Применение индивидуального подхода в обучении младших школьников, основанного на учете темперамента

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Применение индивидуального подхода в обучении младших школьников, основанного на учете темперамента

Бабарыкина А.С. 1
1МБНОУ Гимназия 44
Овечкина И.В. 1
1МБНОУ Гимназия 44
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Проблема индивидуализации обучения - одна из центральных психолого-педагогических проблем, которая заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в отсутствии конкретных способов ее осуществления. Суть индивидуального подхода заключается в том, что сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личную траекторию своего развития. Уровень профессиональности учителя во многом определяется тем, как он в учебном процессе умеет учитывать индивидуальные особенности каждого занимающегося. Ведь каждый ребенок отличается от другого своими интересами, склонностями, способностями, характером и темпераментом, который относится к числу важнейших индивидуальных психофизиологических особенностей личности.

Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, которая ярко проявляется в стиле его деятельности. Если обучающиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, то значит, сам учебный процесс и усвоение материала данными детьми так же будет отличаться. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, учителю необходимо учитывать особенности темпераментов детей в учебном процессе. Зная особенности темперамента и их проявление, учитель сможет помочь ребенку в полной мере освоить материал.

Целью данного исследования является изучение возможностей индивидуального подхода к построению учебно-тренировочного процесса, основанного на учете индивидуальных психофизиологических особенностях занимающихся.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные источники по проблеме исследования.

  2. Определить сущность индивидуального подхода к построению учебного процесса.

  3. Изучить индивидуальные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.

  4. Проанализировать результаты использования индивидуального подхода к построению учебного процесса, основанного на учете индивидуальных психофизиологических особенностях детей.

Объектом данного исследования является учебный процесс.

Предметом данного исследования является индивидуальный подход к построению учебного процесса, основанный на учете индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся.

Гипотеза: индивидуальный подход к построению учебного процесса основан на знании и умелом использовании индивидуальных психофизиологических особенностей обучающихся.

Глава 1. Обзор литературных источников по рассматриваемой проблеме

    1. Происхождение типов темперамента

Темперамент – это природная особенность каждого человека, определяющая его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации (как быстро возникает эмоция, какую силу и знак она имеет). Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека.

Уже давно было замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением: по-разному выражают свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды, находятся в разных отношениях с окружающим миром. Вопрос о том, каковы основания этих различий, которые трудно объяснить только различиями внешней среды, издавна интересовал ученых. Так возникла “наука о темпераментах”, в которой хотя она и является одним из старейших разделов психологии, до сих пор нет ни однозначных положений, ни общепринятых решений ее проблем.

Идеи и учение о темпераментах возникли еще в древности и в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики:

1. Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»

2. Сангвиник:преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и подвижным.

3. Меланхолик:преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере

4. Флегматик: преобладание лимфы, которая делает человека спокойным и медлительным

Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимости от телесных качеств.

Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (II век), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. Он рассматривает темперамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. У Канта – это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека предпринял русский ученый-физиолог И.П. Павлов, открывший свойства высшей нервной деятельности. В лабораториях Павлова на собаках изучали условные рефлексы. Было обнаружено, что у разных животных условные рефлексы образуются по-разному: у одних они образуются быстро и долго сохраняются, у других медленно и угасают быстро; одни животные могут переносить большие нагрузки при сильных раздражителях, а другие при тех же условиях впадают в тормозное состояние. Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получатся так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Выделенные типы ВНД по своим основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам нервной системы с типологией Гиппократа – Галена. На основе полученных результатов исследований Павлов показал, что в основе каждого из четырех темпераментов лежит то или иное соотношение основных свойств, которое было названо типом высшей нервной деятельности. В отличие от предшественников, он взял для исследования не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр Кречмер, не строение сосудов (П.Ф. Лесгафт), а организм как целое и выделил в нем мозг.

И.П. Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности:

- сильный, уравновешенный, но живой тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения, а также живостью нервных процессов (соответствует сангвиническому темпераменту)

- сильный, уравновешенный, но инертный тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения на фоне низкой живости нервных процессов (соответствует флегматическому темпераменту)

- сильный неуравновешенный тип высшей нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением (соответствует холерическому темпераменту)

- слабый тип высшей нервной деятельности характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов (соответствует меланхолическому темпераменту).

Сангвинический темперамент характеризуют довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

Каждый из типов темперамента обладает определенными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психологическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль. В чистом и полном виде описанные типы темперамента встречаются редко. И это хорошо, так как человеку для жизни важно сочетание черт различных темпераментов. В разных жизненных ситуациях ему необходим энтузиазм и бодрость сангвиника, настойчивость холерика, суховатая сдержанность и осторожность меланхолика, хладнокровие и спокойствие флегматика.

Темперамент есть не что иное, как индивидуально своеобразная, природнообусловленная совокупность динамических проявлений психики.

