Математика СШ - 40: проект

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика СШ - 40: проект

Басалаев Н.А. 1
1МБОУ "СОШ № 2 с УИОП"
Чайникова Т.В. 1
1МБОУ "СОШ № 2 с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ

В условиях современной действительности особенно важно заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Периодически посещая Лысьвенский музей, мероприятия в ЛКДЦ и на Мемориале Славы заметил, что очень мало детей и молодёжи участвует в этом. Меня возмутил этот факт. Поэтому для изучения истории и привлечения внимания подрастающего поколения к значимости вклада Малой Родины Лысьвы в Великую Победу, составил авторскую патриотическую контрольную «Математика СШ-40».

Особое вдохновение получил, читая строки поэта-фронтовика Поликарпа Шестакова.

О броневой солдатской каске

Любой солдат минувшей мировой

С немногословной и суровой лаской

И в наши дни рассказ заводит свой

Но многие бойцы едва ли знали,

Что жизнь им в сражениях берёг

С названьем «Лысьва», где-то на Урале

Кующий сталь рабочий городок.

Если к вышесказанному добавить 80-летние Победы в Великой Отечественной войне и тот факт, что для производства Лысьвенских касок (СШ-40) обязательно использовались математические расчёты, то получится «Математика СШ-40».

1.1. Паспорт проекта

Название проекта

Математика СШ-40

Цель проекта

Расширение знаний о вкладе города Лысьва в Великую Победу путём решения математических задач о технологии производства СШ-40

Задачи проекта

1. Собрать информацию по данной теме из различных источников;

2. Разработать, апробировать, скорректировать задания для контрольной работы по математике с использованием фактов о СШ-40;

3. Разработать брошюру с контрольной работой и справочной информацией в виде презентации;

4. Представить брошюру в виде QR-кода с презентацией, загруженной на Яндекс диск.

Целевая аудитория

Школьники, студенты, молодежь, педагоги, взрослые граждане, в т.ч. туристы

Практическое использование

Использование в учебном процессе не только на уроках математики, но и как материал для патриотического воспитания. Задачи патриотической контрольной наглядно показывают применение математических знаний в реальных производственных процессах, привлекают внимание к изучению истории своей страны, способствует поддержке национальной идентичности, помогая осознать своё место в истории и культуре своей страны.

Задачи патриотической контрольной полностью или частично могут быть использованы на интеллектуальных играх и квизах как для детей, так и для взрослых.

Патриотическая контрольная может стать основой семейного патриотического мероприятия.

Педагоги школы могут использовать патриотическую контрольную работу в командных состязаниях отцов к 23 февраля или интеллектуальных родительских играх ко Дню Победы-9 мая.

Буклеты с контрольной работой - это прекрасный раздаточный материал для туристов, которые приехали на экскурсию в Лысьву.

Материалы патриотической контрольной можно использовать с целью обмена опытом между учениками и студентами разных регионов России, как способ рассказать о своей Малой Родине Лысьве.

Тип проекта

Краткосрочный, индивидуальный, практико-ориентированный.

Продукт проекта

Патриотическая контрольная работа по математике, оформленная в виде презентации Microsoft PowerPoint, загруженной в QR-код и дополненная брошюрой.

Разработчик

Басалаев Николай, ученик МБОУ «СОШ № 2 с УИОП»

Срок реализации проекта

Сентябрь 2024 – май 2025 г.

