Акварельные краски в нашей жизни

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Акварельные краски в нашей жизни

Руденко Г.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Эврика» муниципального образования город-курорт Анапа имени кавалера ордена Красной Звезды, дважды кавалера ордена Ленина Василия Александровича Сухомлинского
Жигулина В.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Эврика» муниципального образования город-курорт Анапа имени кавалера ордена Красной Звезды, дважды кавалера ордена Ленина Василия Александровича Сухомлинского
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Самые первые краски, которые берет в руки маленький ребенок – это практически всегда акварель. Акварельные краски позволяют рисовать ярко, интересно, ими можно брызгать, лить воду, наклонять лист в разные стороны, давая акварели возможность течь. В итоге получаются красивые и иногда неожиданные рисунки. Однажды я задался вопросом, почему именно акварельные краски так популярны, когда и как они появились, что можно сделать с помощью акварельных красок.

Цель работы: изучение состава акварельных красок, где они применяются и какие есть способы рисования акварельными красками.

Задачи работы:

1. Изучить, что такое акварельные краски и в чем их отличие от других похожих красок;

2. Узнать, когда появились акварельные краски;

3. Выяснить, какие существуют способы рисования акварельными красками и что можно ими рисовать.

Методы исследования:

  • изучение научной литературы, поиск информации в сети Интернет;

  • эксперимент;

  • сравнение;

  • обобщение;

  • анализ и обработка результатов исследования.

Актуальность выбранной темы вижу в том, что на потребительском рынке достаточно большой выбор акварельных красок от «любительских» до «профессиональных», но зачастую цена товара не соответствует его качеству. О том, как не «заблудиться» при выборе акварельных красок для рисования и посвящена моя исследовательская работа.

Глава 1. Акварельные краски – что это?

1.1. Понятие акварельных красок

Название акварельных красок происходит от латинского слова «aqua», что означает в переводе – вода. Акварельные краски – краски, которые растворяются в воде. Акварельные краски создаются на основе пигмента и растительного клея, а вода является растворителем этих красок.

Акварельные краски отличаются прозрачностью и воздушностью мазков. Растворяясь в воде, акварель образует тонкую взвесь прозрачного пигмента, который растекается в воде, создавая причудливые узоры. С помощью акварельных красок легко создать легкие и воздушные изображения с плавными переходами цвета. Иногда художники говорят, что акварель сама определяет, каким будет рисунок. Повторить акварельный рисунок точь-в-точь невозможно. Именно за это акварель любят художники. И именно это делает акварельные краски сложным материалом.

Иногда акварельные краски путают с чернилами, но у них разный состав. В чернилах, помимо пигмента, содержатся красители и нет связующего элемента. Если акварель ложится на бумагу, то чернила проникают внутрь бумаги. Работы, выполненные чернилами, более контрастные, чем выполненные акварелью.

Тушь тоже напоминает акварель, так как она жидкая. Но в отличие от акварели тушь делается на основе сажи и других пигментов, растворенных в воде и скрепленных связующим элементом (например, желатином). Обычно тушь очень плотная и основной цвет у нее - черный.

1.2. История возникновения акварельных красок

История акварели – одна из старейших в мире искусства, что позволяет нам сделать вывод, что эта техника прошла сквозь века. Считается, что акварельные краски появились в Древнем Китае примерно в то же время, когда была изобретена бумага. Однако, один из первых акварельных рисунков нашли на территории современной Франции. Временем создания этих рисунков считается 10–15 тысяч лет до новой эры.

Речь идет о бедных писцах, которые использовали импровизированные подручные средства, чтобы создать папирус в угоду взыскательным клиентам. Вместо кисти – заостренная палочка с кусочком ткани, на которую прикреплялась верблюжья шерсть.

Не осознавая, что они стоят на пороге открытия чего-то нового, древние люди создали прототип будущих акварельных красок путем смешения размельченной коричневой земли с водой и яичным белком. Таким образом создавались иероглифы.

Та же технология встречалась гораздо позже в Китае, где подобными красками расписывались шелка и рисовая бумага. Китайцы, жившие много веков спустя, использовали краски растительного и животного происхождения, а также придумали разнообразные кисти из щетины и шерсти.

