Возрождение артелей как формы организации предпринимательства

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возрождение артелей как формы организации предпринимательства

Червякова А.В. 1
1МБОУ «СОШ №96» г. Кемерово
Бушуева А.А. 1
1МБОУ «СОШ №96» город Кемерово
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

1. Обоснование выбранной темы:

Проблема: Мой проект – помощь действующим предпринимателям и тем, кто только задумывается о своём пути в бизнесе. Наёмный труд –это проблема для предпринимателей. Артель доработанная, оцифрованная, модернизированная, оптимизированная под реалии рынка – это переход к новой экономике.

Актуальность: Мир стремительно меняется – нас он ждать не будет. Мы сами можем предлагать стране/миру/обществу формы будущего. В данном случае моё предложение– обратить внимание на такую форму управления бизнесом, как Артели.

Гипотеза: Именно такие форматы кооперации, как Артель, способствуют быстрому запуску стартапов, гибки в настройке интересов и ответственности, при необходимости будут востребованы в быстро меняющемся мире.

Новизна: До сих пор нет общего знаменателя по стратегии и тактике развития артельно-кооперативной организации бизнеса в России. Слишком большая тема, и слишком много у нее противников в России в лице крупного капитала. Если смотреть со стороны, особенно под углом, который подают в некоторых СМИ и некоторые «эксперты», то может показаться, что артель – это анахронизм (приставка ана – приставка со значением обратного действия. Анахронизм - что-то, не находящееся в своём хронологическом периоде времени). Но это не так. Просто есть силы, которым эта форма «распределенной» экономики не выгодна – ее сложно «подмять» под себя. А в ней огромный ресурс для развития. А есть те, кто решил переосмыслить опыт, и я в их числе.

2. Цели и задачи работы, значимость.

Цель работы: Найти новые знания для внедрения Артели в жизнь; найти единомышленников, указывая на наработки по достижению взаимовыгодных условий сотрудничества.

Задачи исследования : Обозначить своё видение современной технологичной трансформации артели, учитывая успешный опыт прошлого.

Значимость : Российское правительство уже представило программу о развитии цифровой экономики. В ней говорится, что в России должны появиться 10 компаний-лидеров, которые создадут высокотехнологические

платформы с большим количеством стартапов. Я считаю, что в России переход на форму артелей поможет ввести новые технологии в данную программу.

3. Определение, характерные черты артелей, этапы становления.

Артель- это добровольное товарищеское объединение с приоритетом личного трудового вклада участников, создаваемое для совместной деятельности на началах самоуправления, солидарности и взаимной ответственности.

Исторически русская артель является носителем ценного опыта самоорганизации народа, при этом артельный союз, чтобы иметь право так называться, должен был обладать внутренним суверенитетом. Суверенитет, определенная мера независимости артели от внешних сил и субъектов, – ее важное свойство.

Характерные черты артели:

-добровольность участия,

-равноправие,

-писаный или неписаный договор,

-приоритет трудового начала над капиталом,

-самоуправление, согласованность деятельности.

Артели строились на договоре, обычно устном (иногда в большой артели при выполнении длительных и сложных работ — на письменном), содержавшем условия деятельности и обязательства её членов. Артель состояла, как правило, из близких: по возрасту, физической силе и трудовой квалификации работников, равных по своим правам и обязанностям.

Для артельщиков значимым был не процент на вложенный капитал, а получение справедливого вознаграждения за собственный труд.

Первоначально артели возникали на основе общинных, земляческих, родственных и национальных связей, со временем, особенно с развитием рыночной экономики, эти связи расширялись.

Управление артелью осуществлял староста (он же рядчик, подрядчик, батырь, кормщик, атаман, усредник и пр.), которого выбирали на общем собрании из числа наиболее энергичных, знающих и опытных членов артели. Кроме того, артелью избирались один или двое помощников старосты, иногда для контроля за ним — особые «наблюдатели».

Артели создавались для выполнения и разовых, временных (сезонных), и постоянных видов работ. По характеру работ артели были сельскохозяйственные, промысловые, торговые, строительные, сферы

«услужения», биржевые, творческие (артели писателей, художников, артистов) и др.

