Введение
Я решила изготовить самодельную интерактивную книжку для детей дошкольного возраста. Эта мысль пришла мне на ум, когда я играла с моим племянником в игрушки. Под руку мне попалась энциклопедия природы нашего края. Заинтересовавшись, я предложила племяннику тоже посмотреть на неё и рассмотреть картинки, но ребёнок не проявил сильного интереса и предпочёл собирать конструктор. Я задумалась над тем, что такая реакция возможна не только у него, но и у многих детей нашей области. И тут ко мне пришла интересная идея: если объединить энциклопедию и конструктор, то получится детская интерактивная книжка. При её создании, я бы смогла в игровой форме рассказать племяннику о краеведении нашего края, развить его моторику, а помимо этого помочь воспитателям нашего детского сада в интересном уроке для малышей.
Цель: Создать интерактивную книгу, чтоб рассказать подрастающему поколению о краеведении родного края.
Задачи:
Выяснить пользу интерактивных книг
Изучить информацию о моторике
Оценить книгу по мнению экспертов и ориентирам ФГОС ДО
Провести занятие с воспитанниками детского сада
Методы:
Изучить подходящую информацию о краеведении для детей в игровой форме
Подготовить увлекательное занятие для воспитанников детского сада
Практическая значимость: Создание интерактивной книги с целью просвещения краеведения у дошкольников.
Теоретическая часть
Интерактивные книги для детей – это вид книг, который предлагает игровой и интерактивный опыт чтения. Они могут содержать аудио- и видеоэффекты, анимацию, сюжеты и мини-игры. Конечно, в самодельной книжке эффекта музыки можно добиться только в живом вокале, но развить кругозор и моторику можно уж точно. Они могут варьироваться от книг с текстурой до книг со специальными приспособлениями, используемыми для обучения детей определенным инструментам.
Интерактивная книга сегодня – это сочетание различных «приемов». Её основой является картинка, на которой происходят чудеса: элементы крутятся, открепляются, имеет многообразную форму сюжета.
Преимущества книги весомые. Благодаря специальному формату книгу её можно освоить за одно занятие, ведь лучше всего дети познают мир в игре. Книга является подспорьем в учёбе дошкольников и учеников младшей школы и применяется педагогами-логопедами раннего развития на занятиях. А самое главное происходит развитие моторики, логики, сенсорики и речи ребёнка.
Подробнее про моторику
Развитие мелкой моторики у детей — это не просто умение завязывать шнурки или держать карандаш. Это фундаментальный аспект развития, оказывающий значительное влияние на когнитивные, эмоциональные и социальные навыки ребёнка. Интерактивная книга исследует пользу развития мелкой моторики, рассматривая её влияние на различные сферы жизни ребёнка.
Рассмотрим подробнее.
I. Влияние мелкой моторики на когнитивное развитие:
Развитие речи: мелкая моторика тесно связана с развитием речи. Движения пальцев рук стимулируют зоны головного мозга, отвечающие за речь, улучшая артикуляцию, словарный запас и грамматические навыки.
Улучшение памяти и внимания: выполнение тонких движений требует концентрации внимания и запоминания последовательности действий. Регулярная тренировка мелкой моторики повышает уровень внимания и улучшает память.
Развитие логического мышления: многие игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, требуют от ребенка логического мышления, решения задач и планирования действий.
Улучшение координации «глаз-рука»: точные движения требуют согласованной работы глаз и рук. Развитие мелкой моторики улучшает эту координацию, что важно для письма, рисования и других навыков.
II. Влияние мелкой моторики на эмоциональное и социальное развитие:
Повышение самооценки: успешное выполнение заданий, требующих мелкой моторики, повышает уверенность в себе и самооценку ребенка.
Развитие терпения и усидчивости: многие упражнения требуют терпения и усидчивости. Ребенок учится доводить начатое до конца, преодолевать трудности и контролировать свои эмоции.
Улучшение коммуникативных навыков: игры и занятия, связанные с мелкой моторикой, часто проводятся в группе, что способствует развитию коммуникативных навыков, умению работать в команде и взаимодействовать со сверстниками.
Снятие стресса: мелкая моторика может служить способом снятия стресса и напряжения. Интерактивная книга может успокаивать и расслаблять ребенка.
Помимо влияния на развитие оценка интерактивной книги для дошкольников требует анализа с психологической и педагогической точек зрения, учитывая возрастные особенности детей этой группы. И по существующей оценке, она очень полезна, а именно:
I. Психологическая оценка:
Стимулирование познавательной активности:
Уровень сложности: сложность заданий и информации соответствуют возрасту детей.
