РОДНОЙ КРАЙ В ИНТЕРАКТИВНОЙ КНИЖКЕ

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОДНОЙ КРАЙ В ИНТЕРАКТИВНОЙ КНИЖКЕ

Меньшикова Я.П. 1
1ОГБОУ "Краснояружская СОШ"
Иванова-Ястребова С.А. 1
1ОГБОУ "Краснояружская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я решила изготовить самодельную интерактивную книжку для детей дошкольного возраста. Эта мысль пришла мне на ум, когда я играла с моим племянником в игрушки. Под руку мне попалась энциклопедия природы нашего края. Заинтересовавшись, я предложила племяннику тоже посмотреть на неё и рассмотреть картинки, но ребёнок не проявил сильного интереса и предпочёл собирать конструктор. Я задумалась над тем, что такая реакция возможна не только у него, но и у многих детей нашей области. И тут ко мне пришла интересная идея: если объединить энциклопедию и конструктор, то получится детская интерактивная книжка. При её создании, я бы смогла в игровой форме рассказать племяннику о краеведении нашего края, развить его моторику, а помимо этого помочь воспитателям нашего детского сада в интересном уроке для малышей.

Цель: Создать интерактивную книгу, чтоб рассказать подрастающему поколению о краеведении родного края.

Задачи:

  • Выяснить пользу интерактивных книг

  • Изучить информацию о моторике

  • Оценить книгу по мнению экспертов и ориентирам ФГОС ДО

  • Провести занятие с воспитанниками детского сада

Методы:

  • Изучить подходящую информацию о краеведении для детей в игровой форме

  • Подготовить увлекательное занятие для воспитанников детского сада

Практическая значимость: Создание интерактивной книги с целью просвещения краеведения у дошкольников.

Теоретическая часть

Интерактивные книги для детей – это вид книг, который предлагает игровой и интерактивный опыт чтения. Они могут содержать аудио- и видеоэффекты, анимацию, сюжеты и мини-игры. Конечно, в самодельной книжке эффекта музыки можно добиться только в живом вокале, но развить кругозор и моторику можно уж точно. Они могут варьироваться от книг с текстурой до книг со специальными приспособлениями, используемыми для обучения детей определенным инструментам.

Интерактивная книга сегодня – это сочетание различных «приемов». Её основой является картинка, на которой происходят чудеса: элементы крутятся, открепляются, имеет многообразную форму сюжета.

Преимущества книги весомые. Благодаря специальному формату книгу её можно освоить за одно занятие, ведь лучше всего дети познают мир в игре. Книга является подспорьем в учёбе дошкольников и учеников младшей школы и применяется педагогами-логопедами раннего развития на занятиях. А самое главное происходит развитие моторики, логики, сенсорики и речи ребёнка.

Подробнее про моторику

Развитие мелкой моторики у детей — это не просто умение завязывать шнурки или держать карандаш. Это фундаментальный аспект развития, оказывающий значительное влияние на когнитивные, эмоциональные и социальные навыки ребёнка. Интерактивная книга исследует пользу развития мелкой моторики, рассматривая её влияние на различные сферы жизни ребёнка.

Рассмотрим подробнее.

I. Влияние мелкой моторики на когнитивное развитие:

  • Развитие речи: мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Движения пальцев рук стимулируют зоны головного мозга, отвечающие за речь, улучшая артикуляцию, словарный запас и грамматические навыки.

  • Улучшение памяти и внимания: выполнение тонких движений требует концентрации внимания и запоминания последовательности действий. Регулярная тренировка мелкой моторики повышает уровень внимания и улучшает память.

  • Развитие логического мышления: многие игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, требуют от ребенка логического мышления, решения задач и планирования действий.

  • Улучшение координации «глаз-рука»: точные движения требуют согласованной работы глаз и рук. Развитие мелкой моторики улучшает эту координацию, что важно для письма, рисования и других навыков.

II. Влияние мелкой моторики на эмоциональное и социальное развитие:

  • Повышение самооценки: успешное выполнение заданий, требующих мелкой моторики, повышает уверенность в себе и самооценку ребенка.

  • Развитие терпения и усидчивости: многие упражнения требуют терпения и усидчивости. Ребенок учится доводить начатое до конца, преодолевать трудности и контролировать свои эмоции.

  • Улучшение коммуникативных навыков: игры и занятия, связанные с мелкой моторикой, часто проводятся в группе, что способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и взаимодействовать со сверстниками.

  • Снятие стресса: мелкая моторика может служить способом снятия стресса и напряжения. Интерактивная книга может успокаивать и расслаблять ребенка.

