Введение
«Вера и математические
доказательства – две вещи несовместимые».
Ф.М. Достоевский
Каждый писатель надеется, что его произведения найдут отклик у читателя. Для этого авторы прибегают к всевозможным способам увлечения читателя. Один из таких способов - принцип «говорящих» фамилий и имен. Но, гениальный писатель 19 века – Федор Михайлович Достоевский идет новым, неизвестным читателю путем. Имена и фамилии подбираются с математической точностью. Возникает вопрос: как связана литература и математика? Две абсолютно разные области учения. Математика – точная формальная наука, требующая истинных ответов, точности, которая имеет дело с логикой формы, количества и расположения. Она соединяет в себе черты умозрительного рассуждения, эстетического совершенства. Движущая сила математики – интуиция и конструкции. Литература – это искусство выражения своих мыслей, способ поразить писателя, передать определённое чувство и ощущения, ведь произведения хранят весь спектр человеческих эмоций. В ней нет строгих границ, что может быть, и не может, что автор имеет права написать, а что нет.
Так как же можно связать два, на первый взгляд, абсолютно противоположных друг другу термина, а главное, зачем?
Цель работы: изучить векторный подход в произведениях Ф.М. Достоевского.
Задачи:
Изучить литературу по заданной тематике.
Познакомиться с векторным подходом в произведениях Ф.М. Достоевского.
На основе полученных данных проанализировать данные своей семьи. Выявить особенности и закономерности.
Объект исследования: векторный подход в литературе
Предмет векторный подход в произведениях Ф.М. Достоевского
Методы исследования: поиск информации в книгах и интернет-источниках; сравнительный анализ.
Фёдор Михайлович Достоевский в своих произведениях спрятал тайные знаки и цифры, помогающие читателю глубже прочувствовать как героев, так и произведение.
Глава I. Фёдор Михайлович Достоевский – писатель с математическим складом ума
1.1. Жизненный путь Фёдора Михайловича Достоевского
«Достоевский дал мне много,
необычайно много, больше Гаусса»
Альберт Эйнштейн
Фёдор Михайлович Достоевский – гениальный писатель 19 века. В школьной программе впервые мы встречаем Достоевского в пятом классе, а затем в старшей школе. Федор Михайлович загадочная фигура не только в литературе, но и в математике. Рассмотрим основные биографические факты, которые так или иначе окажут влияние на математическую составляющую его произведений.
Родился Фёдор 30 октября(11 ноября) 1821 года в Москве, в семье Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Мать мальчика выросла в семье разночинной интеллигенции, то есть, происходила из купеческого рода. Была образована, хорошо владела литературным языком, а также обладала практичным умом. Отец, Михаил, родился в семье священника, был штаб-лекарем Мариинской больницы. Патриархально православная Семья воспитывалась в идиллии, полностью живя по установленным отцом указаниям. Каждое действие было расписано и никогда нельзя было отклонить от порядка. Это послужило лишь на пользу, молодому на тот момент Фёдору, формируя в нём строгость ко времени, учёт дозволенной свободы, правильной расстановке приоритетов, но и большая часть его судьбы создана руками родителя. Из детства самым ярким воспоминанием для самого Фёдора было лето в небольшом поместье деревни Даровое под Тулой [8].
Таким образом, мы видим, что родители положили отличное начало для будущего гения. Создали все условия, чтобы Федор мог получить образование.
Фёдор Михайлович Достоевский, из «Дневника Писателя» (1887): «Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь, и где всё полно для меня самыми дорогими воспоминаниями».
С 1832 г. Достоевский получал домашнее образование. Латынь преподавал отец, а приходящие учителя – математику, русскую словесность и французский язык, а с 1834 – учился в Московском пансионе.
