Зачем людям нужен язык

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зачем людям нужен язык

Егоренков Т.А. 1
1АНОО "Ломоносовская школа - Зелёный мыс"
Лапина В.Е. 1
1АНОО "Ломоносовская школа - Зелёный мыс"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  1. Введение

«Язык есть вековой труд целого поколения». В.И. Даль

Язык в жизни человека играет очень важную роль, благодаря ему мы учимся, приобретаем знания, развиваем язык, лучше понимаем себя и других. Каждый день мы обмениваемся мыслями со своими близкими, с друзьями, со случайно встречающимися людьми. Мы разговариваем дома, в школе, на улице. Для того, чтобы узнать что-то новое, мы читаем книги, чтобы передать информацию пишем письма или сообщения. То есть используем язык ежедневно, даже не задумываясь, как возможно без него.

В 4 классе мы на уроке Эмоциональный интеллект познакомились с притчей о Вавилонской башне. Наказал Бог людей, наделил их разными языками. Смешал и рассеял по всей Земле так, что не стали понимать люди друг друга… Речь в этой притче намного глубже, чем умение общаться на одном языке. Что ещё людям помогает понимать друг друга? Что об этом говорит наука?

Тайна человеческого языка до сих пор не разгадана. Между тем ученые пока сходятся в одном: если язык внезапно исчезнет, люди перестанут быть людьми. Именно язык делает человека человеком.

Попробую в этом разобраться

Таким образом, предмет моего исследования: Язык- как средство общения.

Тема исследования: Зачем человеку язык? Можно ли его заменить другими средствами общения?

Цель исследования: выяснить, можно ли общаться не только словами, а мимикой, жестами, позами

Задачи:

1. Найти сведения о способах общения, об истории возникновения языков.

2. Понять зачем человеку нужен язык и можно ли обойтись без него.

3. Научиться использовать полученную информацию.

4. Попробовать создать свой условный язык вместе с друзьями- одноклассниками

Мы постараемся окунуться в процесс невербального общения с целью научиться друг друга понимать без слов.

Методы моей исследовательской деятельности:

поиск и сбор информации, изучение литературных источников и интернет- ресурсов, воспоминаний родителей и других взрослых, анализ изученного и практическое использование в своей жизни.

Гипотеза: чтобы людям понимать друг друга необходимо владеть языком, одних жестов и мимики недостаточно для передачи полноты информации.

Практическое применение:

Данная работа может быть использована на уроке русского или иностранного языков, способствует расширению кругозора и призвана обратить внимание сверстников на важность использования языка, изучать. беречь и уважать свой родной язык.

План исследования:

1.Наблюдение. Возникновение вопросов.

2.Выдвижение гипотезы

3.Изучение информации

4.Проведение экспериментов

5.Оформление информационного буклета

6.Защита работы

II. Основная часть, практическая:

3.1 Опыт 1. Передача информации жестами

3.2 Опыт 2 Передача информации рисунком

3.3 Опыт 3 Свой «тайный» язык

3.4 Опыт 4 «Тайный» язык наших дедушек

Исходя из проделанной работы, формирование вывода.

Оформление работы и представление ее результатов: описание проведённых исследований,презентация с поэтапным ходом и результатами исследования

Приложение: презентация

Рефлексия: Язык - одна из мировых загадок. Великий секрет языка состоит в умении обозначать звуками не только все предметы окружающего мира, а также выражать свои мысли. Мы не всегда осознаем его роль в нашей жизни, воспринимаем его как воздух, как дыхание, как нечто само собой разумеющееся. Именно благодаря языку человечество познает прошлое и настоящее человеческой расы, передает знания, формирует мышление и выстраивает коммуникацию между собой.

Оглянитесь, сколько еще вокруг таких вещей, которым мы не придаем значения. Но на самом деле они играют огромную роль и делают нам теми, кто мы есть.

