ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение безопасности на море является приоритетной задачей, требующей постоянного совершенствования методов подготовки морских специалистов. Традиционные методы обучения, включающие лекции и практические занятия на реальном оборудовании, зачастую ограничены в создании реалистичных и безопасных условий для отработки действий в чрезвычайных ситуациях. В последние годы виртуальная реальность (VR) предлагает перспективное решение этой проблемы, предоставляя возможность создания иммерсивных и интерактивных тренировочных сценариев, максимально приближенных к реальным условиям. Это подчеркивает необходимость разработки и внедрения инновационных подходов к обучению, обеспечивающих более эффективную подготовку экипажей к экстремальным ситуациям. Использование VR-симуляторов позволит членам экипажа безопасно тренироваться в реагировании на различные типы аварий, отрабатывать навыки командной работы и принимать решения в условиях стресса.
Согласно исследованиям, которые были проведены компанией «СберОбразование» в период с августа по сентябрь 2024 г., "VR будут активно использоваться в образовательном процессе. Обучающиеся смогут взаимодействовать через цифровых аватаров, что сделает процесс увлекательнее и интерактивнее"1. Так же, согласно исследованиям2,3, VR-симуляторы позволяют улучшить запоминание информации, повысить мотивацию к обучению и развить навыки принятия решений в критических ситуациях. Практики по внедрению VR-технологий уже успешно применяются при подготовке различных специалистов. Например, VR-симуляторы для подготовки экипажа самолета предусматривают их обучение действиям, возникающим при аварийных ситуациях во время полета4. При обучении медицинских работников, в частности хирургов, с помощью VR-симулятора моделируется ход операции; погружение обучающихся в среду виртуальной реальности позволяет отработать до автоматизма их действия по устранению возможных нештатных ситуаций в ходе операции5. Однако, в научной литературе недостаточно внимания уделено разработке VR-симуляторов для обучения действиям в чрезвычайные ситуации экипажей на судне, а также оценке влияния VR-тренингов на реальные показатели безопасности на море.
Разработка и внедрение VR-симулятора для обучения членов экипажей действиям в чрезвычайных ситуациях на судне имеет значительную практическую ценность. Во-первых, благодаря использованию VR-технологий повысится эффективность обучения. VR-симулятор позволит создать реалистичные сценарии чрезвычайных ситуаций, недоступные при традиционных методах обучения. Во-вторых, использование VR-технологий будет способствовать лучшему усвоению навыков действий в чрезвычайных ситуациях. Интерактивная среда позволит экипажам активно участвовать в процессе обучения и отрабатывать необходимые навыки до автоматизма. В-третьих, применение VR-технологий будет способствовать снижению аварийности и сохранению жизней, поскольку подготовленные экипажи будут эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях по знакомому им сценарию.
Для реализации данного проекта будут использованы адаптивные алгоритмы обучения и технологий искусственного интеллекта (ИИ). Данный подход предусматривает персонализированное обучение (VR-симулятор адаптируется к индивидуальным потребностям и уровню подготовки каждого члена экипажа); интеллектуальный анализ действий (система на базе ИИ анализирует действия обучающегося в процессе симуляции и предоставляет обратную связь, указывая на ошибки и предлагая улучшения).
Таким образом, целью данной научно-исследовательской работы является разработка и обоснование эффективности применения VR-симулятора в качестве инструмента для подготовки экипажей к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Задачи исследования:
проанализировать существующие методы подготовки экипажей и персонала к чрезвычайным ситуациям и выявить их недостатки;
изучить существующие VR-симуляторы в различных сферах деятельности;
провести опрос среди курсантов о целесообразности внедрения технологий виртуальной реальности в образовательный процесс;
разработать концепцию системы подготовки экипажей к чрезвычайным ситуациям на основе VR-технологий на примере конкретного типа чрезвычайной ситуации (например, пожар на судне);
разработать рекомендации по внедрению и оптимизации VR-систем для подготовки экипажей к чрезвычайным ситуациям, учитывая экономические, технические и психологические аспекты.
