Права женщин в институте семьи XIX в актуальные в современной России (на примере произведения Джейн Остен «Гордость и предубеждение»)

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Права женщин в институте семьи XIX в актуальные в современной России (на примере произведения Джейн Остен «Гордость и предубеждение»)

Скрипкина С.А. 1
1МАОУ МЛ №148 г. Челябинска
Тузова Я.В. 1
1МАОУ МЛ №148 г. Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современном обществе вопрос равенства прав и возможностей для мужчин и женщин является одним из самых актуальных и обсуждаемых. Согласно Конституции РФ, мужчины и женщины в современной России имеют равные права [13]. Несмотря на законодательство, по-прежнему в некоторых семьях женщины ограниченны в правах.

Литература, как важный отражатель общественной жизни, может дать ценные исследовательские материалы на эту тему. Одним из классических произведений, описывающий роль и положение женщин в обществе и семье начала XIX в., является роман английской писательницы Джейн Остен «Гордость и предубеждение».

Актуальность темы: роман «Гордость и предубеждение» был написан более двухсот лет назад, многие аспекты, касающиеся прав женщин в институте семьи, остаются актуальными и по сей день. Стереотипы, ограничения и предвзятость по-прежнему существуют в обществе и влияют на жизнь женщин. Вопрос о правах женщины и об их защите всегда будет актуален, так как общество должно быть построено на справедливости и равенстве, и ограничивать женщин в правах – это нарушение Конституции РФ.

Новизна работы заключается в анализе прав женщин XIX в. в семье, их зависимость от общественных норм и ограничений, а также их возможности и способы борьбы за свои права и свободу в контексте романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение» и сравнении с современной Россией.

Цель работы: проанализировать права женщин в институте семьи, представленные в романе «Гордость и предубеждение» и выявить, какие аспекты остаются актуальными и по сей день. Поставлены следующие задачи:

  1. Изучить права женщин в Англии и России конца XVIII– начала ХIХ вв. и современной России.

  2. Проанализировать отношение автора к проблеме прав женщин в обществе ХIХ в. через образы женщин, описанные в романе «Гордость и предубеждение».

  3. Сравнить права женщин в Англии и России конца XVIII – начала ХIХ вв и современной России.

  4. С помощью опроса изучить отношение подростков к правам женщин ХIХ и ХХI вв.

  5. Разработать предложения о защите прав женщин.

Объект: общественные отношения, связанные с анализом прав женщин в институте семьи XIX веке и современной России.

Предмет: совокупность нормативно-правовых норм, направленных на защиту прав женщин в институте семьи.

Методы исследования: историко-культурный анализ романа; литературный анализ текста; сравнительный анализ; опрос анкетный; беседа, рассуждение; обобщение.

Гипотеза исследования: права и положение женщин в институте семьи XIX в. были значительно ограничены по сравнению с современным временем, однако некоторые аспекты все еще актуальны в семье ХХI в.

Практическая значимость: данное исследование позволит лучше понять социокультурные нормы и стереотипы, касающиеся прав женщин в институте семьи, а также значимость их представления в литературе. Полученные результаты могут быть использованы в образовательных целях, на уроках литературы и права, а также для общественных и государственных организаций в разработке программ по защите прав женщин.

Глава1. Исторический ракурс о правах женщин в Англии и в России XVIII- ХХI вв

1.1. Законопроекты о правах женщин в Англии конца XVIII – начала ХIХ веков

Джейн Остен и ее герои, поданные Георга III, короля ганноверской династии, правившего Англией с 1760 по 1820 г. Большую часть времени король проводил в схватках за власть с собственным парламентом «Наступила эпоха бедствий и позора, чрезвычайных мер, запугивания оппозиции» - так характеризует эту борьбу словарь Брокгауза и Эфрона [21]. «Энциклопедия» Кирилла и Мефодия пишет об этом периоде так: «В эти десятилетия (конец XVIII – начало ХIХ в.) Великобритания пережила промышленный переворот, бурный рост экономики, кардинально изменилась социальная структура британского общества…» [2].

В георгианской Англии у женщины низших сословий был некоторый выбор. Она могла выйти замуж или пойти работать на ферму, уйти в город, учиться на швею, вышивальщицу, модистку или продавщицу. Заработанные деньги, давали ей некоторую самостоятельность и права голоса в семье. Дочь священника или небогатого чиновника могла получить образование и пойти в гувернантки и учительницы. Учительница в пансионе могла позволить себе некоторую самостоятельность и могла уехать работать на континент. Девушку из дворянской семьи до 25 лет содержали родители, но унаследовать деньги родителей она не могла - они доставались братьям. Единственным способом получить материальное обеспечение было замужество с состоятельным мужчиной. Выйти замуж удавалось лишь 30% дворянок, остальные оставались старыми девами и жили на иждивении своих братьев [16].

