Введение
Воспитание молодёжи в духе патриотизма является одной из основных задач сегодняшнего дня. Это сложный процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Особенности воспитания патриотизма у молодёжи – это воспитание положительного отношения молодого поколения к истории и современности родного края, к подвигам и героизмам отцов и дедов в великой отечественной войне.
В этом году вся наша страна отмечала 80 годовщину победы в Великой Отечественной войне. Великая Отечественная война (1941–1945) стала одной из самых трагических и героических страниц в истории Советского Союза. Миллионы людей встали на защиту Родины, проявляя мужество, стойкость и самопожертвование. Подвиги героев войны – это не только истории личного мужества, но и свидетельства несгибаемого духа народа, готового отдать всё ради свободы и жизни будущих поколений.
Подвиг капитана Гастелло стал важной частью исторической памяти России, прежде всего в контексте Великой Отечественной войны. Его знаменитый акт самопожертвования во время битвы с фашистскими войсками стал символом мужества и стойкости советских солдат.
О подвиге капитана Гастелло и его экипажа написано всего пару предложений в учебнике по истории в 10 классе. А ведь это был не единичный случай самопожертвования для спасения своей страны и тех, кто остался жить после войны. Современное подрастающее поколение должно знать о подвигах своих дедов и учиться на их примере.
Цель моего исследования: Изучение обстоятельств героического поступка советского лётчика Н.Ф. Гастелло и оценка значимости его подвига для истории Великой Отечественной войны.
В этом докладе я постарался изучить жизнь капитана Гастелло, его военные достижения, обстоятельства подвига, а также влияние этого события на последующие поколения россиян. Я проведу анализ, освещающий как исторические, так и культурные аспекты данной темы.
2. Исторический аспект.
2.1. Великая Отечественная война
Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году, вылилась в один из самых катастрофических конфликтов в истории человечества. Советский Союз столкнулись с фашистской Германией, которая стремилась захватить обширные территории Восточной Европы. В это время также происходит формирование советской армии и предоставление ей необходимых ресурсов для противостояния агрессору.
Июнь и июль 1941 года были одними из самых трагических месяцев Великой Отечественной. В первую очередь потому, что советские войска были вынуждены отступать в глубь своей территории. И для солдат, и для мирных граждан это было шоком. Среди тех, ценой своей жизни сдерживал напор германских войск, были и экипажи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка, в котором служил капитан Гастелло.
И первые же сражения обернулись для них большими потерями. Бомбардировщики летали без истребительского прикрытия. Тяжелые «ДБ-ЗФ», предназначенные для бомбардировки с большой высоты крупных объектов в тылу, были уязвимы при нанесении ударов по танковым колоннам на небольшой высоте. По некоторым данным, потери доходили до 15 погибших экипажей в день.
Но танковые колоны фашистов, рвущихся к Москве, нужно было остановить любой ценой. Уже 24 июня оставшиеся лётчики и самолёты полка были объединены в две эскадрильи. Командиром 2-й стал капитан Николай Францевич Гастелло, опытный лётчик, у которого за плечами были сражения за Халхин-Гол и Финская война.
2.2. Биография капитана Гастелло
Николай Гастелло родился в семье Франца Павловича Гастыла из деревни Плужины (Беларусь), который в 1900 году пришёл на заработки в Москву. Здесь его фамилию стали произносить на московский манер — «Гастелло». Работая на железной дороге литейщиком, Гастелло – старший встретил будущую жену Анастасию Семёновну Кутузову, которая тогда трудилась в швейном цехе. 6 мая 1907 года в молодой семье родился первенец – Николай, а через несколько лет появился и второй сын Виктор.
В 1915—1918 гг. Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище имени А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию, но в следующем году вернулся в Москву в своё училище, где проучился до 1921 года.
Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра.
В 1924 году семья Гастелло переехала в Муром, где Николай поступил слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Н. Ф. Гастелло окончил школу. В 1930 году семья Гастелло вернулась в Москву и Николай поступил на работу на «Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая».