Помимо влияния на развитие оценка интерактивной книги для дошкольников требует анализа с психологической и педагогической точек зрения, учитывая возрастные особенности детей этой группы. И по существующей оценке, она очень полезна, а именно:

I. Психологическая оценка:

  • Стимулирование познавательной активности:

    • Уровень сложности: сложность заданий и информации соответствуют возрасту детей.

    • Разнообразие стимулов: книга предлагает различные виды активности. Используется достаточное количество интерактивных механизмов.

    • Заинтересованность и мотивация: книга привлекательна для детей. Стимулирует любознательность и желание узнавать новое, используются элементы игры, неожиданности.

  • Развитие эмоционально-волевой сферы:

    • Эмоциональная безопасность: книга создаёт позитивную и безопасную эмоциональную атмосферу. Избегает пугающих или тревожных образов и ситуаций.

    • Развитие самостоятельности: поощряет ли книга самостоятельность детей в процессе взаимодействия с ней? Предоставляет ли она возможности выбора и принятия решений?

  • Развитие социальных навыков:

    • Взаимодействие: использование книги для совместной деятельности нескольких детей. Стимулирует общение и сотрудничество.

  • Доступность:

    • Удобство использования: удобна для детей с точки зрения навигации и управления интерактивными элементами.

  • Безопасность:

    • Содержание: книга не содержит информацию, которая может быть вредна для психического развития ребенка (например, насилие, дискриминация).

    • Технические аспекты: книга безопасна с точки зрения использования ребенком (отсутствие острых углов, токсичных материалов, легко повреждаемых элементов).

II. Педагогическая оценка:

  • Соответствие образовательным стандартам: соответствие книги образовательным программам для дошкольников. Развивает необходимые навыки и знания в соответствии с возрастом.

  • Целесообразность использования: использование книги в образовательном процессе (например, для обучения чтению, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию математических навыков).

  • Дидактические возможности: эффективные интерактивные элементы книги для достижения образовательных целей.

  • Эффективность обучения: эффективность книги в обучении детей.

Интерактивная книга, в зависимости от своего содержания и функций, может способствовать достижению различных обязательных результатов освоения дошкольного образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО). ФГОС ДО не устанавливает жёстких, измеримых результатов в виде конкретных знаний и умений. Вместо этого он определяет целевые ориентиры — предполагаемые результаты развития детей на этапе завершения дошкольного образования. Эти ориентиры описывают общую картину развития ребёнка в различных образовательных областях. Важно понимать, что достижение этих ориентиров — это процесс, а не одномоментный результат, и он индивидуален для каждого ребёнка.

Целевые ориентиры ФГОС ДО сгруппированы по образовательным областям, связанные с интерактивной книгой это:

1. Социально-коммуникативное развитие: (проявляется инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности).

2. Познавательное развитие: (различие и познание основных цветов, форм, величин; умение сравнивать предметы и устанавливать с ними соответствие; развитие любознательности, интереса к исследовательской деятельности склонность к вопросам, интерес к учению; проявляется логическое мышление, умение анализировать и обобщать).

На фоне ранее изученной психологической и педагогической оценки мы видим, что они совпадают с ориентирами ФГОС ДО, которые связаны с социально-коммуникативным и познавательным развитием. Теперь, изучив преимущества интерактивной книги, детскую моторику, оценку психологов и педагогов, а также ориентиры ФГОС ДО я могу перейти к практической части. Полученные теоретические знания помогут мне в создании собственной книги, которая будет соответствовать установленным стандартам.

Практическая часть

Теперь, получив необходимые теоретические знания, я могу перейти к практической части. Есть множество разнообразных видов интерактивных книг. Для себя я выбрала бумажный вариант, где содержание будет о государственных флагах Белгородской области.

У меня уже есть визуальное представление о книге, так как я сталкивалась с похожей в учебных заведениях и на просторах интернета.

Изготовление книги может показаться простым занятием, но на самом деле здесь присутствует много нюансов и сложностей.

Сперва, это выбор материала для работы:

  • Бумага А4 - 15 листов + бумага для распечатки мелких деталей

  • Ножницы

  • Клей-карандаш

  • Скотч

  • Липучки самоклеящиеся

  • Ламинирующая плёнка

  • В дальнейшем услуга распечатки работы на цветном принтере и прошивка листов

В моей книге будет затронута тема краеведения, а именно флаги Белгородской области. Конечно, знание флагов может показаться не самым важным аспектом жизни, особенно для дошкольников, но на самом деле есть несколько причин, по которым это может быть полезно и даже важно.

  • Укрепление местной идентичности. Знание флага поможет отличать свой район от других в области

  • Культурное наследие. Все флаги содержат культурное и историческое наследие, о котором дети узнают во время моего представления книги. Можно научиться лучше понимать малую Родину.

