Искусственный интеллект и право: сфера здравоохранения Российской Федерации

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Искусственный интеллект и право: сфера здравоохранения Российской Федерации

Яремчук М.А. 1
1МАОУ "Гимназия № 1 г.Рузы"
Смирнова С.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире искусственный интеллект - прорывная технология. Он приводит к изменению привычную жизнь людей во всех направлениях.

Указом Президента Российской Федерации от 10.10.2019 №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.Президент Российской Федерации Путин В.В. призвал сделать Россию мировым лидером по масштабу применения искусственного интеллекта во всех сферах.

Искусственный интеллект в сфере здравоохранения внедрён в настоящее время. В будущем будет развиваться, применяться на благо человечества. В тоже время существует правовая проблема в применении искусственного интеллекта в Российской Федерации. На текущий момент отсутствует полная нормативная правовая база по его применению, по последствиям от его применения и регулирования авторских прав.

Вопрос по изучению искусственного интеллекта и права в сфере здравоохранения в Российской Федерации актуальный на сегодняшний день и носит приоритетный характер. Актуальное значение имеет правовое регулирование искусственного интеллекта в сфере здравоохранения. Искусственный интеллект может проводить диагностику заболеваний человека и разрабатывать индивидуальное лечение для него, проводит хирургические операции, также осуществляет мониторинг состояния здоровья пациентов, помогает оптимизировать административные процессы в медицинских учреждениях. Внедрение искусственного интеллекта в телемедицине помогает системе здравоохранения Российской Федерации эффективнее работать с потоком пациентов. Граждане Российской Федерации получают высокотехнологичную медицинскую помощь, так как здоровье человека - основа его благополучной жизни. Работа по направлению развития и внедрения искусственного интеллекта продолжается в Российской Федерации и требует правового регулирования.

Выбранная тема исследовательской работы мне очень интересна. К данной теме привлекла моё внимание заслуженный врач Российской Федерации. С врачом общается моя семья. Знания врача огромные и бесценные, в том числе и в сфере применения искусственного интеллекта.

Объект исследования - искусственный интеллект в сфере здравоохранения.

Предмет исследования - законодательная база в сфере здравоохранения при применении искусственного интеллекта, в том числе в части ответственности: ответственность разработчика, ответственность врача, ответственность работодателя врача.

Цель работы - изучить применение искусственного интеллекта в сфере здравоохранения в Российской Федерации.

Задачи:

- изучить применение искусственного интеллекта в сфере здравоохранения в Российской Федерации;

- определить правовые нормы его использования в сфере здравоохранения

- проанализировать существующие нормативные правовые акты в области регулирования искусственного интеллекта в сфере здравоохранения в Российской Федерации;

- на основании проведённого юридического исследования предоставить предложения по актуализации правовой базы для развития индустрии искусственного интеллекта в Российской Федерации;

- предоставить предложение по развитию сферы здравоохранения с искусственным интеллектом с учётом правовых норм в Российской Федерации.

Метод исследования и работы над проектом:

- теоретический - рассмотреть, проанализировать нормативные правовые акты, касающиеся развития и внедрения искусственного интеллекта в сферу здравоохранения Российской Федерации, принимая во внимание, что многочисленные исследования в данной сфере недостаточны.

Эмпирический - предоставить предложения по актуализации правовой базы и смоделировать предложение по развитию здравоохранения на основании полученных результатов в контурах будущего.

Результаты исследования, полученные в рамках исследования, могут использоваться в практике правового регулирования в рассматриваемой сфере в Российской Федерации.

I РАЗДЕЛ. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ПРАВО: СФЕРА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВА 1 ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: СФЕРА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    1. Понятие искусственного интеллекта и история его развития

Последние десятилетия прослеживается массовое внедрение технологий искусственного интеллекта в нашу повседневную жизнь. Технологии, которые сейчас известны в обществе под названием «искусственный интеллект», прошли исторический путь от первых попыток рассуждений о них Сократа, Демокрита, Платона до современных новейших технологий. Однако родоначальником понятия искусственный интеллект считают Марвина Мински и Джона Маккартни. Беря своё начало в трудах философов Античной эпохи, пройдя через попытки построения первых «Машин», различные эксперименты и сложности, которые возникли на этом долгом пути, технологии искусственного интеллекта становятся участниками жизни современного общества. Этот путь становления до сих пор не окончен. Технологии видоизменяются, приобретают новые способы и методы своей реализации, меняется отношение людей к ним. Человечеству ещё предстоит стать свидетелем большого количества открытий в сфере технологий искусственного интеллекта.