Партнёры

МБУК «Лысьвенская БС»

МБУК «Лысьвенский музей»

Лысьвенская общественно-политическая

газета «ИСКРА»

Учителя математики МБОУ «СОШ № 2 с УИОП»

1.2. Актуальность проекта

Проект «Математика СШ-40» актуален, как ни когда, потому, что:

- очень важно изучать историю страны, родного края и города, в котором ты родился – без прошлого нет настоящего, а тем более будущего;

- Президент России Путин Владимир Владимирович объявил 2025 год Годом защитника Отечества, как символ национального единства и патриотизма;

- 9 мая 2025 года по всему миру отмечают 80-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне;

- в Лысьве находится единственный в России «Музей каски», в котором в том числе хранятся экземпляры солдатского шлема СШ-40 Лысьвенского производства времён ВОВ.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Рабочий план реализации проекта

Подготовительный этап

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Подбор информации по теме проекта

Сентябрь - ноябрь 2024

Разработчик проекта, руководитель проекта

2

Проведение опроса

Ноябрь 2024

Разработчик проекта

3

Анализ полученных результатов

Ноябрь 2024

Разработчик проекта

Основной этап

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Составление математических задач для патриотической контрольной

Декабрь-январь 2025

Разработчик проекта, руководитель проекта

2

Опробование контрольной на одноклас-сниках на уроке математики в исторически важную дату ВОВ

(27 января 1944 г.- День Полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады)

27 января 2025

Разработчик проекта,

руководитель проекта

3

Анализ полученных результатов и отзывов участников. Устранение недостатков

Февраль 2025

Разработчик проекта,

Руководитель проекта

Завершающий этап.

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Проведение общешкольной патриоти-ческой контрольной к 80-летию Победы в Великой Отечественной Войне

Апрель 2025

Разработчик проекта,

Руководитель проекта

2

Выводы по проекту

Май 2025

Разработчик проекта

2.2. Риски и пути их преодоления

Возможные риски

Пути преодоления

Недостаточный охват аудитории

Попросить помощь у администрации школы в размещении информации на официальной страницы школы

Ребята не захотят выполнять патриотическую контрольную работу

Попросить содействия у педагогов школы

2.3. Проведение опроса

Для понимания актуальности проекта составлена анкета с простыми вопросами. В целях ускорения сбора и обработки информации, а также во имя сохранения экологии, опрос был проведён по средствам электронного сервиса Яндекс. На странице в социальных сетях размещена ссылка на Яндекс форму, которую все желающие заполнили в своё удобное время. После обработки анкет получилась следующие результаты, которые отражены в диаграммах. В опросе принимали участие 158 человек разных возрастов.

Анализируя ответы участников опроса можно сделать вывод, что патриотическое воспитание среди детей и подростков имеет эпизодический характер, т.к. большая часть опрошенных редко посещает городские патриотические мероприятия и в музей ходят по принуждению. К тому же самым сложным предметом в школе считают математику. Но в то же время почти 93% респондентов пожелали больше узнать о вкладе Лысьвы в Великую Победу 1945 года. Учитывая тот факт, что в Лысьве находится единственный в России музей каски, в котором в числе прочих экспонатов хранится Лысьвенский шлем (СШ-40) времён ВОВ, технологию изготовления которого можно изучить при помощи математических задач, одновременно доказав, что математика это очень творческий и исторически важный предмет, напрашивается вывод: Моя патриотическая контрольная в рамках проекта «Математика СШ-40» будет востребована не только на уроках математики, но и как материал для патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

Диаграмма № 1

Диаграмма № 2

Диаграмма № 3

Диаграмма № 4

Диаграмма № 5.

2.4. Материал для создания патриотической контрольной

На первом этапе сбора информации для патриотической контрольной в первую очередь посетил фонды Лысьвенской библиотечной системы, Лысьвенский музей (а именно уникальную экспозицию посвящённую каске), архив Лысьвенской общественно-политической газеты «Искра». Среди подлинных артефактов и большого количества информации в основу контрольной работы выбрал процесс изготовления солдатского шлема СШ-40 на Лысьвенском Металлургическом заводе в годы Великой Отечественной войны, на примере которого составил математические задачи, подробно рассказывающие об основных этапах изготовления Победоносной Лысьвенской каски, её устройстве в реальных цифрах и величинах. Так же в контрольную работу включена задача повышенной сложности (со звёздочкой), решив которую узнаешь точное количество солдатских шлемов СШ-40, выпущенных в годы Великой Отечественной Войны. Контрольную работу составил в рамках ФГОС по математике средней общеобразовательной школы. Значит, патриотическую контрольную работу легко смогут решить ученики и студенты, начиная с 6 класса. Младшие школьники воспользуются помощью родителей и других старших родственников, проведя семейное патриотическое мероприятие в домашних условиях. Так как в задачах рассмотрен реальный процесс изготовления солдатского шлема, то встречается много непонятных технических терминов. Для облегчения понимания и разъяснения этого в презентацию контрольной работы добавлены краткие поясняющие вставки, исторические факты, картинки и фотографии, касающиеся Лысьвенской каски.

