ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день китайский язык считается перспективным, так как роль Китая в мировой экономике с каждым годом растет. Особенно быстро растут российско-китайские торговые, научно-технические и культурные отношения. Владение китайским языком дает преимущества при устройстве на работу. Именно поэтому в последнее время возрастает интерес к изучению китайского языка, который является одним из самых сложных языков в мире. Привлечение молодежи к изучению языка и культуры через практический опыт в таких странах, как Китай, открывает множество возможностей как для личного роста, так и для развития межкультурной коммуникации.
Актуальность проекта заключается в его соответствии современным тенденциям глобализации, растущему интересу к китайскому языку и культуре, а также в практической значимости для развития образовательного туризма. Изучение этой темы поможет понять, как образовательный туризм может стать эффективным инструментом для совершенствования языковых навыков и межкультурной коммуникации.
Проблема проекта заключается в недостаточной изученности эффективности образовательного туризма для изучения китайского языка и отсутствии методических рекомендаций для его успешного применения.
Цель проекта: "Разработать образовательный тур в Китай, реализация которого позволит усовершенствовать языковые навыки изучающим китайский язык".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы образовательного международного туризма.
Изучить рынок языковых образовательных услуг для русскоязычных студентов в Китае.
Изучить рынок образовательных услуг китайского языка в Геленджике.
Разработать собственный образовательный тур для школьников и студентов Геленджика.
Провести самоанализ знаний китайского языка до и после поездки.
Объектом исследования является образовательный международный туризм как способ изучения иностранных языков.
Предметом исследования является программа языкового тура, разработанного мной.
Выбранной темой я хочу подтвердить гипотезу: Если изучающие китайский язык поедут в Китай, то они с большей вероятностью быстрее и качественнее его выучат.
При написании проекта использовались аналитический и исследовательский методы, а также метод сравнительного анализа.
Формой предоставления продукта проекта является разработанная программа, представленная в виде буклета.
Теоретическая значимость проекта заключается в углублении научных знаний о роли образовательного туризма в изучении языков, особенного таких сложных, как китайский.
Практическая значимость проявляется в возможности применения результатов исследования для улучшения образовательных программ, повышения мотивации учащихся и развития межкультурных связей.
Таким образом, проект имеет как научную, так и прикладную ценность.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА
1.1 Понятие образовательного туризма
Международный образовательный туризм имеет глубокие исторические традиции. C незапамятных времён люди совершали путешествия в другие страны мира с целью обучения. Первоначально такие поездки позиционировались как неформальный вид образования и были доступны только состоятельным семьям. В академическую мобильность образовательные поездки превратились благодаря появлению в Европе специализированных университетов и школ.
Историки выделяют пять исторических периодов развития международных академических обменов:
Первый период (XII-XIV вв.) В этот период международная академическая мобильность возникает и получает своё оформление в средневековых университетах Европы. Зарождению целенаправленных образовательных путешествий мы обязаны первым университетам Европы, которые возникли на юге. Постепенно они распространялись на север, этот процесс сопровождался активной миграцией преподавателей и студентов того времени.
Второй период (начало XV - конец XIX в.) Численность университетов в Европе продолжала увеличиваться. Это привело к развитию международных академических поездок в рамках национальных систем образования. Также в этот период получает развитие межконтинентальная академическая мобильность, которая была обусловлена тем, что ведущие европейские университеты решили основать свои филиалы не только в метрополиях, но и в колониях.
Третий период (начало ХХ в. - 1945 г.) В этот период количество международных академических обменов значительно сократилось из-за мировых войн и политических конфликтов внутри государств.
Четвертый период (1946-1991 гг.) Не смотря на холодную войну и возникновение двух военно-политических и социально-экономических блоков Европы и мира индустрия международной академической мобильности снова начинает развиваться, оправляясь от ужасов мировых войн первой половины ХХ века. Страны социалистического лагеря достигли высокого уровня интеграции образовательных систем, но международная академическая мобильность зачастую имела исключительно политическую подоплёку.
Пятый период (1992 г. - по настоящее время) Происходит расширение международной академической мобильности и её развитие по всему миру. Под влиянием демографических, экономических, геополитических и культурологических факторов сформировались межконтинентальные академические потоки, повлиявшие на международный рынок образовательных услуг. Болонский процесс, придавший новый импульс развитию образовательного туризма можно считать одним из ключевых событий, благодаря которым международная академическая мобильность развивается, характеризуясь системностью, масштабностью и комплексностью, охватывая при этом все направления науки и образования. [6]
Таким образом, кратко охарактеризовав историю развития международной академической мобильности и образовательных туристических поездок, можно сделать вывод, что развитие образовательного туризма - это процесс, который протянулся сквозь многие века и сейчас имеет особый статус, поскольку позволяет осуществлять передачу академического опыта, что особенно важно сейчас, в век глобализации.
В 2025 году образовательный туризм не является новым термином, но ему сложно дать единое определение, поскольку в отечественных научных трудах понятие «образовательный туризм» имеет множество понятий. Это связано с тем, что авторы, давая определение этому термину, опираются на различные научные подходы.