Права женщин в Англии конца XVIII – начала XIX вв описаны в Своде Законов с 1811 по 1929 гг. (1760- 1820 гг.- правление Георга III) и 1937- 1901гг. (правление королевы Виктории). По закону муж «имеет полное право не только на собственность, но и на личность жены». Вся добрачная собственность женщины переходила к мужу. Заработки в браке, в том числе подарки, принадлежали ему. Без ведома супруга замужняя женщина не могла подписывать бумаг, брать кредиты и даже делать покупки. При этом закон не обязывал мужа обеспечивать жену (Приложение А).

Законопроекты XIX в постепенно расширять права и возможности женщин Англии. Однако проблема навязывания женщинам домашнего быта не исчезла [5]. Уже в XX в. писательница В. Вулф посвятила лекцию «Женские профессии» стереотипам, сохранившимся от Викторианской эпохи [16]. Либеральное феминистское движение «суфражизм» (право голоса) в Великобритании во второй половине XIX в., характеризовалось созданием женских организаций, начавших активную борьбу за предоставление женщинам избирательного права. Однако добиться этого было невозможно без принятия законов, устраняющих их дискриминацию в сфере семейных и гражданско-правовых отношений [5].

В конце XIX в. были составлены ряд законов об усилении прав женщин:

  • Закон о тайных браках или «Закон о браке лорда Хардвика», 25.03.1754г [1]

  • Закон о браках, 1 января 1837 г. [6]

  • Билль о собственности замужних женщин, 1857 г. [7]

  • Закон о политическом праве женщин, 1869 г. [8]

  • Закон о праве на земельную собственность, 1870 г. [8]

  • Закон о праве на образование для женщин, 1870 и 1880 гг. [8]

  • Закон о равных возможностях в трудоустройстве, 1891 г. [8]

  • Закон о разводе, 1857 г. [9]

  • Закон об уравнении в правах замужних и незамужних женщин, 1882 г. [9]

и др. (Приложении А).

Таким образом, в конце XVIII женщина в Англии во многом зависела от мужчины и ее права были сильно ограничены. В начале XIX в. идеология равноправия полов начала укреплять свои позиции, но не предлагались

реальные пути и способы достижения заявленных целей.

    1. Права женщин в романе «Гордость и предубеждение»

28 января 1813 г. был опубликован роман Джейн Остен «Гордость и предубеждение» [11]. В романе автор показывает разные стороны жизни женщин в институте семьи, в обществе. Внутри романа сюжет о любви и затронуто много социальных вопросов о шатком положении женщины в обществе, о неровных правах с мужчинами, и о смелости отстаивать свои права. В романе Остен героини стремятся выйти за пределы стереотипов и ограничений женщин браком и семьей, они идут в ногу со временем, тем

самым выражая феминистическое мышление.

Писательница Джейн Остен, как и её героиня Элизабет, родилась в небогатой дворянской семье, её отец был священником. Главная героиня Элизабет демонстрирует силу характера, ума и самостоятельность, что ставит ее в противовес общественным ожиданиям и ограничениям. Она сталкивается с принуждением к выходу замуж, ограниченными возможностями выбора партнера и традиционными представлениями о ее роли в семье. Героиня отказывает в браке Коллинзу и Дарси и хочет выйти замуж по любви за человека, которого она уважает, считает умным и благородным.

В XIX в - это смелая позиция для женщины. Тётушка Дарси врывается в дом Элизабет, считая, что ей это позволено как представителю аристократии. Элизабет заявляет тетушке, что может быть невестой Дарси, так как они равны. «Он джентльмен, я - дочь джентльмена». В первом предложении руки и сердца мистер Дарси подчеркивает превосходство своей семьи над семьей Элизабет. У них разное происхождение, доход. Но Элизабет считает себя не ниже его, что тоже весьма смело для XIX в [18].

Другие героини романа также не имеют полной свободы в своих действиях и выборе судьбы. Например, Лидия Беннет, младшая сестра Элизабет, выходит замуж без особых размышлений, подвергая себя риску быть обманутой и оскорбленной. В книге семья Беннетов почти уничтожена, когда Лидия сбегает с подлым солдатом Джорджем Уикхемом в Шотландию. В отличие от Англии, Шотландия разрешала людям моложе 21 г. вступать в брак без согласия родителей и без юридической, и религиозной бюрократии. Гретна-Грин -первый населенный пунктом в Шотландии, где молодая пара могла быть соединена браком.

Подруга Элизабет Шарлотта Лукас - умная девушка, выходит замуж за неприятного ей мистера Коллинза. Потому что ей 27 лет, она не работает и у неё нет своих денег, но мечтает о собственном доме [16].

Анализируя роман Джейн Остен, выделили следующие права женщин:

  • на свободу выбора в браке

Пример: «Вы [Коллинз] не могли сделать меня счастливой, и я убеждена, что я - последняя женщина в мире, которая сделала бы Вас таким. И не прошло месяца после нашей встречи, как я уже поняла, что из всех людей в мире вы меньше всего можете стать моим мужем» (Элизабет) [11].

