Детская научная площадка «Почувствуй физику!» (в рамках Десятилетия науки и технологий)

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Детская научная площадка «Почувствуй физику!» (в рамках Десятилетия науки и технологий)

Бугаева В.В. 1
1МБУДО "Краснояружский ЦДО"
Бугаева Л.В. 1
1МБУДО "Краснояружский ЦДО"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Одной из стратегических целей Десятилетия науки и технологий, объявленного президентом нашей страны В.В. Путиным в 2022 году, является популяризация науки среди детей и молодёжи через вовлечение их посредством игры в мир науки и технологий. Современные младшие школьники в силу своего возраста и информации, получаемой из разных источников, достаточно активно интересуются как явлениями природы, так и различными техническими устройствами. Популярностью среди детей младшего школьного возраста пользуются детские технопарки такие, как «Кванториумы», «Экспериментариумы», робототехнические классы, то есть, те, которые, по своему содержанию, имеют познавательно- творческую направленность в области естественных наук и инженерных технологий. Большой популярностью в последнее время пользуются детские научные площадки под открытым небом. Такие площадки можно использовать не только для развивающих и развлекательных мероприятий на свежем воздухе, но и для на организации содержательного научно- познавательного досуга младших школьников.

Актуальность выбранной темы. Посредством научно- игрового оборудования происходит не только знакомство ребят младшего школьного возраста с физическими явлениями и простейшими техническими конструкциями, но и подготовка к систематическому изучению физики в школе. Игровое оборудование, оказывает развивающий эффект на детей, развивает социальные и персональные навыки ребёнка. Интерес к физике, возникший в раннем возрасте посредством игровых приемов, в дальнейшем может быть замотивировать на углубленное изучение этого предмета и на выбор профессий технической направленности, которые являются очень важными для нашей страны сейчас, в эпоху становления технического суверенитета.

Гипотеза: правильно подобранные научно- игровые модули площадки, помогут вовлечь детей дошкольного и младшего школьного возраста в самостоятельное изучение окружающего мира, сформировать ранний интерес к физике и инженерным наукам, содействовать ранней профориентации через интерес к науке и технологиям.

Цель: создание проекта детской научной площадки «Почувствуй физику!» на территории центра дополнительного образования Краснояружского района.

Задачи проекта:

  1. Составить план реализации проекта детской научной площадки.

  2. Познакомиться с видами научных площадок, созданных в нашем регионе.

  3. Изучить требования ГОСТов по вопросу устройства и эксплуатации детских площадок.

  4. Провести анкетирование среди родителей и детей возраста 5-12 лет.

  5. Определить место и конструкции научно- игрового оборудования для площадки.

  6. Подобрать дизайн детской научной площадки.

Для решения поставленных задач был составлен календарный план работы над проектом:

Вид деятельности

Сроки исполнения

1.

Выбор темы, составление плана работы

Июль 2024

2.

Знакомство с детскими научными площадками на территории Белгородской области

Июль-август 2024

3.

Изучение требований по организации оборудования для детских игровых площадок

Август 2024

4.

Анкетирование респондентов

Сентябрь 2024

5.

Выбор места для организации научной площадки

Сентябрь 2024

6.

Подбор научно-игрового оборудования и создание дизайна проекта

Ноябрь-декабрь 2024

Тип проекта: социально- ориентированный.

Целевая аудитория: дети дошкольного возраста, учащиеся младших классов, семьи с детьми.

Методы работы:опрос, анкетирование, изучение литературы по теме проекта, анализ и сравнение, беседа, проектирование.

Характеристика проекта.

  • информационный (в течение длительного времени собиралась информация о требованиях федерального и регионального законодательства по вопросу устройства и эксплуатации детских площадок);

  • творческий (информация оформлялась в виде творческой работы, составлялся дизайн проекта);

  • межпредметный (позволяет познакомиться с физическими явлениями, лежащими в основе простейших технических конструкций);

  • социально-значимый (площадка представляет собой научно- игровую зону, распложенную на территории центра дополнительного образования);

  • индивидуальный.

