ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность исследования заключается в рассмотрении возможности применения опыта петровского наследия для формирования образа новых районов города (например, Юго-Западного округа где находится наша школа) и разработки проекта школы с учётом знаний о влиянии геометрических форм на психику человека и размещения её в Красносельском районе города.
Цель работы создание геометрически выверенную модель/план школы, так чтобы пространство настраивало ученика на успешное обучение и уравновешивало его психику. Для этого привлечь знания о формировании архитектуры Санкт-Петербурга в соответствии с принципами Петра I, а также знания о влиянии геометрических фигур на психику человека.
Задачи:
Рассмотреть предпосылки основания Санкт-Петербурга. Исследовать этапы основания Санкт-Петербурга.
Определить влияние европейской культуры на развитие Санкт-Петербурга. Оценить значение петровского наследия для формирования новых районов города.
Разработать модель школы будущего для Красносельского района (Юго-Западного округа) Санкт-Петербурга с учётом изученного материала.
Объект исследования: Петровское наследие, Золотое сечение, воздействие различных геометрических фигур на психику человека.
Предмет исследования: практика соединения исторического наследия и современности.
Личностные мотивы обращения к данной теме объясняются моим увлечением дизайном и проектированием. Данный проект даёт возможность совместить историческую основу формирования Санкт-Петербурга, мои знания о геометрии и попытку создать школу, которая помогала бы ученикам эффективнее получать знания.
Гипотеза. Среда, в которой растёт человек, может влиять на его здоровье, самочувствие, восприятие информации, а значит на формирование личности и на его будущее. Я задумался о форме школы и где её разместить, используя опыт эпохи Петра I.
Предполагаемые результаты: использование данного проекта поможет создать прекрасную атмосферу для обучения современных школьников.
Сфера применения модели Школы будущего очень широка. Например, комфортная универсальная среда для обучения - очень привлекательна для будущих поколений и может быть использована при создании проектов новых школ в нашем Красносельском районе.
Методы исследования: анализ литературы, проведение опроса и анализ его результатов, обобщение результатов, моделирование.
Предпосылки основания Санкт-Петербурга.
Идея основания нашего великого города принадлежит Императору Петру I.
Будущий император рано проявил интерес к военному делу. Для его «потешных баталий» строились крепостные укрепления, делались оружие и амуниция. После создания собственной артиллерии, Петром был образован небольшой «флот». Уже в то время он стремился вести в бой свои корабли по морю.
Петр I взошёл на престол вместе с братом Иваном, когда ему было 10 лет. Но некоторое время настоящей правительницей была их старшая сводная сестра Софья Алексеевна, а затем мать - Наталья Нарышкина и её родственники. В 1689 году Иван официально передал власть Петру I и он вскоре смог взять управление страной в свои руки.
После этого молодой царь стал воплощать мечты о сильной державе: взял крепость Азов. начал строительство порта в городе Таганрог. Но своего флота у России пока ещё не было.
Пётр I не только отправлял молодых дворян на обучение в Европу, но и сам осваивал разные профессии. Например, он учился строить корабли, работая обычным плотником. Этим царь заслужил большое уважение людей.
Уже в то время Пётр I видел недостатки в государственной системе России. На протяжении жизни царь провёл множество реформ на благо государства и стал первым русским правителем, который стал именовать себя Императором.
2. Великое Посольство и его влияние на Реформы Петра I.
Великое посольство - дипломатическая и просветительская миссия русского двора в Западную Европу. Великими полномочными послами были назначены: Франц Яковлевич Лефорт - генерал-адмирал, новгородский наместник, Фёдор Алексеевич Головин - генерал и воинский комиссарий, сибирский наместник, Прокофий Богданович Возницын - думный дьяк, белёвский наместник. При них было более 20 дворян и до 35 учеников, среди которых находился урядник Преображенского полка Пётр Михайлов - царь Пётр I. Он следовал как бы инкогнито, но его легко узнавали по внешности и любопытному характеру. Пётр во всё вмешивался и сам часто вёл переговоры.
Посольство проехало через всю Западную Европу, включая Англию и Голландию. (Посольство направлялось в Австрию, Саксонию, Бранденбург, Голландию, Англию, Венецию и к папе римскому. Путь посольства следовал через Ригу и Кёнигсберг в Голландию, потом в Англию, из Англии посольство возвратилось назад в Голландию, а затем оно посетило Вену; до Венеции посольство не доехало.)
За время своей поездки Пётр осмотрел крепостные сооружения и устройство разных городов, быт и уклад жизни, привычки (внешний вид, манеры) европейцев. Его интересовал не только флот (строительство кораблей) и военное дело (фортификация и артиллерия), но и то как делают часы, строят мельницы, лечат зубы (медицина), чеканят монеты. Царя увлекает астрономия, картография, собирательство редкостей (кунсткамера), ценностей, произведений искусства.
