Исследование значения пластиковых бутылок в жизни человека. Формирование культуры потребления пластика у одноклассников

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование значения пластиковых бутылок в жизни человека. Формирование культуры потребления пластика у одноклассников

Бакулин П.Н. 1Шибалов Л.П. 1
1Обласной технолицей им. В.И. Долгих
Кодирова И.Т. 1
1Областной технолицей им. В. И. Долгих
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вторая жизнь пластиковой бутылки

Авторы: Бакулин Платон, Шибалов Лев -ученики 3 класса “С” Технолицей им. В.И. Долгих.

Руководитель: КодироваИрина Булатовна - учитель начальных классов Теxнолицей им. В.И. Долгих, классный руководитель 3 “С” класса.

Консультанты:

Папа - Шибалов П.

Мама - Бакулина Д.

Технолог СИБУРа – Лукьянчиков Д.

Руководитель выставки – Пономарев И.

Постановка проблемы: почему ругают пластик? На самом ли деле он такой вредный и как правильно его использовать, чтобы не засорять планету.

Актуальность проблемы: численность населения планеты растет, а значит, множится использование изделий из пластика, увеличиваются масштабы экологической проблемы, связанной с утилизацией пластиковых отходов.

Гипотеза: пластиковая бутылка засоряет землю и наносит вред природе;

пластиковая бутылка облегчает жизнь человеку.

Цель работы: исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека. Сформировать культуру потребления пластика у одноклассников и оценить возможности его замены в школьной и повседневной жизни.

Объект исследования: пластиковая бутылка.

Задачи проекта:

  • узнать как можно больше о пластике;

  • выяснить историю появления и применения пластиковых бутылок;

  • изучить варианты переработки и утилизации пластиковых бутылок;

  • поделиться новыми знаниями с одноклассниками;

  • придумать варианты вторичного использования пластиковой упаковки в детском творчестве.

Этапы работы:

  • Сбор информации о пластике, посещение выставки полимеров на ВДНХа площадка СИБУР.

  • Сбор пластика с одноклассниками на территории парка Шишкин лес и крышек в классе.

  • Изготовление робота и журнального столика дома с использованием пластиковых бутылок и крышек.

  • Проведение открытого урока для одноклассников о пластике с анкетированием и решением кроссворда.

  • Подготовка и оформление результатов работы.

1. Введение

Этой осенью мы с Платоном катались на велосипедах, не заметив яму я упал. Приехав домой, папа посадил нас на диван и отправился мне за пластырем. Мы включили телевизор, там шла документальная передача.

«Ватные палочки, одноразовые пакеты, вода в бутылке - вы используете каждый день, верно?» - спрашивал нас голос из телевизора. «Используем, конечно. Не в руках же хлеб из магазина носить?» – посмеялись мы.

«И таким образом вы засоряете планету! Каждый день миллионы людей используют пластик и выбрасывают его в мусор. А он разлагается сотни лет!» - Зазвучала грустная музыка, пошли кадры, на которых были огромные мусорные города из бутылок, пакетов и контейнеров.

Папа вернулся с упаковкой лейкопластыря.

Он посмотрел на нас задумчивых, потом посмотрел на экран и улыбнувшись сказал, что это они немножко преувеличили. Мы удивились, но папа наверняка знал о чем говорит. Он работает в СИБУРе, в институте переработки пластика и знает об этом очень много.

Приклеивая пластырь на рану, он рассказал, что все не так драматично и тот же лейкопластырь сделан из пластика. Даже наполнитель дивана, на котором мы сидели, тоже из пластика, а также мягкие игрушки, зимние куртки набиты пластиковыми бутылками.

Так это значит, пластик может быть полезным?!

Мы посмотрели вокруг себя и увидели множество нужных пластиковых вещей - пластиковые окна, шариковая ручка, зонтик... Тут мы поняли, что все не так просто, и нужно чуточку глубже разобраться в этом вопросе.

Ого, кажется, у нас с одноклассником нашлась тема для научно-практической работы!

2. Теоретическая часть

2.1.Экологические проблемы, связанные с пластиковой упаковкой

Пластиковая бутылка была изобретена около 50 лет назад. В настоящее время ежегодно производится и выбрасывается миллионы бутылок во всем мире. Это изобретение решило много проблем, но и создало не меньше. Для начала нужно ответить на вопрос: почему мусор — это не мусор? Думаете ерунда какая-то? На самом деле нет!

Во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Например, бумага, пластик, стекло, металл. Потом его отправляют на переработку. Различные виды отходов перерабатываются на специальных предприятиях. Из них создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты.

Например, из пластиковых бутылок можно изготовить различную ткань для спортивной формы или диванов, можно произвести пищевую пленку для хранения продуктов, разноцветные баночки для маминой косметики и шампуней. А также много других полезных предметов - тазиков, ведер, стульев.

