Введение
Я очень заинтересована в изучении истории России. Мне всегда было интересно знать о своих корнях, о культуре моей страны и об её духовных ценностях.
Выбранная мною тема актуальна, так как во-первых узнавать об истории своей страны всегда интересно и полезно. Во-вторых с помощью этого проекта я смогу изучить материал Древней Руси, что пригодится мне на сдаче ЕГЭ. В-третьих тема работы связана с выбранной мною профессией - учителя истории и обществознания, поэтому такой проект пригодится в высшем учебном заведении. Этой работой я хочу показать, что изучение истории не только важно для учёбы в школах, колледжах или вузах, но и интересное занятие во внеучебное время.
Цель: выяснить, что представляет из себя славянская мифология, и рассмотреть ее влияние на культуру
Задачи:
Проанализировать литературу
Узнать информацию о языческих богах
Рассмотреть сказочных персонажей и их след в русском фольклоре
Провести опрос
Гипотеза: Герои славянской мифологии встречаются в культуре русского народа и в современности
Объект исследования: славянские мифические персонажи
Предмет исследования: мифы, фольклор, летописи
Методы: изучение литературы, наблюдение, анкетирование, классификация информации
Практическая значимость: материал может использоваться для уроков истории, изучения мифологии, классных часов и внеурочной деятельности
Теоретическая часть
Что такое язычество?
Что же такое язычество? Язычество - это религия основанная на веровании в нескольких богов одновременно. Но многие историки придерживаются мнения, что язычество не является религией и я с ними согласна частично. Ведь язычники в древние времена пытались объяснить логичные в наше время вещи. Поэтому, я думаю что такое определение будет более подходящим в данном случае, язычество - это и религия, и мировоззрение, основанные на обожествлении окружающей среды и полиэтеизме.
Многообразие славянской мифологии.
Славянская мифология - это разные мировоззрения? На самом деле нет, славянская мифология - система мифологических представлений славян о мире, разрушенная в период их христианизации, которые составляют основу видов славянской народной культуры. То есть славянская мифология это и есть по другому языческая мифология.
Языческая мифология очень разнообразна и её можно услышать и по сей день. Она делится на высшую и низшую. Рассмотрим каждое понятие отдельно.
Высшая мифология
Высшая мифология - это раздел славянской мифологии, в котором говорится о богах и героях, их характеристики. Всего насчитывается около 25 главных богов. У каждого из них есть своё предназначение в мир, идол, способности и т.д. Ознакомимся с 5 важными богами язычества.
|
Мать-сыра земля (Мокош) - это божество, соединяющая в себе каноны восточных и западных славян. Она является олицетворением плодородия и женского начала. С ней связан важный обычай, в дни “бабьего лета” запрещалось взаимодействовать с землёй, так как этот период считался днём рождения Матери-сыра земли. |
|
|
Не менее известным считается языческий бог войны Перун - это покровитель воинов, князей и всего государства, а также морей и океанов. Он защищает людей от врагов, стихийных бедствий и несправедливости. Его буря может очистить мир от зла, а молния — наказать виновных. |
|
|
Сварог — божество в славянской мифологии, олицетворявшее силу, связанную с небесным огнём, кузнечным делом, порядком и прародителем. В разных источниках и традициях его образ может интерпретироваться по-разному. |
|
|
Верес - это языческий бог скотоводства, охоты и мудрости. Он покровительствует скотоводам, обеспечивает приплод и охраняет стада от болезней и хищников. Его связь с землёй как кормилицей неразрывна. Считается, что он является также богом магов, пророков и учителей. |
|
|
Ярило - это пробуждение природы, растений, животных и человека после долгой зимы. Ярило является олицетворением весеннего солнца и юности, считался весной после зимней спячки в человеческом обличии. |
Низшая мифология
Низшая мифология - это раздел славянской мифологии, в котором говорится об образах человекоподобных отрицательных персонажах. По-другому это сказочные персонажи, которыми нас запугивали в детстве. Давайте рассмотрим 3 популярных образов низшей мифологии.
