Комбинация - душа шахматной партии

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Комбинация - душа шахматной партии

Шалгин И.С. 1
1 СПб ГБОУ "Лицей № 280 им. М.Ю. Лермонтова"
Грекова Л.В. 1
1СПб ГБОУ "Лицей № 280 им. М.Ю. Лермонтова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Первый русский чемпион мира по шахматам –Александр Алехин. Все в этом человеке спорно, начиная с фамилии, в которой, вопреки мнению большинства, нет буквы Ё (он даже отказывался жать руку соперникам, которые об этом вдруг забывали). Он обладал феноменальной памятью, мог наизусть пересказать партию, сыгранную пару десятков лет назад, а о его играх вслепую слагали легенды.Однако, для игры его имя представляет важность не только из-за статуса и наград, а, прежде всего, из-за уникального таланта, превратившего шахматы в искусство.

Широко известны цитаты самого Алехина:

  • «для меня шахматы не игра, а искусство»,

  • «надо стараться, чтобы теория шахмат не мешала мыслить самостоятельно»,

  • «комбинация — душа шахматной партии».

Они отражают принципы всей жизни непобежденного чемпиона, полезные не только для шахматистов, но и для всех людей, которые остерегаются идти на риск для достижения успеха. Именно по этим причинам жизненному пути и шахматной игре Алехина посвящены множество воспоминаний и книг, наиболее интересной из которых является произведение «Александр Алехин — непобежденный чемпион» Ю.Н. Шабурова1. В ней автор подробно описывает биографию шахматиста, ключевые партии, признает его особую роль в увеличении популярности шахмат и развитии игры, богатство идей в атакующем динамичном стиле Алехина, направленном исключительно на победу. 

Помимо побед, его имя осталось в истории шахмат по целому ряду интереснейших комбинаций, а память о шахматисте живет и в космосе, где на большом расстоянии от Земли вращается открытая в 1978 году планета «Алехин».

Целью данной исследовательской работы является оценка избранных шахматных партий Алехина на предмет роли риска в победе.

Задачи работы — проанализировать партии Алехин - Фельдт (1914 года) и Алехин - Юнге (1942 года), оценить действия Алехина для достижения победы и исследовать другие варианты хода событий.

Жизнь и игра в жизни Алехина

Александр Алехин родился в Москве в 1892 году. Он с детства приучал себя к дисциплине и стремился к науке. Его врожденная склонность к запоминанию была уникальной: прочитав однажды какой-нибудь факт, он невольно держал его в памяти и мог использовать в любой момент. Особенно хорошо он запоминал все, что касалось истории или литературы – его тяга к гуманитарным наукам и иностранным языкам никогда не ослабевала.

С 1901 по 1910 годы маленький Саша, которого в домашнем кругу называли Тишей (от слова Тишайший), ходил в классическую гимназию имени Поливанова, в 1911 году стал студентом петербургского Императорского училища правоведения, а в 1914 году окончил его, став титулярным советником.

Георгий Римский-Корсаков2 – сосед Тиши по парте, рассказывал: «Весь углубленный в свои шахматные дела, Алехин настолько выключался из окружающей его среды, что не всегда ясно сознавал, где он находится и какой идет урок. Бывало, вдруг начнет вставать из-за парты, класс затихал и напряженно ждал, что будет дальше. Постояв немного с растерянным видом и покрутив свой рыжий чуб, Алехин вдруг издавал радостное «Ага!», быстро хватал ручку и записывал придуманный ход. Если преподаватель задавал ему вопрос, то он, услышав свою фамилию, быстро вскакивал и некоторое время стоял молча, обводя класс прищуренными глазами, как бы старался понять, где он находится и что от него требуют. Все это мпроисходило не больше секунды, после чего лицо Александра прояснялось и на повторный вопрос учителя он отвечал быстро и безошибочно».

