Предпосылки начала специальной военной операции

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Предпосылки начала специальной военной операции

Блезнаков М.Д. 1
1МБОУ "Черноголовская СОШ"
Вакина С.А. 1
1МБОУ "Черноголовская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время человечество совершает самый крутой поворот в своей истории. «Рушится однополярный мир, основанный на гегемонии США, которые так и не смогли обеспечить стабильность и безопасность на Земле, — пишет Л. Ивашов. — Планета на пороге радикального пересмотра принципов глобального мироустройства» [1]. Как показывает история, это обычно ведет к росту международной напряженности, военным конфликтам и мировым войнам. Современная цивилизация находится сейчас именно в таком состоянии. Происходящее ныне обострение международной военно-политической напряженности связано со сменой технологических и мирохозяйственных укладов, вековых циклов накопления и глобальных игроков на мировой арене. Надо сказать, что после крушения Советского Союза США оказались единственной сверхдержавой, которая благодаря своему превосходству в экономической, финансовой, интеллектуальной, научно-технической и военной сфере заняла господствующее положение в мире. Нынешнее обострение международной ситуации показывает, что эпоха господства США как единственной сверхдержавы заканчивается. Поэтому Соединенные Штаты стремятся сохранить свое лидерство путем развязывания мировой войны. В сложившейся ситуации новые вызовы и угрозы для России весьма серьезны. «Противостояние с Западом на Украине, в Арктике, угрозы с Востока, хаос на Ближнем Востоке, напор радикального ислама в Средней Азии и на Кавказе, Украинский кризис, — подчеркивает Л. Ивашов, — лишь малая часть этой геополитической борьбы. Битва идет не за Украину, а за Россию, за Русский мир, за будущее всего человечества. В этой борьбе США пойдут на все, чтобы не дать возродиться России и возглавить процесс строительства нового миропорядка — более справедливого и безопасного.

Я выбрал эту тему в связи с её современностью и по сей день для любого человека—патриота своей страны. Важно освещать данную тему с целью предотвращения искажения информации, фактов предпосылок СВО, а также воодушевления людей вставать на защиту своей Родины. Мой проект можно освещать на уроках истории 11 класса и на внеклассных занятиях с 9 по 11 классы.

Цель: Изучить и проанализировать предпосылки начала СВО.

Задачи:

1)Изучить внешнюю политику президентов Украины по отношению к России и западу.

2) Изучить внутреннюю политику президентов Украины.

3)Разработать критерии сравнения политики руководителей страны и составить таблицы

4) Сделать выводы

Гипотеза: специальная военная операция России на Украине была неизбежна.

Основная часть.

Раздел первый. Внешняя политика президентов Украины

Кравчук Л. М. (1991 -1994)

После подписания «Беловежских соглашений» Украина стала независимым государством. Если для России отношения с Украиной имели приоритетное значение и в 1992—2004 годы отношение России к Украине определялось стремлением к укреплению межгосударственной интеграции между двумя государствами, то фактически все украинские лидеры постсоветского периода, от Кравчука до Януковича, так или иначе стремились к сближению и присоединению своей страны к евроатлантическим структурам. Темпы этого процесса, однако, зависели не от самой Украины, а от Евросоюза и НАТО, которые в 1990-е и начале 2000-х годов не спешили открывать свои двери для Украины. Поэтому вплоть до 2004 года, пока вопрос о присоединении Украины к военно-политической структуре НАТО не был положительно решён в США, Украина проводила политику сближения с Россией, чтобы, во-первых, иметь возможность получать российские энергоресурсы по сравнительно низким ценам и сбывать свою продукцию на российском рынке, а во-вторых, используя опасения западных лидеров по поводу потенциального сближения Украины с Россией, добиваться смягчения их позиции по отношению к Киеву. 23 июня 1992 года президенты Борис Ельцин и Леонид Кравчук подписали в Дагомысе соглашение «О дальнейшем развитии межгосударственных отношений». При этом лидеры обоих государств подверглись резкой критике со стороны радикально настроенной общественности. В России многие считали, что этим «позорным договором» российское руководство окончательно отказывается от Крыма и от поддержки русскоязычного населения на Украине. На Украине высказывалось недовольство тем, что в документе не было отражено требование вывода с украинской территории российских военных баз.

В целом, общеевропейская политика в отношении Украины до 1994 года отличалась декларативностью и крайней размытостью формулировок. В ней отражались опасения европейских политиков по таким проблемам, как нежелание украинского руководства идти на компромисс по поводу ядерного оружия на украинской территории, отсутствие прогресса в вопросе о закрытии Чернобыльской АЭС, нарастание конфронтации Украины с Россией — основным партнёром Европы на постсоветском пространстве, высокая степень экономической нестабильности на Украине.

Лишь в 1994 году, после того как в начале года разрешился принципиальный вопрос о вывозе ядерного оружия бывшего СССР с территории независимой Украины и её присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерного государства, единая Европа сделала первый конкретный шаг в развитии отношений с Украиной. 14 июня 1994 года между Украиной и Европейским союзом было подписано базовое Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве.

