1. ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной действительности особенно важно заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Периодически посещая Лысьвенский музей, мероприятия в ЛКДЦ и на Мемориале Славы заметил, что очень мало детей и молодёжи участвует в этом. Меня возмутил этот факт. Поэтому для изучения истории и привлечения внимания подрастающего поколения к значимости вклада Малой Родины Лысьвы в Великую Победу, составил авторскую патриотическую контрольную «Математика СШ-40».
Особое вдохновение получил, читая строки поэта-фронтовика Поликарпа Шестакова.
О броневой солдатской каске
Любой солдат минувшей мировой
С немногословной и суровой лаской
И в наши дни рассказ заводит свой
Но многие бойцы едва ли знали,
Что жизнь им в сражениях берёг
С названьем «Лысьва», где-то на Урале
Кующий сталь рабочий городок.
Если к вышесказанному добавить 80-летние Победы в Великой Отечественной войне и тот факт, что для производства Лысьвенских касок (СШ-40) обязательно использовались математические расчёты, то получится «Математика СШ-40».
1.1. Паспорт проекта
|
Название проекта |
Математика СШ-40 |
|
Цель проекта |
Расширение знаний о вкладе города Лысьва в Великую Победу путём решения математических задач о технологии производства СШ-40 |
|
Задачи проекта |
1. Собрать информацию по данной теме из различных источников; 2. Разработать, апробировать, скорректировать задания для контрольной работы по математике с использованием фактов о СШ-40; 3. Разработать брошюру с контрольной работой и справочной информацией в виде презентации; 4. Представить брошюру в виде QR-кода с презентацией, загруженной на Яндекс диск. |
|
Целевая аудитория |
Школьники, студенты, молодежь, педагоги, взрослые граждане, в т.ч. туристы |
|
Практическое использование |
Использование в учебном процессе не только на уроках математики, но и как материал для патриотического воспитания. Задачи патриотической контрольной наглядно показывают применение математических знаний в реальных производственных процессах, привлекают внимание к изучению истории своей страны, способствует поддержке национальной идентичности, помогая осознать своё место в истории и культуре своей страны. Задачи патриотической контрольной полностью или частично могут быть использованы на интеллектуальных играх и квизах как для детей, так и для взрослых. Патриотическая контрольная может стать основой семейного патриотического мероприятия. Педагоги школы могут использовать патриотическую контрольную работу в командных состязаниях отцов к 23 февраля или интеллектуальных родительских играх ко Дню Победы-9 мая. Буклеты с контрольной работой - это прекрасный раздаточный материал для туристов, которые приехали на экскурсию в Лысьву. Материалы патриотической контрольной можно использовать с целью обмена опытом между учениками и студентами разных регионов России, как способ рассказать о своей Малой Родине Лысьве. |
|
Тип проекта |
Краткосрочный, индивидуальный, практико-ориентированный. |
|
Продукт проекта |
Патриотическая контрольная работа по математике, оформленная в виде презентации Microsoft PowerPoint, загруженной в QR-код и дополненная брошюрой. |
|
Разработчик |
Басалаев Николай, ученик МБОУ «СОШ № 2 с УИОП» |
|
Срок реализации проекта |
Сентябрь 2024 – май 2025 г. |
|
Партнёры |
МБУК «Лысьвенская БС» МБУК «Лысьвенский музей» Лысьвенская общественно-политическая газета «ИСКРА» Учителя математики МБОУ «СОШ № 2 с УИОП» |
1.2. Актуальность проекта
Проект «Математика СШ-40» актуален, как ни когда, потому, что:
- очень важно изучать историю страны, родного края и города, в котором ты родился – без прошлого нет настоящего, а тем более будущего;
- Президент России Путин Владимир Владимирович объявил 2025 год Годом защитника Отечества, как символ национального единства и патриотизма;
- 9 мая 2025 года по всему миру отмечают 80-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне;
- в Лысьве находится единственный в России «Музей каски», в котором в том числе хранятся экземпляры солдатского шлема СШ-40 Лысьвенского производства времён ВОВ.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Рабочий план реализации проекта
Подготовительный этап
|
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
|
1 |
Подбор информации по теме проекта |
Сентябрь - ноябрь 2024 |
Разработчик проекта, руководитель проекта |
|
2 |
Проведение опроса |
Ноябрь 2024 |
Разработчик проекта |
|
3 |
Анализ полученных результатов |
Ноябрь 2024 |
Разработчик проекта |
Основной этап
|
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
|
1 |
Составление математических задач для патриотической контрольной |
Декабрь-январь 2025 |
Разработчик проекта, руководитель проекта |
|
2 |
Опробование контрольной на одноклас-сниках на уроке математики в исторически важную дату ВОВ (27 января 1944 г.- День Полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады) |
27 января 2025 |
Разработчик проекта, руководитель проекта |
|
3 |
Анализ полученных результатов и отзывов участников. Устранение недостатков |
Февраль 2025 |
Разработчик проекта, Руководитель проекта |
Завершающий этап.