Еще в начале 80-х гг. ХХ в. ученые в области теории вычислений Аврон Барр и Эдвард Файгенбаум предложили определение искусственного интеллекта как области информатики, занимающейся разработкой интеллектуальных компьютерных систем, то есть систем, обладающих возможностями, традиционно связываемыми с человеческим разумом: пониманием языка, обучением, способностью рассуждать, решать проблемы [11]

«Искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений)…» [5]

Президент Российской Федерации Путин В.В. на международной конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» в Москве, проходившей с 11.12.2024 по 13.12.2024 на площадке ПАО Сбербанк, заявил: «Очевидно, что наличие собственных разработок нового поколения искусственного интеллекта - одно из ключевых условий научного, технологического, и что важно, мировоззренческого суверенитета нашей страны.» [37]

В Российской Федерации развитие и внедрение искусственного интеллекта является приоритетной задачей. В 2024 году Российская Федерация вошла в десятку мировых лидеров по внедрению искусственного интеллекта. К 2030 году ожидается, что 95% российских организаций будут использовать искусственный интеллект в своей деятельности.

    1. Применение искусственного интеллекта в сфере здравоохранения.

Искусственный интеллект в медицине играет значимую роль, обеспечивая новые технологии, определяя тенденции, открывая огромные перспективы. Стремительное развитие информационных технологий в здравоохранении, рост объёмов данных и усложнение методов диагностики лечения привели к тому, что искусственный интеллект начал всё чаще применяться в сфере здравоохранения. Системы искусственного интеллекта, применяемые в здравоохранении России, в основном - это автоматически обучаемые системы (системы машинного обучения). Ещё в конце 2022 года Министерство здравоохранения Российской Федерации запустило платформу искусственного интеллекта для врачей и разработчиков систем на основе искусственного интеллекта.

Основная задача платформы - создание цифровой среды для взаимодействия между разработчиками решений на основе искусственного интеллекта и медицинским сообществом. Для создания решений с использованием искусственного интеллекта критически важно наличие подтвержденных медицинским сообществом клинических задач для искусственного интеллекта и доступных для обучения обезличенных структурированных наборов данных (датасетов), отобранных и размеченных ведущими медицинскими экспертами. Платформа призвана помочь медицинскому сообществу формулировать актуальные клинические задачи, организовывать сбор и разметку медицинских данных, публиковать задачи и созданные под них датасеты. Описания задач и датасетов доступны публично, доступ к датасетам, размещенным на платформе, сможет получить любая российская аккредитованная Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации компания, работающая в сфере информационных технологий. Инструменты для разметки доступны участникам платформы.

Первые структурированные наборы данных (датасеты), были созданы и размещены на платформе Национальными медицинскими исследовательскими центрами Министерства здравоохранения Российской Федерации (НМИЦ) – НМИЦ колопроктологии им. А. Н. Рыжих Минздрава России, НМИЦ им. В. А. Алмазова Минздрава России и НМИЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева Минздрава России.

По данным Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве Российской Федерации около 37% организаций в сфере здравоохранения внедряют искусственный интеллект. Ещё порядка 43% планируют это сделать в ближайшее время. [31]

Области применения технологий на основе искусственного интеллекта быстро расширяются. Умные технологии приходят на помощь врачам и пациентам.

Отправной точкой массового внедрения технологий ИИ в российское здравоохранение стало утверждение в 2019 году Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года.

Искусственный интеллект становится неотъемлемой частью современной медицины. Первоочередная задача искусственного интеллекта - повышение качества медицинской помощи.

Практически все основные технологии искусственного интеллекта сегодня находят применение в реальной практике организаций здравоохранения, повышая качество медицинских услуг и тем самым увеличивая продолжительность и качество жизни граждан. Интеллектуальные технологии помогают прогнозировать возникновение и развитие заболеваний, выявлять их на раннем этапе, что увеличивает шанс на успешное лечение.