Кучма Л. Д. (1994 - 2005)

Несмотря на все возникавшие в отношениях между двумя государствами трения, 31 мая 1997 года президенты России и Украины Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали в Киеве Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной, в котором закреплялся принцип стратегического партнёрства, признания нерушимости существующих границ, уважения территориальной целостности и взаимного обязательства не использовать свою территорию в ущерб безопасности друг друга.

В феврале 1994 года, Украина первой среди государств СНГ заключила рамочный договор с НАТО в рамках инициативы «Партнёрство ради мира», поддержала инициативу государств Центральной и Восточной Европы о вступлении в НАТО.

Основу внешнеполитического курса Леонида Кучмы (президент в 1994—2004 гг.) составила концепция многовекторности. Тем не менее при нём в 1997 году взаимоотношения Украины и НАТО перешли на качественно новый уровень — на Мадридском саммите НАТО была подписана «Хартия об особом партнёрстве НАТО и Украины». Стороны обменялись официальными представительствами: в Киеве открылся Центр информации и документации НАТО, а в штаб-квартире НАТО появилось украинское представительство, где с 1998 года начал работу специальный военный представитель Украины. В ноябре 1998 года президент Кучма подписал «Программу сотрудничества Украины с НАТО на период до 2001 года», а в самый разгар «Косовского кризиса», в апреле 1999 года, в Киеве открылась миссия НАТО. Украина поддержала операцию НАТО на Балканах: 12 июня 1999 года вслед за Венгрией, Болгарией и Румынией Украина на несколько часов закрыла своё воздушное пространство для российских самолётов, летевших в Приштину, что обусловило крайне болезненную реакцию в Москве. В 2000 году впервые в истории НАТО ежегодная встреча главного политического органа НАТО — Североатлантического совета — прошла за пределами стран-членов НАТО, в Киеве. При Кучме состоялись два саммита Украина — НАТО (в 1999 и 2002 гг.).Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским союзом, вступившее в силу в 1998 году, положило начало сотрудничеству по широкому кругу политических, торгово-экономических и гуманитарных вопросов.[6]

Ющенко В. А. (2005 -2010)

С приходом к власти на Украине в начале 2005 года президента Виктора Ющенко разработка и осуществление внешней политики Украины были поручены политикам прозападной ориентации. Согласно новой концепции внешней политики Украины, вступление в Евросоюз и НАТО, а также снижение экономической (прежде всего, энергетической) зависимости от России утверждались в качестве приоритетных целей внешнеполитической деятельности. Одновременно происходил постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией.

21 февраля 2005 года Украина и Евросоюз подписали трёхлетний план действий по приближению Украины к стандартам европейских стран. Этим документом были предусмотрены 270 неотложных мер, которые украинская сторона должна осуществить при проведении реформ. В первую очередь, это вступление в ВТО, а также усиление роли органов, отвечающих за обеспечение демократии и верховенства права. Особый упор был сделан на обеспечение демократичности предстоявших в 2006 году парламентских выборов, гарантии свободы слова, проведение налоговой реформы и улучшение инвестиционного климата.

21 апреля 2005 года в Вильнюсе в рамках неформальной встречи глав МИД стран НАТО прошло заседание комиссии «Украина-НАТО», открывшее новый этап в отношениях Украины с альянсом — «интенсивный диалог», который призван был стать первым шагом на пути вхождения Украины в НАТО.

В апреле 2005 года пришедший к власти Виктор Ющенко вернул упоминание о стратегической цели Украины — «полноправном членстве в НАТО и Европейском союзе» — в военную доктрину Украины. Новый текст звучал так: «Исходя из того, что НАТО и ЕС являются гарантами безопасности и стабильности в Европе, Украина готовится к полноправному членству в этих организациях». Как и в прежнем варианте, задача «глубокого реформирования оборонной сферы государства в соответствии с европейскими стандартами» называлась «одним из важнейших приоритетов внутренней и внешней политики».

20 января 2006 года в Будапеште по итогам встречи министров обороны восточноевропейских стран — членов НАТО — Венгрии, Чехии, Польши и Словакии (в которой участвовал министр обороны Украины Анатолий Гриценко) — было объявлено, что эти государства готовы поддержать вступление Украины в НАТО. Как было заявлено, необходимым условием для этого должна быть поддержка этого шага украинским обществом и достижение внутренней стабильности на Украине.

6 апреля 2006 года на сессии Европарламента в Страсбурге была принята резолюция, в которой Европарламент призвал Еврокомиссию начать переговоры с Украиной об ассоциированном членстве в ЕС.По итогам переговоров Ющенко с президентом США Джорджем Бушем было подписано совместное заявление «Повестка нового века для украинско-американского стратегического партнёрства». В нём было сказано, что США поддерживают предложение официально пригласить Украину к участию в «расширенном диалоге» по вступлению в НАТО. Буш также поддержал планы Украины вступить в ВТО уже в 2005 году.[7]

Янукович В. Ф. (2010 - 2014)

Избрание в 2010 году президентом Украины Виктора Януковича ознаменовалось заметным улучшением российско-украинских отношений. Это воплотилось, в частности, в Харьковских соглашениях по Черноморскому флоту, росте товарооборота в 2011 году до максимально высокого уровня (50,6 млрд долл.). Интенсивный характер получили контакты на высшем государственном уровне: в 2010 году президенты государств Дмитрий Медведев и Виктор Янукович встречались 10 раз. В мае 2010 года состоялся ряд официальных визитов президента России Дмитрия Медведева на Украину.

