Введение
Летом прошлого года мне посчастливилось посетить Парк бабочек в городе Набережные Челны. Меня поразило то, какое разнообразие бабочек существует. Бабочки – одни из самых красивых существ на земле! Они похожи на ожившие цветы, а некоторые даже напоминают животных и птиц. Яркая и причудливая окраска их крыльев поистине сказочная. В Парке бабочек я увидел, как бабочки летают, питаются и появляются на свет из куколки. Бабочки порхали с места на место и одна даже села мне на плечо.
А этой осенью около принесённой из огорода капусты брокколи я увидел гусеницу. Я посадил ее в баночку, и через некоторое время она окуклилась. Это было очень неожиданно! И тогда я решил выяснить, из чего состоит весь жизненный цикл бабочек, сколько он длится, чем они питаются, почему бабочек назвали «бабочки», приносят ли они пользу.
Актуальность выбранной темы в том, что не все дети знают о жизни бабочек. А ведь летом бабочек можно увидеть на каждом шагу, мы привыкли их видеть, но мало знаем о них. Я решил познакомить своих сверстников с интересными фактами из жизни бабочек.
Поэтому тема моего исследования: «Гостья из капусты».
Я поставил перед собой ряд задач:
изучить жизнь бабочек;
вырастить бабочку из куколки;
провести исследование: какие условия необходимы для развития бабочки;
научиться с помощью взрослых и самостоятельно находить ответы на возникшие вопросы, анализировать информацию и делать выводы;
Гипотеза: предполагаю, что смогу пронаблюдать в домашних условиях, как бабочка в своём развитии проходит несколько стадий превращения, если узнаю необходимую информацию и создам условия для этого.
Объект исследования: бабочки.
Предмет исследования: процесс развития бабочки.
Методы исследования:
изучение литературы;
просмотр видеороликов в Интернете;
наблюдение;
опыты, эксперимент
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Анкетирование
В анкетировании приняли участие 26 учеников третьего класса. Я узнал, что почти все ребята (18 из 26) видели живую бабочку вблизи, всем 26 ребятам нравятся бабочки, большая часть ребят (16 из 26) знает о жизненном цикле бабочек. Среди названий видов бабочек наиболее известны ребятам такие как: капустница, голубянка, крапивница. 24 человека из 26 считают, что можно пронаблюдать процесс появления бабочки в домашних условиях. Из условий, необходимых для этого ребята указали : свет, тепло, наличие специального домика, воду, листья растений, специальная лампа, а так же спокойствие и тишину.
(Приложение 1)
Из анкеты видно, что многие ребята видели бабочек вблизи, но не могут назвать их виды и рассказать об их жизни.
(Приложение 2, таблица 2)
1.2 В поисках информации
Немного о бабочках
Во многих странах бабочки – это символ любви, счастья и благополучия. Считается, что исполнится самое заветное желание, если прошептать его бабочке, держа ее на ладони.
Сегодня на земном шаре насчитывается около 165.000 видов бабочек.
Почему бабочку назвали «бабочка»?
Русское название «бабочка» является уменьшительно-ласкательным от слова «баба» и дано им за изящество и красоту.
Как размножаются бабочки?
Бабочки – насекомые с полным превращением, проходящие стадию трансформации. Их жизненный цикл состоит из 4х стадий: яйцо, личинка (гусеница), куколка, имаго (взрослое насекомое). Переход от одной стадии к другой называется метаморфозом и это, действительно, природный феномен.
Яйцо.
Самка бабочки откладывает яйца на листьях растений, которые будут служить пищей для гусеницы. Яйца бабочки мелкие, покрытые плотной оболочкой. Они имеют разную форму – шариков, кувшинчиков, цилиндров. Средняя продолжительность стадии яйца – 8-15 дней. Личинка (гусеница)
Из яйца появляется гусеница. У нее нет крыльев, но есть вытянутое тело, простые глаза и грызущие ротовые органы. Кроме грудных ножек, есть еще 4-5 пар брюшных. Гусеницы могут быть мелкими и крупными, покрытыми волосками и гладкими. Они очень прожорливые. Питаются листьями и сочными плодами.
