Использование гаджетов обучающимися начальных классов

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование гаджетов обучающимися начальных классов

Семиноженко Р.А. 1
1ГБОУ школа 639 с углублённым изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга
Брегман Мария Михайловна 1
1ГБОУ школа 639 с углублённым изучением иностранных языков Невского района Санкт-Петербурга
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас гаджеты есть в каждом доме, ими пользуется каждая семья. Они прочно вошли в жизнь как взрослых людей, так и в жизнь детей.

Иногда можно наблюдать как родители дают в руки маленьким детям смартфон, чтобы они дали возможность взрослым поговорить или выполнить какие-то дела. Люди настолько стали зависимы от гаджетов, что не расстаются с ними даже в дороге.

Р ис.1 Рис.2 Наш класс едет на экскурсию на Императорский фарфоровый завод

Гаджеты стали настолько популярны и незаменимы, что в нашем городе даже существовал памятник ангелу, делающему селфи.

Рис.3. Ангел, делающий селфи (первая скульптура)

В нашей школе во всех классах ввели правило перед уроками оставлять телефоны в специальном ящике, а родители и учителя не устают возмущаться и повторять, что «дети слишком много тратят времени на гаджеты».

Мои родители – не исключение. Мой брат много времени проводит за гаджетами, поэтому раньше он обращался к теме влияния смартфона на человека. Я принимал участие в экспериментах, поставленных братом, и заинтересовался этой темой.

У меня нет смартфона, как и у некоторых моих одноклассников. В классе нам не разрешают их использовать на переменах и после уроков. Однако, некоторые мои одноклассники, придя домой, первым делом усаживаются за игры и начинают играть по сети. И тогда я задумался, почему же им это разрешают дома? Возможно в этом нет никакой опасности и разговоры о негативном влиянии гаджетов на школьников сильно преувеличены?

Мнения относительно влияния гаджетов на людей существуют разные.

В нашей школе введен запрет на использование смартфонов, однако в старших классах разрешено использовать другие гаджеты – электронные учебники на планшетах и других устройствах. Таким образом, гаджеты вовлечены в образовательный процесс.

В нашем исследовании мы будем рассматривать понятие «гаджет», под которыми имеется ввиду небольшое электронное устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека, не превышающее вес 300 граммов, небольшого размера, позволяющего умещаться устройству в карманах одежды (смартфон, планшет, электронные книги и т.п.).

Актуальность исследования:

В современном мире, где технологии стремительно развиваются и становятся неотъемлемой частью повседневной жизни, вопрос о влиянии гаджетов на обучающихся младших классов приобретает особую актуальность. Гаджеты, такие как смартфоны, планшеты и другие устройства, стали не только инструментами для общения и развлечения, но и важными средствами обучения и развития. В то же время, с увеличением времени, проводимого нами (детьми) за экранами, возникает необходимость в детальном анализе как положительных, так и отрицательных аспектов их использования.

Цель работы: выявление как положительных, так и отрицательных аспектов в использовании гаджетов обучающимися начальных классов

Задачи:

1. Узнать о воздействии гаджетов на здоровье обучающихся

2. Исследовать наличие либо отсутствие зависимости обучающихся от гаджетов.

3. Собрать сведения о том, какое положительное и отрицательное влияние оказывают гаджеты на обучающихся.

4. Исследовать степень зависимости от гаджетов у обучающихся начальных классов опытным путем.

5. Выявить влияние, оказываемое гаджетами на обучающегося, в течение одного дня.

6. Выяснить какие меры предпринимают родители обучающихся, чтобы минимизировать отрицательное влияние гаджетов на их детей.

7. Составить рекомендации для обучающихся и родителей по теме исследования.

Объект исследования: гаджеты.

Предмет исследования: влияние гаджетов на обучающихся начальных классов.

Практическая значимость исследования: исследование позволит предоставить родителям и обучающимся информацию о том, как минимизировать негативное воздействие гаджетов на обучающихся начальных классов, что поможет сохранить их здоровье и улучшить самочувствие.