Прежде чем ознакомиться с путями развития «образовательного туризма» предлагаю дать определение самим понятиям «образование» и «туризм»:
Образование это - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. [20].
Туризм - это временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. [21].
Зная определения понятий «образование» и «туризм», предлагаю рассмотреть разные подходы к определению понятия «образовательный туризм», предложенные отечественными учёными и Всемирной Туристской Организацией, и сформулировать собственное определение понятия «образовательный туризм»:
1. Экономический подход. Образовательный туризм - это система отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта, в рамках мирового хозяйства. [8].
2. Деятельностный подход. Образовательный туризм - это поездки с целью профессиональной подготовки и образования, связанные с основными видами деятельности, посещение обучающих курсов, прохождение специальных программ обучения с помощью формальных курсов [2].
3. Программно-ориентированный подход. Образовательный туризм - это познавательные туристические поездки, совершаемые с целью выполнения задач, определённых программами образовательных учреждений.[16].
4. Потребностно-ориентированный подход. Образовательный туризм - это туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов. [5].
5. Комбинированный подход (деятельностный + потребностно-ориенти-рованный). Образовательный туризм - это вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин, а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта. [23].
6. Комбинированный подход (деятельностный + подход с выделением временного признака). Образовательный туризм - это туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам. [18].
7. Комбинированный подход (деятельностный + подход с выделением территориального признака). Образовательный туризм - это поездки за рубеж, с целью получения образования (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин). [3].
8. Комбинированный подход (программно-ориентированный + подходы с выделением территориального признака и потребительского сегмента). Образовательный туризм - это поездки отдельных индивидов или групп людей в определённые регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определённым учебным программам. [22].
Стоит отметить, что все авторы сходятся во мнении, что обучение является не единственной целью путешествия, также некоторые авторы утверждают, что обучение может являться второстепенной целью поездки. С данным утверждением можно поспорить, ведь вид туризма определяет первостепенная цель поездки, а это значит, что туристская поездка, в которой образование отходит на второй план, не может относиться к образовательному туризму. Исходя из всех определений, представленных выше, можно сказать, что образовательный туризм - это образовательные поездки (дополнительного, общего или специального образования), направленные на повышение квалификации - в форме стажировок, курсов или полноценного обучения в зарубежном университете.
При изучении сущности образовательного туризма были сформулированы следующие принципы, присущие образовательному туризму: принцип системности; педагогический принцип; принцип многоуровневости; принцип междисциплинарности; принцип межкультурности; принцип ресурсоёмкости; принцип клиентоориентированности; принцип временной ограниченности. Для развития и реализации образовательного туризма как вида туризма необходимо учитывать все 8 принципов, которые были приведены выше. Отсутствие хотя бы одного из них нарушает целостность системы, на которой базируется образовательный туризм. [4].
1.2 Виды и направления международного образовательного туризма
Образовательные туры - это распространённый вид туризма, который может совмещать в себе обучение, знакомство с культурой страны и отдых. В ходе изучения теоретических аспектов образовательного туризма предлагаю выделить следующие виды образовательного тура:
Языковые программы.
Программы профессионального образования.
Спортивные образовательные программы.
Историко-культурные образовательные туры.
Образовательные туры естественнонаучного профиля.
Принимая во внимание тот факт, что историко-культурные образовательные туры и образовательные туры естественнонаучного профиля зачастую проводятся в пределах страны проживания туриста, предлагаем подробнее рассмотреть оставшиеся три вида образовательного туризма, которые зачастую осуществляются в международном формате:
1. Языковые образовательные туры. Туры, включающие в себя изучение иностранных языков очень актуальны для клиентов самых разных возрастных категорий. Зачастую родители оплачивают языковые образовательные туры для своих детей, чтобы тем легче было изучать иностранный язык, но бывают случаи, когда уже взрослые предприниматели, интересуясь современным бизнес-языком, также едут на кратковременные курсы за рубеж. Языковые туры имеют очень простую градацию по возрасту: школьники, студенты, взрослые.
2. Спортивные образовательные туры.Во всём мире подобные туры также распространены, например, туры с обучением игре в теннис, гольфу, серфингу, горнолыжному спорту, яхтовому спорту, дайвингу и многим другим. Главная задача при проектировании спортивного образовательного тура - создать самые лучшие условия для обучения выбранному виду спорта. С туристами постоянно должны работать инструкторы по выбранному виду спорта. Желательно привлекать профессиональных тренеров, которые смогут передать свой опыт и научить. Также необходимо предоставлять дополнительные удобства, такие как: бассейн, массаж, сауна и др.
3. Туры профессионального образования. Этот вид образовательного туризма включает в себя обучение: менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, дизайну, банковскому делу, праву и многим другим профессиональным компетенциям. Часто такие поездки называют "повышением квалификации". Они могут быть как зарубежными, так и совершаться внутри страны. При проектировании тура также стоит учитывать, что туристы хотят не только посещать образовательные курсы, но и познавать культуру и особенности новой для них страны, поэтому в программу туры обычно включают культруно-познавательные поездки, различные мероприятия культурной направленности.
