Введение
Школьные перемены необходимы, чтобы ученики могли отдохнуть. Лучший отдых — это смена деятельности. И естественное желание для ученика на перемене — сменить умственную деятельность на физическую. Нужно хотя бы немного подвигаться, чтобы просто размяться. Активные перемены удовлетворяют потребность учащихся в движении, действии, общении и познании. Это доступный мир, где любая мечта и задумка становится реальностью. Подвижные, интересные перемены в школе не только придутся детям по душе, но и благоприятно отразятся на их физическом состоянии и работоспособности.
Наше поколение зумеров и альфа рождается со смартфоном в руках, хорошо использует цифровую инфраструктуру, но это приводит к отсутствию активности, в том числе и на переменах.
Вдобавок, не в каждой школе есть пространство для того, чтобы потратить всю накопившуюся энергию с пользой. Иногда это приводит к конфликтам между учениками, а также между учеником и учителем. Чтобы эти конфликты не возникали, ученикам иногда запрещают физическую активность и предлагают вместо этого, например, читать на перемене книгу или продолжить решать задания классной работы. Однако это может привести к тому, что очень важные ресурсы — концентрация и внимание — не успеют восстановиться к следующему уроку.
Актуальность: Перемена – одна из составляющих физического развития учащихся, их двигательной активности, профилактики утомления у детей. Досуг во время перемены — тема всегда актуальная.
Цель: разработать активную и интеллектуальную игру «Познавай-развивайся» для школьников 1-11 классов
Задачи:
1. Изучить виды активности школьников разных возрастных групп.
2. Изучить уровень, вид активности и интересы учащихся средней школы № 11 х. Красночервонного Ставропольского края на переменах.
3. Разработать и визуализировать правила и алгоритм работы зоны активности.
Гипотеза: Можно организовать активный отдых учащихся на переменах, мотивирующий последних на получение новых знаний.
Этапы работы:
Проведение исследования проблемной плоскости
-изучение профильной литературы, работа с наставником проекта
-проведение и анализ опросов аудитории в возрасте с 7 до 18 лет
Формирование концепции активной интеллектуальной игры
-изучение мест активности учеников
-изучение предпочтений в цифровой среде
-изучение технических возможностей
-формирование концепции
Методы исследования:
Поисковый;
Аналитический;
Систематизации;
Обобщения;
Моделирования.
Глава 1. Изучение видов активности школьников и их заинтересованности к учебной деятельности
Изучение видов активности школьников разных возрастных групп
Почему перерыв между уроками в школе называется "переменой"?
По одной из версий, происхождение этого слова уходит корнями в далекие Средние века, когда в школах перерывов между уроками почти не было. Все классы занимались в одной комнате, и только в середине дня устраивался большой перерыв, чтобы ученики и учитель могли перекусить. А смена предметов была: грамматические упражнения сменяли упражнения арифметические, а тем на смену приходил закон Божий. Отсюда, скорее всего, и пошло это слово - "перемена".
Сегодня слово «перемена» согласно Толкового словаря С.И. Ожегова, означает изменение, поворот к чему-нибудь новому.
В семь лет для каждого гражданина нашей страны раздается первый школьный звонок на урок, и дети устремляются получать новые знания. Но путь этот не легок, и к концу урока у детей снижается внимание. Это свидетельствует о том, что наступило утомление. Основоположник русской физиологии И.М. Сеченов доказал, что при переключении на другие виды работ, а не при полнейшей бездеятельности, организм особенно быстро приходит в состояние высокой и продуктивной работоспособности. То есть активный отдых наиболее эффективный способ восстановления работоспособности детского организма. [1]
Уровень активности детей в школе меняется. Если в конце 20 века ученые не задумывались о проблеме физической активности среди подростков, то спустя 20 лет ученым пришлось провести первое в истории исследование уровня физической активности среди подростков, подготовленное учеными из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), и они выяснили, что для повышения уровня физической активности мальчиков и девочек в возрасте от 11 до 17 лет требуются неотложные меры. По выводам авторов работы, опубликованной в журнале The Lancet Child & Adolescent Health, показатели физической активности более 80% посещающих школу подростков в мире находится ниже рекомендованного уровня (не менее одного часа в сутки). [3]
Другие исследования также подтвердили эти опасения. По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, то есть сидят или лежат. Выборочные исследования режима дня городских школьников 4-6 классов показали, что ежедневная продолжительность учебных занятий в школе и дома составляет около 9 часов. В результате нерационального режима отмечается неблагоприятное воздействие учебной нагрузки на уровень здоровья. К этому следует добавить, что гиподинамия при чрезмерном высококалорийном питании ведет к ожирению. [2]
Движение – естественный стимул жизнедеятельности организма человека. С его помощью тренируются все органы и системы, повышаются жизненный тонус, работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. Появляется все больше данных о том, что физическая активность также играет положительную роль в развитии и социализации подростков. Необходимая для достижения этих результатов рекомендованная ВОЗ суточная норма двигательной активности для подростков — не менее часа умеренной или интенсивной физической активности в сутки.
