Введение
На уроках окружающего мира мы часто говорим о животных: диких и домашних, об условиях, привычных для их обитания и о том, как важно быть ответственными за тех, кто живёт рядом с нами. Ребята нашей школы каждый год проводят акцию «9 жизней»: мы собираем корм, бинты, пелёнки, медикаменты для приюта животных. Однако, в нашем городе много бездомных собак и кошек. Бывали случаи, что собаки даже нападали на людей. Когда мы говорили об этом с ребятами на уроке, то решили, что виноваты в этом сами люди, которые берут животных домой, а потом выбрасывают на улицу. А ведь за ними нужно ухаживать и воспитывать. Животные – наши друзья и помощники. Меня очень заинтересовала эта тема. В нашей семье много животных: черепаха Тазиза, кролик Ушастик, собаки, даже некоторое время жил ёжик Фунтик, которого папа подобрал в лесу, потому что ёжик был болен. С маленького возраста я учусь ухаживать за всеми животными: правильно кормлю их, чищу клетки, выгуливаю, играю с ними. А 4 года назад папа принёс домой маленького щенка. Мы назвали его Кузя. Я очень его полюбила и решила сама учиться его дрессировать, чтобы Кузя вырос воспитанным и умным псом.
Актуальность моей темы в том, что не все люди знают, как правильно обращаться с собаками, как их воспитывать и учить разным командам. Я решила рассказать о своём опыте по дрессировке, и возможно, кому – то из ребят он пригодится.
Поэтому тема исследования: «Мой четвероногий друг».
Я поставила перед собой задачи:
Заинтересовать ребят рассказом о своих домашних питомцах.
Подготовить сообщение на тему «Мои домашние животные»
Провести анкетирование среди одноклассников.
Изучить литературу по дрессировке собак.
Выяснить, есть ли в нашем городе кинологическая служба.
Создать буклет о своём питомце с рекомендациями по дрессировке.
Оформить проект.
Гипотеза: предполагаю, что дети младшего школьного возраста могут научиться дрессировать свою собаку, если будут иметь достаточно знаний об этом.
Цель: узнать больше информации о дрессировке собак, заинтересовать сверстников воспитанием домашних животных.
Объект исследования: домашние животные.
Предмет исследования: методы дрессировки собак.
Методы исследования:
Наблюдение
Анкетирование
Анализ и обработка информации
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 История появления моего щенка
Собака появилась в нашем доме по инициативе папы почти 4 года назад. Это был маленький щенок породы западносибирская лайка.Я назвала его Кузей.Он был очень маленький, я даже видела, как у него открываются глазки. Они же рождаются совсем слепые. Я видела его первые шаги, было смешно смотреть, как он переваливался с боку на бок, напоминая косолапого мишку.Когда Кузя чуть-чуть подрос, я начала его учить разным командам.
Кузя - активный и веселый пёс.Мы с ним постоянно ходим на прогулки и бегаем друг за другом, а папа часто берёт его с собой в лес. Кузе это очень нравиться. Мы стараемся кормить его правильно, чтобы он был здоров. Кузя очень любит кашу, рыбу, корм для собак и, конечно, косточки. Он всегда готов прыгать, играть, бегать. Кузя стал настоящим другом и полноправным членом семьи!
(Приложение 1)
1.2 В поисках информации.
Сначала я решила узнать больше информации о породе своей собаки и выяснила, что западносибирские лайки – это собаки – компаньоны, они очень любят бегать, предназначены для охоты. Мне стало интересным то, что это исключительно здоровая порода, они почти не болеют, не подвержены травмам. Происходит от аборигенных лаек таёжных районов Западной Сибири, сформирована как заводская порода в середине XX века.
Внешний вид: собака среднего и выше среднего роста, крепкого сухого типа конституции, с крепким костяком, квадратного или слегка удлинённого формата. Морда удлинённая (длина носа равна длине головы), глаза миндалевидные со спокойным выражением. Уши стоячие от рождения, как у волчат, лапы высокие, сильные, но не толстые. Хвост закручен в плотное кольцо и закинут на спину — визитная карточка породы.
Предназначение: используются для охоты в лесу на пушного, копытного, хищного зверя, помогают в охоте на пернатую дичь. Могут содержаться в качестве собак-компаньонов.
Особенности содержания: предпочитают жить на улице, хотя при необходимости способны приспособиться и к жизни в квартире. Комфортно чувствуют себя практически в любых климатических условиях.
(Приложение 2)
Глава 2. Практическая часть
2.1 Мой опыт дрессировки.
Чтобы правильно начать воспитывать и дрессировать своего щенка, я стала искать информацию в книгах и видеороликах. Так же моим помощником в этом стал папа. Изучая необходимую информацию, мы стали готовиться к дрессировке. Для этого мне понадобился определённый арсенал аксессуаров, а именно: фиксирующий ошейник, поводок, лакомства. Ошейник мы с мамой купили в магазине для животных, из натуральной кожи без фурнитуры. Сначала я приучала щенка к своей кличке, ошейнику и поводку. С двух месяцев я начала его обучать простым командам. В книге о дрессировке собак я прочитала, что с собакой, как и с ребёнком, занятия нужно проводить в форме игры, хвалить и давать ему лакомства.