Артели известны с древности, в документах (духовных и договорных грамотах князей) XIV века названы охотничьи, рыболовные, «сокольничьи» артели. С развитием товарно-денежных отношений и мелкого товарного хозяйства увеличивалось число артелей, их деятельность разнообразилась.

В XVIII—XIX вв. складывалась и усиливалась территориальная специализация артелей: на севере и востоке -промыслово-охотничьи артели (рыболовецкие, «тюленьи», «моржовые», звероловов), в Восточной Сибири и на Урале — приисковые по добыче золота, солепромышленные, каменоломные, по изготовлению древесного угля, разработке горных рудников, в центре Европейской России — артели плотников, каменщиков, маляров, валяльщиков, шерстобитов, иконописцев, камнетёсов, рогожников, на Волге — бурлацкие, коноводные, барочников (строителей мелких судов), в Заволжье — артели чабанов, пастухов, «гуртовых» (прогонщиков скота), сельхозрабочих, землекопов, в портах — артели лодочников, «биндюжников» (грузчиков) и пр.

Очень интересной чертой российских артелей конца XIX – начала XX в. являлась высокая производительность труда. В ряде случае она не превзойдена и до настоящего времени. Примером может послужить сооружение Великого сибирского пути (историческое название, впоследствии – Транссибирская магистраль, Транссиб). Тогда в течение 1891–1904 гг. было построено около 7,5 тыс. км пути, по 500–600 км в год. Работники объединялись в артели, подряжавшиеся на прокладку рельсов на конкретных участках.

Но, к сожалению, результат трансформации артелей был негативным: многие кооперативы создавались в качестве придатков чиновничьих корпораций, использовались для теневой перекачки государственных ресурсов в частные руки, а само слово «кооператор» в народе стало ругательным.

II. Артели в период Великой Отечественной войны, опыт прошлого. Современное видение роли артелей.

1. Методика исследования работы.

Методика исследования : Теоретическое исследование, в дальнейшем, по достижении 18-летнего возраста, применение на практике.

2. Артель в годы Великой Отечественной войны, связь с современностью.

Хочется затронуть тему советских, или «сталинских» артелей, артелей в годы Великой Отечественной войны, которые представляют из себя любопытную и сложную тему. Дело в том, что раздобыть достоверную и исчерпывающую информацию по этому вопросу труднее, чем кажется на первый взгляд.

Все важные вопросы в артелях решались только по согласованию с госорганами (ценообразование, ассортимент и прочее). В артелях сохранялся принцип социализма: от каждого по способностям, каждому–по труду. Доходы распределялись в строгом соответствии с количеством и качеством труда, затрачиваемого в общественном хозяйстве артели.

Во время войны артели встали на военные рельсы и стали производить вооружение, обмундирование и оборудование. В блокадном Ленинграде в артелях производились автоматы. Лесозаводы по всей стране изготавливали ящики и временные деревянные укрытия и помещения. Артель «Искра» производила противосамолётные заградительные сети, которые использовались в небе над Москвой и Ленинградом. Даже в эти тяжёлые времена артели сохранили большую часть налоговых льгот и привилегий.

После войны развитие артелей вновь стало важной задачей государства. Артели получили дальнейшее развитие и начали постепенно укрупняться.

К созданию артелей привлекали фронтовиков, которые организовывали наиболее эффективные предприятия. Через несколько лет такие предприятия соперничали с государственными, и наравне с ними, получали различные награды.

Таким было предпринимательство в то время. Производственным, а не спекулятивным. Артели были промежуточным звеном между коммуной и капиталистическим предприятием. Эти предприятия приносили пользу стране и народу, делали экономику сильнее.

3. Артель: сходство и различия с кооперативами.

Сходство Артелей и Кооперативов.

Кооперация (лат.) – совместный труд, совместное действие многих для одной общей цели.

1) Форма организации труда, для которой характерно взаимодействие нескольких или многих лиц.

