Введение
В условиях современного общества доступность и качество общественного транспорта становится важным фактором для развития городов. Находкинский городской округ сталкивается с рядом проблем в сфере пассажирских перевозок. Я живу на улице Чехова и начиная с 5-го класса активно пользуюсь общественным транспортом. В социальных сетях мне стала встречаться информация о недовольстве граждан работой общественного транспорта, и я сам с этим сталкивался. Я захотел узнать, как устроена система общественного транспорта в Находке и с чем связаны перебои в движении.
Я выдвигаю гипотезу: транспортное обслуживание населения на территории НГО не соответствует социальному стандарту транспортного обслуживания населения.
Цель моего исследования: проанализировать текущее состояние автобусных пассажирских перевозок в г. Находка,
Объект исследования: общественный транспорт НГО
Предмет исследования: текущее состояние автобусных пассажирских перевозок в г. Находка
Чтобы подтвердить или опровергнуть мою гипотезу, нужно выполнить следующие задачи:
Изучить историческую справку развития о пассажирском транспорте Находки.
Встретиться и взять интервью у людей, работающих в данной сфере.
Определить аспекты исследования пассажирского транспорта в Находке,
Проанализировать текущее состояние автобусных пассажирских перевозок в городе по аспектам.
Провести опрос среди жителей микрорайона школы.
Проанализировать результаты опроса.
Разработать предложения по улучшению качества и доступности автобусных пассажирских перевозок на основе полученной информации. Предложить их на рассмотрение в отдел транспорта и связи города.
Буду использовать следующие методы:
описательный;
анализ;
сравнение;
количественный подсчет;
опрос;
картографический.
Моя работа актуальна, так как я живу в этом городе, пользуюсь общественным транспортом и считаю, что общественный транспорт оказывает влияние на социально-общественное пространство города и является важным элементом его инфраструктуры.
Историческая справка развития автомобильного общественного транспорта Находки
В ходе изучения разных источников, я узнал, что все начиналось с перевозок на грузовиках американской марки «Студебеккер». Далее начали появляться так называемые грузотакси - это уже были переоборудованные грузовики с лавочками в кузове (Приложение 1, фото 1). В 1949 году в Находке запустили пассажирское сообщение с использованием грузовых автомобилей с брезентовым верхом. Были организованы два маршрута: № 1 «Райисполком — Пятачок — Рыбстрой» и № 2 «Райисполком — станция Находка».
В 1953 году директор автотранспортной конторы А. М. Клюев принял во Владивостоке два автобуса ЗИС-155 и перегнал в Находку один из них (Приложение 1, фото 2). Это было значимым событие для города. Именно эта машина стала первой ласточкой пассажирских перевозок в Находке. С тех пор в молодом городе появился первый пассажирский массовый транспорт.
4 февраля 1961 года открылось автобусное сообщение между Находкой и Владивостоком, а 8 апреля того же года было создано Находкинское пассажирское автотранспортное хозяйство с 30 автобусами и 15 такси.
В 1967 году предприятие преобразовано в Находкинское пассажирское автотранспортное предприятие № 1, а в 2002 году оно было п приватизировано.
Характеристика транспортной системы Находкинского городского округа
В ходе исследования удалось встретиться и побеседовать с заместителемначальника управления благоустройства администрации НГО Гребень Ольгой Николаевной, с генеральным директором компании перевозчика ООО «Центр развития спорта» Анатолием Васильевичем Никитюк и водителем пассажирского автобуса Фазлахметовым Валентином Владимировичем.
Проанализировав полученную информацию и документы, я определил для себя следующие аспекты, которые вызывали особый интерес:
маршрутная сеть;
автобусный парк;
кадровый состав;
расписание движения автобусов;
тарифы.
