Разработка кейса мнемонических средств для подготовки к экзамену по географии

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разработка кейса мнемонических средств для подготовки к экзамену по географии

Багина А.П. 1Вундер К.В. 1
1МАОУ "ООШ №28"
Полевая И.И. 1
1МАОУ "ООШ №28"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

ОГЭ по географии всегда сдают очень много учеников, так как географию ученики считают самым легким предметом. Как говорят наши выпускники: «В географии все можно списать с карты». Но это говорят те ученики, которые могут читать карту, а что делать с теми, кто не может списывать с карты? Ведь таких учеников у нас в классе тоже много. Да и память порой у этих учеников плохая чтобы запомнить большой объем терминов и понятий. А им надо набрать свои 12 баллов, чтобы сдать ОГЭ по этому предмету. Эта проблема и стала отправной точкой для создания нашего проекта.

Вот тут перед нами встала такая задача: найти такие приёмы, чтобы объёмный и часто сложный учебный материал стал более доступным.

Поэтому целью работы стало создание коллекции мнемонических средств по географии, которые позволят запомнить сложный учебный материал и повысить уровень знаний по этому предмету.

Объектом при такой постановке цели становится кейс с мнемоническим материалом, а предметом – мнемонические правила, игры для повторения и запоминания географических понятий.

Предполагаем, что если использовать мнеморесурсы в системе, то можно качественно закрепить важные понятия и успешнее справиться со сложными заданиями как на уроках, так и на экзамене.

Для достижения цели необходимо было решить задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по теме проектной работы

  2. Определить наиболее сложные темы и вопросы в тренировочных вариантах и демоверсии.

  3. Разработать блоки кейса, которые будут наполнены мнемоническими ресурсами.

  4. Изучить разнообразные приёмы мнемотехники для подготовки материала кейса.

  5. Протестировать эффективность продукта при решении вариантов ОГЭ.

Методы исследования:в качестве основных методов в данном исследовании применяются анализ и синтез. Анализу подверглись мнемонические правила по всем школьным предметам, в результате выделены только правила по географии и распределены по вопросам, которые входят в КИМ ОГЭ этого предмета. Процедурой, обратной анализу, является синтез. Так как основной источник географической информации – карта, а мы работали с картами, то ещё и картографический, создавали обучающую игру, значит – метод дидактических игр. Проверка эффективности работы нашего продукта предполагала его тестирование. Работа с результатами опроса школьников и обработка полученных результатов включают также метод анкетирования и статистический

При работе над темой проекта мы проанализировали различные литературные источники: в книге Козаренко В. А. «Учебник мнемотехники» мы познакомились с механизмами памяти и основными приёмами запоминания, узнали о реакции мозга на запоминание разной информации. Одним из самых доступных источников по теме нашего проекта стала книга Авшаряна Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника, в ней описаны разные подходы к развитию всех видов памяти, а также воображения, как помощника для эффективного запоминания, интернет источники помогли найти запоминалки по географии.

  1. Теоретическая часть.

1. Основная содержательная часть

1.1. Законы мнемотехники

Самое основное правило – «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать», ведь такое запоминание основано на свойстве памяти очень быстро запоминать связь между одновременно воспринимаемыми образами. Поэтому-то в детских книгах так много иллюстраций – ребёнок сам того не осознавая прослеживает связь между прочитанным и увиденным.

Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов. Так что мнемоника вполне может заменить традиционные бумажные шпаргалки. Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» — невидимые, и могут сохраняться в памяти пожизненно.

Техника мнемоники облегчает запоминание, но лишь в отдельных случаях. Однако в некоторых случаях неверное применение мнемоники может оказать и прямой вред, при подмене осмысленного запоминания механическим заучиванием.

Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов:

кодирование в образы,

запоминание,

запоминание последовательности,

закрепление в памяти.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров и т. П. Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия. Каждого элемента. Интервалом в среднем в 6 секунд. При заучивании учебных дисциплин (физика, биология, химия и т. П.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку методы запоминания предписывают создавать в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и определений.[1]

1.2 Мнемоника при изучении географии

Изучая географию, ребенок должен запомнить огромный массив информации - названия стран, городов, горных систем, рек, морей и океанов. Помогает осваивать материал мнемотехника.

Для запоминания географических понятий помогут такие приемы:

Названия океанов - АИСТ: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Недавно пространство вокруг Антарктиды стали считать еще одним, пятым океаном. По аналогии с Северным Ледовитым его назвали Южным.

Дополним тогда мнемотехническую фразу так: “АИСТ улетел на Юг”.

Порядок расположения планет в Солнечной системе от центра к краю - Медвежонок Ветчину Закусил Малиной Юркий Суслик Утащил Ножик Перочиный: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Правда, ученые до сих пор не могут определиться, считать ли Плутон планетой или все-таки крупным астероидом. Подождем новых открытий астрофизиков.

Самые крупные по площади страны - Решил КИрилл Сшить КАфтан, Будет АВось Без Изъян: Россия, Китай, США, Канада, Бразилия, Австралия, Индия.

Моря Росси - Японский Охотник Бережливо и с Чувством Восстанавливал Лапы Карликового Белого Барсука, Балуя Озорника Черной Малиной: Японское, Охотское, Берингово, Восточно-Сибирское, Лаптевых, Карское, Белое, Баренцево, Балтийское, Азовское, Черное, Каспийское. И хотя Озорник пишется через “О”, то по звучанию похоже на Азовское. Главное не перепутать!

Как запомнить площадь России? “Когда мне будет 17, я закончу школу” - 17 098 246 км².

Как запомнить названия столиц?

Мальта — столица Валетта. "МАЛЬвина танцует с ВАЛЕТом".

Сирия — столица Дамаск. "СИРень нюхает ДАМА в МАСКе".

Куба — столица Гавана. "КУБики плавают в ГАВАНи".

Эквадор — столица Кито. "ВдольЭКВАтОРа плавают огромные КИТы."

Чили — столица Сантьяго. " Соус "Чили" (очень острый соус) ели САНТа-клаус и баба ЯГА."

Развитая память, наличие ассоциаций, которые ученики фиксируют наглядно в тетради, на схеме, активно использующие ими, способствуют лучшему запоминанию; актуализации задачи, способствуют расширению объема памяти при единовременном выполнении нескольких видов деятельности [6]. Например, чтобы запомнить отличия между сталактитами, сталагмитами, можно применить следующие ассоциации – например, посмотрим на букву «Т» – она напоминает сосульку приросшей ножкой к потолку ↓ = «сталакТиты», буква «М» напоминает 2 конуса ʍ, растущих вверх ↑= сталагМиты, буква «Н» – это «сросшаяся» буква, сросшиеся сосульки СталагНат («Н»=все срослось); либо можно ассоциировать следующим образом: сталаКтит – «К»-Капля, сталаГмит – «Г»-Гора.

Механизм использования приемов мнемотехники заключается в формировании ассоциации между запоминаемой информацией и теми или иными буквенными, символьными, цветовыми словами, которые их обозначают. В процессе изучения предмета географии методика применения мнемотехники может быть связана с использованием мнемокарточек и мнемотаблиц, с рифмизацией, опосредованным заучиванием.[14]

1.3 Пазлы как средство для изучения карт

В последние годы появилось новое современное учебно-наглядное пособие картографического содержания – спилс-карты. Спилс-карта – это в то же время и новая технология изучения административного устройства России и своего региона. Использование спилс-карт в России началось с 2014 года, но наибольшая их популярность связана со стартом федеральной программы «Знаю Россию», который состоялся в марте 2016 года в стенах МГУ. [15]

2. Исследовательская часть

2.1. Составление мнемонических правил путём рифмизации

Задание 1 в КИМе подобраны вопросы, большая часть которых требует предметных знаний, карта не даёт возможности их выполнить.

