П.Брейгель «Нидерландские пословицы

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

П.Брейгель «Нидерландские пословицы

Андрианов Г.Е. 1
1АНОО Ломоносовская школа Зелёный мыс
Попова Е.Г. 1
1АНОО Ломоносовская школа Зелёный мыс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды родители показали мне одну очень необычную картину. На ней не было привычных картин природы, изображений людей или предметов. Мое внимание привлекло многообразие сюжетов на одном полотне, было очень интересно ее рассматривать, ведь каждый сюжет что-то означал. Но и вопросов по картине было очень много: кто эти люди, почему у них такая одежда, что все-таки изображено на картине, ведь единого сюжета нет, и кто ее написал?

Актуальность:

Тема фольклора изучается в начальной школе, а в 3-м классе мы очень много говорили о том, что такое фольклор, о видах русского народного творчества. На уроках литературного чтения и русского языка мы изучали пословицы и поговорки нашей страны, а когда я познакомился с картиной П.Брейгеля «Нидерландские пословицы», мне стало интересно узнать, чем нидерландские пословицы отличаются от русских.

Моя проектно-исследовательская работа будет о знаменитом голландском художнике Питере Брейгеле Старшем и его картине «Фламандские (Нидерландские) пословицы».

Тема: «П.Брейгель «Нидерландские пословицы»

Предмет исследования – Фольклор в творчестве П. Брейгеля (Старшего).

Объект исследования – картина «Фламандские (Нидерландские) пословицы».

Была определена цель работы: изучить тему фольклора в картинах Брейгеля.

Задачи:

  1. выяснить из рассказов взрослых и литературных источников о творчестве П. Брейгель;

  2. исследовать тему фольклора в творчестве П.Брейгеля;

  3. найти на картине сюжет пословиц и узнать аналог русской пословицы;

  4. познакомить одноклассников с картиной П. Брейгеля и его творчеством;

  5. создать свои рисунки, вдохновляясь творчеством этого художника, но сюжет взять из русских пословиц и поговорок.

Гипотеза: фольклор разных народов имеет много общего.

Методы исследования: поиск и сбор информации, изучение литературных источников и интернет ресурсов, наблюдение, сравнение, анализ изученного материала.

Глава 1. Как Питер Брейгель оживил 118 пословиц на одной картине

    1. Кто такой Питер Брейгель (Старший)

Точная дата рождения художника неизвестна, но принято считать, что родился будущий живописец в 1525 году, и почти всю жизнь жил и работал в голландском городе Антверпене. Место рождения художника и информация о его родителях доподлинно не известна. Исследователи нашли только три документа, относящиеся непосредственно к Брейгелю.

Первый из них – это запись в журнале Гильдии живописцев имени Святого Луки о том, что в 1551 году в нее вступил Питер Брейгель.

Чтобы Брейгеля признали настоящим и полноценным художником, он направляется в путешествие в Италию, для знакомства с известными мастерами, обучается у них созданию собственных работ, картин и гравюр.

В 1558 году свет увидел его первую картину «Падение Икара».

Спустя 6 лет он женится на дочери своего бывшего учителя и переезжает в Брюссель. Регистрация о браке – это второй известный и сохранившийся документ, касающийся биографии Брейгеля.

Питер Брейгель Старший окажется родоначальником целой династии художников. Его два сына, внук и правнуки также станут впоследствии живописцами.

Третийдокумент из жизни Питера Брейгеля-это документ о смерти в 1569 году и погребении 9 сентября в городе Брюссель.

    1. Как Питер Брейгель оживил 118 пословиц на одной картине

На протяжении времени, и в разных странах под фольклором понималось как народное творчество во всех своих проявлениях, так и более узко – «устная словесность», «устное поэтическое творчество»; единство в употреблении термина отсутствует. Распространено представление о фольклоре как о части традиционной крестьянской культуры в феодальном обществе и сохраняющихся пластах культуры крестьянской среды на протяжении последующих периодов в истории общества.

