Введение
Главным признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения. [4, c.36]
Правовая культура общества, отдельных групп, индивидов органично связана с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правоприменением, иными сторонами правового бытия общества.
Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества.
Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования права остаются им незамеченными.
Данная проблема находит отражение в многочисленных исследованияхАбраниной Т.С., Алешиной Е.А., Бондаренко М.В., Смоленский М.Б., Певцовой Е. А. , Невважай И.Д, Молчанова А. А., Ковалевой И. В. в трудах этих правоведов, политиков, ученых раскрываются основные понятия, теории, правовые концепции такого явления как правовая культура, её структурные компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути формирования правовой культуры, правового государства, современные условия, приемы и методы воспитания правовой культуры у детей. Особое внимание уделяется проблеме воспитания и обучения детей их правам , то есть формированию правовой культуры в рамках образовательного процесса и внеурочной деятельности.
В исследовании поднимается проблема формирования правовой культуры населения, в частности возможность поднятия уровня правовой культуры посредством обучения основам права в подростковом возрасте.
Актуальность темы исследования обусловлена развитием демократического общества и процессом формирования правого государства.
Противоречие исследования. Между необходимостью формирования
правовой культуры у старших подростков в школе и недостаточностью
методических рекомендаций и пособий по данному вопросу для организации работы с детьми.
Гипотеза исследования. Воспитание правовой культуры у детей школьного возраста будет эффективным, если:
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей;
- ребенок владеет достаточно хорошо иллюстрированным, изложенным понятным языком пособием;
- работа по воспитанию правовой культуры проводится совместно с родителями.
Тема данного исследования сориентирована на более глубокое изучение процесса формирования правовой культуры. Приобретает особое значение в настоящий период развитие общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан.
Проблема исследования. Способы работы по формированию правовой культуры у детей школьного возраста.
Объект исследования. Процесс формирования правовой культуры подростковой группы населения.
Предмет исследования. Уровень правовой культуры подростков.
Цель исследования. Выявление уровня правовой культуры несовершеннолетних и разработка рекомендаций по формированию правовых знаний обучающихся.
Задачи исследования.
1.Изучить литературу по данному вопросу.
2.Изучить факторы, формирующие правовую культуру;
3.Изучить уровень правовой культуры несовершеннолетних.
4.Разработать рекомендации по повышению уровня правовой культуры подростков.
В основу исследования положено использование следующих методов:
1.Анализ документальных источников.
2.Анализ статистической информации.
3. Локальное наблюдение.
4.Формализованное экспертное интервью.
5.Методы математико-статистической обработки данных.
В соответствии с гипотезой и задачами был определен ход исследования, который проводился в несколько этапов.
Первый этап: поисково-теоретический. На этом этапе осуществлялось изучение теоретических вопросов понятий:
Второй этап: исследовательский. Выявлялись проблемы в правовой культуре обучающихся.
Третий этап: обобщающий. Формулировались выводы, оформлялось проектное исследование.
Глава 1. Сущность понятия «правовая культура»
1.1. Понятие правовой культуры
Правовая культура – это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права – это и есть правовая культура. Можно выделить объективную и субъективную стороны правовой культуры. [6, c.11]
Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. Но это – особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.
Очень часто под правовой культурой понимают уровень правосознания, т. е. знание людьми права, их отношение к закону, суду. Но на самом деле правовая культура – нечто большее, чем правосознание. Она предполагает достаточно высокий уровень правового сознания. Правовая культура опирается на правосознание, однако не сводится к нему, а также к идейно-теоретическим и психологическим элементам правосознания. Она включает в себя юридически значимое поведение субъектов правоотношений. Правовая культура – это не просто то или иное отношение к правовой действительности (правосознание), но прежде всего уважительное отношение к праву. [6.с.12]
Правовая культура – это не просто то или иное отношение к праву (правосознание), это прежде всего уважительное отношение. Уже поэтому можно утверждать, что не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется определенным уровнем знания действующих норм; ему свойственно уважительное отношение к праву и оно строит свое поведение в соответствии с теми положительными оценками права, которые выносит.
Таким образом, правовая культура – это единство правовых знаний, оценок и поведения.[4,с.36] Иметь правовую культуру – значит не только самому выполнять требования юридических норм, но и добиваться того, чтобы и другие субъекты следовали им.