Объектом исследования является процесс подготовки экипажей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Предмет исследования– технологии виртуальной реальности как инструмент повышения эффективности подготовки экипажей к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Гипотеза исследования: использование VR-технологий в практической форме подготовит курсантов к морским бедствиям, что в результате снизит получение травм и смертность на судах.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
§ 1. Применение VR-симулятора в обучении
В современном мире, где технологии развиваются стремительными темпами, а требования рынка труда постоянно меняются, система образования также вынуждена адаптироваться к новым условиям. Лекции и семинары, которые были эффективны в прошлом, могут оказаться недостаточно привлекательными для молодых людей, выросших в эпоху информационных технологий. В связи с этим, во многих современных учебных заведениях и учебных центрах начинают появляться виртуальные лаборатории. Виртуальная реальность (VR) – это технология, которая погружает пользователя в цифровое пространство так, что оно кажется ему реальным6. Чтобы испытать это ощущение, нужно надеть специальное устройство – VR-очки или шлем.
Согласно исследованиям, проведенным компанией «СберОбразование»7, обучение с помощью технологий имеет следующие плюсы:
Обучение станет интереснее и доступнее
Можно моделировать сложные ситуации
Обучающиеся смогут глубже понимать материал через VR-опыт
Среди недостатков можно отметить:
Может снизиться живое общение и социальные навыки
У обучающихся может появиться зависимость от виртуального мира
Усложнится контроль за учебным процессом
Практики по внедрению VR-технологий уже успешно применяются при подготовке различных специалистов. Например, VR-симуляторы для подготовки экипажа самолета предусматривают их обучение действиям, возникающим при аварийных ситуациях во время полета. При обучении медицинских работников, в частности хирургов, с помощью VR-симулятора моделируется ход операции; погружение обучающихся в среду виртуальной реальности позволяет отработать до автоматизма их действия по устранению возможных нештатных ситуаций в ходе операции. Так же VR является одним из наиболее перспективных инструментов в моделировании боевых действий. Виртуальные симуляции позволяют воспроизводить боевые сценарии с высокой степенью реализма, предоставляя военнослужащим возможность тренироваться в условиях, максимально приближенных к реальным. Это особенно важно в современных условиях, когда быстрота реакции, точность действий и адаптивность к меняющимся обстоятельствам могут стать решающими факторами успеха на поле боя. Использование VR для подготовки военнослужащих и моделирования боевых действий значительно расширяет возможности традиционных методов обучения, позволяя избежать высоких затрат, связанных с проведением полевых учений, и минимизировать риски для участников. Кроме того, технологии виртуальной реальности позволяют многократно воспроизводить сложные и опасные боевые ситуации, обеспечивая персоналу многогранную подготовку и отработку навыков в различных условиях8 .
§ 2. Применение VR-симулятора при обучении специалистов водного транспорта
Применение VR-технологий при обучении специалистов морского и речного транспорта позволит создавать иммерсивные и интерактивные среды, имитирующие реальные сценарии чрезвычайных ситуаций с высокой степенью реализма. Это даст возможность экипажам отрабатывать необходимые навыки, принимать решения в условиях стресса и оценивать последствия своих действий, что в свою очередь повысит уровень их подготовки, умение оперативно реагировать в таких чрезвычайных ситуациях.
Был проведен опрос среди курсантов 1-2 курсов Каспийского института морского и речного транспорта, целью которого было выяснить потребности курсантов в применении VR/AR технологий обучения. Курсантам было предложено ответить на некоторые вопросы. Первый вопрос был об использование курсантами в учебном процессе современных цифровых технологий (компьютерных программ, приложений и сервисов). Большинство курсантов (95 %) ответили, что они действительно используют цифровые технологии в своей учебной деятельности. Следующий вопрос был о том, знают ли курсанты, что такое VR/AR. Большинство курсантов (96%) отметили, что знакомы с этими терминами. Далее курсантам предлагалось выбрать сферы применения VR/AR. Следует отметить, что большинство респондентов (68%) считает, что VR/AR можно применять в различных играх и развлечениях (рис.1). И только 11% респондентов отметили возможность применения VR/AR в обучении.