Образовательный туризм, сочетающий в себе ряд составляющих педагогического воздействия, может рассматриваться, как одна из самых высокоэффективных технологий обучения, которая совмещена с отдыхом и познанием особенностей культуры других наций. На сегодня это один из самых быстроразвивающихся сегментов всей индустрии путешествий, который определённо стоит рассматривать, как инструмент экономики. Формируясь на протяжении многих веков, культура международной академической мобильности стала значимым фактором в современном устройстве мира.
1.3 Методика разработки образовательного тура
Разработка образовательного тура - это сложный процесс, требующий от специалистов профессионализма, широких знаний организационно-правовых аспектов организации путешествий, предварительного анализа потребительского рынка, поскольку важным фактором будет выступать именно отличительная особенность, выделяющая новый турпродукт на фоне его предшественников.
Разработка образовательного тура осуществляется в несколько этапов:
1. Генерирование идеи для разработки тура.
2. Проектирование конкретных потребительских свойств и качеств тура.
3. Позиционирование образовательного тура на рынке.
4. Разработка тура и рекламной стратегии для его продвижения.
5. Пробный маркетинг.
6. Коммерциализация.
Прежде чем составлять культурную программу тура, с принимающей стороной нужно обговорить все аспекты обучения, которое они будут предоставлять.
Главная цель образовательного тура - обучение, но не стоит забывать и о культурной программе. Любой образовательный тур отлично дополняет грамотно составленная экскурсия по объектам культурного наследия.
Объекты экскурсионного показа являются отражением культуры страны, её историю и менталитет нации, проживающей в этой стране. Они также могут отражать красоту и величие природы.
Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.
После определения всех объектов культурного показа необходимо составить карточку объекта. В эту карточку должны входить следующие данные: наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения; историческое событие, с которым связан памятник, дата события; местонахождение объекта, его почтовый адрес; описание памятника; источник сведений о памятнике; сохранность памятника; охрана памятника (на кого возложена); в каких экскурсиях памятник используется; дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
К карточке необходимо добавить фотографию объекта, воспроизводящую его нынешние и прошлые виды [1]. Если составляется карточка природного объекта туристского показа, то некоторые пункты могут быть изменены. Далее необходимо составить технологическую карту, документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Затем необходимо скомплектовать образовательный тур. Разделить занятия в школах или университетах и познавательные экскурсии. Сделать это нужно таким образом, чтобы они дополняли друг друга, а не приносили лишние неудобства.
ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ
2.1 Центры образовательного туризма и профильные программы подготовки
На сегодняшний день образовательный туризм на рынке Китая представлен следующими направлениями: языковые курсы, программы зарубежных стажировок, программы среднего и высшего образования в колледжах и университетах. По запросу клиента компании предлагают языковые туры для людей разных возрастных категорий, различного уровня подготовки и ценовой политики. Ценовая политика строится на расположении языковой школы относительно центра города, квалификации преподавателей и количестве уроков в неделю.
1. Языковые курсы - это отличная возможность познакомиться с историей и аутентичной культурой Китая. Школы предлагают студентам не только выучить китайский, но и прикоснуться к древним традициям - в свободное от занятий время проводят мастер-классы по каллиграфии, чайные церемонии и экскурсии. Также в стране доступны курсы при университетах, после которых можно поступить в вуз без экзаменов по языку.
В приложении 1 представлен список 3 лучших языковых курсов за 2023-2024 годы по данным платформы для международных студентов, подающих заявления в университеты Китая CUCAS (China`s University and College Admission System) [7,17]
В языковых школах Китая доступны также летние и зимние курсы как для детей и подростков, так и для взрослых. Они проходят в июне-августе и январе-феврале. Эти курсы позволяют полностью погрузиться в языковую среду и совместить изучение китайского со спортом, мастер-классами, экскурсиями и другими развлекательными мероприятиями.
В первой половине дня студенты занимаются китайским - изучают грамматику, лексику и учатся правильно произносить слова, а после обеда посещают музеи и галереи, парки аттракционов, ездят на экскурсии. Мероприятия проходят на китайском языке для дополнительной практики.
Летние программы длятся 2-4 недели. Студенты живут в принимающих семьях или школьных резиденциях. В стоимость курса включено также трехразовое питание и встреча в аэропорту.
Преимущества языковых курсов в Китае
Небольшие группы. Поэтому преподаватели уделяют больше времени и внимания каждому отдельному студенту.
Возможность учиться в двух городах. Крупные сетевые школы в Китае предлагают студентам пройти курсы в двух городах, где есть их филиалы.
Курсы при университетах. Большинство опций для изучения китайского в стране - это центры при университетах. По окончании таких курсов вуз может принять студента без дополнительного языкового экзамена.
Классический китайский. У китайского много диалектов, которые очень сильно отличаются друг от друга. Но в языковых школах и на курсах при университетах преподают мандаринский диалект или «путунхуа» - официальный вариант языка.
Богатая культура. Китай - страна с уникальной историей, древними традициями и невероятной природой.