Александра Алехина нельзя назвать «шахматным вундеркиндом» — он начал серьезно заниматься шахматами в возрасте около 10 лет. В отличие от Капабланки3, который, казалось, не нуждался в изучении теории, Алехин развивался как шахматист хотя и быстро, но постепенно, активно изучая шахматную теорию и нарабатывая опыт. Уже в 16 лет он одержал первую победу на Всероссийском турнире. Вскоре после этого занял третье место на Петербургском Турнире чемпионов, что дало ему право претендовать на титул чемпиона мира.

Алехин боготворил не кого-нибудь из профессоров, которые учили его в гимназии, а шахматиста Михаила Чигорина4, первого русского участника матчей за шахматную корону. Разбирая его партии, подросток восхищался красотой комбинирования, все больше убеждаясь в том, что шахматы – искусство, а не ремесло. Большое впечатление на Алехина произвел и американский шахматный маг Гарри Пильсбери5, который проводил в России сеансы по игре вслепую – сидя спиной к соперникам и не видя досок, он называл свои ходы и мог вести борьбу одновременно с двадцатью соперниками. Алехин под впечатлением решил однажды повторить фокус. И в будущем проводил такие сеансы более чем с тридцатью соперниками.

Постепенно Александр Алехин становился шахматным поэтом – его слог был красивым, острым, ярким. Казалось, весь нерастраченный пыл молодости он проецировал на партии, в которых дерзил смелостью и настойчивостью. Ему мешала лишь неопытность, но этот недостаток был легко восполним.

Во время Первой мировой войны Александр стал добровольцем и отправился на фронт в качестве начальника летучего отряда Красного Креста. Там он самоотверженно оказывал помощь раненым, часто под неприятельским артиллерийским и пулеметным огнем. Его мужество было отмечено двумя Георгиевскими медалями. А когда Алехин вынес с поля боя раненого офицера, ему вручили орден Святого Станислава. Во время спасения раненых воинов Алехин, безусловно, подвергал опасности и свою собственную жизнь. Он был дважды контужен разорвавшимися поблизости снарядами и после второй, тяжёлой контузии в спину, его поместили в госпиталь в городе Тарнополе. Постепенно выздоравливая, Алехин все больше просил приглашать в палату местных шахматистов и играл с ними вслепую. В один из сентябрьских дней 1916 года он, не глядя на доску, одновременно вел игру с пятью партнерами и у всех выиграл. В числе этих побед была и эффектная, знаменитая партия с Фельдтом, облетевшая весь мир. Анализ именно этой партии лег в исследование проблемы данной работы, которое будет представлено в следующей главе.

В октябре 1917 года грянула революция, Алехин стал сиротой. Все смешалось, и в этой буре времен суждено было выжить только самым стойким. 24-летний Алехин в то время зарекомендовал себя незаурядным шахматистом. Политически он был неопределившимся и неожиданно покинул более-менее благополучную Москву, отправившись сначала в нестабильный Киев, а оттуда – в напряженную Одессу, где играл в шахматы ради выживания.

После возвращения в Москву он стал студентом Московской государственной киностудии, но продержался там всего год. Ему пришлось уйти работать следователем Главного управления милиции в Московском уголовном розыске. В 1920 году он сменил место работы и стал переводчиком в аппарате Коминтерна. В том же году была организована Всероссийская шахматная олимпиада, приравненная к союзному первенству. Алехин не проиграл ни одной партии и стал чемпионом РСФСР по шахматам.

В этот же период на родине он встретил свою любовь. В качестве переводчика Коминтерна Алехин познакомился со швейцарской журналисткой Анной-Лизой Рюэгг. Но уже 16 ноября 1920 года на Алехина завели дело. Им занялась Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией. На допросе Алехин категорически отрицал какие-либо денежные переводы, в которых его обвиняли. Допрос подавил его морально, и он решил эмигрировать – с помощью подруги. 15 марта 1921 года Алехин женился на Анне-Лизе. Через пять недель Алехин получил разрешение на отъезд.Шахматист уехал из страны, но надеялся, что не навсегда.

