Введение
В настоящее время миром правят информационные технологии, поэтому не удивительно, что люди делятся своими открытиями на онлайн платформах. “TED talks” является одной из самых популярных научных платформ на сегодняшний день. Публичная речь, в форме которой проходят выступления на данной платформе, должна влиять на слушателя, быть интересной и увлекательной. Для того, чтобы добиться этого результата, между выступающим и слушателем должно происходить активное взаимодействие, которое возможно получить при грамотном использовании дискурсивов. Платформа “TED Talks” также дает возможность детям и подросткам делиться своими достижениями в области науки.
Меня заинтересовало направление “TED Talk Kids”, так как я сама ежегодно участвую в научных конференциях и хотела бы подробнее разобраться в этой теме в своей исследовательской работе.
Актуальность исследовательской работыопределяется популярностью данной платформы во многих странах мира, так как зрители могут не только посетить мероприятие вживую, но и насладиться просмотром полезного видео через экран своего компьютера.
Объектом исследования являются лекции в жанре “TED talks Kids” на онлайн платформе данной конференции.
Предмет исследования – влияние дискурсивов на взаимодействия между выступающим и аудиторией.
Проблема исследовательской работы заключается в недостатоке исследований в данной области, а именно какое влияние оказывают дискурсивы на взаимодействие выступающего и зрителей не только вживую, но и онлайн.
Цель исследовательской работы состоит в изучении различных дискурсивов в рамках лекции TED Kids на онлайн платформе, а также в их анализе с точки зрения общения выступающего и аудитории во время выступления.
Основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты использования дискурсивов.
2. Рассмотреть историю платформы TED Talks, в частности жанр TED Talk Kids.
3. Просмотреть видео в жанре TED Talk Kids.
4. Сделать анализ лекции TED Talk Kids с использованием дискурсивов.
5. Сделать выводы.
Исследование проводилось следующими методами:
- просмотр видео
- анализ и систематизация материала;
- перевод;
- консультации с учителем английского языка;
- использование Интернет-ресурсов;
- обобщение.
Теоретические аспекты использования дискурсивов и платформа TEDTalks
Назначение и история создания платформы TED Talks
TED, расшифровывающийся как Technology Entertainment Design, является частным некоммерческим фондом в США и занимается распространением идей, обычно в форме коротких убедительных выступлений. Эта платформа охватывает почти все темы - от науки до бизнеса и глобальных проблем - на более чем 100 языках. Кроме того, независимо проводимые мероприятия TEDx помогают обмениваться идеями в сообществах по всему миру.
История TED началась с разовой конференции в 1984 году, которая собрала людей из трех разных областей – технологии, развлечения и дизайна. Эта конференция была организована Ричардом Солом Вурменом и Гарри Марксом. На ней были представлены некоторые разработки в сфере технологий.
Но, несмотря на актуальность разработок, представленных на той конференции, мероприятие не окупило себя, и организаторы потерпели большие убытки.
Через шесть лет, в 1990 году Вурман и Маркс попытались снова провести такое мероприятие и в этот раз мир оказался готов к такому формату. Конференция TED стала ежегодным мероприятием в Монтерее, штат Калифорния, а тематика выступлений стала намного разнообразнее: наука, искусство, дизайн, политика, культура, бизнес, глобальные проблемы, технологии и развлечения [4].
В 2001-2006 годах помимо конференций TED появились еще три формата таких лекций:
конференция TEDGlobal, проводимая по всему миру,
конференция TED Prize, которая давала гранты победителям, для того, чтобы они смогли воплотить свои идеи по улучшению мира,
серия аудио- и видео подкастов TED Talks, в которой лучший контент TED публикуется бесплатно в Интернете [3].
В марте 2012 года была запущена программа TED-Ed, которая создает короткие видеоуроки для преподавателей, а в апреле 2012 года состоялся дебют TED Radio Hour, которое знакомит слушателей радио с идеями и историями из выступлений TED.
Платформа TED Talks также реализует лекции для детей и подростков, которые вдохновляют их двигаться в направлении изучения науки, психологии, дизайна и затрагивает многие другие сферы. В данном жанре могут выступать не только взрослые ученые, но и школьники из различных стран мира. Для выступления не обязательно иметь ученую степень, а достаточно предоставить актуальные материал в любом направлении.