Например, в соответствии с действующим законодательством не наказывается лицо, которое знало о мелких хищениях на предприятии, но не сообщило об этом компетентным органам. Несомненно, что такой человек, даже если он безукоризненно исполняет требования права, необходимой правовой культурой не обладает. Иначе говоря, правовая культура предполагает также оценку правомерности поступков других лиц и действия, направленные на то, чтобы воспрепятствовать совершению ими правонарушений.
Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.
Под правовой культурой понимается, также, обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития, правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека. [4,с.37]
По мнению С.С. Алексеева, «правовая культура – это общее состояние законодательства, работы суда, других правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требований верховенства права» [4,с.37].
А.И. Коваленко считает нецелесообразным включать в правовую культуру всю правовую реальность (уровень развития права, законодательства, осведомленность в нем обществе, состояние законности и правопорядка) [7, с.30].
Стержень правовой культуры составляет правовое сознание. При этом нельзя сводить сущность правовой культуры только к системе правовых знаний. Правовая культура, являясь частью общей культуры, входит в совокупность социальных достижений общества. Уровень правовой культуры индивида находится в тесной взаимосвязи с состоянием правовой культуры общества в целом.
Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности.
Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, «срезов», «измерений». В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая, кратко говоря, выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это - особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.
Правовая культура тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.
Один из современных юристов США - Л. Фридмэн в своей книге «Введение в американское право» (М., 1992) пишет: «Правовая культура - это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется или нарушается на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. Правовая система без правовой культуры не действует».[7, c.30]
Выработаны краткие определения данного понятия.
Под правовой культурой предлагается понимать «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей» (А.Р. Ратинов). В широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране. При этом не игнорируется и мировой опыт.
Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний. Последние сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и негуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы, юридические нормы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности. Правовая культура неизбежно содержит в себе и мировоззренческий момент. [3,с. 91]
Важнейшую роль правовая культура играет в реализации известного либерально-демократического правового принципа «не запрещенное законом дозволено». Человек, не обладающий необходимым уровнем правовой и нравственной культуры, легко может встать на путь злоупотреблений этим принципом. Или он просто не будет знать, что конкретно разрешено, а что запрещено. В России действие указанной аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей части граждан уже породило и продолжает порождать серьезные негативные последствия, хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих личную инициативу и предприимчивость субъектов, она совершенно необходима.
Поэтому усиление культурного и морального фактора является первоочередной задачей проводимых в России реформ. Этот фактор может сыграть решающую роль в наведении порядка в стране, повышении сознательности и ответственности каждого гражданина, в утверждении идей законности и дисциплины, преодолении юридического, политического и нравственного нигилизма. Культура - это духовная база всех преобразований. В этой связи огромное значение приобретает правовое воспитание населения, своего рода «правовой всеобуч». Без знания права, без привычки соблюдать закон нельзя решить ни одной серьезной проблемы.
Структуру правовой культуры составляют те компоненты, которые в нее входят. Кроме того, правовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение «теоретической и практической культуры».[3, c.94]
Что касается правовой культуры общества, то она включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства.[3, c.96]
Вывод: из выше изложенного видно, чтоправовая культура - многоуровневое понятие. Различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю.
1.2. Факторы формирования правой культуры
Исходя из актуальности обозначенной нами проблемы, необходим поиск путей ее преодоления. Соответственно, необходимо понимания формирования правовой культуры среди населения. Правосознание граждан России является отражением реального положения дел в государстве.
Оно неустойчивое, незрелое, противоречивое, и это приводит его к деформации, выражающейся в разных формах, в том числе в правовом нигилизме. То есть вопрос решения состоит в том, чтобы совершенствовать систему управления государством в различных областях.
Нами уже упоминалась, что важную роль в процессе формирования правовой культуры играет правовое воспитание. Соответственно, необходимо уделять больше внимания сфере образования и информирования граждан в области права. Самыми очевидными и первоочередными формами правового воспитания должны выступать
Изучение правовых дисциплин, начиная на этапе школы и продолжая не только в профильных вузах и средних специальных учебных заведениях, но и в учебных заведениях другого профиля в качестве дополнительной дисциплины. Это увеличит степень информированности о правах и обязанностях, действующем законодательстве, о способах защиты своих прав и интересов, даст представление о правовой действительности и поможет в формировании верного правосознания среди молодежи, которая на данный момент не заинтересована в изучении данной сферы и имеет низкую правовую культуру. Кроме того, именно от правового воспитания молодежи, зависит будущее России.