А что будет, если, как и прежде, просто выкидывать пластик и не перерабатывать его? - Людей много, с каждым днем мусора тоже становится только больше. Но это не все. Даже переработанный мусор со временем теряет свои свойства. То есть, например, бутылку переработали в чехол, из чехла затем сделали пакет и так до тех пор, пока сырье уже невозможно будет переработать и придется все равно выкидывать. Таким образом, так или иначе мусор все равно будет лежать в земле и разлагаться. Но сколько времени разлагаются отходы? Давайте разберемся.

Есть отходы органические, то есть созданные природой. Естественно, такие отходы разлагаются быстро. А есть отходы неорганические, созданные человеком. Вот как раз чтобы разложить такой мусор у природы уходит очень много времени. Иногда на это нужно сотни и даже тысячи лет. А это значит, что наши правнуки увидят пластиковые упаковки, которые мы оставляли в местах отдыха.

При этом, такие отходы наносят непоправимый вред природе. Засоряют ее и, кроме того, отравляют веществами распада землю, попадая в воду и в конце концов отравляя растения и животных.

Получается, что остатки еды и бумага разлагается в земле до полугода, а пластиковая бутылка в течение 450 лет! (https://dzen.ru/a/ZFH18WxxRBKWwMhZ?ysclid=mfqpliw96v311916161)

2.2. Пластик – польза или вред.

Одним солнечным днем папа предложил пойти в поход. Мама помогала нам сложить в рюкзаки все самое необходимое: туристический коврик, фонарик, чемоданчик-аптечку, контейнеры с бутербродами, бутылки с водой.

Увидя такое большое количество пластика мы с Платоном поморщились.

Папа объяснил нам, что сейчас мы используем одно из самых его полезных свойств. И предложил провести эксперимент.

Мы взяли два рюкзака. В мой положили пластиковую бутылку с водой и еду в пластиковом контейнере, а в рюкзак Платона - стеклянную банку такого же объема и еду в стеклянном контейнере.

По сравнению с рюкзаком Платона мой оказался пушинка.

Значит полезное свойство пластика в том, что он легкий. Поэтому его используют внутри салона машины и самолета. Это делает автомобиль и лайнер легче, а значит, и топлива им потребуется меньше. Так люди потратят меньше денег на дорогу.

Я предложил папе завернуть бутерброды в газету. А аптечку положить в бумажную коробку. Вместо коврика взять плед.

Он посмеялся разрезал бутерброд пополам. Одну часть он положил в газету, вторую - в контейнер. И сказал представить нам, что пошел дождь. Он полил водой обе части бутерброда. Тот, что был в газете, размяк, а второй - как лежал в контейнере, так и лежал. С ним ничего не произошло, потому что второе полезное свойство пластика не пропускать влагу.

Интересный факт - пластиковая упаковка помогает сохранить еду намного дольше. В среднем правильная пластиковая упаковка мяса помогает сохранить его свежесть в течение 10 дней. Тем самым пластиковая упаковка помогает уменьшить количество быстро испортившихся продуктов.

Наконец мы пошли к речке. На берегу стояли скамейки. Когда мы подошли к одной из них, то увидели, что сделаны они были не из дерева, а из очень твердого пластика, имитирующего древесину. Папа пояснил нам, что эти скамейки прослужат дольше, так как пластик не быстро изнашивается.

Может показаться, что пластик приносит нам только вред и лучше всегда заменять его чем-то. Но сегодня мы поняли, что пластик - хороший заменитель для стекла и дерева. Он легкий, непромокаемый и прочный. Его используют в медицине, строителям он нужен, чтобы делать долговечные трубы и окна. Также из пластика делают специальную ткань. Пластик делает жизнь обычных людей проще и легче!

2.3. Как перерабатывают пластик.

Для того, чтобы лучше разобраться в данной теме мы с одноклассниками посетили выставку полимеров СИБУР, расположенной на ВДНХ. Сотрудники выставки пообещали разобраться в переработке пластика раз и навсегда, и отметили, что будет очень интересно и познавательно.

Да, сегодня пластиковые бутылки можно сдать в пункты приема пластиковой тары. Их сортируют и отвозят на переработку. На заводе бутылки отсортировывают, измельчают, промывают. После этого делают специальные гранулы, которые можно добавлять в новое сырье и получать изделия из переработанного пластика. Новый пластик потом еще раз можно переработать. И еще много раз!

Технолог СИБУРА пояснил: «Это, как если строить из конструктора большую башню и брать детальки не только из коробки, но и из другой, уже построенной башни. Или, например, как делать домашний йогурт из молока, а закваску для него брать из другого йогурта. А часть нового йогурта снова использовать для закваски».

Получается сколько всего можно сделать из вторсырья, если мы не выкинем пластик в обычный мусор, а отсортируем его!

Технолог показал нам наглядно, что можно сделать из вторичного сырья.

из 25 бутылок можно сделать флисовую куртку,

из 5 бутылок - 3 новеньких чехла на планшеты,

из 8 бутылок - внутреннюю камеру для спортивного мяча.

Важно понимать, что существуют разные типы пластика, у них различные свойства и перерабатывать их нужно тоже по-разному. На пластиковых предметах, которые можно переработать, есть специальный знак - треугольник со стрелками. Он означает цикл “создания - применения - утилизации”. В центре этого треугольника есть цифра, которая обозначает вид пластика.

