ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Есть правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкою дружить.
Чтобы любая хворь не подступила,
Чтоб билось ровно сердце, как мотор,
Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,
Улыбкой победить любой укор.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем сильны и красивы
Тогда года нам будут не беда!
Лена Одинцова
1.Актуальность темы
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. В нашей жизни каждому надо задуматься, как сохранить свое здоровье на долгие годы. Как закалять себя, правильно питаться, заниматься спортом, быть всегда позитивным и делать добро вокруг себя. Здоровье – это самое большое богатство, которое нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья.
Занятия спортом приносят радость и удовольствие. Человек, который занимается спортом, развивается не только физически, но и умственно, повышается интеллект! Также спорт – это способ достигнуть определённых целей и вершин.
Здоровое сбалансированное питание положительно отражается на всех функциях организма. Придерживаясь такого питания, вы забудете о многих болезнях. Правильное питание сказывается не только на вашем внешнем виде и физической форме, но и на общем самочувствии и настроении.
В современном мире люди перестали вести активный образ жизни, так как их работа стала более роботизированной, развиваются средства транспорта, доставки еды, клининга, а телевидение, компьютеры и интернет заставляют нас вести сидячий образ жизни. Всё это ведёт к недостаточной физической нагрузке, а, значит и к болезням.
2. Цель и задачи
Целью нашей работы является донести информацию, как полезно вести здоровый образ жизни и в частности, заниматься спортом.
Задачи:
1. Выяснить, что такое здоровый образ жизни
2. Как влияет спорт на здоровье, самооценку и настроение
3. Провести опрос среди учащихся школы и проанализировать полученные данные
3. Разработать свой личный распорядок дня
Гипотеза: чтобы быть здоровым, каждый должен заниматься спортом, посещать регулярно тренировки, быть ответственным, дисциплинированным, правильно питаться и закаляться.
3. Обзор литературы
3.1. Что такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья и профилактику болезней [2,5].
ЗОЖ включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, закаливание, личную гигиену, искоренение вредных привычек и стресса [2].
Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ: белков, жиров, углеводов, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов [2].
Основные принципы правильного питания:
Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.
Сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма.
Режим.
Правильный режим питания:
Прием пищи в одно и тоже время.
4-5 разовое питание.
Интервалы в приеме пищи должны составлять не менее 3-х и не более 5 часов.
Интервал между ужином и началом сна должен составлять 3-4 часа.
Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом [3].
Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды [4].
Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения.
Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний [4].
Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для лиц любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон [1,5].
К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также соблюдение чистоты при приготовлении пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.
3.2. Влияние спорта на здоровье, самооценку и настроение.
Спортивные люди часто имеют природные склонности к тому или иному виду спорта. Обычно увлекаются спортом подвижные дети, так называемые «непоседы». Спорт для них – это возможность выплеснуть накопившуюся энергию, направить ее в «правильное русло» [3,5].
Отличительными чертами спортивных людей также являются: хорошее физическое развитие, такие люди в меньшей степени подвержены простудным заболеваниям, у них развиты лидерские качества, сильный командный дух, умение ставить и достигать цели, выносливость.
Пользы от занятий спортом масса. Чем активнее человек – тем сильнее его иммунитет. Стоит также помнить о том, что в процессе занятия спортом развиваются ловкость, быстрота, целеустремленность, которые очень пригодятся в будущей жизни, но также имеется и еще одно существенное преимущество, и оно заключается в том, что человек постоянно занят, что его тренировки расписаны по часам. Это означает, что совершенно нет возможности на то, чтобы думать о бесполезном времяпрепровождении и вредных привычках [3,5].
Очень важна работа родителей, которые будут подбадривать ребенка, и говорить о его достижениях в позитивном ключе. Важность спорта для человека переоценить невозможно, и если вы хотите чтобы он вырос гармонично развитым, ему необходимо найти подходящий спорт для себя.
4. Степень изученности данной проблемы
Исследование правил здорового образа жизнь остается интересным всегда. Это подтверждается тем, что в качестве материалов для исследования были использованы литературные статьи, работы известных российских медиков, диетологов, а также интернет-ресурсы.
5. Характеристика личного вклада автора в решении выбранной проблемы
Автором выполнены поиск и анализ литературных источников по теме научно-исследовательской работы, разработана анкета для опроса учащихся школы, проведено анкетирование и анализ полученных результатов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Материал и методы исследования
Сбор информации, опрос (анкетирование), анализ, обработка результатов, наглядное представление информации в виде диаграмм, подготовка презентации.
Я провел опрос среди учащихся начальной школы №80 города Ростова-на-Дону.
Анкета состояла из 5 вопросов (приложение 1), на каждый из которых необходимо было дать один ответ. Время заполнения около 5 мин. Было опрошено 33 человек.
Глава 2. Анализ и обработка полученных результатов
На вопрос: «Что такое, по вашему мнению, здоровый образ жизни?», 91% опрошенных ответили, что это спорт, правильное питание и личная гигиена. 3% учащихся, что это отсутствие вредных привычек и 6%, что это отсутствие болезней и хорошее настроение.
