Экзотический фрукт - авокадо

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экзотический фрукт - авокадо

Могильная С.А. 1
1ГБОУ "УВК № 244 Г.О. ДОНЕЦК"
Бажанова С.И. 1
1ГБОУ "УВК № 244 Г.О. ДОНЕЦК"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Человек и Природа. Мир природы удивителен и многогранен. Мы соприкасаемся с природой с самого рождения: любуемся красотой цветов, вдыхаем аромат цветущих садов, пьём родниковую воду минеральных источников, купаемся в пене морских вод. Природа дарит Человеку пищу, одежду и положительные эмоции. В окружении природы человек становится сильнее и крепче здоровьем. Поэтому людям всегданеобходимо общаться с природой.

Люди относятся к природе по-разному. Одни ухаживают за домашними питомцами, другие выращивают растения в саду, на даче. У моей бабушки небольшая домашняяоранжерея комнатных орхидей на подоконнике. Эти удивительные растения радуют глаз круглый год. Как же прекрасны эти цветущие ветви: белые, розовые, сиреневые, лимонные, пятнистые…

Давно известно и научно доказано, что комнатные растения оказывают положительное воздействие на настроение человека, на его здоровье. Красивые, здоровые растения с роскошными листьями эффективно очищают воздух от пыли и вредных частиц, обогащают егокислородом, хорошовлияют на поддержание оптимальной влажности. Комнатные растения помогают ближе познакомиться с живой природой, приобрести много полезных знаний, умений и навыков. Однако любому растению нужно определенное внимание и правильный уход. Поэтому, чтобы вырастить новое растение, очень важно знать, какая почва ему подойдёт, как часто нужно его поливать, сколько солнечного света и тепла емунеобходимо, как ухаживать за ним.Да, это целая наука.

Как-то летом мы с мамой и папой ходили в кафе «Суши-Таун». Папа заказал разные виды роллов, но мне больше всего понравились роллы с авокадо и свежим огурчиком. Огурцы – овощи, которые выращивают в наших краях. Их можно встретить как на полках овощных магазинов, так и на прилавках овощных рынков. Как растут огурцы, я видела на даче у бабушки и дедушки. Вечером мы поливали овощи, а утром собирали ярко-зелёные колючие плоды длясвежего салата и засолки.

А что представляет собой авокадо? Это овощ или фрукт? Откуда к нам прибыл этот таинственный незнакомец? Насколько он полезен для здоровья человека? Где его выращивают? Можно ли вырастить авокадо в домашних условиях?

Эти вопросы я задала маме: Могильной Наталье Григорьевне. Она предложила мне прочитать статью в Интернете «ТОП-10 малоизвестных и странных фактов об авокадо», поискать ответы на мои вопросы в энциклопедии и обсудить эту тему в школе с учителем и одноклассниками.

Моя учительница Светлана Ивановна внимательно выслушала меня и предложиларазработать совместныйтворческий исследовательский проект и найти ответы на интересующие вопросы.

Сначала, на начальной стадии проекта я провела анкетирование среди учащихся2и3классов(53человека)сцельювыяснитьихотношениек авокадо, комнатным растениям. Результаты анкетирования несколько удивили меня (Приложение 1) Ребята очень мало знают об авокадо.

Этим определяется актуальность проблемы, представленной в моейработе. Данный проект предназначен для всех любознательных, целеустремлённых и трудолюбивых ребят, которые не боятся трудностей, кто любитэкспериментировать, наблюдать, исследовать и ухаживать за комнатнымирастениями.

  1. ОСНОВНАЯЧАСТЬ

Автор проекта: Могильная Софья Андреевна, обучающаяся 2 класса (возраст-8лет)ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 244 ГОРОДСКОГО ОКРУГ ДОНЕЦК».