2.5. Патриотическая контрольная работа «МАТЕМАТИКА СШ-40».

С задачами Патриотической контрольной «Математика СШ-40» можно ознакомиться в буклете (Приложении 1) к настоящему проекту.

2.6. Оформление патриотической контрольной

Для удобства использования все материалы загружены в QR-код. Контрольная рассчитана не только на тех, кто знает о вкладе города Лысьва в Великую Победу и о единственном в России музее каски, поэтому состоит из трёх файлов (ссылка на Яндекс диск https://disk.yandex.ru/d/U-Fpts1j7qR9OQ): короткое видео-обращение, презентация Microsoft PowerPoint и двухстороннего буклета (Приложение №1).

Рисунок 1.QR-код материалов для патриотической контрольной работы

«Математика СШ-40»

2.7. Опробование, анализ полученных результатов

Первое опробование патриотической контрольной «Математика СШ-40» провёл лично у своих одноклассников в 6 «Б» классе 27 января 2025 года в День Полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. С результаьтами и отзывами одноклассников можно ознакомиться в Приложении 2.

Для более точной оценки патриотической контрольной, отправил QR- код с материалами «Математики СШ-40» партнёрам в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Калуга и МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Богданович. Отчёт и отзыв можно изучить в Приложении 3 и Приложении 4 .

Анализируя отзывы ребят и педагогов сделал вывод, что патриотическая контрольная «Математика СШ-40» полностью самостоятельно смогут решить ученики, начиная с 6 класса и старше, более младшим ребятам потребуется помощь педагогов или взрослых. Для правильного восприятия контрольной работы нужно обязательно включать презентацию с пояснительными вставками. Это подтверждают результаты проведения контрольной с пятиклассниками, если бы ребятам показали наглядно значение некоторых технических терминов, то процент решения задач значительно увеличился. Очень порадовало, что ребята и взрослые поняли, что патриотическая контрольная - это не просто решение математических задач, главная цель - изучение истории на примере реального производственного процесса изготовления солдатского шлема времён ВОВ.

2.8. Продвижение и реализация патриотической проекта Патриотическая контрольная «Математика СШ-40»

Для продвижения патриотической контрольной, а так же с целью расширения целевой аудитории представил «Математику СШ-40» на следующих конкурсах :

   

Рисунок 2. Диплом 1 степени VIII муниципальной научно-практической конференция учебно-исследовательских и практических работ учащихся 5-11 классов «Прикладные и теоретические вопросы математики»

   

Рисунок 3. Диплом 1 степени VII муниципальной научно- практической конференции обучающихся «Добро пожаловать в науку!»

Рисунок 4. Диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса

исследовательских работ учащихся «Будущие Ломоносовы в содружестве талантов» организатор Малая Академия наук «Интеллект будущего» г. Обнинск

   

Рисунок 5. Диплом II степени XVIII муниципальный открытый краеведческий смотр-конкурс имени А.А. Карякина

Патриотическая контрольная проведена на интерактивной площадке Лысьвенского музея в день Празднования 80-летия Великой Победы 9 мая 2025 года.

   
   
   
   
   
   

Патриотическая контрольная стала частью «Ночи музеев 2025» в Лысьвенском музее.За время проведения площадки вручили 64 медали. Медали получили все, решившие 4 и более задач.