  1. Теоретическая часть

«Язык — словесная речь человека, по народностям; словарь и природная грамматика; совокупность всех слов народа и верное их сочетанье, для передачи мыслей своих. Наречие, взявшее верх над прочими, сродными наречиями, зовут языком.» В.И.Даль

Язык — система фонетических, лексических и грамматических средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей.

Язык - система знаков (звуков, сигналов и т. п.), передающих информацию.

С давних пор люди задумывались над загадкой языка, над тайной его происхождения. Сколько увлекательных лингвистических легенд, удивительных сказаний, смелых научных предположений знает история человечества!

Одни доказывают, что язык — это драгоценный дар Бога, другие утверждают, что способность говорить сама собой пришла к человеку, а третьи уверены, что язык возник в результате длительного превращения животных (обезьян) в людей.

  1. Теории происхождения языка

Теория звукоподражания

Теория звукоподражания идет от истоков и получила поддержку в XIX и даже XX в. Суть этой теории состоит в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы (журчание ручья, пение птиц и т. д.), старался подражать.

Получается, что возник язык механическим и пассивным образом, просто повторяя и воспроизводя звуки вокруг. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к повторению. Кроме того, для того чтобы «звукоподражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.

Теория междометий

Теория междометий идет от эпикурейцев, противников стоиков, и заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» – междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Эту точку зрения поддерживал в XVIII в. Руссо.

Междометия входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как в русском языке: Ах! Ох! Эй! Ого! Но таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. Они связаны с эмоциями, экспрессией в речи. Но в языке есть очень многое, очень важное, не связано с эмоциями. Животные тоже не лишены эмоций и желаний, однако языком они не обладают. Получается, что данная теория предполагает, что человек пришел к языку через страсти и гнев.

Теория трудовых выкриков

Теория «трудовых выкриков» на первый взгляд кажется настоящей материалистической теорией происхождения языка. Эта теория возникла в XIX в. и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе.

Теория социального договора

С середины XVIII в. появилась «теория социального договора». Эта теория опиралась на некоторые мнения античных мыслителей (Демокрита, Диодора Сицилийского, Платона). Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. У Руссо было иное толкование в связи с его теорией двух периодов в жизни человечества: первого – «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувств (passions), и второго – «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности».

Действительно, в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии. Но прежде всего для того, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Кроме того, данная теория предполагает сознательность у человека, а она развивается у человека вместе с языком.

Теория Божественного происхождения языка

Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.

Во второй главе Библии (Ветхий завет) говорится:

«И взял Господь Бог человека, которого создал по образу и подобию своему, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему».

Однако позже, согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков: «На всей земле был один язык и одно наречие… Сойдем лее, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».

  1. Язык- как средство общения.

В современном мире существует более 7 000 языков. Среди них выделяют языки международного и межнационального общения. Язык международного общения – это язык, использующийся для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. Для обозначения этого понятия также используется термин язык мирового значения. Выделяют следующие языки мирового значения: китайский, английский, испанский, французский, арабский, русский, португальский, немецкий.

Во многих государствах, где проживают много народов, существует понятие язык межнационального общения – это язык-посредник, используемый народами многонационального государства для взаимного общения. Например, в России, на территории которой проживает более 190 народов, в качестве средства общения между представителями разных этносов используется русский язык.

Наука Языкознание изучает человеческий язык в целом как особое социальное явление, стремится ответить на вечные вопросы : какова сущность языка, каковы закономерности его развития, какова его структура, каковы функции язык выполняет в человеческом обществе, как он связан с мыслительной и психической деятельностью человека, какую роль язык выполняет в познании человеком окружающий его мир, как он связан с культурой, литературой, искусством, науками…

Ученые, изучающие языкознание выделилиосновные функции языка

в обществе:

-коммуникативная- информативная (передача и получение сообщений )

-познавательная ( обработка и хранение информации в памяти индивида)

-толковательная (раскрытие глубинного смысла в информации)

-социальная (взаимодействие между людьми)

-эмоционально- экспрессивная (выражение чувств, эмоций, настроений)

-магическая (использование заклинаний, установок и религиозных ритуалов)

-этнокультурная (объединение в одно общество носителей одного языка)

Таким образом, язык одновременно выступает основным средством коммуникации и трансляции, обеспечивая приобретение, накопление, хранение, преобразование и передачу информации и знаний. Именно использование языка позволяет человеку производить основную часть мыслительных операций.