Участникпроекта:МогильнаяНатальяГригорьевна,мамаобучающейся

2 класса ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 244 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

Руководитель исследовательскойработы: Бажанова СветланаИвановна, учитель начальных классов ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС № 244 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

Областьпроекта: внеурочнаядеятельность

Срокиреализациипроекта:

Среднесрочный–втечение6месяцев(март–сентябрь)

Актуальность исследовательского проекта заключается в том, что в комнатных условиях есть возможности и способы разведения экзотических растений, чтобы дарить людям радость, красоту и пользу для здоровья человека.

Цельисследовательскогопроекта:

выяснить происхождение авокадо в естественной среде и вырастить экзотическое растениев комнатныхусловиях с помощью семян.

Объектыисследовательскогопроекта:процессвыращиванияавокадо.

Предметисследования:экзотическийфрукт–авокадо.

Задачиисследовательскогопроекта:

  1. Изучить информационные источники (энциклопедические книги, информацию на сайтах, в сетях Интернет).

  2. Выяснитьоткудаавокадородом,ивкакихусловияхпроизрастает растение в естественной среде.

  3. Установитьплодавокадо–этоовощ,фруктилиягода?

  4. Выявитьналичиеполезныхсвойствплодовавокадодляорганизма человека.

  5. Исследоватьусловиявыращиванияавокадоизкосточкивдомашнихусловиях.

  6. Узнать, возможно ли вырастить экзотическое растение в комнатныхусловиях.

Гипотеза заключается в том, что если я смогу вырастить авокадо из косточки, то я смогу утверждать, что оно приспособлено к домашним условиям, несмотря на отличие в климатических условиях произрастания в природе.

Методы:

  • наблюдение

  • интервью

  • анкетирование

  • опрос

  • фотографирование

  • сравнение

Методыисследования:

  • теоретические – изучение информационных источников (энциклопедические книги;информацию на сайтах, в сетях Интернет);

  • практическая деятельность –выращивание экзотического фруктав домашних условиях, фотосъемка.

Аннотациякисследовательскомупроекту:

Данный проект направлен на реализацию обучающимися 1-4 классовГБОУ «УВК № 244 Г. О. ДОНЕЦК» целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования, Федеральной образовательной программы начального общего образования, выполнение Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир» (1-4 класс).

В ходе реализации проекта, обучающиеся будут вовлечены в углублённое изучение темы «Человек и Природа» («Царство растений»), получат возможность ближе познакомитьсяс экзотическим растением – авокадо, могут исследовать условия выращивания авокадо из косточки в домашних условиях. В ходе исследовательской деятельности обучающиеся могут узнать, возможно ли вырастить экзотическоерастение авокадо в комнатных условиях, практически могут выработать навыки ухода за комнатными растениями.

Таким образом, через реализацию данного проекта обучающиеся начальнойшколыбудутвовлеченывактивнуюдеятельностьвзаимодействияс природой, продуктивный процесс экологического воспитания в рамкахучебно-воспитательного процесса и внеурочной деятельности.

Описание проекта:

Выявление проблемы, определение мотивов к деятельности по проблеме, постановка ключевых и тематических вопросов происходит на первом этапе проекта.

Ключевойвопрос:

Можно ли вырастить авокадо из косточки в домашних условиях как комнатное растение?

Тематическиевопросы:

А что представляет собой авокадо? Это овощ или фрукт? Откуда к нам прибылэтоттаинственныйнезнакомец?Насколькоонполезендляздоровья человека?

Гдееговыращивают?Можноливыраститьавокадовдомашних условиях?

Авокадо - это фрукт или овощ? Полезные свойства и сферы применения авокадо. Сочетание авокадо с другими продуктами.

Далее происходит изучение и систематизация информации, планирование деятельности.

Практическаядеятельность:

Теоретическое исследование вопроса – изучение информационных источников(энциклопедическиекниги;информациюнасайтах,статьивсетях Интернет); анализ и систематизация материала.

Практическое исследование –выращивание экзотического фруктав домашних условиях, фотосъемка.