Безусловно важно и распространение информации о праве и законодательстве в СМИ, издание соответствующей литературы, проведение массовых мероприятий, к примеру, лекций, бесед, встреч с профессорами, касающихся просвещения в данной теме. Это поможет задействовать не только молодежь, но и другие категории населения. [8, c.231]
И, конечно, важную роль играет самовоспитание, предполагающее самостоятельное изучение права, действующего законодательства. Это необходимость, продиктованная интересами каждой личности. Осведомленность о своих правах, поможет избежать склонение к внеправовым способам защиты интересов, в первую очередь. В формировании правосознания и правовом воспитании должны принимать участие разные социальные институты, причем оказывая воздействие в совокупности.
Такими институтами могут выступать семья, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, различные общественные организации и др.[8, c.236]
Правильное правовое воспитание способствует вовлечению населения в решение социальных проблем, в правовую деятельность органов власти с целью защиты своих прав, а также способствует снижению количества правонарушений.
В целом, это станет эффективной профилактикой по укреплению в государстве законности и правопорядка. А также население с высоким уровнем правовой культуры выступает в качестве гаранта демократического, правового государства.
Далее, для борьбы с юридическим нигилизмом, как противовесом правовой культуры, безусловно, необходимо совершенствование борьбы с правонарушениями, их профилактика, повышение показателей раскрываемости преступлений и вынесение справедливых мер к правонарушителям.
Данные меры сформируют у граждан убежденность в действенности закона и силе правосудия, что в свою очередь в дальнейшем побудит обращаться за защитой к государству, а не внеправовым методам. Определенно повысится авторитет закона, что снизит степень неуважение населения к законодательству и праву. Так, как отмечает В. С. Нерсесянц: есть два способа разложить нацию - наказать невиновных и не наказывать виновных. У нас допускается и то и другое. Устранение этих уклонов - один из путей формирования высокой правовой культуры общества, чувства законности и справедливости.
Отсюда вытекает следующий фактор - необходимость усовершенствования защиты законных прав и свобод граждан со стороны государства. Как я отмечала ранее, объективной потребностью каждого гражданина является чувство безопасности и защиты со стороны своего государства для формирования доверительных отношений между ними. [8, c.241]
Соответственно, государство должно поддерживать и гарантировать гражданину защиту его прав, прорабатывая меры правовой безопасности, меры правового предостережения, правовой защиты. Это способствует вовлечению населения в грамотную и эффективную борьбу за свои права и интересы, пробудит необходимые чувства законности и справедливости, станет значимым шагом на пути к абсолютному уважению права, пониманию его ценности.
В данном случае важно уделить внимание совершенствованию законодательства, повышению уровня законопроектных работ, совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности. Необходимо шире информировать граждан о функциях и задачах тех или иных учреждений, чтобы они смелее обращались них, не были отчуждены от юристов и законодательства.
Исходя из проблемы коррумпированности, необходимо также акцентировать внимание на борьбе с ведомственным нигилизмом. Они приближены к правотворческой деятельности, обеспечивают действие права, осуществляют правовую политику. Очень важно искоренить юридический нигилизм «сверху» в первую очередь, для определенного положительного примера гражданам. Важнейшей целью в процессе борьбы с правовым нигилизмом и в противовес ему, повышением уровня правовой культуры должна стать активизация правового поведения граждан. Именно от этого фактора будет зависеть стабильность правопорядка в обществе и этот фактор станет показателем высокой правовой культуры. [8, c.243]
Широко распространенное правовое поведение предопределит путь Российской Федерации на пути развития государства, как правового.
Вывод: борьба с правовым нигилизмом в современном Российском обществе возможна и нужна. Необходима целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования гражданско-правовой культуры.