Все эти люди – миниатюристы, картографы, переписчики и писцы способствовали тому, чтобы их творения не только были гордостью библиотек, но и позволили нам, современным людям, с легкостью пользоваться их открытиями. В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи.

В Древнем Египте акварельные краски применялись для росписи стен храмов и гробниц.

На Востоке японцы расписывали акварелью шелк и бумагу.

Почти 300 лет акварельные краски применяли в основном для создания цветного фона, на котором далее рисовали масляными красками. И лишь в 18–19 веках рисунки, выполненные акварельными красками, стали самостоятельным и популярным видом живописи.

Первым признанным художником, любимым материалом которого были акварельные краски, является Альбрехт Дюрер.

В начале XX в. в России также были популярны акварельные краски, но обычно их использовали в сочетании с другими красками, например, гуашью.

Глава 2. Применение акварельных красок

2.1. Состав и виды акварельных красок

Состав акварели:

1. Пигменты (тонкодисперсные порошки),

2. Связующее – гуммиарабик, декстрин, вишневая или терновая камедь,

3. Пластификатор (глицерин или инвертированный сахар),

4. Поверхностно активное вещество – бычья желчь – позволяет легко разносить краску по бумаге, препятствует скатыванию краски в капли,

5. Антисептик – фенол, предохраняет краску от плесени.

Виды акварели:

1. Художественная акварель (для живописных работ),

2. Оформительская акварель.

Медовые дешевые краски широко распространены в магазинах для школьников. И действительно начинать знакомство с акварелью можно именно с таких красок. Уже после, почувствовав акварель, можно переходить на профессиональные составы. Кроме того, дешевые краски могут быть применены в художественно-оформительских работах и набросках, где качество материала не играет столь важной роли, в отличие от живописи.

Контейнеры с акварелью всегда небольшого объема, в отличие от гуаши, так как, опять же, требуют большего количества воды при использовании, в то время как гуашь можно использовать и без воды, если краски свежие.

Выпускают акварель в тюбиках (полужидкая акварель), в пластмассовых тюбиках (мягкая акварель).

Для акварели применима и специальная бумага. Такие листы не дают краске «скатываться», ровно распределяясь по поверхности, и не позволяют «проваливаться», удерживая красочную пленку на поверхности. Кроме того, плотность бумаги позволяет держать форму при большом количестве воды. Как известно, при намачивании и сушке листы бумаги подвержены деформации.

Работу с акварелью чаще всего ведут кистями из волоса белки больших размеров, а доработку деталей выполняют кистями поменьше, иногда совсем тонкими. Обязательным условием для кисти при работе с акварелью – способность удерживать большой запас влаги и иметь тонкий каплевидный кончик. Опытные мастера-художники могут выполнить качественную работу любыми кистями.

Хранить акварельные краски необходимо в сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре не ниже 0 градусов и не выше 30 градусов, иначе качество их значительно ухудшится и не восстановится.

2.2. Где и как применяются акварельные краски?

Акварельные краски широко применяются в творчестве детей и взрослых, поскольку они доступны по цене, они легкие и не занимают много места.

С помощью акварели создают иллюстрации для книг, картины в различных жанрах (пейзажи, портреты, натюрморты и др.)

Акварель применяется в дизайне интерьеров и декорировании стен.

Существует много техник рисования акварельными красками (примеры техник рисования приведены в Приложении 1):

1. Лессировка, когда акварельные краски наносятся тонким слоем друг на друга. Каждый последующий слой наносится на полностью высохший предыдущий слой краски. Нижний слой краски просвечивает сквозь верхние слои, что создает нежный рисунок с переливами цвета.

2. По сырому, когда краски наносятся на влажную бумагу, или на бумагу, на которой уже есть краска, но она не высохла. Благодаря этому получаются красивые переходы цвета, без резких очертаний и границ.

3. По сухому, когда краска наносится на сухую бумагу последовательно по частям рисунка. Красочные слои не наносятся друг на друга.

4. Вкапывание. Очень похоже на «набрызг». Но если «набрызг» не всегда можно контролировать, то вкапывание контролируется всегда. На кисть нужно набрать краску и аккуратно кончиком кисти дотронуться до поверхности листа, на который нанесена, но не высохла вода. То же самое сделать, наоборот, нанеся воду на лист, покрытый невысохшей акварельной краской.