21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения по продлению срока аренды пунктов базирования Черноморского флота РФ в Крыму до 2042 года, с возможностью его продления ещё на 5 лет — до 2047 года. Государственная дума России и Верховная рада Украины успешно ратифицировали соглашение по Черноморскому флоту Российской Федерации. Ратификация соглашения на Украине проходила на фоне акций протеста, организованных оппозицией, как в зале Рады, так и в центре Киева.

В апреле 2010 года занявший пост президента Украины Виктор Янукович подписал указы, которыми ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции, заявив при этом, что отношения Украины с НАТО будут сохранены на уровне, достигнутом при президенте Викторе Ющенко. Снятие с повестки дня вопроса о вступлении в НАТО было закреплено на уровне государственного закона «Об основах внутренней и внешней политики», принятого Верховной радой Украины 1 июля 2010 года. Новое внешнеполитическое позиционирование украинской власти в США и НАТО восприняли весьма скептически, как отражающее внешне- и внутриполитическую слабость современной Украины, стоящей перед необходимостью глубоких реформ, которые могут вызвать недовольство широких слоев населения. Госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе визита в Киев в июле 2010 года охарактеризовала новый внешнеполитический курс Украины как политику «стратегического балансирования». При этом США сочли отказ Украины от вступления в НАТО временным явлением и проявили готовность поддержать перемену позиции Украины, если таковая произойдёт. Намерения альянса продолжать прежнюю линию на вовлечение Украины получили закрепление в Стратегической концепции НАТО, принятой на саммите в Лиссабоне в ноябре 2010 года.

И уже на следующий год, 13 апреля 2011 года, Виктор Янукович подписал указ «О годовой национальной программе сотрудничества Украина — НАТО на 2011 год», в котором подчеркнул приверженность Украины, наряду с внеблоковостью, решениям, принятым Комиссией Украина — НАТО 4 апреля 2008 года в Бухаресте. В тексте самой национальной программы указывалось, что сотрудничество с НАТО будет происходить при соблюдении принципов, зафиксированных в Хартии Украина — НАТО от 1997 года с дополнениями 2009 года — однако в этих документах содержится формула Бухарестского саммита НАТО о том, что «Украина станет членом НАТО». Уже это должно было поставить под сомнение действенность провозглашённого Киевом внеблокового статуса.

22 февраля 2013 года Украина официально присоединилась к операции НАТО по противодействию пиратству «Океанский Щит», став единственным государством-партнёром альянса, которое принимает участие во всех его операциях.

Виктор Янукович, вступивший на пост президента Украины в марте 2010 года, продолжил движение Украины в сторону евроинтеграции. На саммите «Украина — ЕС» в ноябре 2010 года был подписан протокол к Соглашению о партнёрстве и сотрудничестве по основным принципам участия в программах Евросоюза, который предусматривал, что представители Украины смогут принимать участие в статусе наблюдателей в программах ЕС, а также входить в состав руководящих комитетов тех программ, которым Украина будет оказывать финансовую поддержку. В феврале 2011 года Украина стала полноправным членом Европейского энергетического сообщества, целью которого является создание единого рынка электроэнергии и газа стран ЕС и Юго-Восточной Европы.[3]

Порошенко П. А. (2014 - 2019)

Смещение Виктора Януковича с поста президента было воспринято населением в Крыму как государственный переворот, а ряд действий новой власти и её сторонников (голосование Верховной рады об отмене закона об основах государственной языковой политики, радикальные заявления активистов Евромайдана и политических деятелей) привели к активизации русских общественных организаций и мобилизации значительной части этнически русских крымчан против нового руководства Украины.

Россия, в свою очередь, опасалась, что новая власть займётся пересмотром договорённостей о базировании Черноморского флота в Крыму, и в целом восприняла исход Евромайдана как крупное внешнеполитическое поражение — «потерю Украины» в пользу западных стран — и в конце концов, пошла на аннексию Крыма с заявленной целью «защиты русскоязычного населения» полуострова. Действия России получили массовую поддержку среди населения Крыма, но, естественно, не могли не вызвать резкую реакцию в Киеве.

Утром 28 февраля Верховная рада Украины приняла обращение к странам-гарантам целостности Украины, подписавшим в 1994 году Будапештский меморандум, требуя от них «практическими действиями подтвердить закреплённые в меморандуме обязательства согласно принципам заключительного акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины». Кроме того, Рада потребовала от России «прекратить шаги, направленные на посягательство на территориальную целостность Украины, и не поддерживать сепаратизм». Постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев потребовал срочного созыва заседания Совета Безопасности ООН в связи с обострением ситуации в Автономной Республике Крым, угрожающим территориальной целостности Украины. Совет Безопасности ООН, созванный 28 февраля на внеочередное заседание в связи с ситуацией на Украине, выразил поддержку её территориальной целостности, призвал все стороны к политическому диалогу и напомнил о необходимости выполнении международных договоров, в том числе Будапештского меморандума. В дальнейшем СБ ООН регулярно обсуждал ситуацию на Украине и в Крыму, при этом официальных решений не принималось ввиду угрозы применения права вето со стороны постоянных членов СБ ООН, занимающих противоположные позиции по этим проблемам.