С осени 1836 в семье главенствовала печаль. Мария Достоевская заболела. Отец, будучи врачом, прекрасно осознавал всю серьёзность болезни, но всячески старался поверить, что получиться продлить и поддержать жену. С наступлением 1837 состояние Марии ухудшилось, а в ночь с 26 на 27 февраля она скончалась. Так случилось, что смерть матери совпала со смертью Александра Сергеевича Пушкина, поэтому для Фёдора горе было неутешительным, ведь для него Пушкин – поэт мирового масштаба. Вдобавок, после кончины жены Михаил стал задумываться о переезде в Петербург, куда бы перевёз 2 старших сыновей для поступления в Инженерное училище.
Как писал сам Фёдор: «Мы верили чему-то страстно, и хоть мы оба отлично знали всё, что требовалось к экзамену из математики, но мечтали мы только о поэзии и о поэтах». В этих строчках четко прослеживается, что слово отца для братьев нерушимо. Они не могут противоречить в переезде и поступлении[8].
Переехав в Петербург, и в 1838 году поступив в училище без брата (Михаил поступить не смог), жизнь легче не стала. Вечером у Фёдора не было времени не то, чтобы развеяться после учёбы, даже повторить пройдённый на уроках материал не представлялось возможным. Фехтование, танцы, пение – всё это забирала основную часть времени, да и отказаться от этих увлечений он не имели права, кроме этого, он посменно стоял в карауле.
Училище сыграло важную роль в жизни будущего писателя. Изучая точные науки юный Фёдор, научился подмечать закономерности и искать связи, что в последствии найдет свое отражение в произведениях.
Летом 1839 года не стало отца Фёдора. Смерть отца стала большим ударом для Федора, но все же он окончил училище 12 августа 1843 и тут же получил распределение на должность полевого инженера – подпоручика в Петербургской инженерной команде. Проработав год, он понял, что всё это время его главная мечта оставалась далеко в стороне – быть писателем, посвятить свою жизнь литературе, и подал в отставку.
В 1846 году жизнь сводит Достоевского с революционером – Михаилом Петрашевским. Тот с 1845 года руководил революционным кружком и каждую неделю собирал собрания, на которых единомышленников вдохновляла идея отмены крепостного права, провозглашение всеобщего равенства и социалистического устройства общества, затрагивались реформы суда и цензуры, читались тракты французских социалистов, запрещённое тогда письмо Белинского к Гоголю (именно в этом и обвиняли Достоевского). Вскоре, с весны 1847 года, Фёдор стал активным участником кружка.
В 1848 году, втиснувшийся в общество предатель, донёс о тайных встречах и задумках петрашевцев. 23 апреля 1849 года всех членов кружка взяли под арест в Петропавловскую крепость.16 ноября суд приговаривает Достоевского к смертной казни. 3 января 1950 года, на Семёновском плацу участникам был зачитан «смертный приговор», на деле являющийся инсценировкой. Каторга – настоящее наказание для преступников. Фёдор получил 4 года исправительных работ в Сибири, а затем, направлен служить обычным солдатом в Семипалатинске. Это было обязательным условием наказания. Там же он знакомиться, а после берёт в жёны вдову Марию Дмитриеву Исаеву, и в 1857 возвращается в Петербург.
В период пребывания на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет свое мировоззрение. Раннее творчество Достоевского не было подвержено каким-либо догмам или жестким идеалам, после произошедших событий автор становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала – Христа. В 1859 году Достоевский вместе с женой и приемным сыном Павлом покидают место его службы – город Семипалатинск – и перебирается в Петербург.
В 1864 году умирают брат Михаил и жена Достоевского. Он часто проигрывает в рулетку, влезает в долги. Деньги очень быстро заканчиваются, и писатель переживает тяжелый период [8].
Игра в рулетку, тоже своего рода имеет отношение к математике, мы понимаем, что, играя в рулетку, одного везения мало и важно уметь просчитать каждый ход.