Искусственный интеллект представляет собой программы, способные решать задачи, аналогичные тем, что выполняет человеческий мозг.

Искусственный интеллект используется в медицине для диагностики различных заболеваний, для прогнозирования и профилактики заболеваний. Он позволяет разрабатывать персонализированные планы лечения для каждого пациента, также используется для улучшения административных и операционных процессов в медицинских учреждениях. Искусственный интеллект используется для улучшения взаимодействия между различными медицинскими учреждениями и специалистами.

В настоящее время существуют следующие продукты в сфере здравоохранения с использование искусственного интеллекта:

- участие в операциях;

- анализ радиологических изображений;

- анализ и ведение электронных медицинских карт;

- сервисы искусственного интеллекта для пациентов и управления личным здоровьем;

- решения искусственного интеллекта для лабораторной диагностики;

- решения искусственного интеллекта для стоматологии;

- решения искусственного интеллекта для офтальмологии;

- решения искусственного интеллекта для эндоскопии;

- другие решения искусственного интеллекта для диагностики;

- дистанционный мониторинг и лечение.

Искусственный интеллект помогает учащимся медицинских институтов в прохождении практики.

В России начали внедрять искусственный интеллект как обязательную опцию в медицинском сопровождении пациентов в 2023 году. В настоящий момент кардинально меняется технологический уклад в медицине.

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

2.1. Нормативные правовые акты по искусственному интеллекту

в Российской Федерации

Анализ развития законодательства об искусственном интеллекте формирует основу для его юридического исследования. Правовое регулирование искусственного интеллекта является одной из актуальных тем в Российской Федерации. В России единого закона об искусственном интеллекте принимать не планируют. В нашей стране выбрали регулирование по отраслям с учётом их особенностей.

Ключевыми правовыми актами в сфере искусственного интеллекта в настоящее время являются:

- Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 15.02.2024 №124) (Указом утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года);

- Федеральный закон от 24.04.2020 №123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» (с изменениями)»;

- Федеральный закон от 31.07.2020 №258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Кроме того, утверждён Национальный стандарт Российской Федерации «Искусственный интеллект. Концепции и терминология искусственного интеллекта»ГОСТ Р 71476-2024 (ИСО/МЭК 22989 2022).

Разработан Кодекс этики применения искусственного интеллекта в сфере охраны здоровья. Версия 2.1 (утв. Межведомственной рабочей группой при Минздраве России по вопросам создания, развития и внедрения в клиническую практику медицинских изделий и сервисов с использованием технологий искусственного интеллекта, протокол от 14.02.2025 N90/18-0/117).

Утверждён "ПНСТ 961-2024. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Системы искусственного интеллекта в здравоохранении. Этические аспекты" (утверждён и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.10.2024 N 68-пнст).

2.2. Правовые проблемы, связанные с внедрением искусственного интеллекта в Российской Федерации и в сфере здравоохранения

Искусственный интеллект является среди юристов распространённой темой. При всех своих возможностях он ставит перед правом немало вопросов. На основе анализа законодательной базы можно прийти к выводу, что правовое регулирование искусственного интеллекта только начинает своё формирование в Российской Федерации.

Системное использование искусственного интеллекта в конкретных видах деятельности порождает ряд специфических правовых проблем.

В Конституции Российской Федерации понятие «искусственный интеллект» не закреплено. В Гражданском кодексе Российской Федерации искусственный интеллект не упоминается. На уровне подзаконных актов понятие искусственного интеллекта закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 10.10.2019 №490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации.» (с изменениями и дополнениями от 15.02.2024 №124), документ стратегического планирования постоянно обновляется в соответствии с новыми изменениями современной жизни.

Внедрение технологий искусственного интеллекта стало одним из ключевых направлений в сфере здравоохранения. На текущий момент при внедрении искусственного интеллекта, в том числе в сферу здравоохранения, можно обозначить ряд правовых проблем:

- правосубъектность искусственного интеллекта;

- авторские права на результаты, созданные с помощью искусственного интеллекта;

- ответственность за вред, причинённый при использовании искусственного интеллекта;

- защита персональных данных;

- этические правила;

- сертификация.