Украина на различных внешнеполитических уровнях постоянно предпринимает шаги, направленные на противодействие России и привлечение внимания международной общественности к российским действиям, которые, по мнению Украины, подрывают её суверенитет и нарушают права украинских граждан.

С самого начала конфликта на Украине Конгресс США выступал за разрешение поставлять Украине оружие и ещё в 2014 году принял закон «О поддержке украинской свободы», санкционирующий такие поставки. Администрация Барака Обамы, однако, препятствовала реализации этого плана, опасаясь, что это приведёт к втягиванию США в конфликт в Донбассе. В связи с этим военная помощь Украине при Обаме ограничивалась предоставлением «нелетального» снаряжения и первые коммерческие лицензии американским компаниям на поставки Украине ограниченного перечня летальных вооружений начали выдаваться лишь в 2017 году, при новой американской администрации Дональда Трампа.

2 марта 2014 года новое руководство Украины распорядилось возобновить процесс евроинтеграции. 21 марта представители Евросоюза и Арсений Яценюк подписали политический блок Соглашения об ассоциации. 27 июня была подписана экономическая часть Соглашения.

11 июля 2014 года в Брюсселе прошли первые трёхсторонние переговоры России, Евросоюза и Украины по реализации Соглашения об ассоциации Евросоюза и Украины. Стороны обсудили практические вопросы реализации соглашения о свободной торговле, входящего в экономический блок Соглашения об ассоциации, в контексте его влияния на торговлю между Россией и Украиной.

12 сентября 2014 года на вторых трёхсторонних переговорах Украина-Россия-ЕС была достигнута договорённость об отсрочке имплементации соглашения о создании глубокой всеобъемлющей зоны свободной торговли в рамках ассоциации Украины с ЕС до, как минимум, конца 2015 года и о сохранении на протяжении этого срока режима свободной торговли в рамках СНГ. В ходе переговоров, продолжавшихся до конца 2015 года, предложения российской стороны приняты не были, и 16 декабря 2015 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении с 1 января 2016 года действия договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины «в связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы и экономическую безопасность РФ и требующими принятия безотлагательных мер».

16 сентября 2014 года Верховная рада одобрила законопроект о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом, который в тот же день был подписан президентом Петром Порошенко. С 1 ноября 2014 года Украина приступила к реализации основных положений Соглашения, исключая создание зоны свободной торговли.

Согласно новой редакции Военной доктрины Украины, обнародованной 24 сентября 2015 года на официальном сайте президента Украины, Украина считает приоритетной задачей углубление сотрудничества с НАТО и достижение до 2020 года полной совместимости ВСУ с соответствующими силами стран-членов НАТО. Отказываясь от внеблокового статуса, Украина намерена изменить подходы к обеспечению национальной безопасности, уделяя приоритет «участию в усовершенствовании и развитии евроатлантической и европейской систем коллективной безопасности». «Для этого Украина будет интегрироваться в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью получения членства в ЕС, а также углублять сотрудничество с НАТО для достижения критериев, необходимых для членства в этой организации», — говорится в документе.[4]

Зеленский В. А. (2019 -?)

В своих первых заявлениях по вопросам внешней политики Украины Владимир Зеленский дал понять, что намерен продолжить курс на восстановление суверенитета и территориальной целостности и дальнейшее развитие европейской и евро-атлантической интеграции, призвал США и Евросоюз ужесточить санкции против России, чтобы помочь Украине справиться с «российской агрессией», подчеркнул, что рассчитывает на поддержку ЕС на переговорах по транзиту российского газа через газотранспортную систему Украины после 2019 года и на «солидарную позицию ЕС в вопросе противодействия реализации строительства газопровода „Северный поток-2“.

Заявления, которые Зеленский делал в ходе своих переговоров с лидерами стран НАТО и Евросоюза, почти не отличались от риторики Петра Порошенко, что было призвано продемонстрировать неизменность внешнеполитического курса Украины. Зеленский, в частности, заявил, что курс на обретение полноправного членства в Евросоюзе и НАТО остаётся неизменным внешнеполитическим приоритетом Украины, закреплённым в её Конституции. Как и Порошенко, Зеленский настаивает на сохранении дипломатического и санкционного давления на Россию.

В новой «Стратегии военной безопасности Украины», подписанной президентом Зеленским и опубликованной 25 марта 2021 года, было заявлено: «На национальном уровне Российская Федерация остаётся военным противником Украины, осуществляющим вооружённую агрессию против Украины, временно оккупировавшим территорию Автономной Республики Крым и город Севастополь, территории в Донецкой и Луганской областях, системно применяющим военные, политические, экономические, информационно-психологические, космические, кибер- и другие средства, которые угрожают независимости, суверенитету и территориальной целостности Украины». Согласно подписанному документу, основные угрозы Украине исходят от России, которая «временно оккупирует» часть территорий Грузии и Украины, занимается милитаризацией Крыма, препятствует свободному судоходству в Чёрном и Азовском морях, пытается сохранить Белоруссию в сфере своего влияния, использует в своих интересах конфликт в Приднестровье и другие «замороженные» конфликты на постсоветском пространстве, а также наращивает «наступательные группировки войск, развёртывает новое ракетное оружие и проводит учения на западных границах и на временно оккупированных территориях Украины».

