Введение
Франческо Растрелли — выдающийся итальянский архитектор, оставивший неизгладимый след в истории строительства Санкт-Петербурга, города, который стал символом российского барокко. Его уникальный стиль, синтезирующий элементы итальянского, русского и других европейских архитектурных направлений, играет важную роль в формировании облика Петербурга, который продолжает привлекать внимание исследователей, историков и любителей искусства.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что наследие Растрелли не только определило архитектурное лицо Санкт-Петербурга, но и оказало влияние на дальнейшее развитие архитектуры в России. В условиях современности, когда важность сохранения культурных памятников и исторической идентичности городов становится все более очевидной, исследование вклада Растрелли в создание уникального пространства Петербурга представляет собой важный аспект изучения как архитектурного, так и культурного наследия.
Проблема заключается в недостаточной осведомленности широкой аудитории о значимости вклада Растрелли в архитектуру Петербурга и о контексте его творчества в эпоху, когда в стране происходили кардинальные перемены.
Предмет исследования: архитектурные объекты Растрелли в застройке Санкт-Петербурга, ихстилистические особенности.
Объект исследования: творчество Франческо Растрелли и его влияние на архитектурный облик Санкт-Петербурга.
Гипотеза: архитектурные достижения Растрелли не только способствовали созданию уникального облика Санкт-Петербурга, но и стали основой для развития последующих архитектурных стилей в России, формируя культурные и художественные традиции.
Целью данной работы будет изучение архитектуры Растрелли на примере застройки Санкт-Петербурга и создание буклета, в котором будет освещена данная тематика.
Задачи:
ознакомиться с биографией Франческо Растрелли;
изучить характерные особенности архитектуры Растрелли через рассмотрение объектов архитектуры Санкт-Петербурга;
определить уникальность архитектурного стиля Растрелли в застройке Санкт-Петербурга.
Методы исследования:
- теоретические методы: синтез, анализ, сравнение, обобщение, систематизация, сбор информации.
- эмпирические методы: наблюдение, социологический опрос, описание, анализ, математическая и графическая обработка результатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении знаний, углублении представлений об архитектуре Франческо Бартоломео Растрелли.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы проектной работы можно использовать в образовательном процессе, на уроках «Истории» и «Мировой художественной культуры», а также в отдельных педагогических ситуациях.
При написании работы информационную базу составили литература и интернет - ресурсы в виде статей, учебных пособий и тематических источников литературы.
1. Франческо Бартоломео Растрелли: архитектор эпохи барокко
Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) – гениальный архитектор эпохи барокко, чье имя неразрывно связано с расцветом Санкт-Петербурга. Сын известного итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли, он родился во Франции, но большую часть своей жизни посвятил служению российскому императорскому двору, работая при Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и начале правления Екатерины II. Его творческий путь – это история становления «растреллиевского барокко», пышного, грандиозного и неповторимого стиля, определившего облик имперской столицы.
Родившись в семье художника, Растрелли с ранних лет был погружен в мир искусства. Первые уроки архитектуры он получил от отца, который, помимо скульптуры, занимался и архитектурными проектами. Переезд в Россию в 1716 году стал определяющим для будущего архитектора. Российская империя, стремительно развивающаяся и стремящаяся к европейскому признанию, предоставила молодому Растрелли широкое поле деятельности.
Первые самостоятельные работы Растрелли в России были связаны с дворцовым строительством. Он проектировал и строил дворцы для знати, постепенно оттачивая свое мастерство и формируя собственный стиль. Важную роль в его развитии сыграли поездки в Европу, где он изучал архитектуру Италии, Франции и Германии, впитывая лучшие достижения барокко и рококо. К этому периоду относятся такие работы, как Круглый двор (не сохранился) и деревянный дворец Анны Иоанновны в Москве, которые, к сожалению, не дошли до наших дней. Эти ранние проекты уже демонстрировали склонность Растрелли к грандиозным масштабам и пышному декору.
«Золотой век» Растрелли наступил с восшествием на престол императрицы Елизаветы Петровны. Императрица, ценительница роскоши и празднеств, нашла в Растрелли архитектора, способного воплотить ее амбициозные замыслы. Елизавета не жалела средств на строительство и предоставляла Растрелли полную свободу творчества. Именно в этот период были созданы шедевры, прославившие архитектора на весь мир: Большой Петергофский дворец, Зимний дворец, Смольный собор, Большой Екатерининский дворец.
Стиль Растрелли – это синтез европейского барокко и русских традиций. Его здания отличаются грандиозными масштабами, динамичными композициями, богатством декора, яркими цветами и контрастами. Мастерски играя с объемами и пространством, Растрелли создавал эффектные ансамбли, поражающие воображение. Характерные черты «растреллиевского барокко» – это пышные фасады, украшенные колоннами, пилястрами, лепниной, скульптурами, а также обилие позолоты, создающей впечатление сказочной роскоши.
