Введение
Несмотря на дистанционный характер обучения в период ограничительных мер из-за пандемии коронавируса, самоизоляцию и достаточно строгий контроль над её соблюдением, ТКО по-прежнему загрязняют прилегающие к поселку лес и берега речки Пойк.
Были проведены вводные исследования методом анкетирования в НРМОБУ «ПСОШ №2» пгт. Пойковский Нефтеюганского района ХМАО-Югры. Оказалось, что в период дистанционного обучения: читают текст учебника по экологии, готовятся к урокам - 17%. Делают записи в тетради по собственному желанию, так как интересна проблема - 23%. Делают записи в тетради, слушают учителя при дистанционном общении в Skype по из-за опасения получить неудовлетворительную оценку - 62%. Выполняют дистанционно тесты на платформе ЯКласс потому что интересна тема-10%. Выполняют тот же тест, потому что учитель проверит присутствие на платформе-85%. Предпочли бы мультфильм по изучаемой проблеме тексту учебника 48% респондентов. Предпочли бы посмотреть видеоурок по теме-60%. Предпочитают экологический мультфильм по проблемам экологии для изучения темы урока- 76%. Хотели бы принять участие в создании экологического мультфильма, но не знают, как это сделать – 82%. Не интересны экологические проблемы - 45%.
Проблема:Из-за недостатка экологической культуры человек наносит значительный ущерб окружающей среде. Проблема утилизации и вторичного использования ТКО поднята на государственном уровне! Но в век технического прогресса подрастающее поколение мало интересуется изучением вопросов охраны окружающей среды. В период вынужденной самоизоляции и дистанционного обучения снизилась мотивация к учёбе. Особенно сильно это затронуло экологическое образование и воспитание, а значит, формирование экологической культуры. Как поднять интерес к проблемам экологии в период дистанционного обучения? Какой новый интересный способ заставит учащихся изучать экологию, заботиться об окружающей среде, беречь природу, оставаясь дома?
Главная идея (гипотеза):если интегрировать экологические знания в мультфильмы, созданные из разных видов ТКО, то это не только позволит привлечь внимание к раздельному сбору мусора, но и научит принимать правильные экологически ориентированные решения учащимся во время дистанционного обучения. Повысит интерес к проблеме, мотивацию к учёбе, поможет формированию экологической культуры.
Объект исследований: экологические знания и навыки экологически ориентированного поведения в окружающей среде как элемент экологической культуры.
Предмет исследований: экологические знания и навыки экологически ориентированного поведения в окружающей среде в период вынужденной самоизоляции учащихся и дистанционного обучения, полученные через деятельность по созданию экологических мультфильмов из разных видов ТКО с интеграцией в них экологической терминологии и ситуаций нарушения поведения в окружающей среде.
Цели и задачи.
Цель: Анализ влияния авторских экологических мультфильмов, созданных из ТКО на формирование экологической культуры подростков в период дистанционного обучения.
Задачи:
Проанализировать литературные источники по проблеме исследования; изучить алгоритм создания экологических мультфильмов;
Подобрать контрольную и экспериментальную группы учащихся одинакового половозрастного состава, провести входную, промежуточную и итоговую диагностику экологических знаний и культуры поведения в окружающей среде, последив изменения в знаниях и поведении школьников, привлеченных к созданию экологических мультфильмов на самоизоляции; к просмотру обучающих авторских мультфильмов и выполнению интегрированных в них заданий.
Статистически обработать полученные результаты по методике Сидоренко Елены Владимировны; сделать выводы на основе системного анализа полученных результатов.
Методы: Анализ научной литературы, изучение технологии создания экологических мультфильмов из ТКО, группа социометрических методов и тестирование, наблюдение, анализ, синтез, сравнение, эксперимент, статистический и системный анализ.
ГЛАВА 1. Обзор выбранной темы
1.1 Актуальность темы (почему мы выбрали эту тему).