2.1.1 Вопросы о путешественниках и мореплавателях.

2.1.2 Горные породы и минералы

2.1.3 Растения и животные материков

В рифмованных мнеморесурсах использованы примеры тех животных и растений, которые перечислены в банке ФИПИ в 1 вопросе 2025 года, сюда же входят вопросы о природных зонах.

2.1.4 Страны, граничащие с Россией

Задание 2 КИМа позволяет работать с картой, но знания подкрепляют уверенность, что найденное решение верно. Предлагаем такой ресурс

Страны, граничащие с Россией

Норвегия, Финляндия

Эстония, Литва.

И Латвия, и Польша

всех западней она

А дальше Белоруссия

И Украина с ней

Всё западные страны

граничат с Россией.

А дальше юг и снова

Соседи на Кавказ

Осетия, Абхазия

И Грузия у нас

Азербайджан южнее

Всех стран на рубеже

Гора Базардюзю там

Давно стоит уже

Граница протяжённая

идёт на Казахстан,

а далее Монголия,

Китай, Корея там.

И вот моря глубокие

Где Тихий океан

и острова Японии

с границей по морям

А самая восточная

граница с США

Пролив, открытый Беренгом

и мыс Дежнёва там.

2.1.5 Слоганы в мнемонике

Задание 20 Слоганы тоже можно зарифмовать. Вот что у нас получилось.

Полную версию всех субъектов России, включённых в КИМы 2025 года можно увидеть в приложении. В этом задании есть ещё слоганы по странам мира

Полная версия этих слоганов также находится в приложении.

2.1.6 Основные понятия в географии в рифмованных строках

Задание 21 требует знаний географических понятий. Как показывает статистика многих лет это слабое место выпускников основной школы.

2.2 Образование ассоциативных мнемоник

Некоторые понятия ученики забывают или путают, поэтому ассоциации позволяют запомнить по буквенным соответствиям значения и содержание понятий

Задание 21

Половодье, паводок – уровень поднялся

Межень – меньше стал и ниже опускался.

Половодье означает повышенье плавное

Паводок подъём внезапный

Вот различье главное

2.3 Запоминание последовательностей

Задание 1 Не всем удаётся запомнить порядок самых больших стран мира. Придумаем мнемо-предложение для закрепления в памяти порядка уменьшения по площади самых больших стран мира

Страны

Предложение

Россия

Российский

Канада

Канатоходец

Китай

Кричал

США

Саша!

Бразилия, Австралия

Браво!

Индия

Аргентина

И

Артикулировал

Казахстан

Как

Судан

Сумасшедший

   

Самые многонаселённые страны мира

Страны

Предложение

Индия

Индус

Китай

Китайцу

США

Советовал

Индонезия

И

Бразилия

Братски

Пакестан

Просил

Нигерия

Бангладеш

Не

Бойкотировать

Россия

Российские

Япония

Яблоки

   

2.4 Определение значимости мнемонических правил

Мы провели анкетирование среди учащихся 8-ых и 9-ых (17 человек) классов нашей школы для того, чтобы понять, какое значение имеют мнемонические правила в изучении географии для учащихся нашей школы.

Анкета

  1. Известно ли вам, что такое мнемоника?

  2. Используете ли вы какие- либо приёмы для запоминания?

  3. Какие мнемонические правила в географии более удобные?

  4. Как ты считаешь, облегчают ли мнемонические правила изучение географии?

  5. Х отел бы ты иметь под рукой коллекцию мнемонических правил?

Вывод:судя по опросу, ребята мало знают о мнемонике, но интуитивно пользуются её методами, знают некоторые правила и хотят их использовать

2.5 Создание разрезных карт для лучшего освоения карт

Для освоения карт регионов России мы создали пазлы регионов. Для визуального запоминания карты рисовали вручную. Пользовались легендами карт атласа и раскрашивали в соответствии с ними. Далее разрезали и использовали на уроках.