В чём заключаются правовые проблемы?

  1. Правосубъектность искусственного интеллекта. Правовая проблема - искусственный интеллект не является субъектом права.

  2. Авторские права на результаты, созданные с помощью искусственного интеллекта. Правовая проблема - споры о принадлежности авторских прав; нарушение авторских прав.

  3. Ответственность за вред, причинённый при использовании искусственного интеллекта. Правовая проблема - искусственный интеллект не обладает правосубъектностью и это создаёт проблему определения ответственности за его действия:

- ответственность может относиться к разработчикам и операторам искусственного интеллекта, а не к самому искусственному интеллекту;

- возможность применения ответственности за вред, причинённый использованием искусственного интеллекта, независимо от разработчика или владельца, вызывает сомнения из-за отсутствия причинно-следственной связи между вредом и действиями людей.

4. Защита персональных данных. Правовая проблема - использование искусственного интеллекта предполагает раскрытие сведений, содержащих персональные данные, и вызывает вопросы из области защиты персональных данных.

5. Этические правила. Правовая проблема - некорректная работа алгоритмов может привести к несправедливым решениям по отношению к человеку.

6. Сертификация. Правовая проблема - отсутствие специальных законодательных актов, в том числе в области стандартизации.

В Российской Федерации подготовлен проект закона о регулировании в сфере искусственного интеллекта.

II РАЗДЕЛ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ: СФЕРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В КОНТУРАХ БУДУЩЕГО

Глава 1 Актуализация правовой базы по искусственному интеллекту

В настоящее время подготовлен проект закона «О регулировании систем искусственного интеллекта в России». В состав группы по подготовке проекта закона вошли юристы, представители консалтинговых фирм и участники рынка, которые занимаются развитием искусственного интеллекта.

Проект закона предлагает:

- ввести понятие «Искусственный интеллект» - комплекс технологических и программных решений, имитирующий когнитивные функции человека, в том числе самообучение, поиск решений без заранее заданного алгоритма, и обеспечивающий получение результатов, сопоставимых с результатами интеллектуальной деятельности человека;

- ввести понятие «Технологии искусственного интеллекта». К ним относят технологии компьютерного зрения, обработки естественного языка, распознавания и синтеза речи, интеллектуального анализа данных, машинного обучения и др.;

- ввести понятие «Системы искусственного интеллекта» - информационные системы, которые имитируют когнитивные функции человека, применяя перечисленные выше технологии, разработчика, оператора и пользователя подобных систем и др.;

- ввести требования к маркировке систем искусственного интеллекта, то есть обязательному информационному обозначению, которое будет указывать на использование искусственного интеллекта при взаимодействии с пользователем. Маркировка должна быть «явной, недвусмысленной и легко идентифицируемой». Её должен обеспечить оператор системы искусственного интеллекта до каждого случая взаимодействия с пользователем. Требование не будет распространяться на системы искусственного интеллекта, используемые в закрытых технологических процессах, для внутренней автоматизации организаций и ряде других.

- ввести классификацию систем искусственного интеллекта по уровню потенциального риска: системы с неприемлемым, высоким, ограниченным и минимальным уровнем риска. Предлагается запретить в России разработку и эксплуатацию систем искусственного интеллекта, относящихся к категории с неприемлемым уровнем риска, то есть создающих угрозу безопасности личности, обществу и государству, а также нарушающих основополагающие права и свободы человека и гражданина; для систем с высоким уровнем риска (тех, которые применяются в здравоохранении, транспорте, финансах, правоохранительной деятельности и других сферах, где это может создать существенные риски для жизни, здоровья, основных прав и свобод граждан).

- ввести обязательную государственную регистрацию и сертификацию; для тех, у которых ограниченный уровень риска;

- ввести системы внутреннего контроля качества, добровольную сертификацию;

- ввести ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу для лиц, участвующих в разработке и эксплуатации систем искусственного интеллекта. Но в документе оговаривается, что разработчик не будет нести ответственность, если принял все необходимые меры для предотвращения причинения вреда, если вред возник из-за нарушения правил эксплуатации системы и в нескольких других исключениях, оператор систем искусственного интеллекта будет освобожден от ответственности, если докажет, что вред возник по вине разработчика в результате нарушения пользователем правил использования системы и др.