Рис.1. Области применения VR и AR технологий.
Далее курсантам предлагалось ответить на вопрос о возможности применения VR/AR технологий в вузах морского и речного транспорта. Ответивших положительно и отрицательно на этот вопрос было примерно одинаковое количество респондентов. И так же курсантам было предложено ответить на вопрос о том, хотели ли бы они обучаться с применением VR и AR технологий. Здесь стоит отметить, что большинство курсантов (89%) хотят и готовы обучаться с применением VR и AR технологий (рис 2).
Рис 2. Готовность к обучению с использованием VR и AR технологий.
Результаты опроса позволили сделать вывод о том, что у курсантов недостаточно знаний о применении VR/AR технологий в обучении, но они готовы изучать новое и использовать современные технологии для получения знания и навыков в своей будущей профессиональной деятельности.
§ 3. Преимущества и недостатки внедрения VR-симулятора при обучении специалистов водного транспорта
Приведем примеры применения VR при обучении специалистов водного транспорта. Во-первых, с помощью VR можно симулировать управления транспортными средствами. Во-вторых, применение с помощью VR-технологий можно создавать виртуальные модели судов с целью отработки навыка ремонта и обслуживания. И, в-третьих, VR-симулятор можно применять для обучения действиям в чрезвычайных ситуациях.
Среди преимуществ внедрения данной технологии в учебный процесс можно выделить следующие: 1) высокая степень погружения и реалистичность; 2) возможность моделирования редких и опасных ситуаций без риска для жизни; 3) отработка навыков в безопасной и контролируемой среде; 4) повышение мотивации и вовлеченности обучающихся; 5) повышение стрессоустойчивости; 5) безопасность.
К недостаткам отнесем следующие: 1) высокая стоимость разработки и внедрения; 2) необходимость в специализированном оборудовании и программном обеспечении; 3) риск "синдрома виртуальной реальности" (тошнота, головокружение); 4) ограниченность тактильных ощущений.
§ 4. Чрезвычайные ситуации на судах
Аварии морских судов можно разделить на четыре основные группы:
1) аварии, связанные с повреждением корпуса судна (столкновения, посадки на мель, навалы, штормовые повреждения). Этот вид аварий составляет 53% всех аварий. В среднем один раз в 10 лет каждое судно мирового флота получает повреждение корпуса. При этом виде аварий экипаж ведет борьбу с поступлением воды внутрь судна. В большинстве случаев эта борьба заканчивается успешно, но примерно в двух случаях из 100 судно погибает.
2) пожары и взрывы составляют примерно 6% от всех аварий. При этом экипаж судна ведет борьбу с пожаром и дымом. В 15% случаев пожар не удается погасить или локализовать, и экипаж вынужден покинуть судно. На каждый случай гибели судна вследствие пожара приходится, примерно, в 3 раза меньше жертв, чем при повреждениях корпуса.
3) опрокидывания судов - «потеря остойчивости» составляет 1% всех аварий. Это наиболее опасный вид аварии, при котором на каждое погибшее судно приходится в 2 раза больше жертв, чем при повреждениях корпуса, и в 6 раз больше, чем при пожарах.
4) повреждения механизмов составляют 27% всех видов аварий. При этом виде аварий экипаж ведет борьбу за живучесть технических средств, а также в некоторых случаях борьбу с паром. Правильная организация работ при этом виде аварий может помочь избежать человеческих жертв.
По разным данным 60 -70% всех аварий судов происходит по вине человека, а 80% аварийных ситуаций являются следствием необоснованных действий берегового персонала. Ежегодно гибнет один из 2 тыс. моряков, и не только вследствие прямых потерь, но и из-за плохой организации спасательных операций. На высоком уровне остается и производственный травматизм среди моряков [7].
По данным InterManager в период с 1996 года по настоящее время зафиксировано 197 инцидентов, произошедших на судах в закрытых помещениях, в результате которых погибло 310 человек, из них 224 – моряков, 86 – береговых работников. В качестве одной из причин несчастных случаев можно рассматривать отсутствие у потерпевших достаточного уровня компетентности для принятия решения в случае возникновения аварийных состояний9.