Высокие цены. Средняя стоимость курсов в Китае - 456 USD в неделю, это сопоставимо с ценами в США, где неделя курсов в среднем стоит около 430 USD. Для сравнения, стоимость курсов в Гонконге - 303 USD в неделю, а в Японии - 282 USD в неделю.
Сложность языка. Китайский - один из наиболее сложных для изучения языков. Чтобы овладеть им, потребуется много времени. Поэтому студентам приходится выбирать длительные программы. А это ведет к дополнительным расходам как на обучение, так и на проживание.
Диалекты. У китайского много диалектов: пекинский, тайванский, шанхайский и многие другие. В школах преподают «классический» китайский, но при обучении, например, в Шанхае или Гуанчжоу у студента языковых курсов могут возникнуть сложности при общении за пределами школы.
Природные катаклизмы. Южные и восточные области Китая часто подвергаются разрушительным тайфунам, цунами и наводнениям, а северные регионы каждую весну страдают от песчаных бурь.
II. Стажировки. После окончания обучения студенты часто сталкиваются с проблемой трудоустройства, поскольку работодатели не хотят, чтобы у них работали неопытные сотрудники. Именно поэтому замечательной возможностью поднять свой уровень профессионализма является поездка на стажировку в иностранную компанию.
Стажировка в Китае - это уникальная возможность увидеть симбиоз западного капитализма и восточного коммунизма, а также получить такой ценный первый опыт работы по своей специальности. Если стажировка организована в рамках программы международной академической мобильности, то обучающимся дополнительно предлагаются бесплатные курсы китайского языка на протяжении всего периода стажировки.
Плюсы от стажировки в Китае:
Изучение одного из самых распространенных языков в мире может открыть новые карьерные возможности и улучшить коммуникативные навыки.
Погружение в богатую историю, традиции и обычаи Китая может расширить мировоззрение и понимание различных культур.
Изучение особенностей ведения бизнеса в Китае, включая важность взаимоотношений и норм делового общения.
Постоянный контакт с людьми из разных культур научит эффективно взаимодействовать в многонациональной среде.
Установление связей с местными специалистами и другими иностранными студентами может быть полезным для карьеры в будущем.
Участие в проектной работе может помочь развить навыки управления, планирования и организации.
III. Программы высшего и среднего образования.В наше время владение английским языком уже не даёт молодым специалистам преимуществ на рынке труда. Работодатели всё чаще стали обращать внимание на знание второго иностранного языка, и именно китайский может обеспечить преимущество при рассмотрении заявок на работу, если принять во внимание тот факт, что с каждым годом число Российско-китайских деловых контактов только увеличивается.
В Китае расположено более двух тысяч высших профессиональных школ, колледжей и университетов, чей уровень технического оснащения конкурирует с ведущими европейскими вузами. Однако не все университеты имеют право принимать студентов из-за рубежа. Причина кроется в том, что Китай стремится повысить престиж своих вузов на мировой арене, поэтому по числу студентов-иностранцев лидируют наиболее статусные организации.
В своей работе я проанализировала 25 самых крупных университетов Китая, и в приложении 2 рассмотрела 5 самых интересных на мой взгляд ВУЗов в разных городах и предлагаемые направления подготовки в них. В приложении 3 прикреплены результаты анализа состояния туристической инфраструктуры центров образовательного туризма Китая: Пекин; Шанхай; Харбин; Тяньцзинь; Далянь.
2.2 Разработка образовательного тура в Далянь для школьников Геленджика
Интерес к китайскому языку я начала проявлять с раннего возраста. Когда я только начинала учить язык, в Геленджике было трудно найти даже репетитора. На сегодняшний день в нашем городе существует 4 языковые школы, специализирующиеся на изучении китайского языка ("Шифу","Успех","Лингвист","Развитиум"), более трех кружков, где можно в группе изучать язык оффлайн, а также значительно увеличилось количество учителей по китайскому языку для индивидуальных занятий.
Последние 2 года я занимаюсь в языковой школе "Шифу". Я познакомилась с ее основателем - Натальей Александровной Тедеевой (Наной Лаоши) на конкурсе "китайской каллиграфии" в Краснодаре. Меня очень заинтересовала её методика преподавания языка и привлекло внимание её чистое произношение.
Школа восточных языков "Шифу" имеет свои филиалы более чем в 6 городах РФ. В Геленджике школа расположена по адресу Верхняя ул., 4, корп. 6. "Шифу" является официальным партнёром более 30 самых престижных вузов Китая (Пекинского университета иностранных языков, Университета Фудань, Хэйлуцзянского университета, Тяньцзинского университета, Даляньского университета иностранных языков и т.д.) и помогает студентам в поступлении в колледжи и вузы Китая, а также в получении грантов на бесплатную учёбу и проживание [14].
Учитывая тенденцию, связанную с появившимся в последнее время интересом к образовательным турам в Китае, школа также начала разрабатывать подобные туры. При разработке летнего тура в 2024 году Наталья Александровна основывалась на мнении своих учеников, чтобы поездка стала более привлекательной для молодого поколения. Я приняла непосредственное участие в разработке образовательного тура в город Далянь и по составленной программе посетила Китай в июле 2024.