|
Баба-Яга - это персонаж славянской мифологии и фольклора с преимущественно отрицательными намерениями съесть ребёнка. Её внешний вид основывается на уродливой старухе с магическими способностями, живущая в доме, стоящем на курьих ножках. |
|
|
Кощей - это персонаж-антагонист славянской мифологии и фольклора, который является бессмертным до тех пор, пока не найдут яйцо с иглой, где заточена эта сила. Его образ ничем не примечателен: худой старик, который похищает невесту у главного героя. |
|
|
Водяной - это персонаж славянской мифологии и фольклора, который проживает в водоёме и является его хозяином. Внешний облик водяного сливается с русалкой и чёртом: пучеглазый старик с хвостом рыбы, зелёными усами и тиной по всему телу. В фольклоре он опасен приманиванием человека в своё царство. |
|
|
Домовой в русских сказках и легендах — существо сложное и многогранное, не имеющее единого, чётко определённого облика. Его образ — это скорее воплощение самого дома, его истории и энергии, потому что как относишься к нему, то и получаешь. Можно считать его поучительным персонажем. |
|
|
Образ русалки — это сочетание красоты, опасности и таинственности. Они являются символом природных сил и жизненного цикла. Их образ вызывает одновременно восхищение и страх, и это делает их одними из самых загадочных и привлекательных персонажей русского фольклора. |
Теперь, когда мы рассмотрели богов и сказочных персонажей, перейдём к практической части
Практическая часть
Персонажи из низшей мифологии встречаются сейчас в разных направлениях произведения искусства. Например, образ бабы-яги встречается в сборнике пьес П.И. Чайковского “Детский альбом”. О ней идёт речь в вечернем цикле, где Баба Яга словно парит в котле под свист ветра - такая резкая и отрывистая мелодия миниатюры. Музыка передает движение вперед и постепенное исчезновение сказочного персонажа.
В произведении А.С. Пушкина “Всем красны боярские конюшни...” указывается домовой, где он ухаживал за лошадьми по ночам:
“Домовой повадился в конюшни.
По ночам ходит он в конюшни,
Чистит, холит коней боярских,
Заплетает гриву им в касички,
Туго хвост завязывает в узел,
Как не взлюбит он вороного.”
Что касается водяного, его знают все взрослые и дети по нашумевшему советскому мультфильму Г. Бардиного “Летучий корабль”. В нём водяной не в роли антагониста, а как раз наоборот, он помогает Ивану построить летучий корабль с помощью волшебных инструментов.
Русалка тоже частый гость в произведениях русского искусства. В опере «Русалка» А. Даргомыжского рассказывается о трагической любви русалки к земному человеку. Главная героиня, русалка, живёт в подводном царстве, но мечтает о любви и человеческой жизни. Она заключает сделку с колдуньей, чтобы обрести человеческий облик.
Кощей Бесмертный появляется не только в сказках, но и в современных фильмах, такой как “Последний богатырь”. В данном фильме он правитель Белогорья, антагонист, который борется с Иваном, но в конечном итоге проигрывает богатырю.
Языческие праздники до сих пор мелькают в современном мире. Обычно такие события переделывали на лад христианства, убирая или добавляя традиции.
Во-первых, Святки, или Коляда, впервые были отмечены в качестве символа Нового года 22 декабря. Именно в этот день наступало зимнее солнцестояние, что указывало на официальное начало зимы и смену сезона. Согласно этому, новый Новый год, новый праздник, связанный с Колядой, а конкретно, Рождество Христово на 25 декабря по юлианскому календарю, должно было замещать праздник. После того как христианство было принято в обществе, Святки начинались от Рождественского Сочельника 24 декабря и заканчивались 6 января перед Крещением. Это считалось “временем Без креста” – самое темное время года. В Святки гадали, вспоминали предков, делали обряды с переодеваниями и пели колядки – ритуальные песни.