Итоговая презентация – результат работы над проектом «ЭКЗОТИЧЕСКИЙ ФРУКТ - АВОКАДО»

Вид проекта по доминирующей в проекте деятельности – творческий исследовательский проект, по количеству задействованных образовательных предметов – метапроект. В нем доминирует естественно - научные исследования, сопутствуют литературные, языковые, культурологические, технологические аспекты. По длительности реализации – среднесрочный (до 6 месяцев).

Материально - техническое обеспечение: школьная библиотека, городская детская библиотека, домашняя библиотека автора проекта, интернет-ресурсы, компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, инвентарь для практической работы (цветочные горшки, почва, дренаж, зубочистки, полиэтиленовые пакеты, вазочки).

Механизмреализации:

Планмероприятий

  1. Анкетированиеучащихся2и3классов.

  2. Теоретическое исследование вопроса – изучение информационных источников(энциклопедическиекниги;информациюнасайтах,статьивсетях Интернет); анализ и систематизация материала.

  3. Практическая деятельность –выращивание экзотического фруктав домашних условиях, фотосъемка.

  4. Итоговая презентация – результатов работы над проектом «ЭКЗОТИЧЕСКИЙ ФРУКТ - АВОКАДО»

Этапыреализациипроекта:

Первыйэтапвыявлениепроблемы.Анкетированиеучащихся2и3 классов.

Определениемотивовкдеятельностиучащейсяпопроблеме.

На первом этапе проекта я провела анкетирование среди учащихся 2 и 3 классов (52 человека) с целью выяснитьих отношение к авокадо, комнатным растениям. Результаты показали, что большинство ребятвместе с родителями выращиваютдомакомнатныерастения,считают,чтоонинеобходимы 30% ребят (16 человек) немного знакомы с авокадо, 12%виделиипробовалиавокадона вкус, 7%(4человека)знают,откудаавокадородом, 12%-(7человека), слышалиопользеавокадодляздоровьячеловека,4% - (2 человека), знают, где его выращивают, 87% (45 человек) - считают, что авокадо нельзя вырастить дома, большинство хотели бы вырастить его дома.

Второй этап – организация работы над проектом. Теоретическое исследование вопроса – изучение информационных источников (энциклопедические книги;информацию на сайтах, статьи в сетях Интернет); анализ и систематизация материала.

Авокадо – вечнозеленое тропическое плодовое дерево, латинское название растения Персея американская (Persea americana Mill).Оно является дальним родственником Лаврового дерева (Laureaceae Juss.). Семейство лавровых насчитывает около 40 родов и до 2500 видов. Самые известные среди них — авокадо и лавр благородный. Род персея насчитывает около 150 видов вечнозеленыхдеревьевикустарников,которыераспространенывтропической и субтропической Америке, в Восточной и Юго-Восточной Азии.

Там дерево авокадо растёт в лесах с обильной влажностью, где умеренно тёплый климат круглый год. В природе авокадо — плодовое дерево высотой6-15 м с широкой кроной. Листья эллиптические, острые, кожистые, блестящие. Цветки мелкие желтовато-зелёные, собраны в метёлки. В цветке шесть чашелистиков, 12 тычинок и один пестик с тонким столбиком. В цветке наблюдается неодновременное созревание пыльников и рылец, что препятствует самоопылению. Цветки авокадо раскрываются дважды. В первое раскрывание зрелые рыльца опыляются пыльцой с других цветков. Во время второго раскрывания зрелые пыльники выделяют пыльцу. Цветки авокадо опыляют мухи, пчелы, осы.

Авокадо цветёт очень обильно, но плодов завязывает мало. Подсчитано, что для нормального урожая достаточно, чтобы из 5000 цветков образовался всего один плод.

В зависимости от сорта и района выращивания деревья цветут зимой или весной в период с декабря по май.