Первой командой, которую я отрабатывала с Кузей, была команда «Сидеть!». Её он освоил довольно быстро, примерно, за 7 – 10 дней. Повторять команду мне пришлось очень много раз. Во время дрессировки, все команды я давала щенку отчётливо, громко и обязательно добивалась их выполнения. За каждую команду я поощряла Кузю лакомством и хвалила. Только после того, как Кузя отлично научился выполнять одну команду, я переходила к другой. Затем мы выучили команды «Лежать!» и «Место!».
К обучению Кузи команде «Голос!» присоединился мой папа, так как наш щенок оказался очень «разговорчивым» и пытался привлечь к себе внимание, начиная лаять днём и ночью. Это становилось большой проблемой. Отучить его от этой привычки мне одной было трудно. Папа объяснил мне, что держать под контролем собачий лай можно, если научить Кузю команде «Голос!». Эта команда необходима, потому что он является охотничьей собакой. Папа взял Кузю за поводок, дал ему понюхать лакомство и поднял руку вверх. Кузя заинтересовался и начал лаять. В этот момент папа чётко произнёс команду «Голос!». Закрепляя эту команду, мы выполняли такое упражнение много раз, хвалили Кузю и давали лакомство. Через 5 – 7 дней и эта команда стала получаться. Следующей командой стала команда «Лежать!». Её мы стали учить только после того, как Кузя освоил команду «Стоять!». Сидящему у ноги Кузе я давала команду «Стоять!» и приподнимала его левой рукой под живот, чтобы он не сел. Выполнение команды поощряла лакомством. Команду отрабатывали много раз. Этой команде пришлось обучаться очень долго, так как Кузя начинал со мной играть, как только я брала его под животик. Обучение продолжалось около двух недель. Папа был моим союзником и помощником на протяжении всего обучения. Он поддерживал меня, потому что каждый хозяин хочет, чтобы его собака была воспитанной и умела выполнять необходимые команды.
(Приложение 3)
2.2 Анкетирование.
Актуальность моего исследования подтвердилась, когда я подготовила для ребят сообщение на тему «Мои домашние животные», создав для этого интересный альбом с фото, загадками и стихотворениями.
(Приложение 5)
Ребята внимательно слушали, а потом задавали мне много вопросов, в том числе, и о дрессировке собаки. Поэтому следующим этапом исследования стало анкетирование, для которого я составила и распечатала анкету, с целью выяснить, какими знаниями обладают ребята.
В анкетировании приняли участие 22 третьеклассника. Я узнала, что большая часть ребят имеют домашних животных (собаки составляют почти половину из них), кроме того, четверо ребят планируют завести именно собаку. Так же я узнала, что почти все ребята хотят научиться дрессировать своих питомцев, но ничего об этом не знают. И открытием для меня стал факт того, что только 3 человека из 22 знают о профессии кинолога.
Анализируя анкеты, я поняла, что большая часть ребят не знают о том, как правильно воспитывать и дрессировать своих питомцев.
(Приложение 4, таблица 1)
2.3 Разговоры о важном.
27 января на классном часе «Разговоров о важном» учитель рассказывала нам о прорыве блокады Ленинграда, о мужестве его жителей и защитников. Меня очень удивило, что собаки тоже были военными. После классного часа мы с ребятами посмотрели интересный фильм, посвящённый блокаде Ленинграда. Он назывался «Африка». Африка – это кличка собаки – сапёра, которая спасала не только бойцов на войне, но спасла целую семью в ленинградской области, умиравшую от голода. Меня потрясло то, насколько умной и верной была эта собака.
2.4 Встреча с кинологом
В воспитании моей собаки мне помогал папа, который очень давно занимается разведением собак, много о них знает. Я задумалась, а кто же может помочь другим людям, узнать о воспитании и процессе дрессировки. Я знала, что есть такая профессия – кинолог. Но я никогда не встречалась с людьми этой профессии. Результаты анкеты показали, что многие ребята совсем не знают о такой профессии.
Вместе с учителем, мы узнали, что в нашем городе есть кинолог – это руководитель приюта, в который мы ежегодно отправляем благотворительную помощь, Юлия Валерьевна Л. Мы попросили Юлию Валерьевну встретиться с нами, рассказать о своей профессии. Она согласилась и даже привела с собой огромную собаку породы ньюфаундленд. Этой встрече я была очень рада! Кинолог Юлия Валерьевна рассказала нам о своей собаке по кличке Тайсон. Это собака – спасатель. Они вместе с Тайсоном настоящая дружная команда. Тайсон выполнял все команды хозяйки с точностью и скоростью, показывая дисциплину и высокий уровень дрессировки. Из этой встречи я узнала много нового и интересного о жизни и дрессировке собак, я узнала новые команды и особенности обучения этим командам. Особенно, из рассказа кинолога меня заинтересовало то, как Тайсон спасал людей из воды. Юлия Валерьевна посоветовала тем, кто хочет правильно воспитывать своего питомца, обязательно обращаться в кинологическую службу.