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГАДЖЕТОВ ОБУЧАЮЩИМИСЯ МОЕГО КЛАССА

Мы исследовали насколько гаджеты оказывают влияние на моих одноклассников.

Для этого мы провели опрос обучающихся. В результате:

  1. Все ребята нашего класса пользуются гаджетами.

  2. Мои одноклассники довольно часто используют гаджеты. Больше половины респондентов указали, что используют их каждый день. Однако 4 респондента указали, что пользуются гаджетами один раз в неделю.

  3. Самыми популярными гаджетами нашего класса стали смартфон, умные колонки и смарт-часы.

  4. По цели использования основными стали - общение, просмотр видео и использование образовательных платформ для обучения.

Так, многие ребята признались, что проводят за гаджетами много времени.

Таким образом, мы видим, что влияние, каким бы оно не было гаджеты оказывают на всех моих одноклассников. И нам необходимо разобраться какое это может быть влияние.

Также был проведен опрос родителей моих одноклассников и друзей моих родителей, у которых есть дети.

Рис. 4 Результаты опроса родителей

Как видно из результатов опроса, подавляющее большинство взрослых контролируют время использования ребенком гаджетов, из чего можно сделать вывод о том, что родители полностью не доверяют гаджетам и то, что использование гаджетов целый день отрицательно влияет на детей. При этом стоит отметить, что отсутствует единое мнение о том, какое время использования гаджетами не наносит вред ребенку, что опять же подтверждает отсутствие в обществе четкого понимания о вреде и пользе гаджетов (стоит отметить, что ни один из респондентов не отметил, что гаджеты безопасны). Родителям, ввиду отсутствия информации, легче контролировать время пользования гаджета целиком, чем разбираться в полезности или вреде того или иного времяпрепровождения в электронном устройстве. Также большинство взрослых отмечают, что вреда от гаджетов больше, чем пользы, но при этом позволяют все-таки детям их использовать и покупают им их. Результаты опроса подтвердил, что необходимо продолжать исследования, направленные на поиск баланса оптимального использования гаджетами. Все понимают несомненную пользу от гаджетов, но и видят отрицательные аспекты, которые необходимо продолжать изучать и снижать их негативные последствия.

2. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ

Гаджеты обладают множеством функций.

2.1. Сегодня у каждого российского учебника есть электронная версия. Гаджеты могут демонстрировать иллюстрации, интерактивные карты, видеоролики и вспомогательные материалы для удобного выполнения лабораторных работ по большинству предметов. Проведенные исследования доказали, что с возрастом ученики теряют интерес к чтению традиционных учебников, а следовательно — забрасывают учебу.

2.2. Во многих школах действует система электронного прохода: родители получают SMS, когда дети оказываются за турникетами. Такое нововведение позитивно сказывается на посещаемости детей, а впоследствии — и на их успеваемости.

2.3. Неотрывному вовлечению учеников в образовательный процесс способствуют специально разработанные мобильные приложения для гаджетов и платформы для школьников и учителей, доступные им в любое время и в любом месте. Это способствует более глубокому пониманию материала и мотивирует детей к обучению.

2.4. Гаджеты также выступают важным инструментом для развития креативности. С помощью таких устройств можно заниматься рисованием, музыкой, созданием видео и многими другими видами творчества. Приложения для редактирования изображений и видео, а также музыкальные редакторы открывают безграничные возможности для проявления творческих способностей. Под руководством Марии Михайловны я занимаюсь программированием на Scretch. Благодаря этой программе и гаджетам, на которых она может быть установлена можно создавать игры, мультфильмы, викторины.

2.5. Доступ к разнообразным источникам информации является еще одной положительной стороной использования гаджетов. Тут стоит рассмотреть несколько аспектов. Во-первых, скорость получения информации.