В это время Достоевский сочиняет роман «Преступление и наказание», который пишет по одной главе и тут же отсылает в журнальный набор. Чтобы не потерять права на собственные произведения (в пользу издателя Ф. Т. Стелловского), Федор Михайлович вынужден написать роман «Игрок». Однако для этого у него не хватает сил, и он вынужден нанять стенографистку Анну Григорьевну Сниткину. Кстати, роман «Игрок» был написан ровно за 21 день в 1866 году. В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя за границу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание». Жена ведет дневник об их совместном путешествии и помогает обустроить его финансовое благополучие, взвалив на свои плечи все экономические вопросы. Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества.
Таким образом, можно сделать вывод, что вся жизнь так или иначе связана с литературой и математикой. Но гениальность писателя состоит в том, что он сумел их объединить.
1.2. Магия чисел великого гения литературы
«Я бестрепетно стал за идею, ибо
был математически убеждён».
Ф.М. Достоевский
Великий Достоевский был убежден: мир спасет красота – духовная, просветляющая, вдохновляющая «положительно прекрасного человека» на Добро. Человеческие страдания он считал естественными (обязательными) на пути к Свету, при этом сакральным символом познания совершенства мироздания и прихода к гармонии в его биографии становились события, мистическим образом связанные с цифрой «4».
Священная «четверка» в христианстве считается числом тела и изображается в виде квадрата или креста. Ее символика встречается повсеместно: четыре Евангелия, четыре реки рая в Ветхом Завете, образующие крест, четыре главных Архангела. Наконец, 4 главные добродетели — мудрость, твердость, справедливость и умеренность.
Высшие силы неоднократно подавали Достоевскому знак в виде сакральной «четверки». Для начала – восьмилетняя сибирская каторга по указу императора Николая I была сокращена до четырех лет.
Как известно, «Игрок» был написан Достоевским за 26 дней. Это было бы неразрешимой задачей даже для Достоевского, но 4 октября 1866 года на пороге его питерской квартиры появилась 25-летняя стенографистка – Анна Сниткина. Приступить к диктовке Достоевский не смог: слишком был не собран и растерян – со всех сторон наседали кредиторы, «на днях был припадок», путались мысли о незавершенном «Преступлении и наказании». Известный достоевист Игорь Волгин видит в особенно удручающем состоянии Достоевского в день знакомства и другую причину. Писатель с ужасом ожидал известий о запланированной на 4 октября казни революционера Николая Ишутина. Бывший смертник и каторжник переживал, как ему казалось, неизбежную казнь очень болезненно, не подозревая в тот день, что Ишутин помилован, как в свое время Достоевский. Ну а судьбоносное знакомство с Анной буквально спасло Достоевского – «Игрок» был сдан вовремя.
Четыре года Достоевский проводит в Европе, пытаясь спастись от долгов. Пытаясь вырваться, писатель еще больше погрязает в пучине – его игромания и страсть к рулетке перерастает в патологию. Но за границей Достоевский пишет «Идиота» и создает образ своего любимого героя – князя Мышкина (князя Христа, как называл его в черновых набросках сам Достоевский). Именно в образе Мышкина и реализуется идея «изобразить вполне прекрасного человека». За границей Достоевский также начинает работу над христоматийным «Преступлением и наказанием» [3].
Знакомство и работа с Анной Григорьевной переросло в счастливое супружество, продлившееся 14 лет. Достоевский и Сниткина обвенчались 15 февраля 1867 года. Как вспоминала Анна Григорьевна в мемуарах, Федор Михайлович предложил ей оценить сюжет нового романа. Речь в нем шла о пожилом и больном художнике, находящемся в «полном душевном одиночестве», разочарованном, но жаждущем новой жизни и испытывающем огромную потребность любить. Страстно желая найти своё счастье, он влюбляется в юную девушку по имени Аня (имя прототипа Достоевский, видимо, решил не менять). Позже Анна Григорьевна признавалась, что вряд ли найдется на свете женщина, которой бы довелось слышать признание в любви «в столь восторженных и чарующих выражениях», которые смог найти «такой мастер слова, каким был Федор Михайлович». Предложение было принято. Счастливый брак вновь был отмечен священной цифрой – за время супружества родилось четверо детей.