|
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственный |
|
1 |
Проведение общешкольной патриоти-ческой контрольной к 80-летию Победы в Великой Отечественной Войне |
Апрель 2025 |
Разработчик проекта, Руководитель проекта |
|
2 |
Выводы по проекту |
Май 2025 |
Разработчик проекта |
2.2. Риски и пути их преодоления
|
Возможные риски |
Пути преодоления |
|
Недостаточный охват аудитории |
Попросить помощь у администрации школы в размещении информации на официальной страницы школы |
|
Ребята не захотят выполнять патриотическую контрольную работу |
Попросить содействия у педагогов школы |
2.3. Проведение опроса
Для понимания актуальности проекта составлена анкета с простыми вопросами. В целях ускорения сбора и обработки информации, а также во имя сохранения экологии, опрос был проведён по средствам электронного сервиса Яндекс. На странице в социальных сетях размещена ссылка на Яндекс форму, которую все желающие заполнили в своё удобное время. После обработки анкет получилась следующие результаты, которые отражены в диаграммах. В опросе принимали участие 158 человек разных возрастов.
Анализируя ответы участников опроса можно сделать вывод, что патриотическое воспитание среди детей и подростков имеет эпизодический характер, т.к. большая часть опрошенных редко посещает городские патриотические мероприятия и в музей ходят по принуждению. К тому же самым сложным предметом в школе считают математику. Но в то же время почти 93% респондентов пожелали больше узнать о вкладе Лысьвы в Великую Победу 1945 года. Учитывая тот факт, что в Лысьве находится единственный в России музей каски, в котором в числе прочих экспонатов хранится Лысьвенский шлем (СШ-40) времён ВОВ, технологию изготовления которого можно изучить при помощи математических задач, одновременно доказав, что математика это очень творческий и исторически важный предмет, напрашивается вывод: Моя патриотическая контрольная в рамках проекта «Математика СШ-40» будет востребована не только на уроках математики, но и как материал для патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
Диаграмма № 3
Диаграмма № 4
Диаграмма № 5.
2.4. Материал для создания патриотической контрольной
На первом этапе сбора информации для патриотической контрольной в первую очередь посетил фонды Лысьвенской библиотечной системы, Лысьвенский музей (а именно уникальную экспозицию посвящённую каске), архив Лысьвенской общественно-политической газеты «Искра». Среди подлинных артефактов и большого количества информации в основу контрольной работы выбрал процесс изготовления солдатского шлема СШ-40 на Лысьвенском Металлургическом заводе в годы Великой Отечественной войны, на примере которого составил математические задачи, подробно рассказывающие об основных этапах изготовления Победоносной Лысьвенской каски, её устройстве в реальных цифрах и величинах. Так же в контрольную работу включена задача повышенной сложности (со звёздочкой), решив которую узнаешь точное количество солдатских шлемов СШ-40, выпущенных в годы Великой Отечественной Войны. Контрольную работу составил в рамках ФГОС по математике средней общеобразовательной школы. Значит, патриотическую контрольную работу легко смогут решить ученики и студенты, начиная с 6 класса. Младшие школьники воспользуются помощью родителей и других старших родственников, проведя семейное патриотическое мероприятие в домашних условиях. Так как в задачах рассмотрен реальный процесс изготовления солдатского шлема, то встречается много непонятных технических терминов. Для облегчения понимания и разъяснения этого в презентацию контрольной работы добавлены краткие поясняющие вставки, исторические факты, картинки и фотографии, касающиеся Лысьвенской каски.
2.5. Патриотическая контрольная работа «МАТЕМАТИКА СШ-40».
С задачами Патриотической контрольной «Математика СШ-40» можно ознакомиться в буклете (Приложении 1) к настоящему проекту.
2.6. Оформление патриотической контрольной
Для удобства использования все материалы загружены в QR-код. Контрольная рассчитана не только на тех, кто знает о вкладе города Лысьва в Великую Победу и о единственном в России музее каски, поэтому состоит из трёх файлов (ссылка на Яндекс диск https://disk.yandex.ru/d/U-Fpts1j7qR9OQ): короткое видео-обращение, презентация Microsoft PowerPoint и двухстороннего буклета (Приложение №1).