Для составления программы, в рамках домашнего задания по китайскому языку, мною был проведён анализ наиболее интересных университетов Китая, из списков партнеров "Шифу". Результаты анализа представлены выше в пункте 2.1 (Центры образовательного туризма и профильные программы подготовки) проекта. Также для разработки тура были изучены интереснейшие на мой взгляд достопримечательности городов, в которых находятся выбранные выше университеты (пункт 2.1 проекта).
Собрав всю информацию, полученную в процессе анализа и используя методики разработки образовательного тура, для учеников "Шифу" была предложена программа: "Летний языковой лагерь в Даляне 22 июля - 16 августа 2024. Подробно программа представлена в приложении 4.
Поездка в Китай в рамках предложенного образовательного тура оказала положительное влияние на мой уровень знания как китайского, так и английского и французского языков. По сравнению с прошлым годом у меня значительно увеличился словарный запас, улучшилось произношение, что помогло мне стать призером на региональном этапе ВСОШ по китайскому языку, участником регионального этапа ВСОШ по французскому языку и призером муниципального этапа ВСОШ по английскому языку. Тур помог мне снять языковой барьер и дал мне огромную мотивацию двигаться дальше в изучении языков и не прекращать совершенствоваться. Кроме того поездка помогла мне расширить кругозор и что не менее важно - увидеть воплощение "бумажного" тура в реальность.
Таким образом, образование в Китае - отличная возможность на личном опыте познакомиться с этой древней культурой и новой преуспевающей мировой державой. Китай имеет длинную историю и многовековые традиции: это одна из старейших зарегистрированных историей цивилизаций с древнейшими письменными языками. Путешествуя, будь то по богатым процветающим прибрежным районам, сельскохозяйственным центрам или высоким плато и равнинам, отовсюду можно почерпнуть новый опыт и знания об этой культуре с многовековыми корнями.
Разработанный и реализованный образовательный тур в Далянь помог мне не только улучшить знания китайского языка и снять языковой барьер, но и развить в себе организаторские способности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательный туризм стал одним из ключевых векторов развития всей индустрии путешествий. Языковые туры и программы обучения за рубежом способствуют расширению границ человеческого сознания, повышению культурного уровня человека, изучению иностранных языков, повышению персональной профессиональной квалификации.
В ходе проделанной работы было изучено понятие термина «образовательный туризм» и сформулировано его чёткое определение. Была изучена история развития образовательного туризма в мире, сформулированы принципы образовательного туризма и рассмотрены его виды. Также путем исследования выявлены наиболее популярные у туристов направления путешествий с образовательными целями.
Во второй главе проекта был изучен рынок языковых образовательных услуг для русскоязычных студентов в Китае. Путем сравнительного анализа были выделены города, являющиеся центрами образовательного туризма.
Проведя исследование среди центров образовательного туризма и профильных программ подготовки, можно сделать вывод, что большое количество образовательных программ, техническая оснащённость китайских университетов и возможность получения грантов на обучение делают Китай очень привлекательным направлением для поездок с образовательной целью. Китайское правительство прилагает большие усилия, чтобы поднять уровень образования в своих университетах, приглашая преподавателей и студентов из других стран. Также можно отметить, что Китай располагает большим количеством как частных языковых школ, так и государственных программ, реализуемых в университетах.
Проанализировав инфраструктуру городов, являющиеся центрами образовательного туризма их, можно сделать вывод, что они располагают развитой системой общественного транспорта, огромным количеством бесценных объектов культурного показа, развитой сеть кафе, отелей и ресторанов.
В проектной работе был изучен рынок образовательных услуг китайского языка в Геленджике. По результатам анализа можно сделать вывод, что в последнее годы увеличился спрос на услугу изучение китайского языка. В городе стали появляться новые языковые школы, кружки, а также значительно увеличилось количество учителей по китайскому языку для индивидуальных занятий.
Для повышения уровня знаний по китайскому языку и учитывая тенденцию, связанную с появившимся в последнее время интересом к образовательным турам в Китае, мною совместно с педагогами школы восточных языков "Шифу" была разработана программа: "Летний языковой лагерь в Даляне 22 июля - 16 августа 2024. Реализация этого тура позволила мне преодолеть языковой барьер, значительно увеличить словарный запас, улучшить произношение, что помогло мне стать призером на региональном этапе ВСОШ по китайскому языку. Кроме того, поездка дала мне огромную мотивацию двигаться дальше в изучении языка и помогла мне расширить кругозор.
Я изучаю китайский язык уже более 7 лет и попробовала разные методики, но именно поездка в Китай в студенческий кампус Даляньского университета иностранных языков помогла мне по-настоящему усовершенствовать мои языковые навыки.
При изучении теоретических и практических основ разработки образовательного тура можно сделать вывод, что это трудоёмкий и очень сложный процесс, требующий компетентности и профессионализма менеджера, который занимается его разработкой.