Плод авокадо – очень полезный, мягкий и сочный, но не сладкий. Зеленоватый толстокожий косточковый плод по величине и форменапоминает большую грушу. Масса плодов колеблется от 50 до 800 г. Внутри плода находится одно семя, достигающее у крупных плодов величины куриного яйца.

Плоды созревают через 6-8 месяцев после цветения. В Центральной Америке плоды обычно созревают с октября по июнь.

На протяжении многих лет авокадо считалось орехом. Благодаря зеленому цветуиморщинистойгрубойкожуреэтотфруктраньшеназывали крокодиловой грушей». Если его разрезать, авокадо выглядит как глаз аллигатора. Многие склонны называть его овощем из-за цвета плодов и пикантного вкуса.

Но,изучаяэнциклопедическуюлитературу,яубедиласьвтот,чтоавокадо

  • это фрукт, а если точнее, то ягода, хотя по вкусу и составу больше напоминает овощ или орех.

Плоды авокадо действительно очень полезны для организма человека. Они содержат огромноеколичество витаминов и микроэлементов, таких как калий, магний, фолиевая кислота, витамин К, витамин E, антиоксиданты и т.д. А витамина D в плодах авокадо содержится больше даже чем в яичном желтке или сливочном масле. Плоды авокадо полны магния и калия, необходимыхдля регуляции кровяного давления. Каждый из них содержит больше магния, чем двадцать бананов, киви или ягод клубники. Один плод авокадо содержит около четырех граммов белка. По калорийности плоды авокадо превосходят масло и яйца. Также комбинация витаминов B6, C и D, рибофлавина и марганца помогает поддерживать иммунную систему человека. Авокадо улучшает память, уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний и расщепляет лишний холестерин в крови, снабжает клетки организма человека кислородом.

Авокадо – ценный пищевой продукт. Плоды авокадо чаще всего употребляютв пищув свежем виде. Спелый фрукт должен бытьмягким, но не рыхлым.

Авокадо придаёт приятный вкус салатам и бутербродам, прекрасно подходит к морепродуктам и мясуптицы. Очень популярен суп из авокадо. Из сочных плодов растения отжимают питательное масло. Масло авокадо являетсяоднимизнемногихкулинарныхмасел,извлеченныхнепосредственно из фруктов, а не химически получаемое из семян. Фрукт авокадо содержит около 30% масла.

Масло авокадо - отличный вариант для всех видов приготовления и выпечки из-за его мягкого вкуса, как и само авокадо. Его можно использовать дляжаркивместорастительногомасла,заправлятьсалаты,делатьмаринаддля рыбы. Вкус пищи при этом только улучшается.

Авокадо–этофруктссодержаниемразнообразныхпитательныхвеществи витаминов. Его можно использовать не только в качестве еды. Плоды этого экзотического растения широко используются в косметологии. Авокадо очень полезен для здоровья волос и кожи. Фрукт может служить в качестве прекрасного увлажняющего средства, для лечения солнечных ожогов, а также для уменьшения морщин.

Третий этап – практическая деятельность по решению проблемы. Практическая деятельность –выращивание экзотического фруктав домашних условиях, фотосъемка.

Из литературы я узнала очень много интересного о растении авокадо и его чудесныхплодах.Ивотуменявозниквопрос:можноливыраститьавокадо как комнатное растение,может ли косточкаэкзотического плодаавокадо прорасти, и развиваться в домашних условиях?

Ярешилапопробоватьтриспособавыращивания.Экспериментначался.

Вотчтоуменяполучилось(ПРИЛОЖЕНИЕ2,3).

В магазине мы с мамой купили три спелых авокадо. Дома я внимательно осмотрела эти удивительные ягоды. Плоды были довольно крупные, тёмно- зелёного цвета, с гладкой пупырчатой кожицей. Мама помогла мне сделать надрез так, чтобы разделить плод на две половинки. Я с большим любопытством разделила половинки загадочного плода и обнаружила внутри нежно-зеленоватую сочную мякоть и довольно крупную коричневуюкосточку. Я аккуратно вынула косточку из плода. Она была размером с куриное яйцо (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Мама порезала мякоть авокадо на дольки и очистила кожицу. Плод на вкус оказался совсем не сладким, но сочным, маслянистым и довольно приятным.