Куколка
Прикрепляясь шелковой нитью (выделяет из брюшка) к растению, гусеница повисает в воздухе и начинает превращаться в куколку. Гусеница много раз обматывает себя шёлковой нитью длиной в несколько километров. Ряды нитей склеиваются и образуют плотный чехол – кокон. Для окукливания гусеница находит безопасное место. Стадия окукливания длится от нескольких дней до 9 месяцев и более.
Имаго (взрослая особь)
Примерно за день до рождения сквозь оболочку можно увидеть окраску насекомого. Рождаясь, бабочка разламывает кокон, так как голова насекомого уже достигает размеров взрослой особи. Она выбирается с помощью крыльев. У молодой бабочки крылья сморщенные и мокрые. Первое, что бабочка делает, когда вылезет из куколки, она сушит свои крылья. Когда крылья высохли, бабочка начинает летать. Она целые сутки может не есть, потому что только вылезла из куколки и не успела проголодаться. Потом бабочка садится на цветок и вытягивает к пестику цветка свои две половинки хоботка. Они склеиваются, и теперь у нее целый хоботок, и она может пить нектар!
Чем питаются бабочки?
Перелетая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения. Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы ещё не раскрылись, она может полакомиться сладким берёзовым или кленовым соком.
Многие бабочки любят полакомиться соками деревьев, высасывая из них питательные вещества. Что интересно, практически у каждой бабочки есть любимое растение, и именно к нему она будет подлетать, игнорируя другие деревья.
Далее по популярности следуют перегнившие фрукты. Почему они пользуются таким большим успехом у бабочек? Причин несколько. В таких фруктах содержится много воды, сахара и витаминов.
Чем питаются гусеницы? Гусеницы очень прожорливые, они грызут листья и стебли растений, поедают сочные плоды или питаются другими насекомыми.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Мои наблюдения
Осенью прошлого года бабушка принесла из огорода нам домой капусту брокколи, мы положили её в таз в коридоре. На следующий день я заметил около брокколи зелёную гусеницу длиной примерно 2-3см. Я решил за ней наблюдать:
1) 20.09.2024 г. Я принес пластиковый контейнер, положил туда листья от брокколи, проделал отверстия в крышке для доступа кислорода и посадил туда гусеницу.
2) 23.09.2024 г. Через 3 дня мы с мамой заметили, что гусеница прикрепилась к стенке контейнера и не двигается. К тому же, она изменила цвет. Мы подумали, что гусеница погибла, но, открыв контейнер и приглядевшись, обнаружили, что наша гусеница окуклилась. (Окуклилась, так как изменились условия, приготовилась зимовать).
3) Я сразу понял, что из куколки должна появиться бабочка. Меня заинтересовали вопросы:
- что это за вид?
- когда она появится?
4) Мне было очень интересно узнать, как называется наша еще не появившаяся бабочка. Я предположил, что это Крапивница. Но потом, вспомнив, что гусеница выползла из капусты, мы с мамой предположили, что это может быть Капустница.
5)Поиски в сети Интернет помогли мне узнать, как выглядят гусеница и куколка Капустницы. И это было верное решение!
ВЫВОД: наша куколка подходит под описание куколки бабочки Капустницы.
2.2 Эксперимент
Таблица 1
|
Этапы (примерное количество времени) |
Изменение условий, проводимые действия |
Результат изменений |
|
20.09.24 |
Поместили в пластиковый контейнер, добавили листья брокколи, сделали отверстия для доступа кислорода |
Гусеница прикрепилась к стенке контейнера и не двигается, изменение цвета |
|
23.09.24 |
Открыли контейнер |
Окукливание |
|
14.10.24 |
Просветили фонариком |
- |
|
Убрали листья, контейнер стоял на столе. |
Без изменений |
|
|
Переставили контейнер на подоконник (выше влажность). |
Без изменений |
|
|
28.01.25 |
Отцепили куколку от контейнера, предположили, что погибла. Хотели рассмотреть по микроскопом. |
Куколка шевелится при перемещении. Живая. |
|
28.01.25 |
Рассмотрели под микроскопом. |
- |
|
29.01.25 |
Подвесили на ниточку с клеем, поместили в баночку, на дно влажная тряпочка. |
Вывод 1: гусеница окуклилась, бабочка не появилась. Почему?