Таким образом, можно отметить что данная платформа является очень успешным реализованным проектом, который привлекает людей со всего мира своим форматом проведения, содержанием предоставляемого материала и обилием разнообразных оригинальных идей.
Использование дискурсивов в коммуникации
Термин “дискурсив” появился в науке не так давно, поэтому он интересует многих ученых-лингвистов. Я попытаюсь объяснить, что такое дискурсивы и как они используются в данном разделе исследовательской работы.
Такое определение приводится в различных научных работах:
Дискурсивы – это вербальные способы выражения вспомогательной функции в коммуникации. К ним относятся особые лексические единицы: слова, словосочетания и устойчивые речевые обороты (иногда предложения), функция которых заключается в помощи коммуникантам в процессе создания дискурса, его реализации и восприятия. [1].
Мы понимаем его так:
Дискурсивы - это определенные слова, словосочетания, речевые обороты, которые помогают общаться в устной речи.
К дискурсивам относятся частицы, междометия, вводные слова и выражения, союзы, а также другие части речи (глаголы, существительные, прилагательные, наречия). Все эти слова объединяет общая функция, которая помогает организовать процесс общения.
Приведемпримерыдискурсивов:
- отдельныеслова (because; very; just; only; probably; firstly; then; actually; interestingly; amazingly);
- словосочетанияиустойчивыеобороты (in terms of; first of all; in fact; at least);
- Вводныеконструкции (to begin with; to tell the truth; frankly speaking); (I/we think; I/we believe; I/we remember; I hope);
- Началомфразы (I want to talk about …; let’s start with some good news; as my colleagues have shown; I will give some examples; I have to admit);
- модальными глаголами (need, should) [2].
Кроме того, существуют дискурсивы, которые направлены на установление и поддержание контакта с аудиторией, призывающие ее к совместным действиям и размышления - это императивы и местоимения 2-го лица. А также, такие местоимения, как I и we, что позволяет рассказать выступающему о своем собственном опыте. Это называется – дискурсивы адресации (что значит, адресованы к аудитории).
Данные дискурсивы используются в общении выступающего и зрителей на TED лекциях. Говорящему дискурсивы нужны, чтобы грамотно выстроить свою речь с точки зрения ее композиции и структуры, придать ей логичность и связанность.
Стоит упомянуть, что дискурсивы используются в выступлениях лекторов на конференциях TED гораздо чаще, чем в лекциях обычных лекциях на научных конференциях или во время учебного процесса в школе или интитуте. Это связано с тем, что выступающие на конференциях TED в большей степени хотят создать дружескую атмосферу. [2].
Таким образом, дискурсивы – это особые лексические единицы, к которым относятся слова, словосочетания и устойчивые речевые обороты (иногда предложения). Они участвуют в диалоге между выступающим и зрителем, делая этот диалог более доступным и понятным.
Анализ лекции TEDTalkKids с использованием дискурсивов
В своей исследовательской работе я проанализировала лекцию “The magic of reading” наплатформе TEDxKids. Она была опубликована в 2018 году и собрала 144 тысячи просмотров. Автором данной короткой лекции является девочка подросток Kaylie Peckham. В данной лекции девочка делится своими мыслями о том, как лучше замотивировать себя читать книги и делится своим опытом проведения мероприятий по ее любимой книге в школе [5].
В своей лекции автор использует повелительное наклонение, тем самым обращается к аудитории, вовлекая ее в совместную беседу и побуждает заняться чтением книг: “ Sogohomenowpickabookandseewhatitcandoforyou.”
Кроме того, автор использует местоимение 2-го лица you в начале лекции, тем самым пытаясь вступить в контакт со зрителями, обращаясь к ним напрямую: “Reading. This is so boring. Is this you?”, “If you find a book you love, it would be like you're a transported to a whole other world so I jumped into action.”
Также, в лекции несколько раз используется местоимение we, тем самым автор указывает на то, что у нее и у зрителей есть одинаковая цель – читать книги, анализировать и понимать их: “ Wewouldbecelebrating”, “Wewillbeusingreadinglogsandaboardattheofficekeeping”.
В данной лекции, также, множество раз прозвучало местоимение I. По моим наблюдениям, а также по наблюдениям моих знакомых, одноклассников, учителей данное местоимение не используется на обычных уроках или лекциях. Лекции TED Talks уникальным тем, что в них выступающий располагает к себе аудиторию тем, что рассказывает о своем уникальном опыте. Приведупримеры: “. I opened up the book and the magic fell out of the pages and into my life.”, “Suddenly I love to read.”, ” I felt so proud and I was ready to start”.
