«Память бережно храним». Семейные реликвии военных лет

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Память бережно храним». Семейные реликвии военных лет

Павлова А.В. 1
1МБОУ "Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова"
Поскачина Т.В. 1Филлипова А.В. 2
1МБОУ "Вилюйская гимназия им.И.Л. Кондакова"
2МБОУ "Вилюйская гимназия им. И.Л. Кондакова"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Семейные реликвии войны, -

Медали, ордена и письма

И фотографии с полетом седины,

И памятью навеянные мысли.

Горюнов С.Г.

 У каждого человека на земле должна быть семья. Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые объединены чувствами, интересами, отношением к жизни. К сожалению, в современном мире прошлое вытесняется повседневной обыденностью, человек растворяется в пространстве информационных технологий, теряет накопленный многими поколениями опыт, а, значит, забывает о прошлом своей семьи. Обращение к исторической памяти, к памяти сердца может помочь восстановить утраченную иерархию ценностей и приоритетов, вернуть в нашу жизнь понятия добра и любви, ответственности и верности.

Практически в каждой семье есть вещи, которые передаются из поколения в поколение. Мы храним семейные реликвии и порой даже не представляем себе их истинную ценность, которая выражается не материальным значением, а прежде всего духовным и историческим.

Актуальность.  Данная тема актуальна, так как в этом году вся страна будет отмечать 80 годовщину Великой Победы, и 2024 год указом президента объявлен годом Семьи.

В уже пожелтевших, а порой истлевших от времени письмах, фотографиях с фронта сосредоточен целый пласт исторических хроник, запечатленных непосредственными участниками тех страшных лихолетий. По ним мы можем изучать исторические события, происходившие на фронтах Великой Отечественной войны, узнать о чувствах, моральных и физических страданиях непосредственно их участников. Выясним, как учащиеся нашей школы чтят память победителей.

Гипотеза: в семейных реликвиях военных лет сосредоточен большой исторический материал. Эти весточки из уже далёкого прошлого для нас стали бесценной семейной реликвией, которой мы дорожим.

Чтобы доказать или опровергнуть гипотезу, мы решили провести исследование, направленное на рассмотрение реликвий в семьях учащихся Вилюйской гимназии.

Цель работы: выявить значимость сохранения семейных традиций через изучение реликвии семьи.

Задачи:

познакомиться со значением понятия «семейная реликвия»;

активизировать интерес взрослых и детей к изучению истории своей семьи;

провести анкетирование среди школьников и родителей;

выяснить, какой предмет военных лет бережно хранится в семье, кому принадлежит, какие семейные предания связаны с ним;

обобщение накопленного материала с помощью создания стенда семейных реликвий, посвященного 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Методы исследования: работа с информационными источниками;

изучение семейного архива; проведение анкетирования; интервьюирование;

обобщение полученных результатов.

Объект исследования: семейные реликвии военных лет (военный билет, фотографии, записи, награды, удостоверения к медалям, ордена, письма с фронта и т.д.).

Предмет исследования: по содержанию писем, по фотографиям и другим реликвиям узнать оподвигах наших земляков, выяснить отношение к семейнымреликвиям в семьях учащихся нашей школы.

Практическая значимость: результаты данного исследования можно использовать в ходе изучения истории своей семьи и родного края.

Память и знание прошлого делают наш мир более интересным и значительным. Вот почему так важно хранить память культурную, память народную, память семейную. Чтобы не быть беспамятными, неблагодарными, неспособными на добрые поступки, сегодня мы обращаемся к семейным реликвиям.

Глава I. Теоретические знания о семейной реликвии

    1. Понятие семейная реликвия. Как они появляются

Не только в истории нашего Отечества, но и в жизни каждого человека, отдельной семьи, школы и города происходят разные события - большие и малые, простые и героические, радостные и печальные. Для собственной памяти люди пишут дневники и мемуары, хранят письма и фотографии, какие-то вещи, иногда хранят в своей памяти удивительные истории, связанные с их личной жизнью, прошлым семьи.