Нашли в Википедии информацию о диапаузе. Диапауза – это состояние физиологического торможения обмена веществ и остановки формообразовательных процессов. Куколочная наблюдается у капустной белянки и капустной совки, зимующих в стадии куколки на деревьях и в почве. (Летняя стадия куколки 8-30 дней). Стадия диапаузирующей куколки закончится весной. Сигнал к диапаузе – уменьшение продолжительности светового времени суток.
Вывод 2: есть надежда, что бабочка появится весной!
Заключение
Моё исследование не закончено, оно продолжается. Гипотеза подтвердилась частично: я смог наблюдать в домашних условиях процесс окукливания гусеницы.
В результате работы над проектом «Гостья из капусты»:
Я научился искать и выбирать необходимую информацию;
Я учился планировать эксперимент, наблюдать и фиксировать результаты;
Я узнал новые факты из жизни бабочек;
Я сам составил и распечатал анкету, провёл анкетирование и обработал результаты;
Я изучил условия, необходимые для появления бабочек, такие как, влажность и температура воздуха;
Начал создавать свой альбом со схемами – рисунками, иллюстрирующий процесс развития бабочек.
В будущем планирую:
Пронаблюдать за куколкой своей гусеницы при наступлении весны;
Продолжить создавать альбом рисунков;
Рассказать о своём эксперименте ребятам в начальной школе;
Продолжить изучать процесс появления бабочек с помощью фермы «Бабочкарий.
Список литературы
Атлас вреднейших насекомых леса/Аверкиев И. С. – М.:Лесная пром-сть, 1973.- 128с.
Бабочки/Непомнящий Н. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2001. – 48с.
Иллюстрированная энциклопедия «Бабочки»/Вейбрен Ландман.-М.:«Лабиринт-пресс», 2002.-272с.
Мир животных. Рассказы о насекомых/Акимушкин И. И.- М.:«Молодая гвардия», 1974. – 240с.
Школьный атлас-определитель бабочек: Кн. для учащихся/Корнелио М. П. – М.: Просвещение, 1986. – 255с.
Интернет-ресурсы:
Статья о бабочках.
https://en.wikipedia.org/wiki/Butterfly
Как появляются бабочки?
https://dzen.ru/a/ZEr-wxv67xCP8FRt?ysclid=m7813bdjlp507232451
Сайт про бабочек. Бабочкарий.
https://pro-babochek.ru/babochkariy
Приложение 1
Анкета «Бабочки»
Имя, фамилия________________________________________________________
Обведи или подчеркни один правильный ответ
Видел ли ты когда-нибудь живую бабочку вблизи? Ответ 1) Да 2) Нет
Нравятся ли тебе бабочки? Ответ 1) Да 2) Нет
Знаешь ли ты весь жизненный цикл бабочки? Ответ 1) Да 2) Нет
Какие виды бабочек ты знаешь? Напиши.
Ответ:_________________________________________________________
Как ты думаешь, возможно ли пронаблюдать процесс появления бабочки из гусеницы в домашних условиях? Ответ 1) Да 2)Нет
Как ты думаешь, какие условия для этого нужно создать?
Ответ:________________________________________________________
_____________________________________________________________
Приложение 2
«Результаты анкетирования»
Таблица 2
|
п/п |
Вопросы анкеты |
Ответы, количество |
|
1. |
Видел ли ты когда-нибудь живую бабочку вблизи? |
ДА – 18 НЕТ - 6 |
|
2. |
Нравятся ли тебе бабочки? |
ДА – 26 НЕТ – 0 |
|
3. |
Знаешь ли ты весь жизненный цикл бабочки? |
ДА – 16 НЕТ - 8 |
|
4. |
Какие виды бабочек ты знаешь? Напиши. |
Голубянка- 2 Капустница- 3 Крапивница- 2 |
Приложение 3
«Гусеница на брокколи» (20.09.2024г.)
Фото 1
«Окуклившаяся гусеница»
Фото 2
«Куколка» 28.09.2024г. (спустя 5 дней)
Фото 3
«Куколка, подсвеченная фонариком» 14.10.2024г. (спустя 21 день)
Фото 4
«Куколка под микроскопом» 28.01.2025г.
Фото 5
«Зимовка»
Фото 6
Приложение 4
Мой альбом
Фото 1
Приложение 5
Бабочкарий
Фото 1