  • Флаги районов часто используются на различных местных мероприятиях, праздниках, фестивалях, спортивных соревнованиях, что создаёт атмосферу единства.

  • Знание флагов поможет сформировать чувство патриотизма и любви к малой Родине, своему региону

  • Отличный способ расширения кругозора

В итоге можно сказать, что благодаря флагам родного края можно, дети смогут лучше понять и сильнее полюбить родной край, ведь представленная для них информация будет не просто в виде презентации, а в игровой форме.

Опишу то, как я делала мою книгу. После выбора темы флагов в интернет-источниках я нашла флаги всех районов (их всего 21), прочитала краткую биографию о каждом и скачала в загрузки компьютера каждый флаг. В специальном приложении-редакторе на каждом флаге я оставила только фон. На этом часть программистских способностей закончилась, поэтому всё, что у меня получилось, я перекинула на флешку и отнесла её в заведение, где делают цветную печать. Дома я провела несколько увлекательных вечеров в вырезке всех мелких деталей. В дальнейшем они послужат интерактивными элементами моей книги. После этого всё было заламинировано, а потом перепрошито между собой пластиковой пружиной. И когда основа книги была готова, каждую мелкую деталь я прицепила на самоклеящиеся липучки.

Моя книга полностью готова. Теперь наступает ключевая цель моего проекта, а именно проведение занятия с воспитанниками детского сада. Моя мама работает в детском саду и после уроков я отправилась к ней на работу, чтоб провести урок. Так совпало, что группа моей мамы состоит из детей 2-4 лет, и по возрасту моя книга им очень подходит.

В начале с детьми мы проговорили о нашем родном крае. Вспомнили наш родной район и не забыли о других. Дети узнали, что наша Белгородская область очень обширна, а каждый её район имеет свою культуру и символы. Как раз таки символы в виде флагов и представлены в моей книге. Дети слушали с интересом, и в конце поиграли с интерактивными деталями. Кто постарше, собирали пазлы, а остальные с помощью карточек расставляли элементы флагов на своё место. Занятие было увлекательным и вызвало у всех замечательные эмоции.

Описание флагов Белгородской области:

Краснояружский - изображена золотая мельница на золотом холме, сопровождаемая по бокам золотыми дубовыми листьями с желудями. Ветви символизируют память о краснояружских меценатах - отце и сыне Харитоненко, а красный обрыв под холмом является “говорящим символом”, раскрывающим название нашего посёлка - Красная Яруга.

Ракитянский - композиция флага отображает расположенную на территории района реку Ракитную и произрастающие по её берегам ракиты, что и является символом района.

Борисовский - на флаге представлен жёлтый дуб, который является элементом главной достопримечательности района - вековая дубрава. Корона и расширенные кресты раньше были на печати канцелярии слободы Борисовка, а ещё раньше - на фамильном гербе братьев Шереметевых, которые занимали в нашем крае высшую государственную власть.

Алексеевский - изображён золотой подсолнух. В 19 веке крепостной Даниил Бокарев, высланный как раз графьями Шереметевыми за какую‑то провинность в слободу Алексеевку, открыл способ получения масла из семян подсолнечника. В скором времени в Алексеевке построили маслодельный завод. Традиции производства подсолнечного масла здесь живы до сих пор.

Грайворонский – это летящий ворон на жёлтом фоне. Грайворон получил своё имя от реки Грайворонки. А та, скорее всего, заимствовала название от леса или рощи, где обитало множество ворон.

Ивнянский - выбранный символ тоже красноречив – это плакучая ива. Но есть интересный момент. Одна половина её зелёная, а вторая – золотая, что олицетворяет смену времён и поколений.

Яковлевский - два меча напоминают о доблести защитников. Под ними видна гора из лазоревых глыб, указывающая на основное богатство этой местности – железную руду.

Белгородский - всего у Белгорода есть три флага, но я выбрала именно областной, так как он самый интересный по символике. Он представляет собой полотнище, разделённое синим крестом на четыре части. Белая символизирует залежи мела и производство молока и сахара, зелёная говорит о плодородии земли, красная напоминает о крови, пролитой защитниками Отечества, а чёрная отсылает к богатствам почвы и недр.

Губкинский - в своей символике постарались отразить ассоциативную цепочку железо – магнит – аномалия – сельское хозяйство. Изображённый красно-синий полукруг – это и магнит, и контур компаса, а красно-белая стрелка, отклонившаяся от оси Северного полюса Земли, рассказывает об аномальных магнитных явлениях, обусловленных огромными залежами железной руды в этом районе. И к этому добавился скромный золотой колос, означающий развитое сельское хозяйство.

Корочанский - на флаге изображены три красных яблока с зелёными черенками и листьями. Они отражают развитое в районе сельское хозяйство и садоводство, а сами яблочки являются настоящим брендом на всю область!