Украина при Владимире Зеленском продолжила прежнюю практику противодействия России на всех внешнеполитических уровнях и привлечения внимания международной общественности к российским действиям, которые, по мнению Украины, подрывают её суверенитет и нарушают права украинских граждан.

Тема необходимости принятия Украины в НАТО в связи с «агрессивными устремлениями России» является постоянным лейтмотивом внешнеполитических заявлений украинского руководства. Несмотря на кардинальную перезагрузку власти с избранием Зеленского на пост президента, курс на евро-атлантическую интеграцию остался неизменным.

12 июня 2020 года Североатлантический совет предоставил Украине статус партнёра с расширенными возможностями (Enhanced Opportunities Partner, EOP). При этом в НАТО подчеркнули, что этот статус не влияет на решение о членстве страны в альянсе.

Летом 2021 года на саммите НАТО было подтверждено решение, принятое на бухарестском саммите 2008 года, о том, что Украине будет предоставлен План действий по членству в НАТО, и что Украина имеет право самостоятельно определять своё будущее и внешнюю политику.

Раздел второй. Внутренняя политика президентов Украины

Кравчук Л. М.

8 декабря 1991 года от имени Украины подписал с президентом Российской Федерации (РСФСР) Борисом Ельциным и председателем Верховного Совета Республики Беларусь Станиславом Шушкевичем Беловежское соглашение о прекращении существования СССР. Через два дня Верховный Совет Украины c оговорками ратифицировал соглашение.

25 февраля 1992 года с целью выработки основных направлений и принципов деятельности органов исполнительной власти была создана Государственная дума Украины. Существовала дума до конца 1992 года, в конечном итоге была ликвидирован Указом президента Украины как неэффективная.

В 1992 году активно Кравчук поддержал митрополита Филарета, которого много лет «курировал» в качестве руководящего идеологического работника ЦК КПУ, в его деятельности по созданию самопровозглашённой Украинской православной церкви Киевского патриархата.

3 сентября 1993 года подписал Массандровские соглашения, которые касались дальнейшей судьбы размещённых на территории Украины ЧФ и ядерного оружия. После того согласился на досрочные выборы главы государства в июле 1994 года. В первом туре набрал наибольшее количество голосов среди других кандидатов, но во втором проиграл Леониду Кучме.

Кучма Л. Д.

Эти выборы стали одной из первых мирных передач власти на постсоветском пространстве. На посту президента Кучма продвигал идею скорейшей разработки и принятия новой Конституции Украины как независимого государства, став инициатором подписания 8 июня 1995 года Конституционного договора. Всемерно стремился к максимальной интеграции с РФ, особенно в первые годы президентства. После того, как конституционный процесс начал пробуксовывать из-за неспособности разных политических сил прийти к компромиссу, Кучма заявил о своём решении вынести текст Конституции на общенародный референдум. Только эта угроза вынудила Верховную Раду форсировать процесс утверждения Конституции, и в результате «конституционной ночи» 28 июня 1996 года она была принята. Срок президентства Леонида Кучмы условно можно разделить на годы падения экономики вплоть до 1998 года, когда ВВП достиг 40,9 % от уровня 1990 года, и период роста экономики на основе иностранных кредитов и инвестиций в 2000—2004 годах, что позволило Украине в 2004 году восстановить показатель ВВП до уровня 1994 года.

Вместе с тем, за время президентства Леонида Кучмы в стране были сформированы рыночные отношения. Стабилизация экономической ситуации сделала возможным введение в 1996 году гривны, украинской национальной валюты.

Перед Россией и Туркменистаном путём бартера были урегулированы задолженности за энергоносители (прежде всего за газ).

При Кучме Украина добилась от Российской Федерации стабильных цен на газ; были загружены нефтеперерабатывающие заводы; достроены три энергоблока на АЭС, реконструированы некоторые железнодорожные объекты. Была создана мотивационная система развития предпринимательства.

Ющенко В. А.

Первые 100 дней президентского срока Ющенко, с 23 января по 1 мая 2005 г., были отмечены многочисленными увольнениями и назначениями на всех уровнях исполнительной власти. В августе 2005 года Ющенко вместе с грузинским президентом Михаилом Саакашвили подписали декларацию в Боржоми и призвали к созданию института международного сотрудничества, Содружества демократического выбора (СДВ), чтобы объединить демократические и зарождающиеся демократические режимы в регионах Балтийского, Чёрного и Каспийского морей.

Во время президентства Ющенко Голодомор 1932—1933 годов был признан геноцидом украинского народа.

17 октября 2009 года Президент Ющенко в Чигирине открыл отстроенную резиденцию Богдана Хмельницкого. В тот же день, во время торжеств, посвященных 360-летию создания Украинского казацкого государства Ющенко заявил: «Мне приятно, что нация наконец-то узнала об истинной цели освободительной войны Богдана Хмельницкого, про победу Выговского под Конотопом, про гетмана Ивана Мазепу, о Филиппе Орлике, об Украинской и Западно-Украинской народных республиках, про государство гетмана Скоропадского, про Голодомор, про сталинские репрессии, про подвиги Украинской повстанческой армии».