- предлагается ввести обязательное страхование ответственности операторов систем искусственного интеллекта с высоким уровнем риска;

- для определения, кому принадлежат права на результат интеллектуальной деятельности, созданный с использованием искусственного интеллекта, предлагается ориентироваться на то, был ли существенный творческий вклад человека (определял ли человек параметры и критерии создания результата, делал ли творческий отбор и доработку, принимал ли творческие решения в процессе создания). Если такой вклад был, то исключительное право на результат должно принадлежать этому человеку, если не было - оператору системы искусственного интеллекта (действует в течение 50 лет).

Если документ будет принят в текущем виде, операторы и разработчики систем искусственного интеллекта должны будут выполнить его требования в течение года после его вступления в силу; системы искусственного интеллекта с высоким уровнем риска, которые были созданы до принятия проекта, должны будут пройти обязательную сертификацию в течение двух лет.

В Министерстве здравоохранения Российской Федерации разработали Кодекс этики применения искусственного интеллекта в сфере охраны здоровья. Кодекс содержит общие правила работы с новой технологией.

Кодекс предназначен для регулирования отношений, связанных с этическими аспектами разработки, внедрения и использования технологий искусственного интеллекта в сфере здоровья. Он должен как защищать интересы людей, так и укреплять доверие пациентов и врачей к искусственному интеллекту. Кроме того, Кодекс позволит всем участникам процесса работать в едином терминологическом процессе и помогать разработчикам создавать необходимые и безопасные для отрасли решения.

Целью Кодекса является этичное, безопасное и эффективное развитие и использование искусственного интеллекта на благо общества, развитие здравоохранения, а также предотвращение применения искусственного интеллекта во вред в настоящем и будущем, с гармонизацией Кодекса с международными соглашениями и международным правом.

Основными задачами Кодекса являются:

- определение прав и обязанностей субъектов искусственного интеллекта;

- определение механизмов регулирования применения Кодекса.

На текущий момент в Кодексе этики применения искусственного интеллекта в сфере охраны здоровья не указана в полном объёме ответственность.

Исходя из изученных нормативных правовых актов и проекта закона, можно сделать вывод, что требуется разработать законодательную базу в сфере здравоохранения при применении искусственного интеллекта, в том числе в части ответственности. Так, на сегодняшний день использование искусственного интеллекта в здравоохранении не регламентировано в стандартах оказания медицинской помощи. Если не регламентировано, то ответственность за ошибочный диагноз, интерпретацию результатов анализов или исследований и лечение лежит на враче, так как за ним последнее слово в постановке диагноза.

При этом разработчик искусственного интеллекта потенциально может нести ответственность за медицинскую ошибку, связанную с применением технологии искусственного интеллекта. Это основано на принципе ответственности производителя за произведённые продукты, согласно которому причинение вреда при использовании продукта является доказательством некоторого дефекта в нём.

Врач, работодатель врача могут нести ответственность, если врач действует в рамках своей трудовой деятельности и одновременно совершает небрежное действие, связанное с использованием технологии искусственного интеллекта или алгоритмов машинного обучения.

Не утверждены критерии, по которым можно классифицировать ответственность разработчика искусственного интеллекта и врача.

При использовании генеративного искусственного интеллекта требуется указать в нормативных правовых актах, кто будет нести ответственность, и по каким критериям она будет определяться.

До настоящего времени суды не сформулировали чёткого подхода к определению ответственности в части искусственного интеллекта.

Вопрос ответственности в законодательстве стоит остро на сегодняшний день. Более 14 миллионов диагнозов терапевты и врачи общей практики московских поликлиник поставили с помощью искусственного интеллекта. В будущем будет расширяться сфера применения искусственного интеллекта по другим направлениям.