Причинами нештатных ситуаций могут быть халатность, умышленное нарушение инструкций или же недостаточная стрессоустойчивость у членов экипажа, которая приводит к развитию тревожности и панического расстройства у моряков10.
§ 5. Применение VR-технологии при обучении действиям при пожаре на судне
Рассмотрим применение VR-технологии для обучения членов экипажей действиям при пожаре на судне. VR-тренажеры могут использоваться для обучения членов экипажа правилам пожарной безопасности, процедурам эвакуации, использованию противопожарного оборудования, а также для обучения действиям при оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Для организации процесса обучения необходимо следующее оборудование: VR-очки с контроллерами; компьютер с высокой производительностью, ПО для компьютера; респиратор для симуляции затрудненного дыхания (рис.3).
Рис. 3. Необходимое оборудование
VR-тренажер может имитировать условия сильного задымления, позволяя членам экипажа тренироваться в ориентировании в условиях ограниченной видимости, используя дыхательные аппараты и другие средства защиты. Сценарии пожаров можно легко повторять и изменять, чтобы отработать различные типы пожаров и локации на судне. Условия, в которые попадает обучающийся, максимально приближенны к реальным и являются совершенно безопасными для обучающегося. Задача обучающегося найти выход и эвакуировать пострадавших из задымленных помещений судна. Далее система на базе ИИ анализирует действия обучающегося в процессе симуляции и указывает на ошибки, предлагая улучшения действий.
Для создания прототипа VR-симулятора была создана игра на игровой онлайн-платформе Roblox. Суть игры заключается в том, чтобы при возникновении пожара на судне члены экипажа могли быстро выбраться из зоны пожара. На рис. 4 представлены скриншоты разработанной игры.
Рис. 4. Прототип VR-симулятора
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
VR-симулятор для обучения членов экипажей действиям в чрезвычайных ситуациях на судне предоставляет следующие ключевые возможности. Во-первых, создание реалистичных условий, имитирующих различные типы аварий (пожары, затопления, столкновения и др.). Во-вторых, возможность анализа действия членов экипажа в ходе тренировочного сценария, составление рекомендаций для улучшения навыков и знаний. В-третьих, VR-симулятор позволяет проводить тренировки в безопасной и контролируемой среде, избегая рисков, связанных с реальными авариями. Отдельно следует отметить, что многократные тренировки на VR-тренажерах позволяют довести до автоматизма правила поведения экипажа при чрезвычайных ситуация, что повысит их стрессоустойчивость в реальных жизненных условиях.
Внедрение подобных симуляторов способствует повышению уровня готовности экипажей к эффективному реагированию на аварийные ситуации, снижению рисков и обеспечению безопасности на море. Перспективы развития данного направления включают расширение функциональных возможностей симулятора, добавление новых типов судов, аварий и оборудования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Форсайт-исследование «Поколение W: как и чему учить детей будущего» [Электронный ресурс] URL: https://ipk.kuz-edu.ru/files/struktura/otdely/ock/vozmognosty %20cifr%20sredy/pokolenie%20W.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
3. Виртуальная реальность в образовании: влияние на мотивацию и усвоение материала [Электронный ресурс] URL: https://apni.ru/article/10488-virtualnaya-realnost-v-obrazovanii-vliyanie-na-motivaciyu-i-usvoenie-materiala (дата обращения: 02.03.2025).
4. Можно отработать любую нештатную ситуацию на борту: как с помощью VR готовят экипажи гражданской авиации [Электронный ресурс] URL: https://newslab.ru/photo/1044251 (дата обращения: 22.02.2025).
5. VR в медицине [Электронный ресурс] URL: https://varwin.com/ru/vr-development/vr-medicine/ (дата обращения: 22.02.2025).
6. Как работает технология виртуальной реальности [Электронный ресурс] URL: https://practicum.yandex.ru/blog/tehnologii-virtualnoy-realnosti/ (дата обращения: 22.02.2025).