Многие жители Пойковского не смогли выехать на летний отдых, при ослаблении ограничений выходили на прогулки в лес и прибрежную зону речки Пойковский. Отходы человеческой деятельности не исчезают бесследно, а возвращаются назад к человеку, оказывая разрушительное воздействие на его организм. В посёлке Пойковский не налажен раздельный сбор бытовых отходов, они пока не используются для переработки, что снижает мотивацию населения к раздельному сбору ТКО. А в том, что граждане не будут накапливать на Земле мусор, а станут его перерабатывать, большое значение имеет и экологическая культура.
Лишь совсем недавно люди стали понимать, что необходимо изменить отношение к природе, стали искать пути сотрудничества с окружающей средой. Надо коренным образом менять отношение к природе. Причина, в первую очередь, в недостатке экологических знаний, а как следствие, отсутствие экологически ориентированного поведения в окружающей среде, а значит, экологической культуры.
Вторичная переработка сырья - это перспектива для будущих поколений. Уже сейчас молодёжи нужно учиться находить пути утилизации отходов и их эффективного использования. Успех во многом зависит от формирования экологически ориентированного поведения. От незнания или неумения, от бескультурья, от «неэкологичного» поведения пострадают все.
Вынужденный уход на дистанционное обучение особенно сильно ударил по экологическому образованию (привычка к малоподвижному образу жизни, неорганизованный отдых на прилегающих к посёлку лесных и прибрежных территориях, дистанционный способ получения знаний, невозможность выполнять опыты и обследования в окружающей среде, снижение мотивации к экологическому образованию).
Мультфильм в наши дни – важное средство воздействия на молодое поколение, ведь мультфильмы смотрят все. Нужны такие «мультики», которые не только развлекают, а ненавязчиво воспитывают, знакомят вас с окружающим миром, с природой, добром и злом. Мультфильм в современном мире – универсальный учитель, так как дети мало читают книг. Так мало мультфильмов, привлекающих внимание к решению проблем ТКО! При дистанционном обучении комфортным дидактическим инструментом (особенно для младших школьников) мог бы стать обучающий мультфильм, да еще такой, чтобы задание было не напрямую задано, а «закодировано» в сценарии мультфильма.
1.2. План работы (описание методики исследования).
1.Для исследования были выбраны экологические знания и навыки экологически ориентированного поведения в окружающей среде, полученные через вторичное использование твердых коммунальных отходов при создании из них кукол и декораций для экологических мультфильмов. Для проведения исследований подбираются 2 группы учащихся одинакового половозрастного состава (контрольная-традиционный способ получения знаний и экспериментальная- создают экологические мультфильмы из ТКО).
2. Для сравнения взяты результаты, полученные до ухода школы на режим самоизоляции и дистанционного обучения, они использованы как входные тесты (уровень экологических знаний и смоделированная экологическая ситуация в окружающей среде). Наблюдатель фиксировал поведение участников эксперимента по заданным параметрам. При анализе учитывалось поведение участников эксперимента, и в какой группе они находятся (контрольной или экспериментальной). Для сравнения результатов подсчет выполнялся в % соотношении.
3.Контрольная группа получала экологические знания традиционным способом плюс методы удалённого обучения на самоизоляции (работа на образовательных платформах, уроки в Skype, чтение и пересказ текстов учебника и дополнительной литературы, дистанционное участие в экологических конкурсах и мероприятиях по плану школы). Экспериментальная группа, кроме данных способов получения экологических знаний, привлечена к созданию экологических мультфильмов из ТКО в семье на самоизоляции (члены семьи активно привлекались к созданию мультфильмов, причём это были и дети, и взрослые); к просмотру обучающих авторских мультфильмов и выполнению интегрированных в них заданий. Причем, учащиеся вместе с членами своей семьи или одноклассниками в режиме видеоконференции проходят весь путь от сбора ТКО, написания сценариев, изготовления кукол и декораций, съемки, монтажа и озвучки мультфильмов. При этом ребята осваивают дополнительно проектную деятельность, которая необходима при таком объеме работ. Учащиеся экспериментальной группы также выполняли задания, интегрированные в авторские экологические мультфильмы из ТКО.
