Введение
Миллиарды людей живут на планете. И в миллионы семей объединены они. Каждый из нас, родившись, ещё не имея имени, уже чей-то сын или дочь, внук или внучка, брат или сестра, каждый с рождения принадлежит семье. И каждая семья особенная, не похожая на другую.
Семейное генеалогическое дерево - это тот опознавательный знак, в котором заключены отличия этой семьи от других. Это наши корни- центр, ядро, в них сила молодости, энергии, пытливого ума! А вокруг тесно переплетающиеся веточки - символы единения наших рук, наших мыслей, тепла родного плеча близкого человека.
Моя семья- моя гордость, пример и опора! А что объединяет эти семь "я" в семью? Много всего: любовь, доверие, взаимопонимание, общие заботы, интересы, увлечения. Сплочённость моей семьи - это наша уникальность и наша гордость.
«Знание истории семьи, рода заставляет вспоминать о традициях, фамильной чести, трудолюбии, с детства учит с любовью и почтением относиться к старшим в семье, помогать им.
В своих трудах П. Флоренский определил целостную программу на поддержание «человеческого фактора» ныне живущим:
«Надо чувствовать за собою прошлое, культуру, род, Родину.
У кого нет рода, у того нет и Родины, и народа. Без генеалогии
нет патриотизма…».
В силу воспитания, основанного на почитании предков, уважении семейных традиций и сохранении памяти о прошлом, человек в своей жизни обязан стремиться стать достойным предков и не уронить чести рода. Девиз такого воспитания может быть сформулирован так: каждый потомок должен гордиться своими истоками, но одновременно и помнить, что лично у него в историческом прошлом нет никаких заслуг или вины. Человек сам определяет свое место в генеалогической структуре рода, отношение к своим предкам через изучение родословия на основе генеалогических знаний и постепенно начинает осознавать собственные задачи как потомка рода во взаимосвязи со своими предками для накопления и передачи родовой информации потомкам.
Исследование истории семьи – это занятие, которое способствует обогащению исторического знания о становлении и защите Отечества, конкретных личностях, участвовавших в развитии страны (формировании науки, культуры, отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, сохранении памяти о предках современниках и подготовке родовой информации для передачи потомкам). В результате происходит осознание преемственности поколений, единства семьи, ветвей рода, народа, Отечества.» (ред. «Методические рекомендации, «Как написать историю семьи?» А.В. Гусев)
Я со своими родителями, бабушками и дедушками провела небольшое домашнее исследование.
К методам родословного исследования относятся:
- сбор первичной информации о представителях семьи;
- проведение опроса родственников;
- изучение научных, литературных и иных информационных материалов;
- реконструкция генеалогических ветвей и их соединение с современными родословными;
- сбор и изучение материала по истории населённых пунктов, мест проживания, учебы, работы, отдыха, где жили представители рода;
- сопоставление собранного по персоналиям материала с историческим контекстом и др.
Основная часть
Вместе с родителями, бабушками и дедушками, тетями и дядями мы насчитали более 50 человек только самых близких родственников, о которых у нас есть хотя бы какая-то информация. Чтобы разобраться в этих семейных ветвях мы поставили для себя цель – нарисовать мое генеалогическое дерево.
Задача оказалась совсем непростой, но у нас в семье сохранилась основа- генеалогическое дерево (см. рисунок 1), которое было сделано моей мамой 25 лет назад. На этом дереве, самой верхушке кроны дерева моя мама- Панина Дарья, на тот момент ученица 2 «б» класса.
Рисунок 1. Генеалогическое дерево (по маминой линии)
А вот папину часть дерево мне необходимо было нарисовать самой (см. рисунок 2) с помощью папы и бабушки.
Рисунок 2. Генеалогическое дерево (по папиной линии)
В результате у меня получилось два дерева двух семей, плодом слияния которых стала я- Попович Ксения Сергеевна, ученица 1 «г» класса гимназии Эврика (рисунок 3).
Рисунок 3. Общее генеалогическое дерево
Собирая и анализируя данные для генеалогического дерева, мы находили много сведений, и чтобы сохранить основную информацию, мы с дедом и папой составили таблицу с краткой информацией о всех ближайших о родственниках (см. таблицу 1).