2.6. Разработка игры «Республиканские страсти»

Ещё один известный приём получение новых знаний – подпитать учебный материал позитивными эмоциями. Ничто не вдохновляет так, как игра.

Мы придумали игру «Республиканские страсти». По 22 республикам собрали материал, представили его в виде карточек и предлагаем его использовать для запоминания столиц, народов и пр. Это способствует повышению уровня знаний к вопросу 30 КИМа ОГЭ. (Приложение)

2.7 Тестирование эффективности материалов кейса по результативности выполнений заданий КИМа при репетиционном тестировании.

Выпускникам было предложено написать один из тренировочных вариантов ОГЭ по географии до знакомства с мнемоническим сборником и через 1 месяц после его использования.

Заключение и выводы

В результате этой работы можно сделать следующие выводы:

1. Мнемоника является не только наукой, которая зародилась в Древней Греции и продолжает развиваться в современном мире, но и искусством укреплять память.

2. При помощи использования мнемотехники, изучать некоторые сложные темы по большинству учебных предметов, в том числе и по географии, станет гораздо легче.

3. Изучив основные приёмы запоминания, можно

  • развивать и тренировать память, при помощи упражнений;

  • создавать ассоциации,  

  • находить яркие, необычные образы, которые нужно соединить с информацией для запоминания;

  • можно переводить информацию в стихи, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

4. Приёмы запоминания имеют широкий спектр. Картографические навыки можно развивать при работе с пазл-картами, а многочисленные факты легче усваиваются в игре.

5. Наша пособие по мнемотехнике позволило повысить процент правильных ответов по тем вопросам, которые содержат ресурс с материалом для запоминания.

6. Тренировки по мнемотехнике также имеют и дополнительные полезные эффекты: улучшаются воображение, внимание.

Список литературы

1. Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-226-00682-1

2. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. Москва: Высшая школа.-2007.

3. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М.: Просвещение, 1973 [Электронный ресурс].

4. Йейтс Ф. А. Искусство памяти. — СПб., 1997.

5. Козаренко В. А. «Учебник мнемотехники» 2002г. (электронная публикация)

6. Кузьмин В.С. Психология. Москва: Высшая школа. - 1982.

7. Лапп Д. «Искусство помнить и забывать» (Питер: Санкт-Петербург 1995г.)

8. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б.

Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980

9.Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве/Пер. с лат. Ф.А. Петовкого, И.П. Стрельниковой, М.Л. Гаспарова/Под ред. М.Л. Гаспарова. – М: Научно издательский центр «Ладомир», 1994

Интернет-ресурсы

10. http://him.1september.ru/article.php?ID=200800708

11. http://paramitacenter.ru/node/667

12. http://pomnupi.ru/index/0-7

13. http://dxdy.ru/topic7454-45.html

  1. http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=453&&req=printentry&eid=3181

  2. https://scienceforum.ru/2022/article/2018030200

Приложение

Приложение 2

Правила игры «Республиканские страсти»

В игре «Республиканские страсти» представлена информация в виде карточек по 22 республикам Российской Федерации. Каждое собранное поле содержит 8 карточек, характеризующих главные признаки этих субъектов.

Участников игры может быть любое количество. Чем больше народа, тем интереснее.

Выбирайте любой вариант игры: упрощённый, когда в банке находится информация по 4 республикам или усложнённый, когда банк полон (22 республики).

К игре прилагается книжка-эталон, которая позволяет повторить информацию по республикам.

В начале игры ведущий выдаёт игрокам поле для карточек и 8 карточек, игроки распределяют карточки (выкладывают их на поле), а лишние передают сопернику, соперник делает то же самое. Если карточки не подходят обоим, то их выводят из игры. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее соберёт поля республик. Игроки всегда добирают из банка карточки, чтобы у них на руках их было 8 штук.

Просмотров работы: 52