Из всех плодов авокадо явынула косточки, подсушила и приготовила к посадке. Именно из них я хотела получить новое молодое растение (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

1 способ. Для первой косточки я приготовила цветочный горшочек, дренаж и специальный почвенный грунт. Неочищенную косточку я посадила

в почву тупым концом вниз, оставив треть косточки сверху. Для создания парникового эффекта горшочек с косточкой я поместила в полиэтиленовый пакет большего размера. Пакет перевязала сверху резинкой. В такомсостоянии косточку я оставила до получения побегов. Цветочный горшочек поставила на подоконник, где много света и тепла.

Для полива растения раз в неделю я раскрывала пакет и поливала косточку (ПРИЛОЖЕНИЕ 6).

2 способ. Длявторой косточкияприготовиламаленькуювазочкусводойи три зубочистки. Неочищенную косточку мама помогла мне проткнуть в трех местах зубочистками (приблизительно на 3 мм вглубь). После чего я поместила косточку тупым концом в воду так, чтобы нижняя её часть была в воде, а верхняя возвышалась над водой. Вазочку с косточкой я поставила на тёплый подоконник, где много света. Чтобы поддерживать уровень воды в вазочке,яеёежедневнопроверялаиподливалапомеренеобходимости. Ждать пришлось долго! (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Спустя 5 недель косточка лопнула, и из трещинки появился первый беленький корешок. Потом ещё один и ещё… Корешки росли медленно. Прошло еще4 недели. Корешки отросли где-то на3 см в длину, а в верхней части лопнувшей косточки, наконец – то появился первый побег – маленький нежно-зелёный росточек. Я проверяла растение каждый день. Мне казалось, что оно совсем не растёт, но через 3 недели уже можно было рассмотреть первый листочек, потом появился второй. К тому времени от начала проекта уже прошло четыре месяца. На расточке было толькодва листочка.

Корешкам стало тесно в вазочке, мы с мамой посоветовались и решили посадить растение в землю. На дно цветочного горшочка я насыпала горсть дренажа, сверху добавила универсальный почвенный грунт. В почве я сделала углубление, посадила расточек авокадо в землю и полила. Свежепосаженное растение авокадо я накрыла стеклянным прозрачным стаканчиком.

У меня получился маленький «парничок». Теперь растению будет легче прижиться.

  1. способ. Для третьей косточки я также приготовила розетку с водой и три зубочистки как для второй. Только перед посадкой я очистила косточку от коричневой шелухи. Теперь уже сама проткнула её в трех местахзубочистками (приблизительно на 3 мм вглубь) и поместила в розетку с водой так, чтобы нижняя её часть была в воде, а верхняя возвышалась над водой. За этой косточкой я ухаживала также, как ипредыдущей (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).К моему удивлению этот опыт стал протекать значительно быстрее. Первые изменения на косточке появились спустя 3 недели от начала эксперимента, косточка лопнула, разделилась на две половинки. Постепенно стали отрастать корешки. Для подкормки растения мама купила активированный уголь. Я растворила таблетку и полила растение. Позже появились первые листики. Процесс прорастания авокадо проходил несколько быстрее.

Посадка этого растения в землю прошлана три неделираньше. Неделидве растениеприживалось,иникакихвнешнихизмененийнебылозаметно.Потом процесс пошёл. На стебле появился третий листочек. Потом четвёртый, пятый…

Я продолжала ухаживать за моими растениями, наблюдала за их ростом и развитием, фотографировала сама и вместе с мамой изменения, вместе с учителем мы записывали интересные факты.

Четвёртый этап – подготовка и оформление презентации. Презентацию проекта мне помогла сделать Светлана Ивановна

Пятыйэтап–защита проекта.