Язык – это главный инструмент познания и освоения внешнего мира. Благодаря языку в обществе достигаются согласованность, гармония и стабильность, возможны накопление и аккумуляция знаний, а также их передача из прошлого в будущее.

История знает немало случаев, когда ребёнок, лишенный человеческого общения, а значит, лишённый возможности мыслить по-человечески так и не смог стать полноценным членом человеческого общества. Все мы, конечно же, хорошо знаем сказку английского писателя Редьярда Киплинга «Маугли». Только в сказке ребёнок, проживший многие годы среди зверей, может свободно пользоваться человеческим языком! В реальной жизни такого не бывает. Если ребёнок растёт не с людьми, а среди животных, то он никогда не научится говорить, а значит не сможет развить свой ум.

Типичный пример. В 1920 году в джунглях индийского Миднапора были найдены в волчьем логове две девочки, которые прожили там довольно много времени. Их назвали Камала и Амала. Первой было восемь лет, а второй – полтора года. Они не только не умели разговаривать, но и вели себя как настоящие зверята: быстро ползали на четвереньках, рычали, высовывая язык, ели сырое мясо, хорошо видели в темноте. В результате за годы жизни среди людей девочки так и не смогли научиться свободно говорить и делать то, что умеет ребёнок уже в четыре года. В окружении людей они чувствовали себя несчастными. Вскоре Амала умерла. А Камала еле-еле научилась прямо ходить и даже выучила несколько слов, но в 1929 году и эта девочка умерла. Не получив в первые годы человеческого общения, не научившись говорить и мыслить по-человечески, эти девочки уже не смогли стать людьми в полном смысле.

  1. Особенности одного языка.

Но даже в одном обществе, среди людей , говорящих на одном языке есть слова которые произносятся по-разному: диалекты, профессионализмы

Диалект — разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией. У нас в нашей необъятной России существует три наречия — северное, среднерусское и южное.

Жители северных областей —«окают»: букву «о» произносят не только в ударном положении, но и в безударном. Жители южных городов «акают» и «гэкают»… И знакомые слова звучат по-разному, необычно.

откентелева ты- откуда ты

левый свёрток- левый поворот

орать землю- пахать

кудой идёшь – куда идёшь

Языки постоянно меняются, совершенствуются, и даже «умирают». В них постепенно развиваются новые, более современные признаки: меняется лексическое значение (живот- жизнь), меняется ударение (Английский- англИйский), произношение (осьм- восемь) и «уходят» старые слова, не использующиеся в современной речи. Существуют устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

Архаизмы- слова, которые в связи с появлением новых слов, вышли изупотребления. Но их синонимы есть в современном русском языке.

десница- правая рука

ланиты- щёки

очи- глаза

рамена- плечи

чело- лоб

чресла- поясница

Историзмы – это такие слова, которые обозначают такие явления илипредметы, которые полностью исчезли или перестали существовать врезультате дальнейшего развития общества.

Кольчуга- доспех, скованный из железных колец

Светец- приспособление для горящей лучины

Барщина- бесплатный принудительный труд крепостных крестьян

Ямщик- извозчик на лошадях

  1. «Мертвые» языки

«Мертвые» языки- это такие языки, которые соответствуют двум условиям:

  • они не используется;

  • они ни для кого не является родным.

Самый известный — это латинский язык. Он используется, например, медикамии лингвистами, но мы вряд ли где-то встретим человека, который будет говоритьна нем. А ещё корнский язык, мэнский, язык яна, уоррунга, далматинский, гагудджу, женский язык нюй-шу, шуадит, дура, ягана, ливский, убыхский

  1. Искусственные языки

В отличие от естественных языков у искусственных языков есть:

  • Автор или группа авторов — те, кто придумал язык.

