Социальные сети: инструмент для лучшей организации повседневности или средство развития?

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социальные сети: инструмент для лучшей организации повседневности или средство развития?

Журавлева В.В. 1
1МОУ "СОШ 56УИМ" гМагнитогорск
Иванцова С.М. 1
1МОУ "СОШ 56УИМ" гМагнитогорск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В условиях постиндустриального общества, характеризующегося доминированием информационных технологий и быстротой обмена данными, социальные сети заняли центральное место в нашей повседневной жизни. Они стали не только площадкой для общения, но и предложили новые способы управления временем и ресурсами. Социальные сети изменили привычные формы коммуникации, создав новые возможности для обмена опытом, налаживания связей и самообразования.

Актуальность: В эру распространенности и доступности интернета почти каждому человеку на Земле на сегодняшний день, я задалась вопросом «А не уходим ли мы из реальности в виртуальный мир? Что будет дальше, если уже сегодня все мои знакомые проводят в интернете ежедневно более 5 часов?».

Также, темы проекта обоснована рядом факторов:

Распространение социальных сетей: Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни миллионов людей. Платформы, такие как Instagram (соцсеть признана экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН), TikTok, ВК и другие, активно используются для общения, получения информации и ведения бизнеса.

Влияние на повседневную жизнь и психологическое состояние людей: Социальные сети влияют на организацию повседневной жизни — от управления временем до планирования досуга и общения. Их использование может как повышать продуктивность, так и отвлекать от важных задач. Также, они могут влиять на психологическое состояние пользователей — как положительно, так и отрицательно. Это создает необходимость в анализе их роли в жизни пользователей

Развитие навыков и знаний: Социальные сети могут служить платформой для самообразования и профессионального роста. У пользователей есть доступ к курсам, вебинарам и полезному контенту, что открывает новые возможности для развития.

Социальная динамика: Социальные сети формируют новые формы взаимодействия и общения, что меняет традиционные социальные структуры и отношения. Исследование этих изменений может помочь лучше понять современное общество.

Экономическая значимость: Социальные сети стали важным инструментом для бизнеса, маркетинга и продаж. Они позволяют компаниям эффективно взаимодействовать с клиентами и продвигать свои продукты.

Цель данного проекта заключается в выявлении роли социальных сетей в повседневной жизни современного человека.

Мы будем изучать вопрос, насколько эффективно социальные сети могут служить инструментами для лучшей организации личных и профессиональных задач, а также как они способствуют развитию пользователей, позволяя им получать доступ к знаниям и ресурсам, обмениваться опытом и строить полезные контакты.

Задачами моего проекта являются:

  • Узнать историю создания социальных сетей с помощью открытых источников информации

  • Найти и проанализировать информацию о особенностях использования социальных сетях в современном обществе

  • Изучить использование социальных сетей посредством самоанализа на протяжении недели

  • Проанализировать позитивные и негативные аспекты использования социальных сетей

  • Сделать выводы о роли социальных сетей в жизни современного человека

1.Теоретическая часть

1.1 Понятие социальных сетей, краткая история

История возникновения социальных сетей начинается с появления термина «социальная сеть» в 1954 году. Его ввёл социолог из «Манчестерской школы» Джеймс Барнс. «социальная сеть» – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними. Если говорить более простым языком – это некая группа знакомых людей, где сам человек является центром, а его знакомые ветками. Между всеми членами сети есть двусторонние или односторонние связи.

Первой социальной сетью с использованием компьютерной техники стала технология электронной почты, появившаяся в 1971 году. Эта технология использовалась военными в сети ARPA Net. Следующим шагом стало изобретение IRC (англ. Internet Relay Chat — ретранслируемый интернет-чат) — сервисной системы для общения в режиме реального времени. Она была создана в 1988 году финским студентом Яркко Ойкариненом.

Причиной нового скачка в развитии социальных сетей стало изобретение Всемирной Паутины. Публичный доступ в Интернет появился в 1991 году, а уже в 1995 году была создана Classmates.com — первая социальная сеть в современном значении этого понятия.

Официальным началом социальных сетей принято считать 2003–2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook (соцсеть признана экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН). В Россию мода на социальные сети пришла двумя годами позже — в 2006-м, с появлением «Одноклассников» и «ВКонтакте».

Социа́льная сеть (сокр. соцсеть, SNS от social networking service) — онлайн-платформа, используемая для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения (музыка, фильмы) и работы.

Социальные сети разделяются на разные виды, вот некоторые из них:

  • Социальные закладки. Веб-сайты, позволяющие пользователям предоставлять в распоряжение других список закладок или популярных веб-сайтов. Примеры: Delicious, Pinterest.

  • Социальные библиотеки. Сервисы и инструменты, позволяющие посетителям оставлять ссылки на их коллекции, книги, документы, аудиозаписи и т. п., доступные другим.

  • Социальные медиахранилища. Сервисы для совместного хранения медиафайлов.

  • Специализированные социальные сети. Объединяют людей по определённым критериям (например, возраст, пол, вероисповедание, определённые увлечения и т. д.).

  • Геосоциальные сети. Позволяют налаживать социальные связи на основании географического положения пользователя. При этом используются различные инструменты геолокации (например, GPS или гибридные системы типа технологии AlterGeo), которые дают возможность определять текущее местонахождение того или иного пользователя и соотносить его позицию в пространстве с расположением различных мест и людей вокруг.

  • Видеохостинги. Сервисы для размещения и просмотра видеоконтента. Примеры: VK Видео, Видео@Mail.Ru, Дзен Видео

    1. Для чего люди используют социальные сети?