Список использованных источников информации
1. Богданов Е, Кострюкова О. и др., Образовательный туризм. 2011, 288 с
2. Ворота в Китай. URL: https://chinagates.info
3. Воскресенский, В.Ю Международный туризм /В. Ю. Воскресенский. - Москва: Юнити-Дана, 2008, 464 с.
4. Гусейнова А. Г. Сущность понятия «образовательный туризм» и его основные принципы// Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Nº4. 64-68 с.
5. Зорин И.В. Энциклопедия туризма/И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М., 2003.
6. История развития образовательного туризма, URL https: //studbooks. net /660719/turizm/obrazovatelnyy_turizm_ponyatiya_osobennos
7. Карточки экскурсионных объектов. «Портфель экскурсовода». URL: https: //studopedia.ru /12_16431_kartochki-ekskursionnih-ob-ektov.
8. Лебедев, А. Р. Образовательный туризм как экономическая категория/ А. Р. Лебедев // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, 2012. Nº6, 5
9. Лунин, Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Лунин Эдуард Андреевич; Санкт-Петербург. гос. ун. - Санкт-Петербург, 2009, 156 с.
10. Министерство транспорта Китая. URL: http://www.mot.gov.cn.
11. Основные направления образовательного туризма, URL: https://studbooks. net/ 667248/turizm/osnovnye_napravleniya_obrazovatelnogo_turizma
12. Официальный сайт правительства Харбина, URL http:// www.harbin.gov. cn/col/col16564/index.html
13. Официальный сайт правительства Шанхая, URL http: //www. shanghai. gov. cnl.
14. Официальный сайт Шифу-Учит, URL http:// www. shifu-uchit.ru/
Пекин - столица Китая. URL:http://www.pekin.ru.
15. Пекин - столица Китая. URL:http://www.pekin.ru.
16. Погодина, В. Л. Образовательный туризм и его роль в формировании профессиональной компетентности учителей географии, 2009. 44 с.
17. ПрограммастажировоквКитае «Intership China», URL: http://alt-center. ru/program/index/program/internship_china.
18. Сангинов Д.Ш. К вопросу о видах туризма. URL: http://portalus.ru
19. Тяньцзинь город туманных небоскрёбов и огромных музеев //Туристсер. URL: https://www.tourister.ru/responses/id_14879
20. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". URL: https://www.consultant.ru
21. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" URL: https://www.consultant.ru
22. Чеботарь, Ю. М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов / Ю. М. Чеботарь. — Москва: Мир деловой книги, 1997.
23. Щербинина А. Образовательный туризм. URL: http://womanwiki.ru/w/.
Приложение 1
3 лучших языковых курса за 2023-2024 годы по данным платформы для международных студентов, подающих заявления в университеты Китая CUCAS (China`s University and College Admission System) [7,17]
|
Название курса |
BLCU Китайский язык для иностранных студентов |
ECUST Долгосрочная программа китайского языка |
ZUST Долгосрочная программа китайского языка |
|
Город |
Пекин |
Шанхай |
Ханчжоу |
|
Образовательная организация |
Beijing Language and Culture University (BLCU) |
East China University of Science and Technology (ECUST) |
Zhejiang University of Science and Technology (ZUST) |
|
Длительность обучения |
От 4 недель до 4 лет (в зависимости от программы) |
1 семестр (18 недель) |
1 семестр (16-20 недель) |
|
Размер группы |
Обычно 15-20 студентов |
До 20 студентов |
До 20 студентов |
|
Кол-во уроков в неделю |
20-25 часов |
20 часов |
20 часов |
|
Возрастной диапазон |
От 16 лет |
13-60 лет |
От 10 лет |
|
Стоимость одной недели |
Около 480 USD≈44000 RUB) |
Около 430 USD≈40000 RUB) |
Около 400 USD≈37000 RUB) |
|
Описание курса |
Программа включает изучение всех аспектов китайского языка: грамматику, лексику, аудирование, говорение и письмо. Предлагаются культурные мероприятия и подготовка к экзамену HSK. |
Программа включает обучение всем языковым навыкам (чтение, письмо, аудирование, говорение) и культурные мероприятия. Уровни от начального до продвинутого, с подготовкой к HSK |
Программа включает изучение китайского языка с акцентом на грамматику, лексику и разговорные навыки. Также предлагаются культурные мероприятия и экскурсии. |
Приложение 2
5 самых интересных ВУЗов в разных городах Китая и предлагаемые направления подготовки в них.
1) Пекинский университет иностранных языков (北京外国语大学).
Город: Пекин. Университет основан в 1941 году. Университет предлагает программы обучения практически по всем языкам мира. Помимо изучения китайского и английского языка, в университете преподаются такие языки, как: хинди, датский, сербский, норвежский и др. Университет предлагает 67 языковых направлений.
Состав и инфраструктура: На территории кампуса расположены: 13 институтов, 7 академических центров, более 10 научно-исследовательских центров, общежития, столовые, библиотека и база отдыха. Университет предоставляет студентом возможность посещать кружки по интересам. В университете обучается порядка 7200 студентов, педагогический состав насчитывает 640 преподавателей. Направления подготовки: бакалавриат: языки и литература, образование и социальные науки, экономика, бизнес и менеджмент; магистратура: бизнес и менеджмент, право, образование и социальные науки.