Рисунок 1.QR-код материалов для патриотической контрольной работы
«Математика СШ-40»
2.7. Опробование, анализ полученных результатов
Первое опробование патриотической контрольной «Математика СШ-40» провёл лично у своих одноклассников в 6 «Б» классе 27 января 2025 года в День Полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. С результаьтами и отзывами одноклассников можно ознакомиться в Приложении 2.
Для более точной оценки патриотической контрольной, отправил QR- код с материалами «Математики СШ-40» партнёрам в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Калуга и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Богданович. Отчёт и отзыв можно изучить в Приложении 3 и Приложении 4 .
Анализируя отзывы ребят и педагогов сделал вывод, что патриотическая контрольная «Математика СШ-40» полностью самостоятельно смогут решить ученики, начиная с 6 класса и старше, более младшим ребятам потребуется помощь педагогов или взрослых. Для правильного восприятия контрольной работы нужно обязательно включать презентацию с пояснительными вставками. Это подтверждают результаты проведения контрольной с пятиклассниками, если бы ребятам показали наглядно значение некоторых технических терминов, то процент решения задач значительно увеличился. Очень порадовало, что ребята и взрослые поняли, что патриотическая контрольная - это не просто решение математических задач, главная цель - изучение истории на примере реального производственного процесса изготовления солдатского шлема времён ВОВ.
2.8. Продвижение и реализация патриотической проекта Патриотическая контрольная «Математика СШ-40»
Для продвижения патриотической контрольной, а так же с целью расширения целевой аудитории представил «Математику СШ-40» на следующих конкурсах :
Рисунок 2. Диплом 1 степени VIII муниципальной научно-практической конференция учебно-исследовательских и практических работ учащихся 5-11 классов «Прикладные и теоретические вопросы математики»
Рисунок 3. Диплом 1 степени VII муниципальной научно- практической конференции обучающихся «Добро пожаловать в науку!»
Рисунок 4. Диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса
исследовательских работ учащихся «Будущие Ломоносовы в содружестве талантов» организатор Малая Академия наук «Интеллект будущего» г. Обнинск
Рисунок 5. Диплом II степени XVIII муниципальный открытый краеведческий смотр-конкурс имени А.А. Карякина
Патриотическая контрольная проведена на интерактивной площадке Лысьвенского музея в день Празднования 80-летия Великой Победы 9 мая 2025 года.
Патриотическая контрольная стала частью «Ночи музеев 2025» в Лысьвенском музее.За время проведения площадки вручили 64 медали. Медали получили все, решившие 4 и более задач.
|
Спонсоры-патриоты Лысьвы изготовили железные медали, для награждения всех, кто решил Патриотическую контрольную «Математика СШ-40» |
||
Патриотическая контрольная «Математика СШ-40» на празднике «День Рождения Лысьвенской каски». Раздал 98 буклетов. Вручено 64 медали.
Патриотическая контрольная «Математика СШ-40» вошла в сборник исследовательских и проектных работ «Будущие Ломоносовы» МАН «Интеллект Будущего».
С публикациями патриотическая контрольной «Математика СШ-40» в средствах массовой коммуникации (Лысьвенской общественно-политической газете «Искра») можно ознакомиться в приложениях к данному проекту.
Статистика просмотра и скачивания оцифрованной версии патриотической контрольной «Математика СШ-40».
3. ВЫВОД
В процессе написания проекта «Математика СШ-40» собрал много интересной информации о тыловом производстве Лысьвы в годы Великой Отечественной войны, провёл электронный опрос и создал патриотическую контрольную работу с собственными уникальными задачами о процессе производства и технических характеристиках Лысьвенской каски (солдатского шлема СШ-40).
Уже на этапе опробования патриотической контрольной «Математика СШ-40» доказал, что мой подход к обучению через реальный производственный процесс с достоверными цифрами и фактами формирует личность осознанного гражданина с активной жизненной и патриотической позициями.
У моей патриотической контрольной «Математика СШ-40» есть перспективы развития - можно использовать не только на территории Лысьвенского городского округа, но и за его пределами, т.к. все материалы загружены в QR-код, которым легко может воспользоваться любой желающий. Значит о Моей Малой Родине Лысьве узнают во многих уголках России.
А завершить хочу строками всё из того же стихотворения поэта Фронтовика Поликарпа Шестакова:
Всё это было, в славной Лысьве было,
И никогда не в праве мы забыть
Несокрушимой дружбы фронта с тылом
В стремлении едином победить.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архивные документы Лысьвенского городского музея.
2. Интервью с бывшими работниками Лысьвенского металлургического завода.