1.3. Значение правовой культуры в воспитании гражданина правого государства
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и правового воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях правовая культура становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
Правовая культура предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной частью правового просвещения граждан.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. [8, с.151]
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-правового воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-правового воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-правового воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-правовое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Гражданско-правовое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Вывод: правовая культура важна и имеет большое значение в воспитании гражданина правового государства.
Глава 2. Практика выявления уровня правовой культуры подростков
Исследование по выявлению правовой грамотности у подростков городского округа Сухой Лог
Нами было проведено исследование по выявлению сформированности правовой культуры детей и подростков городского округа Сухой Лог.
В исследовании приняли участие 163 подростка в возрасте от 11 до 13 лет. Целью исследования явилось определение уровня правовой грамотности у подростков до 14 лет. Для решения поставленной цели были разработаны анкеты и тесты для опроса по основам правовой культуры.
На вопрос «С какого возраста человек сам несёт юридическую ответственность (т.е. отвечает по закону за своиправонарушения)?»
По результатам видно, что самые популярные ответы – с 14 лет и 18 лет.
По - нашему мнению, достаточно большое количество подростков (44,8%) знают, что ответственность наступает с 14 лет. Столько же ответило, что ответственность наступает с 18 лет. Это может быть связано с тем, что подростки связывают совершеннолетие и возраст юридической ответственности. Можно увидеть в приложении № 2.1
На вопрос «Кто будет нести ответственность за нарушение закона, совершённые подростками до этого возраста? Эти результаты позволяют сделать вывод, что, по мнению подростков, за их правонарушения, ответственность несут другие (родители, опекуны). Это может быть связано с тем, что дети, эмоционально и психологически не готовы взять на себя ответственность за свои поступки. Приложение № 2.2.
На вопрос «Представьте ситуацию, когда школьники нецензурно выражаются на перемене в школе. По вашему мнению, закон предусматривает наказание за это?»
Таким образом видно, что значительная часть детей не знает об ответственности за нецензурную брань. 43% знает, что за матих могут привлечь к ответственности. Однако есть и те, ктосчитает нецензурную лексику законной с 14 лет. Таких ответов было3. Мыдумаем,этоможетбытьсвязаносбезнаказанностью.Дети знают, что им ничего не будет и продолжают позволять себе плохие слова.
На вопрос «Еслиученикиво время урока сломали парту, в момент, когда учитель вышел из класса.Будетликто-нибудьнестиответственностьзаэтоиесли будет, то кто?» Как видим, как и в ответах на вопрос «Кто будет нести ответственность за нарушение закона, совершённые подростками», в случае порчи имущества в школе более половины опрошенных подростков (50,3%) ответственность перекладывают на родителей. Примерно равное количество считают, что ответственными будут либо сам подросток, либо школа.Причина,как мыдумаем,таже,чтоипорезультатамответов на второй вопрос – неготовность и нежелание нести какую-либо ответственность и детская привычка все перекладывать на чужие плечи.
Вывод: Поитогаманализаответовнавсевопросыможносделатьвывод что, подростки в возрасте до 14-ти лет не знают об ответственности за свои
правонарушения, онисклонныответственностьперекладыватьна других.
2.2. Исследование по выявлению получения правовых знаний у подростков
Нами проведено исследование по выявлению получения правовых знаний у
подростков муниципального округа Сухой Лог. Цель: исследование места получения подростками правовых знаний.
С помощью опросника выявили уровень представлений обучающихся о правах и обязанностях человека, нормах поведения, возможностях получения правовых знаний.
На вопрос «Знаете ли вы, какие у вас права?» Опрос респондентов показал следующие результаты: 50% ответили, что знают, 13% - не знают, 37% -знают частично.
На вопросах «Откуда вы узнали о своих правах?» 57% респондентов ответили, что в учебном заведении,3 0% от окружающих людей, 7%-СМИ,6% написали свой вариант.
На вопрос «Проводят ли с вами разъясняющие беседы о правовой культуре подростков?» 30% - ответили да, 7% - нет, 3% -никогда не проводили,60% - проводят иногда.
На вопрос «Как вы относитесь к правоохранительным органам?»: 94% - считают, что нужны, 3%-думают, что не нужны,3% - затрудняются ответить.
На вопрос «Как вы думаете, помогают адвокаты людям или нет?»
70% респондентов ответили да, 7% - нет, 20% – зависит от ситуации,3% - затрудняются ответить.