В Париже Алехина окружали русские эмигранты, видные политические, военные и культурные деятели, бежавшие от нового режима, и его не принимавшие. В СССР поначалу его считали шахматистом, временно покинувшим страну, возвращаться ему никто не запрещал. Однако все могло измениться, и Алехин очень этого опасался.

В эмиграции Алехин продолжал усердные занятия шахматами и в 1927 году он победил Хосе Рауля Капабланку в матче за шахматную корону. Общемировая сенсация, была повержена шахматная машина. Алехин показал себя прекрасным комбинатором, способным побеждать даже такого непогрешимого соперника, как Капабланка – кубинец славился беспощадной интуицией, но и ее не хватило, чтобы раскусить все замыслы находчивого претендента. В 1931 году он поставил рекорд в югославском Бледе – выиграл международный турнир с отрывом в 5,5 очков.

Став четвертым чемпионом мира, Алехин гастролировал по всему миру. За это время он сыграл 1320 партий, из которых всего в 65 проиграл и в 1161 одержал победу.

Несмотря на триумф над Капабланкой, у Алехина росла сильнейшая неприязнь к себе. И если шахматная жизнь складывалась блестяще, он дважды громил Ефима Боголюбова6 в титульных встречах 1929 и 1934 годов, то личная жизнь ушла в непреодолимое пике. Его отвергла родина. Возможно, из-за этого Алехин в 1935 году проигрывает голландцу Максу Эйве7 матч за звание чемпиона мира, однако, уже спустя 2 года возвращает себе шахматную корону убедительной победой.

Во время Второй мировой Алехин вновь отправился на фронт. Он воевал за Францию, был лейтенантом-переводчиком. Находясь на оккупированных немецкими войсками территориях, Алехин участвовал в семи турнирах. В четырех из них он занимал первые места, а в трех – делил первые-вторые места. О высоком уровне его игры в тот период могут дать представление фрагменты двух партий. В одной из них, сыгранной в 1942 году на турнире в Праге, соперником Алехина был чемпион Германии Клаус Юнге8. Ему в то время исполнилось 18 лет, и он считался самым талантливым последователем Эмануила Ласкера9. Детали данной партии также послужили основной проведенного исследования, которое будет представлено в следующей главе данной работы.

В 1946 году Алехин получил вызов от чемпиона СССР Ботвинника10 на право оспорить титул чемпиона мира. Предстоящий матч дал новый импульс Алехину. Он приободрился и опять был полон планов, надежд, что встреча с Ботвинником поможет ему вернуться на Родину. Жизнь вновь приобрела цель, и Алехин с усердием стал готовиться к матчу. Он хотел удивить мир своей игрой, но внезапно умер в португальском Эшториле в гостиничном номере при анализе очередной шахматной партии. В 1956 году его останки были перезахоронены на кладбище Монпарнас в Париже.

Алехин первым применил шахматное начало е1-е4, которое получило название защита Алехина. Ему принадлежит несколько новых методик в испанской и французской защите, ферзевом гамбите. Многие специалисты отмечали глубокую позиционную игру: прежде чем начать атаку, Алехин долго закладывал для неё позиционный фундамент. По словам Гарри Каспарова11, Алехин был первым, кто интуитивно сочетал в своей игре три фактора: материал, время (темп) и качество позиции, мог оценить, какой из факторов важнее в данный момент и, исходя из этого, пожертвовать чем-то, чтобы усилить другой компонент; поэтому Каспаров называл Алехина «пионером универсального стиля игры, основанного на тесной взаимоувязке стратегических и тактических мотивов». Александр Александрович Алехин, гениальный русский шахматист, многолетний чемпион мира, ушедший из жизни непобежденным, навсегда остался в памяти человечества.