4. Для отслеживания экологически ориентированного поведения учащихся были использованы методики, разработанные автором в составе творческой группы учащихся, родителей и учителей. Это измененные и дополненные «Карта экологической воспитанности ребенка младшего школьного возраста» (Приложение I) и « Примерная индивидуальная диагностическая карта отслеживания динамики экологически ориентированного поведения учащихся» (Приложение II). А также разработаны анкеты для выявления экологических знаний учащихся и вопросники для оценки качества поведения в окружающей среде (Приложение III).
5.На самоизоляции выполняются наблюдения за поведением учащихся в режиме фотоотчётов. Фиксируется уход за растениями, соблюдение личной гигиены и режима дня, выполнение опытов и заданий, полученных через просмотр авторских мультфильмов. Во время очного обучения в школе фиксируется ежедневная культура поведения (выбросил мусор мимо контейнера; пришел в школу в грязной обуви, нет сменной; испачкал парту и т. д.), дежурство по классу, участие в акциях по уборке мусора в окружающей среде, в экологических акциях по экологическому всеобучу. В связи с тем, что невозможно провести такие объёмные исследования в одиночку, автором привлекаются волонтёры - экологи из числа одноклассников и их родителей для ведения наблюдений и для организации мероприятий в окружающей среде.
6. Проводится анкета по Н.Г. Лускановой «Эмоциональное реагирование на школьную ситуацию», как количественная, так и качественная обработка результатов.
7.Данные заносятся в таблицы и подвергаются статистической обработке и анализу. Проводится статистический анализ корреляции полученных параметров у экспериментальной и контрольной групп: «Знания по экологии» и «Поведение в окружающей среде».
8. Периодически проведенные срезы для исследования накапливаются, систематизируются, анализируются накопленные данные. Для проверки достоверности полученных результатов применяются «Методы математической обработки в психологии» по Сидоренко Е.В. [список литературы, источник №7, 162-163, 330-332]. Проводится системный анализ всех данных.
Методы: Анализ научной литературы, изучение технологии создания экологических мультфильмов из ТКО, группа социометрических методов и тестирование, наблюдение, анализ, синтез, сравнение, эксперимент, статистический и системный анализ.
ГЛАВА 2. Полученные результаты и обсуждение по теме исследования «Роль экологических мультфильмов из твердых коммунальных отходов в дистанционном обучении школьников»
2.1. Критерии подбора экспериментальной и контрольной групп для исследования.
Для проведения исследований в начале апреля 2020 года были подобраны 2 группы учащихся одинакового половозрастного состава по 25 человек в каждой группе. Всего в эксперименте в первый месяц исследований участвовало 51 человек. За последующие полгода количество участников эксперимента увеличилось до 120 человек.
2.2. Анализ результатов входных тестов.
Входные тесты показали приблизительно одинаковый уровень экологических знаний в обеих группах (правильных ответов в среднем по 23%). Смоделированный эксперимент для наблюдения поведения участников в окружающей среде также не дал серьезных расхождений в количестве фиксируемых нарушений правил поведения в окружающей среде (в среднем 88% нарушений).
2.3. Алгоритм создания экологических мультфильмов из ТКО (авторский способ).
Для создания экологических мультфильмов из ТБО выделен следующий алгоритм работы:
1. Конкурс на лучший сценарий по избранной проблеме
2. Выбор вида ТКО, из которых будет создан мультфильм
3. Подготовка декораций и персонажей
4. Съемка, перенос и монтаж кадров, обработка и наложение звукового ряда; обработка с помощью компьютерных программ.
5. Анализ и оценка готового произведения по параметрам: Понятны ли термины и законы, включенные в фабулу мультфильма? Насколько сильное эмоциональное впечатление производят описанные события? Помогают ли выбранные выразительные средства усилить эмоциональное воздействие для принятия правильных экологических решений?
2.4. Анализ данных проведённого эксперимента и обсуждение.