2) Экономико-правовая форма организации деятельности рабочих, служащих, мелких производителей (крестьян, кустарей и ремесленников) и т.д. :

-добровольность и свободное членство;

-самоуправление;

-равенство и демократизм (принцип «Один член – один голос» вне зависимости от количества паев);

-самостоятельность, самодеятельность, взаимопомощь;

-личное участие;

-нацеленность на удовлетворение индивидуальных потребностей членов кооператива путем повышения производительности, доходности, облегчения или удешевления ведения хозяйства или домохозяйства;

-материальная ответственность членов кооператива друг за друга (круговая порука, субсидиарная ответственность).

Отличие Артелей и Кооперативов.

Кооперативы отличались от артелей тем, что:

1) являлись открытыми для вступления в их ряды неограниченного числа членов;

2) сохраняли и укрепляли индивидуальное хозяйство пайщиков;

3) не представляли собой объединения живого труда своих членов;

4) сфера деятельности связана не только с производством, но и в значительной степени с областью сбыта, переработки, кредита, закупок, страхования, снабжения потребителей и производителей и т.д.

Кооператив, по форме, отражает юридический смысл артели. И можно пробовать заменить значение слова артель привычным кооперативом – это не плохо, и часто будет применимо. Но главным отличием можно считать исторически сложившееся еще в дореволюционной России правило артели - круговая порука. То есть за действия каждого в отдельности участника артели отвечают солидарно остальные участники, и наоборот. Это поручительство создавало персональную и коллективную ответственность.

4. Современная артель

Артель – объединение специалистов и профессионалов, талантов и навыков, связей и возможностей под одной целью.

Для запуска проекта, любого технологического стартапа сейчас катастрофически не хватает команд. Деньги привлечь на проект не сложно – сложно найти команду, которая эти деньги не потеряет, и достигнет цели. Можно сказать, что не нужно искать деньги – если у вас есть хороший проект и сбитая команда, деньги вас найдут сами.

Команда по идее должна состоять из людей с уникальными навыками и компетенциями – человек-продукт, человек-маркетинг, человек-финансы, человек-управление, человек-связи или их возможный симбиоз в одном человеке при условии объединения таких людей проектом, лидером или чем-то еще …

В мире сотни тысяч проектов запускаются ежегодно, тысячи из них получают финансирование и начинают развиваться, но только сотни выживают в первые 1-2 года и начинают приносить прибыль. И всегда за этим успехом стоит удачная команда основателей.

Часто для запуска проекта, стартапа достаточно 3х человек с ключевыми навыками (в математике есть такая последовательность – 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13 и т.п. называется ряд Фибоначчи. Каждое следующее число – сумма двух предыдущих. Эту последовательность можно встретить в музыке, дизайне, биологии. Фибоначчи применил этот ряд для описания размножение кроликов. Так происходит рост команды стартапа). Но три человека недостаточно для создания артели де-юре (законодательство меняется и возможно в Законе о кооперации что-то скоро изменится) - они могут быть товарищами и организоваться в договорной форме взаимодействия до определенного этапа (договор простого товарищества, например). А вот 5 человек уже могут использовать все преимущества такой формы организации, как артель.

Именно такие форматы кооперации, которые способствуют быстрому запуску стартапов, гибки в настройке интересов и ответственности, могут трансформироваться из моно в полицентричные структуры, горизонтально

масштабируемые и способные встраиваться, интегрироваться, делиться и реорганизовываться при необходимости быстро – такие формы самоорганизации или управленческой структуры в быстро меняющемся мире будут востребованы.

Главные принципы отбора кандидатов в проектные команды: психологическая совместимость, доверие, надежность, профессиональные навыки, способность разделить ответственность, эмпатия, способность к сопереживанию и взаимопомощи, способность учиться у старших и учить младших.

III. Заключение

1. Принятие ценного опыта самоорганизации русского народа для новых справедливых возможностей развития российской экономики.

Зачем?

Мир стремительно меняется – нас он ждать не будет. Мы сами можем предлагать стране/миру/обществу формы будущего. На каких принципах мы будем строить эти формы – в таком мире мы и будем жить.

