ВВЕДЕНИЕ
Настольные игры являются одним из лучших развлечений для детей, а также многие исследования доказывают, что игровая деятельность позволяет развивать такие навыки, как память, логика и внимательность, например. Настольные игры способны объединить детей, тренируют терпение и усидчивость, в играх учатся планировать свою работу, оценивать результаты деятельности, проявлять смекалку, творчески подходить к любому заданию. Кроме того, такие игры являются не просто развлечением, они способны развивать и таланты ребенка. В магазинах продается огромное разнообразие настольных игр, но мне кажется, что самая интересная игра – эта та игра, которая придумана и сделана своими руками.
Для меня также важно, что настольные игры побуждают познавательную активность, повышают интерес к предмету, помогают автоматизировать навыки, так как в игре часто приходится делать что-то несколько раз, что ведёт к автоматизации навыка. Я заинтересована школьным предметом «Математика», хочу, чтобы данная дисциплина была простой и понятной, именно поэтому я озадачена целью создания настольной математической игры своими руками, данная тема оказалась для меня актуальной.
Так, цель моей научно-исследовательской работы – создание настольной математической игры своими руками.
Задачи:
расширить представление о настольных играх через изучение понятия, видов и значимости;
изготовить настольную игру самостоятельно;
познакомить одноклассников с игрой.
Объектом моей работы является настольная игра, как способ закрепить пройденный материал, а предмет – технология математической настольной игры.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧИМОСТЬ НАСТОЛЬНЫХ ИГР
Настольная игра — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Такие игры не требуют специальных сооружений или крупного оборудования. Игроки в таких играх обычно могут оставаться на одном месте, им не требуется активно перемещаться.
История настольных игр насчитывает не менее 7500 лет. В Индии и на Ближнем Востоке было создано немало настольных игр, ставших основой для многочисленных подражаний и аналогов в мире.
Одной из древнейших настольных игр были различные варианты игры в кости. Во всяком случае, игральные кубики, выточенные из камня или из кости, неотличимые от сегодняшних игральных костей, находили уже в раскопах 5000-летней давности. В наши дни кубики применяют в качестве вспомогательного элемента множества настольных игр, для моделирования элемента случайности.
В конце первого тысячелетия до нашей эры в Индии появились костяшки домино — плоские таблички, каждая из которых содержала изображения двух сторон игральных кубиков. Костяшки домино изготавливались из слоновой кости, вставки делались из чёрного дерева.
Нам известна еще одна до сих пор популярная игра – шахматы. Родиной шахмат считается Индия, в которой не позднее конца VI века н.э. была известна игра чатуранга. В чатурангу на доске 8x8 играли комплектом фигур, схожих с шахматными, а целью игры было поставить мат королю противника.
Также я выяснила, что в лото в Генуе играли еще в XVII веке, а в XVIII она появилась в Российской империи. Причем изначально она считалась досугом высшего общества, и только после революции обрела популярность среди всех слоев населения. Играют в лото, выкладывая фишки поверх цифр на карточках. Цель игры неизменна и до сих пор — закрыть все цифры на карточках.
В XII веке в Китае и Корее появились первые игральные карты и, соответственно, игры с картами. Кстати, до появления бумажных карт применялись плоские таблички, фишки, даже морские раковины. К XIII—XIV веку карты попали в Европу, где возникла манера изображать валетов, дам, королей в виде легендарных героев.
В XVIII—XIX веке широкое распространение в Европе получили картонажные настольные игры, в которых поле печаталось типографским способом на картоне. При огромном разнообразии оформления поля (путь между пунктами на местности, набор ситуаций) разных настольных игр большинство из них были вариациями с механикой игры «гусёк», где нужно было раньше соперников пройти путь на карте своей фишкой, делая ходы в соответствии с очками, выпавшими на игральных костях.
Важно отметить, что настольные игры развивают различные навыки: от умения общаться до умения рассуждать, делать выводы, а это аналитическое мышление, логика. Они пробуждают в нас эмоции: заставляют радоваться победе и учат переживать поражение, сопереживать партнерам по игре, учитывать мнение других игроков.
С помощью настольных игр можно занять себя на перемене в школе, в ожидании очереди, во время поездки в транспорте, а также отличный способ закрепить важный материал урока, отработать какую-то важную тему.
Отмечу, что настольных игр на сегодняшний день – множество, возможны различные способы классификации настольных игр. Например:
По типу используемых предметов:
Карточные игры;
Игральные кости;
Игры миниатюр (солдатики, «железная дорога»);
Игры с карандашом и бумагой («Крестики-нолики», «Морской бой», «Виселица»);
Настольные игры с игровым полем (шахматы, шашки, нарды, ходилки–бродилки);
Игры, основанные на узоре и плитках (маджонг, домино).