В каждой семье есть своя история, свои тайны, свои традиции, свои привычки. Поколения сменяют поколения, проходит время, но воспоминания об истории своей семьи, её традициях сохраняются и находят отражение в нас. Традиции – основа уклада дружной, любящей семьи. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности. Одной из таких семейных традиций может стать передача особо хранимой и почитаемой вещи – реликвии. Точно также сохраняются и передаются вещи, которые значимы были для наших предков и еще ценнее они для нас, так как они несут энергию тех, кого уже рядом нет. Эти дорогие сердцу вещи мы называем семейными реликвиями. Трепетное отношение к ним говорит об уважении одних поколений к другим, о чувстве гордости за прошлое поколение.

Для точного и правильного употребления понятия «семейная реликвия» мы проанализировали несколько источников. Так, по толковому словарю С.И. Ожегова, реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом. В словаре русского языка Д.Н. Ушакова находим следующее определение:

  • это вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной;

  • особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь.

Этимология (происхождение) слова «реликвия» начинается с латинского слова relinquere, что в переводе означает «оставаться».

Т.Ф. Евремова в новом толково-словообразовательном словаре русского языка определяет реликвию, как:

  • предмет, ставший объектом религиозного поклонения;

  • предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом.

Словарь синонимов Н. Абрамова указывает нам на слова раритет и мощи.

Семейная реликвия – реликвия (от латинского глагола relinquere — «оставаться») — свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Это такие предметы в семье или роду, которые передаются из поколения в поколение. Вещи, наделенные статусом «семейная реликвия», обычно обладают некими магическими свойствами. Это уже настоящие артефакты, призванные решать определенные задачи для своих владельцев. И если бы эти магические свойства не проявлялись ясно и недвусмысленно в  реальной жизни, само понятие «семейная реликвия» не имело бы смысла и не дошло до наших дней. В качестве «семейной реликвии» могут выступать самые неожиданные предметы, передаваемые по наследству из поколения в поколения по женской или мужской линии, какие-то предметы мебели, иконы или старинные часы.

Анализ различных источников показал, что реликвия – это предметы, которые несут в себе человеческие чувства, частичку семейной истории, иногда даже семейные тайны. Прикоснувшись к ним, мы можем ощутить эмоции, которые когда-то пережили прежние владельцы данной вещи. В своей работе мы будем использовать второе значение слова реликвия – особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь.

В каждой семье, в каждом доме есть своя семейная реликвия – вещь, которая досталась в наследство от предков и хранит светлую память о них. Это могут быть письма, фотографии, шкатулки, награды, которые передаются из поколения в поколение по наследству.

Любая вещь, предмет, бытовавший в семье хотя бы два поколения - это семейная реликвия. Реликвия является свидетельницей жизни семьи, памятью о близких родственниках. Она помогает понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяет прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь. Она влияет на всё происходящее сегодня.

В своей работе мы изучили частичку семейного рода – семейную реликвию. По нашему мнению, надежно хранимая информация о десятках тысяч семейных реликвий станет научно-исторической ценностью общества, будет обладать мощным воспитательным и образовательным потенциалами среди подрастающего поколения.

1.2 Семейная реликвия времен Великой Отечественной

Все дальше и дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны. Все меньше остается в живых участников этой Великой войны. Все дороже становится праздник Победы.  Мы будем помнить эту войну всегда. Это наша история. Это была справедливая война. Российская армия и весь народ защитили нашу Родину от напавших на нее врагов. Это наши солдаты-герои освободили Европу от фашизма.

Остается много военных реликвий, которые будут рассказывать о войне и не позволят ее забыть. Это военные документы, памятники, мемориалы, могилы неизвестных солдат, вечный огонь у обелисков; это военные награды фронтовиков, их ордена и медали, письма с фронта, рассказы и воспоминания, записанные ими или их родными, военные билеты, их красноармейские книжки, наградные листы, военные дневники, фотографии, удостоверения участников войны и  металлические жетоны с номерами, по которым до сих пор находят неизвестных и не захороненных солдат группы военного поиска.

Знаки различия, ордена и медали - символы отваги и мужества – боевые награды Великой Отечественной войны.

Ордена и медали – тяжёлая ноша
Тех, кто Родину-мать от врагов защищал,
Кто геройски погиб на полях и на дотах,
Словно факел - горел, но штурвал не бросал…
Ордена и медали – священная слава!
Тех, кто кровь проливал – невозможно забыть!
И глумиться над памятью – нам не престало
,
Есть черта, за которую грех заступить…

Обычай награждать людей за их подвиги существует в нашей стране с давних пор. В период Великой Отечественной войны награды получили более 7млн человек. Среди них наши земляки. Награды не только почетный знак, а это еще символ мужества, отваги, храбрости.