  • на образование и развитие своих способностей

Пример: «Женщина должна досконально разбираться в музыке, пении, рисовании, танцах и современных языках... и, помимо всего этого, она должна обладать чем-то определенным в своей осанке и манере ходить, тоне своего голоса» (К. Бингли)) [11].

  • на наследование имущества

Пример: «Я слышала, имение вашего батюшки наследуется по мужской линии и должно перейти к мистеру Коллинзу? Я не одобряю, когда женщин в семье лишают наследственных прав» (леди Кэтрин) [11].

  • на защиту своих интересов и самостоятельное принятие решений

Пример: «Из печального опыта с Лидией мы можем извлечь полезные уроки. Они заключаются в том, что утрата женщиной добродетели и непоправима; что ее репутация тем более хрупка, чем более она безупречна; и что женщина не может быть чрезмерно осторожной к недостойным мужчинам» (Мэри) [11].

  • на уважение и равноправие в обществе

Пример: «Могли ли вы ждать, что мне будет приятен круг людей, в котором вы постоянно находитесь?» (мистер Дарси) [11]. Подробнее в Приложении Б.

    1. Сравнение прав женщина конца XVIII в. – начала ХIХ в. в Англии и в России ХХI в

Права женщин конца XVIII – начала XIX вв. в Англии и в России были значительно ограничены по сравнению с современными стандартами (Приложение В). В Англии женщины не имели права голоса, не могли участвовать в выборах, владеть собственностью или занимать должности, были лишены права на образование и карьеру, вынуждены выходить замуж по договоренности, их правовой статус был полностью подчинен мужу.

В России женщины XIX в. также имели ограниченные права: им запрещалось занимать высокие должности в правительстве, участвовать в выборах и владеть собственностью без согласия мужа. Большинство женщин были вынуждены заниматься домашними делами и заботой о детях, не имея возможности заниматься профессиональной деятельностью [5].

В современной России женщины имеют значительно больше прав и свобод, чем в прошлых веках. Они имеют право голоса на выборах, могут выбирать себе образование и работу, имеют равные возможности во всех областях жизни. Женщины занимают руководящие должности в правительстве, бизнесе, научной сфере и других областях, что свидетельствует о значительном развитии в области прав женщин. Многие женщины и общественные организации в России продолжают бороться за улучшение прав женщин, особенно в отношении предотвращения насилия в отношении женщин, равных возможностей на рынке труда, доступа к образованию и здравоохранению.

Таким образом, права женщин в современной России значительно превосходят права женщин в к. XVIII – н. XIX вв. в Англии и в России, что свидетельствует о прогрессе в области равенства полов и защиты прав женщин. Несмотря на это, все еще остается много проблем и вызовов, с которыми женщины сталкиваются в России. Важно продолжать работу над улучшением прав женщин и содействовать созданию равноправного и справедливого общества для всех его членов.

Глава 2. Определение прав женщин в России ХХI в

2.1. Цели и задачи

После изучения литературы провели практическую работу с целью: изучить взгляды современных подростков о правах женщин в России XXI в. Решали следующие задачи:

1) Провести опрос анкетный №1 о правах женщин XIX в. и XXI в. у подростков.

2) Провести практическое занятие по теме: «Права женщин в России XXI в».

3) Провести повторный опрос анкетный №2 после практического занятия с подростками.

2.2. Организация практической работы

Практическая работа проведена на базе МАОУ «МЛ №148 г. Челябинска». Общее количество: 100 чел. (учащиеся 10 х классов – 87 чел. и студенты колледжа –13 чел.). Из них: 76 девушек и 24 юноша.

Этапы и сроки проведения:

1 этап – опрос анкетный №1. Количество респондентов: 100 чел. (учащиеся 10 -х классов – 87 чел. и студенты колледжа –13 чел.). Дата проведения: 10.09.2025. 2 этап – практическое занятие: «Права женщина в России XXI в.» в 10у² кл (34 чел.). Дата проведения: 12.09.2025г. 3 этап – повторный опрос анкетный №2, в 10у² кл -34 чел. Дата проведения: 15.10.2024.