Нами был проведен эксперимент по поиску информации.В эксперименте участвовали я, мой папа и мой старший брат (13 лет). Папа называл незнакомые английские слова, а наша с братом задача была найти перевод слов сначала с помощью большого англо-русского словаря, а потом с помощью смартфона.

Время, затраченное на поиск перевода слов

Брат (школьник 13 лет)

Я (школьник 9 лет)

Со словарем

Со смартфоном

Со словарем

Со смартфоном

40 сек

4 сек

2 мин 15 сек

31 сек

38 сек

5 сек

1 мин 58 сек

28 сек

41 сек

5 сек

2 мин 05 сек

25 сек

Таблица 1. Результаты проведения эксперимента «Перевод слов».

Как видно из таблицы, использование смартфона позволяет значительно быстрее находить перевод английских слов. При этом даже не обязательно вводить слова, можно использовать голосовой поиск. Также стоит отметить, что некоторых слов (особенно современных) нет в словаре, тогда как в Интернете найти можно все.

Во-вторых, использование гаджетов для поиска информации позволяет научиться критически мыслить. Дети могут сравнивать различные точки зрения на одну и ту же тему, что способствует формированию умений анализировать и выбирать информацию. При использовании информации нужно четко понимать стоит ли доверять его источнику. Это требует от пользователей способности фильтровать и оценивать контент, и дети, взаимодействуя с гаджетами, учатся этому навыку с раннего возраста.

2.6. Также гаджеты могут способствовать развитию коммуникационных навыков. Благодаря им мы имеем возможность общаться со своими сверстниками, обмениваться мнениями, фотографиями и получать обратную связь. Такие взаимодействия могут быть особенно полезными для детей, испытывающих трудности в живом общении. Виртуальная среда облегчает общение и позволяет им находить друзей по интересам, что, в свою очередь, может способствовать повышению самооценки и уверенности в себе. Так у нашего класса есть своя группа в одном из мессенджеров, используя гаджеты мы поддерживаем отношения с нашими новыми друзьями из других город России, с которыми встречались в рамках проекта «Книга города».

Еще одним достоинством гаджетов является возможность общения с носителями других языков и культур, совершенствование иностранной речи.

2.7. Кроме того, следует учитывать, что многие гаджеты предлагают функции, способствующие развитию логики и критического мышления. Различные игры и образовательные приложения обычно содержат элементы, требующие принятия решений, планирования и анализа.

2.8. Не стоит забывать и о безопасности. С помощью обычного смартфона родители могут отследить месторасположение своих детей. Наряду с этим, возможность в любой момент быть на связи или найти нужную информацию может помочь как себе, так и другим людям в чрезвычайных ситуациях.

2.9. Вдобавок к образовательным и социальным аспектам, гаджеты могут оказывать положительное влияние на здоровье и физическое развитие детей. Различные приложения предлагают образовательные программы, связанные с физическими упражнениями и активностью, способствуя формированию здоровых привычек.

2.10. Еще одним плюсом гаджетов является возможность выстроить свой маршрут.

2.11. Современные технологии дают возможность родителям быть в курсе учебы, питания и увлечений своих детей. С помощью гаджетов родители могут легко контролировать процесс обучения и вовлеченность детей в рабочий процесс.

3. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ

Несмотря на потенциальные выгоды от использования гаджетов, существуют множественные риски и негативные последствия от их использования, которые заслуживают особого внимания.

3.1. Долгое время, проведенное перед экраном, может привести к зрительным нарушениям, таким как утомление глаз или синдром сухого глаза.

3.2. Мобильная связь работает с помощью электромагнитных волн, которые относятся к неионизирующему излучению, а к ионизирующему излучению относят радиацию или рентгеновские лучи.

Рис. 5 Как излучение телефона влияет на мозг.

3.3. Предпочтение гаджетов вместо активных игр на свежем воздухе делает детей менее подвижными. Это может стать причиной увеличения числа случаев ожирения среди детского населения, а также заболеваний, связанных с малоподвижным образом жизни. Постоянное сидение в одной позе также может привести к проблемам со спиной и шеей, что в будущем может оказать негативное влияние на здоровье.