Таблица 1. Краткая информация о всех родственниках, изображенных на генеалогическом дереве.
|
степень родства |
Фамилия, имя, отчество |
дата и место рождения |
Адрес проживания, место работы |
|
Родственники по материнской линии: |
|||
|
прапрадед |
Панин В. |
Жили в с. Фунтики, Топчихинского района, Алтайского края Погиб на войне. После войны жила в г. Барнаул |
|
|
прапрабабушка |
Панина В. И. |
||
|
прапрадед |
Соловьев М. |
До войны жил с. Молостово, Торопецкий район, Великолукской области В 1941 году эвакуирован с семьей (11 детей) на Дальний Восток. Жили и работали в п. Агние-Афанасьевск Ульчского района, с 1955 года жили в п. Кенада Ванинского района Хабаровского края |
|
|
прапрабабушка |
Соловьева К. |
||
|
прадед |
Панин Г.В. |
1927 год, с.Фунтики, Топчихинского района, Алтайского края |
Ветеран ВОВ. Награжден медалью «За отвагу», медалью «За победу над Японией», орденом Отечественной войны 2 степени. После войны работал шофером в Тумнинском прииске п. Кенада Ванинского р-на Хабаровского края. Умер в 2000 году. |
|
прабабушка |
Панина (Соловьева) Н.М. |
1929 год, с.Молостово, Торопецкий район, Великолукской области |
В 1941 году эвакуирована с семьей на Дальний Восток. Вышла замуж 3 мая 1951 года. С 1956 года жила в п. Кенада Ванинского р-на Хабаровского края и работала бухгалтером – контролером Сбербанка. Ветеран Труда. Умерла в 2007 году. |
|
дед |
Панин В. Г. |
1968 год, п.Высокогорный Ванинского района Хабаровского края |
Окончил школу в п.Кенада, затем Уссурийское высшее военное командное училище, служба в г. Шимановске, пенсионер ФСБ |
|
Двоюродная бабушка |
Шиляева (Панина) Г.Г. |
1952 год, рудник Афанасьевска, п.Агне- Афанасьевск, Ульчского района, Хабаровского края |
Жила в г. Комсомольск-на-Амуре, работала в редакции газеты «Дальневосточный Комсомольск». Умерла в 2008 году. |
|
прабабушка |
Афанасьева (Мельникова) В.А. |
1946 г. станция Звезда, Куйбышевской области |
вышла замуж 31 июля 1965 года, главный бухгалтер Тумнинского прииска п. Кенада. Ветеран труда Умерла в 2008 году |
|
прадед |
Афанасьев А.П. |
1939 год г.Чапаевск, Куйбышевской области |
Инженер Тумнинского прииска п. Кенада Ветеран труда Умер в 2009 году |
|
бабушка |
Афанасьева Н.А. |
1969 год г.Чапаевск, Куйбышевской области |
Окончила школу в поселке Кенада, затем Комсомольский педагогический институт, Пенсионер ФСБ |
|
Двоюродная бабушка |
Афанасьева О.А. |
1966 года г.Чапаевск, Куйбышевской области |
Главный эксперт Центрального банка Российской Федерации |
|
Двоюродная бабушка |
Афанасьева Е.А. |
1978 г. п.Высокогорный Ванинского района Хабаровского края |
Завод «Полимер» г. Чапаевск Самарской области. |
|
Родственники по отцовской линии: |
|||
|
прапрапрадед |
Василихин С. Н. |
1899/1969 Могилевская область |
Кемеровская область, Ижморский р-н; Хабаровский край, район им. Лазо, станция Кругликово |
|
прапрапра-бабушка |
Василихина (Щучкина) Л. А. |
1897/1976 Могилевская область |
Кемеровская область, Ижморский р-н; Хабаровский край, район им. Лазо, станция Кругликово |
|
прапрадед |
Кулишов П. И. |
1915/1990 |
|
|
прапрабабушка |
Василихина А.С. |
1917/1987 Кемеровская область |
Кемеровская область, Ижморский р-н; Хабаровский край, район им. Лазо, станция Кругликово; г. Хабаровск. Работник колхоза |
|
прапрадед |
Попович А. В. |
1906/1944 Закарпатская область |
с. Россошь, Закарпатская область, Украинская ССР. Работник колхоза |
|
прапрабабушка |
Попович (Мигович) М.Д. |
1911/1968 Закарпатская область |
с. Россошь, Закарпатская область, Украинская ССР. Работник колхоза |
|
прадед |
Попович В.А. |
1942/2008 Закарпатская область |
Дедушка (в Хабаровске): Школа милиции. Начальник милиции на Лене (река) станция Лена, город Усть-Кут. Перевели в город Железногорск. Потом Братск. И в Закарпатье работал. Потом в Хабаровске работал в Аэропорту, в наземной службе. |
