Военный след в истории моей семьи

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Военный след в истории моей семьи

Ковбасенко Л.А. 1
1МОУ "СОШ №14" г. Воркуты
Ровенских Т.В. 1
1МОУ "СОШ №14" г. Воркуты
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.

А. Твардовский

Восемьдесят лет отделяют нас от трагических и славных событий Великой Отечественной войны, но не тускнеет с десятилетиями память об историческом подвиге народа, отстоявшего в жестокой борьбе с гитлеровскими захватчиками свою свободу и независимость, светлое будущее своих потомков, спасшего народы Европы от фашистской чумы.

Школьная энциклопедия. История России XX век: «Великая Отечественная война - между Советским Союзом и фашисткой Германией и её сателлитами в 1941-1945гг., основной решающий этап 2-й мировой войны»

Названа Великая Отечественная - огромные людские потери, пепел сожжённых городов, стёртые с лица земли сёла и деревни, а ещё мужество, сила воли, героизм, всех тех, кто сражался на полях боёв, кто вёл партизанскую войну, кто ковал победу в тылу. Абсолютно все, от мала до велика, проявили непоколебимый героизм, приближая миг великой победы. Сумели отстоять свою Родину в борьбе с фашистскими захватчиками.

Это была поистине всенародная борьба против фашизма. В ней участвовали люди всех возрастов и поколений, всех наций и народностей. «Всё для фронта, всё для Победы!» Таким единым порывом жила вся страна, представители всех без исключения профессий.

Мы живущие сегодня, знаем о событиях тех страшных времён со страниц книг и экранов телевизоров. Безмолвные монументы, памятные доски на зданиях, названия улиц в честь героев, музеи – школьные, городские, воинские, напоминают нам о мужестве героев тех далёких времён. Герои, которые ценою своей жизни боролись за сегодняшнее мирное время.

Каждый год 9 мая мы обязательно всей семьёй смотрим по телевизору парад Победы на Красной площади в Москве и Минуту молчания в память о погибших в борьбе против фашизма. С каждым годом остаётся всё меньше и меньше, тех, кто внёс свой вклад в общее дело, великую Победу.

Актуальность:как писалрусский советский писательВиктор Петрович Астафьев «Жив народ, пока жива его историческая память». Наш долг не только помнить и чтить подвиги людей, но и быть достойным каждого защитника! Учиться у них. Учиться умению любить свою Родину. Учиться полной самоотдачи всех сил делу, которому ты служишь, учиться верности, мужеству, выбору цели жизни.

Все они: солдаты, матросы, командиры, работники тыла, жители блокадного Ленинграда, медицинские сёстры и врачи в госпиталях, совершили подвиг! Бессмертный, героический, славный, нетленный, ради жизни на Земле!

Меня очень заинтересовала тема: «Военный след в истории моей семьи»

Цель исследовательской работы – узнать, какой вклад внесли мои родные в тяжелейшей борьбе против фашистов. Для достижения данной цели передо мной встали задачи:

  1. Узнать как можно больше о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны.

  2. Рассказать своим одноклассникам об этом.

  3. Пробудить интерес к изучению вопросов по теме Великая Отечественная война.

  4. На примере своей работы, показать, историю своей семьи знать необходимо, беречь и сохранять память. «Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и передпотомками...»писал Д.С. Лихачёв

Объект исследования: события Великой Отечественной войны, в которых принимали участия мои прабабушки и прадедушки. Предмет исследования: судьбы моих родных в тяжёлые военные годы.

Практическая значимость:

- даже небольшой вклад в общее дело, очень важен и необходим;

- использовать собранный материал на классных часах и на общешкольных мероприятиях.

Методы исследования:

- беседы с родственниками;

- анкетирование учащихся 7-8 класса нашей школы:

- обобщение и приведение в соответствие полученной информации и результатов.

Работая над данной темой, я пользовался: энциклопедией, семейными фотографиями, рассказами родственников (мама, папа, бабушка и её сестра, прадедушка), художественной литературой.

Гипотеза: среди моих родных были те, кто помогал бороться с врагом, трудился в тылу и внёс свою частичку в общее дело – в Победу!

Великая Отечественная война

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит,
ставит
обелиски.