Далее контрольная группа получала экологические знания традиционным способом плюс методы удалённого обучения на самоизоляции (работа на образовательных платформах, уроки в Skype, чтение и пересказ текстов учебника и дополнительной литературы, дистанционное участие в экологических конкурсах и мероприятиях по плану школы). Экспериментальная группа, кроме данных способов получения экологических знаний, привлечена к созданию экологических мультфильмов из ТКО в семье на самоизоляции; к просмотру обучающих авторских мультфильмов и выполнению интегрированных в них заданий. Причем, учащиеся вместе с членами своей семьи или одноклассниками в режиме видеоконференции проходят весь путь от сбора ТКО, написания сценариев, изготовления кукол и декораций, съемки, монтажа и озвучки мультфильмов. При этом ребята осваивают дополнительно проектную деятельность, которая необходима при таком объеме работ. Учащиеся экспериментальной группа также выполняли задания, интегрированные в авторские экологические мультфильмы из ТКО.
В конце 2021-22 учебного года было проведено повторное тестирование. В контрольной группе на оценку «5» выполнили тест 24%, в экспериментальной группе –63%.
Повторный смоделированный эксперимент для наблюдения поведения (в режиме фотофиксации и отправки фотографий в Skype) выявил в контрольной группе – 38% нарушений, в экспериментальной -11%.
Эксперимент был повторен в начале 2022-23 учебного года для проверки прочности знаний и качества сформированности навыков поведения в окружающей среде - то есть экологической культуры.
В контрольной группе выполнили тест на оценку «5» - 27%, в экспериментальной – 69%. Повторный смоделированный эксперимент для наблюдения поведения в окружающей среде показал, что не допустили нарушений: в контрольной группе – 38%, в экспериментальной - 91%.
Анализ данных анкеты Н.Г. Лускановой показал наличие у 89% учащихся экспериментальной группы стремления выполнять все полученные в мультфильмах экологические задания, участвовать в экологических акциях показать себя с лучшей стороны, проявлять активность. В контрольной группе данный результат лишь у 38% испытуемых. Количественный результат у контрольной группы в среднем 14 баллов, а у экспериментальной – средний результат 28 баллов (максимально возможная оценка равна 30 баллам).
2.5. Статистическая оценка достоверности показателей.
Для проверки достоверности полученных результатов применяем «Методы математической обработки в психологии» по Сидоренко Е.В. Была проверена достоверность полученных результатов через корреляцию параметров «Поведение в окружающей среде» и «Тестирование экологических знаний» через корреляцию параметров «Поведение в окружающей среде» и «Тестирование экологических знаний» у экспериментальной группы. (Таб.1) контрольной группы учащихся (Таб. 2).
|
Экспериментальная группа |
«есть эффект»(задача решена) |
«нет эффекта»(задача не решена) |
суммы |
||||
|
К-во испытуемых |
% доля |
К-во испытуемых |
% доля |
||||
|
Поведение в окружающей среде без нарушений |
18 чел |
91% |
А |
2 чел |
9% |
Б |
20 |
|
Тестирование экологических знаний |
21 чел |
69% |
В |
9 чел |
31% |
Г |
30 |
|
суммы |
39 |
11 |
50 |
||||
Определяем значение величины , соответствующие процентным долям в каждой группе.
(91%) = 2,532 (69%) = 1,961
где - угол, соответствующий большей % доле
-угол, соответствующий меньшей % доле
n1 - количество наблюдений в выборке 1
n2 - количество наблюдений в выборке 2
В данном случае:
= (2,532-1,961)* =0,671* 3,464 2,324
По таблицам "Уровни статистической значимости разных значений критерия Фишера» (по Гумблеру Е.В.,1978) определяем, какому уровню значимости соответствует = 2,324. р= 0,00
Можно установить значения , соответствующие принятым в психологии уровням статистической значимости :
в зоне значимости
П остроим ось значимости:
Зона незначимости
Зона значимости
2,31
2,324
1,64
П олученное эмпирическое значение находится в зоне уровня статистической значимости. Значит, результат можно считать достоверным.