Медаль «За боевые заслуги» Во время войны с гитлеровцами медаль стала вручаться массово. Обычно обладателями такой награды становились солдаты и сержанты. Иногда ей награждали и младший офицерский состав, но относительно редко.

Медаль «За оборону Кавказа» вручалась участвовавшим в обороне Кавказа не менее трех месяцев, а также тем, кто принимал активное участие в строительстве оборонительных рубежей и укреплений с осени 1941 года. Общее число, награжденных медалью «За оборону Кавказа», составляет более 800 тысяч человек. Многие из них удостоены награды посмертно.

Медаль «За взятие Берлина». Эта медаль вручалась всем военнослужащим, участвующим в героическом штурме и взятии столицы фашистской Германии - Берлина, в период с 25 апреля по 2 мая 1945 года. Награда была учреждена 9 июня 1945 года. Всего награждено медалью "За взятие Берлина" примерно 1100000 военнослужащих.

Медаль «За победу над Германией»— самая массовая военная награда.

Она учреждена 9 мая 1945 года – в день, когда официально закончилась Великая Отечественная война.

Красноармейская книжка, грамота, наградные документы

Личные вещи и трофейные предметы. Например, солдатская пилотка, в которой солдат пришёл домой после войны, или трофейные часы, которые командир вручил особо отличившемуся в бою

Фронтовые письма – судьба, любовь и надежда.

Эти письма эпохи войны,

Что хранятся в наших архивах,

На бумаге налет желтизны и

Протерты до дыр на изгибах.

Иван Фролов

Большинство из писем – простые треугольники со штампом «Проверено цензурой». Другие – просто листочки, сложенные вдвое. Бойцы писали о тяжелых солдатских буднях, об отступлениях, о тяжелом настроении бойцов, которым приходилось оставлять родную землю. Были письма родным и любимым… В них встречаются короткие повествования о войне, о местах боевых сражений, о боевых товарищах, погибших в боях. И пусть они коротенькие, иногда просто на фотографии, но такие теплые. Сколько в них настоящего чувства! Были письма, содержащие стихи собственного сочинения.

Фотографии.

Фотографии с фронта

Фотографии старые в пожелтевших альбомах

Словно ласточки стаями окружают меня

Фотографии добрые, как привет из окопов

Той далёкой войны и большого огня.

Это страшное слово «похоронка».

Похоронки- листки неживые

От которых при солнце темно

Не найдется местечка в России

Где беда не стучала б в окно.

Пожелтевшие, посеревшие листки разного формата и разного качества бумаги. Обветшавшие и выцветшие тексты уже трудно разобрать. Эти скорбные листки официально назывались «извещениями», а в народе их с первых дней войны окрестили «похоронками». Тексты «похоронок», как правило, были стандартными.

Погибшие завещали нам беречь мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в свое время сделали все, что смогли, для защиты и процветания России.

Не прервется память о заслугах и подвигах наших предков, которые жили и умирали за нашу Родину, за родную землю. Во имя светлого будущего следующих поколений, то есть нас.

 

1.3 Вилюйский улус в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

В начале 1941г. в Вилюйском улусе - в одном из сельско-хозяйственных улусов Якутии - было 25 наслегов, 49 мало- мощных колхозов. Тогда не было тракторов и автомашин, основные сельскохозяйственные работы выполнялись малочисленной конной техникой и в основном, вручную.

До войны из нашего улуса не призывались в Красную Армию. Служили только призванные, когда обучались и проживали в г. Якутске и в центральных областях.

Наши земляки, служившие в армии с первых дней войны, участвовали в тяжелых боях с фашистами. Комиссар Седалищев Анатолий Иванович, комсорг саперного батальона Алексеев Михаил Андреевич, командир роты, младший лейтенант, Сивцев Маркел Васильевич, летчики бомбардировочной авиации Попов Константин Дмитриевич и Баранов Василий Петрович, командир отделения саперов Иванов Константин Дмитриевич. В составе Московского ополчения сражался и погиб бывший преподаватель Якутского пединститута, аспирант Федоров Иннокентий Константинович из г. Вилюйска.