Весь этот опыт лёг в основу Петровских реформ, которые коснулись всех сфер российской жизни: торговли, промышленности, образа жизни.
Например, он обложил налогом ношение бороды, желая навязать боярам европейские стандарты внешнего вида. И хотя это вызвало волну недовольства со стороны российской знати, они все же подчинились всем его указам.
С каждым годом в стране всё чаще открывались медицинские, морские, инженерные и другие школы, в которых могли обучаться не только дети чиновников, но и простые крестьяне. Петр I ввел новый юлианский календарь, которым пользуются и по сей день. Была основана первая газета, начали переводить на русский язык и печатать иностранные книги. Любопытно, что даже картофель и тюльпаны были завезены в Россию при Петре I.
Справедливости ради нужно сказать, что Петра I нередко критиковали за насильственный метод воплощения этих реформ. По сути, он насильно заставлял людей изменять свое мышление, а также выполнять задуманные им проекты.
Одним из наиболее ярких примеров этого - постройка Санкт-Петербурга, которая проводилась в тяжелейших условиях. Многие люди не выдерживали таких нагрузок и убегали. Тогда семьи беглецов сажались в тюрьмы и находились там до той поры, пока виновники не возвращались обратно на стройку.
Главным же результатом Великого Посольства в Европу стала коалиция против Швеции (коалицией Русского царства, Речи Посполитой, Дании и Саксонии). Дальнейшие события сильно изменили карту Европы.
3. Основание Санкт-Петербурга. Выбор места. Первые планы города. Окно в Европу. Воплощение идеи.
Пётр I чувствовал необходимость создания в России нового пространства с выходом к морю, дававшим возможности для развития страны. Недаром он сначала пошёл на юг, основал Таганрог на Азовском море и хотел сделать его столицей нового царства. Но Османская империя не позволила сделать это.
Тогда Молодой царь, заручившись поддержкой Европы, совершил поход на север. Эта военная кампания окончилась поражением Швеции и существенным усилением позиций Русского царства, которое получило выход к Балтийскому морю, вернуло ранее принадлежащие себе земли и было провозглашено Российской империей, а Петр I принял титул Императора Всероссийского.
16 (27) мая 1703 года на землях, совсем недавно отвоёванных у шведов, Пётр I велел заложить город, что в дальнейшем стал называться Санкт-Петербургом. Именно в этот день на Заячьем острове была заложена деревянная Петропавловская крепость. Расположение крепости позволяло осуществлять полный контроль над морем и подходящими к берегу кораблями и, при необходимости, открывать по ним огонь. Сама крепость была окружена водой, что затрудняло штурм и делало её надёжным и безопасным местом. В 1706 году в свой день рождения Пётр I начинает строительство каменной крепости.
Город необходимо было построить “с нуля”, и благодаря этому Пётр смог реализовать свои самые смелые планы. Он решил создать город по европейским образцам и принципам.
Конечно, возведение Петербурга велось под непрерывным контролем самого Петра I. Он внимательно следил за процессом строительства, внося свои поправки и предложения. Известный историк, профессор Евгений Анисимов писал: “В журналах Петра есть такое выражение: "гулял по работам", то есть даже в свободное время он прохаживался в компании со специалистами по стройке, нередко ехал с ними же на объект и обсуждал технические детали”.
Как отмечают историки, Пётр активно использовал чертежи из европейских книг, что позволяет заметить в старинной архитектуре Петербурга “голландизмы” и англицизмы”.
Пётр назвал новый город Санкт-Петербургом. Городом Святого Петра, как до этого называли только Рим. Тем самым он дал понять, что на берегах Невы возводится Новый Рим.
Создание градостроительного плана было поручено французу Жану-Батисту Леблону.
Следуя указаниям государя, Леблон поместил административную часть города на болотистом Васильевском острове. Интересно, что люди сразу стали жаловаться на климат Петербурга почти с самых первых дней. Самому же Петру такие особенности его собственного “парадиза” нравились, а неудобства - забавляли. Царь писал, что “зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям будто во время потопа сидели”. Впрочем, в основе архитектурного плана лежал голландский принцип градостроительства, что было обусловлено не только вкусовыми предпочтениями царя, но и схожестью климата.
В качестве основных строительных материалов использовались камни, которые везли издалека, и кирпич (из Голландии), использовались известь и сосны. Для укрепления насыпей использовали крепко связанные прутья.