  • Чёткая цель — зачем эти люди придумали новую систему знаков.

Цели могут быть разными. Некоторые искусственные языки задумывались как универсальные, с помощью которых люди разных культур могли бы лучше понять друг друга. Есть языки, разработанные для философских и научных исследований. Часто языки создают с художественной целью — показать максимально правдоподобный мир в книге, фильме или игре. Самый яркий пример – это несколько десятков языков, созданных Джоном Рональдом Руэлом Толкином для своего Средиземья. Возможно, профессор был не первым, но своей популярности «артланги» – искусственные языки фантастики и фэнтези – обязаны именно ему. К этой категории относятся, например, клингонский, На’ви, «новояз» Оруэлла и т. д.;

Языки программирования тоже могут считаться искусственными. Их цель — автоматическая обработка информации и «общение» с компьютером. Так что, если владеете пайтоном, плюсами и немножко джавой, можете считать себя полиглотом.

Искусственных языков много, и они разные. Одни похожи на естественные, на них говорят и пишут книги. Другие — головокружительно сложные: настолько, что даже авторы не владеют ими в совершенстве. Вот несколько примеров искусственных языков — от самого известного и живого до, по-настоящему, странных.

Эсперанто- самый живой искусственный язык. Это искусственный язык с самым большим количеством носителей. Его придумал врач-окулист и лингвист Людвик Заменгоф в 1887 году. Он был пацифистом и мечтал создать новое общество, в котором универсальный и принадлежащий всем людям язык играл бы роль всепонимающего фундамента. Эсперанто создавался как простой и максимально логичный язык. Каждой букве соответствует определённый звук, и он всегда произносится одинаково. Большинство корней взято из европейских языков. Грамматика эсперанто укладывается в 16 правил — и никаких исключений. Сейчас эсперанто владеет около двух миллионов человек — его даже можно выучить в Duolingo. Многие учат эсперанто, чтобы позже было легче изучать другие европейские языки, из которых он во многом состоит.

Токипона: «добрый язык» из 120 слов

Токипона считается самым простым искусственным языком. Его придумала в 2001 году канадская переводчица Соня Ланг: она опубликовала концепцию и словарь в интернете, а позже доработала язык вместе с участниками образовавшегося сообщества. Название языка можно перевести как «добрый язык» — или, например, «язык для хороших людей». Создательница хотела проверить, насколько простым может быть язык: сколько слов на самом деле нужно, чтобы описать мир и понять друг друга. На токипоне действительно можно объясниться, хоть и без тонких нюансов. В конце концов, философия именно в том, чтобы смотреть на суть вещей, а не на внешние различия. Язык токипона построен на максимальном упрощении. Слова записываются латинскими буквами и произносятся так, как написано. В словаре 123 базовых слова, но они меняют функцию в зависимости от контекста и складываются в устойчивые словосочетания для выражения сложных понятий. Например, слово toki в зависимости от контекста означает «язык», «общаться» или «привет».

Также существуют такие искусственные языки как

Логлан- язык, который учит логическому мышлению

Блиссимволика- язык без устной речи

Линкос- язык для общения с внеземным разумом

Ифкуиль- язык, который невозможно выучить…

8 февраля 1838 года американский изобретатель Сэмюэль Морзе представил общественности своё изобретение – систему электромагнитного телеграфа. Аппарат мог передавать сообщения на небольшие расстояния в специальной кодировке: точками и тире. Этот код получил название «морзянка» или азбука Морзе.

  1. Языки невербального общения.

Устная и письменная речь- это язык вербального общения. Но как быть тем людям, которые с рождения не слышат, а значит не могут воспроизвести ни одного слова? Такие люди общаются при помощи невербальных средств: мимики, жестов, поз…

В ербальные средства общения — это процесс обмена информацией и эмоциональным взаимодействием между людьми или группами при помощи речевых средств (устной или письменной речи).