|
прабабушка |
Василихина Г. П. |
1949 год, Кемеровская область Ижморский р-н |
в 1 год 4 месяца перевезли в Хабаровский край, станция Кругликово. Переехали в Хабаровск, познакомилась с прадедом, когда он учился в школе милиции. Окончила школу (8 классов), торговое училище (продавец продовольственных товаров), Лесотехнический техникум. Работала продавцом в ЦУМе. Потом на центральном рынке, а после в хлебобулочном (до 70-ти лет). |
|
бабушка |
Попович Л. В. |
1969 год г. Хабаровск |
Окончила 43 школу, Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта, инженер, специальность «Строительство железных дорог». Работник в сфере торговли. |
|
дедушка |
Никишин А. С. |
1969 год Забайкальский край |
Водитель строительной техники |
|
дядя |
Попович П.А. |
2004 год г. Хабаровск |
Школа «Успех», моторист в МЧС России |
Я обратила внимание на большое разнообразие профессий в своей семье:
-водитель бульдозера
-водитель бензовоза
-главный бухгалтер
-экономист
-санитар
-военнослужащий
-педагог
-радиотехник
-инженер-проектировщик
-инженер- ж/д путей сообщения
-милиционер
-работник колхоза
-работник сберкассы
-работник завода боеприпасов
-воспитатель
-связист
-программист
-моторист МЧС
Я очень удивилась тому, что ни одна профессия не повторялась. Каждый из моей семьи задал свое направление, выбрал свои путь, свою дорогу в жизни.
Но еще больше меня удивило то, что мои предки из Украины, Белоруссии, Западной части России и Сибири в разное время, при разных обстоятельствах оказались на Дальнем Востоке: кто-то бежал от страшной войны, кто-то переехал уже в послевоенное время на освоение дальневосточной территории.
Вместе с бабушкой и дедом мы сделали карту-схему миграции моей семьи (см. рисунок 4).
Рисунок 4. Карта-схема миграции моей семьи
Но без этих решений о переездах ведь не было бы меня? Ведь именно там, на Дальнем Востоке, познакомились мои родители и в городе Хабаровске родилась-Я. Город Хабаровск- моя малая Родина!
Посмотрев на карту- схему миграции моей семьи за последние 100 лет, я поняла- что у меня есть не только моя малая Родина, но и Моя большая Родина, которая растянулась от Белоруссии до Дальнего Востока!
Заключение
Целью моего проекта стало знакомство с историей моей семьи. Очень много информации от родителей, бабушек и дедушек для меня были новой и интересной.
Чтобы не повторять ошибок прошлого, мы должны помнить свою историю, передавая от отца к сыну, от матери к дочери, потому что хватит даже одного поколения, чтобы забыть свою историю.
А самое главное- эта работа подарила мне много совместно проведенного времени с моей семьей. Мы много смеялись и шутили, когда вырезали картинки из газет и журналов, разбирали старые фотографии. Звонили родственникам в разные уголки нашей страны и не только, собирали информацию и общались.
Семья — самое главное в жизни для каждого человека.
Семья — это близкие и родные люди, те, кому желаем добра и счастья, кого любим, с кого берем пример, о ком заботимся. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению!
Семья- это семь «я»!
Список используемых источников и литературы
1. Гусев А.В. Методические рекомендации «Как написать историю семьи»/, Москва,2020 г, Первый московский город родословных семей 75-летию Великой победы. Народная история семьи.
2. Калистратова Э.А. Изучаем историю своего рода / Учебно-справочное пособие. – Екатеринбург: Форум-книга, 2007
Источники:
http://www.dtkrupskoy.ru/images/eo/5/А.В.%20Гусев%20Как%20написать%20историю%20семьи.pdf
https://урок.рф/library_kids/istoriya_moej_semi_180457.html
https://nuriman.pro/news/obshhestvo/2023-05-16/semya-samoe-glavnoe-v-zhizni-dlya-kazhdogo-cheloveka-3259902