ВВЕДЕНИЕ
Когда мы произносим слово «Учитель», то видим перед собой своего учителя, его образ, где есть тепло, уважение, благодарность.
Каждое поколение продолжает дела своих родителей, идет по их стопам. В моей семье есть династия учителей. И поэтому я провела исследовательскую работу по изучению педагогической династии.
Актуальность: Профессия учителя очень важна и необходима. Учитель ‒ это призвание. Это творчество, огромная душа, любовь к детям и преданность своему делу. И эту черту они передают своим родным, близким и детям. Учительские династии возникают с любви к своей профессии, к детям.
Объект исследования: история родословной.
Предмет исследования: род Петровых.
Цель: изучить педагогическую династию моей семьи.
Задачи:
1) выявить источники, рассказывающие о педагогической династии нашей семьи;
2) проанализировать пути педагогов;
3) привлечь внимание к профессии учителя.
Гипотеза: в результате изучения родословного древа семьи я узнаю много нового о моей родословной.
Методы исследования:
1.Ознакомление с историей педагогов моей семьи.
2.Поиск и изучение источников.
При написании работы использовались 3 вида источника:
1.Устный (рассказ педагогов нашей династии).
2.Письменный (документы, газеты, книги, семейный архив).
3.Фотографии.
Значение: Моя работа имеет значимость и необходимость для изучения родословной своей семьи для каждого человека на Земле, а также освещает вклад в образование педагогической династии моей семьи. Все в нашей жизни начинается с семьи. Семья – это главное в жизни человека.
УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ МОЕЙ СЕМЬИ
Сегодня я хочу рассказать о трех поколениях учительской династии моей семьи Петровых по линии отца, которая начинается с начала 20-го века, с 1922 года. Общий педагогический стаж династии на 2015 год составил 885 лет.
Это потомки четырех братьев, живших во второй половине 19-го века в далеком глухом Верхневилюйском улусе нашей республики.
В 1927 году по инициативе и по настоянию братьев Петровых открылась школа в селе Тойоку. Под школу братья отдали свой пятикомнатный дом. Эта была вторая школа в районе, после центра.
Это люди, которые получили образование в годы советской власти и посвятили свою жизнь делу обучения и воспитания подрастающего поколения. Это семьи, из которых вышли отличники просвещения, заслуженные учителя и заслуженные работники, общественные деятели, деятели науки и просвещения, кандидаты, доктора наук, профессора.
В трудовой биографии этих людей отразились этапы становления и развития образования на якутской земле.
В трех поколениях учительской династии Петровых учителей 31.
Первой ветвью является мой прадедушка Петров Иван Романович. Он первым в Верхневилюйском районе удостоен чести стать Отличником Народного просвещения РСФСР. Родился в 1915 году. Свою трудовую деятельность начал в 17 лет с 1932 года учителем начальных классов. Педагогический стаж 31 год, из них 15 лет был директором школы.
Учениками моего прадедушки Петрова Ивана Романовича являются:
Чиряев Г. И.– первый секретарь обкома партии, Гоголев И. М. -Кындыл – народный поэт, Чиряев К. С.– этнопедагог, академик, основатель музея народной педагогики, Томский С. К.– главный редактор газеты «Кыым» и многие другие.
Второе поколение: дочери Ивана Романовича, Петрова Ан. И. и Петрова Ал. И., которые пошли по стопам отца. Свою трудовую деятельность начали учителями математики. На выбор профессии повлияло то, что они родились и выросли в учительской среде.
Петрова Ан. И.– отличник народного просвещения Российской Федерации, заслуженный учитель РС(Я), отличник образования РС(Я), доктор педагогических наук, профессор. Педагогический стаж 42 года. Автор более 70 научных трудов, монографий, статей, сборников задач, «русско-якутского толкового словаря математических терминов», переводных учебников математики и учебно-методических пособий, рекомендованных министерством образования РФ. Она прошла путь от учителя до ведущего ученого-исследователя проблем математического образования. Стала доктором педагогических наук по двум специальностям: первый и единственный доктор наук в РС(Я) по теории и методике обучения и воспитания (математика) и общей педагогики, истории педагогики и образования. В 2002 году Петрова Ан. И., Жирков Е. П. стали инициаторами создания Саха гимназии города Якутска.
Петрова Ал. И.– заслуженный учитель РС(Я), отличник образования РС(Я). С 1973 года по настоящее время работает в республиканском физико-математическом лицее. Стаж работы 37 лет. Сегодня более ста выпускников Петровой Ал. И. трудятся на ниве просвещения.
Жирков Е. П.– доктор педагогических наук, заслуженный работник народного хозяйства, награжден знаком «Учитель учителей РС(Я)», Почетный работник общего образования РФ, депутат Ил Тумэн, 1992-1994гг. ‒ министр образования РС(Я), 1994-1996 гг. ‒ депутат Государственной Думы РФ. Свою трудовую деятельность начал преподавателем математики Республиканской физико-математической школе. Стаж работы 16 лет.
Петрова Т. И.– кандидат педагогических наук, заслуженный работник народного образования РС(Я), отличник образования. Педагогический стаж 57 лет.
Скрябина Т. А.– учительница начальных классов в школе «Айыы Кыьата». Педагогический стаж 42 года. Отличник образования РС(Я). 4 дочери окончили высшие учебные заведения и работают учителями.
Третье поколение: Петрова Н. И.– советник государственной службы 1 класса, отличник здравоохранения РС(Я). Педагогический стаж 13 лет. Начала работу старшим преподавателем хирургии в Якутском медицинском училище.
Николаева У. С.– отличник образования РС(Я), стаж 31 год, преподаватель русского языка и литературы.
Педагоги 3-го поколения продолжают трудовую деятельность по сей день.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История моей учительской семьи изучена. Я узнала много нового о своих корнях, об учительской династии. В учительской династии 31 человек. По состоянию на 2025 год общий педагогический стаж составляет 1013 лет. В данной работе я не смогла осветить всех педагогов нашего рода, многое осталось за кадром…
Эта работа – дань уважения моим родным и близким, которые из поколения в поколения как эстафету передают гордое имя «Учитель».
Я горжусь своей семьей!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Букчина, Бронислава Зиновьевна. Орфографический словарь русского языка: [свыше 100 000 слов, граммат. информация, трудные случаи] / Б. З. Букчина, И. К. Сазонова, Л. К. Чельцова. ‒ Изд. 6-е. ‒ М. : АСТ-ПРЕСС, 2010. ‒ 1290 c.
Генеалогия рода или фамилии ‒ основы науки и её задачи. Режим доступа: http://livemem.ru/articles/genealogia_familii.html.
Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. ‒ 26-е изд., испр. и доп. ‒ М. : Оникс [и др.], 2009. ‒ 1359 c.
Үс көлүөнэ Бөтүрүөп учууталлар = Учительская династия Петровых / [составитель, редактор Т. И. Петрова]. ‒ Дьокуускай: Изд-во ЯГУ, 2006. ‒ 138 с.
Петрова, Т. И. Айан аргыстаах, суол доҕордоох. Издательский дом СВФУ, 2014. ‒ 212 с.