   
 

Спонсоры-патриоты Лысьвы изготовили железные медали, для награждения всех, кто решил Патриотическую контрольную «Математика СШ-40»

   

Патриотическая контрольная «Математика СШ-40» на празднике «День Рождения Лысьвенской каски». Раздал 98 буклетов. Вручено 64 медали.

   
   

Патриотическая контрольная «Математика СШ-40» вошла в сборник исследовательских и проектных работ «Будущие Ломоносовы» МАН «Интеллект Будущего».

   
   

С публикациями патриотическая контрольной «Математика СШ-40» в средствах массовой коммуникации (Лысьвенской общественно-политической газете «Искра») можно ознакомиться в приложениях к данному проекту.

Статистика просмотра и скачивания оцифрованной версии патриотической контрольной «Математика СШ-40».

3. ВЫВОД

В процессе написания проекта «Математика СШ-40» собрал много интересной информации о тыловом производстве Лысьвы в годы Великой Отечественной войны, провёл электронный опрос и создал патриотическую контрольную работу с собственными уникальными задачами о процессе производства и технических характеристиках Лысьвенской каски (солдатского шлема СШ-40).

Уже на этапе опробования патриотической контрольной «Математика СШ-40» доказал, что мой подход к обучению через реальный производственный процесс с достоверными цифрами и фактами формирует личность осознанного гражданина с активной жизненной и патриотической позициями.

У моей патриотической контрольной «Математика СШ-40» есть перспективы развития - можно использовать не только на территории Лысьвенского городского округа, но и за его пределами, т.к. все материалы загружены в QR-код, которым легко может воспользоваться любой желающий. Значит о Моей Малой Родине Лысьве узнают во многих уголках России.

А завершить хочу строками всё из того же стихотворения поэта Фронтовика Поликарпа Шестакова:

Всё это было, в славной Лысьве было,

И никогда не в праве мы забыть

Несокрушимой дружбы фронта с тылом

В стремлении едином победить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Архивные документы Лысьвенского городского музея.

2. Интервью с бывшими работниками Лысьвенского металлургического завода.

3. Интернет-каталог антиквариата «ANTIK» https://antik1941.ru/istoriya-kaski-obrazcza-1940-goda-ssh-40

4. Искусство составлять задачи и немного об их решении Габышев Д. Н.: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012, 68 с

5. Оборонная продукция Лысьвенского металлургического завода в годы Великой Отечественной войны / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Лысьвенская библиотечная система», Центральная библиотека; составитель С. И. Ёлохова. – Лысьва: [б.и.], 2022. – 53 с.

6. Открытые Интернет Источники

7. Лысьвенская каска в творчестве художников, писателей и поэтов/ Пермь,2007-40 с илл.

8. Страница вк Военно - Патриотического клуба «Центр Славянской культуры» г. Березники –

https://vk.com/wall 39621035_59661?ysclid=m6ot6jeep9529528048

 

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «МАТЕМАТИКА

СШ-40»

Разработал: Басалаев Н.А.

Ученик 6 «Б» класса

МБОУ «СОШ № 2 с УИОП»

Руководитель: Чайникова Т.В.

Учитель математики

МБОУ «СОШ №2 с УИОП»

Лысьва,2024.

О броневой солдатской каске

Любой солдат минувшей мировой

С немногословной и суровой лаской

И в наши дни рассказ заводит свой!

Но многие бойцы едва ли знали,

Что жизнь им в сражениях берёг

С названьем «Лысьва»,

где-то на Урале

Кующий сталь рабочий городок.

(Строки из стихотворения

поэта-фронтовика

Поликарпа Шестакова)

СШ-40 (Лысьвенская каска) —   шлем образца 1940 годасредство индивидуальной защиты военнослужащих, широко использовался в Вооружённых Силах СССР во время Великой Отечественной войны и послевоенные годы.