Константин Симонов

Ранним, летним утром, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Родина содрогнулась. И потекли по земле реки крови и слёз, погрузилось всё в страдания, голод и холод…Война вошла в каждый дом. Подобно вихрю наследила в каждой семье, оставив после себя боль утраты.

Силы врага значительно превосходили наши. Германия готовилась к войне. Несмотря ни на что, русский народ встал на борьбу «с фашистской силой темною, с проклятою ордой!»

Долгих четыре года, 1418 дней и ночей сражался наш народ с ненавистным фашизмом. Первыми, кто принял на себя натиск врага, был гарнизон Брестской крепости. Мужественно и до последнего держали оборону защитники. Одна из надписей в крепости гласит: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина 20/VII – 41». 23 июня 1941 года, на тридцать второй день войны, в плен был взят командующий обороной майор Гаврилов, последний защитник Брестской крепости.

Враг двигался дальше. Рьяно, напористо и беспощадно. Сметая всё на своём пути, всё то, что создавалось с любовью и заботой. Фашисты не щадили никого, ни женщин, ни детей, ни стариков. Убивали, жгли, пытали, брали в блокаду.

Военная блокада Ленинграда (Санкт – Петербург) фашистами и их союзниками длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Гитлер планировал уничтожить город со всем его культурным наследием, он считал у врага не должно быть истории. Но город выстоял, благодаря не только советским воинам, но и жителям блокадного Ленинграда. Которые под постоянными бомбёжками, в условиях голода и холода, как могли, поддерживали друг друга и верили в победу над врагом.

Всем, всем, всем, совершим героический, бессмертный подвиг! Подвиг, равному которому нет! Жителям блокадного Ленинграда и его и защитникам!

Мы, живущие сегодня, никогда не сможем представить, всего ужаса того страшного времени. Голод и неимоверный холод блокады, когда в городе нет света и воды, не работает канализация. Ребятишек, которые учились вместо школ в бомбоубежищах, где уроки проходили при отрицательной температуре и замерзали чернила.

Но Вы выстояли! Вы, показали, каким должен быть человек, любящий свой город, свою Родину!

Летом мы с родителями ездили в Санкт – Петербург. Мне очень понравился город! Гуляя по городу, знакомились с достопримечательностями. На одном из домов висит табличка «Ленинградская булочная работала в течение всей блокады. Здесь страшной зимой 1941-1942 годов ленинградцы получали по карточкам 125 граммов хлеба. Для большинства из них это был единственный источник жизни...».

Вы, защитники Ленинграда и жители блокадного города пример мужества и стойкости. Низкий поклон и вечная слава Вам, от ныне живущих!

30 сентября 1941 года враг начал своё наступление на Москву. Враг занял ближние подступы, и в городе было объявлено осадное положение. В битве за Москву (30.09.1941 – 20.04.1942 гг.) победу одержали советские войска.

Шло время, в советских людях всё больше крепла вера в победу над врагом, только все вместе, единым фронтом. Воины сражались на полях боёв, тыл как мог, помогал, работал, добывал, ковал, жил в осаждённых городах, но не сдавался.

С июля по ноябрь 1942 года длилась Сталинградская битва. Бои за Сталинград были очень суровые, кровопролитные и жестокие. Советские войска проявили стойкость духа, героизм, зная, всю важность военно-стратегического значения этого сражения.

Битва на Курской дуге (5 июля – 23 августа 1943 года) вошла в историю, как самое крупное танковое сражение, проходившее на территории Европы. Огромное количество танковых формирований приняло участие в сражении. Враг был уничтожен и раздавлен. Военная инициатива полностью перешла к советской армии, и фашисты окончательно потеряли надежду на победу.

35 дней длилось освобождение Крыма (апрель 1944 года). Гитлер назвал Крым «вторым Сталинградом». По значимости эта битва не уступала Сталинградской. Самые суровые бои шли в районе Севастополя.

Белорусская наступательная операция «Багратион» с 23 июля по 29 августа 1944 года советские войска нанесли крупное поражение вражеской армии. Восполнить свои потери Германия не смогла.