3. Интернет-каталог антиквариата «ANTIK» https://antik1941.ru/istoriya-kaski-obrazcza-1940-goda-ssh-40
4. Искусство составлять задачи и немного об их решении Габышев Д. Н.: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012, 68 с
5. Оборонная продукция Лысьвенского металлургического завода в годы Великой Отечественной войны / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Лысьвенская библиотечная система», Центральная библиотека; составитель С. И. Ёлохова. – Лысьва: [б.и.], 2022. – 53 с.
6. Открытые Интернет Источники
7. Лысьвенская каска в творчестве художников, писателей и поэтов/ Пермь,2007-40 с илл.
8. Страница вк Военно - Патриотического клуба «Центр Славянской культуры» г. Березники –
https://vk.com/wall 39621035_59661?ysclid=m6ot6jeep9529528048
|
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «МАТЕМАТИКА СШ-40» Разработал: Басалаев Н.А. Ученик 6 «Б» класса МБОУ «СОШ № 2 с УИОП» Руководитель: Чайникова Т.В. Учитель математики МБОУ «СОШ №2 с УИОП» Лысьва,2024. |
О броневой солдатской каске Любой солдат минувшей мировой С немногословной и суровой лаской И в наши дни рассказ заводит свой! Но многие бойцы едва ли знали, Что жизнь им в сражениях берёг С названьем «Лысьва», где-то на Урале Кующий сталь рабочий городок. (Строки из стихотворения поэта-фронтовика Поликарпа Шестакова) СШ-40 (Лысьвенская каска) — шлем образца 1940 года, средство индивидуальной защиты военнослужащих, широко использовался в Вооружённых Силах СССР во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы. 8 мая 1967 года на Красной площади в столице нашей Родины - городе Москве, был открыт мемориал: "Могила Неизвестного Солдата", одним из символов главного памятника страны стала Лысьвенская каска... |
С 1942 года Лысьвенский металлургический завод остался единственным предприятием, выпускавшим стальные каски, ставшие символом Великой Победы. В годы войны здесь было произведено более 10 500 000 миллионов касок. |
||||||||||||||||||||||||||||
|
Задача № 1. Лысьвенская каска (СШ-40) имела обтекаемую форму и размерный ряд. Самая большая каска имела маркировку 3-й рост (60 см). Масса каски без подтулейного устройства 800 грамм, а полная масса каски 3-го роста составляет 1 килограмм 400 грамм. Вычисли массу подтулейного устройства. Задача № 2. Для плавки стали для Лысьвенских касок (СШ-40) в мульду (чугунный литой короб для загрузки шихты) загрузили 600 килограмм шихты (смесь материалов) следующего состава: флюсы-5%, металл-45%, чугун -50% . Рассчитай массу каждого элемента шихты. Задача № 3. После разделки железо для стальных шлемов СШ-40 отправлялось из мартеновского цеха в сутуночный цех. Сутунка - это толстый лист металла длиной 700 мм и шириной 220 мм. Вырази данные длины и ширины в сантиметрах и вычисли площадь одной сутунки. Ответ запишите в квадратных сантиметрах. |
Задача № 4. После проката в сутуночном цехе железо для Лысьвенских касок отправлялось в прокатный цех «Жесть-2». Где из сутунок, площадь которых равна 1 540 см 2, получались листы прямоугольной формы длинной 1 420 мм и шириной 710 мм. На сколько увеличилась площадь листов после прокатки? Задача № 5. После прокатного цеха листы отправляли в Штамповочное отделение, где из них вырубали заготовки для будущей СШ-40 круглой формы диаметром 450 мм. Сколько заготовок получится из стандартного листа железа длиной 1420 мм и шириной 710 мм? Задача № 6. Лысьвенские каски СШ-40 отправляли на фронт партиями. Каждая партия состояла из 4-х ящиков. Состав каждого ящика был стандартным: 10 касок первого роста, 37 касок второго роста и 3 каски третьего роста. Определите общее количество Лысьвенских касок в одной партии. |
Задача № 7*. За время Великой Отечественной Войны завод № 700 изготовил Красной армии более 10 500 000 стальных шлемов (СШ-40). Чтобы узнать точное количество изготовленных касок, заполни таблицу. На основе заполненной таблицы построй круговую диаграмму.
Всё это было, в славной Лысьве было, И никогда не в праве мы забыть Несокрушимой дружбы фронта с тылом В стремлении едином ПОБЕДИТЬ! (Строки из стихотворения поэта-фронтовика Поликарпа Шестакова) |
||||||||||||||||||||||||||||
Приложение № 2
ОТЗЫВ
ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «МАТЕМАТИКА СШ-40»
6 «Б» класс, МБОУ «СОШ №2 с УИОП»
Дата проведения: 27 января 2025 года - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 г.) В классе 33 человека.