Маршрутная сеть
История развития маршрутной сети началась всего с двух маршрутов «РИК – Рыбстрой» и «РИК – Автобаза ДС» (Приложение 1, рис.1)
Также было принято решение РИК о подвозе учащихся в школу №8 – Падь Ободная и в школу №4. Первого мая 1953, в день Международной солидарности трудящихся, началось регулярное автобусное движение от посёлка моряков до Пади Ободной, так как к этому моменту в этом районе были сданы 16 двухэтажных жилых дома, расположенных вдоль дороги.
Маршрутная сеть Находки развивалась по мере появления новых микрорайонов города, а также по просьбам жителей города.
Сейчас все автобусные маршруты Находки следуют через главную магистраль города — Находкинский проспект. Можно выделить 17 основных маршрутов, 169 остановочных пунктов (Приложение 2).
Некоторые маршруты, такие как №№ 7, 11, 26Т были аннулированы по заявлению перевозчиков. Это связано с их убыточностью и дублированием других маршрутов.
Возникает вопрос: «Почему не открываются маршруты в определенные районы нашего города?» Например, по улице Дальней и Нахимовской. Ведь живущим в этих районах приходиться далеко и высоко подниматься, что создает большие неудобства особенно для пожилых людей.
Ответ прост. При администрации НГО создана специальная комиссия для оценки безопасности дорожного движения. Так, в соответствии с действующим законодательством в приоритете стоит, в первую очередь, безопасность дорожного движения, а потом уже комфорт и доступность. Принимая во внимание географическую особенность расположения округа и сложившуюся застройку, на многих участках улично-дорожной сети имеется сильная извилистость, крутой спуск и подъем, местами и вовсе ограничена видимость, а по отдельным направлениям имеет место быть только одностороннее движение. Какой бы объект притяжения там не построился, организовать безопасное пассажирское сообщение соответствии с ГОСТом в настоящее время не представляется возможным. Яркий тому пример улицы Нахимовская Горького, Дальняя.
Но город растет и развивается. Строятся новые жилые дома, торговые и спортивные комплексы. И маршрутная сеть по мере застройки всё-таки будет пересматриваться. Таким образом, в ближайшее время планируется запустить транспортное сообщение до строящейся поликлиники на объездной магистрали в районе ул. Тисовая.
Автобусный парк
В ходе выполнения данной работы я узнал, что в городе нет муниципального автобусного предприятия и перевозки осуществляют 3 частные автотранспортные компании ООО «Центр развития спорта, ООО «Авто-Экспресс Прим» и ООО «Приморское Пассажирское Автотранспортное Предприятие».
Основной состав автопарка в настоящее время представлен южнокорейскими автобусами, которые не приспособлены для людей с ограниченными возможностями и которые находятся в эксплуатации длительное время. Это приводит к частым поломкам и сходам с линии. (Приложение 2).Ежедневно на городских маршрутах работает около 80 единиц автотранспорта.
Заместитель главы администрации НГО А.В. Шевченко, сообщил на одной из рабочих встреч, что в 2024 году администрация приобрела 14 пассажирских автобусов с использованием специальных казначейских кредитов. В настоящее время все автобусы уже переданы в аренду, и курсируют по муниципальным маршрутам округа.
Генеральный директор ООО «Центр развития спорта» А.Никитюк рассказал, что его предприятию переданы 6 автобусов большого класса и 8 среднего класса для работы на маршрутах №6, 9 и №2. Транспортные средства проходят оформление в системе ГЛОНАСС.
Ещё 6 автобусов, переданных в аренду, планируется запустить на маршруты № 22 и № 26, которые считаются самыми «протяжёнными» в округе.
Все новые транспортные средства, приобретаемые для нужд муниципалитета, оборудованы пандусами, и предназначены для перевозки маломобильных групп населения.
Доступность транспортных средств для маломобильных групп населения и комфортность реализована только на новых автобусах российского и китайского производства, которые до 2020г не закупались. (Приложения 2, фото 1,2).
Данную информацию мне подтвердила в ходе интервью заместитель начальника управления благоустройства администрации НГО Гребень Ольга Николаевна и добавила, что на 2025 год средства на обновление подвижного состава отсутствуют, а на 2026 год администрация планирует провести закупку еще 32 единицы подвижного состава.