Таким образом, Ф.Б. Растрелли, погруженный в мир искусства с самых ранних лет, создал свой собственный архитектурный стиль, в традициях которого создал шедевры, прославившие его имя на века.
2. Архитектурные шедевры Растрелли в Петербурге
2.1. Большой Петергофский дворец
Большой Петергофский дворец (рисунок 1) – жемчужина Петергофа, летняя резиденцияроссийских императоров. Растрелли превратил скромный дворец Петра I в грандиозный барочный ансамбль, ставший одним из самых у
знаваемых символов России.
Рисунок 1 - Большой Петергофский дворец
Растрелли кардинально перестроил первоначальное здание, значительно увеличив его размеры и придав ему характерный барочный облик. Он добавил новые корпуса, изменил фасады, украсив их колоннадами, пилястрами, скульптурами и обильной позолотой. Особое внимание архитектор уделил парадной лестнице и интерьерам, создав атмосферу роскоши и торжественности.
Дворец представляет собой трёхэтажное здание с галереями, средняя его часть — самая высокая, она связана узкими аркадами с двумя симметрично расположенными флигелями, высота которых — два этажа. Во дворце 30 залов, в том числе богато декорированные парадные. Над центральной частью дворца устроена фигурная кровля в стиле барокко, центр которой украшен большой позолоченной вазой.
Фасады, обращенные к Верхнему саду и Финскому заливу, отличаются богатой пластикой и декоративным убранством. Ярко-желтый цвет стен в сочетании с белой отделкой и золотыми деталями создает неповторимый эффект.
Интерьеры дворца не менее роскошны, чем его внешний облик. Парадные залы, такие как Чесменский, Тронный и Белая столовая, поражают своим великолепием. Здесь использованы самые дорогие материалы – мрамор, яшма, золото, ценные породы дерева, а роскошная лепнина, живописные плафоны и зеркала дополняют общую картину.
2.2. Зимний дворец
Зимний дворец (рисунок 2)– главная императорская резиденция в Санкт-Петербурге, символ могущества Российской империи. Это грандиозное сооружение, созданное Растрелли, стало одним из у
знаваемых зданий в мире.
Рисунок 2 – Зимний дворец
Строительство Зимнего дворца началось в 1754 году. Растрелли разработал проект, превосходящий по масштабам и роскоши все европейские дворцы. Строительство велось с невероятной скоростью и, было завершено всего за 8 лет.
Согласно проекту Растрелли, трёхэтажное здание построили в форме замкнутого прямоугольника с просторным внутренним двором. При создании дворца особое внимание архитектор уделил отделке фасадов. Белоснежные колонны на всём протяжении постройки в одних местах расставлены тесно, небольшими группами, а в других — широко, обнажая участки стен. Карниз дворца украшен древнеримскими статуями и вазами, а окна — богато декорированными наличниками. Интересно, что каждое лепное украшение в наружной отделке здания было сделано мастерами вручную, поэтому все они уникальны.
Несмотря на обилие декора, дворец выглядит сдержанно и аккуратно. Визуально всё здание поделено на два яруса: нижний — более приземистый и верхний — воздушный и парадный. Парадный вход южного фасада (со стороны Дворцовой площади) украшен тремя арками, а также фронтоном с часами и флагштоком.
Внутреннее убранство царской резиденции впечатляет роскошью. Правда, далеко не все залы сохранили свой первоначальный облик таким, каким его задумывал Растрелли. Новые владельцы переделывали покои под свои вкусы, а после пожара 1837 года большую часть интерьеров пришлось восстанавливать.
Каждый зал дворца – это уникальное произведение искусства. Иорданская лестница, Большая церковь, Гербовый зал, Малахитовая гостиная – все эти интерьеры поражают своим великолепием.
2.3. Смольный собор
Смольный собор (рисунок 3)— один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга, выдающийся памятник архитектуры елизаветинского барокко. Монастырь, в котором разместилось первое в России женское учебное заведение. Собор, окутанный мистическими легендами.
Рисунок 3 – Смольный собор
Идея строительства Смольного монастыря принадлежала императрице Елизавете Петровне. В юности, еще принцессой, она задумывалась об уходе в монастырь, и после восхождения на престол решила возвести величественную обитель, где могла бы провести остаток своих дней. Строительство началось в 1748 году и продолжалось с перерывами более 80 лет. Сам Растрелли не дожил до завершения строительства собора — после смерти Елизаветы Петровны работы были приостановлены, а затем продолжены другими архитекторами, значительно изменившими первоначальный замысел. Собор был окончательно освящен лишь в 1835 году.