С первого года войны впервые проводились призывы молодежи в армию и мобилизации военнообязанных на фронт. За годы войны в Советскую Армию были призваны около двух тысяч вилюйчан. В рядах защитников Родины были сотни коммунистов и комсомольцев, в том числе работники райкома ВКП(б) С.Н. Софронов, Г.Ф. Николаев, Т.И. Осипов, секретари райкомов ВЛКСМ Р.И. Михайлов, Ф.С. Егоров. Направлены на фронт около 60 председателей сельских Советов и колхозов, работников райсовета, 118 учителей, много колхозников, рабочих и специалистов народного хозяйства: Большинство из них были малограмотными и неграмотными, не знали русского языка; были не знакомы с военной службой. Это значительно затрудняло овладение военным делом. Несмотря на это, воины-вилюйчане на ускоренной военной подготовке старательно овладевали навыками солдатской службы и направлялись на фронт. В конце 1941 г. и начале 1942 г. наши земляки, призванные в начале сентября 1941 г., участвовали в боях под Москвой и Ленинградом в составе Юго-Западного, Западного, Северо-Западного, Волховского и Ленинградского фронтов.

Призванные в июне 1942 г. пополнили формирующиеся пехотные и артиллерийские части и лыжные батальоны в Уральском военном округе. Большинство из них в августе-сентябре - 1942 г. защищали Сталинград.

Воины-вилюйчане на фронтах были разведчиками, снайперами, артиллеристами, связистами, саперами и автоматчиками. Среди зачинателей снайперского движения якутян в феврале 1942 г. на Западном фронте под Москвой были и посланцы Вилюйского улуса - колхозник из Модутского на- слега Гуляев Д.А., уничтоживший 122 фашиста, секретарь Тогуйского сельсовета Миронов А.А., доведший боевой счет до 180 уничтоженных фашистов. Подвиг якутских снайперов, их методы боевых действий распространялись по всему фронту. Мужество и храбрость первых снайперов, их письма родным и землякам служили патриотическому воспитанию молодежи Якутии.

Боевой путь посланцев нашего улуса проходил в кровопролитных сражениях на обороне Москвы, Ленинграда и Сталинграда, по освобождению Западных областей России, Белоруссии, Молдавии, Прибалтийских республик, Украины ких республик, стран Восточной Европы, завершился взятием Вены, освобождением Праги, штурмом Берлина.

Уроженцы Вилюйского улуса воевали офицерами Красной Армии: политработники капитан Унаров Харлампий Федотович, лейтенант Софронов Семен Никитич, командиры стрелковых батальонов и рот капитан Новиков Алексей Николаевич, ст. лейтенант Коркин Петр Васильевич, капитан Новиков Гаврил Тимофеевич, командиры батарей и взводов, артиллеристы. ст. лейтенанты Данилов А.Д., Никифоров А.П., Борисов Г.Д., лейтенанты Томский А.3., Павлов П.А., Данилов И.Г., Ломпоров А.М., контрразведчики капитан Ахчагныров И.Ф., ст. лейтенант Харлампьев М.П. и др.

Многие воины-вилюйчане на фронтах проявляли отвагу и геройство. Среди 24 воинов-якутян, удостоенных высокого звания Героев Советского Союза были и призванные из Вилюйского улуса: командир батареи старший лейтенант Кондаков Н.А., один из зачинателей снайперского движения якутян гв. сержант Миронов А.А., станковый пулеметчик рядовой Степанов Н.С.

За проявленные мужество и храбрость многие награждены и медалями. Шестеро воинов награждены ордена- орденами Знамени. Среди них снайпер - старшина Гуляев Дмитрий Алексеевич, артиллерист Федотов Николай Васильевич из Баппагаинского наслега. Учитель Корякин Константин Евгеньевич - участник Парада Победы, награжден орденами Отечественной войны І и I ст., Славы III ст., многими медалями, ст. лейтенант Никифоров Афанасий Петрович - орденами Отечественной войны II ст. и Славы III ст.

Вместе с воинами Вооруженных сил ковали Победу самоотверженным трудом и труженики тыла. Вилюйская районная организация коммунистов и районный Совет провели огромную работу по мобилизации всех трудящихся предприятий, учреждений и колхозов на самоотверженный труд. Трудились под лозунгом «Все для Победы, все на разгром врага». Женщины и девушки заменили ушедших на войну мужей, отцов, сыновей и братьев. Они овладевали сельхозмашинами, специальностями рыболовства, охотника-промысловика. Из улуса были мобилизованы на трудовой фронт - на строительство объектов, на работу в военные заводы, на выгрузки грузов в п. Тикси, на работу в рыбозаводы и Сангарскую шахту – 203 чел.