Рис. 6 Влияние использования гаджетов на осанку

3.4. В последнее время наблюдается серьезная зависимость от гаджетов, особенно от смартфонов: наиболее сильно такая вредная привычка наблюдается среди молодежи.

3.5. Дети, бесконтрольно проводящие время в интернете, также подвергаются риску кибербуллинга.

3.6. Формирование привычки моментального удовлетворения желаний, возникающего от быстрого переключения между приложениями и играми, не дает возможности развивать терпение и усидчивость. Поэтому часто, используя Интернет для решения определенных задач из учебного процесса, обучающийся старается найти готовый ответ, вместо того, чтобы решать пример самостоятельно

3.7. Использование технологий может перерасти в зависимость, что в свою очередь становится источником конфликтов в семье. Дети могут начать скрывать использование гаджетов, что создает конфликтные ситуации внутри семьи и требует увеличенного контроля и вмешательства со стороны взрослых.

3.8. Доступность информации - еще один аспект, который в некоторых случаях может содействовать негативным последствиям. Упрощение доступа к ресурсам и материалам иногда приводит к тому, что ребенок сталкивается с неподходящим контентом, который долен иметь ограничение по возрасту. Отсутствие должного контроля и диалога между родителями и детьми о том, что они могут видеть в сети, может оставить серьезные следы на психике юного пользователя.

3.9. Чрезмерное использование устройств также приводит к изменению динамики семейных отношений. Вместо того чтобы проводить время вместе, семьи часто оказываются разрозненными, каждый погружен в свои экраны. Это может вызывать чувства одиночества и неполноценности, особенно у детей, которые ожидают от родных внимания и поддержки.

Итак, несмотря на наличие значительных преимуществ, использование гаджетов также ведет к серьезным негативным последствиям для физического и психоэмоционального здоровья.

Мы составили таблицу, в которой описали проблемы, возникающие из-за использования гаджетов обучающимися, и возможные способы решения данных проблем.

Отрицательное влияние

Способ решения проблемы

Влияние на зрение

Уменьшить количество времени пребывания за гаджетами. Выполнять гимнастику для глаз. Больше моргать.

Влияние на позвоночник

Устраивать физкультминутки во время использования смартфона или планшета, увеличить количество времени, проводимого на улице

Влияние на ожирение

Устраивать физкультминутки во время использования смартфона или планшета, увеличить количество времени, проводимого на улице

Электромагнитное излучение

Уменьшить количество времени, проводимого за гаджетами. Использовать их строго в случае необходимости.

Общение со сверстниками

Научиться дружить и общаться с одноклассниками, вступить в клубы по интересам

Общение в семье

Установить правило, что все члены семьи не используют гаджеты во время совместного принятия пищи, или игры.

Кибербуллинг

Контроль родителей за использованием гаджетов. Установление доверительных отношений, чтобы ребенок всегда мог обратиться ко взрослому . Общение только с теми людьми, которых ты знаешь лично.

Снижение концентрации внимания

Договориться, что обучающийся не использует гаджет в школе и дома, а получает его только в случае необходимости или в качестве поощрения.

Доступность информации

Установить «родительский контроль» на все гаджеты, который использует ребенок.

Использование гаджетов для решения учебных задач (списывание ответов)

Выдавать телефон в определенное время, после того, как обучающийся выполнит все задания. Не давать гаджет обучающемуся в школу.

Зависимость от гаджетов

Обращение за помощью к психологу и (при необходимости) к другим специалистам.