Ожидаемые результаты проекта:

Создание дизайн проекта «Детская научная площадка «Почувствуй физику!»»;

II. Научные площадки на территории Белгородской области

Были изучены виды детских научных площадок, которые уже созданы на территории Белгородской области. Таких площадок на территории региона оказалось три: в г. Губкин на территории СОШ №11, в п. Волоконовка на территории парка и в п. Чернянка на площади Октябрьская (рис.1)

   

Рис.1

Научные детские площадки на территории нашего региона

Все площадки наполнены архитектурно- композиционными конструкциями, имеют функциональные зоны и представляют собой интерактивные игровые локации под открытым небом, направленные на формирование интереса к науке и технологиям, поиску новых знаний и диалогу с родителями. Дизайн площадок оказался достаточно интересен и было решено взять некоторые модели конструкций для организации своей научной площадки.

III. Требования ГОСТ к устройству и эксплуатации детских площадок

Далее были изучены методические рекомендации по созданию и функционированию детских площадок и технопарков. Основной документ, регламентирующий требования не только к обеспечению безопасности оборудования и покрытия, но и к проектированию, производству, монтажу, эксплуатации, хранению и перевозке площадок- это ЕАЭС 042/2017 «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», вступивший в силу с 17 ноября 2018 года.

С 1 июня 2020 года все детские площадки должны соответствовать не только техрегламенту, но и ГОСТам. В России действуют 14 ГОСТов, которые имеют отношение к детским игровым площадкам. Можно выделить три основные:

1. ГОСТ Р 52169–2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» (утв. приказом Росстандарта от 23.11.2012 № 1148-ст).

2. ГОСТ Р ЕН 1177–2013 «Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Определение критической высоты падения» (утв. приказом Росстандарта от 24.06.2013 № 181-ст).

3. ГОСТ Р 52301–2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» (утв. приказом Росстандарта от 24.06.2013 № 182-ст).

Оборудование и покрытие для детских площадок не должны представлять опасность для жизни и здоровья пользователей, а его элементы должны быть сконструированы так, чтобы соответствовать возрастной группе детей, для которых они предназначены. Ниже в таблице представлено описание, какой должна быть конструкция оборудования и её элементы.

Да

Нет

Конструкция прочная, устойчивая, жесткая и неизменяемая

Выступающие элементы с острыми концами или кромками

Края и углы закругленные, есть защита выступающих концов болтовых соединений, сварные швы гладкие

Шероховатые поверхности, способные нанести травму

Несущая способность соответствует требованиям

В конструкции могут застрять тело, часть тела или одежда ребенка

Есть перила и ограждения

Оборудование можно демонтировать без специализированных инструментов

Размеры поперечного сечения элементов оборудования обеспечивают возможность захвата детской рукой

Между подвижными или подвижными и неподвижными элементами могут образовываться сдавливающие или режущие поверхности

Подвижные элементы оборудования находятся на безопасном расстоянии от поверхности игровой площадки

Есть защита от коррозии и старения, а также от несанкционированного доступа к элементам (комплектующим) оборудования, подлежащим периодическому обслуживанию или замене

IV.Анкетирование респондентов

Далее был проведён опрос родителей, имеющих детей возраста 5-8 лет и школьников 9-12 лет, в том числе и посещающих центр дополнительного образования, по вопросу организации и месторасположения в поселке Красная Яруга научной площадки. Всего было опрошено более 150 человек.

Были заданы следующие вопросы:

1) Считаете ли Вы интересным посещение детьми игровых объектов, которые бы рассказывали об основных законах природы?

2) Конструкции какой учебно-предметной направленности должны преобладать на научной площадке?

3) Укажите место на территории посёлка где, по вашему мнению, должна находиться детская научная площадка?

Результаты опроса показали, что большинство взрослых заинтересованы в том, чтобы их дети посещали игровые объекты, которые бы рассказывали об основных законах природы (Диаграмма №1).

Диаграмма №1 «Считаете ли Вы интересным посещение детьми игровых объектов, которые бы рассказывали об основных законах природы?»

Следует отметить, что 27% считают, что на площадке должны преобладать конструкции биологии и окружающего мира,29%- физики и инженерных наук, 20%- химии и химических наук и 24% считаю, что оборудование научной площадки должно сочетать в себе разные направления современной науки (Диаграмма №2).