2) Университет Фудань(复旦大学).
Город: Шанхай. Университет был основан в 1905 году. ВУЗ входит в топ-5 рейтинга учебных заведений Китая и является участником программы «Проект 211». В университете ведётся изучение и исследование гуманитарных, физико-математических, социальных и медицинских наук. ВУЗ входит в сеть университетов «Universitas 21», что свидетельствует о его международном статусе.
Состав и инфраструктура: Университет Фудань расположен на территории четырёх кампусов, на которых расположены: исследовательские центры, научные лаборатории, госпитали, спортивные площадки, библиотека, общежития и столовые. ВУЗ располагает тремя зарубежными кампусами (в Швеции, Японии и Сингапуре). В университете проходят обучение порядка 45000 студентов, педагогический состав насчитывает 3000 преподавателей.
Направления подготовки: Университет предлагает более 70 программ бакалавриата, более 200 программ магистратуры и более 100 программ докторантуры; Программы в области литературы, истории, философии и языков; курсы по политологии, социологии, психологии и международным отношениям; естественные науки, экономика, медицина, менеджмент и тп.
3)Хэйлунцзянский университет(黑龙江大学).
Город: Харбин. Университет основан в 1941 году. Профильным направлением являются иностранные языки. ВУЗ занимает 121 место в рейтинге университетов Китая.
Состав и инфраструктура: Кампус университета имеет хорошее техническое оснащение. На территории расположены столовая, библиотека и спортивные сооружения. В университете обучается порядка 35000 студентов, педагогический состав насчитывает 3000 преподавателей.
Направления подготовки: бакалавриат: экономика, языки и литература, образование и социальные науки, бизнес и менеджмент, право, искусство и дизайн, наука и технологии, инженерия, фармацевтика; магистратура: экономика, бизнес и менеджмент, наука и технологии, языки и литература, право, образование и социальные науки.
4) Тяньцзинский университет (天津大学) .
Город: Тяньцзинь. Университет основан в 1895 году и является одним из старейших высших учебных заведений Китая. Кампус университета расположен в городе Тяньцзинь. Университет специализируется в подготовке кадров в таких сферах, как: гуманитарные науки, инженерия, китайская филология и искусство. Университет занимает 18 место в рейтинге высших учебных заведений Китая.
Состав и инфраструктура: Кампус университета имеет отличное техническое оснащение. На его территории располагаются две библиотеки, спортивные сооружения, столовая и кафетерий. В данный момент в университете обучается порядка 20000 студентов, педагогический состав насчитывает 4500 преподавателей.
Направления подготовки: бакалавриат: инженерия, искусство и дизайн, наука и технологии, фармацевтика, бизнес и менеджмент, экономика, право, языки и литература, образование и социальные науки. Магистратура: Экономика, бизнес и менеджмент, инженерия, наука и технологии, фармацевтика, языки и литература, искусство и дизайн.
5) Даляньский университет иностранных языков (大连外国语大学)
Город: Далянь. Университет основан в 1964 году и специализируется на преподавании иностранных языков, международных отношений, культуры и перевода. Это один из ведущих лингвистических университетов Китая. Он входит в топ-50 университетов Китая по гуманитарным наукам и занимает высокие позиции в рейтингах языковых вузов.
Состав и инфраструктура: Включает факультеты английского, японского, корейского, русского, французского, немецкого и других языков, а также институты международных отношений и перевода. В университете - современный кампус с учебными корпусами, библиотекой, общежитиями для студентов, спортивными объектами и культурными центрами. ВУЗ активно сотрудничает с университетами из более чем 30 стран, включая программы обмена и совместные исследования.
Направления подготовки: иностранные языки (английский, японский, русский, французский, испанский и др.); перевод и переводоведение; международные отношения; культурология; лингвистика; преподавание китайского языка как иностранного; международный бизнес и экономика; журналистика и медиакоммуникации и тп.
Приложение 3
Состояние инфраструктуры центров образовательного туризма
1. Пекин. Столица Китая является крупнейшим железнодорожным, автотранспортным и авиатранспортным узлом страны. Также Пекин считается образовательной и культурной столицей Китая. В городе находятся 3 вокзала: Пекинский вокзал, Западный пекинский вокзал и Южный пекинский вокзал, что делает Пекин крупным железнодорожным узлом страны.
В городе есть удобная система общественного транспорта: Метро, состоящее из 17 линий, а также автобусный и троллейбусный парк, насчитывающий более 600 маршрутов.
Сеть автомобильных дорог связывает Пекин со всеми крупными городами страны. На данный момент функционируют 9 скоростных автодорог и 11 государственных автомагистралей. Столица Китая действительно является одним из самых крупных транспортных узлов Китая.