Алехин - Фельдт. Тернополь 1916. Сеанс вслепую

Не менее интересна чем самая эта шахматная партия, ее предыстория. Ранее уже упоминалось о том, что партия проходила в эпоху Первой Мировой Войны, в которой участвовал сам Алехин и был контужен, после чего был отправлен в госпиталь.

Он говорил:"Целый месяц лежал неподвижно, прикованный к постели. Игра в слепую оказалась для меня в то время настоящим спасением. По моей просьбе меня часто посещали местные шахматисты, и я давал им маленькие сеансы не глядя на доску. В одном из таких сеансов и была сыграна моя наиболее известная партия вслепую - против Фельдта".

Противники разыгрывали партию французской защиты, где Алехин уже в дебюте начал агрессивную игру, нацеленную на итоговую победу. Так, уже четвертым ходом будущий чемпион мира сделал неочевидный e4xd5 (рис.1), намереваясь раскрыть вертикаль «e» и открыть дорогу для наступления коня.

Фельдт сделал не лучший выбор, съев атакующую пешку не пешкой, а конем f6хd5 (рис.2). Также спорные ходы были сделаны черными 5.f6xf5 и 7.c7xc6 (рис.2) в попытке защитить центр.

В результате, Алехин получил возможность

для интересного хода конем 8.Кf3xe5 (рис.3), хотя даже на этот момент он не обладал каким-то значительным преимуществом. Так, современный компьютерный анализ говорит о том, что данный ход не был лучшим, более перспективным у Алехина был вариант 8.Кg1xh3 (рис.3), когда его преимущество достигало бы +1.1 против +0.5 после сделанного им хода.

После следующего же хода Алехина 9.Кg1xf3 (рис.4) его преимущество и вовсе опустилось до символических +0.2, но задуманный им хитрый план в результате обеспечил победу.На сомнительный ход Фельдта 9.b7xb6 (рис.4), нацеленного на выход слона во

французской защите, Алехин ответил выдвижением слона 9.Cf1xd3 (рис.4), а затем сделал короткую рокировку.

В ответ Фельдт ошибся, сыграв 11.Лf8xe8 (рис.5), но и Алехин, нацеливаясь на атаку проводит ход 13.Сc1xf4 (рис.5) вместо более безопасных ходов пешкой, которые с большой долей вероятности привели бы к

итоговой ничьей.

Неочевидный ход делает и Алехин 14.Фd1xe2 (рис.6). С одной стороны, связывая между собой свои ладьи к концу розыгрыша дебюта, а, с другой, поддерживая коня, стоящего на е5. И это решение Алехина предопределило его выигрыш. По оценке

компьютера после этого хода преимущество белых сократилось с +0.9 до +0.4, что является минимальным перевесом и существенно снижает вероятность итоговой победы Алехина.

Однако, более безопасным для белых был бы ход 14.Кf3xg5(рис.7), когда сдваивалась бы атака двух

коней. Но, вместе с тем, подобный ход одновременно бы и успокаивал игру, снижая общую атакующую направленность позиции белых. Можно предположить, что после вероятного размена ферзями уже к семнадцатому ходу (14.Кf3xg5, Кd7xf8, 15.Сd3xc2, Ce7xc5, 16.Сc2xa4, Фd8xd4, 17.Фd1xd4,Cc5xd4)(рис.7) Алехин получил бы возможность для размена слона на более ценную ладью (18.Сa4xe8, Лa1xe8) (рис.8).

Но даже подобный выигрыш не приближает победу белых. При таком развитии событий компьютер оценивает преимущество Алехина после предполагаемого восемнадцатого хода в +1.1, но игра при этом

успокаивается и соперники переходят к позиционной обороне своих фигур с даже более активной игрой черных на королевском фланге. При отсутствии ошибок стороны к тридцатому ходу формируют ничейную расстановку сил с небольшим в +1.2 преимуществом белых (рис.9).