7. Классификация аварийных морских случаев по видам, причинам и последствиям [Электронный ресурс] URL: https://mirmarine.net/bezopasnost-moreplavaniya/990-klassifikatsiya-avarijnykh-morskikh-sluchaev-po-vidam (дата обращения: 28.02.2025).
8. Общее число официально подтвержденных случаев гибели людей в закрытых помещениях в 2023 году достигло 31 [Электронный ресурс] URL: http://www.sur.ru/ru/news/lent/2024-01-09/obshhee_chislo_oficialno_podtverzhdennykh_ sluchaev_gibeli_ljudej_v_zakrytykh_pomeshhenijakh_v_2023_godu_dostiglo_31_23107/ (дата обращения: 28.02.2025).
9. Тревожность может привести к паническому расстройству [Электронный ресурс] URL: http://www.sur.ru/ru/news/lent/2021-07-02/trevozhnost_mozhet_privesti_k_anicheskomu _rasstrojstvu_20233/ (дата обращения: 04.03.2025).
10. Виртуальная реальность в моделировании боевых действий и подготовке персонала [Электронный ресурс] URL: https://telemil.ru/pages/archive/magazine 2/%D0%A2%D0%B8%D0%A1_2_2024_%D1%8D%D0%BB_241130_071018-26-37.pdf(дата обращения: 04.03.2025).
1 Форсайт-исследование «Поколение W: как и чему учить детей будущего» [Электронный ресурс] URL: https://ipk.kuz-edu.ru/files/struktura/otdely/ock/vozmognosty%20cifr%20sredy/pokolenie%20W.pdf (дата обращения: 01.03.2025)
2 Иммерсивные технологии в образовании [Электронный ресурс] URL: https://varwin. com/ru/education/blog/news/immersivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/ (дата обращения: 20.02.2025)
3 Виртуальная реальность в образовании: влияние на мотивацию и усвоение материала [Электронный ресурс] URL: https://apni.ru/article/10488-virtualnaya-realnost-v-obrazovanii-vliyanie-na-motivaciyu-i-usvoenie-materiala (дата обращения: 02.03.2025)
4 Можно отработать любую нештатную ситуацию на борту: как с помощью VR готовят экипажи гражданской авиации [Электронный ресурс] URL: https://newslab.ru/photo/1044251 (дата обращения: 22.02.2025).
5 VR в медицине [Электронный ресурс] URL: https://varwin.com/ru/vr-development/vr-medicine/ (дата обращения: 22.02.2025)
6 Как работает технология виртуальной реальности [Электронный ресурс] URL: https://practicum.yandex.ru/blog/tehnologii-virtualnoy-realnosti/ (дата обращения: 22.02.2025).
7 Форсайт-исследование «Поколение W: как и чему учить детей будущего» [Электронный ресурс] URL: https://ipk.kuz-edu.ru/files/struktura/otdely/ock/vozmognosty %20cifr%20sredy/pokolenie%20W.pdf (дата обращения: 01.03.2025).
8 Виртуальная реальность в моделировании боевых действий и подготовке персонала [Электронный ресурс] URL: https://telemil.ru/pages/archive/magazine 2/%D0%A2%D0%B8%D0%A1_2_2024_%D1%8D%D0%BB_241130_071018-26-37.pdf(дата обращения: 04.03.2025).
9 Общее число официально подтвержденных случаев гибели людей в закрытых помещениях в 2023 году достигло 31 [Электронный ресурс] URL: http://www.sur.ru/ru/news/lent/2024-01-09/obshhee_chislo_oficialno_podtverzhdennykh_ sluchaev_gibeli_ljudej_v_zakrytykh_pomeshhenijakh_v_2023_godu_dostiglo_31_23107/ (дата обращения: 28.02.2025).
10 Тревожность может привести к паническому расстройству [Электронный ресурс] URL: http://www.sur.ru/ru/news/lent/2021-07-02/trevozhnost_mozhet_privesti_k_ panicheskomu_rasstrojstvu_20233/ (дата обращения: 04.03.2025).