Диаграмма №2 «Какая учебная направленность должна преобладать на научной площадке?»

На третий вопрос анкеты 82% опрошенных предложили создать детскую научную площадку на территории центра дополнительного образования. (Диаграмма №3).

Диаграмма №3 «Укажите место на территории посёлка где, по вашему мнению, должна находиться детская научная площадка?»

Получив результаты анкетирования, было решено выбрать под научную площадку место на территории центра дополнительного образования и в приоритете определить направленность большинства локаций в предметной области физика, поэтому научная площадка получила название: «Почувствуй физику!»

V. Выбор места научной площадки

Место для организации научной площадки было выбрано в северо-западной части дворовой территории ЦДО Краснояружского района. На картах, полученных с помощью Google спутника территория выделена цветом (рис.2).

Рис.2.

Территория Краснояружского ЦДО, сделанная с помощью Google спутника

На рис.3 представлены размеры научной площадки: Периметр Р составил 47 м, площадь S равна -117 м2. На рисунке 4 представлены фотографии территории под научную площадку.

8

12 9

18

Рис.3

Размеры площадки

   

Рис.4

Фотографии территории под научную площадку

VI. Подбор научно-игрового оборудования научной площадки. Создание дизайна проекта

Далее, используя материала сайта «Свобода игр», было подобрано научно-игровое оборудование. Оно представлено в таблице №1.

Таблица №1

Наименование

Фото

Назначение оборудования

Технические характеристики

1

Экскаватор

 

Что такое сила?

С помощью экскаватора можно пересыпать песок, активно участвовать в строительстве песочных замков. Конструкция предусматривает сидение и управление ковшом экскаватора. Позволяет проследить последовательность взаимосвязи воздействия прилагаемой силы.

2

Игровая панель «Шестерёнки»

 

Зачем нужны шестеренки?

Игровой стенд представляет собой 2 опорные стойки и панель с интерактивными элементами. Панель предназначена для развития моторики рук, тренировки ловкости и простанственного мышления. Даёт начальные представления о работе зубчатых колёс.

3

Комплекс для игр с песком

 

Что такое песок и откуда он взялся?

Комплекс состоит из подъёмника, конвейера, формовочного столика, транспортировочной каретки и весов. РПозволяет проводить опыты с песком прямо на детской площадке

4

Уличная беговая дорожка

 

Кто такой Пифагор и как возникла наука?

В конструкцию заложена визуализация принципа теоремы Пифагора. При вращении главного колеса происходит заполнение сыпучим материалом площадей треугольников, которые равны квадратам сторон треугольника, расположенного по центру. Площадь двух малых зон заполняется из одной большой зоны.

5

Песочные часы

 

Какие бывают часы и как они устроены

Под влиянием силы тяжести шарики пересыпаются из верхней камеры в нижнюю. Далее пользователи могут перевернуть песочные часы и процесс повториться

6

Платформа-лабиринт

 

Откуда у нас чувство равновесия и как его тренировать?

Предназначено для тренировки вестибулярного аппарата, равновесия и координации. Необходимо осторожно встать на Платформу и перемещая вес тела управлять движением шариков в теле тренажера. Задача пользователя - провести шар по лабиринту

7

Водное торнадо

 

Что это за сила- электричество?

При вращении педалей велосипеда возникает ток малого напряжения, который приводит в движение винт внутри колбы с водой. От вращения винта внутри колбы с водой формируется воронка.

8

Весы

 

Что такое вес тела? Чем он отличается от массы?

Весы предназначены для взвешивания песка или игрушек. Задача пользователя- уравновесить обе чаши весов.

9

Гироскоп

 

Почему юла не падает, когда крутится?

Изделие представляет собой устройство, демонстрирующее принцип действия гироскопа. При раскручивании колеса и изменении угла его наклона изделие вращается вокруг своей оси. Пользование возможно только с участием родителя или сопровождающего лица, в задачи которого входит раскрутка колеса.

10

Оптические иллюзии

 

Что такое иллюзии и какими они бывают?