Если где-то заложены принципы справедливости, взаимности, поддержки, возможностей и развития, то это про современную артель. Ну или мне так хочется думать. Это, конечно, субъективно.

Можно рассмотреть хотя бы один аспект: возможность вложить себя в хороший проект, дать ему импульс развития, при этом закрепив за собой право собственности. Найм не отвечает этой задаче. Найм хорош для обучения, получения опыта, получения навыков. А как самоорганизовываться людям компетентным, профессионалам или обладателям какого-то ценного стартового ресурса (материального или интеллектуального)?

Часто старт бизнеса связан с неопределенностью по вопросам собственности, ответственности, вознаграждения, долей участия, оплаты текущих затрат, оплаты труда и тд. А форма организации должна дать возможность человеку с компетенциями стать и участником, и драйвером,

и совладельцем. Не обязательно сразу, но как опция, доступная в любой момент и заложенная в концепт, открытая и понятная изначально и членам команды проекта, и присоединяющимся в процессе деятельности.

Артель в РФ де-юре– это кооператив. Конечно, инициативной команде, можно объединяться и в привычные формы собственности – юрлица ООО,

ИП, АО и тд. Но Артель - это больше концепция участия, схема взаимодействия, правила, нежели только юридическая форма собственности.

Важно отметить, что идет активная работа по изменению законодательства в кооперативном законе – идет поиск большей гибкости.

Артель - это принцип добровольной самоорганизации бизнеса, при этом лидер, собравший и объединивший, не является мажоритарным владельцем. Главный принцип артели, наверное, может звучать как лозунг новаторов и коммунистов 20 века – от каждого по способности, каждому по потребности. Но я бы заменила «потребности» на ключевое - «возможности», так как в артели участники являются обладателями частной собственности, доли в проекте, пропорционально вложенным усилиям, компетенциям, ресурсам. А, значит, влияют на развитие.

И на старте это может быть 3-5 человек, а с развитием собственниками могут стать 100 и более человек, вкладывающих свои ресурсы в дело. И коммунистический взгляд на кооперацию мне видится несколько близоруким, так как они видят в ней переходную форму к чему-то утопически недостижимому. Но артель, как устойчивая и близкая семейным, дружеским принципам, кооперация, вполне самодостаточна, и в то же время гибка для адаптации к постоянно меняющемуся миру.

Артель в продвинутой форме, это еще и такой блокчейн в сфере организации труда – распределенный реестр прав, собственности, обязательств, ответственности, ведь долгое время в России идут дискуссии о том, как преодолеть отчуждённость работников от участия в управлении производством. Кооператив, по форме, отражает юридический смысл артели. И можно пробовать заменить значение слова артель привычным кооперативом – это не плохо, и часто будет применимо. Но главным отличием можно считать исторически сложившееся еще в дореволюционной России правило артели - круговая порука. То есть за действия каждого в отдельности участника артели отвечают солидарно остальные участники, и наоборот. Можно спорить о плюсах и минусах - но так это работало в России. Это скрепляло рабочие коллективы лучше, чем KPI (Key Performance Indicators) – ключевые показатели эффективности) сегодня.

При этом артель не исключает и наемный труд, но в этом случае в найм самой артелью могут браться люди, не разделяющие артельный принцип или не обладающими незаменимыми компетенциями.

А если твои навыки очень важны для дела – ты можешь войти в артель на правах потенциального участника и закреплять свои права и обязанности уже помимо договора найма и какими-то, ключевыми показателями, опционами и результатами, важными для артели.

На современном этапе развития производственных отношений в России, потребительский кооператив или Артель можно рассматривать как системное средство для оздоровления бизнеса, защиты предпринимательской деятельности от недобросовестного вмешательства третьих лиц и государственных органов.

Почему именно артель? Этот вопрос должен дать импульс подумать, разбудить воображение, нащупать что-то новое, пока неочевидное, но уже нашептывающее новые формы нашей будущей жизни.