Невербальные средства общения — это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов, то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Основные компоненты невербальной коммуникации:

  • Паралингвистика. Интонация, темп речи, тон, тембр, диапазон и даже дыхание. 

  • Физиогномика. Мимика и жестикуляция, позы, осанка, походка. Также сюда относятся движения глаз. 

  • Тактильность. Расположение собеседников, дистанция между ними, характер прикосновений, запахи и другие элементы чувственного восприятия. 

  • Символы и знаки. Одежда, аксессуары, пищевые предпочтения, особенности поведения в быту и на людях и т.д.. 

Вербальное и невербальное общение дополняют друг друга. Лишь составив полную картину, можно точно понять, как к человеку относится собеседник и что он на самом деле хочет сказать. Язык человеческого тела (невербальные средства) уникальный. Жесты, мимика и прочее передают до 80% информации, зачастую данное общение проходит подсознательно. Требуется правильно интерпретировать (понять) информацию из жестов и мимики. Этим занимаются психологи, языковеды.

Некоторые жесты и их значение:

  • Открытые жесты (раскрытые ладони, руки, разведённые в стороны) демонстрируют открытость, честность и дружелюбие.  

  • Закрытые жесты (скрещённые руки на груди, руки, спрятанные в карманах) сигнализируют о закрытости, недоверии или защитной позиции. 

  • Указательный жест используется для привлечения внимания или указания на что-либо, но чрезмерное использование такого жеста может быть воспринято как агрессия. 

  • Потирание рук может быть признаком нервозности или нетерпения. 

  • Игра с предметами (кручение ручки, постукивание пальцами по столу) свидетельствует о скуке, рассеянности или нервном напряжении. 

  • Наклон в сторону собеседника — интерес к общению. 

  • Резкие движения головой — несогласие с точкой зрения. 

  • Откидывание назад — высокомерие, презрение. 

  • Кивание головой — желание нравиться, проявление согласия, поддержка собеседника. 

  • Повороты головы — сомнения в прозвучавших словах, непонимание или несогласие. 

  • Низкоопущенная голова — неуверенность в себе, заниженная самооценка. 

  • П очёсывание головы — человек смущён, чувствует неуверенность, непонимание сути вопроса или размышления. 

  • Прикрывание рта рукой — желание скрыть что-то, неправдивая информация. 

  • Касание кончика носа — неверие словам, подозрение, желание скрыть ложь. 

  • Потирание века — нежелание видеть что-то неприятное, слышать неправду, скрытие информации. 

  • Потирание уха — человек устал слушать, возможно, не верит словам, желает сам высказать мнение. 

  • Почёсывание шеи — говорит о сомнениях и неуверенности, человеку сложно принять решение. 

  • Поглаживание подбородка — размышления, принятие решения, анализ информации. 

Важно помнить, что изучение выражения лица или жестов может быть полезным, но эти детали не всегда точны и однозначны. Важно оценивать и контекст говорящего — без него невербальные сигналы легко могут быть неверно истолкованы.

Жесты влияют на первое впечатление, так как невербальные сигналы могут создать положительное или отрицательное восприятие человека.  

Некоторые примеры влияния жестов на первое впечатление:

Первое впечатление формируется мгновенно и может оставаться с собеседником надолго. Поэтому важно контролировать свои жесты, чтобы создавать нужное впечатление. 

Но в разных странах один и тот же жест воспринимается по-разному. Значение жестов в разных странах отличается, т.е. тот жест, который для нас несет привычную смысловую нагрузку, на другом конце планеты может трактоваться с противоположным значением. Таким образом, жесты в разных странах несут совершенно разную смысловую нагрузку и могут неосторожно оскорбить собеседника. Поэтому учите иностранные языки, чтобы вас правильно понимали!

А как же общаются глухонемые люди?