10 января 2010 года Президент Ющенко присвоил проводнику ОУН Степану Бандере звание Героя Украины (в январе 2011 года Виктор Янукович, будучи президентом Украины, лишил Бандеру звания Героя Украины).

Янукович В.Ф.

Первым указом Виктора Януковича в должности президента Украины стало сокращения рабочего штата и расходов на содержание секретариата президента на 20 %. Этим же указом он вернул секретариату президента его предыдущее название — администрация президента Украины.

26 февраля 2010 года Виктор Янукович подписал указ об образовании Национального антикоррупционного комитета, одной из целей которого является кардинальное улучшение ситуации в сфере борьбы с коррупцией на Украине. Председателем комитета стал сам Янукович. В тот же день Виктор Янукович создал «комитет экономических реформ». С первых дней своего президентства Виктор Янукович заявил, что украинский язык останется единственным государственным языком Украины, но при этом будет выполнена Европейская хартия региональных языков.

9 апреля 2010 года Виктор Янукович подписал указ о создании Совета Регионов, как консультационно-совещательного органа при президенте Украины с целью обеспечения взаимодействия центральных органов власти и местного самоуправления.

9 декабря 2010 года Виктор Янукович дал старт административной реформе, издав указ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти». В результате 2/3 министерств и ведомств были расформированы.

27 января 2011 года Виктор Янукович заявил об учреждении ещё 21 реформы в разных сферах жизнедеятельности Украины. 3 февраля 2011 года Виктор Янукович подписал законы «О доступе к публичной информации» и «Об информации». 21 ноября2013 года в ответ на приостановку украинским правительством подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом началась массовая многомесячная акция протеста в центре Киева, поддержанная и в других регионах. В историю она вошла под названием Майдан. 21 февраля президент Янукович пошёл на уступки и подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса на Украине, предусматривавшее, в частности, немедленный возврат к Конституции в редакции 2004 года, формирование правительства национального единства, проведение досрочных президентских выборов не позднее декабря 2014 года, отказ от применения насилия и расследование недавних актов насилия. В тот же день Янукович покинул Киев. 22 февраля Верховная рада приняла постановление, в котором заявила, что Янукович «неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий» и не выполняет свои обязанности, а также назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 года. 23 февраля обязанности президента Украины были возложены на нового председателя Верховной рады Александра Турчинова.[5]

Исполняющий обязанности президента Украины Турчинов А.В. (23 февраля -7 июня 2014)

Во время нахождения Турчинова на посту главы государства произошла аннексия Крыма Российской Федерацией. 7 апреля 2014 года, в связи с захватами административных зданий в Харькове, Донецке и Луганске и провозглашением Харьковской и Донецкой народных республик, объявил о создании антикризисного штаба и о том, что «против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия»

Противостояние в Донбассе переросло в войну 12 апреля, когда вооружённый отряд россиян захватил украинский Славянск в Донецкой области. В середине апреля командование сепаратистским движением взяли на себя российские граждане. 13 апреля СНБО принял решение о «неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины», 14 апреля утверждённое указом Турчинова. До конца апреля 2014 года противостояние пророссийских сил и украинских военных ограничивалось периодическими стычками, рейдами и нападениями на блокпосты с использованием стрелкового оружия.

11 мая в Донецкой и Луганской областях были проведены референдумы о самоопределении, по итогам которых было объявлено о «государственной самостоятельности» ДНР и ЛНР. Референдумы подверглись критике в связи с отсутствием международных наблюдателей, их незаконностью, плохой организацией и свидетельствами фальсификаций, а ЛНР и ДНР не получили признания международного сообщества. После этого конфликт активизировался, украинские вооружённые силы постепенно были усилены бронетехникой, вертолётами, начались артиллерийские обстрелы. Пророссийские вооружённые формирования отвечали огнём из переносных зенитно-ракетных комплексов, сбивая самолёты и вертолёты.

В мае 2014 года Александр Турчинов инициировал проверку Коммунистической партии Украины на предмет её связи с протестами на востоке Украины. 22 июля Верховная рада проголосовала за роспуск фракции КПУ.

Согласно Конституции Украины, государственным языком Украины является украинский язык. В 2012 году Верховной радой был принят закон «Об основах государственной языковой политики», благодаря которому статус регионального языка в ряде регионов Украины приобрёл русский язык. После смены власти в феврале 2014 года Верховная рада, перешедшая на сторону оппозиции, одним из первых своих действий попыталась отменить этот закон, однако и. о. президента Александр Турчинов не подписал решение Верховной рады. Закон утратил силу в 2018 году по решению Конституционного суда.

Порошенко П. А.

25 мая президентом Украины был избран Пётр Порошенко. В июне украинские силы развернули наступление по всему фронту и к началу августа, вчетверо сократив территорию, контролируемую пророссийскими силами с начала боевых действий, практически взяли Донецк и Луганск в кольцо окружения.