    1. Влияние типа темперамента на учебную деятельность

В истории учения о темпераменте его свойства с самого начала связывались с представлениями о типах темпераментов, о психологических свойствах, которые сильно выражены у одних людей, но не встречаются или слабо выражены у других.

Одной из характеристик личности ребенка, определяющих успешность его учебной деятельности является темперамент - совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом.

Если младший школьник не достигает успешности в ходе обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведет к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребенка.

Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки. Поэтому возникает первоочередная необходимость учета свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обучения, в ходе оценки школьной успеваемости ребенка.

Медлительные дети обладают типом темперамента флегматика и меланхолика, а торопливые - холерика и сангвиника. Так как продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента, то подвижность сангвиников может дать больший результат, если работа требует смены объектов общения, смены рода занятий, частого перехода от одного темпа работы к другому. Малоподвижные флегматики предпочитают однообразные способы действия, четко соблюдают порядок.

Меланхолики готовы к выполнению простых действий, мало устают и раздражаются от их повторений. Сангвиники и холерики проявляют меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда деятельность протекает по строгим правилам. Сангвиник легко переключается с выполнения одного вида деятельности на другой, а флегматик - медленно. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить и сдерживать себя. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью.

В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявлять себя как с положительной стороны, так и с отрицательной. Если энергия холерика направлена на цель, то это может дать положительный результат, но недостаточная уравновешенность, несдержанность, склонность к взрывам могут оказать отрицательное влияние на результат деятельности. Иногда учителя склонны задавать темп, отвечающий их собственному темпераменту. Если у учителя сангвинический тип, то его темп работы оказывается непосильным некоторым ученикам (меланхолику, флегматику). Успехи в учебной деятельности зависят не только от типа темперамента, но данный факт может привести к трудностям при достижении поставленной цели.

Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.  Не обусловливая, с одной стороны, уровень конечного результата обучения, психологические особенности темперамента, с другой стороны, в определенной степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы. Тем не менее, в психологических исследованиях найдено определенное влияние природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих учеников. Изменение школьного расписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных процессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на уроках. То, что школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегматикам, труднее приходится в школе, замечено давно.  Отмечая необходимость учета особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего, следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов.

Успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как требованиям учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности   индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные типологические особенности. Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нервной системой может компенсироваться усилением самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость — частыми перерывами в работе и т.д.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее.

    1. Особенности темперамента и умственные способности

Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект. Но какую же роль все-таки здесь играют умственные способности субъекта? Их важная роль состоит в выработке таких путей и способов работы, которые бы компенсировали недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего, речь идет о формировании индивидуального стиля, который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффективнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов. Наблюдая за учащимися, можно выделить среди них наиболее характерных представителей того или иного свойства. Так, сразу бросается в глаза ребенок со слабой нервной системой — чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Он отличается повышенной впечатлительностью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление — все это может для такого ребенка стать сверхсильным раздражителем. В таких случаях ребенок может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб. Из-за своей повышенной чувствительности «слабые» дети отличаются особой уязвимостью. Часто они болезненно реагируют на окружающее, относя все происходящее на свой счет. Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых.

Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой. Чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Заметно, что он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, его практически нельзя увидеть уставшим, вялым, расслабленным. Он способен в течение длительного времени сосредоточенно заниматься уроками или какой-либо интересной для себя деятельностью. Включаясь в работу, почти не испытывает трудностей. Ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой, новой деятельности. Чаще всего обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Поглощенный своими занятиями ученик с сильной нервной системой может спокойно отрешиться от посторонних моментов. Ему не мешают шум, разговоры, присутствие людей. Он способен готовить уроки на перемене, в транспорте — везде. Его отличают большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же промежуток времени больше, чем другие учащиеся, за счет своей выносливости, отсутствия остановок и перебоев в работе.

    1. Учет особенностей темперамента обучающихся в процессе учебной деятельности

В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться посредством тренировок у учащихся-холериков формировать поведение, компенсирующее недостаточность тормозного процесса. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими учащимися, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это усилит его возбуждение. Воспитанию темперамента способствует воспитание эмоций и чувств.

Холерики вспыльчивы, несдержанны, обидчивы, могут сказать воспитателю дерзость, проявить непослушание. Надо помочь таким детям в обретении сдержанности, самообладания и без нужды не задевать их самолюбия. Школьник с холерическим темпераментом способен продуктивно трудиться более длительное время, но зато для восстановления его трудоспособности необходим более длительный отдых. Холерику нужны редкие длительные перерывы в работе. Для оптимизации обучения полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой проступок его должен быть требовательно и справедливо осужден. По отношению к нему отрицательную оценку допустимо применять в очень энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы.