За трудовые успехи в годы войны награждены орденами 5 человек, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 3455 человек, в том числе сотни учащихся школ.

Победа над ненавистным врагом досталась огромными жертвами. Тысячи воинов-вилюйчан отдали свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Каждая семья потеряла своего родного и близкого человека. Среди погибших пять родных братьев Борисовых из Тогусского наслега, четыре брата Гоголевых из Жемконского наслега. От тринадцати семей не вернулись с фронта по три родных брата. В улусе от истощения, голода и болезней умерло много колхозников, стариков и детей. В результате население улуса за годы войны сократилось на 4100 человек или на одну четверть.

Глава II. Практическая часть.

2.1 Анализ результатов анкетирования

Нам стало интересно, есть ли семейные реликвии в семьях гимназистов, и какие это предметы. Исследование проводилось среди учащихся Вилюйской гимназии.

Вопросы:

1. Ваша семейная реликвия связана с событиями Великой Отечественной войны (письма, документы, фотографии, вещи и др.)?

2. Какие вещи связаны с ВОВ?

3. Откуда в вашей семье эта вещь? От кого она вам досталась?

4. Что ты узнал об этой реликвии?

Проанализировав результаты анкеты, были получены следующие результаты:

2.2. Изучение семейных реликвий

По итогам анкетирования мы вышли на учащихся, у которых сохранились семейные реликвии фронтовиков.

Бандеров Г., ученик 6 класса, правнук Догорова Прокопия Петровича, командира отделения, младшего сержанта Калининского фронта, участника боев за Ржев. У них сохранились фотографии и награды.

Степановы М. и А.– ученики 6,7 кл., правнуки Томского Федора Семёновича. Их семья бережно хранит ордена и медали прадедушки.

Егоров Т., ученик 11 класс, правнук, Матвеевой Прасковьи Степановны, ветерана тыла. Сохранились фотографии и награды.

Сивцева А., ученица 6 класса, правнучка Федорова Петра Абрамовича – ветерана военных действий против милитаристской Японии. Его семья хранит награды, документы, вырезки из газеты.

Поскачины С. и В., ученики 5 и 10 кл., правнуки Корнилова Прокопия Яковлевича –он служил в Якутской военной школе, работал в Народном комиссариате внутренних дел, призван в 1944 году, воевал в штрафной роте разведчиком-артиллеристом в минометном полку. От него сохранились фотографии, красноармейская книжка, военный билет, письма, удостоверения к наградам. Их второй прадедушка - Корякин Максим Яковлевич, окончил военное Челябинское авиационное училище. Летчик-испытатель, пропал без вести в 1941 году. Семья хранит их фотографии и документы.

Семейные реликвии семьи Поповых. Братья Поповы – Константин Дмитриевич, Дмитрий Дмитриевич, Макарий Дмитриевич – участники ВОВ.

Константин Попов – с отличием окончил семилетнюю школу. После окончания Якутской фельдшерско-акушерской школы получил диплома лекаря. В период учебы он активно занимался в аэроклубе. И после окончания Челябинского военного авиационного училища в 1942 году стал военным летчиком и получил звание лейтенанта. Он сделал много боевых вылетов. Первое боевое крещение получил в боях под Москвой. В 1943 г. он геройски погиб в воздушном бою на Орловско-Курской дуге.

Попов Дмитрий – окончив Вилюйское педучилище, работал учителем 1-Кулятской семилетней школы. В 1942 году был призван в армию. Об ожесточенных боях он делает заметки, ведет дневник. Рядовой телефонист Дмитрий погиб 1 мая в 1945 году в битве за Берлин. Он был награжден орденом Славы, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», а также 4-мя медалями за взятие городов.

Попов Макарий – участник Ленинградской обороны, награжден орденом Славы III cтепени за оборону Ленинграда и др. боевыми медалями.

В 2005 году Н. Бандеров написал брошюру «Братья Поповы», о моих прадедах-фронтовиках. В книге использованы материалы из семейного архива. Сохранились письма из «Дневника воина» Дмитрия Попова.