Разнообразие стимулов: книга предлагает различные виды активности. Используется достаточное количество интерактивных механизмов.
Заинтересованность и мотивация: книга привлекательна для детей. Стимулирует любознательность и желание узнавать новое, используются элементы игры, неожиданности.
Развитие эмоционально-волевой сферы:
Эмоциональная безопасность: книга создаёт позитивную и безопасную эмоциональную атмосферу. Избегает пугающих или тревожных образов и ситуаций.
Развитие самостоятельности: поощряет ли книга самостоятельность детей в процессе взаимодействия с ней? Предоставляет ли она возможности выбора и принятия решений?
Развитие социальных навыков:
Взаимодействие: использование книги для совместной деятельности нескольких детей. Стимулирует общение и сотрудничество.
Доступность:
Удобство использования: удобна для детей с точки зрения навигации и управления интерактивными элементами.
Безопасность:
Содержание: книга не содержит информацию, которая может быть вредна для психического развития ребенка (например, насилие, дискриминация).
Технические аспекты: книга безопасна с точки зрения использования ребенком (отсутствие острых углов, токсичных материалов, легко повреждаемых элементов).
II. Педагогическая оценка:
Соответствие образовательным стандартам: соответствие книги образовательным программам для дошкольников. Развивает необходимые навыки и знания в соответствии с возрастом.
Целесообразность использования: использование книги в образовательном процессе (например, для обучения чтению, развитию речи, знакомству с окружающим миром, развитию математических навыков).
Дидактические возможности: эффективные интерактивные элементы книги для достижения образовательных целей.
Эффективность обучения: эффективность книги в обучении детей.
Интерактивная книга, в зависимости от своего содержания и функций, может способствовать достижению различных обязательных результатов освоения дошкольного образования, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО). ФГОС ДО не устанавливает жёстких, измеримых результатов в виде конкретных знаний и умений. Вместо этого он определяет целевые ориентиры — предполагаемые результаты развития детей на этапе завершения дошкольного образования. Эти ориентиры описывают общую картину развития ребёнка в различных образовательных областях. Важно понимать, что достижение этих ориентиров — это процесс, а не одномоментный результат, и он индивидуален для каждого ребёнка.
Целевые ориентиры ФГОС ДО сгруппированы по образовательным областям, связанные с интерактивной книгой это:
1. Социально-коммуникативное развитие: (проявляется инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности).
2. Познавательное развитие: (различие и познание основных цветов, форм, величин; умение сравнивать предметы и устанавливать с ними соответствие; развитие любознательности, интереса к исследовательской деятельности склонность к вопросам, интерес к учению; проявляется логическое мышление, умение анализировать и обобщать).
На фоне ранее изученной психологической и педагогической оценки мы видим, что они совпадают с ориентирами ФГОС ДО, которые связаны с социально-коммуникативным и познавательным развитием. Теперь, изучив преимущества интерактивной книги, детскую моторику, оценку психологов и педагогов, а также ориентиры ФГОС ДО я могу перейти к практической части. Полученные теоретические знания помогут мне в создании собственной книги, которая будет соответствовать установленным стандартам.
Практическая часть
Теперь, получив необходимые теоретические знания, я могу перейти к практической части. Есть множество разнообразных видов интерактивных книг. Для себя я выбрала бумажный вариант, где содержание будет о государственных флагах Белгородской области.
У меня уже есть визуальное представление о книге, так как я сталкивалась с похожей в учебных заведениях и на просторах интернета.
Изготовление книги может показаться простым занятием, но на самом деле здесь присутствует много нюансов и сложностей.
Сперва, это выбор материала для работы:
Бумага А4 - 15 листов + бумага для распечатки мелких деталей
Ножницы
Клей-карандаш
Скотч
Липучки самоклеящиеся
Ламинирующая плёнка
В дальнейшем услуга распечатки работы на цветном принтере и прошивка листов
В моей книге будет затронута тема краеведения, а именно флаги Белгородской области. Конечно, знание флагов может показаться не самым важным аспектом жизни, особенно для дошкольников, но на самом деле есть несколько причин, по которым это может быть полезно и даже важно.
Укрепление местной идентичности. Знание флага поможет отличать свой район от других в области
Культурное наследие. Все флаги содержат культурное и историческое наследие, о котором дети узнают во время моего представления книги. Можно научиться лучше понимать малую Родину.
Флаги районов часто используются на различных местных мероприятиях, праздниках, фестивалях, спортивных соревнованиях, что создаёт атмосферу единства.