7 июня 2014 года состоялась инаугурация Петра Порошенко, который стал пятым президентом Украины. Во время инаугурации Порошенко заявил, что идёт в президенты Украины для того, чтобы сохранить и укрепить единство страны и добиться мира, пообещал уже в 2014 году начать реформу по децентрализации.Одним из главных предвыборных обещаний Петра Порошенко было завершение войны на востоке Украины. В ходе инаугурации он впервые рассказал о своём плане урегулирования конфликта, который предусматривал создание «коридора» для российских наёмников для их возвращения в Россию, освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложит оружие, диалог с легитимными представителями украинской власти в Донбассе и гражданами, гарантии свободного использования русского языка в регионе и досрочные выборы.

В июне Россия начала поставлять силам сепаратистов механизированную технику, бронетехнику и современные боеприпасы, а также средства ПВО. В середине августа было сменено руководство ДНР и ЛНР, а новые лидеры объявили о получении существенного подкрепления, состоявшего из российских вооружённых сил. В ходе начавшегося контрнаступления в окружении под Иловайском оказались несколько тысяч украинских военных. В начале сентября было подписано (первое) Минское соглашение, после чего интенсивность боевых действий снизилась, однако на отдельных направлениях столкновения и обстрелы продолжались.

В середине января 2015 года возобновились активные боевые действия на всём протяжении фронта, в результате которых к началу февраля пророссийским силам удалось добиться значительных успехов, включая победу в боях в районе Дебальцева. 12 февраля по результатам переговоров лидеров «нормандской четвёрки» было подписано Второе минское соглашение. После этого активные манёвры прекратились, конфликт перешёл в замороженную стадию с периодическим возобновляемыми обстрелами и следующими прекращениями огня.

По данным доклада Управления Верховного комиссара ООН по правам человека от 15 декабря 2014 года, ситуация в зоне конфликта характеризовалась полным отсутствием законности и порядка, сохранением насилия и продолжающимися боевыми действиями, чему способствовал приток через границу тяжёлого и современного вооружения и живой силы, в том числе из России.

20 июня, во время своего первого рабочего визита в Донбасс, Порошенко объявил одностороннее прекращение огня и заявил, что это делается для того, чтобы террористы могли сложить оружие, а те, кто этого не сделают, будут уничтожены.

5 сентября в Минске было подписано соглашение о перемирии («Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины Петра Порошенко и инициатив президента России Владимира Путина»), после чего интенсивность боевых действий снизилась, однако на отдельных направлениях столкновения и обстрелы продолжались.

Взятый в 2014 году курс на разрыв с Россией четырьмя годами позже президент Порошенко окончательно сформулировал в своём предвыборном лозунге «Армия! Язык! Вера!», символизирующем окончательное размежевание: своя армия, свой язык, своя вера. Как выразился Порошенко, «Мы посылаем месседж в Москву: мы расстаёмся, окончательно и бесповоротно».

В своём послании к Верховной раде в июле 2018 года Пётр Порошенко заявил: «Мы построили боеспособную армию, мы возвращаем украинской церкви достойное место в мировом православии. Мы, наконец, защищаем, развиваем и утверждаем украинский язык. Армия, язык и вера — это не лозунг, это формула современной украинской идентичности».

Зеленский В. А.

21 апреля, одержав победу на выборах, Зеленский заявил, что намерен интенсифицировать Минский процесс с целью достижения прекращения огня.

24 апреля президент России Владимир Путин подписал указ, позволяющий жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины (непризнанных ДНР и ЛНР) получать гражданство России в упрощённом порядке. Команда Зеленского расценила решение российских властей как признание Россией своей «ответственности в качестве государства-оккупанта», «государства-агрессора, которое ведёт против Украины войну». В заявлении команды Зеленского было подчёркнуто, что Украина «будет делать всё от неё зависящее, чтобы защитить, оказать надлежащую помощь и обеспечить права своих граждан, которые вынуждены находиться на оккупированных территориях», а также рассчитывает на усиление дипломатического и санкционного давления на Россию.

Украинское руководство начало 2020 год с заявлений о необходимости пересмотра Минских договорённостей. Прежде всего Украину не устраивает положение о том, что передача ей контроля над неподконтрольным сегментом границы с РФ может начаться только после проведения на территории непризнанных ДНР и ЛНР местных выборов. Украинская сторона настаивает на том, чтобы вернуть контроль над границей и только после этого проводить выборы.

В середине апреля 2021 года украинская сторона представила новые поправки к франко-германскому проекту. В них, в частности, Украина настаивает, чтобы полный контроль над границей с Россией был восстановлен до проведения местных выборов. Украина отказывается согласовывать с Донецком и Луганском предусмотренную «Комплексом мер» конституционной реформы, которая должна закрепить децентрализацию власти. Также Украина предлагает увязать принятие законопроектов в рамках Минских соглашений по времени с выводом иностранных войск, отводом войск и вооружений от линии разграничения и возвращением полного контроля над границей.

Раздел третий. Сравнение политики президентов Украин

Внешняя политика президентов Украины

Президент

Россия

США

ЕС

НАТО

Кравчук

Проводил политику сближения, ради дешёвых энергоресурсов, рынка сбыта на Российской территории и чтобы «запугать» Америку, в случае жёсткой политики по отношению к самой Украине.

В ходе визита был подписан ряд документов, в частности полити- ческая декларация и меморандум о взаимопонимании между правительствами Украины и США.