Умер Достоевский в полных 59 лет (в сумме и в разнице этих чисел вырисовывается сакральная «четверка»). Своё каторжное Евангелие Достоевский за несколько часов до смерти передал одному из сыновей.
И вышесказанного можно заметить магическую связь Федора Михайловича с цифрой «4».
Глава II. Математика Достоевского
2.1. Математические расчеты в произведениях Достоевского
Понятие векторное мышление, начинает свой путь в двадцатом веке. В это время появилось множество теорий о векторном методе мышления человека. Федор Михайлович создал свою векторную систему построения произведений. И можно даже утверждать, что сочинил свою «системно-векторную психологию».
Подробно рассмотрим этот метод на примере романа «Идиот». Из первой главы мы помним, что основная профессия писателя — военный инженер чертежник. Достоевский окончил военно-инженерное училище. Где и был обозван никак иначе, как дураком. История, которая известна малому кругу людей, гласит: что при написании дипломной работы (подготовки чертежа крепости), на своем проекте крепости Достоевский забыл начертить ворота. За что и был обозван Великим Князем (не прилюдно) дураком. Парадоксальный, исторический факт: дурак — гений. С одной стороны, с позиции Великого Князя — дурак, с другой стороны, с позиции мирового сообщества — гений. История, которая уже где-то однажды прозвучавшая; идиот —мудрец. Да, это собственно фабула романа «Идиот», где с одной стороны князь Мышкин —якобы больной идиотизмом, а с другой стороны, проявляет величайшую мудрость быть великодушным, разумным и глубоко любящим человеком. И даже фамилия князя Мышкина сочинена в геометрическом стиле [3].
Об имени, отчестве и фамилии следует сказать несколько подробнее, ибо уже здесь наблюдаются элементы геометрии. Элементы векторного построения текста романа «Идиот». А секрет имени Мышкина в следующем: полное имя князя Лев Николаевич Мышкин (с одной стороны), но с другой стороны, поменяв местами (как это сделал Лебедев в вагоне поезда), его имя звучит как Мышкин Лев Николаевич. Подобная перестановка имени, отчества и фамилии наталкивает на мысль о специальном замысле писателя. Так и случилось, проанализировав фамилию, имя и отчество князя, читатель сможет увидеть, что первые слоги имени составляют следующее: Мыш.. Ле.. Ни.. е...
Таким образом, с одной точки зрения Лев Николаевич Мышкин — идиот, а с другой стороны, человек мыслящий и разумный. Векторная суть загадки Достоевского заключается в логиколексическом направлении прочтения сущности характера самого героя, его положительных и отрицательных сторон: с одной точки восприятия персонажа — отрицательный вектор, а с другой стороны — положительный вектор. Федор Михайлович в романе «Идиот» часто употребляет словосочетания «с одной стороны», «с другой стороны», как бы наталкивая читателя на размышления о полярности характеристик одного и того же человека, события, и даже о разнополярности логического формообразования (графического образа). Подтверждением о разнополярном структурировании своих логических загадок является собственно текст в романе «Идиот», где писатель настойчиво рекомендует читателю обратить свое внимание на цифры и числа, и их контрасте.
К примеру: «Здесь в моем объяснении я отмечаю все эти цифры и числа. Мне, конечно, все равно будет, но теперь (и, может быть, только в эту минуту) я желаю, чтобы те, которые будут судить мой поступок, могли ясно видеть, из какой логической цепи выводов вышло мое «последнее убеждение».
Учитывая тот факт, что Достоевский использовал имя князя, для кодировки его двойственных характерных особенностей, и что он призывает обратить внимание на числа.
Обратим еще раз внимание на имена, но имена других персонажей романа. В первую очередь имена сестриц Епанчиных: Александра, Аделаида и Аглая Епанчины (все три по какой-то «случайности» начинаются на букву А). И обратим внимание на библейскую главу Числа, главу 1, стих 18: «И собрали они все общество в первый день второго месяца. И объявили они родословия свои, по родам их, по семействам их, по числу имен, от двадцати лет и выше поголовно».