Знание флагов поможет сформировать чувство патриотизма и любви к малой Родине, своему региону
Отличный способ расширения кругозора
В итоге можно сказать, что благодаря флагам родного края можно, дети смогут лучше понять и сильнее полюбить родной край, ведь представленная для них информация будет не просто в виде презентации, а в игровой форме.
Опишу то, как я делала мою книгу. После выбора темы флагов в интернет-источниках я нашла флаги всех районов (их всего 21), прочитала краткую биографию о каждом и скачала в загрузки компьютера каждый флаг. В специальном приложении-редакторе на каждом флаге я оставила только фон. На этом часть программистских способностей закончилась, поэтому всё, что у меня получилось, я перекинула на флешку и отнесла её в заведение, где делают цветную печать. Дома я провела несколько увлекательных вечеров в вырезке всех мелких деталей. В дальнейшем они послужат интерактивными элементами моей книги. После этого всё было заламинировано, а потом перепрошито между собой пластиковой пружиной. И когда основа книги была готова, каждую мелкую деталь я прицепила на самоклеящиеся липучки.
Моя книга полностью готова. Теперь наступает ключевая цель моего проекта, а именно проведение занятия с воспитанниками детского сада. Моя мама работает в детском саду и после уроков я отправилась к ней на работу, чтоб провести урок. Так совпало, что группа моей мамы состоит из детей 2-4 лет, и по возрасту моя книга им очень подходит.
В начале с детьми мы проговорили о нашем родном крае. Вспомнили наш родной район и не забыли о других. Дети узнали, что наша Белгородская область очень обширна, а каждый её район имеет свою культуру и символы. Как раз таки символы в виде флагов и представлены в моей книге. Дети слушали с интересом, и в конце поиграли с интерактивными деталями. Кто постарше, собирали пазлы, а остальные с помощью карточек расставляли элементы флагов на своё место. Занятие было увлекательным и вызвало у всех замечательные эмоции.
Описание флагов Белгородской области:
Краснояружский - изображена золотая мельница на золотом холме, сопровождаемая по бокам золотыми дубовыми листьями с желудями. Ветви символизируют память о краснояружских меценатах - отце и сыне Харитоненко, а красный обрыв под холмом является “говорящим символом”, раскрывающим название нашего посёлка - Красная Яруга.
Ракитянский - композиция флага отображает расположенную на территории района реку Ракитную и произрастающие по её берегам ракиты, что и является символом района.
Борисовский - на флаге представлен жёлтый дуб, который является элементом главной достопримечательности района - вековая дубрава. Корона и расширенные кресты раньше были на печати канцелярии слободы Борисовка, а ещё раньше - на фамильном гербе братьев Шереметевых, которые занимали в нашем крае высшую государственную власть.
Алексеевский - изображён золотой подсолнух. В 19 веке крепостной Даниил Бокарев, высланный как раз графьями Шереметевыми за какую‑то провинность в слободу Алексеевку, открыл способ получения масла из семян подсолнечника. В скором времени в Алексеевке построили маслодельный завод. Традиции производства подсолнечного масла здесь живы до сих пор.
Грайворонский – это летящий ворон на жёлтом фоне. Грайворон получил своё имя от реки Грайворонки. А та, скорее всего, заимствовала название от леса или рощи, где обитало множество ворон.
Ивнянский - выбранный символ тоже красноречив – это плакучая ива. Но есть интересный момент. Одна половина её зелёная, а вторая – золотая, что олицетворяет смену времён и поколений.
Яковлевский - два меча напоминают о доблести защитников. Под ними видна гора из лазоревых глыб, указывающая на основное богатство этой местности – железную руду.
Белгородский - всего у Белгорода есть три флага, но я выбрала именно областной, так как он самый интересный по символике. Он представляет собой полотнище, разделённое синим крестом на четыре части. Белая символизирует залежи мела и производство молока и сахара, зелёная говорит о плодородии земли, красная напоминает о крови, пролитой защитниками Отечества, а чёрная отсылает к богатствам почвы и недр.
Губкинский - в своей символике постарались отразить ассоциативную цепочку железо – магнит – аномалия – сельское хозяйство. Изображённый красно-синий полукруг – это и магнит, и контур компаса, а красно-белая стрелка, отклонившаяся от оси Северного полюса Земли, рассказывает об аномальных магнитных явлениях, обусловленных огромными залежами железной руды в этом районе. И к этому добавился скромный золотой колос, означающий развитое сельское хозяйство.
Корочанский - на флаге изображены три красных яблока с зелёными черенками и листьями. Они отражают развитое в районе сельское хозяйство и садоводство, а сами яблочки являются настоящим брендом на всю область!