Фольклор – один из важнейших источников творчества Брейгеля. Многие его картины и гравюры являются иллюстрациями народных пословиц и поговорок.

Рассмотрим более подробно одну из самых значимых работ Брейгеля «Фламандские пословицы» 1559 года.

Предположительно, картина Брейгеля – это иллюстрация к книге Эразма Роттердамского «Пословицы». По подсчетам, на ней изображено от 115 до 150 поговорок.

Привычное современному зрителю единство сюжета, времени и места в «Пословицах» не усматривается это композиционная особенность работы. Вместо этого – множество разрозненных сюжетов в условно общем пространстве деревенско-городского пейзажа. До Брейгеля соединять несколько иллюстраций в одну сюжетную картину принято не было.

На первый взгляд, картина кажется набором огромного количества персонажей, занятых своей обычной бытовой жизнью, и помещенных в городской пейзаж 16 века. Почти все сюжеты изобличают человеческие пороки и глупости, поэтому персонажи малосимпатичны, их лица отталкивают зрителя. На самом деле на картине проиллюстрированы 118 фламандских (нидерландских) пословиц и поговорок, которые словно оживают и показывают жизнь и нравы общества со всей прямотой и неприглядностью.

Давайте рассмотрим несколько из них, а также попробуем подобрать русский аналог.

1.Держать глаз на парусе (быть настороже)

А
налог у этой пословицы в русском языке = Держать ушки на макушке.

2.Держать угря за хвост (браться за трудное дело)

Аналог у этой пословицы в русском языке = Дело мастера боится или Глаза боятся, а руки делают.

3.Кидать деньги в воду (тратить деньги впустую)

Аналог у этой пословицы в русском языке = Бросать деньги на ветер.

4.Два дурака под одним капюшоном (схожесть по отрицательным качествам)

Аналог у этой пословицы в русском языке = Два сапога пара.

5.Выстрелить второй раз, чтобы поймать первую стрелу (повторить глупое действие)

Аналог у этой пословицы в русском языке = Наступать на одни и те же грабли.

6.Убить двух мух одним ударом (сделать сразу два дела)

Аналог у этой пословицы в русском языке = Убить двух зайцев одним выстрелом.

И это только 6 пословиц из более ста, что зашифровал великий художник на своей картине. Считается, что здесь скрыто гораздо больше пословиц, и искусствоведы до сих пор ведут работы по расшифровке этого уникального произведения.

Другое название картины – «Мир вверх тормашками». Олицетворяет его перевернутый глобус слева по центру. Глобус – самый повторяющийся элемент композиции – как бы намекает на общечеловечность проблем, изображенных Брейгелем. Смотря на картину в 21 веке, мы понимаем: люди не меняются.

    1. Фольклор в творчестве П.Брейгеля

В «Пословицах» можно найти темы, которые Брейгель продолжал поднимать и изучать в своем творчестве дальше. У художника были и другие картины подобного содержания.

Например «12 пословиц», написанная в 1558 году. Полотно принято считать предысторией или подготовительной работой к предыдущей картине. Эта работа состоит из двенадцати сцен, которые представляют популярные пословицы того времени.

Е ще одна работа художника – «Слепые» («Притча о слепых»).

Главная идея картины: Слепой - не тот, кто ничего не видит, а тот, кто слепо верит ведущему, идя за ним! Заблуждения ведут к падению обоих.

Е ще одна картина – «Разоритель гнезд». Эта картина иллюстрирует фламандскую (нидерландскую) пословицу «Тот, кто знает, где находится гнездо, обладает знанием, тот, кто грабит его, владеет им». Русская версия: «Кто первый встал - того и тапки» (какой-то приз или ценность достаётся тому, кто первый до неё доберётся).

Каждый из героев сюжетов картин олицетворяет людские пороки – лень, жадность, злобу, жестокость и зависть. Они закрывают человеку глаза и ведут неверным путем.

Глава 2. Проект «Русские пословицы»

2 .1 Знакомство с картиной

На уроках литературного чтения мы изучаем русское народное творчество, в т. ч. различные пословицы и поговорки. Я с удовольствием узнаю их и использую в своей речи.