У них есть свой язык, где каждой букве соответствует своё положение руки. Но в общении эти люди используют жесты, обозначающие не отдельный звук, а целое слово. А ещё глухонемые люди наделены разными способностями, в том числе умением читать по губам говорящего

Существуют и другие средства общения. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Чертеж обычно определяется как международный язык техники. Музыкант передает свои чувства с помощью мелодии, и его понимают слушатели. А записывает он свою музыку на нотном листе с помощью нотной азбуки. Художник мыслит образами и выражает это с помощью линий и цвета. И все это «языки», так часто и говорят «язык плаката», «язык музыки», «язык танца»…

Итак, язык представляет собой феноменальную возможность общения людей друг с другом. В свою очередь, жесты, позы, мимика, интонация, даже одежда, её цвет, акссесуары т.е. элементы невербальной коммуникации не менее важны в
процессе общения и несут большой объем информации. Эти невербальные элементы не только не мешают, но и дополняют, даже поясняют нашу речь. Психологи определили, что в процессе общения больше информации передается посредством таких невербальных средств. Проявление языка телодвижений связано с
подсознанием человека. В совокупности все средства общения дают
возможность наиболее полно доносить до собеседника свою информацию.

  1. Практическая часть

Познакомившись с такими особенностями нашего человеческого языка, мне тоже захотелось поиграть с друзьями в жестовые и мимические игры, чтобы понять, действительно ли так сложно выражать свою мысль? Мне захотелось убедиться,

насколько точно мы сумеем передать друг другу какую-либо информацию?

Опыт 1: Передача информации жестами.

В моей семье или с друзьями мне часто приходилось играть в игры, в которых некоторые слова нужно объяснять жестами: «Крокодил», «Активити», «Воображарий», «Элиас», «Экивоки для всей семьи». И надо сказать, что это довольно-таки не просто! А как объяснить или показать целую фразу, не испортив её смысла?

Ход работы: на протяжении определенного времени мы с братом общались жестами. Я давал ему разные задания. Вот что у нас получилось

Задание

Результат

Принести воды

Понял сразу

Принести определенную книгу

Понял, что нужно принести книгу, но какую конкретно не понял.

Объяснить, какая погода за окном

Пошел закрывать окно, то есть понял только предмет, на который я указывал

Передать информацию: медведи впадают зимой в спячку

Решил принести папе подушку, то есть не понял задания совсем

Вывод: с помощью жестов человек может попросить или объяснить простые вещи, но не может передать информацию, особенно в темноте. Соответственно, не имея языка, люди не смогли бы передавать информацию и развиваться, как цивилизация.

Важное замечание: в процессе общения мы начали некоторые предметы показывать повторяющимися знаками, то есть постепенно создавать свой язык жестов.

Опыт 2: Передача информации рисунком.

Если жестами и мимикой мы не можем передать всю полноту просьбы, высказывания, сообщения, а может быть можно это сделать при помощи рисунка?

Ход работы: В классе каждый ребёнок должен был изобразить в рисунке какую-либо фразу, мысль, предложение. Дети рисуют, а потом показывают работу, и другие участники должны суметь понять, о чем хотел рассказать художник.

Опыт 3: Свой «тайный» язык

Узнав о том, что существуют искусственные языки, я, конечно же тоже решил создать свой язык. Пусть это будет только наш язык, чтобы никто другой не смог бы нас понять!

Мы решили с ребятами в классе придумать свой письменный язык и посмотреть, поймут ли нас другие ученики, если мы его будем использовать.

М ы создали алфавит, где каждая буква пишется не привычным для других знаком и договорились между собой, что будем теперь переписываться только так. Все, кто участвовал прекрасно понимали друг друга.

Вывод: для общения людям нужен язык, который понимают все участники, именно поэтому важно учить иностранные языки, чтобы расширять свои возможности общения.

Опыт 4: «Тайный» язык наших дедушек.