2.3. Результаты исследования

Результаты 1 этапа. В результате опроса анкетного №1 определили, что большинство (51%) уч-ся считают, что в современной семье должно быть равноправие - (10е класс: 100% м и 92% д; 10у³класс: 100% д и 38% м; колледж: 86% д и 25% м; 10у²кл: 78% д и 38% м). В 10екл – 100% м и 46% д считают, что лидирующая роль в семье должна принадлежать мужчине. Большинство (80%) уч-ся, что права женщин в XIX в. были ограничены (10у³кл: 100% д и 38% м; 10у²кл: 89%д и 38% м); колледж: 86% д и 75% м). В настоящее время права женщин в России не ограничены, так считают большинство (71%) уч-ся (10е кл: 100% м и 79% ж; 10у³кл: 100% м и 28% д; колледж: 100% м и 14% д; 10у²кл: 81% д и 67% м). При чем 86% д колледжа считают, что права женщин в XXIв ограничивают. Женщина должна в первую очередь думать о семье, а не о карьере, так не считают большинство (71%) уч-ся (10е кл: 92% д, и 50% м; 10у³кл: 83% д и 50% м; 10у²кл: 78% д и 67% м; колледж: 71% м и 75% д). 50% м 10е кл отмечают равноправие в российских семьях. Независимость – это неотъемлемая черта девушек XXI в, так считают 61% уч-ся (колледж: 100% м и 50% д; 10е кл: 92% д и 50% м; 10у³кл: 67% д и 25% м; 10у²кл: 67% д и 33% м). Большинство мальчиков: 67% -10у²кл, 62%-10у³кл и 50% - 10е кл не согласны с этим мнением. Тем не менее, о равноправии мужчин и женщин в семье XXIв высказываются большинство (73%) уч-ся (10у³кл: 100% д и 88% м; колледж: 100% д и 26% м; 10е кл: 96% д и 50% м; 10у²кл: 93% д и 33% м).

Большинство мальчиков 67% – 10у²класса и 10е класса не считают, что права женщин и мужчин должны быть равны. 81% учащихся отмечают такие качества современной женщины, как целеустремленность, 74% учащихся - рассудительность, 65% учащихся - верность, 56% учащихся - привлекательность, 55% учащихся - уравновешенность, 53 % учащихся – независимость (Приложение Г).

Таким образом, большинство современных подростков считают, что в семье должно быть равноправие, что права женщин XIX в. были ограничены. Женщина не должна думать только о семье. Независимость – это неотъемлемая черта современной женщины. И в семье должно быть равноправие. Большая часть мужской половины респондентов считают, что лидирующая роль в семье должна принадлежать мужчине, без равноправия; современная женщина не должна быть независимой. Портрет современной женщины: верная, целеустремленная, рассудительная, привлекательная, уравновешенная, независимая.

Результаты 2 этапа. В 10у²кл провели практическое занятие по теме:

«Права женщин в России XXI в». Школьники с интересом слушали выступление ведущего о правах женщин XIX в. по роману Дж. Остен «Гордость и предубеждение». Составили таблицу о правах современных женщин (Приложение Д). Разработали предложения об укреплении прав женщин в России (Приложение Ж).

Результаты 3 этапа. В результате повторного анкетирования №2 в 10у²кл получили следующие данные: лидирующую роль в семье у большинства (65%) уч-ся занимает равноправие (у девочек мнение изменилось на 35% и стало 100%; у мальчиков – на 15%, стало 48%.

Большинство (68%) уч-ся считают, что права современной женщины не ограничены (девочки после 1 этапа поменяли свое мнение на 56%, стало: 25%. Они считают, что сейчас права женщин мало ограничивают, чем в XIX в. Но 32% считают, что права у современной женщины ограничены (сексуальное насилие, разница в ЗП и др.).

Все 100% мальчиков во 2 этапе считают, что сейчас права женщин не ограничиваю. Современная женщина не должна думать только о семье, так считают 75% уч-ся (девочки увеличили свое мнение на 7%, мальчики дали положительный ответ на 3% больше, чем в 1 этапе).

Независимость во 2 этапе опроса остается основной чертой современной женщины у 58% учащихся. За равенство между мужчин и женщин высказались 84% учащихся.

Портрет современной женщины во 2 этапе существенно не поменялся: на 1 месте стала рассудительность - 79% учащихся, затем целеустремленность - 78% учащихся, независимость - 69% учащихся, уравновешенность - 62% учащихся, - 56% учащихся, верность - 51% учащихся, привлекательность - 33% учащихся (Приложение Е).

Таким образом, после практического занятия в опросе произошли незначительные изменения. Лидирующее положение в семье также занимает равноправие, права женщин в XXI в по сравнению с XIX в. не ограничивают. Небольшая часть опрошенных отмечают, что ограничения в правах женщин есть (образование, виды работ, разница в ЗП, женщина с маленьким ребенком, женщина - руководитель и др.).

Заключение

После изучения литературы и практической работы пришли к выводам:

1) В конце XVIII в. женщина во многом зависела от мужчины и ее права были сильно ограничены. В начале XIX в. идеология равноправия полов начала укреплять свои позиции, в конце XIX в. появились законы об усилении прав женщин в Англии.

2) В романе Джейн Остен выделили права женщин: на свободу выбора в браке; на образование и развитие; на наследование имущества; на защиту своих интересов; на уважение и равноправие в обществе.