Конечный продукт – презентация теоретических исследований и находок, демонстрация выращенного авокадо (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результативностьпроекта:

Гипотеза исследования подтвердилась. Мне удалось вырастить авокадо из косточки, исследовательский проект показал, что растение авокадо приспособлено к росту в домашних условиям, несмотря на отличие в климатических условиях произрастания в природе.

Первый способ выращивания оказался самым длительным (около шести месяцев от начала эксперимента до момента прорастания косточки, момент развития корневой системы понаблюдать не возможно).

Второй способ – средне-длительный (около четырёх месяцев от начала эксперимента до момента прорастания косточки, наглядно просматривается развитие корневой системы).

Третий способ – оказался самым быстрым (два-три месяца от начала эксперимента до момента прорастания косточки).

Моинаблюдения:

    1. Дляпосеванеобходимобратьтолькосвежиесемена.Есликосточкиавокадо незрелые, то они не прорастут.

    2. Поливатьнадорегулярно,недопускаяпересыханияиперелива.

    3. Растение должно находиться в тёплом и хорошо освещённом помещении.

    4. Принедостаткесветалистьябледнеют.

    5. Длярастениянеобходимочастоеопрыскиваниеводойкомнатной температуры.

    6. Авокадо очень быстро растет, его лучше выращивать в большой посуде, так как вырастает до крупных размеров.

Мнебыло интересно наблюдать, как прорастают корни, как появляются первые побеги, первые листочки, как растёт само растение. Надеюсь, спустя некоторое время увидетьцветение авокадо, а может быть иего первые плоды.

  1. СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ

    1. О.Б.Бондарева,Е.Ю.Гончарова«Экзотическиерастения»Серия

«Энциклопедиякомнатногоцветоводства»Издательство«Миркниги»,2006.

    1. Ю.К. Школьник Тропические растения. Удивительная флора жарких стран Серия: Популярная научно-практическая энциклопедия современных знаний. Издательство «Эксмо», 2014.

    2. https://exoticsad.ru/catalog-ext.shtml - Энциклопедия экзотических плодовых растений

    3. https://topcafe.su/stil-zhizni/eda/10-faktov-ob-avokado.html - ТОП-10 малоизвестных и странных фактов об авокадо

    4. https://www.gastronom.ru/text/20-zanimatelnyh-faktov-ob-avokado--1012858

  • 20занимательныхфактовобавокадо

    1. https://zen.yandex.ru/media/healthandlife/10-interesnyh-faktov-ob-avokado-5c696b32b46ce100ae92f2ea - 10 занимательных фактов об авокадо

https://ru.wikipedia.org/wiki/Авокадо-Википедия.Авокадо.

    1. https://samchef.ru/425129a-avokado---eto-frukt-ili-ovosch-poleznyie-svoystva-i-sferyi-primeneniya-avokado-sochetanie-avokado-s-drugimi-produktami-

ПРИЛОЖЕНИЕ1

АНКЕТА

  1. Выращиваетеливыдомакомнатныерастения?Скакойцелью?

  2. Знакомыливысавокадо?Чтоэто такое?

  3. Выеговиделиилипробовалиавокадонавкус?

  4. Знаетеливы,откудародомэто экзотическоерастение?

  5. Авокадополезнодляздоровьячеловекаилинет?

  6. Гдевыращиваютавокадо?

  7. Можноливыраститьавокадовдомашнихусловиях?

  8. Хотелибывывыраститьдеревоавокадоусебядома?

ПРИЛОЖЕНИЕ2

Исследованиеплода

ПРИЛОЖЕНИЕ3

1способпосадки

ПРИЛОЖЕНИЕ4

2способпосадки

ПРИЛОЖЕНИЕ5

3способпосадки

ПРИЛОЖЕНИЕ6

«Парничок»

ПРИЛОЖЕНИЕ7

Презентацияпроекта

Просмотров работы: 17