Многие взрослые (друзья семьи, учителя моей школы) рассказывали, что в детстве у них был свой «тайный» язык: они добавляли к каждому слогу любого слова определенные слоги. Слог добавлялся либо впереди как приставка, либо в конце. При этом гласный мог меняться, а согласный был постоянным. Почему-то название этого «тайного» языка - «Свинная или поросячья латынь». Но есть и другие названия: по первой букве: «С»- синий язык, «К»-кирпичный язык,…

  1. Предложение: На поляне стоит рябина

На-са по-со-ля-ся-не-се сто-со-ит-си ря-ся-би-си-на-са.

Ку-на ку-по-ку-ля-ку-не ку-сто-ку-ит ку-ря-ку-би-ку-на.

Я долго старался научиться разговаривать, пока у меня не стало получаться! Ну чем не искусственный язык?! Попробуйте понять, что я вам сейчас скажу:

  1. Ку-по-ку-са-ку-дил ку-дед ку-реп-ку-ку.

(Посадил дед репку)

Ку-вы-ку-рос-ку-ла ку-реп-ку-ка ку-боль-ку-ша-ку-я.

(Выросла репка большая)

IV. Заключение

Исходя из проделанной работы, можно сделать выводы: Даже если что-то можно объяснить жестами, позами и мимикой, нельзя описать красоту мира, тонкости языка... Как жестами описать рассветы и закаты, нежность прикосновения маминых рук, верность друга, холодный далёкий север и жаркую Африку, бескрайний космос и мельчайшую бактерию...

Вспомним нашу Гипотезу: чтобы людям понимать друг друга необходимо владеть языком, одних жестов и мимики недостаточно для передачи полноты информации.

Действительно,Язык — зеркало культуры как одного человека, так и целых народов, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

Язык — кладовая, сокровищница культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.

Пользуйтесь своим даром речи! Играйте со словами, выдумывайте- так вы развиваете не только речь, но и сообразительность, мышление, воображение, а значит, интеллект. Учите иностранные языки, чтобы вас правильно понимали в любой точке Земли!

Итак, с помощью теоретического изучения данной темы и ее практического подтверждения и была достигнута основная цель исследования.

Язык - одна из мировых загадок. Мы не всегда осознаем роль в нашей жизни, воспринимаем его как воздух, как дыхание, как нечто само собой разумеющееся. Но именно благодаря языку человечество познает прошлое и настоящее человеческой расы, передает знания, формирует мышление и выстраивает коммуникацию между собой. Оглянитесь, сколько еще вокруг таких вещей, которым мы не придаем значения. Но на самом деле они играют огромную роль и делают нам теми, кто мы есть.

Список источников информации:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_искусственных_языков

https://education.yandex.ru/journal/iskusstvennye-yazyki-kakie-byvayut-i-zachem-nuzhny

https://radiovera.ru/skolko-iskusstvennyh-jazykov-sushhestvuet-i-zachem-oni-nuzhny.html#0a0bc38edf2987d81ac54d738ee4f57f

https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Мёртвые_языки

https://old.bigenc.ru/linguistics/text/2206186

https://spravochnick.ru/lektoriy/yazyk-kak-sredstvo-obscheniya/

https://obrazovaka.ru/question/kakie-funkcii-vypolnyaet-yazyk-v-obshhestve-261594

https://studfile.net/preview/11738783/page:2/

https://www.maam.ru/detskijsad/-jazyk-kak-obschestvenoe-javlenie-funkci-jazyka-vzaimodeistvie-jazyka-i-obschestva.html

https://4brain.ru/blog/iskusstvennye-yazyki-chto-eto-takoe-i-dlya-chego-oni-nuzhny/

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2023/10/02/konspekt-zanyatiya-lektsii-yazyk-kak-sredstvo-obshcheniya

https://www.vokrugsveta.ru/articles/razgovor-na-palcakh-chto-takoe-russkii-zhestovyi-yazyk-i-kak-on-probivaet-sebe-dorogu-id6123430/

 

Шуляковская А.Г._ЯЗЫК КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Просмотров работы: 26