Кадровый состав
Руководители автотранспортных компаний неоднократно акцентировали внимание на острой нехватке кадрового состава. Численный состав водителей значительно сократился со времён распространения COVID-19 и продолжает падать, так как водители с удостоверением категории С и D востребованы в зоне проведения СВО.
Ежедневно в компании ООО «Центр развития спорта» на линию должны выходить около 50 автобусов, а это минимум 50 водителей. Но по факту работают на маршрутах 30 водителей, но бывает и меньше. Например, на маршруте №2 «КПД – 2-й Южный микрорайон» согласно реестру, предусмотрено 26 автобусов. Но постепенно это количество сократилось до 12 единиц. Потенциальных водителей не устраивает низкая заработная плата и отсутствие привлекательных условий труда.
Руководители предприятий прилагают максимум усилий, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Так, с 2025 года ООО «ЦРС» планирует заключение договора с автошколами на бесплатное обучение водителей категории D с последующей обязательной отработкой в автопарке.
Все водители проходят ежедневную медицинскую проверку перед выходом на линию у врача, а именно проверку на алкоголь, давление и общее состояние. Механики же осуществляют осмотр транспортных средств на предмет выявление технической неисправности. В основном рабочий день длится с утра до вечера и составляет 12 часов.
Расписание движения автобусов
Изучив распоряжение Минтранса России «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и постановление правительства РФ «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», я предположил, что качество транспортных услуг на территории НГО не соответствует социальному стандарту транспортного обслуживания населения по следующим параметрам:
Согласно первому документу, автобусы должны начинать работу не позже 6 часов утра и заканчивать не позднее 23 часов. В городе они начинают ходить примерно в 6.30, и с 19.00 вечера интервал движения начинает увеличиваться. После 21.00 уже почти «никуда не уедешь», с чем сам не редко сталкивался. В социальных сетях часто встречаются жалобы от жителей города, что после 20.00 автобусы уже не ходят.
Согласно распоряжению средний интервал движения должен быть 10 минут. На основе моих личных наблюдений, в городе он 13-15 мин. Тогда как, например, на маршруте №5 в утреннее время он составляет 10 минут. В послеобеденное время - 13 минут. (Приложение 4)
На основе моих наблюдений я могу сказать, что расписание в целом соблюдается, но есть большие нарушения.
Не все остановочные пункты оснащены средствами зрительного информирования пассажиров с актуальной информацией и другими элементами обустройства в соответствии с требованиями, установленными подпунктами 11, 15, 16 Правил. В нашем городе имеются лишь 10 «умных» остановочных павильонов, которые оснащены интерактивными экранами, на которых отображается карта с трекингом автобусов и элементы информационно-туристического характера (Приложение5).
Тарифы
Я узнал, что в Находкинском городском округе существуют два типа тарифов пассажирских перевозок. Это регулируемые тарифы, при котором стоимость проезда определяют органы местного самоуправления, и нерегулируемые, при котором перевозчики сами устанавливают тарифы в зависимости от стратегии своего экономического развития и корпоративной политики. Стоимость проезда соответствует социальному стандарту, согласно которому одним из ключевых показателей качества транспортного обслуживания является величина среднемесячных расходов пассажира на поездки. Она рассчитывается по формуле (Приложение 6). Согласно данным Приморскстата за 3 квартал 2024 года, средний доход населения составил 63 228 рублей (Приложение 6). Проведя расчеты, я получил среднюю стоимость проезда — 49,22 рубля. Это составляет 4,67% от среднего дохода, что соответствует социальному стандарту. Таким образом, по показателю ценовой доступности транспортное обслуживание в НГО соответствует нормативу.
Результаты социологического опроса об удовлетворенности работой общественного транспорта жителей микрорайона ул. Пограничная
С целью узнать мнение жителей микрорайона об общественном транспорте, мною был проведен социологический опрос. Им были предложены вопросы (Приложение 7). В опросе принимали участие ученики с 5 по 11 класс МАОУ «СОШ №9» НГО и их родители. Всего в опросе приняло участие 371 человек.