Таблица 2. Негативное влияние гаджетов на обучающихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение нашего исследования можно с уверенностью сказать, что влияние гаджетов на детей является многогранным и требует внимательного анализа. В ходе работы мы рассмотрели различные аспекты использования гаджетов, таких как планшеты и смартфоны, и выявили как их положительные, так и отрицательные стороны. Важно отметить, что гаджеты, будучи неотъемлемой частью современного мира, могут как обогащать опыт ребенка, так и представлять собой потенциальные угрозы для его здоровья и психоэмоционального развития. Определение гаджетов и девайсов стало отправной точкой нашего исследования. Мы выяснили, что гаджеты — это устройства, которые обеспечивают доступ к информации и развлечениям, в то время как девайсы могут включать в себя более широкий спектр технологий, включая компьютеры и игровые консоли. Это различие имеет значение, поскольку оно помогает понять, как именно различные устройства могут влиять на детей в зависимости от их функциональности и предназначения.

Положительное влияние гаджетов на детей проявляется в их способности развивать когнитивные навыки, улучшать обучение и предоставлять доступ к образовательным ресурсам. Мы отметили, что многие приложения и игры могут способствовать развитию логического мышления, креативности и даже социальных навыков, если используются в разумных пределах. Однако, несмотря на эти преимущества, мы также не могли игнорировать отрицательные аспекты, такие как риск зависимости от технологий, ухудшение физического здоровья из-за малоподвижного образа жизни, психоэмоциональное состояние детей.

Социокультурные аспекты использования гаджетов также играют важную роль в формировании отношения детей к технологиям. Мы проанализировали, как гаджеты влияют на взаимодействие детей с окружающим миром, их социальные навыки и восприятие реальности.

В условиях, когда технологии становятся все более доступными, важно понимать, как они могут изменить традиционные формы общения и взаимодействия.

Родительский контроль и ответственность — это еще один ключевой аспект, который мы рассмотрели в нашей работе. Мы пришли к выводу, что родителям необходимо активно участвовать в процессе использования гаджетов детьми, устанавливая правила и ограничения, а также обсуждая с ними возможные риски и последствия.

Опрос родителей, проведенный в рамках нашего исследования, показал, что многие из них осознают важность контроля, но не всегда знают, как правильно его осуществлять. На основе полученных данных мы разработали рекомендации для родителей по безопасному использованию технологий.

Эти рекомендации включают в себя установление временных рамок для использования гаджетов, выбор качественного контента, а также регулярные обсуждения с детьми о том, что они делают в интернете и как это влияет на их жизнь.

Мы также подчеркнули важность создания сбалансированного подхода, который позволит детям наслаждаться преимуществами технологий, не подвергая себя рискам.

В заключение, можно сказать, что использование гаджетов детьми — это сложный вопрос, требующий внимательного подхода. Родители, педагоги и общество в целом должны работать вместе, чтобы создать безопасную и поддерживающую среду, в которой дети смогут развиваться и учиться, используя технологии. Важно помнить, что гаджеты — это лишь инструменты, и их влияние на детей зависит от того, как и в каких условиях они используются.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березина Н.О., Степанова М.И. Влияние цифровых средств обучения на самочувствие обучающихся средних классов // Здоровье населения и среда обитания – ЗниСО, 2020, №8.

2. Лукьянец Г. Н., Макарова Л. В., Параничева Т. М., Тюрина Е. В., Шибалова М. С. Влияние гаджетов на развитие детей // ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва.

3. Новиков Н.И. Положительное и отрицательное влияние гаджетов на развитие ребенка //Современные научные исследования и инновации. 2022. № 3.

4. Сачкова Е. Виртуальные сказки. Про пользу и вред гаджетов // Буква Ленд, 2022.

5. Ушаков И.Б., Попов В.И., Скоблина Н.А. и др. Длительность использования мобильных электронных устройств как современный фактор риска здоровью детей, подростков и молодежи // Экология человека, 2021, № 7.

6. Чеснова И.Е. Как перестать сидеть в гаджетах // Издательство АСТ, 2024.

7. Шими Канг. Цифровая дисциплина. Воспитание здоровых привычек в мире гаджетов и соцсетей, 2021.

8. Электронный ресурс: https://www.internauka.org.

9. Электронный ресурс: https://psyjournals.ru.

10. Электронный ресурс: https://infourok.ru.

Просмотров работы: 14