Между тем пациенты всё чаще сталкиваются с тем, что терапевты не пытаются интерпретировать результаты исследований и анализов, а просто соглашаются с диагнозом виртуального помощника. В ряде случаев это приводит к постановке неверных диагнозов, разбираться с которыми приходится в других медицинских учреждениях. С приходом цифровизации в сферу здравоохранения участились жалобы на некорректное заполнение электронных медицинских карт, которое может повлиять на советы искусственного интеллекта. Как утверждают медицинские работники, на текущем этапе при анализе результатов исследований, искусственный интеллект часто ставит ложноположительные диагнозы и полностью полагаться на него нельзя. [35]

Проведя анализ и исследование по данному направлению, предлагаю определить ответственность по следующим критериям:

- ответственность разработчика;

- ответственность врача, работодателя врача.

Разработчик искусственного интеллекта в сфере здравоохранения несёт ответственность за решения, принимаемые искусственным интеллектом. Моё предложение - разработчик искусственного интеллекта должен обладать медицинским образованием. Если у него будет медицинское образование, можно будет избежать ошибок при установлении диагноза пациентам в будущем. Принимая во внимание виды юридической ответственности: административной, уголовной, гражданской, дисциплинарной, материальной, предлагаю при разработке законодательной базы установить все виды ответственности для разработчика. Однако, применение видов юридической ответственности может быть, если вред, причинённый искусственным интеллектом, будет доказан.

Моё предложение - ответственность врача, работодателя врача может быть рассмотрена после результатов по принятию ответственности разработчиком искусственного интеллекта. К врачу, работодателю врача также можно применить виды юридической ответственности: административной, уголовной, гражданской, дисциплинарной, материальной при доказательстве причинения вреда пациенту.

Глава 2 Развитие сферы здравоохранения в контурах будущего

Современную медицину в Российской Федерации можно назвать высокотехнологичной. Если искусственный интеллект будет внедрён в сферу здравоохранения, будет создана законодательная база, что будет дальше?Я задаю себе этот вопрос.

Одним из направлений современной медицины является персонализированный подход к лечению, и эта стратегия в ближайшие 20 лет будет развиваться дальше. Сфера самодиагностики также будет развиваться, увеличивая доступность и скорость проведения различных тестов, что позволит пациентам получать результаты быстрее и эффективнее. Сейчас «умные» часы, смартфоны накапливают данные. На основании этих данных предоставляются полноценные рекомендации для улучшения состояния здоровья человеку. В настоящее время разного вида приборы могут измерять довольно много показателей: снимать пульс, проверять уровень глюкозы, проницаемость крови и так далее. В перспективе это позволит предотвратить немало заболеваний.

Новые правила телемедицины вступили в силу в Российской Федерации с 01 сентября 2025 года. Они, в частности, разрешают врачам применять технологии искусственного интеллекта при проведении консультаций.

Технологии развиваются. Они помогают человеку в период заболевания. При этом образуется большой объём данных, который необходимо аккумулировать. Для обработки этих массивов потребуются очень внушительные мощности с участием искусственного интеллекта. При изменении и развитии здравоохранения необходимо вносить изменения в существующие нормативные правовые акты, а также разрабатывать законодательную базу

Развитие сферы здравоохранения в контурах будущего и правового регулирования, на мой взгляд, следующее. Поликлиники будут оснащены специализированным оборудованием. Будет использоваться телемедицина. Пациент будет приходить в поликлинику или в специально оборудованные помещения и с помощью специализированного оборудования будет получать требуемые результаты обследования без участия врача. Пациент сможет получить результаты обследования и с помощью устройств, приспособлений, которые будут у него в домашних условиях.

По указанным направлениям законодательная база должна учитывать права, обязанности, ответственность разработчика искусственного интеллекта, производителя специализированного оборудования с искусственным интеллектом, а также врача и работодателя врача.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной целью совершенствования нормативно - правового регулирования общественных отношений, связанных с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, на период до 2030 года, должно стать создание в Российской Федерации благоприятных нормативно - правовых условий для разработки, внедрения и использования технологий искусственного интеллекта и решений, разработанных на их основе с учётом обеспечения защиты прав и свобод человека и безопасности Российской Федерации.

Применение искусственного интеллекта в сфере здравоохранения стало революционным шагом. Искусственный интеллект - мощный союзник врачам. Технологии искусственного интеллекта развиваются достаточно стремительно.