На вопрос «Может ли подросток высказывать свое мнение?» 90% - думаю, что да, 10% - иногда.
На вопрос «Выбирая образовательное учреждение вы сами его выбирате?» 43% подростков выбирают сами,47% - прислушиваются к родителям, 10% - все равно где учиться.
На вопрос «Вы получаете высшее образование и за хорошие успехи в учебе, вам выплачивают стипендию. Можете ли вы свободно распоряжаться этими деньгами?» 94% - ответили да,3% - не знают,3% - не может распоряжаться.
На вопрос «Коле 15 лет, могут ли его взять на работу во время каникул без согласия родителей?» 73% - не может,20% - может,7% - не знают.
На вопрос «Какое право, по вашему мнению, является главным для подростков?». Самым главным правом ,по мнению подростков,является:33% право на жизнь,10% право на личную неприкосновенность, 7% право на свободу, 20% не знают, 30% право на получение бесплатного образования в школе.
Из выше изложенного видно, что подростки в возрасте до 14-ти лет не знают об ответственности за свои правонарушения, онисклонныответственностьперекладыватьна других,повсейвидимости,прикрываясьнесовершеннолетием.
Вывод: результаты нашего исследования будут полезны подросткам и могут способствовать улучшению их поведения, а, значит, и повышению безопасности как самих подростков, так и окружающих их людей.
Пути повышения правовой культуры у детей и подростков
Отмеченные выше обстоятельства и результаты исследования, проведенного учениками школы № 7 обуславливают необходимость работы по повышению правовой культуры у ребят. Способы, формы, мероприятия по развитию правовой культуры в школьной среде могут быть различные (уроки права, обществознания иистории, а также различные внеклассные мероприятия, классные часы, выполнение творческих заданий, написание различных проектов исследовательских, информационных, прикладных, игровых, творческих).
Мы предлагаем использовать наш плакат «Правовая культура детей!», который позволят детям школьного возраста освоить права детей, правила поведения детей в обществе. Сориентирует обучающихся на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формированию навыков социального поведения. Подготовит к жизни в гражданском обществе, поможет повысить общий уровень культуры за счёт получения дополнительной информации. Наш плакат позволит охватить большее количество детей школьного возраста по изучению правовых норм, регулирующих права граждан и порядок осуществления этих прав. Поможет убедить ребят, что мы должны знать свои права и развивать свою правовую культуру!
Вывод: При таком подходе дети школьного возраста могут получить необходимые знания в области прав и обязанностей детей, что имеет большое значение в воспитании будущего гражданина правового государства.
Заключение
Оценивая проблемное поле в формировании правовой культуры в воспитании будущего гражданина правового государства можно сделать следующие выводы:
1.Формирование правовой культуры — это сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни.
2.Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.
3.Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.
4.Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
Выполненная работа помогла нам осмыслить понятие правовая культура, правовое воспитание, значение правовой культуры в воспитании гражданина правового государства. проблемы гражданско- правового воспитания, разработать пути повышения правовой культуры у обучающихся 10-14 лет и представить дидактический материал для использования в работе педагогов, родителей по изученной проблеме.
Подтвердила связь объекта и предмета исследования. Выявила ряд закономерностей для развития правой культуры у обучающихся.
Исследование помогло отобрать методы научного исследования, оптимальные в смысле получения необходимой информации, помогло углубить знания о самом явлении.
Мы убедились, что творческий элемент системного характера по формированию правовой культуры заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные, познавательные возможности детей школьного возраста .
Материалы нашего исследовательского проекта помогут ребятам правильно вести себя, учитывая правовой статус, обрести самостоятельность, стойкость, организованность, грамотно принимать решения в трудной жизненной ситуации, формировать положительны имидж гражданина правого государства.
Мы, считаем, что тема актуальна, цель нашего исследования достигнута.
Список использованных источников и литературы
Нормативно- правовые документы
Конституция Российской Федерации /КонсультантПлюс// URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 12.04.2025)
2.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»/КонсультантПлюс//URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения 12.04.2025)
Книги, статьи, материалы конференций и семинаров
3.Абранина Т.С. Права человека. – Казань: Гриф КГТУ. 2003. – 120 с.
4.Бондаренко М.В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе:дис. – М., 2002. – 159с. – С. 36-37.