Визуально бывший монастырь и действующий собор представляют собой единый архитектурный ансамбль. Главный храм обители Растрелли сделал крестообразным, с точно выверенной симметрией. Основной объём собора состоит из двух высоких ярусов. Вокруг главного купола скомпонована звонница из четырёх изящных башен, тоже увенчанных куполами. Такое архитектурное решение характерно для европейских барочных церквей.
Отделка фасадов выглядит богато: здание обильно украшено полуколоннами, установленными на высокие постаменты, арочные окна декорированы лепниной, крыша обрамлена изящным парапетом. Несмотря на обилие декоративных элементов, Смольный собор не кажется слишком вычурным или громоздким. За лёгкость отвечают плавные линии здания, а также его бело‑голубая расцветка.
Интересна планировка монастырских зданий: размещённые замкнутым контуром вокруг храма, словно стены крепости, они повторяют форму креста, заданную собором. В четырёх внутренних углах ансамбля расположены башенки, увенчанные луковичными куполами, которые визуально перекликаются со звонницей храма. Внутри этих элементов исторически располагались небольшие церкви, сейчас свою функцию сохранили только три из них. Декор построек во многом совпадает с оформлением Смольного собора, поэтому весь комплекс выглядит цельно.
Внутреннее убранство Смольного собора отличается сдержанностью и лаконизмом, что контрастирует с пышностью его внешнего облика. Интерьеры были оформлены уже после смерти Растрелли, и они отражают стиль классицизма, который пришел на смену барокко. Однако, несмотря на это, внутреннее пространство собора сохраняет ощущение величия и торжественности.
Таким образом, каждый из этих архитектурных памятников не только рассказывает о своем времени и стилевых особенностях, но и демонстрирует взаимосвязь истории, культуры и архитектуры Санкт-Петербурга. Они вместе составляют яркую мозаику культурного наследия, привлекающую внимание и вдохновляющую будущие поколения. Исследование данных объектов позволяет глубже понять роль архитектуры в формировании общественного сознания и культурной идентичности России.
3. Влияние архитектурного стиля Растрелли на Петербург
Влияние Франческо Бартоломео Растрелли на архитектурный облик Санкт-Петербурга огромно. Он не просто создал ряд выдающихся зданий, а фактически сформировал лицо имперской столицы, определил ее узнаваемый стиль и задал вектор развития русской архитектуры на десятилетия вперед. Его влияние можно проследить в нескольких ключевых аспектах:
1. Формирование образа имперской столицы: Растрелли работал в Петербурге в эпоху его расцвета, когда город становился центром огромной империи. Его грандиозные дворцы, соборы и ансамбли стали зримым воплощением могущества и амбиций российской монархии. Зимний дворец, Смольный собор, Большой Петергофский дворец – эти и другие творения Растрелли создали тот самый парадный, торжественный образ Петербурга, который и сегодня ассоциируется с имперским величием.
2. Развитие «растреллиевского барокко»: Растрелли не просто использовал барокко, он создал свой собственный, узнаваемый подстиль, который принято называть «растреллиевским барокко» или «елизаветинским барокко». Этот стиль характеризуется:
монументальностью и грандиозностью масштаба: здания Растрелли поражают своими размерами и стремлением ввысь, подчеркивая величие императорской власти;
динамичными, сложными композициями: Архитектор мастерски играл с объемами, криволинейными формами, создавая динамичные, насыщенные движением фасады;
богатейшим декором: Лепнина, скульптуры, колоннады, позолота, яркие цветовые решения – Растрелли не жалел декора, превращая свои здания в настоящие произведения искусства;
яркой цветовой палитрой: Контрастные сочетания цветов – бирюзового, белого, золотого – стали отличительной чертой «растреллиевского барокко», придавая зданиям праздничный и торжественный вид.
Этот стиль оказал огромное влияние на русскую архитектуру, и многие архитекторы, работавшие после Растрелли, перенимали его приемы и мотивы.
3. Градостроительные решения: Растрелли мыслил не отдельными зданиями, а целыми ансамблями, органично вписывая их в городское пространство. Он учитывал особенности рельефа, перспективу, близость водных артерий, создавая гармоничные городские пейзажи. Его градостроительный подход также повлиял на последующее развитие Петербурга.
4. Формирование культурного кода: Здания Растрелли стали неотъемлемой частью культурного кода Санкт-Петербурга. Они изображены на бесчисленных картинах, открытках, фотографиях, стали символами города, узнаваемыми во всем мире. Они формируют представление о Петербурге как о городе роскоши, величия и изысканности.