Анализируя ответы респондентов, можно заметить, что больше всех (22,1%) в опросе для школьников ответили пятиклассники, так как они самые активные (Приложение 7, диаграмма 1).
Так как наша школа расположена в глубине микрорайона, что очень удобно, большая часть опрошенных учеников (54,2%) ответили, что до образовательного учреждения они добираются пешком. 33,6% респондентов сообщили, что их довозят родители, а 9,9% добираются на автобусе. И только 2,3% ответили, что они пользуются услугами такси (Приложение 7, диаграмма 2). Анализируя ответы на 3 вопрос, можно сделать вывод, что 50% респондентов не пользуются общественным транспортом в городе Находка, это связано с хорошим качеством жизни населения - у многих личные авто (Приложение 8, диаграмма 3). Отвечая на вопрос 4, респонденты отметили маршрут №4 как самый популярный по использованию (40.8%), что не удивительно, потому что опрос проходил среди жителей ул. Пограничной. Далее по популярности идут маршруты №№ 2 (21,3%), 5 (30%), 9 (20,4%) (Приложение 8, диаграмма 4).
Если на пятый вопрос (25,4%) ответили, что в системе общественного транспорта города им нравится понятная маршрутная сеть, то ответы на вопрос 6 показали, что больше всего в транспортной системе города вызывает негатив несоблюдение расписания (38,8%), перезагруженность автобусов (34,2%), и дороговизна стоимости проезда (27,1%) (Приложение 9, диаграммы 5,6).
Мои предложения по улучшению качества и доступности автобусных пассажирских перевозок
Рассмотрев все проблемы транспортного обслуживания населения НГО, я разработал предложения по улучшению качества и доступности автобусных пассажирских перевозок:
Обновление автопарка и субсидирование:
- В 2024 году ООО «Центр развития спорта» получило в аренду 14 новых автобусов, которые уже работают на маршрутах округа.
- если такая тенденция по обновлению подвижного состава сохранится, качество транспортного обслуживания увеличится.
- рассмотреть возможность обновления транспортного парка за счёт привлечения инвестиций и партнёрства с частными компаниями города.
Регулирование тарифов:
- Рассмотреть возможность перевода всех маршрутов на регулируемый тариф. Данное обстоятельство, несомненно, повлечет нагрузку на местный бюджет, компенсируя недостающую выручку перевозчикам, но снизит социальную напряженность в транспортном обслуживании населения.
Развитие транспортной инфраструктуры:
- Рассмотреть возможность создания новых остановочных пунктов и модернизацию существующих.
Обратная связь с жителями:
- Проводить регулярные встречи и опросы для получения обратной связи от пассажиров.
- Учитывать предложения и жалобы жителей при планировании и реализации транспортных инициатив.
Уверен, что эти меры значительно улучшат транспортную доступность и повысят качество обслуживания жителей Находкинского городского округа
Заключение
В ходе данного исследования я получил следующие результаты: встретился с людьми, работающими в данной сфере; изучив ряд нормативных документов, расширил свои знания в сфере пассажирских городских перевозок; узнал, как работает система пассажирского транспорта общего пользования нашего города; смог сравнить работу пассажирского транспорта по аспектам.
В ходе исследования я выделил и проанализировал основные проблемы пассажирского транспорта в Находке.
Состояние автопарка: большая часть автобусов эксплуатируется уже давно, что приводит к частым поломкам и снижению безопасности перевозок. Автопарк перевозчиков нуждается в обновлении. Осуществить его за счет собственных средств не каждая компания может. Администрация города при краевом со финансированием приступила к поэтапному обновлению подвижного состава.
Дефицит кадров: низкая заработная плата и отсутствие привлекательных условий труда приводят к нехватке квалифицированных водителей. Данное обстоятельство ограничивает возможности транспортных компаний и плохо сказывается на регулярности и качестве перевозок.