При вращении круга возникает иллюзия глубины

11

Слуховые трубы

 

Как передать звук на расстоянии

Конструкция стимулирует способность к локализации звука, помогает определять его источник и проводить разнообразные эксперименты с ним

12

Балансирующий калейдоскоп

 

Почему мы видим мир разноцветным?

Оптический прибор, в котором можно наблюдать разнообразные цветные узоры. Калейдоскоп установлен на качающейся платформе, на которой должен находиться пользователь. Качание платформы обеспечивает изменение узоров в калейдоскопе

13

Лазательный комплекс «Клетка»

 

Почему все живое состоит из клеток?

Способствует двигательной активности и одновременно знакомит с устройством био-клетки

14

Круговая замкнутая беговая дорожка

 

Вокруг чего вертится мир?

Позволяет ощутить силу вращения , развивает ощущение пространства

15

Карусель «Вокруг оси»

 

Что такое центробежная сила и где её применяют?

Ребенок держится руками за ось, ногами приводит в движение. Отталкивается одной ногой от земли., вторая нога находится на вращающейся платформе. Демонстрирует центробежную силу, которую можно ощутить на себе.

16

Вращающаяся Солнечная система

 

Путешествие по солнечной системе

Дети сидят внутри карусели в форме сферы, которая представляет собой Солнце. Когда карусель вращается, то Земля и Луна, закреплёенные на верху оси вращения карусели , движутся относительно Солнца

17

Качели-гнездо

 

Как полететь на Марс?

Качели-гнездо развивают вестибулярную систему

18

Качели- балансир для двоих стоя

 

Как энергия превращается из одной формы в другую?

Дети раскачиваются стоя и получают первичные знания о механическом движении. Узнают, что такое рычаги, равновесие, вес тела и траектория движения.

19

Вечный двигатель «Перпетум мобиле»

 

Можно ли создать вечный двигатель?

Уличный экспонат представляет собой комплекс демонстрационного оборудования, состоящего из колеса с прорезями, закреплённого на неподвижной стойке. С какой бы силой не раскручивали колесо- оно всё равно остановится. Экспонат объясняет, почему у многих изобретателей не получилось создать вечный двигатель

20

Колыбель Ньютона

 

Как энергия превращается из одной формы в другую?

Экспонат представляет собой механическую систему, придуманную Исааком Ньютоном для демонстрации преобразования энергии различных видов друг в друга: кинетической в потенциальную и наоборот.

Сама площадка выполнена в форме логотипа и надписью Десятилетия науки и технологий в России (рис.5)

Рис.5

Модель научной площадки без песочницы

Также в отдельной локации площадки можно сделать песочницу с установленными на ней игровым комплексом (рис.6). На рис.7 представлено зонирование территорий площадки.

Рис.6

Модель научной площадки с песочницей

Рис.7

Зонирование территории научной площадки

VII. Заключение

В ходе работы над проектом были реализованы все поставленные задачи:

Я узнала, какие научные площадки уже функционируют на территории Белгородской области;

Изучила требования по организации оборудования для площадок;

Провела анкетирование и выяснила, в каком месте поселка лучше разместить площадку и какие научные направления выделить в приоритете;

Подобрала научно-игровое оборудование и дизайн научной площадки.

Уверена, что детская научная площадка «Почувствуй физику!» будет являться частью комплексного преобразования территории центра дополнительного образования и его украшением.

Созданная инфраструктура площадки, яркие цвета, подобранный ландшафтный дизайн будут способствовать организации учебно- развивающего досуга детей, расширяя возможности для их творчества, эксперимента, коллективного использования научных объектов и демонстрации реальных физических объектов и процессов.

VIII. Список используемой литературы

  1. http://ru.wikipedia.org«Детская площадка»

  2. http://Prostostroy.com «Оформление для детских площадок»

  3. http://www.stilnos.com«Что должно быть на уличной детской площадке»

  4. http://www.lider-pc.ru/constructor/

  5. http://fb.ru/article/239138/pokryitie-dlva-detskov-ploschadki

  6. http://vnegoroda.com/detskava-ploshhadka

  7. http://nashaucheba.ru/ Григорьев А.Д. Проектирование. Детские игровые пощадки

Просмотров работы: 38