Развитие искусственного интеллекта в сфере здравоохранения стало стимулом для новой эры: перехода к персонализированному лечению и профилактике. Искусственный интеллект и инновационные системы обработки данных предоставляют врачам возможность принимать решения, учитывая уникальные особенности каждого пациента.

С развитием искусственного интеллекта в сфере здравоохранения возникает необходимость в разработке новых нормативных правовых актов, которые будут учитывать все аспекты использования искусственного интеллекта. Это включает в себя обновление существующей законодательной базы и создание новой. Сфера здравоохранения продолжает использовать искусственный интеллект и важно найти баланс между его использованием и защитой прав пациентов. Будущее сферы здравоохранения связано с симбиозом технологий и человеческой экспертизы.

В процессе исследования выявлены основные проблемные вопросы правового характера, предоставлен ряд предложений по актуализации правовой базы с учётом будущего развития здравоохранения. Предложения могут быть использованы в практике правового регулирования искусственного интеллекта в сфере здравоохранения и обеспечат соблюдение прав и законных интересов пациентов при использовании искусственного интеллекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ.

3. Федеральный закон от 24.04.2020 №123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных» (с изменениями)».

4. Федеральный закон от 31.07.2020 №258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

5. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 15.02.2024 №124).

6. Национальный стандарт Российской Федерации «Искусственный интеллект. Концепции и терминология искусственного интеллекта»ГОСТ Р 71476-2024 (ИСО/МЭК 22989 2022).

7. Кодекс этики применения искусственного интеллекта в сфере охраны здоровья. Версия 2.1 (утв. Межведомственной рабочей группой при Минздраве России по вопросам создания, развития и внедрения в клиническую практику медицинских изделий и сервисов с использованием технологий искусственного интеллекта, протокол от 14 февраля 2025г. N90/18-0/117).

8. "ПНСТ 961-2024. Предварительный национальный стандарт Российской Федерации. Системы искусственного интеллекта в здравоохранении. Этические аспекты" (утверждён и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.10.2024 N 68-пнст).

9. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.04.2025 №193н «Об утверждении Порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».

10. Стандарты и порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации. ДокументпредоставленКонсультантПлюс

11.Barr A. Handbook of Artificial Intelligence / E. Feigenbaum – Los Altos, CA: William Kaufman, 1989.

12. Варюшин М.С. «Правовой режим технологий искусственного интеллекта, применяемых в телемедицине», Российский журнал «Телемедицины и электронного здравоохранения»,2021 г., №2.

13. Власова В.Ю., Ястребова А.И. «Особенности конституционно - правового регулирования применения технологий искусственного интеллекта в России», научно - практический журнал «Современное право», 2024 г., №4.

14. Доронин В. «Гонка интеллектов: как развивается ИИ в России», газета «Известие», 13.05.2025.

15. Калятин В.О. «Готово ли патентное законодательство к использованию искусственного интеллекта?», научно-практический журнал «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность.», 2024 г., №3.

16. Климан Ю.А. «Правовые проблемы применения искусственного интеллекта в сфере здравоохранения», научная статья, «Теория и практика общественного развития», 2024 г., №11, с.237-243.

17. Литвинов Д. «Концепцию регулирования искусственного интеллекта обновили», «Парламентская газета», 04.12.2024.

18. Миндигулова А.А. «Феномен развития искусственного интеллекта», журнал «Социология», 2023 г., №5, с.239.

19. Рычкова К.О. «Защита прав пациентов при использовании искусственного интеллекта», научная статья, с.242.

20. Ханов А.М., Гусев А.В., Тюрганов А.Г. «Искусственный интеллект в здравоохранении России: сбор и подготовка данных для машинного обучения», Российский журнал «Телемедицины и электронного здравоохранения», 2023 г. №4, стр. 7-13.

21. Шахназаров Б.А. «Правовое регулирование отношений с использованием искусственного интеллекта», журнал «Актуальные проблемы российского права», 2022 г. №9.

22. Шереметьева Н.В. «Правовое регулирование и охрана применения робототехники и искусственного интеллекта в медицинской деятельности», журнал «Медицинское право», 2024 г. №3.

23. Шилкина, Е. П. Проблемы правосубъектности искусственного интеллекта / Е. П. Шилкина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2023, № 7 (454), стр. 220-224.