В мае 1932 года по специальному набору призван в Красную армию. Отправлен на учёбу в военную авиационную школу пилотов в город Луганск, которую закончил в декабре 1933 года.
В 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе в должности командира звена. Участвовал в Финской войне 1939 – 1940 года уже в должности заместителя командира эскадрильи.
В 1940 году Николай Гастелло получил звание капитана. Начало войны капитан Гастелло встретил в Смоленске.
3. Подвиг капитана Гастелло
3.1. Пять долгих дней войны.
При имени капитана Гастелло все вспоминают его огненный таран на пятый день войны, но и все предыдущие дни с не меньшим мужеством летчик принимал участие в нанесении ударов по вражеским войскам.
Малоизвестный факт героизма капитана Гастелло – ранним утром 24 июня 1941 года, когда на аэродроме Боровское инженеры, техники и младшие авиаспециалисты напряженно готовили свои бомбардировщики к выполнению боевого задания, послышался пронзительный вой сирены. Возле аэродрома пролетел одиночный бомбардировщик Ю-88, который совершал разведку в направлении на Смоленск. Через несколько минут вражеский бомбардировщик появился с противоположного направления и, пролетая вблизи аэродрома, открыл с малой высоты пулеметный огонь изо всех своих огневых установок по нашим самолетам. Командир 4-й эскадрильи капитан Николай Францевич Гастелло отважно бросился к бомбардировщику, вскочил на верхнюю турельную установку и длинной пулеметной очередью ударил по штурмовавшему аэродром врагу. Подбитый «юнкерс» вынужден был пойти на снижение и приземлился на колхозном поле. Но главный свой подвиг Гастелло совершил 26 июня 1941 года.
3.2. Бессмертный подвиг.
Согласно документам Центрального архива Министерства обороны РФ, 26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Ф. Гастелло, состоящее из двух дальних бомбардировщиков ДБ-3Ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьёв, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьёва не сохранились).
Бомбардировщики настигли немцев в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Был нанесен бомбовый удар по заправляющимся танкам и заправщикам. Сбросив бомбовый запас, самолеты развернулись и снизившись до высоты 600-800 метров, атаковали противника с нижних пулемётных установок. Самолёты уже уходили в сторону аэродрома, как один из них был подбит зенитным снарядом и загорелся. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть. Теряя высоту, ДБ-3Ф развернулся и врезался в колонну противника.
Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который стал образцом героизма и самопожертвования.
Согласно рапортам Воробьёва и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолёта и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.
25 июля 1941 года командиром 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитаном Лобановым и военным комиссаром полка полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза.
Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Герой Советского Союза (посмертно).
4. Влияние подвига на советское общество
4.1. Формирование культурного кода
Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в советских средствах массовой информации. Впервые о нём было публично упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро.
На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко и П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года.
Некоторые журналисты, в спешке, не изучив обстоятельства совершенного подвига, писали статьи далекие от истины. Поскольку упоминалось только имя летчика, многие решили, что Гастелло летал на одноместном истребителе. Дальше появилась легенда о том, что капитан Гастелло во главе эскадрильи вел воздушный бой и когда его истребитель загорелся – направил его на вражескую колонну.
Писали, что Н.Ф.Гастелло первым применил огненный таран в Великой Отечественной войне. Да, капитан Гастелло был не первым геройским летчиком. Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик М. А. Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол. Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут. Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года. Мы помним их имена и их бессмертный подвиг.
В тот день капитан Гастелло был не один в своем бомбардировщике, вместе с ним шагнул в бессмертие и его многонациональный экипаж: русский стрелок-лейтенант Григорий Скоробогатый, украинец штурман лейтенант Анатолий Бурденюк и ненец стрелок-радист старший сержант Алексей Калинин. Долгое время экипаж оставался «в тени» подвига своего командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).