А вот дефицит движения негативно сказывается на здоровье подростков. [3]
Изучение интересов современного школьника.
Доказано, что в результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. А недостаток физической активности приводит к понижению интереса к обучению. Эта проблема волнует ученых уже не первый год. [5]
Так, специалисты Института прикладных экономических исследований РАНХиГС провели масштабный соцопрос среди российских семей и выяснили, интересно ли детям учиться в школе. Выводы неутешительны: только четверть всех школьников действительно заинтересованы в учебе.
В исследовании приняли участие 2247 учителей и 2220 родителей из Псковской, Самарской и Ярославской областей. В процессе опроса социологи обнаружили любопытную закономерность.
- Чем выше уровень образования отца, тем выше доля детей, заинтересованных в обучении. Образование матери почему-то не оказывает аналогичного влияния на мотивацию детей, - говорится в исследовании. - При этом доля родителей, считающих, что их ребенок заинтересован учебой, существенно сокращается по мере перехода ученика из класса в класс. Если среди родителей первоклассников 45,9% семей отмечали интерес детей к учебе, то среди родителей восьмиклассников их доля сократилась до 15,1%. В 9-11-х классах мотивация ребят снова растет: им необходимо готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. [4]
Подводя итоги, можно сделать вывод, что в последние годы наблюдается тенденция уменьшения активности школьников и падения интереса учащихся к учебе в школе.
Глава 2. Формирование концепции активной интеллектуальной игры
2.1Изучение уровня, вида активности и интересов учащихся средней школы № 11 х. Красночервонного Ставропольского края на переменах.
В нашей школе обучается 186 учащихся, обучение проводится в одну смену. Имеются как короткие перемены продолжительностью 10 минут, так и длинные – продолжительностью по 20 минут. Ежедневно, выходя из класса на перемену, я замечаю, что более половины всех ребят сидят в коридоре и полностью погружены в свои сотовые телефоны, другая часть бегает по коридорам, пока им не сделают замечание, и малая часть детей общается между собой.
Мы с семьей любим путешествовать, интересуемся традициями народов России. А еще я увлекаюсь танцами, как и многие ребята из моей школы. Поэтому я решила выяснить, разделяют ли мои интересы другие ученики, и как они хотели бы проводить перемены.
С этой целью я разработала анкету, в которую включила следующие вопросы:
Ваш возраст
Ваш пол
Чем обычно занимаетесь на переменах?
Чем бы хотели заниматься на переменах?
Любите ли путешествовать?
Хорошо ли знаете традиции народов России?
Какими приложениями или социальными сетями обычно пользуетесь?
Анкета была создана с помощью Google Формы, а ссылка на нее размещена в классных группах.
В анкетировании приняло участие 168 учеников от 1 до 11 классов, что составило 92% от всех учащихся школы. Из них: 87 мальчиков (51,8%) и 81 девочка (48,2%).
Результаты анкетирования:
Я выяснила, что 37,3% ребят на переменах «сидит» в телефоне, 35,5% бегает по коридорам, пока не видят учителя. Остальная часть учеников сидят в кабинете, или общаются с одноклассниками, или гуляют по школе. Но почти 60% ребят были бы не против танцевать на переменах.
85,7% опрошенных любят или хотели бы путешествовать, но при этом традиции народов России не знают 73,2% ребят, а 14,9% затрудняются ответить на этот вопрос.
Формирование концепции и MVP активной интеллектуальной игры
«Познавай-развивайся».
Исходя из проведенного опроса я решила совместить предпочтения ребят путешествовать, пусть даже виртуально, и потанцевать на переменах.
В качестве начального этапа мной, совместно с моим братом и научным руководителем спроектирована и программно реализована виртуальная версия карты и телеграм-бот.