У славян-язычников Масленичная неделя была символом смены сезонов, с зимы на весну, а в христианстве она получила название Сырной седмицы. Этот период предшествовал Великому посту, который заканчивался Пасхой. Даты Масленичной недели были связаны с Пасхой. В это время проводились народные гуляния, в которых различные развлечения имели ритуальное значение. Например, кулачные бои символизировали борьбу между светом и тьмой, сжигание соломенного чучела было жертвоприношением земле, а блины пеклись в память об умерших родственниках.
В древности 24 июня было празднование летнего солнцестояния, которое символизировало расцвет природы и призывало к богатому урожаю. В христианстве этот день был известен как рождество Иоанна Крестителя. Существуют предположения, что название "Иван Купала" происходит от имени святого, который купал Иисуса Христа в реке Иордан. Обряды на Ивана Купалу проводились ночью и включали в себя воду и огонь. Традиционно молодежь купалась в озерах и реках, а на берегах водоемов зажигали костры для очищения. Девушки плели венки и гадали по ним, пуская их по воде. Считалось, что только в эту ночь цветет папоротник, и нахождение его считалось большой удачей.
Я опросила 20 человек с помощью специального сайта Яндекс.Форумы, где задала 5 вопросов на интересующую меня тему.
Каких сказочных персонажей русских сказок вы знаете?
Из данной диаграммы, мы видим что большая часть опрошенных (11 человек) ответили, что знаю Бабу-Ягу. Она самый распространённый антагонист.
2. Назовите славянских богов и какие силы природы они олицетворяют
В этом вопросе преобладает количество людей, которые воздержались от ответа. Я спросила, почему они это сделали. Оказалось, что 12 человек не имеют достаточно знаний в этой области, чтобы ответить на данный вопрос.
3. Где в современном мире вы сталкивались со сказочными персонажами славянской мифологии?
15 Человек встречает сказочных персонажей в нашем кинематографе. Это означает, что с помощью государства в нашей стране развивается культурная просвещённость.
Я провела он-лайн урок, на котором познакомила ребят темой моего проекта, надеюсь, что теперь когда они будут смотреть новый мультфильм или очередной фильм, то обратят внимание и будут знать если им встретятся герои славянской мифологии.
Заключение
Славянская мифология сыграла огромную роль в формировании мировоззрения русского человека, определив его представления о мире, ценностях, моральных нормах, обычаях и традициях. Её влияние ощущается и сегодня, проникая в язык, фольклор и культурное наследие России. Мифологические образы и архетипы продолжают жить в сознании русского народа, определяя его уникальную идентичность и мироощущение.
В начале проекта я определила перед собой гипотезу и она подтвердилась. Проанализировав литературу, мы рассмотрели характеристики языческих богов и сказочных персонажей. Выяснили, где встречаются их следы в современном русском мире. Провела опрос, в котором поучаствовало 15 человек.
Цели и задачи моей работы выполнены.
Литература
Аничков Е.В. “Язычество и древняя Русь” — СПб., 1914. (переиздание — М., 2003.) [Электронный ресурс].- https://djvu.online/file/Z1huj8LWmyWP2
Глинка Г.А. “Древняя религия славян” [Электронный ресурс].- https://ru.wikisource.org/wiki/Древняя_религия_славян_(Глинка)
Кайросов А.С. “Славянская и Российская мифология” — М., 1810. [Электронный ресурс].- https://ru.wikisource.org/wiki/Мифология_славянская_и_российская
Криничная Н.А. “Русская мифология: Мир образов фольклора”. — М.: Академический проект;
[Электронный ресурс].- https://www.academia.edu/43529210/Криничная_Н_А_Русская_мифология_мир_образов_фольклора_М_Академический_проект_2004_1008_с
|
0 |