По моим подсчетам, местоимение I используется в данной лекции 21 раз.
Кроме того, в первом разделе, я перечислила дискурсивы, которые могут быть выражены словами или отдельными фразами. В данной лекции используются такие дискурсивы, как so, like и just.
Слово so используется в лекции 6 раз. Онопомогаетначатьфразуилимысль, сменитьтему, начатьобъяснение: “ it would be like you're a transported to a whole other world so I jumped into action.”, “I was so nervous but guess what I did it.”, “So go home now pick a book and see what it can do for you.”
Вводное слово like используется в данной лекции 5 раз. Оноиспользуетсядлятого, чтобысравнитьразныеявленияисобытия: “It's not like I don't like to watch YouTube or Netflix.”, “My Hope Is that a day like this had helped other kids find the magic hidden in books too.”
Вводное слово just, как дискурсив, было использовано 1 раз. Самое распространённое его значение– это желание подчеркнуть сказанное. При переводе на русский, мы понимаем его как “просто”, но его можно убрать, значение фразы не изменится: “I'vejustlearnedtohadinyourday.”
В данной лекции был использован и дискурсив when, для связи двух предложений между собой: “She loved it and we decided to meet on Friday. When we did she had said to me: “you are leading this whole things”.
Кроме перечисленных дискурсивов, автор использует такие слова, как also, suddenly, apparantly. Всеэтисловапомогаютпридатьречивыступающегобольшеэмоций, красокивызываютинтересузрителей: “And the best part is we got to bring wands also created a contest”, “Apparently, my brother had been reading it for a while but I had never noticed.”, “Suddenly I love to read.”.
Таким образом, можно выделить несколько функций использования вводных слов как дискурсивов: они могут быть использованы для сравнения, для заполнения пауз в речи говорящего, для уточнения фактов, а также донести до слушателей идею, через рассказ из своего личного опыта.
Заключение
Сегодня TED лекции очень популярны среди взрослых и детей, которые не только занимаются наукой, но и пытаются найти вопросы на интересующие их ответы в опыте других людей. А также TED лекции являются хорошим примером использования дискурсивов для привлечения внимания зрителя.
В своей исследовательской работе, я изучила назначение и историю создания платформы TED talks. TED, расшифровывающийся как Technology Entertainment Design, является частным некоммерческим фондом в США и занимается распространением идей, обычно в форме коротких убедительных выступлений. А также, использование дискурсивов в коммуникации. Дискурсивы - это определенные слова, словосочетания, речевые обороты, которые помогают общаться в устной речи. К дискурсивам относятся частицы, междометия, вводные слова и выражения, союзы, а также другие части речи (глаголы, существительные, прилагательные, наречия). Все эти слова объединяет общая функция, которая помогает организовать процесс общения.
После теоретической части я провела анализ одной из множества таких лекций и пришла к выводу, что можно выделить несколько функций использования вводных слов как дискурсивов: они могут быть использованы для сравнения, для заполнения пауз в речи говорящего, для уточнения фактов, а также донести до слушателей идею, через рассказ из своего личного опыта.
Таким образом, цель и задачи моего исследования были достигнуты.
Список литературы
1.Викторова Е. Ю. Дискурсивные слова: единство в многообразии // Изв. Саратовского университета: сб. науч. ст. / Саратов: гос. ун-т. Саратов, 2014. № 1. С. 10-15.
2.Викторова Е. Ю. Дискурсивно-прагматическая специфика жанра лекции TED talk (сквозь призму функционирования в ней дискурсивов) // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 254–266.
3.Изместьева Е. «TED» — платформа для распространения идей, которые могут сделать мир лучше // Теплица социальных технологий. 2013. 4 февраля [Электронный ресурс]. URL: https://te-st.ru/entries/ted-ideas-worth-spreading/
4.History of TED // TED ideas worth spreading. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ted.com/about/our-organization/history-of-ted
5.Kaylie Packham The magic of reading // Yandex. 2018. 2 августа. [Электронный ресурс]. URL: https://xmlsearch.yandex.kz/video/preview/17262692027170585870?noreask=1