Таб. 2
|
Контрольная группа |
«есть эффект»(задача решена) |
«нет эффекта»(задача не решена) |
суммы |
||||
|
К-во испытуемых |
% доля |
К-во испытуемых |
% доля |
||||
|
Тестирование экологических знаний |
24 чел |
27% |
А |
66чел |
73% |
Б |
90 |
|
Поведение в окружающей среде без нарушений |
15чел |
38% |
В |
25 чел |
62% |
Г |
40 |
|
суммы |
39 |
91 |
130 |
||||
В данном случае:
= (1,98- 1,47)* = 2,68 ; р = 0,00
1,64
Зона значимости
Зона незначимости
2,31
2,68
П олученное эмпирическое находится в зоне значимости. Значит, результат можно считать достоверным. Гипотеза доказана
ГЛАВА 3. Обоснование новизны способа формирования экологически ориентированного поведения через создание экологических мультфильмов при дистанционном обучении
В результате проведенных исследований доказано, что при участии школьников в создании экологических мультфильмов из твердых бытовых отходов, а так же при получении заданий, закодированных в сценарии мультфильма, а так экологические знания становятся прочнее и формируется экологически ориентированное поведение как элемент экологической культуры.
Интеграция экологических знаний в творческую деятельность по решению проблемы ТКО заставляет соблюдать правила поведения в окружающей среде. Можно утверждать о начале формирования экологически ориентированного поведения учащихся в окружающей среде как составной части экологической культуры личности.
Гипотеза доказана полностью, что подтверждено методами математической статистики. Исследования проводились в необычных для школьного образования условиях, но собран достаточно большой фактический материал. Проведенный статистический анализ по методике Е.В. Сидоренко позволил проанализировать корреляции между параметрами «Экологические знания» и «Поведение в окружающей среде», результаты достоверны. Гипотеза доказана.
Подгруппы в экспериментальной группе были подобрана так, чтобы все учащиеся могли в той или иной мере раскрыть и развить свои способности, находясь в условиях самоизоляции и при дистанционном обучении. Самостоятельно добытые знания и умения становились прочными и постепенно становились социально значимыми для них, ведь они не только получали знания лично для себя, но и поднимали экологические проблемы, интегрировали экологические знания в фабулу мультфильмов для своих товарищей, а это заставляло их быть примером для подражания. Тот, кто учит сам, должен соблюдать установленные им же самим правила. Кроме того, учащиеся, выбирая литературу и Интернет-сайты для изучения, самостоятельно выделяли именно те факты и события, которые нашли у них наибольший эмоциональный отклик, а не только те моменты, которые запланировал для урока учитель. Работая над созданием мультфильмов из ТБО, учащиеся развивали свои творческие способности, получали первичные навыки проектирования. Получение заданий необычным способом (от героев мультфильма) воспринималось как игра, соревнование, как собственное решение, поэтому повышалась мотивация, что подтверждено анализом данных анкеты Н.Г. Лускановой «Эмоциональное реагирование на школьную ситуацию», проведена количественная, так и качественная обработка результатов.
Заключение и вывод
При создании экологических мультфильмов школьниками и использовании интегрированных в сценарий заданий в период дистанционного обучения, экологические знания становятся прочнее и формируется экологически ориентированное поведение как элемент экологической культуры. Гипотеза полностью доказана.
В данной работе впервые исследовано влияние участия школьников в создании экологических мультфильмов из разных видов ТКО с интеграцией в них экологических заданий на формирование экологически ориентированного поведения школьников.
Новизна работы в том, что был исследован и обоснован оригинальный способ формирования экологически ориентированного поведения как части экологической культуры у школьников, находящихся на вынужденной самоизоляции и дистанционном обучении, через создание экологических мультфильмов из ТКО и включение заданий в сценарий.
Практическое значение работы в том, что данный способ может быть использован любым другим образовательным учреждением (дошкольным учреждением или дополнительного образования) для варьирования форм получения заданий и предъявления результата при дистанционном обучении, а также при индивидуальных занятиях (в том числе и с учащимися с ограниченными возможностями).
Список изученных литературных источников
Добринский Л.Н., Плотников В.В. Экология Ханты - Мансийского автономного округа. - Экологический фонд Ханты - Мансийского автономного округа, 1997.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону, 1996
А.А. Дрейер, А.Н. Сачков, К.С. Никольский, Ю.И. Маринин, А.В. Миронов, Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка//«Экология городов», 1997г.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М.: Устойчивый мир, 2000.