8 мая 1967 года на Красной площади в столице нашей Родины - городе Москве,

был открыт мемориал:

"Могила Неизвестного Солдата",

одним из символов главного памятника страны стала Лысьвенская каска...

С 1942 года Лысьвенский металлургический завод остался единственным предприятием, выпускавшим стальные каски, ставшие символом Великой Победы.

В годы войны здесь было произведено более

10 500 000 миллионов касок.

Задача № 1.

Лысьвенская каска (СШ-40) имела обтекаемую форму и размерный ряд. Самая большая каска имела маркировку 3-й рост (60 см). Масса каски без подтулейного устройства 800 грамм, а полная масса каски 3-го роста составляет 1 килограмм 400 грамм. Вычисли массу подтулейного устройства.

Задача № 2.

Для плавки стали для Лысьвенских касок (СШ-40) в мульду (чугунный литой короб для загрузки шихты) загрузили 600 килограмм шихты (смесь материалов) следующего состава: флюсы-5%, металл-45%, чугун -50% . Рассчитай массу каждого элемента шихты.

Задача № 3.

После разделки железо для стальных шлемов СШ-40 отправлялось из мартеновского цеха в сутуночный цех. Сутунка - это толстый лист металла длиной 700 мм и шириной 220 мм. Вырази данные длины и ширины в сантиметрах и вычисли площадь одной сутунки. Ответ запишите в квадратных сантиметрах.

Задача № 4.

После проката в сутуночном цехе железо для Лысьвенских касок отправлялось в прокатный цех «Жесть-2». Где из сутунок, площадь которых равна 1 540 см 2, получались листы прямоугольной формы длинной 1 420 мм и шириной 710 мм. На сколько увеличилась площадь листов после прокатки?

Задача № 5.

После прокатного цеха листы отправляли в Штамповочное отделение, где из них вырубали заготовки для будущей СШ-40 круглой формы диаметром 450 мм.

Сколько заготовок получится из стандартного листа железа длиной 1420 мм и шириной 710 мм?

Задача № 6.

Лысьвенские каски СШ-40 отправляли на фронт партиями. Каждая партия состояла из 4-х ящиков. Состав каждого ящика был стандартным: 10 касок первого роста, 37 касок второго роста и 3 каски третьего роста. Определите общее количество Лысьвенских касок в одной партии.

Задача № 7*.

За время Великой Отечественной Войны завод № 700 изготовил Красной армии более 10 500 000 стальных шлемов (СШ-40). Чтобы узнать точное количество изготовленных касок, заполни таблицу. На основе заполненной таблицы построй круговую диаграмму.

Период

Кол-во касок,

млн. ед.

сектор диаграммы, градусы

1

Второе полугодие 1941 года

1,498

 

2

За 1942 год

3,038

 

3

За 1943 год

2,346

 

4

За 1944 год

2,581

 

5

За первое полугодие 1945 года

1,041

 

Всего в годы ВОВ:

   

Всё это было, в славной Лысьве было,

И никогда не в праве мы забыть

Несокрушимой дружбы фронта с тылом

В стремлении едином ПОБЕДИТЬ!

(Строки из стихотворения

поэта-фронтовика

Поликарпа Шестакова)

Приложение № 2

ОТЗЫВ

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «МАТЕМАТИКА СШ-40»

6 «Б» класс, МБОУ «СОШ №2 с УИОП»

Дата проведения: 27 января 2025 года - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 г.) В классе 33 человека.

Классная работа- выполняли 22 человека

Задачи с №1-6

Количество, чел.

Выполнили на «5»

3

Выполнили на «4»

11

Выполнили на «3»

5

Выполнили на «2»

3

Качество :

64 %

Успеваемость:

86 %

Домашнее задание -задача №7 выполнили 19 человек

Задача № 7

Количество, чел.