В настоящее время в Пекине полностью функционирует один аэропорт, который называется "Столичный". Он состоит из трёх терминалов: Терминал 1. (Для перелётов внутри страны); Терминал 2. (Для международных перелётов китайских авиакомпаний); Терминал 3. (Для международных перелётов авиакомпаний из других стран). Также частично ввели в эксплуатацию строящийся аэропорт "Дасин", который к концу строительства должен стать самым крупным аэропортом в мире. Полностью ввести в эксплуатацию аэропорт "Дасин" должны в 2025 году.
Как было отмечено выше, Пекин является крупным культурным центром Поднебесной. Его великолепные императорский дворцы и старинные буддистские храмы, изысканные рестораны и высококлассные отели никого не оставят равнодушным. В городе развита сеть отелей и ресторанов. Рекомендуется посетить такие места, как: Запретный город, Летний дворец императора, Храм Неба, Национальный музей Китая, Олимпийский парк, парк Мира, храм Конфуция, Великую Китайскую стену и многое другое [15].
2. Шанхай - самый густонаселённый город мира, крупнейший экономический центр Китая, а также крупнейший в мире порт. В городе находятся пять вокзалов: вокзал Хунцяо, Шанхайский вокзал, Южный шанхайский вокзал и вокзал Сунцзян. Также Шанхай связывает 3 железнодорожных линии: линия Цзинху, линия Хухан, линия Сяоюн. Это факт делает его одним из самых крупных железнодорожных центров страны.
Система общественного транспорта в Шанхае развивается очень бурно. В городе более 1000 автобусных линий, в метрополитене постоянно действуют 15 линий (планируется ввести в эксплуатацию ещё 10). Шанхай может похвастать самым старым в Китае троллейбусным парком. Первый троллейбус был запущен ещё в 1914 году. Этот факт превращает троллейбусы в настоящую историческую достопримечательность.
Город обслуживается двумя аэропортами: международный аэропорт Пудун и аэропорт Хунцяо. С 2004 года в Шанхае действует первая в мире железнодорожная линия на магнитной подушке. Поезд, который по ней ходит, называется Маглев и он достигает скорости 430 км/ч, что позволяет добраться из аэропорта в город за считанные минуты.
В городе развита сеть отелей и ресторанов. Город располагает такими объектами культурного показа, как: Набережная Вайтань, сад Юй Юань, жемчужина Востока, Шанхайский музей, Диснейлэнд, музей Истории Шанхая, Шанхайский музей естественной истории, художественный музей Китая, музей Автомобилей и многое другое.[13].
3. Харбин. Город основан русскими во время строительства Китайско-Восточной железной дороги в 1898 году. В городе гармонично сочетаются русская и китайская культуры.
Харбин - важный транспортный узел северо-востока Китая, Город связан с остальным Китаем сетью автомобильных и железных дорог. К западу от Харбина находится международный аэропорт Тайпин. Через город проходит восточно-китайская железная дорога. В городе развита сеть отелей и ресторанов. Харбин располагает такими объектами культурного показа, как: Харбинский Арбат, Русская деревня на острове Солнца, Научно-технический музей, Полярный океанариум, Покровская церковь, Софийский собор и многое другое. [12].
4. Тяньцзинь. Один из городов центрального подчинения, а также крупный промышленный центр страны. Располагается на побережье залива Бохай, в 120 км от Пекина. Тяньцзинь и столицу Китая связывает высокоскоростная железная дорога, введённая в эксплуатацию в 2008 году. Крупнейший вокзал города - Тяньцзинский вокзал. Метрополитен был построен в 1984 году. В данный промежуток времени эксплуатируются 5 линии - 1-ая, 2-ая, 3-я, 6-ая и 9-ая. Город обслуживается международным аэропортом Биньхай. Через город проходит 6 национальных автомагистралей и 5 скоростных дорог. В городе развита сеть отелей и ресторанов. Тяньцзинь располагает такими объектами культурного показа, как: набережная Хайхэ, итальянский квартал, телебашня и парк Shui Shan, музей натуральной истории, торговая улица Гу Венхуа и многое другое. [19].
5. Далянь. Туристическая инфраструктура Даляня находится на высоком уровне и активно развивается, что делает город одним из самых популярных туристических направлений в Китае. Далянь имеет современный международный аэропорт (Dalian Zhoushuizi International Airport), который связывает город с крупными городами Китая и зарубежными странами.
В Даляне представлен широкий выбор отелей - от бюджетных хостелов до роскошных пятизвездочных отелей. Популярны также апартаменты и гостевые дома, особенно в прибрежных районах.
Далянь славится своими пляжами (например, Xinghai Square Beach и Tiger Beach), парками (Laohutan Ocean Park, Bangchuidao Scenic Area) и живописными набережными. В городе множество музеев, театров и культурных центров, таких как Даляньский музей современного искусства и Даляньский зоопарк. Также активно развиваются экотуризм и морские развлечения (дайвинг, яхтинг, рыбалка).
В Даляне расположено множество туристических информационных центров, где можно получить карты, брошюры и консультации, развита система экскурсионных услуг, включая групповые и индивидуальные туры.
Далянь известен своей чистотой и ухоженностью, что делает его привлекательным для туристов: Город активно развивает "зеленые" инициативы, такие как велосипедные дорожки и пешеходные зоны.
Приложение 4