Нормативно – правовое регулирование природопользования в Ханты – Мансийском автономном округе. Экологический фонд Ханты – Мансийского автономного округа, 2000.
Приходько О.Б.Уроки для будущего. Практическое руководство по экологическому образованию в школе. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2001.
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.: ООО «Речь»,2003,-350с
Смолова Л. В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой.-Речь, 2008.
Ульянов В.. О существующих методах обезвреживания твердых бытовых отходов // Экологический бюллетень "Чистая земля", Владимир, Спец. выпуск, №1, 1997, с.22-27.
Триста вопросов и ответов по экологии – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Хассард Джек. Уроки естествознания. М.: Экология и образование, 1993
Л. Штарке, Использование промышленных и бытовых отходов пластмасс, //Пер. с немец., к.х.н. В.В. Михайлова, Л-д, Химия, (Лен.отд.), 1987, с.30-33.
Экология Ханты – Мансийского автономного округа – Тюмень: Софт Дизайн, 1997.
Эколого – ботанические экскурсии в природу. Учебно–методическое пособие. – Сургут: информационно – издательский концерн «Северный дом», Ханты–Мансийск: Ханты – Мансийский окружной экологический фонд, 1995.
Экологическое образование в системе для безопасности человека, общества и природы ЮГРЫ. Ханты–Мансийск, 2001.
Эдберг Р., Яблоков А. Трудный путь к воскресению: (Диалог на пороге третьего тысячелетия). М.: Прогресс, 1989.
Вестник АСЭКО, номер № 1 (25) 2001г.
http: // www/оо-bologoe.ru/ Соколова Т.Б. Образовательные компетенции”
http: //refua. Narod.ru/М.М. Бринчук “Академический правовой университет. Экологическое право»
http://greenevolution.ru/tag/zelenoe-obrazovanie/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карта экологической воспитанности ребенка младшего школьного возраста.
Ф. И. _________________________________________________, учащийся НРМОБУ «ПСОШ №2», проявляет познавательный интерес к объектам природы, любознательность
проявляет желание общаться с природой, наблюдать за природными явлениями, объектами природы
имеет представления о взаимосвязях в природе (обозначает причину, следствие, последовательность явлений)
понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы (не делит животных на «вредных» и «полезных» и т. п.)
умеет выразить свое отношение к природе через музыку, изобразительную деятельность (образное восприятие природы), рассказ, сказку
знает ряд названий природных объектов своего ближайшего окружения и их отличительные признаки
понимает существование связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды
имеет навыки экологически грамотного поведения в природе (во время отдыха в лесу, на реке и т.п.)
имеет навыки экологически грамотного поведения в быту (закрывает кран, выключает свет и т.п.)
имеет прогнозировать некоторые последствия своих действий по отношению к окружающей среде
пытается ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести ущерб окружающей среде
проявляет инициативу и желание участвовать в практической деятельности (по уходу за растениями, животными, уборке мусора, посадке деревьев, подкормке птиц).
Примерная диагностическая карта (индивидуальная) отслеживания динамики экологически ориентированного поведения учащихся.
Ф.И.учащегося __________________________________________________________
Год рождения, класс ______________________________________________________
|
№ п/п |
Показатели |
Критерии |
Когда подводятся итоги |
Технологии |
|
Знания |
По критериям ответов (законы, понятия, теории и т.д.) |
Балльная система |
Входная, промежуточная, итоговая диагностика |
Анкетирование или опрос |
|
Умения и навыки |
Метод наблюдения. Фиксация действий, связанных с экологическим воспитанием. |
Выводы на основе тестов (высокий уровень, средний, низкий). |
Входное наблюдение, повторно после решения головоломок через заданные промежутки времени |
Лонгитюдное наблюдение. |
|
Самостоятельная деятельность (компетенции) |
|
Количественные и качественные характеристики (например: сколько составил головоломок, выполнил творческих работ, участий в конференциях, побед. Степень активности участия в акциях (высокая, средняя, низкая). Степень самостоятельности, положительные или отрицательные преобразования производит учащийся (высокая, средняя, низкая) |
Входная, текущая оценка «Текущие» (по ситуации или во время проведения смоделированных экспериментальных ситуаций); |
Количество и качество составленных головоломок, выполненных рефератов, исследовательских работ, участие в акциях экологического характера (в качестве организационной группы), диагностика интересов учащихся. Лонгитюдное наблюдение. |
Вывод делается на основании суммы показателей таблицы. Делается сопоставительный анализ результатов таблицы и результативности работы по всем показателям.