Новый город развивается очень быстро – вскоре после строительства крепости работы ведутся и на нескольких ближайших островах. Но, по сути, все главные здания вдоль Невы были возведены на своеобразных “островах”, изготовленных из тысяч свай. В момент перехода от деревянных построек к каменным Пётр I издал указ о запрете каменного строительства по всей стране - на этом этапе материал использовался лишь при возведении зданий Петербурга.Создавая дома для себя, Пётр I отталкивался от личных предпочтений. Ему нравились скромные здания, низкие потолки, уютные помещения. Однако, в Меншиковский дворец, где царь проводил приёмы, выделялся элегантностью и изысканной роскошью, обилием украшений и декоративных элементов.
Не дожидаясь окончания застройки города Пётр I переносит столицу из Москвы в Петербург. Здесь же теперь находятся все важнейшие органы государственного управления. С 1712 по 1918 годы Санкт-Петербург - столица России.
Работы на Васильевском острове были такого грандиозного масштаба, что Петр I не застал их окончания, как и архитектор Леблон. Его детище – Петербург приобрел свой окончательный облик новой столицы уже после его смерти. И этот облик стал заметно отличаться от первоначальных «островных» проектов царя.
Современный Петербург - «Все флаги в гости будут к нам.» Современные районы, использование опыта петровского времени.
Как писал Александр Сергеевич Пушкин, на берегах Невы, «природой было суждено в Европу прорубить окно, ногою твёрдой встать при море, сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам, и – запируем на просторе». Простор… Ни что не Земле не даёт такого ощущения простора, помноженного на ощущение свежести, как море. Именно этим город Петра отличается от других городов России.
Словосочетание «окно в Европу» Пушкин заимствовал у венецианского купца Франческо Альгаротти, который побывал в молодой столице Российской империи в 1739 году. В своём «Письме из России» итальянец написал: «Петербург — это окно, через которое Россия смотрит в Европу». И через это окно в Россию врывался свежий морской ветер, избавляя русские покои от спёртого воздуха.
Поразительно, но даже в наши дни, через три с лишним века Санкт-Петербург продолжает развиваться в соответствии с планами, что некогда были намечены его основателем. Наш город можно по праву назвать сокровищем России. В нём соединяются красота и история. Он может нравится, очаровывать или вызывать удивление, но никого не оставляет равнодушным.
Очевидно, что современное поколение должно перенять заветы Петра 1, его энергию, любознательность, любовь к своей стране.
Наш Красносельский район выходит к берегу Финского залива. Это уникальное расположение даёт массу преимуществ и возможностей современным архитекторам развить потенциал, который Пётр I видел в этом регионе.
Современное градостроительство должно ориентироваться на право человека на личную сферу, участие в общественной жизни и, одновременно, контакт с природой. Прибрежная зона Красносельского района даёт возможность воплотить эту задачу. Благоустройство прибрежных территорий могло бы реализовать идеалы Петра Великого: просторные набережные, широкие «першпективы», парковые зоны.
Прибрежные зоны Красносельского района – место, где очень много молодых семей. Выходы к Водному пространству могли бы использоваться не только как прогулочные зоны для отдыха. Для современного общества на первое место выходите пропаганда здорового образа жизни. чтобы поддержать эту идею необходимо устраивать дорожки для бега, роликов, велосипедов, которые зимой могут становиться трассами для беговых лыж. Нужны футбольные поля, которые зимой станут катками и хоккейными коробками. У залива можно организовать площадки для пляжного волейбола, зоны для катеров (катание на доске с парашютом) и виндсёрфинга (катание на доске с парусом). В нашем районе много школ и было бы здорово развивать и строить яхт-клубы для учебных морских секций. Там дети могли бы проводить время не только с весны до осени, но и зимой, ремонтируя или изучая парусный и гребной спорт.
Пётр считал, что вода должна давать жителям Петербурга невероятное транспортное преимущество. Недаром на первых проектах города вместо улиц были каналы. Имея «у порога» Финский залив, для жителей и гостей Красносельского района можно было бы организовать водное сообщение с центром города в летний период. Это помогло бы решить не только проблему пробок, но и сделать Красносельский район привлекательным для туристов.
Петровский подход к планированию, до сих пор является основополагающим для современного градостроительства. Как и при основании города, сейчас план новых районов создаётся с учётом меняющихся условий и современных потребностей.
Пётр I уделял огромное внимание образованию. Во время изучения архитектурного наследия и принципов градостроительства того периода возникла идея создания проекта школы будущего. В основу замысла легли наши знания в области геометрии и понимание, что именно новые районы города нуждаются в уникальных образовательных учреждениях.