5.Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе.
6.Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001г.). –Волгоград, 2001. -С. 11-14.
7.Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования. – Белгород, 2006. – 204с. – С. 30.
8.Семитко А.П. Теория государства и права Под ред. В.М. Карельского и В.Д. Перевалова. – М.,1997.-с333.
Статьи из научных журналов
9.Поцелуев Е.Л., Горбунов А.Е. О дефиниции «Юридическая ответственность»/Журнал«ЮридическийвестникСамарского университета» том 4, №1, 2018. С19./ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-definitsii-yuridicheskaya-otvetstvennost/viewer
10.СерковП.П.Опонятииюридическойответственности./«Журнал российского права», №12, 2010. С49.// Киберленинка – научная электронная библиотека URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-yuridicheskoy- otvetstvennosti/viewer
11.Лившиц Р. 3. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов //Сов. гос-во и право. 1992. № 10.
Приложение № 1
Краткий словарь терминов
Административное право — это совокупность правовых норм и институтов, которые регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Гражданское право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые распространяются на обширную сферу имущественных и личных неимущественных отношений и регулируют такие институты, как имя, честь, достоинство, авторство.
Исследование – поиск информации по какой-либо проблеме, за которым следует ее обобщение. Исследование предполагает работу с несколькими источниками информации и проведение собственных экспериментов.
Конституционное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые опосредуют наиболее важные, исходные государственные отношения.
Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Культура прав человека – это составная часть духовной культуры, представляющая собой систему знаний, ценностных ориентаций и взглядов, психологических чувств, основанных на признании и уважении достоинства человека, его прав и свобод, а также практических навыков и умения их реализовать и защищать
Международное право — данная отрасль права не входит в национальную систему российского права, однако действует на территории Российской Федерации.
Норма права - установленное или санкционированное государством и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное правило поведения, являющееся регулятором общественных отношений.
Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовые отрасли — это основные, наиболее крупные системы права, которые регулируют обширные сферы общественных отношений.
Права человека — это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоватьсяблагами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов.
Правовая культура – часть общей культуры или отдельной личности.
Правовая культура – это юридическое понятие, которое включает в себя сложный комплекс явлений правовой жизни: правоотношения, законность, правопорядок, правовое поведение, правосознание и т.п.
Правовой статус человека - система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права.
Семейное право — это совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют порядок заключения и расторжения брака, брачных договоров, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронажа, усыновления (удочерения), установления опеки и попечительства, вопросы имущественного положения членов семьи, их взаимные права и обязанности.
Приложение № 2.1
Возраст, с которого человек сам несёт юридическую ответственность
( вопрос № 1)
Таблица №1
|
Вариантыответа |
Результаты |
|
С18лет |
73(44,8%) |
|
С16лет |
6(3,7%) |
|
С14лет |
73(44,8%) |
|
Другиеварианты |
11(6,7%) |
Возраст, с которого человек сам несёт юридическую ответственность
(Диаграмма1.Результатыответанавопрос1)
Приложение № 2.2
Результаты исследования об ответственности за нарушение закона, совершённые подростками до 16 лет
Таблица № 2
|
Вариантыответа |
Результаты |
|
Родителиилиопекуны |
152 (93,3%) |
|
Родительилиорганыопекии попечительства |
1(0,6%) |
|
До14лет–родитель,после–ребёнок |
3(1,8%) |
|
Самребёнок |
4(2,4%) |
|
Другиеварианты |
3(1,8%) |
Ответственность за нарушение закона, совершённые подростками до 16 лет
Диаграмма № 2
Приложение № 2.3
Результаты вопроса «Школьники нецензурно выражаются на перемене в школе.
Закон предусматривает наказание за это?»
Таблица № 3
|
Варианты |
Результаты |
|
Да |
70(42,9%) |
|
Нет,т.кэтонезаконно |
37(22,6%) |
|
Нет,доопределённоговозраста |
14(8,5%) |
|
Незнаю |
39(23,9%) |
|
Штраф |
3(1,84%) |
Школьники нецензурно выражаются на перемене в школе.
Закон предусматривает наказание за это?