Раскручивая небольшую модель артели по спирали, можно построить достаточно мощную структуру с устойчивой экономикой, положительной идеологией, гармоничным социумом.

Как работает Артель и что нужно делать?

Пока, не обязательно изобретать велосипед– многие принципы артели уже заложены в нашей жизни и законах РФ, но ещё не собраны в готовый

конструктор. Конечно, нужно многое адаптировать под артельную форму самоорганизации - и юридическую, и законодательную базы.

Но даже просто поднять все вопросы и вызовы - это большая тема для отдельной работы. А уж взяться воплощать их – это серьезный вызов для профессионалов из множества отраслей и политическая воля. Есть уже известные мне примеры, но я не могу судить об их успехах и как-то оценивать. Точно могу сказать, что это актуально и уже востребовано, потому что для многих людей естественно искать новые справедливые возможности для самореализации.

Таким образом, стране нужны конкретные меры, чтобы в субъектах Российской Федерации появлялись новые предприятия и заводы, создавались качественные, высокооплачиваемые рабочие места, а российская промышленность вышла на устойчивые, высокие темпы роста. И, в свою очередь, артели должны занимать сопутствующие позиции в российской экономике. Развитие этих отношений давно назрело и требует обратной связи с государством.

2. Заключение

Итак, артели известны с древности и являются носителем ценного опыта самоорганизации русского народа. Этот опыт следует изучить и учесть при возрождении современной Артели.

Современная Артель – объединение специалистов и профессионалов, талантов и навыков, связей и возможностей под одной целью.

Новая Артель – это кооперация ресурсов физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, основанная на новых принципах управления и организации труда, обладающая инновационным потенциалом, которая позволяет:

• получить конкурентные преимущества на рынках за счет снижения цены для конечного потребителя;

• наладить собственную сбытовую сеть между пайщиками - членами артели;

• осуществлять внешнеторговую деятельность, участвовать международном кооперативном движении;

• существенно сократить затраты на производство и налоговые отчисления;

• сократить вмешательство государственных структур в хозяйственную деятельность членов кооператива,

• исключить из производственного процесса и сбыта продукции нежелательных посредников и финансовых спекулянтов;

• снизить риски предпринимательской деятельности, защитить имущество пайщиков.

Артель- актуальна и уже востребована, потому что для многих людей естественно искать новые справедливые возможности для самореализации.

Библиографический список:

Материалов по данной теме практически нет в литературе и Интернет-ресурсах, поэтому был интересный опыт общения с людьми, которые запустили стартапы с участием таких систем управления, как Артели ( консультант: Бережной Андрей Эдуардович- магистр проектов, преподаватель СПб ЛТА им.Кирова).

1. Интернет- источник: Коллектив авторов: д.ф.н. В. В. Аверьянов (руководитель), к.и.н. В. Ю. Венедиктов, к.и.н. А. В. Козлов «Артель и артельный человек» , Москва Институт русской цивилизации, 2014. https://soorganizator.ru/t/178/

2. Интернет- источник: ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ в свете реализации национальных проектов и стратегического развития России в период до 2024 года. Бизнес Стандарт, ООО г. Ижевск, 2020

https://newstartups.ru/2018/05/24/minimalnaya-komanda-startapa-mvt-i-chisla-fibonachchi/

3. Интернет- источник: https://soorganizator.ru/t/224/#post-946

4. Интернет- источник: https://strategy24.ru/rf/news/raspredelennaya-kooperativnaya-ekonomika-russkiy-aspekt-2

5. Интернет-источник: https://vc.ru/u/739868-andrey-nikolaev/238948-smart-kontrakty-prosto-o-slozhnom

6. Интернет- источник: http://бизнес-стандарт.рф/upload/iblock/e52/e5215f90d46d6c01326302560e775566.pdf

7. Интернет- источник6 https://vc.ru/legal/115182-potrebitelskaya-kooperaciya-samaya-vygodnaya-forma-vzaimootnosheniya-biznesa-i-naseleniya

8. Интернет- источник: https://www.youtube.com/c/СреДАКооперации/videos

Просмотров работы: 20