По области использования:
Для досуга, развлечения;
Для общения, коммуникации;
Головоломки, для разминки мозгов;
Обучающие, развивающие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
СОЗДАНИЕ НАСТОЛЬНОЙ ИГРЫ
Изначально стояла цель – создание именно математической настольной игры, поэтому проанализировав теоретический материал я пришла к выводу, что лучше всего для закрепление изученного материала подойдет формат настольной игры с игровым полем.
Также, при создании настольной игры важно выделить следующие этапы:
Выбор темы игры.
Определение, какие компоненты нужны для игры (игровое поле, фишки, кубики, карточки).
Составление правил: начало игры, последовательность ходов, дополнительные задания, бонусы и штрафы, цель – финиш.
Подбор материалов и инструментов (что необходимо для изготовления игрового поля).
Тестирование игры с группой ребят – на этом этапе проходит проверка правил – все ли понятно игрокам, добавляются новые детали и задания.
На этапе выбора темы настольной математической игры я обратилась к своему педагогу по математике, мне подсказали несколько важных для закрепления тем:
Арифметические действия с натуральными числами;
Решение текстовых задач на все арифметические действия, на движение и покупки;
Дробь. Правильные и неправильные дроби;
Основное свойство дроби;
Решение текстовых задач, содержащих дроби. Основные задачи на дроби.
Так темы были учтены при составлении заданий и определении компонентов, необходимых для игры. А именно это – игровое поле, карточки с заданиями.
Правила игры составили следующие: на игровом поле находится фонтан, откуда необходимо тянуть по очереди карточки с заданиями. На каждой карточке имеется задача, решив которую необходимо посмотреть ответ в одном из окон дома на игральном поле. При правильном ответе ты получаешь письмо. Выигрывает тот, кто собрал как можно больше писем от почтальона.
Самым важным этапом оказался сбор материала для карточек. Для эффективного закрепления материала я брала задачи из учебника по математике – Математика. 5 класс. Учебник. В 2-х частях - Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Также я обратилась к нашему педагогу по математике и взяла в карточки задачи из личных методических разработок к урокам.
Далее я приступила к созданию игрового поля, для этого выбрала следующие материалы и инструменты:
картон;
горячий клей;
краски (гуашь) кисть;
карандаши;
бумага;
ручки;
ножницы.
Соблюдая технику безопасности, начала мастерить игровое поле и карточки с заданиями. Сам процесс представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Процесс создание игрового поля
|
Наименование операций |
Инструменты |
|
Вырезаем основу Раскрашиваем |
Картон, краски |
|
Вырезаем домики Делаем фонтан Раскрашиваем |
Картон, бумага, краски |
|
Рисуем и врезаем цветы |
Бумага, ножницы, карандаши |
|
Склеиваем все вырезанные части |
Термопистолет |
|
Пишем задачи и кладем их в фонтан Пишем лист с ответами |
Бумага и ручки |
|
Пишем письма и кладем их в коробочку |
Бумага и ручки Коробочка |
|
Берем фигурку почтальона |
Кладем в коробку |
|
Делаем окошки для писем |
Ножницы |
Так настольная игра по математике обрела следующий вид, рисунок 1.
Рисунок 1 – Математическая настольная игра.
Последний этап в создании настольной математической игры оказался самым приятным – тестирование. Мы всем классом попробовали поиграть в игру на внеурочной деятельности, наши одноклассники играли с увлечением, всем скорее хотелось решить задачи и собрать все письма.
Подводя итог этапам создания настольной игры, стоит отметить, что это был увлекательный и познавательный процесс. Мы сами закрепили материал по математике, сплотились командой ребят, кто являлся игроком настольной игры, а также научились проявлять смекалку, творчески подходить к любому заданию. повысили интерес к предмету, автоматизировали свои навыки решения задач по математике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня существует множество настольных игр, из которых каждый желающий может выбрать игру по своему вкусу. Но самая интересная игра, это придуманная и сделанная своими руками, потому что в неё вложены свои фантазии, старания и душа.
Я научилась придумывать, изготавливать макет игрового поля, карточки для настольной игры. Благодаря нашей настольной игре удалось повысить интерес к предмету «Математика», автоматизировать свои навыки в решении задач, закрепить пройденные темы, что было важным и актуальным. Я считаю, что цель работы достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Математика. 5 класс. Учебник. В 2-х частях - Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др.
Методические разработки к урокам математики в 5 классе Постниковой Я.А.
Шашина В.П. Методика игрового общения. – Ростов н/Д: Феникс, 2005