3) Права женщин в современной России значительно превосходят права женщин в к. XVIII - н. XIX века в Англии и в России. До середины ХIХ в. роль женщины ограничивалась браком и семьей. В современной России женщина имеет право голоса на выборах, право на образование и работу, самоопределение, может занимать высокую должность и др.

4) В результате опроса с подростками определили, что в современной семье есть равноправие, но иногда сохраняются стереотипы; женщина не должна думать только о семье, может быть независимой и заниматься карьерой. Портрет современной женщины: целеустремленная, рассудительная, привлекательная, уравновешенная, независимая.

5) На практическом занятии рассмотрели права женщин в России, которые выражены не в полной мере и разработали предложения по их укреплению (необходимы программы поддержки женщин от домашнего насилия и оказание им психологической помощи, обучение навыкам самообороны и др.).

Наша гипотеза: права и положение женщин в институте семьи XIX в. были значительно ограничены по сравнению с современным временем, однако некоторые аспекты все еще актуальны в семье ХХI в., подтвердилась частично. Несмотря на то, что большинство подростков отмечают равноправие в семье, большая часть мальчиков отмечают лидирующую роль в семье мужчины и отсутствие равноправия в семье. В перспективе, планируем разработать программу поддержки женщины от домашнего насилия.

Список литературных источников

Электронный ресурс

  1. Акт лорда Хардвика о браке 1753 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/akt-lorda-hardvika-o-brake-1753-g-prichiny-prinyatiya-i-znachenie/viewer .– (Дата обращения: 09.09.2024).

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003135014 .– (Дата обращения: 18.08.2025).

  3. Брачное право и практика в 18 в [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19069049/.– (Дата обращения: 8.09.2025)

4. Доктрина истинной женственности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbes-woman/484351-doktrina-istinnoj-zenstven nosti-kak-viktorianskaa-epoha-zaperla-zensin-doma.–(Дата обращения: 8.09.2025

5 Жизнь женщин в России XVIII века: ограничения и прогресс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://istoriy.ru/18-vek/zhizn-zhenshhin-v-rossii-xviii-veka-ogranichenija-i-progressivnye-izmenenija/ .– (Дата обращения: 7.09.2025).

  1. Законопроект о заключении браков в Англии 1836 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://en.wikisource.org/wiki/1836_(34)_Marriages._A_ bill_for_Marriages_in_England.– (Дата обращения: 7.09.2025).

  2. Закон о браке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.parliament.uk .– (Дата обращения: 22.08.2025).

8. Идеология гендерного равенства и эволюция английского законодательства о правах женщин в XIX - начале XX в [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-gendernogo-ravenstva-i-evolyutsiya-angliyskogo-zakonodatelstva-o-pravah-zhenschin-v-xix-nachale-xx-v/viewer.– (Дата обращения: 23.08.2025).

9. Институт брака и правовое положение женщины в Англии XIX в. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ institut-braka-i-pravovoe-polozhenie-zhenschiny-v-anglii-xix-veka/viewer .– (Дата

обращения: 29.08.2025).

10. Историко-правовая характеристика эволюции института брака и гендерных ролей на западе XVIII-XX вв. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://na-journal.ru/12-2023-pravo/7888-istoriko-pravovaya-harakteristika-evolyucii-instituta-braka-i-gendernyh-rolei-na-zapade-xviii-xx-vekah .– (Дата обращения: 03.09.2025).

11. Коути К. Добрая Старая Англия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://litresp.ru/chitat/ru/К/kouti-ketrin/dobraya-staraya-angliya .– (Дата обращения: 29.08.2025).

12. Конституция РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://duma.gov.ru/legislative/documents/constitution/ (Дата обращения: 28.08.2025).

13. О'Коннелл Лиза. Истоки английского брачного заговора: литература, политика и религия в XVIII в. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ISBN 9781108707459OCLC 1225190242 .– (Дата обращения: 03.09.2025).

14. Остен Д. Гордость и предубеждение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.100bestbooks.ru/files/Austen_Gordost_i_predubezhdenie. pdf .– (Дата обращения: 29.08.2025).

15. Первушина Е. Любовь по-английски, или положение женщины в грегорианской Англии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://apropospage.ru/osten/ost8_2.html .– (Дата обращения: 29.08.2025).

16. Практика наследования для женщин в дореволюционной России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ praktika-nasledovaniya-dlya-zhenschin-v-dorevolyutsionnoy-rossii/viewer .– (Дата обращения: 05.09.2025).

17. Противостояние Элизабет Беннет: борьба за свободу нравственного выбора [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.com/586749/roman_dzheyn_osten_gordost_i_predubezhdenie_ .– (Дата обращения: 05.09.2025).

18. Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/. - (Дата обращения: 05.09.2025).

19. Смирнов Е.Р., Фурье Ш. Идеология гендерного равенства и эволюция английского законодательства о правах женщин в XIX - XX вв. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-gendernogo -ravenstva-i-evolyutsiya-angliyskogo-zakonodatelstva-o-pravah-zhenschin-v-xix-nachale-xx-v/viewer. - (Дата обращения: 15.09.2025).