При дальнейшем моделировании возможных ходов белые владеют небольшим перевесом и инициативой,

но этого недостаточно для мата. К сороковому ходу преимущество увеличивается только лишь до +1.6 (рис.10).

А к шестидесятому после размена фигурами и неудавшимися попытками провода пешек в ферзи и вовсе сводится к фактической ничьей, когда ладья белых контролирует вторую горизонталь, не допуская проход черных пешек, а у белых не остается фигур для увеличения материального п еревеса (рис.11).В результате, стороны соглашаются на ничью.

Вместо описанного более безопасного сценария Алехин четырнадцатым ходом выводит ферзя (рис.6). В ответ Фельдт игнорирует размен к

оней на e5 для оборонительных целей и возможно, испугавшись а такующей игры Алехина, играет 14.с6хc5, допуская грубую ошибку (рис.12).

Тут же Алехин делает очень интересный и агрессивный ход 15.Ке5хf7 (рис.13), жертвуя своим конем для дальнейшего п

родвижения фигур. Атакуя черного ферзя, он вынуждает Фельдта есть коня на f7 королем 15.Крg8xf7 (рис.13).В ответ Алехин играет 16.Фе2xe6 (рис.14), съев пешку оказавшимся без защиты своим ферзем.

При этом данная жертва была полностью оправданной, так как при ходе черных 18.Крf7xe6 (рис.15) Алехин бы ставил мат уже следующим ходом 17.Кf3хg5#.

Фельдт же играет 18.Крf7хg6, после чего белые в два хода (17.g4 и 18.Кh4#) ставят блестящий мат конем, показывая как риск в ходе шахматной партии ведет к итоговой победе (рис.16).

 

Алехин – Юнге. Люблин 1942

Извлекающая жертва — частный случай комбинации «завлечение», в котором путём жертвы извлекается король из пешечного прикрытия в раскрытое положение, где он получает мат или подвергается сильной атаке. Именно этот приём был продемонстрирован Алехиным в партии с чемпионом Германии Клаусом Юнге,за которую Александр Александрович получи первый приз за красоту.

Если партию с Фельдтом Алехин играл в статусе еще малоизвестного шахматиста, то его встреча с Юнге, состоявшаяся в разгар Второй Мировой Войны, стала венцом творчества уже опытного чемпиона мира, одержавшего в течение 1942 года победы во всех четырех турнирах, в которых он принимал участие.

Алехин с Юнге разыграли испанскую партию, в которой более атакующего стиля в дебюте придерживался немец, игравший черными. Чемпион мира перехватывает инициативу только к двадцатому ходу, когда, разыграв 20. а4xb5, a6xb5 (рис.17), он, тем самым, открывает для продвижения вертикаль «a».

Тем не менее, даже после размена конями на

двадцать третьем ходу преимущество Алехина составляет незначительные +0.7, которых недостаточно для итоговой победы. Затем Юнге делает неточный ход пешкой 23.с6хc5 (рис.18), на что белые отвечают жертвой пешки, играя 24.f5хf6 (рис.18).

Более безопасным вариантом для белых было бы сыграть 24.Фе3хf3 (рис.18), развивая наступление на

королевском фланге. Но при таком ходе игра, как можно предположить из наиболее вероятного продолжения, уже вскоре заметно успокаивается. А стороны к двадцать седьмому ходу вступают в позиционную игру с минимальным преимуществом белых (+0.1) (рис.19).

На сороковом ходе соперники и вовсе обладают

равнозначными позициями. После чего, как показывает компьютерное моделирование, происходит размен тяжелыми фигурами и игроки переходят к почти что зеркальному пешечному эндшпилю без шансов кого-либо на победу и при неизбежной скорой ничьей (рис.20). Алехин же, сыграв, как было сказано, 24.f5хf6 (рис.21), вскрывает тем самым игру, жертвуя пешкой и создавая плацдарм для итоговой победы.