Для выполнения задания нам необходима карта России. В каждой школе есть стены с большой свободной площадью, где можно разместить баннер с картой. На карте «Федеративное устройство Российской Федерации» нужно разместить QR-код, ведущий пользователя в чат-бот «Познавай-развивайся». (Приложение 1)
На первоначальном этапе для отработки визуальной составляющей была представлена интерактивная веб-версия карты, реализованная с помощью инструментов компьютерной графики и веб-программирования (языки разметки HTML, CSS и язык программирования JavaScript). (Приложение II)
Для прохождения тестирования создан телеграм-бот @learn_and_develop_bot на базе платформы Телеграм. Применен язык программирования Python. (Приложение III)
Ученик выбирает любой из квестов, и бот предлагает ознакомится с выбранным субъектом Российской Федерации, потом пройти тест. Далее нужно выполнить активное задание. Для этого ученик либо самостоятельно, либо с помощью карты изучает культурные особенности выбранного региона и выполняет активное задание. По основной задумке, учащийся должен станцевать национальный танец, сняв ролик, и загрузить его в чат-бот. Для детей с особенностями здоровья рассматривается возможность иной медиа-активности, направленной на общение со сверстниками. Активные задания могут выполняться как индивидуально, так и группой.
Ребятам, увлеченным спортом, можно предложить сыграть в национальную игру, сняв ролик и загрузив его в приложение, для начисления баллов.
После прохождения квеста ученику начисляются баллы, которые он может обменять на различные бонусы, предоставляемые школой, например оценку.
При составлении тестов должны учитываться возрастные особенности ученика. При этом можно предложить старшеклассникам составить тестовые задания для учащихся младших классов, тоже за определенные баллы.
В данном приложении тесты могут быть различной предметной направленности, начиная от литературы и истории, заканчивая географическими особенностями.
ПЛЮСЫ:
Обучающиеся в игровой форме изучают культуру народов России.
Обучающиеся развивают умение ориентироваться по карте.
Активность обучающихся мотивирована и направлена в положительное русло.
Учителя получают новый инструмент развития обучающихся в игровой форме.
Игровое поле (карту) можно размещать как на стене, так и на полу. При этом материал стен и пола не имеет значение.
Можно играть в любом помещении школы, вне зависимости от местонахождения карты.
Можно играть индивидуально или группой.
Можно организовывать состязания среди учеников в классе, школе, между классами и т.п.
Информацию о субъектах России можно размещать по разделам: география, история, культура и т.д.
Не зависит от времени года и погодных условий.
Себестоимость проекта:
Баннер огнеупорный 510гр размером 5х3м с разрешением печати от 360 dpi до 720 dpi от 490 руб/кв.м до 588 руб/кв.м, всего: от 7350 до 8820 рублей.
Таким образом, создав платформу активной интеллектуальной игры можно не только повысить физическую активность школьников на переменах, предложив им снять короткое видео с выполненным активным заданием в виде национального танца или национальной игры, но и повысить их интерес к учебной деятельности, включив бонусную систему поощрения.
Заключение
Выполняя данную работу, можно сделать вывод, что выдвигаемая гипотеза о возможности организации активного отдыха учащихся на переменах, мотивирующего последних на получение новых знаний, исполнима. Мной изучены виды активности школьников разных возрастных групп, изучены виды активности и интересы учащихся средней общеобразовательной школы № 11 х. Красночервонного Ставропольского края на переменах и создана виртуальная платформа активной интеллектуальной игры «Познавай-развивайся».
Список использованной литературы и источников
Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 1-3 классов. Москва: Физкультура и спорт, 1985 – 48с.
Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4-6 классов. Москва: Физкультура и спорт, 1985 – 48с.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) - Согласно новому исследованию ВОЗ, большинство подростков в мире ведут малоподвижный образ жизни, что ставит под угрозу их сегодняшнее и будущее здоровье 22 ноября 2019 г. [Электронный ресурс] Режим доступа https://www.who.int/ru/news/item/22-11-2019-new-who-led-study-says-majority-of-adolescents-worldwide-are-not-sufficiently-physically-active-putting-their-current-and-future-health-at-risk(дата обращения 30.03.2025)
Российская газета - Названы способы повысить интерес детей к учебе [Электронный ресурс] Режим доступа https://rg.ru/2019/10/24/nazvany-sposoby-povysit-interes-detej-k-uchebe.html (дата обращения 02.04.2025)
Чувакова И.В. «Влияние физической культуры на умственную деятельность школьников» [Электронный ресурс] Режим доступа https://mcoip.ru/blog/2023/01/12/vliyanie-fizicheskoj-kultury-na-umstvennuyu-deyatelnost-shkolnikov/#:~:text=В%20результате%20занятий%20физическими%20упражнениями,интеллектуальных%20задач%2C%20убыстряются%20зрительно-двигательные%20реакции (дата обращения 03.04.2025)
Приложение I
Рисунок 1 – Концепт
Приложение II
Рисунок 2 – Реализованная интеллектуальная карта (минимально работающий продукт – MVP)
Приложение III
Рисунок 3 – Меню реализованного телеграм-бота
Рисунок 4 – Дайджест с информацией о региона при прохождении квиза
Рисунок 5 – Тестирование с теоретическим и активным заданием
Рисунок 6 - Окно с информацией о разработчике