  1. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rus-brokgauz-efron.slovaronline.com/ (Дата обращения: 15.09.2025).

Приложение А

Законы о правах женщин в Англии конца XVIII- начала XIX вв.:

Название закона

Год издания

Содержание закона

Свод законов (в Англии)

Законы о браке с 1811 по 1929 гг., в т. ч. Закона о брачном возрасте 1929 г.

Закон ужесточил существующие церковные правила, касающиеся брака, предусматривая, что для того, чтобы брак был действительным, он должен быть заключен в церкви и после публикации оглашения или получение лицензии [14]. Лица моложе 21 года должны были иметь согласие родителей, если они вступали в брак по лицензии; браки по запрещению, напротив, действительны до тех пор, пока родитель несовершеннолетнего фактически не запретил запрещение. Закон не распространялся на членов Британской королевской семьи. Акт 1753 имел применение на браки, заключенные за границей или в Шотландия [6].

Закон о тайных браках или «Закон о браке лорда Хардвика» [1]

1753 г. Вступил в силу в 25.03.1754г

Закон о браке был первым законодательным актом в Англии и Уэльсе, который требовал официальной церемонии заключения брака. Закон способствовал возникновению спора о действительности шотландского брака [1].

«Доктрина истинной женственности»

1837–1901гг

Муж «имеет полное право не только на собственность, но и на личность жены» [4].

Закон о браках [6]

1 января 1837 г

Браки не должны заключаться в течение двадцати одного дня после получения свидетельства о регистрации, если только по Лицензии в течение семи дней [6].

Английский юрист сэр Уильям Блэкстоун в трактате «Комментарии к законам Англии» писал: «Состоящие в браке супруги с точки зрения закона являются одним лицом: это означает, что правовое существование женщины в браке прекращается и сливается с существованием ее мужа, под чьим крылом, опекой и защитой она осуществляет все свои поступки». Вся добрачная собственность женщины переходила к мужу. Заработки в браке, подарки, принадлежали ему. Без ведома супруга женщина не могла подписывать бумаг, брать кредиты и даже делать покупки. Закон не обязывал мужа обеспечивать жену. После смерти женщины, даже если ее завещание устанавливало иное, собственность тоже отходила супругу [6].

Закон о политическом праве женщин [8]

1869 г.

Законы, принятые в 1869 и 1894 годах, дали некоторым женщинам право голосовать - сначала незамужним налогоплательщицам, прошедшим имущественный ценз, затем замужним женщинам, живущим отдельно от мужей (следующее расширение избирательных прав женщин состоялось только в 1918 году) [8].

Закон о праве на земельную собственность [8]

1870 г.

Позволил женщинам сохранять собственность и контролировать свое имущество после брака [8].

Закон о праве на образование для женщин [8]

1870 и 1880 гг.

Позволил женщинам получать образование наравне с мужчинами. Возможности трудоустройства, право баллотироваться в члены школьных советов. К 1890г. в университетах и колледжах появились первые женщины-преподаватели, в основном по французскому языку, музыке и английской литературе [8] .

Закон о равных возможностях в трудоустройстве

1891 г.

Запретил дискриминацию по половому признаку при найме на работу [8].

Билль о собственности замужних женщин [4]

1857 г.

был утвержден в Парламенте

Закон о разводе [9]

1857 г.

Светский суд теперь мог разводить бывших супругов, причем за женой сохранялась ее добрачная собственность.

Закон об уравнении в правах замужних и незамужних женщин [9]

1882 г.

Женщины могли покупать и продавать имущество, наследовать и самостоятельно распоряжаться деньгами. Законы, принятые в 1869 и 1894 гг., дали некоторым женщинам право голосовать - сначала незамужним налогоплательщицам, прошедшим имущественный ценз, затем замужним женщинам, живущим отдельно от мужей (далее расширение избирательных прав женщин состоялось только в 1918г).

Приложение Б.

Права женщин в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение»

Права

Отрывок/Цитата из романа

Комментарий

1. Право на свободу выбора в браке

«…брак является единственным благородным условием для образованной женщины…». «Вы [Коллинз] не могли сделать меня счастливой, и я убеждена, что я - последняя женщина в мире, которая сделала бы Вас таким. И не прошло месяца после нашей встречи, как я уже поняла, что из всех людей в мире вы меньше всего можете стать моим мужем (Элизабет) [11].

Остен показывает жестокость браков по расчёту. Мистер Коллинз приезжает в Лонгборн, чтобы вступить в законный брак с Элизабет. Она отклоняет его предложение [4].

2. Право на образование и развитие своих способностей

«Женщина должна досконально разбираться в музыке, пении, рисовании, танцах и современных языках... и, помимо всего этого, она должна обладать чем-то определенным в своей осанке и манере ходить, тоне своего голоса» (К. Бингли) [11].