Евросоюз признал независимость Украины, взамен на выполнение своих требований.

Официальные отношения между НАТО и Украиной начались уже в 1991 г., когда Украина присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества.

Кучма

Был подписан новый «договор о дружбе и сотрудничестве»

Был подписан «договор о сотрудничестве»

Украина подписала «соглашение о партнёрстве и сотрудничестве»

9 июля 1997 г. в Мадриде украинский президент и главы государств и правительств стран НАТО подписали «Хартию об особом партнёрстве» между НАТО и Украиной. В соответствии с хартией была создана комиссия НАТО - Украина (КНУ)

Ющенко

Сотрудничал в высокотехнологических отраслях, а также в газотранспортной системе

Поддержала идею о вступлении в НАТО, и была подписана «повестка»

Был подписан «трёхлетний» план о приближении

Было проведено несколько саммитов Украина-НАТО, которые помогли сделать Украине первые шаги к членству

Янукович

Всячески улучшал отношения, например, были подписаны Харьковские соглашения по Черноморскому флоту

Отношения с Америкой стали натянуты после ареста оппозиционно настроенной Ю. Тимошенко

Продолжил движение в сторону евроинтеграции

Продолжил движение в сторону вступления в НАТО

Порошенко

Вернул и поднимал во всех международных организациях вопрос об «аннексии» Россией Крыма

Подписал договор о сотрудничестве

Были подписаны «соглашения об ассоциациях»

Возобновил курс на интеграцию в НАТО, отменил внеблоковый статус Украины и подписал договор о сотрудничестве с НАТО

Зеленский

Призывал увеличить санкционное давление

Попросил помощи по борьбе и защите от России

Была обговорена макрофинансовая помощь

Встретился с главой НАТО,где ему был предоставлен «план действий по членству в НАТО»

Внутренняя политика президентов Украины

Президент

Гражданская война

Зарождение национализма

Кравчук

 

В первые года после обретения независимости. Национализм имел мало поддержки в регионах

Кучма

   

Ющенко

 

10 января 2010 года Президент Ющенко присвоил проводнику ОУН Степану Бандере звание Героя Украины

Янукович

   

Турчинов

Противостояние в Донбассе переросло в войну 12 апреля, когда вооружённый отряд россиян захватил украинский Славянск в Донецкой области. В середине апреля командование сепаратистским движением взяли на себя российские граждане.

 

Порошенко

В июне украинские силы развернули наступление по всему фронту и к началу августа,практически взяли Донецк и Луганск в кольцо окружения.

5 сентября 2014 года в Белоруссии были подписаны Минские соглашения.

Из всех пунктов Минских соглашений за семь лет выполнен был только обмен пленными. Россия регулярно отмечала, что Украина подписанные договорённости не выполняла.

2016 и 2018 годы- обращение власти Украины, неканонической Украинская православной церквь Киевского патриархата к Константинопольскому патриарху за разрешением на создание единой поместной автокефальной Православной церкви Украины .

Власти Украины организовали блокаду территории ЛНР и ДНР, отключили их от банковской системы, продовольственного снабжения, социальных выплат, отказывались вести прямые переговоры с представителями этих республик, хотя изначально конфликт начался внутри страны.

Зеленский

18 апреля 2019 года Владимир Зеленский высказался против придания особого статуса Донбассу, прямых переговоров с его представителями и амнистии для участников вооружённых формирований ДНР и ЛНР.

6 января 2019 года в Стамбуле Православная церковь Украины получила от Константинопольского патриархата томос о предоставлении ей автокефалии.

продолжал вытеснять из общества русский язык.

Вывод

Цель моей работы достигнута. Все задачи реализованы. Гипотеза подтверждена. Я проанализировал предпосылки СВО и пришел к выводу, что главными причинами ее начала была проводимая политика президентов Украины, направленная на сближение с западом и постепенным разрывом с Россией. Искоренение в украинском обществе исторической и культурной связи с русским миром, целенаправленное распространение украинского национализма, воспитание в обществе ненависти к братскому-славянскому народу, ущемление прав русских людей, запрет русского языка, переписывание истории, снос памятников советского периода и переименование улиц, героизация пособников фашистов, создание так называемой Автокефальной поместной православной церкви, государственный переворот 2014 года. Все эти события происходили на Украине при поддержки “коллективного Запада”, который целенаправленно реализовывал проект “Украина - анти-Россия”. Также к началу СВО привело нарушение Минских соглашений, которые должны были урегулировать отношения между Киевом и самопровозглашенными республиками (ЛДНР и ДНР), а на деле являлись прикрытием для вооружения Украины с последующим нападением на Донбасс, а впоследствии и на Российскую Федерацию при поддержке войск НАТО и США. У России не было другого выхода, кроме как начать специальную военную операцию, для защиты братского ущемленного народа, находящегося в Луганске и на Донбассе под обстрелом со стороны националистических формирований, защиты собственных национальных интересов

Список литературы и интернет-источников:

1.«Украинская катастрофа». Сергей Глазьев.

2. «Геополитика» Л. Ивашов.

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BD%D0%B5%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B1%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5_(2014%E2%80%942022)

5. https://www.dissercat.com/

6. https://cyberleninka.ru/

7. https://ria.ru

Просмотров работы: 178