Наступательная операция на Берлин – апрель – май 1945 года. Последняя крупная битва Второй Мировой войны в Европе. Советский Союз и союзники победили фашистскую Германию и освободили жителей Европы. Над Рейхстагом было поднято Красное знамя!

9 мая 1945 года на века вошло в историю нашей Родины. Закончилась Великая Отечественная война. Советский народ проявил героизм и мужество!

Непомерные людские потери, 27 миллионов погибших: военнослужащие, гражданское население в оккупации, преднамеренно истреблённые, погибло на принудительных работах в Германии, от голода и болезней, истерзано и замучено в концлагерях…цена победы в этой страшной войне. Вечная память, Вам! Низкий поклон!

Помните

(отрывок из поэмы «Реквием»)

Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет, —
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, —
о погибших
помните!

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда, —
заклинаю, —
помните!

Военный след в истории моей семьи

Нашу семью, как и большинство других Великая Отечественная война не обошла стороной. Хочу рассказать о своих родных, кто был участником тех, героических времён.

Герман Гавриил Петрович (Приложение № 1), мой прадедушка по папиной линии. Родился в 1916 году в Краснодарском крае. Был призван в ряды Советской армии во время Советско-Финляндской войны. (Школьная энциклопедия. История России XX век: Советско-финляндская война 1939-1940 гг. – военные действия между СССР и Финляндией ы период с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. Известна также как «зимняя война или «финская война»). Получил ранение в руки и был демобилизован. Вернулся домой.

Когда началась Великая Отечественная война, ушел добровольцем на фронт, определён в артиллерийские войска. Гавриил Петрович получил ранение, попал в госпиталь. В январе 1945 года вернулся в строй к боевым товарищам. В конце мая 1945 года мой прадедушка вернулся домой, Краснодарский край и продолжил службу Родине, только уже на трудовом фронте, в колхозе трактористом.

В 1990 году Гавриил Петрович скончался. Всё это рассказал мне мой папа. Сейчас у нас дома хранятся награды папиного деда - моего прадеда (Приложение № 2).

Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Память «огненных лет», ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, кого то из них уже нет с нами…

Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. Самоотверженно трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, зерно, намолоченное маленькими детскими ручонками…Дети военной поры верили в победу и, как могли, приближали ее.

Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись.

Мои прабабушка и прадедушка по маминой линии - труженики тыла, в то время они были подростками.

Магдик Екатерина Афанасьева (Приложение №3) родилась 5 июля 1926 года в селе Знаменка Алтайского края. Коллективное хозяйство в Знаменке было большое. Огромные поля, на которых выращивали пшеницу и пастбища, на них паслись отары овец.

Когда началась Великая Отечественная война, всех мужчин из колхоза забрали на фронт. Некому было работать в полях и пасти овец. Подростки, среди них и моя прабабушка, пересели на трактора. Надо было пахать землю, сеять пшеницу и убирать урожай. Все полевые работы легли на хрупкие девичьи плечи. Как позже вспоминала и рассказывала своим дочерям моя прабабушка, было тяжело и страшно. Сломается трактор в поле, вокруг никого, вылезешь из кабины, плачешь, чинить надо, никто не поможет, и ремонтируешь, как можешь.

Весной 1945 года, работали в поле, пахали, видим, скачет всадник со стороны деревни и кричит, война кончилась! Слезли мы со своих железных коней с девчонками, обнялись и заплакали навзрыд, рассказывала Екатерина Афанасьевна своим дочкам Тане и Вале, а позже внучке – моей маме.

После войны эта героическая девушка переехала в город Новосибирск, где сначала работала няней, а позже устроилась на завод, который выпускал эмалированную посуду. До выхода на пенсию моя прабабушка, Екатерина Афанасьевна трудилась на заводе, но выйдя на пенсию, тяжело заболела и умерла. Спасибо Вам огромное, Екатерина Афанасьевна, за Ваш самоотверженный труд!

Виноградов Николай Егорович (Приложение №3), мой прадедушка, родился 22 июня 1926 года, в глухой сибирской деревне – Ича, Новосибирской области. В день начала Великой Отечественной войны ему исполнилось 14 лет. Николая, как и других деревенских мальчишек, привезли в город Новосибирск, учиться в фабричном заводском училище (ФЗУ). Да и учебой это в полном смысле назвать было нельзя, ребята быстро овладели необходимыми навыками и встали к токарным станкам. На плечи подростков легла огромная ответственность: продукция завода нужна была фронту.