Эта интересная встреча ещё сильнее убедила меня, что дружба с животными приносит радость, счастье и большую пользу.
Встреча стала полезной и незабываемой для ребят. Свои впечатления они выразили в сочинениях и рисунках.
(Приложение 6)
Заключение
В результате работы над проектом «Мой четвероногий друг»:
⁎ подготовила для ребят сообщение о своих домашних питомцах;
⁎ я узнала, как правильно учить дрессировке своего питомца;
⁎ изучила особенности породы моей собаки;
⁎ познакомилась с кинологом и узнала об этой профессии;
⁎ наблюдала за работой кинолога;
⁎ узнала, что роль дрессировки собак важна не только для охоты, но и для военной службы, и для спасения людей в мирное время;
⁎ я училась составлять, распечатывать и обрабатывать анкеты;
⁎ мы с ребятами собрали корм для приюта животных.
Таким образом, я могу сделать вывод: моё предположение оказалось верным, у меня получается обучать свою собаку разным командам и делать это правильно.
Создание буклета «Мой четвероногий друг»
Работая над своим проектом, я поняла, что в процессе общения с животными важно обладать многими знаниями и умениями, чтобы правильно их воспитывать и жить с ними дружно. Я увидела, что многим ребятам это стало интересно. Поэтому решила создать небольшой буклет, в котором рассказала о своей собаке, о приёмах дрессировки, которым я ее научила, а также о кинологе нашего города, к которому можно обратиться за помощью в воспитании своих питомцев.
(Приложение 7)
В дальнейшем планирую:
⁎ продолжить обучение своего питомца необходимым командам;
⁎ рассказать о своём исследовании ребятам в начальной школе.
Список литературы
Как правильно дрессировать собаку /Авт.-сост В.И. Давыденко.-М.:АСТ,Мн.: Харвест, 2006.-256с.
Щенок: наглядное пособие по уходу / Ксения Митителло.- М.:Эксмо, 2009. – 64с..: ил.- (Домашние питомцы. Зоологи рекомендуют).
Собаки. Иллюстрированная энциклопедия / Юлия Адинцова, Любовь Рудницкая, наталья Онищенко.- М. : Эксмо,20212.-208 с.:ил.
Собаки /И.В. Травина. – М.: РОСМЭН, 2023. – 96 с.- (Детская энциклопедия РОСМЭН).
Домашние животные / А.Х. Тамбиев;худож. Е. Щелкун, Ю. Станишевский, В. Стахеев, В. Бастрыгин, Е. Гордеева идр.,-Москва: Издательство АСТ, 2018.-60, (4)с.:ил.- (Первые книжки о животных).
Интернет - ресурсы:
Ко мне друг: главные команды, которым ребёнок может научить собаку.
chips-journal.ru›reviews/5-komand-kotorym-rebenok…
Сайт о дрессировке собак. dogtricks.ru
Как правильно воспитывать собаку: советы кинологов и секреты дрессировки.
dzen.ru›
Дрессировка собак, с чего начать? Основы дрессировки собак
Rutube WalkService
Дрессировка собаки в домашних условиях: узнайте 10 основных правил воспитания Rutube Собаки в порядке
Африка/реж. Дарья Биневская, сцен. Дарья Биневская, «Коннект Фильм» при поддержке Института развития Интернета (ИРИ), Россия, 2022. – 55мин.
Приложение 1
Фото 1
Приложение 2
Западносибирская лайка- порода собак,
универсальная
охотничья лайка,
самая
многочисленная из лаек.
Фото 1
Фото 2
Приложение 3
Фото 1 Фото 2 Фото 3 Фото 4 Фото 5
Приложение 4
Анкета
Есть ли у вас домашние животные?
-да
-нет
Какие домашние животные у вас есть (перечислите).
Умеете ли вы дрессировать собаку?
- да
- нет
Хотели бы вы научиться или узнать больше, как дрессируют собак?
- да
- нет
- не знаю
Знаете ли вы, как называется специалист по дрессировке и воспитанию
собак?
- да (напишите)
- не знаю
Результаты анкетирования
|
п/п |
Вопросы |
Ответы, количество |
|
1 |
Есть ли у вас домашние животные? |
Да – 15 Нет – 6 |
|
2 |
Какие домашние животные у вас есть (перечислите). |
Кошки – 18, собаки – 11, хомяк – 2, голуби – 1, рыбы – 1 |
|
3 |
Умеете ли вы дрессировать собаку? |
Да – 7 Нет – 15 |
|
4 |
Хотели бы вы научиться или узнать больше, как дрессируют собак? |
Да – 15 Нет – 1 Не знаю - 3 |
|
5 |
Знаете ли вы, как называется специалист по дрессировке и воспитанию собак? |
Да – 3 Нет - 20 |
Таблица 1
П риложение 5
П риложение 6
Ф ото 1
Фото 2
Приложение 7