Классная работа- выполняли 22 человека
|
Задачи с №1-6 |
Количество, чел. |
|
Выполнили на «5» |
3 |
|
Выполнили на «4» |
11 |
|
Выполнили на «3» |
5 |
|
Выполнили на «2» |
3 |
|
Качество : |
64 % |
|
Успеваемость: |
86 % |
Домашнее задание -задача №7 выполнили 19 человек
|
Задача № 7 |
Количество, чел. |
|
Выполнили на «5» |
15 |
|
Выполнили на «4» |
0 |
|
Выполнили на «3» |
1 |
|
Выполнили на «2» |
3 |
|
Качество : |
84 % |
|
Успеваемость: |
79 % |
Приложение № 3
ОТЗЫВ О ПРОВЕДЕНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Патриотическая контрольная работа, составленная учащимся 6 класса Басалаевым Н.А., была проведена мной, учителем математики высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Калуги, Кудрявцевой О.А., в 7 классе. Данная работа, имеет оригинальную идею – ознакомление современных школьников с историей СШ-40 (Лысьвенская каска), средством индивидуальной защиты военнослужащих, которая широко использовалась в Вооружённых Силах СССР во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Работа содержит интересные элементы, связанные с производственным процессом создания Лысьвенских касок и может быть использована в учебном процессе.
Можно отметить основные положительные аспекты:
Актуальность темы: задача связана с историческим предметом – вещью времен Великой Отечественной войны. Это может привлечь внимание учеников к изучению истории своей страны.
Практическая направленность: в работе используются реальные данные о массе и размерах предметов, что делает задачи более осязаемыми для восприятия. Очень полезно, что к работе добавлен краткий поясняющий текст, (например, о подтулейном устройстве, шихте и металлургическом производстве, сутунке, прокатке). Это помогает учащимся лучше понять суть задачи и делает решение более осознанным. Задачи показывают применение математических знаний в реальных производственных процессах, что позволяет ученикам увидеть практическое значение изучаемого материала.
Арифметические навыки: Для решения задач требуется выполнение арифметических операций, умение выполнять процентные расчеты, что помогает закрепить базовые математические умения.
Учащиеся с интересом выполняли Патриотическую контрольную работу, т.к. она была для них нестандартной по форме проведения. Для меня как педагога было важно, что данная работа поднимает вопросы воспитания патриотизма и уважения к истории; развития аналитического мышления и способности делать выводы; расширения кругозора и формирования более полного представления о прошлом (возможность узнать новые факты и события, которые не освещаются в стандартных учебниках).
В целом, работа интересная и полезная, особенно если учесть исторический контекст, она представляет собой хороший пример использования исторических данных для развития математических навыков. Составленная подборка задач представляет собой интересный подход к обучению через реальный производственный процесс. Она приносит пользу как для индивидуального развития учащихся, так и для общества в целом, способствует поддержке национальной идентичности, помогая молодым людям осознать своё место в истории и культуре своей страны.
Результативность проведения работы следующая.
Всего писало работу 28 человек. Не справившихся с работой не было.
|
Количество решивших без ошибок |
% решивших без ошибок |
Типичные ошибки |
|
|
Задача №1 |
28 |
100% |
- |
|
Задача №2 |
28 |
100% |
- |
|
Задача №3 |
25 |
89% |
Ответ не в тех единицах измерения или неправильный перевод единиц измерения |
|
Задача №4 |
26 |
92% |
Вычислительные ошибки |
|
Задача №5 |
24 |
86% |
Не поняли, что ответ должен быть целым числом, дали в ответе дробное число. |
|
Задача №6 |
28 |
100% |
- |
|
Задача №7 |
25 |
89% |
Ошибки в вычислениях углов сектора |
ФОТООТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Н а Патриотической контрольной работе в качестве наглядного материала использовался экспонат школьного музея – солдатская каска, найденная поисковым отрядом на месте боёв во время Великой Отечественной войны в районе Зайцевой горы. (Зайцева Гора — деревня в Барятинском районе Калужской области России. Абсолютная высота — 269 метров над уровнем моря). Зайцева гора - это был важный пункт обороны противника, поскольку между высотами проходило
Варшавское шоссе.
Приложение № 4
Отзыв о патриотической контрольной «Математика СШ-40»
Учебное заведение: МАОУ - СОШ № 2, г. Богданович
Педагог, проводивший мероприятие: Реброва Анастасия Игоревна учитель математики высшей категории
Дата проведения: « 03» февраля 2025 года
Участники : 26 учеников 5 класса.
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 6
Приложение 7