Многие ребята, как и мой прадедушка, были малы ростом, чтобы дотянуться до станка, вставали на деревянные ящики. Работали много и тяжело, иногда сутками не уходили с завода. Спали здесь же возле станков, на постеленных на полу фуфайках. Конечно же, было голодно, постоянно хотелось кушать.

Когда закончилась война, прадедушка еще 47 лет проработал на этом заводе. Только теперь уже он вытачивал на станках детали для сельхозтехники, комбайнов, тракторов.

За свой героический и нелегкий труд прадедушке были присвоены награды. Медаль «За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны», присвоено почётное звание «Труженик тыла».

Сейчас мой героический прадедушка живёт в городе Новосибирске, в этом году ему исполнится 99 лет. Два года назад я ездил к нему в гости со своей бабушкой - Татьяной Николаевной.

Благодаря самоотверженному труду, моих прадедушки и прабабушки

и еще сотням таких же мальчишек и девчонок победа ковалась в тылу! Низкий поклон и вечная слава, Вам – труженики тыла!

Мы, молодое поколение ни вправе забыть подвиги трудового героизма ребят, которым в годы войны было столько лет, сколько нам сейчас. Помнить и чтить уроки того страшного времени, мы обязаны! Ведь пока жива память, у нас есть будущее!

У Николая Егоровича было два старших брата Кузьма и Александр. (Приложение №4).

Кузьма Егорович Виноградов родился в 1911 году. Когда началась война, ушёл на фронт. В августе 1941 года попал в окружение под Черниговом, так оказался в плену в концлагере Аушвитц (ныне – польский город Освенцим) – комплекс концентрационных лагерей. В декабре этого же года погиб, фашисты согнали двести человек пленных в большое здание и сожгли заживо, там находился и Кузьма Виноградов.

Уже в наше время дети и внуки одной из дочерей Надежды (Надежда Кузьминична Курочкина (Виноградова), сейчас ей 85 лет), нашли следы своего героического родственника.

Александр Егорович Виноградов родился в апреле 1914 года. Боевой путь начал в 1938 году, принимал участие в боях у озера Хасан.

(«Хасан – озеро в Приморском крае на границе с Кореей, где происходили боевые действия 1-й отдельной Краснознамённой армии против японских захватчиков в период с 29 июля по 11 августа 1938 г. Японские войска, захватившие к тому времени Корею, намеревались, продолжить экспансию территорий, примыкавших к советской границе» - школьная энциклопедия «История России XX век».

Как участник Хасанских боёв награждён знаком отличия (Приложение № 5) и орденом «Боевого Красного Знамени».

В Великую Отечественную мужественно сражался с фашистами. Получил ранение. Прошёл всю войну. Награждён медалью «За боевые заслуги».

Вернулся домой. Александр Егорович был настоящим мастером своего дела. Член Коммунистической партии. По заданию партии был отправлен в посёлок Северный Новосибирской области, заниматься сельхозтехникой – начальником машинно-тракторной станции.

Александра Егоровича не стало в 1981 году.

Социологический опрос

В практической части своей работы я провел опрос среди учащихся 7-8 классов МОУ «СОШ №14». Общее количество опрошенных – 46 человек.

  1. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

  2. Есть ли в вашей семье родственники, которые воевали или работали в тылу в военное время?

  3. Хранятся ли в вашей семье предметы того времени (письма, фотографии, награды, личные вещи)?

К сожалению, мои сверстники очень мало знают о Великой Отечественной войне. На первый вопрос 20 человек (43%) дали ответ – 9 мая день Победы и не более того, 8 человек (17%) назвали дату начала и окончания Великой Отечественной войны. 3 человека (7%) назвали крупные сражения времён войны, 15 человек (32%) вообще ничего не знают. На второй вопрос большая часть опрошенных, ответила, не знаю, не интересовался. И лишь 3 (7%) человек рассказали, в семье есть родственники участники тех событий. На последний вопрос ответили, есть фотографии – 3 человека (7%), остальные 43 человека (93%) ответили – даже не интересовались.