Ученик меланхолического темперамента при напряженной работе быстро утомляется, потому что нервные клетки его мозга расходуют и без того малый запас реактивного вещества и переходят в тормозное состояние. Для меланхоликов – обладателей слабой нервной системы – полезны частые перерывы в работе для восстановления реактивного вещества нервных клеток и поддержания их работоспособности. Меланхолики впечатлительны и легкоранимы, застенчивы, склонны к замкнутости, неуверенности и страху. Резкий тон травмирует ребенка, усиливает процесс торможения, который и без того преобладает у меланхолика. В ответ на повышенный тон в обращении с ним меланхолик умолкает, теряется, иногда плачет. Надо помочь таким детям преодолевать робость, неуверенность и другие астенические чувства и эмоции; чаще ободрять, поддерживать их авторитет в коллективе и вместе с тем приучать к работе. При доброжелательном отношении учителя и класса, под влиянием систематической тренировки в преодолении недостатков темперамента дети-меланхолики приобретают жизненно ценные нравственные и волевые черты характера. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. К нему нужно проявлять особое внимание, вовремя похвалить за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным. На учащихся меланхолического типа темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся еще больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищенным в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся-флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают. У флегматиков следует развивать недостающие им качества – большую подвижность, активность, важно не допускать у него потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать быстро с одной задачи на другую. Флегматики обладают пониженной эмоциональной возбудимостью, медлительностью, на уроках спокойны, дисциплину нарушают редко. Вывести их из эмоционального равновесия могут только очень сильные воздействия. Если флегматика тренировать в быстром темпе выполнения работы, он радуется своим успехам, теснее сближается с классным коллективом. При ответе на экзамене флегматик реагирует на вопрос замедленно, и может возникнуть впечатление, что он не знает материала, и чтобы не вывести его из равновесия, нужно особое терпение.

У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности, интересные задачи, которые требовали бы от него сосредоточенности и напряжения; необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Сангвиники в эмоциональном отношении менее уязвимы, чем меланхолики. Выражение "с него как с гуся вода" более всего применимо к сангвинику. Строгое замечание, повышенный тон учителя часто оказывают на него дисциплинирующее влияние. Строгость, требовательность и постоянный контроль учителя за работой и поведением детей-сангвиников дают нужный эффект в их воспитании.

Глава 2. Организация, методы и результаты использования

2.1. Организация исследования

В исследовании принимали участие классные руководители третьих классов и ученики, в количестве 112 человек, которое проходило в 2023-2024 учебном году на базе МБ НОУ «Гимназия №44».

2.2. Методы и методики исследования

  • Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования

  • Наблюдение (для определения темперамента) и заполнение таблицы по методике Б.С. Волкова и Н.В. Волковой

  • Анкетирование (удовлетворенность обучением)

  • Анализ результатов и их применение в практической работе

2.3. Результаты исследования

Определяя тип темперамента, выявили, что большинство учеников можно отнести к сангвиникам и флегматикам. Заметим, что холериков и меланхоликов намного меньше, но они тоже есть. Поэтому ученики были условно разделены на 4 группы для того, чтобы учителя могли дифференцированно осуществлять учебный процесс.

Таблица 1. Распределение учеников по типам темперамента (%)

Темпер.

Класс

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

4

47

41

8

7

55

31

7

3

70

20

7

4

53

39

4

Из таблицы видно, процентное соотношение флегматиков по классам. Ученикам данного типа темперамента, задания необходимо пояснить несколько раз, и дополнительно дать пробное задание, для отработки навыка. Такие ученики проявляют лучшую работоспособность при выполнении медленных, повторяющихся заданий. В деятельности, требующей быстроты и частой смены заданий, утомляются сравнительно быстро, трудно переключаются с одного вида деятельности на другой.

Сформированные навыки и привычки у них отличаются большой прочностью и устойчивы к внешним раздражителям. Дети данного типа отдают предпочтение небыстрым, спокойным, однообразным заданиям, склонны к длительной и тщательной отработке, кропотливой работе по развитию какого-либо навыка. По общему объему выполненной нагрузки на занятии характеризуются как работоспособные.

Сангвинический тип темперамента наблюдается у подавляющего количества учеников. Такому типу необходимо рассказать суть, дать задание и ребенок уже готов его выполнять. Необходим контроль за правильностью выполнения задания. Ученик проявляет лучшую работоспособность при выполнении быстрых динамических заданий, а также при частой смене заданий или изменении условий деятельности. Качество выполнения заданий к концу занятия не снижается.

Они быстро думают, ориентируются в ситуации и способны на проявление быстрой реакции. Ученики легко переходят от выполнения одного задания к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной деятельности. При изучении нового они быстро схватывают основу, могут довольно легко выполнить задание с первой попытки, но с ошибками; не любят кропотливой длительной работы по совершенствованию и отработке навыка. Дети этого типа достаточно работоспособны, уверены в себе. Их результаты стабильны и, как правило, в контрольных работах и на олимпиадах бывают выше, чем на уроке.