И сделаем все «точь в точь», как указывает на то логика текста романа, и как гласит библейская глава: «соберем» семейство (Епанчиных), дочерей и расставим их имена по возрастам, учитывая мельчайшие детали слово «выше». И расставляем: первая, потому что младшая Аглая — 20 лет, вторая Аделаида — 23 года, и Александра старшая — 25 лет [2].
Расположив имена, с учетом всех логических условий, читатель обнаруживает, что сказано «от двадцати и выше». И в романе младшая имела 20 лет, средняя 23 года, и старшая 25 лет. Но по времени рождения (учитывая геометрическую прогрессию), вектор ведется вниз, ибо первой была Александра, а последней Аглая. Таким образом, мы обнаруживаем векторную разнополярность. Вопрос, разумеется, не заставит себя ждать: зачем нужно было писателю столь тонкие, витиеватые расчеты? Ответ прост: во-первых, чтобы показать (указать) читателю, что имена должно расставлять один под другим. Во вторых, что векторная направленность, определяет успех решения задачи. И в третьих, показать, что собственно расчеты действительно присутствуют. И непросто расчеты, но построенные с использованием библейского источника.
Но сказано также в разделе Числа, глава 1, стих 18, что «объявили они родословия по числу имен». Федор Михайлович использовал библейский принцип, и рассчитал сестриц «по числу имен», каждое имя по буквам. И вот здесь то, и обнаруживается еще одна векторная загадка Достоевского. Загадка о структуре векторного построения расчета. Расставив имена один под другим, и рассчитав их «по числу имен» мы получаем ствол расчета. Который необходимо рассчитать. И произвести логическую операцию именно применив векторные направления математических действий. В правую сторону, от ствола расчета, применяем сложение, в левую вычитание (можно изменить направление + и — но расчет при этом не изменится). На следующем уровне решения предполагается смена арифметического действия; + на .
В результате логико-математического преобразования мы получаем цифру 5, с обеих сторон (что очень важно, так как не все произвольные расчеты имеют одинаковые результаты с разных сторон).
Из чего следует, что в самой структуре задачи с именами сестриц, сочиненного Достоевским, в его лексической и логических сторон, был применен вертикаль-ногоризонтальный векторный метод структурирования текста: в случае с именами и временем рождения — вертикальный способ решения задачи (построение ствола расчета), в логико-математической части решения загадки (смена математических действий) — горизонтальный способ.
И даже, подставив отчества сестриц (Ивановна), мы все равно получаем одинаковые результаты. Рассчитав, имена и отчества девиц Епанчиных, мы получаем логико-векторную комбинацию с цифрой пять, с четырех сторон расчетов!
Разумеется, любой здравомыслящий читатель задумается, не совпадение ли все это, не игра случайностей? Проверить данную теорию о логико-векторной структурировании
Достоевского нам помогут иные персонажи романа «Идиот». Настасья Филипповна, Парфен Семенович, Лев Николаевич:
Главные персонажи романа «Идиот» были проанализированы по такому же методу, как и в случае с девицами Епанчиными. С той разницей, что имена их не начинаются на одну и ту же букву (А), и имеют совершенно разные отчества (это значительно усложняет задачу). Но в результате всех логико-математических расчетов мы снова получаем цифру 5 с четырех сторон логических структур. Данные факты свидетельствует о хорошо спланированном расчете писателя. Но внимательный читатель обязательно запротестует и скажет, что имена Лев и Парфен в эпоху Достоевского писались иначе. И будет совершенно прав. Во времена Ф.М. Достоевского уже велись научные споры об отмене написания ерь на конце слова. Об этом писатель упоминал в романе «Бесы». Учитывая этот факт, писатель предвидел, что данные расчеты никогда не смогут разгадать если учитывать написание ерь. И если ерь будет исключена из расчетов, то схема не будет иметь должных результатов. И писатель сделал свои расчеты, с учетом будущего изменения русской орфографии (которые предвидел).