Выполнили на «5»

15

Выполнили на «4»

0

Выполнили на «3»

1

Выполнили на «2»

3

Качество :

84 %

Успеваемость:

79 %

Приложение № 3

ОТЗЫВ О ПРОВЕДЕНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Патриотическая контрольная работа, составленная учащимся 6 класса Басалаевым Н.А., была проведена мной, учителем математики высшей категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Калуги, Кудрявцевой О.А., в 7 классе. Данная работа, имеет оригинальную идею – ознакомление современных школьников с историей СШ-40 (Лысьвенская каска), средством индивидуальной защиты военнослужащих, которая широко использовалась в Вооружённых Силах СССР во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Работа содержит интересные элементы, связанные с производственным процессом создания Лысьвенских касок и может быть использована в учебном процессе.

Можно отметить основные положительные аспекты:

Актуальность темы: задача связана с историческим предметом – вещью времен Великой Отечественной войны. Это может привлечь внимание учеников к изучению истории своей страны.

Практическая направленность: в работе используются реальные данные о массе и размерах предметов, что делает задачи более осязаемыми для восприятия. Очень полезно, что к работе добавлен краткий поясняющий текст, (например, о подтулейном устройстве, шихте и металлургическом производстве, сутунке, прокатке). Это помогает учащимся лучше понять суть задачи и делает решение более осознанным. Задачи показывают применение математических знаний в реальных производственных процессах, что позволяет ученикам увидеть практическое значение изучаемого материала.

Арифметические навыки: Для решения задач требуется выполнение арифметических операций, умение выполнять процентные расчеты, что помогает закрепить базовые математические умения.

Учащиеся с интересом выполняли Патриотическую контрольную работу, т.к. она была для них нестандартной по форме проведения. Для меня как педагога было важно, что данная работа поднимает вопросы воспитания патриотизма и уважения к истории; развития аналитического мышления и способности делать выводы; расширения кругозора и формирования более полного представления о прошлом (возможность узнать новые факты и события, которые не освещаются в стандартных учебниках).

В целом, работа интересная и полезная, особенно если учесть исторический контекст, она представляет собой хороший пример использования исторических данных для развития математических навыков. Составленная подборка задач представляет собой интересный подход к обучению через реальный производственный процесс. Она приносит пользу как для индивидуального развития учащихся, так и для общества в целом, способствует поддержке национальной идентичности, помогая молодым людям осознать своё место в истории и культуре своей страны.

Результативность проведения работы следующая.

Всего писало работу 28 человек. Не справившихся с работой не было.

 

Количество решивших без ошибок

% решивших без ошибок

Типичные ошибки

Задача №1

28

100%

-

Задача №2

28

100%

-

Задача №3

25

89%

Ответ не в тех единицах измерения или неправильный перевод единиц измерения

Задача №4

26

92%

Вычислительные ошибки

Задача №5

24

86%

Не поняли, что ответ должен быть целым числом, дали в ответе дробное число.

Задача №6

28

100%

-

Задача №7

25

89%

Ошибки в вычислениях углов сектора

ФОТООТЧЕТ О ПРОВЕДЕНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Н а Патриотической контрольной работе в качестве наглядного материала использовался экспонат школьного музея – солдатская каска, найденная поисковым отрядом на месте боёв во время Великой Отечественной войны в районе Зайцевой горы. (Зайцева Гора — деревня в Барятинском районе Калужской области России. Абсолютная высота — 269 метров над уровнем моря). Зайцева гора - это был важный пункт обороны противника, поскольку между высотами проходило

Варшавское шоссе.

Приложение № 4

Отзыв о патриотической контрольной «Математика СШ-40»

Учебное заведение: МАОУ - СОШ № 2, г. Богданович

Педагог, проводивший мероприятие: Реброва Анастасия Игоревна учитель математики высшей категории

Дата проведения: « 03» февраля 2025 года

Участники : 26 учеников 5 класса.

   
 

 

Приложение 5

 

Приложение 6

Приложение 6

 

Приложение 7

Просмотров работы: 52