Задумавшись над этим вопросом, я предположил, что на тему создания проекта новой современной школы можно посмотреть глазами Петра I. Для этого нужно определить её положение в соответствии с идеалами царя-реформатора, а к организации пространства с точки зрения влияния архитектурных форм на психику человека. Таким образом, ещё одной целью работы было создать геометрически выверенный план школы будущего, так чтобы пространство настраивало ученика на успешное обучение и уравновешивало его психику. Благодаря использованию знаний о свойствах геометрических фигур и их влиянии на психику человека, получился проект здания, отвечающего представлениям о гармонии. В этом пространстве учёба может стать не трудной рутиной, а насыщенной творчеством и событиями жизнью.
5. Разработка модели «Школы будущего» в Красносельском районе Санкт-Петербурга на основе изученного материала.
Между разрабатываемым нами проектом и реальной действительностью должна существовать живая и взаимная связь. На этом этапе мы даём лишь общее зонирование объектов, а окончательная форма будет найдена в зависимости от обстоятельств. Наша цель состояла в том, чтобы приспособить геометрические формы для конкретных целей, зная какую функцию каждый корпус нашей школы будет выполнять.
Для своего проекта мы выбрали форму круга. В Геометрии это самая гармоничная фигура. С самых древних времён круг символизирует баланс, вечность, совершенство, бесконечность. Круг использовался как средство защиты от злых духов. Это идеальная природная форма. Ещё у первобытных людей это символ Солнца и Луны. На практике такая форма поможет создать сбалансированное пространство, которое можно использовать для образовательных целей. Исследования говорят о том, что именно круглая форма помогает одновременно сконцентрировать и сбалансировать энергию. Люди, находящиеся в подобном пространстве, будут испытывать внутренний баланс и уверенность в собственных силах, что, конечно, будет способствовать успешному усвоению информации.
Центральный корпус, перекрытый прозрачным куполом, будет играть роль общественного пространства, разделённого на разные зоны. Там можно разместить: гардероб; амфитеатр для встреч, собраний, выступлений; кафе/столовую; открытую библиотеку с книгами, компьютерами и настольными играми; зону отдыха с теннисными столами; зону для медитации. Такой атриум будет способствовать созданию в школе дружелюбной творческой атмосферы.
Восемь круглых в плане корпусов будут соединяться с основным зданием проходами в форме лучей. А между собой - переходами в форме труб. Крыши этих зданий будут сделаны в зависимости от назначения корпусов - полусфера, и конус. Там могут находиться администрация школы, учебные классы, научные лаборатории, обсерватория, спортивный/тренажёрный зал, ботанический сад, творческие мастерские для разных специальностей, жилые помещения для студентов и преподавателей.
Вокруг здания можно разбить парк с игровыми и спортивными площадками, стадионом, беговыми и велодорожками, зонами для творческих встреч и пикников. Там можно отвести участок земли под огород для учеников, изучающих естественные науки (биологию).
В плане проект нашей школы напоминает солнце. Это не случайно. Известно, что солнечная энергия является источником жизни. С другой стороны, как воспоминание о личности Петра I, вдохновившего данное исследование, можно сказать, что форма похожа на штурвал корабля. И то, и другое можно считать удачным образом для передачи образовательной идеи школы будущего! Наша Школа Будущего может стать источником знаний, центром, где раскрываются и развиваются таланты учеников.
Я предлагаю разместить нашу Школу в прибрежной части Красносельского района в парковой зоне.
Список использованной литературы.
Веневитинова М. А. Русские в Голландии. Великое посольство 1697-1698 г. -М.: Типография и Словолитня О.О. Гербека, 1897 г.
Гидион З. Пространство, время, архитектура. - Москва, «Стройиздат», 1984
Лупов С. П. История строительства Петербурга в первой четверти XIX века. - изд. Академии Наук, Москва-Ленинград, 1957 г.
Пыляев М. И. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания 1889 года. - Издательство «Титул», Ленинград, 1990 г.
Санкт-Петербург, Петероград, Ленинград. Энциклопедический справочник. - Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 1992 г.
Интернет источники и иллюстрации (С)
https://pikabu.ru/story/gorodostrov_gorod_mechta_pervyie_proektyi_sanktpeterburga_6828598?ysclid=lcs0ijntdf610456219
https://pantv.livejournal.com/1439450.html?ysclid=lcpx2dm9oe186524656
https://interesnyefakty.org/interesnye-fakty-o-petre-1/
https://rodinananeve.ru/rossijskaya-imperiya-dve-sudby-dve-stoliczy/
https://homius.ru/zolotoe-sechenie-v-arhitekture.html
Новиков Д. «Исследование влияния пространственных архитектурных форм на психику человека» https://www.aum.news/nauka/4309-sakral-naya-geometriya-vliyanie-formy-na-cheloveka-i-prostranstvo-chast-1