Разработал предложения по улучшению транспортной системы и отправил их на рассмотрение в отдел транспорта и связи города.
Итак, на основе всего вышеперечисленного можно сделать вывод - работа общественного транспорта соответствует по доступности, в том числе ценовой, не соответствует по соблюдению расписанию, оснащению транспортных средств и остановочных пунктов и значит, моя гипотеза - транспортное обслуживание населения на территории НГО НЕ соответствует социальному стандарту транспортного обслуживания населения, подтвердилась частично.
.
Список литературы
Валерий Бельцов Фотоочерк «Всегда в пути»,«Находкинское пассажирское АТП 50 лет» 2011 г, 34 стр.
Постановление правительства РФ «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364025/ (дата обращения 12.01.2025)
Распоряжение Минтранса России «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» https://docs.cntd.ru/document/456042774 (дата обращения 12.01.2025)
Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, раздел уровень жизни. https://25.rosstat.gov.ru/folder/27631(дата обращения 12.02.2025).
Официальный сайт администрации находкинского городского округа раздел отдел транспорта и связи https://www.nakhodka-city.ru/administration/structure/docx/?deptid=24&gid=562 (дата обращения 21.02.2025)
РЕЕСТР муниципальных маршрутов регулярных перевозок Находкинского городского округа https://www.nakhodka-city.ru/docs/2024/12/20241261419281_609_541.docx (дата обращения 21.02.2025)
Реестр стоянок автобусов в ночное времяhttps://www.nakhodka-city.ru/docs/2022/11/202211281536301_608_123.docx (дата обращения 21.02.2025)
Список остановочных пунктов по муниципальным маршрутам НГОhttps://www.nakhodka-city.ru/docs/2019/11/201911211543171_605_123.doc (дата обращения 21.02.2025)
Стоимость проезда в общественном транспорте https://www.nakhodka-city.ru/docs/2025/2/2025214123491_3888_541.xls(дата обращения 21.02.2025)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Первый пассажирский транспорт
Грузовик «Студебеккер» 2 ЗИС-155
1949 год 1953 год
фото 2
фото 1
Первая маршрутная линия
Фото 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Три автобуса средней вместимости Daewoo
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты моих наблюдений за соблюдением расписания
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
«Умная» остановка
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Формула расчета величины среднемесячных расходов пассажира на поездки
|
Среднедушевые денежные доходы населения Приморского края1) |
|||
|
(в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения, утвержденными приказом Росстата от 02.07.2014 № 465 с изменениями от 20.11.2018 №680) |
|||
|
рублей в месяц |
в % к |
||
|
соответствующему периоду прошлого года |
предыдущему периоду |
||
|
2023 год2) |
|||
|
1 квартал |
48 238 |
107,8 |
90,4 |
|
2 квартал |
51 009 |
105,6 |
105,7 |
|
3 квартал |
53 535 |
102,6 |
105,0 |
|
4 квартал |
62 446 |
117,1 |
116,6 |
|
Год |
54 494 |
109,1 |
|
|
2024 год3) |
|||
|
1 квартал |
58 382 |
121,0 |
93,5 |
|
2 квартал |
61 485 |
120,5 |
105,3 |
|
3 квартал |
63 228 |
118,1 |
102,8 |
2) Данные за 2023 год уточнены по сравнению с ранее опубликованными с учетом корректировки отраслевой и банковской статистики.
3) Предварительные данные.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Вопросы социологического опроса
Укажите ваш класс обучения.
Каким транспортом вы пользуетесь, чтобы добраться до школы?
Пользуетесь ли вы общественным транспортом в г. Находка?
Какими маршрутами вы пользуетесь?
Чем вам нравится система транспорта в г. Находка?
Чем вам НЕ нравится система транспорта в г. Находка?
Результаты социологического опроса
Диаграмма 1
Диаграмма 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Диаграмма 3
Диаграмма 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Диаграмма 5
Диаграмма 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Письмо с предложениями по улучшению транспортной системы, отправленные на рассмотрение в отдел транспорта и связи города