Таким образом, Франческо Бартоломео Растрелли сыграл ключевую роль в формировании архитектурного облика Санкт-Петербурга. Его работы стали визитной карточкой города, а его стиль оказал огромное влияние на развитие всей русской архитектуры. Благодаря Растрелли Петербург приобрел свою неповторимую индивидуальность и стал одним из красивейших городов мира.
4. Исследование значимости знаний архитектуры Растрелли в застройке Санкт-Петербурга
Для получения информации об актуализации знаний архитектуры Растрелли в застройке Санкт-Петербурга был выбран один из методов исследования – социологический опрос. Мною были подготовлены вопросы, и проведено исследование с целью выявления знаний о самом архитекторе Ф.Б. Растрелли, а также об его архитектурных строениях в Санкт-Петербурге.
В социологическом опросе (приложение 1)приняли участие люди от 14 до 20 лет в количестве 30 человек, опрос проходил при помощи интернет-ресурса.
1 вопрос
2 вопрос
3 вопрос
4 вопрос
5 вопрос
6 вопрос
7 вопрос
Анализируя данные, представленные в диаграммах, мы пришли к следующим выводам:
- большинство из опрошенных не имеют представление о том, кто такой Ф.Б. Растрелли и не знакомы с работами великого мастера;
- большая половина опрошенных осознают важностьархитектурного наследия Ф.Б. Растрелли для Санкт-Петербурга, признавая его вклад в формирование облика города и понимая необходимость изучения его работ для понимания истории города;
- большая часть респондентов затрудняются с указанием конкретных деталей творчества, например, таких, какархитектурный стиль;
Подводя итог, хочется отметить, что немногие, действительно, знакомы с архитектурными строениями Ф.Б. Растрелли и имеют полное представление о значимых постройках Санкт-Петербурга, что указывает на необходимость более активной популяризации его творчества и изучения архитектурного наследия города
Заключение
В процессе работы над проектом по теме «Франческо Растрелли» я глубоко погрузилась в изучение его роли как выдающегося архитектора и его влияния на архитектурный облик Санкт-Петербурга. Я исследовала не только биографию Растрелли, но и характерные особенности его архитектурного стиля, который стал знаковым для города и оказал значительное влияние на его дальнейшее развитие.
В ходе работы над проектом выявлены ключевые архитектурные шедевры, созданные Растрелли. Эти здания не только демонстрируют великолепие барочной архитектуры, но и отражают уникальную гармонию между художественным замыслом и функциональностью. Также я проанализировала, как стиль Растрелли сформировал облик Петербурга, сделав его одним из самых красивых городов мира.
Изучение наследия Растрелли позволяет лучше понять не только историческую, но и культурную значимость архитектуры Петербурга. Интерес к этой теме будет только расти, что открывает возможности для дальнейших исследований и проектов.
Для себя лично я решила обязательно побывать в городе Петра Великого и своими глазами увидеть архитектурные шедевры Растрелли, чтобы лучше понять их значение и величие.
Конечным результатом данной работы является разработка буклета «Франческо Растрелли» (приложение 2).
Таким образом, задачи реализованы, цель достигнута, гипотеза доказана.
Список источников информации и литературы
https://v-petergof.ru/dvortsy/bolshoy-petergofskiy-dvorets/
https://experience.tripster.ru/sights/smolnyj-sobor/
https://www.spbmuzei.ru/bolshoj-petergofskij-dvorecz
https://experience.tripster.ru/sights/zimnij-dvorec/
https://experience.tripster.ru/articles/znamenitye-postrojki-franchesko-rastrelli/
https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/bartolomeo-franchesko-rastrelli--chto-gde-kogda--biografiya-gody-zhizni-portret
Приложение 1
Социологический опрос
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeq8-0TpbOCMVbDptAUhfeXXg03_PjAoWYtpFyBiGKT6aTnYQ/viewform?usp=dialog
1. Ваш возраст?
14-16 лет
16-18 лет
18-20 лет
Другое:
2. Вы знаете кто такой Ф.Б. Растрелли?
Да
Нет
3. Знакомы ли вы с архитектурными работами Ф.Б. Растрелли в Санкт-Петербурге?
Да
Нет
4. Считаете ли вы, что изучение архитектуры Растрелли важно для понимания истории развития Санкт-Петербурга?
Да
Нет
5. Видели ли вы хотя бы одно здание Растрелли в Санкт-Петербурге лично?
Да
Нет
6. Знаете ли вы, какой архитектурный стиль использовал Растрелли в своих работах?
Да
Нет
7. Считаете ли вы, что работы Растрелли являются важной частью культурного наследия Санкт-Петербурга?
Да
Нет
8. Считаете ли вы, что архитектура Растрелли способствовала формированию уникального облика Санкт-Петербурга?
Да
Нет
Приложение 2
Буклет
«Франческо Растрелли»