Для того, чтобы создать разнообразные текстуры, в акварельных рисунках часто применяются различные приспособления (примеры применения при рисовании различных приспособлений приведены в Приложении 2):

1. Губки для мытья посуды, поролон, целлофан, мятая бумага, ткань и прочие подручные материалы. К разбавленной водой акварельной краске прикасаются одним из указанных подручных материалов и наносят оттиск на нужное место. Также наоборот, можно снимать частично краску. В итоге на листе возникают непредсказуемые нерукотворные эффекты.

2. «Набрызг» воды или краски. Жесткая кисть или зубная щетка окунается в краску и пальцем стряхивается на лист произвольными каплями. Чем больше краски на кисти или щетке, тем крупнее будут капли. Если щетку или кисть окунуть в воду, то «набрызг» можно производить на лист бумаги, покрытый акварельной краской. Вода в этом случае как бы расталкивает краску и появляются интересные полупрозрачные разводы.

3. Процарапывание. На поверхность листа наносится акварельная краска, а потом острым краем жесткой пластиковой карточки краска как-бы снимается. Этот способ удобно применять, когда нужно нарисовать, например, травинки.

4. Нанесение пищевой соли на лист бумаги, покрытый акварельной краской. Соль способна впитывать влагу, поэтому при попадании на влажный слой акварельных красок, она впитывает в себя некоторую часть красок. После высыхания соль убирается с листа, а на его поверхности остаются кристаллические узоры.

Заключение

Акварель – один из самых поэтичных видов живописи. Лирическую, полную светлых и ясных образов литературную зарисовку или новеллу часто называют акварелью. С ней сравнивают и музыкальное сочинение, чарующее нежными, прозрачными мелодиями. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но ей доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде – вот и все «хозяйство» акварелиста. Плюс к этому – зоркий глаз, твердая рука, знание материалов и владение техникой этого вида живописи.

Я протестировал все описанные в работе техники работы с акварельными красками и все способы создания текстур с помощью акварельных красок.

По результатам проведенных экспериментов я пришел к следующим выводам:

1. Акварельные краски рисуют по-разному на разной бумаге. На бумаге с добавлением хлопка края рисунка нечеткие. На бумаге без добавления хлопка – ровные и четкие.

2. Техники лессировки, рисования по сухому и вкапывание очень легкие и с их помощью рисование акварельными красками происходит легко. Техника по мокрому сложная, так как акварель трудно контролировать.

3. Использование подручных средств дает возможность рисовать интересно и разнообразно. Но нужно контролировать количество краски и воды. Процарапывать краску можно не только пластиковой картой, но и ногтем.

Список источников и литературы

1. Алексеева В., Алексеев В. Что такое искусство? Альбом. М.: Советский художник, 1973.

2. Андрияка С. Н. Пишем акварелью // Юный художник. 2005. № 10.

3. Добье Д. Пусть цвет запоет // Юный художник. 1994. № 7.

4. История акварели // Картины и интерьерный декор. URL: https://www.artwall.ru/articles/istoria-akvareli?ysclid=lp9622csn382421077novaum.ru/public/p1391 (дата обращения: 18.09.2025)

5. Киселева Е. Г. Акварели С. В. Герасимова // Уроки литературы. 2002. № 8.

6. Кошелева Л. А. Оптимальное использование возможностей акварели в процессе обучения изобразительному искусству // Начальная школа. 2013. № 9.

7. Лаврова С. Занимательная химия. М.: Белый город, 2016.

8. Лепикаш В. Акварель // Юный художник. 1993. № 3.

9. Манухов И. А Акварель. Техники и материалы: учебное пособие. М., 2015.

10. Сильченко Е. А. Исторический аспект развития техники акварельной живописи // RatioetNatura. 2024. № 1 (9).

Приложение 1

«Техники рисования акварельными красками»

Лессировка По сырому

По сухому Вкапывание

Приложение 2

«Использование подручных приспособлений для рисования акварельными красками»

Для эксперимента применялись подручные средства

Рисование с использованием

целлофана губки мятой бумаги ткани

Набрызг Процарапывание

Рисование с использованием пищевой соли

Просмотров работы: 12