Шебекинский - мы видим жёлтую бревенчатую башню. По сторонам – две белые подковы. Башня напоминает о подвигах русских воинов. Они защищали свою землю и во времена сторожевой службы на Нежегольском участке Белгородской черты в XVII веке, и в годы Великой Отечественной войны. Подковы символизируют развитие земледелия и промышленности.
Старооскольский - в червлении изображено серебряное ружье, а в зелени золотая соха. Эти изображения взяты ещё со старого герба на основании указа Екатерины II.
Чернянский - мы видим серебряную тройную гору в чёрном поле. В ней чёрные врата с золотыми открытыми створами и порталом, завершённые вверху золотым восьмиконечным крестом. Это символ старинных Холковских пещер и уникального православного Свято-Троицкого мужского монастыря.
Новооскольский - интересное изображение, три рыбки, но что они значат? В реке Оскол в старые времена в больших количествах ловилась рыба вырезуб, которую приравнивали к ценным породам и поставляли к императорскому двору. Герб с вырезубом был пожалован Новому Осколу Екатериной II. Эта рыба также стала символом силы, осторожности и напористости.
Волоконовский - в качестве символа выбрали цветы, занесённые в Красную книгу, – красные дикие тюльпаны, отсылающие к красоте местной природы. Они изображены на жёлтом фоне, говорящем о богатстве урожая, уважении и постоянстве.
Валуйский - зелёный фон символизирует природу, здоровье и надежду. В центре – пирамида из золотых яблок, что говорит в первую очередь об изобилии этого плода. Золотой цвет тоже неслучаен – он означает богатство и урожай.
Красненский - три золотых ореха на красном фоне. Они означают смешанные и лиственные леса района, где есть заросли лесного ореха. В прошлом орехи были важной составляющей рациона воинов царской армии, укрепляли их силу.
Красногвардейский - в середине полотнища размещен серебряный бирюч. Красный фон символизирует кровь, пролитую защитниками Отечества на этой земле. Также он символизирует такие качества, как: право, сила, мужество, храбрость, неустрашимость, смелость, любовь, великодушие и здоровье.
Вейделевский - три пиона тонколистных. Красивые красные цветы с жёлтой сердцевиной ещё называют воронцами. Занесены в Красную книгу.
Ровеньский - в Ровенькахдля того, чтобы показать плодородные чернозёмы, изобразили на флаге золотой сноп пшеницы.
Прохоровский - это жёлтый меч между двумя белыми волнистыми поясами, символизирующими реки Псёл и Северский Донец. Меч говорит о ратных подвигах воинов со времён станично-сторожевой службы до битвы на Прохоровском поле в 1943 году.
Заключение
Подводя итоги, я могу отметить, что выполнила все задачи моего проекта. Я узнала много информации об интерактивных книгах, моторике; рассмотрела педагогическую и психологическую оценку интерактивных книг, и, конечно, не забыла о целевых ориентирах ФГОС ДО.
Я не ограничилась теорией и создала собственную книгу, после чего провела занятие с младшей группой воспитанников детского сада.
Интерактивная книга отличный вариант времяпрепровождения. Её можно адаптировать под настроение и интересы ребёнка, ведь детям далеко не всегда интересны готовые фабричные книги.
По моему мнению и мнению окружающих, я справилась с проектом. Книга моего проекта может в будущим послужить продуктом курсовой работы в университете. А в свободное время я с радостью сделаю похожую книжку моему маленькому племяннику, но теперь подстрою её полностью под его личные интересы.
Полученные теоретические знания я буду применять на школьных уроках психологии и педагогии, а также это отличный фундамент знаний для поступления в педагогический университет.
Литература
Чему научат ребенка интерактивные книги: Психология - Летидор https://letidor.ru/psihologiya/chemu-nauchat-rebenka-interaktivnye-knigi.htm
Нейроразвитие детей от 3 до 12 лет: игра, речь, моторика, почерк - Вероника Мазина https://books.yandex.ru/books/Ib2EDHe5
Взаимосвязь мелкой моторики с умственным и речевым развитием https://www.вестник-науки.рф/article/18536
Целевые ориентиры дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО https://ds351-omsk.gosuslugi.ru/netcat_files/24/38/Tselevye_orientiry_doshkol_nogo_obrazovaniya_v_sootvetstvii_s_FGOS_DO.pdf
Современные образовательные технологии.Технология Лэпбукинг. - Наталья Вячеславовна Шевелева. Работа №321569 https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologiiteh.1209177407
О чём рассказывают флаги Белгорода, округов и районов Белгородской области. Новости общества https://www.belpressa.ru/society/drugoe/45495.html