Когда я изучил творчество П. Брейгеля и его удивительную картину «Фламандские (Нидерландские) пословицы», то возникло желание познакомить своих одноклассников и вместе с ними найти эти пословицы. У нас дома есть репродукция этой картины, и я принес ее в класс. Сначала я рассказал о творчестве художника, а потом мы попробовали найти эти пословицы.

Сложность поиска была в том, что картина была написана около 500 лет назад, а это другая страна, другие обычаи, другая жизнь. Но, когда я рассказал о том, какие пословицы, изображенные на картине, имеют русские аналогами, ребятам стало понятно, что народная мудрость не зависит от разности языков и быта – ведь пословицы – это меткие выражения, которые понятны сквозь время и расстояние.

2.2 «Оживление» русских пословиц и поговорок

В Москве сейчас проходит выставка репродукций картин П.Брейгеля (оригиналы находятся в музеях других стран). На сайте картинной галереи проводится конкурс: с 17 декабря по 25 января 2025 года арт-галерея проводит конкурс рисунков в социальных сетях. Участникам предлагается нарисовать картины по мотивам русских пословиц, вдохновляясь знаменитым творением Питера Брейгеля Старшего «Нидерландские пословицы», и опубликовать их.

Условия конкурса:

Участники сами выбирают количество пословиц, которые они заложат в свои картины. Основная задача — отразить их смысл, вдохновляясь техникой Брейгеля. Фотографии конкурсных картин размещаются в социальных сетях (ВК или Телеграмм).

Мы с одноклассниками решили поучаствовать в этом конкурсе!

Фото некоторых работ моих одноклассников:

Милованович Лев зашифровал сразу несколько пословиц:

1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2. Нет дыма без огня.

3. После драки кулаками не машут.

4. Хлеб всему голова.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

 

Рисунок 1 Миланович Лев

Л ещев Сергей тоже зашифровал несколько пословиц:

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2. Дыма без огня не бывает.

3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

 

Рисунок 2 Лещёв Сергей

Морозова Даниэла сделала несколько рисунков- один из них к пословице «Семеро одного не ждут».

 

Рисунок 3 Морозова Даниэла

Я тоже поучаствовал в этом конкурсе – проиллюстрировал пословицу «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Было очень интересно почувствовать себя в роли П.Брейгеля. Оказывается это не просто, а ведь я смог нарисовать сюжет только к одной пословице, а у него более ста!!

Выводы

В ходе работы над проектом мне удалось найти ответы на интересующие вопросы.

Я узнал из рассказов взрослых и литературных источников о творчестве П.Брейгеля, смог познакомить своих одноклассников с его творчеством и картинойФламандские (Нидерландские) пословицы», исследовал тему фольклора в творчестве П.Брейгеля, нашел на картине сюжет пословиц и узнал аналог русской пословицы, познакомил одноклассников с картиной П.Брейгеля и его творчеством.

Мои одноклассники создали свои рисунки, вдохновившись творчеством этого художника, но сюжет взяли из русских пословиц и поговорок.

Поучаствовали в конкурсе картинной галереи.

Моя гипотеза что фольклор разных народов имеет много общего – подтвердилась!

Заключение

Я много узнал о знаменитом художнике П.Брейгеле (Старшем) и его творчестве, смог познакомить одноклассников с этим интересным художником, смог изучить русские пословицы и поговорки и поучаствовал в конкурсе картинной галереи! Работа над моей работой позволила расширить знания не только в литературе (устное народное творчество), но и в искусстве, и у меня, и у моих одноклассников.

Источники информации

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80

2.https://bosch-bruegel.ru/?utm_source=yandex&utm_medium=cpc&utm_campaign=02_Msk_BiB_Teatry_myuzikly_RSYa&utm_content=cid|114793575|gid|5500062278|ad_id|16557791814|phrase_id|53280166405&utm_term=%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%BB%20%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%82%D1%8B&yclid=11267444838235373567

Просмотров работы: 33