Сводные данные анкетирования знаний
экологических законов и терминов в различных исследуемых группах.
(приводится средний процент выполнения тестовых заданий
по темам по окончании учебного года)
|
Вопросы анкеты |
Контрольная группа (получает знания традиционным путем)- правильных ответов |
Группа, выполняющая творческие задания - правильных ответов |
Группа, составляющая творческие задания - правильных ответов |
||||||
|
Законы Барри Коммонера |
10% |
12% |
17% |
32% |
44% |
86% |
32% |
86% |
100% |
|
Концепция устойчивого развития |
13% |
13% |
15% |
30% |
55% |
73% |
35% |
75% |
100% |
|
Законы развития экосистем |
34% |
35% |
40% |
30% |
45% |
56% |
45% |
86% |
92% |
|
Агроэкосистема |
23% |
29% |
23% |
44% |
56% |
78% |
56% |
76% |
92% |
|
Термины по теме « Популяция» |
16% |
23% |
19% |
30% |
35% |
49% |
32% |
45% |
63% |
|
Термины по теме «Биосфера» |
26% |
25% |
25% |
34% |
45% |
52% |
45% |
56% |
77% |
|
Термины по теме «Биотические взаимоотношения» |
14% |
2% |
20% |
45% |
55% |
61% |
45% |
67% |
89% |
|
Термины по теме «Антропогенный фактор» |
34% |
30% |
35% |
40% |
60% |
74% |
45% |
60% |
92% |
|
Термины по теме « функции и свойства живого вещества» |
41% |
43% |
42% |
45% |
55% |
62% |
45% |
75% |
90% |
|
Умение дать нравственную оценку экологическому событию |
42% |
45% |
50% |
50% |
60% |
73% |
50% |
60% |
88% |
|
Умение выбрать правильный путь решения экологической проблемы из предложенных вариантов |
36% |
35% |
40% |
45% |
60% |
76% |
45% |
56% |
92% |
|
Умение предложить свой путь решения экологической проблемы |
24% |
30% |
30% |
30% |
45% |
55% |
45% |
60% |
78% |
Результаты входных тестов не приведены в таблице, так как у всех групп они были низкие и примерно одинаковые (не выше 30%)
Данные анкетирования знаний
экологических законов и терминов и поведение в окружающей среде
Испытуемый: N
|
Параметры (полнота выполнения теста) |
Входное тестирование |
Апрель 2020 |
Окончание 2021-22 учебного года |
Окончание 2 четверти 2022-23 учебного года |
|
Законы Барри Коммонера |
0 |
26% |
70% |
100% |
|
Концепция устойчивого развития |
0 |
33% |
79% |
100% |
|
Законы развития экосистем |
10% |
34% |
60% |
76% |
|
Агроэкосистема |
10% |
21% |
56% |
77% |
|
Термины по теме « Популяция» |
10% |
45% |
65% |
77% |
|
Термины по теме «Биосфера» |
20% |
34% |
77% |
91% |
|
Термины по теме «Биотические взаимоотношения» |
20% |
23% |
45% |
88% |
|
Термины по теме «Антропогенный фактор» |
15% |
45% |
67% |
93% |
|
Термины по теме « функции и свойства живого вещества» |
0 |
20% |
34% |
69% |
|
Умение дать нравственную оценку экологическому событию |
15% |
45% |
69% |
100% |
|
Умение выбрать правильный путь решения экологической проблемы из предложенных вариантов |
15% |
45% |
85% |
95% |
|
Умение предложить свой путь решения экологической проблемы |
15% |
59% |
65% |
95% |
Вывод: у испытуемого N. наблюдается рост экологических знаний и умений действовать в экологически проблемных ситуациях.