 

Вывод

Я очень хочу, чтобы на примере моей работы, ребят заинтересовала тема «Военный след в истории моей семьи». Нет ни одной семьи, которую бы не затронула война.Собрать по крупицам частички бесценного прошлого о событиях военного времени, чтобы лучше понять, какой ценой добывалась Победа в этой страшной, бесчеловечной войне и передать память дальше. Память о войне должна жить в сердцах новых поколений.

Сегодняшнее мирное небо, свобода и независимость, всё это завоевали для нас ценой собственных жизней наши прадеды, 9 мая – великий день в истории нашей Родины и так будет всегда!

Заключение

Я с огромным интересом и трепетом собирал информацию о своих родных, работая над данной темой. Что-то мне рассказали мои родители, многое я узнал из рассказов своей бабушки и её сестры. Мой прадедушка Виноградов Николай Егорович, несмотря на преклонный возраст, рассказал свою историю. Теперь точно знаю, моя семья не осталась в стороне в то, тяжёлое время. Мои прадедушки и прабабушки воевали и трудились в тылу, каждый внёс вклад в общее дело – победу над врагом.

Старые фотографии, боевые награды, воспоминания близких и память об ушедших в вечность прадедах – это всё бесценная история моей семьи, а значит и моя.

Заканчивая свою работу, не могу не упомянуть о моём близком и родном человеке. Как и тогда в далёкие сороковые двадцатого века, моя семья не осталась в стороне и сегодня. Мой старший брат - военный и сейчас находится в зоне специальной военной операции. Со своими боевыми товарищами выполняет воинский долг, защищает нашу Родину. Я безмерно горжусь им и жду его возвращения.

Список литературы и источников

  1. Говорят погибшие герои: Письма советских бойцов против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 гг.)/ Сост. В.А. Кондратьев, З.Н. Политов. – 7-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1982. – 287с.,ил.

  2. Россия: Энциклопедический /Под ред. А.П. Горкина, А.Д. Зайцева, В.П. Карева и др. – М.: Дрофа, 1998. – 592 с.

  3. Большая историческая энциклопедия школьника – М.: Росмэн,1996. – 472 с.

  4. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.5. Курская дуга/ Сост. В. Васильев. – М.: Современник, 1990.- 622 с., фотоил.

  5. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.10. Освобождение Европы/ Сост. А. Кондратович. – М.: Современник, 1990.- 622 с., фотоил.

  6. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.9. Всё для фронта/ Сост. Е. Ионов – М.: Современник, 1990.- 622 с., фотоил.

  7. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т.11. Победа/ Сост. Г.Резниченко. – М.: Современник, 1990.- 622 с., фотоил.

  8. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 20 век. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003. – 544с., ил.

  9. Большая Российская энциклопедия: В 30 т./ Председатель Науч.-ред. Совета Ю.С. Осипов. Отв. Ред. С.Л. Кравец. Т.4. Большой Кавказ – Великий канал. – М.: большая Российская энциклопедия. 2006. – 751с.: ил.: карт.

  10. «Память народа» - государственная информационная система, Управления МО РоссийскойФедерации.

Приложение 1

 

Герман Гавриил Петрович (справа) со своим товарищем

 

Приложение 2

Наградные документа

 

 

Награды моего прадеда – Германа Гавриила Петровича

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Виноградова (Магдик) Екатерина Афанасьевна

Виноградов Николай Егорович

Виноградов Николай Егорович, 2025 год

Указом Президента Российской Федерации от 2 сентября 2024 года награждён медалью

«80 ЛЕТ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.»

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Виноградов Кузьма Егорович Александр Егорович (слева) вместе с младшим братом

Николаем Егоровичем

Виноградов Кузьма Егорович

1941 — Информация из документов о

военнопленных

 

Приложение 5

Наградные документы Виноградова Александра Егоровича

Награды Виноградова Александра Егоровича

Знак «Участнику Хасанских боёв», Орден Красного Знамени

Виноградов Александр Егорович

1945 — Награждение: Медаль

«За боевые заслуги»

Наградной лист

Просмотров работы: 12