Зачем нужны эти цифры? Чтобы правильно переработать пластик. Цифры указывают на тип пластика, и для каждого типа нужны разные условия переработки. Например, температура. Очень важно следить на производстве за температурными показателями, чтобы переработка пластика была безопасной для природы.

После посещения выставки у нас с одноклассниками появилось огромное желание сделать что-то полезное для экологии. Мы пошли в парк Шишкин лес на сбор пластиковой упаковки. На территории парка находятся 3 кафе, много мусорных баков, но мусора на земле тоже хватает… Мусор мы отнесли в пункт сбора пластика, который находится в ближайшем от нашей школы торговом центре. Крышечки оставили для будущей поделки.

(45 фактов о пластике. Евдокимова У.Н. Книга издана при поддержке СИБУР, Москва 2023)

  1. Наши действия в помощь экологии Планеты.

Большую часть пластиковых отходов в нашей стране просто выкидывают. Примерно десятую часть - перерабатывают, и совсем небольшую долю сжигают для получения тепловой энергии.

Во многих странах уже давно стали сортировать мусор. В наших городах стали устанавливать контейнеры совсем недавно, и культура раздельно мусора только формируется. Чтобы эта привычка прижилась, нужно, чтобы больше людей понимали, зачем это нужно, и раз за разом выбирали не скидывать все отходы в один пакет, а сортировать их.

Пять простых действий, которые каждый может делать ежедневно, чтобы оставлять после себя меньше мусора.

  1. Реже пользуйся одноразовыми изделиями. Например, ходи в магазин с шоппером из ткани. Заведи многоразовую бутылку для питья воды в школе.

  2. Используй пластиковые изделия повторно, например, в творчестве. Сделай кормушку для птиц или пенал из пластиковой бутылки.

  3. Раздавай или продавай ненужные вещи.

  4. Сортируйте мусор и сдавайте его в переработку.

  5. Компостируйте органические удобрения в квартире это сделать трудно, а вот за городом - легко.

  1. Вторая жизнь пластиковой бутылки практическая часть.

Пластиковая бутылка так же может быть использована для изготовления различных полезных вещей и сувениров в домашних условиях. Решив использовать пластиковые бутылки, на данном этапе работы мы воспользовались интернет-ресурсами с разработанными мастер-классами. Предварительно в классе мы установили контейнеры для сбора пластиковых крышек. Часть крышечек мы собирали для поделок, а остальные относили партиями в Экопункт приема тары во ВкусВилл.

4.1. Журнальный столик.

Мы решили оформить столешницу журнального столика фирменным логотипом Технолицея им. В.И. Долгих. Для этого нам понадобились 40 крышечек от пластиковой бутылки синего цвета, 56 крышечек красного цвета и 48 крышек белого цвета. Выложив узор, заливаем в несколько приемов эпоксидной смолой синего цвета. Даем хорошо просохнуть каждому слою. Дизайнерский столик диаметром 85 см готов. Мы планируем поставить его в наш класс в зону отдыха.

4.2. Поделка Робот.

Для поделки мы использовали пластиковые бутылки, 20 крышечек, стяжки, клей, декоративные элементы. ТехноРобота мы планируем передать в музей СИБУРа.

  1. Выводы:

  1. Наши исследования показали, что пластиковые бутылки удобны в применении, благодаря таким свойствам как легкость и прочность, поэтому занимают все большее место в жизни человека.

  2. Пластиковая бутылка действительно засоряет землю и наносит вред природе, но это можно минимизировать, если и дальше развивать культуру сортировки мусора, а также стараться использовать как можно меньше в повседневной жизни «одноразовых» пластиковых бутылок.

  3. Мы доказали, что из использованной пластиковой бутылки и крышечек от нее, можно сделать красивые и полезные вещи.

  4. Наш класс активно участвовал в сборе пластиковых крышек для благотворительного проекта «Добрые крышечки».

  5. Проведя опрос мы выяснили, что большая часть учеников в нашем классе понимают, что экологичнее использовать многоразовую тару.

  1. Используемые источники:

  1. Дзятковская Е.Н. Мои экологические привычки. Иркутское областное отделение Всероссийского общества охраны природы. Иркутск: Издательство института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2014.

  2. Цветкова И.В., «Экологический светофор для младших школьников», Педагогическое общество России. Москва, 2000.

  3. Цветкова И.В. «Экологическое воспитание младших школьников». Теория и методика внеурочной работы. Москва, 2000.

  4. 45 фактов о пластике. Евдокимова У.Н. Книга издана при поддержке СИБУР, Москва 2023.

  5. http://muitiki.arjlover.net/ - электронная видеотека

  6. https://dzen.ru/a/XbKwEwX9mACt15_8?ysclid=m5wwrdgezz844106388

  7. https://dzen.ru/a/Y6Kzy_jhIGZJls8f?ysclid=m5wwz92dpn812413854

Просмотров работы: 10