Образованных женщин в обществе не любили и называли «синими чулками». Им приходилось скрывать свои способности 16].

3. Право на наследование имущества

«Почти вся собственность мистера Беннета заключалась в имении, приносящем две тысячи фунтов годового дохода. На беду, его дочерей, имение это наследовалось по мужской линии и, так как в семье не было ребенка мужского пола, переходило к дальнему родственнику». «Я слышала, имение вашего батюшки наследуется по мужской линии и должно перейти к мистеру Коллинзу? Я не одобряю, когда женщин в семье лишают наследственных прав» (леди Кэтрин) [11]

Женщины не имели права унаследовать поместье. Всё имущество после смерти отца Элизабет перейдёт к их кузену мистеру Коллинзу, потому, что он мужчина. В случае брака между Элизабет и Коллинзом имение осталось бы в семье Беннетов.

4. Право на защиту своих интересов и самостоятельное принятие решений

«Из печального опыта с Лидией мы можем извлечь полезные уроки. Они заключаются в том, что утрата женщиной добродетели и непоправима; что ее репутация тем более хрупка, чем более она безупречна; и что женщина не может быть чрезмерно осторожной к недостойным мужчинам» (Мэри) [11].

Репутация женщины уязвима. Побег Лидии с офицером может поставить крест на ее сестерах - джентльмены из приличных семей не позовут их замуж [16].

5.Право на уважение обществ

«Могли ли вы ждать, что мне будет приятен круг людей, в котором вы постоянно находитесь?» (мистер Дарси) [11].

Первая встреча Дарси и Элизабет обозначила их неравенство 18].

Приложение В.

Сравнение прав женщина в XIX в. в Англии и современной России XXI в.

Праваженщин

Англия XIX в

Россия XIX в

Современная Россия XXI в

Право на свободу выбора в браке

До серединыXIX в замуж удавалось выйти 30% дворянок, остальные оставались старыми девами и вынуждены были жить на иждивении своих братьев. Женщина низших сословий могла выйти замуж, пойти работать. Девушку из дворянской семьи до 25 лет содержали родители, но унаследовать деньги родителей она не могла - они доставались братьям [4]. В 1753 г. принимается закон лорда Хардвика, по которому устанавливался общий для всех порядок заключения брачного союза в церкви [2]. Развод был почти невозможен [10].

Жена должна была повиноваться мужу, как главе семейства, всячески угождая ему, разделять с ним местожительство. Женщина не могла без согласия мужа наниматься на работу или в услужение. С 1845 года муж не имел права подвергать жену физическому наказанию [17].

Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей [16].

Право на образование и развитие своих способностей

Женщина низших сословий могла пойти в город, учиться на швею, вышивальщицу, модистку или продавщицу. Дочь священника или небогатого чиновника могла получить образование и пойти в гувернантки и учительницы. Девушка из дворянской семьи обучалась дома, была содержанкой у родственников.

М. Уоллстонкрафт отстаивала право женщины на получение образования и профессии [17].

Р. Оуэн - английский философ считал семью источником мужской власти над женщиной, полагая, что путем образования и просвещения можно покончить с неравенством полов [17].

И. Юкина, кандидат социологических наук, автор книги «Русский феминизм»: «Женщины обучаться в университете в царской России не могли. В университетском уставе дамы вообще не упоминались: в голову никому не приходило, что они придут учиться. Девушки могли быть вольнослушательницами» [17].

В Конституции РФ гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. [3]

Право на наследование имущества

М. Уоллстонкрафт осуждала имущественную зависимость женщины от мужчины в семье, отстаивая право женщины обладать собственностью [17].

Р. Оуэн пытался доказать, что именно право собственности ведет к любому неравенству в обществе, в т.ч. и к неравенству полов [17].

Томпсон был убежден, что равенство полов может быть достигнуто в социальной организации, в которой общественная собственность [17]

В XIX в. вдова и вдовец получили равные права на получение указной части из имущества умершего супруга - 1/7 часть из недвижимого и 1/4 из движимого имущества. При этом преимущество в наследовании оставалось у родственников мужа, а бездетная вдова, прожившая с ним долгие годы, или многодетная вдова-мать могли рассчитывать только на законную указную часть [17]

На основании ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители умершего. К наследованию призываются также дети, родившиеся после смерти наследодателя. Ребенок, в отношении которого его родители или один из них были лишены родительских прав, сохраняет право на получение наследства. [19]

Право на защиту своих интересов и самостоятельное принятие решений

М. Уоллстонкрафт отстаивала право женщины работать независимо от желания мужчины [8]. У. Блэкстон - английский правовед в труде «Комментарии к законам Англии» писал: «… юридическое существование женщины прекращается на всѐ время еѐ замужества» [17]. До середины XIX века женщина, став замужней женщина теряла право заключать любые контракты [6].