Двадцать шестым ходом он делает еще одну жертву - слона - играя 26.Сb3xf7(рис.22). 

Независимо от того, забирают ли черные или нет

слона, они теряют качество, уступая уже следующим ходом 26.Фс7xf7, 27.Лd1xd8 (рис.22) ладью. При ответном 27.Лf8xd8 белые сыграли бы 28.Фh6xg5 с двойным ударом (рис.22).

В результате, после ответного 27.Кb6xa4 от черных и 28.b2xb3 (рис.23), Юнге признает поражение,

так как далее он или бы терял коня, или бы позволял белым сдвоить ладьи на горизонтали 8, что угрожало бы дальнейшим матом.Алехин же одерживает убедительную победу, извлекая максимальную выгоду из сделанного рискованного хода и жертвы фигур.

 

Заключение

В истории шахмат Александр Алехин навсегда останется каквеличайший художник,создавший яркие произведения. Его партии полны смелых фантазий, удивительных комбинаций и точных маневров.

Исследования, проведенные в данной работе, только подтверждают все вышесказанное. Выстроив в голове прекрасную комбинацию, нам очень часто не хватает смелости, чтобы пойти на риск и воплотить ее в жизнь, чему и следует поучиться у Алехина – гениального шахматиста. Никакая компьютерная программа не способна лучше человеческого ума и смекалки создать прекрасную комбинацию и заставить соперника ошибиться. Стоит и в жизни применять приемы, которые демонстрировал Алехин в своей игре.

Закончить работу хочется словами Александра Алехина: «Цель человеческой жизни и смысл счастья заключается в том, чтобы дать максимум того, что человек может дать», поэтому не бойтесь рисковать и успех не заставит себя долго ждать.

Список литературы

Шабуров, Ю.Н. Александр Алехин. Непобежденный чемпион/ Ю.Н. Шабуров – Москва: Изд-во Голос, 1992. – 256 стр.

  1. Котов, А.А. Александр Алехин/. А.А. Котов – Москва, 1973

  2. Гик, Е., Один против всех, все против одного/ Е. Гик// Наука и жизнь – 2003. - №11

  3. Линдер, И.М. Александр Алехин. Жизнь и игра/ И.М. Лидер, В. Линдер – Москва: АСТ, 2007. – 351 стр.

  4. Воронков, С. Русский сфинкс – 4/

chesspro.ru/_events/2008/voronkov_alekhine_4

  1. Львов, К. Помесь схимника с хищником. Внезапные ходы шахматиста Алехина/ www.svoboda.org/a/30999674

1 Ю.Н. Шабуров (1926 – 2001) – Заслуженный работник физической культуры РСФСР, член Союза Журналистов

2 Г. М. Римский-Корсаков (1901 – 1965) – русский, советский композитор. Музыкальный педагог

3 Хосе Рауль Капабланка (1888 – 1942) – кубинский шахматист, третий чемпион мира по шахматам

4 М.И. Чигорин (1850 – 1908) – первый российский шахматист, участвовавший в матче за звание чемпиона мира

5 Г. Н. Пильсберри (1872 – 1906) - американский шахматист и шахматный теоретик

6 Е.Д. Боголюбов (1889 – 1952) – российский, советский и немецкий шахматист, претендент на звание чемпиона мира

7 Махгилис Эйве (1901 – 1981) – нидерландский шахматист и математик, пятый чемпион мира по шахматам

8 Клаус Юнге (1924 – 1945) – немецкий шахматист

9 Эмануил Ласкер (1868 – 1941) – немецкий шахматист,второй чемпион мира по шахматам

10 М.М. Ботвинник (1911- 1995) – советский шахматист, шестой чемпион мира по шахматам

11 Г. К. Каспаров (1963 - н.в.) – советский и российский шахматист, тринадцатый чемпион мира шахматам

Просмотров работы: 19