На вопрос: «Занимаетесь ли вы спортом?», 91% опрошенных ответили, что да; 9% - нет, но очень хочу и не оказалось ни одного ученика, кто бы не занимался спортом.
На вопрос: «Если вы занимаетесь спортом, то каким?»: 42,4% опрошенных ответили, что это гимнастика, танцы, акробатика, фехтование; 42,4%, что это футбол, баскетбол, волейбол, теннис; 15,1% - занимаются карате, самбо, тхэквондо, ушу.
На вопрос: «Что такое правильное питание?», 75,7% опрошенных ответили, что это сбалансированное соотношение белков, жиров и углеводов; 6% учащихся, что это когда еда вкусная и сытная и 18,2%, когда питание состоит из листьев салата, проросших семян и воды.
На вопрос: «Соблюдаете ли вы режим дня?», 42,4% учащихся ответили, что регулярно; 18,2% - нет, им сложно жить по распорядку и 39,4% опрошенных ответили, что да, но иногда ленятся.
Глава 3. Выводы
Таким образом можно сделать следующие выводы:
Большинство опрошенных (91%) знают, что ЗОЖ-это спорт, правильное питание и личная гигиена.
Почти все учащиеся занимаются спортом (91%), остальные если и не занимаются, то очень хотели бы (9%).
По 42,4% опрошенных занимаются либо гимнастикой, либо футболом и 15,1% предпочитают единоборства.
75,7% знают, что правильное питание – это сбалансированное соотношение белков, жиров и углеводов.
Чуть меньше половины (42,4%) регулярно соблюдают режим дня, а 39,4% тоже соблюдают, но не всегда.
Однако,
Были ответы, что ЗОЖ – это отсутствие вредных привычек (3%) или (6%) это отсутствие болезней плюс хорошее настроение.
Некоторые думают, что полезная еда должна быть прежде всего вкусной и сытной (6%) или состоять лишь из салата, зелени и воды (18,2%).
18,2% ученикам сложно жить по распорядку и поэтому режим дня они не соблюдают.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив тему «Здоровый образ жизни» я пришёл к выводу, что регулярные занятия спортом, соблюдение режима дня и правильное питание оказывают на организм человека развивающее и укрепляющее действие. Спорт улучшает психическое состояние, внешний вид и настроение человека, повышает общий жизненный тонус.
Сейчас я могу сказать, что благодаря тренировкам по футболу, у меня появилась сила воли, увеличилась выносливость, также, я смог разработать свой распорядок дня (приложение 2), стараюсь соблюдать принципы правильного питания и закаляться.
В итоге за последний год я добился серьезных результатов. Моя команда одержала много побед на городских турнирах и мы хоть и не заняли первое место, но нам есть чем гордиться и куда двигаться дальше. Я значительно поправил свое здоровье, о чем с уверенностью могу сказать, потому что не болел уже долгое время! И теперь хочу поделиться новыми знаниями и умениями со своими сверстниками.
Список использованных источников литературы
Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. – М.; Изд-во РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 320 с.
Куценко, Г.И. Книга о здоровом образе жизни./ Г.И.Куценко – М.; Изд-во Профиздат, 1997- 256с.
Елисейкин, А.Г. Спорт. Характер. Честь./ А.Г. Елисейкин. – М.;Изд-во Просвещение, 1994- 144с.
Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого./ В.К.Бальсевич- М.; Изд-во Физкультура и спорт, 1999- 144с.
Википедия: https://ru.wikipedia.org
Приложение1
ФИО______________________________________, возраст__
1. Что такое, по вашему мнению, здоровый образ жизни?
а) ЗОЖ – это отсутствие вредных привычек
б) ЗОЖ – это спорт и правильное питание
в) ЗОЖ – это отсутствие болезней и хорошее настроение
2. Занимаетесь ли вы спортом?
а) да
б) нет
в) нет, но очень хочу
3. Если вы занимаетесь спортом, то каким?
а) гимнастика, танцы, акробатика, фехтование
б) футбол, баскетбол, волейбол, теннис
в) карате, самбо, тхэквондо, ушу
4. Что такое правильное питание?
а) это сбалансированное соотношение белков, жиров и углеводов
б) это когда еда вкусная и сытная
в) это когда питание состоит из листьев салата, проросших семян и воды
5. Соблюдаете ли вы режим дня?
а) конечно, регулярно
б) нет, мне сложно жить по распорядку
в) да, но иногда ленюсь
Приложение 2
Памятка: Режим дня
Вставать по утрам в одно и то же время
Соблюдать правила личной гигиены
Заниматься утренней гимнастикой
Питаться в установленные часы
Не пропускать приемы пищи и пить достаточное кол-во жидкости
Чередовать умственный труд с физическими упражнениями
Ложиться спать в одно и то же время
Приложение 3