Женщины высших сословий имели право пользования, владения и распоряжения имуществом, могли вступать в обязательственные отношения, быть истцом и ответчиком в суде. В XIX веке создаются женские организаций, что отражается на правовом статусе женщин. В 1881 г все женские организации были запрещены [10].

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом [13]

Право на уважение и равноправие в обществе

В XVIII в. женщина не обладала никакими политическими правами, ее статус определялся в соответствии с нормами дореволюционного этапа. В 1792 г. был опубликован трактат М. Уоллстонкрафт «Защита прав женщин: с критикой политических и моральных вопросов». Она заявляла о том, что появился новый тип современной женщины, не желающий подчиняться мужчине [17]. Томпсон в 1824 г. опубликовал «Воззвание одной половины человечества, женщин, против претензий другой половины…» При участии А Уилер, позднее написал трактат «Права женщины» (1830 г.) [17].

 

Статья 19 Конституции РФ закрепляет равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации. Правовой статус женщин получил свое развитие в международных документах: Конвенция о равной оплате труда за равный труд (1951г.), Конвенция о политических правах женщин (1954г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Декларация об искоренении насилия над женщиной (1993г)…

До конца 2020 г. существовало 456 профессий, запрещённых для женщин. С 1.01.2021 г приказом Минтруда РФ список был сокращён до 100 профессий. [13].

Приложение Г.

Результаты 1 этапа. Опрос анкетный №1 (1-6?)

7? Какими, по-вашему мнению, качествами должна обладать женщина в наше время?

Приложение Д.

Результаты 2 этапа. Практическое занятие «Права женщин в России XXI в»

Права женщин

Ситуация в России в наше время

Название мероприятий

Вид мероприятий

Категория участников

Ожидаемый результат

Право на свободу выбора в браке

Женщина имеет свободу выбора супруга. По Конституции РФ не допускается брак по принуждению

«Свобода в выборе супруга»

Лекция

Для незамужних женщин

Женщины узнают о семейных ценностях

«Мой идеальный партнер»

Мастер-класс с психологом

Для незамужних женщин

Знание, как найти свою половинку

В семьях много насилия и абьюзивных отношений к женщине

«Психотерапия с психологом»

Консультация психолога

Женщины, которые жили с абьюзером

Восстановление женщин после абьюза

Женщин в стране больше, чем мужчин, возникает соперничество

«Холостяк», Любовь с первого взгляда»

Шоу

Одинокие женщины

Найти мужа, завести семью

Право на наследование имущества

Женщины могут после развода остаться без всего

«Как составить брачный договор?»

Беседа с юристом по семейному праву

Любая категория женщин

Знание, как обезопасить себя после развода

Мужчина после развода не хочет делиться имуществом

«Мужское – женское»

Женщины 18+

Знание, как получить свою долю имущества

Право женщин на образование

Сохраняется право на образование, но есть мужские профессии

«Мужское – женское»

Форум

Для мужчин и женщин

Женщины смогут развиваться в любой профессии

Право на защиту своих

интересов

Разница в ЗП из – за пола

«Защита женщин по трудовому праву»

Встреча

Женщины 18+

Знание своих трудовых права

Физическое насилие

женщин

«Самооборона для женщин»

Занятия

Женщины 18+

Умение женщины постоять за себя

Приложение Е.

Результаты 3 этапа. Опрос анкетный №2.

Сравнение результатов 1 и 2 опроса 10у 2 кл. (1-6?)

7. Какими, по-вашему мнению, качествами должна обладать женщина в наше время?

Приложение Ж.

Предложения по укреплению прав женщин в России

  1. Пропаганда свободы выбора в браке: проведение информационных кампаний о важности свободы выбора партнера, предоставление доступа к консультациям и поддержке женщин, страдающих от насилия в семье.

  2. Повышение уровня образования и развития способностей женщин: организация образовательных программ, равного доступа к высшему образованию и профессиональным тренингам, поддержка и поощрение женщин в научных и технических сферах.

  3. Обеспечение равных прав на наследование имущества: законодательные и правовые меры для обеспечения равных прав женщин на наследование имущества в соответствии с местным законодательством.

  4. Создание условий для защиты интересов и самостоятельного принятия решений: разработка программ поддержки женщин-предпринимателей, психологическая помощь, обучение навыкам самообороны.

  5. Пропаганда уважения и равноправия женщин в обществе: проведение образовательных мероприятий о важности уважения прав женщин, борьба с принятием стереотипов и дискриминации.

  6. Поддержка женщин в вопросе материнства: обеспечение доступа к медицинской помощи и социальной поддержке для беременных женщин, создание условий для совмещения карьеры и материнства.

Эти меры помогут обеспечить равные права и возможности для женщин в различных сферах жизни и способствовать их развитию и успеху.

Просмотров работы: 13