Очень отрадно, что многие семьи гимназистов очень трепетно, бережно хранят семейные реликвии. Каждая реликвия - это прикосновение к живущей в памяти людей истории.

2.3. Проект «Книга памяти», посвященный к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Цель и задачи проекта

Цель: создание «Книги памяти «Я помню и горжусь!..» через расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • Изучить семейный архив; узнать были ли в семье родственники-участники ВОВ; подобрать фото и документы; подготовить сообщение о родственнике-участнике ВОВ.

  • Создание электронного и бумажного архива об участниках Великой Отечественной войны, которые будет способствовать: развитию у учащихся чувства патриотизма и гордости за место, где они живут, за нашу Родину; возрождению семейных ценностей и традиций.

  • Развитие у участников проекта навыков работы по поиску информации о судьбе героя, используя интернет-ресурсы, различные базы данных, развитие коммуникативных навыков.

  • Укрепление связей между поколениями.

  • Привлечь учащихся к работе по возрождению и сохранению  духовно-нравственных ценностей родной семьи.

1.1. Проект «Книга памяти» (далее «Проект») посвящается 80 - летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

1.2. Всем желающим предлагается увековечить память своего родственника или знакомого, ветерана в

– виде небольшого рассказа об участнике Великой Отечественной войны, представления фотографий, писем, памятных документов.

2. Цели Проекта

2.1. Воспитание чувства гордости за историческое прошлое нашей Родины, а также историческое прошлое своей семьи.

2.2. Приобщение каждого к историческому прошлому своей страны, изучение малоизвестных страниц истории своей семьи.

2.3. Воспитание патриотизма и гражданственности на основе знаний о событиях Великой Отечественной войны.

2.4. Увековечивание памяти ветеранов войны и участников трудового фронта – тех, кто ковал Победу.

Заключение

Очень отрадно, что наши родители очень трепетно, бережно хранят семейные реликвии. Они познакомили нас с семейными ценностями. Уверены, что и мы, когда станем взрослыми сохраним эти семейные реликвии и передадим своим детям и внукам.

Каждая реликвия - это прикосновение к живущей в памяти людей истории.

Эти вещи дороги тем, что хранят тепло рук наших родных и близких, позволяют почувствовать себя хранителем истории. Когда бабушки и дедушки передают из своих рук в руки потомков свои вещи, они становятся реликвиями и воистину бесценны. Будем об этом помнить! Отправляясь в прошлое своего рода, хочется узнавать больше и больше. Очень жаль, что жизнь не стоит на месте и время смывает на своем пути многое, оставляя лишь яркие воспоминания. В наш век высоких технологий можно запечатлеть фрагменты жизни в фотографиях, видеосъемках, что невозможно было сделать раньше.

Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями, что они подарили нам жизнь, воспитали нас. И тогда фундамент нашего уважения к старшим, станет ничуть не меньше, чем некогда у предков. Где бы мы ни были, мы всегда помним о доме, он словно притягивает своим теплом. Родительский дом начало начал, не стоит забывать об этом.

Наша гипотеза подтвердилась, цель работы – раскрыть значимость сохранения семейных традиций достигнута.

И находя сегодня в истории своей семьи ценные для сердца вещи, человек связывает в единую прочную цепь все поколения своей семьи! Если сегодня ты помнишь о своих предках, то завтра потомки будут помнить тебя.

Пусть через много лет дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».

Список литературы

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: Ок. 5000 синоним. рядов: Более 20000 синонимов Русские словари и др., 2006 г. ISBN 5-98010-019-9

  2. Ада Чир - суу = Отечество: краеведческий альманах/ М-во культуры Респ. Хакасия, ГБУК РХ «НБ им. Н.Г. Доможакова»; - Абакан, 2011г., 180с.

  3. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка: 15000 слов. статей.22000 семант. единиц Рус. Яз., 2001 г. ISBN 5-200-02885-X.

  4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000слов и фразеологических выражений/ - 4 изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. – 944 с. ISBN 5-89285-003-Х.

  5. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: Под редакцией Д. Н. Ушакова - Санкт-Петербург, Астрель, АСТ, 2009 г.- 1280 с. ISBN 5-271-00374-4

  6. Чтобы помнили..: информационно-биографические материалы, собранные в рамках городской общественной акции «Сохраним архивы участников ВОВ 1941-1945гг.» - Абакан, 2010. – 76с.

Приложение

Просмотров работы: 136