Переписывая на чистовик, можно сказать, что трудно назвать случайностью, или совпадением, ибо в разных расчетах (по годам, именам, отчествам) во всех случаях получаются цифры 5, да еще с четырех сторон, и разными группами персонажей.
Вот такой загадочный векторный метод Достоевского.
2.2. Метод Достоевского в моей жизни
Фёдор Михайлович Достоевский – гениальный писатель. Он настолько талантлив, что смог написать не только прекрасные произведения, затрагивающие вопросы смысла жизни, морали, познания истины, судьбы человека и его дороги к Богу, но и спрятать скрытые помыслы непосредственно в самих творениях, личностях героев и их именах. Насколько закономерна, создавая меня и мою семью, спрятаны ли цифры или фигуры, скрывающие в себе тайные знаки судьбы?
Я взял несколько имен из своей семьи и произвел расчет
Проведя вычисления, в конечном итоге с обеих сторон получается 1! У Достоевского цифра 1 - это индивидуальность, самодостаточность, время прогресса, стремление достигать своих целей и побеждать, полагаясь лишь на собственные усилия и способности.
Заключение
Федор Михайлович – гений литературы, открывший для себя новый векторный подход. Естественно, все это было не случайно, именно в этот период становилась популярной геометрия Лобачевского, что наложило свои отпечатки на многие отрасли, в том числе и на литературу. Достоевский шел в ногу со временем. Математика и литература не так сложно связываются между собой, и это нам помог понять Достоевский.
Фёдор Михайлович очень тщательно подходил к выбору имен, фамилий и даже возрасту, мы в этом убедились в ходе работы над рефератом. Об этом можно говорить бесконечно, углубляясь всё больше в изучение заявленных теорий. Можно смело утверждать, что Фёдор Михайлович Достоевский – удивительный писатель, создавший множество прекрасных произведений, вложивший в них е только душевные старания, но умственные, во имя чудесного написания, во имя писателя и сюжета.
Достоевский стремится к последней строгости и аксиоматической точности в рассуждении. Но он остается художником, и его последнее доказательство, все равно - это убедительнейшая демонстрация своей правоты в слове, многозначном, ветвящемся, задевающем такие глубины, куда математике входа уже нет.
Список литературы
Александр Матвеев. Векторный метод Ф.М. Достоевского (https://www.academia.edu/10101191/Векторный_метод_Ф_М_Достоевского?uc-g-sw=10101131 )
Александр Матвеев. Достоевский и математика (https://www.academia.edu/10101131/Достоевский_и_математика)
Александр Матвеев. "Мышкины, но Кошкины..." Александр Матвеев (https://www.academia.edu/9758318/_Мышкины_но_Кошкины_?uc-g-sw=10101131 )
Бахтин Михаил Михайлович. Проблемы поэтики Достоевского. - 3-е изд. - М.: Худож. лит., 1972. - 472с. (https://imwerden.de/pdf/bachtin_poetika_dostoevsky.pdf )
Белов Сергей Владимирович. Энциклопедический словарь "Ф.М. Достоевский и его окружение". Т.1 : [А-К]. - 2001. - 573с. (https://новокузнецк400.рф/userfiles/files/.%20Врангель.pdf )
Гус Михаил Семенович. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. - 2-е изд. ; доп. - М. : Худож. лит., 1971. - 592с. : порт.( https://djvu.online/file/6nevRKpgTPkP )
Достоевский и его время. - Л. : Наука, 1971. - 368с. - (Институт русской литературы.(Пушкинский дом)). (https://vk.com/wall-18077050_7051)
Летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского Гуманитарное агентство «АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1999г. (https://imwerden.de/pdf/letopis_zhizni_i_tvorchestva_dostoevskogo_tom1_1999__ocr.pdf