Шебекинский - мы видим жёлтую бревенчатую башню. По сторонам – две белые подковы. Башня напоминает о подвигах русских воинов. Они защищали свою землю и во времена сторожевой службы на Нежегольском участке Белгородской черты в XVII веке, и в годы Великой Отечественной войны. Подковы символизируют развитие земледелия и промышленности.

Старооскольский - в червлении изображено серебряное ружье, а в зелени золотая соха. Эти изображения взяты ещё со старого герба на основании указа Екатерины II.

Чернянский - мы видим серебряную тройную гору в чёрном поле. В ней чёрные врата с золотыми открытыми створами и порталом, завершённые вверху золотым восьмиконечным крестом. Это символ старинных Холковских пещер и уникального православного Свято-Троицкого мужского монастыря.

Новооскольский - интересное изображение, три рыбки, но что они значат? В реке Оскол в старые времена в больших количествах ловилась рыба вырезуб, которую приравнивали к ценным породам и поставляли к императорскому двору. Герб с вырезубом был пожалован Новому Осколу Екатериной II. Эта рыба также стала символом силы, осторожности и напористости.

Волоконовский - в качестве символа выбрали цветы, занесённые в Красную книгу, – красные дикие тюльпаны, отсылающие к красоте местной природы. Они изображены на жёлтом фоне, говорящем о богатстве урожая, уважении и постоянстве.

Валуйский - зелёный фон символизирует природу, здоровье и надежду. В центре – пирамида из золотых яблок, что говорит в первую очередь об изобилии этого плода. Золотой цвет тоже неслучаен – он означает богатство и урожай.

Красненский - три золотых ореха на красном фоне. Они означают смешанные и лиственные леса района, где есть заросли лесного ореха. В прошлом орехи были важной составляющей рациона воинов царской армии, укрепляли их силу.

Красногвардейский - в середине полотнища размещен серебряный бирюч. Красный фон символизирует кровь, пролитую защитниками Отечества на этой земле. Также он символизирует такие качества, как: право, сила, мужество, храбрость, неустрашимость, смелость, любовь, великодушие и здоровье.

Вейделевский - три пиона тонколистных. Красивые красные цветы с жёлтой сердцевиной ещё называют воронцами. Занесены в Красную книгу.

Ровеньский - в Ровенькахдля того, чтобы показать плодородные чернозёмы, изобразили на флаге золотой сноп пшеницы.

Прохоровский - это жёлтый меч между двумя белыми волнистыми поясами, символизирующими реки Псёл и Северский Донец. Меч говорит о ратных подвигах воинов со времён станично-сторожевой службы до битвы на Прохоровском поле в 1943 году.

Заключение

Подводя итоги, я могу отметить, что выполнила все задачи моего проекта. Я узнала много информации об интерактивных книгах, моторике; рассмотрела педагогическую и психологическую оценку интерактивных книг, и, конечно, не забыла о целевых ориентирах ФГОС ДО.

Я не ограничилась теорией и создала собственную книгу, после чего провела занятие с младшей группой воспитанников детского сада.

Интерактивная книга отличный вариант времяпрепровождения. Её можно адаптировать под настроение и интересы ребёнка, ведь детям далеко не всегда интересны готовые фабричные книги.

По моему мнению и мнению окружающих, я справилась с проектом. Книга моего проекта может в будущим послужить продуктом курсовой работы в университете. А в свободное время я с радостью сделаю похожую книжку моему маленькому племяннику, но теперь подстрою её полностью под его личные интересы.

Полученные теоретические знания я буду применять на школьных уроках психологии и педагогии, а также это отличный фундамент знаний для поступления в педагогический университет.

Литература

  1. Чему научат ребенка интерактивные книги: Психология - Летидор https://letidor.ru/psihologiya/chemu-nauchat-rebenka-interaktivnye-knigi.htm

  2. Нейроразвитие детей от 3 до 12 лет: игра, речь, моторика, почерк - Вероника Мазина https://books.yandex.ru/books/Ib2EDHe5

  3. Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием https://www.вестник-науки.рф/article/18536

  4. Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО https://ds351-omsk.gosuslugi.ru/netcat_files/24/38/Tselevye_orientiry_doshkol_nogo_obrazovaniya_v_sootvetstvii_s_FGOS_DO.pdf

  5. Современные образовательные технологии.Технология Лэпбукинг. - Наталья Вячеславовна Шевелева. Работа №321569 https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologiiteh.1209177407

  6. О чём рассказывают флаги Белгорода, округов и районов Белгородской области. Новости общества https://www.belpressa.ru/society/drugoe/45495.html

Просмотров работы: 22