Диаграмма № 3
Приложение № 2.4
Результаты по вопросу «Ученикиво время урока сломали парту, в момент, когда учитель вышел из класса.Будетликто-нибудьнестиответственностьзаэтоиесли будет, то кто?»
Таблица № 4
|
Варианты |
Результаты |
|
Да, родитель |
82(50,3%) |
|
Да,ученик |
35(21,5%) |
|
Да, школа |
33(20,2%) |
|
Незнаю |
12(7,4%) |
|
Другиеварианты |
1(0,6%) |
Ученикиво время урока сломали парту, в момент, когда учитель вышел из класса.Будетликто-нибудьнестиответственностьзаэтоиесли будет, то кто?
Диаграмма № 4
Приложение № 2.5
Результаты по вопросу «Ребёнок в возрасте 11-13 лет в школе, совершит кражу или нанесёт серьёзные телесные повреждения (вред здоровью) в драке другому ученику, то могут ли быть какие-нибудь последствия для него в соответствие с законом?»
Таблица № 5
|
Варианты |
Результаты |
|
Да,постановканаучёт |
53(32,5%) |
|
Да,помещениевзакрытую школу(колонию) |
20(12,2%) |
|
Да,возмещениематериального ущерба |
27(16,6%) |
|
Да,вызовродителей |
13(8%) |
|
Незнаю |
38(23,3%) |
|
Последствийнет |
12(7,3%) |
Ребёнок в возрасте 11-13 лет в школе, совершит кражу или нанесёт серьёзные телесные повреждения (вред здоровью) в драке другому ученику, то могут ли быть какие-нибудь последствия для него в соответствие с законом?
Диаграмма № 5
Приложегие № 2.6
Результаты исследования по выявлению получения правовых знаний у подростков в муниципальном образовании Сухой Лог
Таблица № 6
|
Наименование вопроса |
Ответы на вопросы |
|||
|
1)Знаете ли вы, какие у вас права? |
Да 50% |
Не знаю 13% |
Частично 37% |
Меня это не интересует 0% |
|
2)откуда вы узнали о своих правах? |
Учебное заведение 57% |
СМИ 7% |
От окружающих людей 30% |
Свой вариант 6% |
|
3)Проводят ли с вами разъясняющие беседы о правовой культуре подростков? |
Да 30% |
Нет 7% |
Никогда не проводили 3% |
Проводят иногда 60% |
|
4)Как вы относитесь к правоохранительным органам? |
Они нужны 94% |
Они не нужны 3% |
Общество могло бы существовать и без них 0% |
Затрудняюсь ответить 3% |
|
5)Как вы думаете, помогают адвокаты людям или нет? |
Да 70% |
Нет 7% |
Зависит от ситуации 20% |
Затрудняюсь ответить 3% |
|
6)Может ли подросток высказывать свое мнение? |
Конечно 90% |
Нет 0% |
Иногда 10% |
Не знаю 0% |
|
7)Выбирая образовательное учреждение вы: |
Выбираю сам 43% |
Прислушиваюсь родителей 47% |
Все – равно где учиться 10% |
- |
|
8)Вы получаете высшее образование и за хорошие успехи в учебе, вам выплачивают стипендию. Можете ли вы свободно распоряжаться этими деньгами? |
Думаю, что да 94% |
Думаю, нет 3% |
Не могу ответить 3% |
- |
|
9)Коле 15 лет, могут ли его взять на работу во время каникул без согласия родителей? |
Думаю, да 20% |
Думаю, нет 73% |
Не знаю 7% |
- |
|
10)Какое право, по вашему мнению, является главным для подростков? |
Право на жизнь 33% |
Право на личную неприкосновенность 10% |
Право на свободу слова 7% |
Право на получение бесплатного образования 30% |
|
Не знаю 20% |
||||
Приложение № 3.1
Плакат «Правовая культура детей»
Приложение № 3.2
Рецензия руководителя проекта С.В. Дубаковой на исследовательский проект «Правовая культура несовершеннолетних» Савиной Антонины обучающейся 10 б класса МАОУ СОШ № 7
Приложение № 3.3
Рецензия начальника отделения по работе с личным составом ОМВД России «Сухоложский» Д.Н. Байкова на исследовательский проект «Правовая культура несовершеннолетних» Савиной Антонины обучающейся 10 б класса МАОУ СОШ № 7