24. Материалы: «В Госдуме рассказали, когда врачи смогут использовать ИИ в телемедицине - РИА Новости». [Электронный ресурс] URL: www.ria.ru/20250803/gosduma-2033047761.html (03.08.2025)

25. Материалы: «В Минздраве разработали Кодекс этики применения искусственного интеллекта — РБК». [Электронный ресурс] URL: www.rbc.ru/society/10/12/2024/67582cc79a794780754aee77?ysclid=mdlyuhwmwh380842831 (19.07.2025)

26. Материалы: «В России обсудят запрет ИИ с «угрожающим уровнем риска» - РБК». [Электронный ресурс] URL: www.rbc.ru/technology_and_media/11/04/2025/ (19.07.25)

27. Материалы: «За пять лет в Петербурге вдвое выросло число операций с применением роботов». [Электронный ресурс] URL: www.dp.ru/a/2025/07/19/za-pjat-let-v-peterburge-vdvoe (19.07.2025)

28. Материалы: «Искусственный интеллект идет в медицину: успешные бизнес-решения в отрасли - РИА Новости, 19.12.2024». [Электронный ресурс] URL: www.ria.ru/20240401/intellekt-1936467309.html?ysclid=mdbuznuwu4267687522 (19.07.2025)

29. Материалы: «Искусственный интеллект станет катализатором изменений в здравоохранении». [Электронный ресурс] URL: www.kazan.aif.ru/health/ iskusstvennyy-intellekt-stanet-katalizatorom-izmeneniy-v-zdravoohranenii (19.07.2025)

30. Материалы: «Как изменится российская и мировая медицина через 20 лет». [Электронный ресурс] URL: www.iz.ru/1628181/aigul-khabibullina/s-chelovekom-i-bez-kakoi-budet-rossiiskaia-i-mirovaia-meditcina-cherez-20-let (19.07.2025)

31. Материалы: «Как искусственный интеллект помогает решить задачи здравоохранения?» [Электронный ресурс] URL: www.rbc.ru (19.07.2025)

32. Материалы: «Кто в ответе за «искусственный интеллект»»? [Электронный ресурс] URL: www.advgazeta.ru/mneniya/kto-v-otvete-za-iskusstvennyy-intellekt/www.advgazeta.ru/mneniya/kto-v-otvete-za-iskusstvennyy- ysclid=medrnzjju4669791358 (19.07.2025)

33. Материалы: «Минздрав России запустил платформу искусственного интеллекта в здравоохранении». [Электронный ресурс] URL: www.minzdrav.gov.ru/news/2022/11/25/19580-minzdrav-rossii-zapustil-platformu-iskusstvennogo-intellekta-v-zdravoohranenii (19.07.2025)

34. Материалы: «Обзор Российских систем искусственного интеллекта для здравоохранения». [Электронный ресурс] URL: www.webiomed.ru (19.07.2025)

35. Материалы: «Пациенты жалуются на неверные диагнозы искусственного интеллекта в поликлиниках | Октагон.Медиа». [Электронный ресурс] URL:

www.octagon.media/istorii/pacienty_zhaluyutsya_na_nevernye_diagnozy_iskusstvennogo_intellekta_v_poliklinikax.html (19.07.2025)

36. Материалы: «Проблемы правосубъектности искусственного интеллекта». [Электронный ресурс] URL: www moluch.ru/archive/454/1001 55 (19.07.2025)

37. Материалы конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта». [Электронный ресурс] URL: www.kremlin.ru/events/president/news/75830 (19.07.2025)

38. Материалы: «Роль искусственного интеллекта в инновациях в сфере здравоохранения». [Электронный ресурс] URL: www.healthtrip.com/ru/blog/ai-healthcare-innovations (19.07.2025)

39. Материалы: «Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения». [Электронный ресурс] URL: www.roszdravnadzor.gov.ru/news/34622?ysclid=mdlz8vs2d7889546509(19.07.2025

40. Материалы: «Этика искусственного интеллекта в автономном здравоохранении». [Электронный ресурс] URL: www. falconediting.com/ru/blog/

etika-iskusstvennogo-intellekta-v-avtonomnom-zdravookhranenii (19.07.2025)

Просмотров работы: 44