Все эти неточности не умоляют значение подвига экипажа под командованием капитана Гастелло. Их подвиг стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло — нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов (самолётом самолёта), 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими лётчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Следует также отметить, что ряд советских пилотов таранили врага не один раз: 34 лётчика применяли воздушный таран дважды, четверо — Л. И. Борисов, В. И. Матвеев, Н. И. Терёхин, А. С. Хлобыстов — трижды, а Б. И. Ковзан — четырежды.
После войны приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков. Подвиг капитана Гастелло вдохновлял множество людей, создавая образ «героя народа», готового на самопожертвование ради общего блага. Это стало основой для формирования советского культурного кода: готовность самоотверженно защищать свою Родину и отдать жизнь за ее светлое будущее. Изменилось восприятие солдата в обществе как защитника Отечества.
4.2. Воспитание молодежи
События, связанные с подвигом Гастелло, включались в школьные программы и идеологические кампании. Подвиг служил примером для молодежи, способствуя формированию патриотических ценностей. О подвиге капитана Гастелло в каждой школе знали все – от первоклассника до выпускника. Его именем называли пионерские лагеря, поселки и села, улицы в городах, парки отдыха и скверы. По всей стране устанавливались памятники героям, возле которых устраивали торжественные сборы и памятные мероприятия.
5. Анализ проблем и вызовов
Одной из основных проблем современных исследователей и историков является сохранение исторической памяти о таких героях, как Гастелло. Нужны инициативы, направленные на то, чтобы молодое поколение знало о подвиге.
Современное общество сталкивается с вызовами в прививании интереса к военной истории. Часто важные фигуры и события оказываются забытыми в массах развлекательного контента.
Подвиги советских солдат, в том числе капитана Гастелло, становятся объектом споров о морали войны и ценности жертвенности. Таким образом, необходимо провести балансированный анализ подвигов, уважая историческую правду и принимая во внимание современные моральные ценности.
6. Будущее развитие и возможные решения
Понимая важность патриотического воспитания молодежи, руководство страны делает много усилий в этом направлении. Что можно предложить для усиления патриотизма в наше неспокойное время?
Включение исторических фактов, связанных с подвигом Гастелло, в образовательные программы поможет формировать у молодежи понимание значимости этих событий. Разработка мультимедийных материалов, лекций и курсов может вывести изучение этой темы на новый уровень.
Проведение акций, посвящённых подвигу Гастелло, может способствовать популяризации военной истории. Создание памятников, проведение реконструкций боевых событий и соревновательных мероприятий может привлечь молодежь к изучению и уважению к своей истории.
Сотрудничество между историками, педагогами и медиа может обеспечить создание ценных и достоверных материалов, которые эффективно донесут информацию о подвигах, подобным подвигу капитана Гастелло, до широкой аудитории.
Заключение
Подвиг капитана Гастелло стал одним из ярких символов мужества и самопожертвования в истории России. Его жизнь и действия во время Великой Отечественной войны вдохновили многие поколения. Однако, несмотря на его известность, важно продолжать работу по сохранению исторической памяти и формированию патриотических ценностей у молодежи. Только так мы сможем сохранить наследие нашего народа и обеспечить, чтобы подвиг такого величия, как подвиг капитана Гастелло, не был забыт.
Я тоже решил внести посильный вклад в сохранении памяти о подвиге капитана Гастелло. Я занимаюсь в кружке 3D моделирования, на занятиях которого мною была создана модель бомбардировщика Гастелло ДБ-3Ф. Используя данную модель, я сделал трехмерную реконструкцию подвига Гастелло. Это видео было показано на патриотических классных часах, на уроках истории и торжественных мероприятиях, проводимых в нашей школе. Посмотреть данное видео можно по ссылке: https://disk.yandex.ru/i/Ff_LAET78m4DJA
Список использованных источников информации
Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг народа» (архивные материалы ЦАМО).
Гастелло Виктор Францевич. Память народа. pamyat-naroda.ru.
Портал История РФ https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/podvigh-gastiello
Яковлев Ю. Я. Друг капитана Гастелло. — Москва, 1963.
Карпенко В. Подвиг Гастелло
Скрипко Н. С. По целям ближним и дальним. — М. : Воениздат, 1981