Холериков в каждом классе не более двух человек.

Такие дети характеризуются высокой психической активностью, энергичностью действий, бурными эмоциями, быстрым темпом выполнения заданий и недостаточной стабильностью результатов. Они неохотно выполняют длительную работу, но способны многократно повторять трудное задание, если оно вызвало интерес. При работе с такими детьми рекомендуется до выполнения основного задания немного «утомить» их, дав дополнительные задания для того, чтобы неуравновешенность нервной системы пошла на убыль, тем самым дав возможность выполнить основное задание. В результатах нестабильны.

Детям, с меланхолическим типом темперамента свойственна высокая чувствительность, эмоциональность, тревожность, хорошие творческие способности. Мотивировать их на деятельность может похвала. Очень любят помогать другим. Своя познавательная деятельность проходит через креатив. Такие ученики могут на уроке сделать меньше по объему, но это будет выполнено вдумчиво, возможно с несколькими вариантами решения или предложениями по решению. Работают они самостоятельно, в команде работать не могут. Выполняют задания на выбор и отвечает с места, а не у доски.

Также удовлетворенность обучением во всей выборке составляет 48%.

Также, всем учителям даны были рекомендации по условному делению детей в зависимости от типа темперамента, усвоении ими знаний, «сильных» и «слабых» сторонах в обучении. Учителя в течении учебного года соблюдали данные рекомендации. Также в течение года дважды было проведено анкетирование по удовлетворенности обучением. Если в начале работы довольных было 48%, то в конце – 74%, причем учащиеся отметили, что стало «проще» даваться обучение и в школе.

Таблица 5. Анализ успеваемости обучающихся (октябрь 2023-апрель 2024 гг)

Наимен.

Рус. яз.

2023 г

Рус. яз.

2024 г

Матем.

2023 г

Матем.

2024 г

Англ.

2023 г

Англ.

2024 г

Качеств. успеваем. (%)

33,3

62,5

47,5

82,3

29,0

56,2

Исследуя анализ качественной успеваемости по основным предметам, мы видим, что в начале 3 класса она была на достаточно низком уровне и составляла по русскому и английскому языках около 30%, по математике показатель был лучше и составлял 47%. В конце 3 класса качественная успеваемость по русскому и английскому языку почти в 2 раза, и по математике вместо 47,5% составила более 80%. Предположим, что такой прогресс в качественной успеваемости возможен благодаря тому, что учителя изменили только подход к процессу обучения и стали учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Заключение

Темперамент – это природная особенность каждого человека, определяющая его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации. В полном и чистом виде описанные типы темперамента встречаются редко. И это хорошо, так как человеку для жизни важно сочетание черт различных темпераментов. В разных жизненных ситуациях ему необходим энтузиазм и бодрость сангвиника, настойчивость холерика, суховатая сдержанность и осторожность меланхолика, хладнокровие и спокойствие флегматика. Школа, с ее жизнью и обучением, — самая благоприятная среда для образования смешанных темпераментов. Она содержит благоприятные влияния для смягчения резких, угловатых и нежелательных проявлений того или другого темперамента. Ведь она сама представляет общество людей, собранных для общей для всех цели, по необходимости подчиненных одним и тем же порядкам, тоже общим для всех. Ребенок в школе постепенно начинает осознавать, что нельзя всякому делать все, что нравится, и всегда поступать так, как хочется. Он замечает, что некоторые его качества неудобны для жизни в среде других людей. Постепенно у детей формируются качества, удобные и для себя самого и для товарищей, резкие черты темперамента стушевываются. И это происходит без насилия, а само собой. Школа учит очень важной науке — жить с людьми, подчинять свои интересы общим. Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам и развивали сильные стороны темперамента.

Список литературы

1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие, - Пятигорск, 1990 г.

2. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. - 1981.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М. 1986г.

4. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. «МОДЭК» 1998 г.

5. Дубровина И.В.  Практическая психология образования. Москва 1998

6. Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями //Психологический журнал. –1994. -№2.

 7. Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития //Психологический журнал. –1995. -№5.

8. Ересь Е.П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.-123 с.

 9. Ковальчук Е.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. –М., 1980.

10. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. «Питер Пресс» 2009 г.

11. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г.

12. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. Педагогика, 1986.

13. Небылицын В.Д. Психология индивидуальных различий. МГУ: 1982 г.

14. Немов Р.С. Общие основы психологии т.1 Москва Просвещение Владос 1995

15. Психология. Учебное пособие. «ИНКОС» 2005 г.

16. Рогов Е.И. Психология человека. «Владос» 2001 г.

17. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека// Вопросы психологии.

Просмотров работы: 36