взять интервью у кого-то из них. Узнать, например, как они относятся к тому, что их именем названа улица.
Наши улицы и переулки – хранители памяти в том числе и о Великой Отечественной войне, поэтому надо чаще обращать внимание на их названия. Это очень здорово, что и в новых районах появляются улицы, которые несут в себе память для наследников победы.
Практическая часть.
Лэпбук в дословном переводе с английского языка переводится как «книга на коленях». Так как мне хотелось рассказать про улицы Екатеринбурга своим одноклассникам как-то интересно, мы решили создать книгу на коленях. Перед тем как приступить к созданию я написала план, чтобы хотела разместить в кармашках книги. Мой план был такой:
1. Сам лэпбук будет напоминать военную сумку- планшет.
2. Внутри книги обязательно будет кармашек с портретами летчиков – героев.
3. Кармашек с информацией про каждого летчика.
4. Карта города, где будут обозначены улицы названные в честь героев. Так как улицы располагаются в разных районах города, то карта получилась не очень подробная, масштаб пришлось уменьшить.
5. Так же я решила добавить в книгу информацию о наградах, которые были вручены летчикам, о их профессиях и рядах войск, в которых они служили.
6. По куаркоду на обложке лэпбука можно перейти и решить тест на знание названий улиц Екатеринбурга.
7. Из карточек в лэпбуке можно сопоставить информацию и составить рассказ про каждого летчика, в честь которого в нашем городе названы улицы.
Приложение 1. Процесс создания лэпбука.
Литература и источники
1. Корепанов Н.С., Блинов В.А. Город посредине России: Екатеринбург - Свердловск - Екатеринбург: Сократ, 2005. — 368 с.
2. Официальный портал города Екатеринбурга https://www.ekburg.ru/r_zasedanie_op/2/64834-adres-kak-pamyat-o-podvige-ulitsy-ekaterinburga-nosyat-imena-geroev/ (последнее обращение 15.02.2025)
3. Библиотечный центр «Екатеринбург» Муниципальное бюджетное учреждение культуры https://библиотечный-центр.екатеринбург.рф/article.php?nid=02679 (последнее обращение 24.02.2025)
4. Портал информационного агенства УРА.РУ https://ura.news/specials/geroytvoyeyulitsy (последнее обращение 24.01.2025).
5. Материалы с посещения экскурсии из Окружного Дом офицеров Центрального военного округа города Екатеринбурга.