Многие пользователи иногда задаются вопросом: «что делать в социальных сетях?». Главным мотивом использования соцсетей у большинства остается общение и наблюдение за друзьями и знакомыми. По словам доктора философских наук, доцент. ПГУНатальи Владимировны Розенберг - «...для современной молодежи социальные сети стали новыми возможностями для общения, социализации, накопления социального капитала, самообразования, сотрудничества и взаимодействия. Именно благодаря сетевой коммуникации мы наблюдаем, как расширяется межличностная, а также социально значимая коммуникация»

Некоторые регистрируются, чтобы обзавестись новыми друзьями с общими интересами. Обмен новостями, фотографиями и видео позволяет чувствовать себя ближе к людям, которых не видели долгое время, а также легко поддерживать коммуникацию с теми, кто находится на другом конце света.

Так же это замечательное средство для отдыха. Поскольку для этого имеется большое количество возможностей для этого. Для этого есть игры, музыка, фильмы, смешные ролики и т.д. Большинство этих опций являются бесплатными.

Образовательная сфера. Существуют различные группы и сообщества, посвящённые науке, творчеству, истории и т. д., которые пользователь может целенаправленно изучать или случайно находить какую-нибудь полезную информацию.

Возможность публикации постов, фотографий и видео позволяет поделиться своими мыслями, идеями и творческими работами с огромной аудиторией. Это позволяет людям раскрыть свой потенциал, получить обратную связь от других пользователей и даже найти новые возможности для себя.

Социальные сети используют не только обычные пользователи, но и компании. Продвижение продуктов и услуг. Многие компании используют социальные сети для продвижения своих продуктов и услуг, благодаря чему потребители могут быстро получать информацию о новинках, акциях и специальных предложениях.

Социальные сети дают нам возможность обмениваться новостями, не только касающуюся друзей, но и обычных мировых или локальных новостях. Они распространяются довольно быстро и больше формируют общественное мнение.

«Я считаю, что социальные сети неотделимы от той коммуникационной среды, в которой мы обитаем» в своих трудах указывает Лосева Наталья Геннадьевна, медиа-продюсер, журналист

    1. Позитивное и негативное влияние социальных сетей на человека

Анализируя всю информацию, что была представлена ранее, можно задаться вопросом: «А как именно социальные сети влияют на человека и его коммуникативные способности?» По словам Андрея Владимировича Курпатова (российский телеведущий и продюсер, психотерапевт):

«– С одной стороны, да – соцсети как бы объединяют людей, они дают возможность общаться с друзьями по всему миру и сохранять контакты. Так вы можете завести себе друзей с похожими интересами, все это расширяет круг общения. Особенно это ценно для представителей маломобильных групп граждан или тех, кому просто тяжело дается личное общение. Раньше такие люди просто бы замкнулись в себе и все. – Но есть и другая сторона. Все соцсети просто искажают подход к мышлению. Они сильно влияют на коммуникативные навыки. Живое общение просто исчезает. От экрана отрываться не надо – все происходит здесь. Тактильного контакта нет вообще. А ведь именно благодаря ему улучшается настроение, стабилизируется артериальное давление и в норму приходит пульс. Но ведь нам, в нашем современном обществе решать все рабочие и личные вопросы приходится в сообщениях! Как же часто все мы сейчас слышим «Мне написать проще, чем сказать лично!» 93% подростков без эмодзи просто не могут обходиться! Использовать при личном контакте все эти смайлики – невозможно. В итоге люди просто утратили способность проявлять свои и распознавать чужие эмоции. Подобное положение дел заканчивается психологическими проблемами.»

Споры о том, какое влияние соцсети оказывают на людей, возникают довольно часто. старшее поколение делится на тех, кто поощряет такой подход и тех, кто остро реагирует в стиле «все зло от компьютеров». Представители последнего "лагеря" даже не задумываются о том, что есть и вред, и польза социальных сетей - они видят только негатив. Несмотря на то, что старшее поколение зачастую остается при своем мнении и относятся к новому достаточно скептично, с каждым днем они становятся все интегрированее в данную среду. Например, пользуются доставками продуктов и лекарств

Большинство дискуссий связано с тем, что соцсети заменяют реальное общение, растет поколение людей, которое не читает книг и не умеет общаться «вживую». В то же время развитие этой сферы позволяет заметно упростить жизнь. Теперь не нужно тратить деньги на звонки, чтобы связаться с близкими или покупать книги с анекдотами, чтобы поднять себе настроение. Более того – эти площадки помогают зарабатывать, заводить новые знакомства и находить потерянные когда-то контакты.

По этому поводу до сих пор проводятся множество исследований. Проанализировав Интернет-журнал «Мир науки» Том 4, номер 4 (выпуск 4 – 2016 июль - август), где описано влияние социальных сетей на личность, я разделила это влияние на позитивное и негативное.

Позитивное влияние социальных сетей на человека:

  • Создание и поддержание социальных связей. Платформы социальных сетей позволяют людям оставаться на связи с близкими и заводить новые знакомства.

  • Возможность самовыражения. Пользователи могут продемонстрировать таланты, поделиться точками зрения и высказать своё мнение.

  • Образование и доступ к информации. Социальные сети предоставляют людям доступ к знаниям, новостям и образовательному контенту.

  • Новости. Сейчас практически не осталось средств массовой информации, которые бы не освоили соцсети. Большинство важных новостей дублируются в соцсетях, такой короткий наглядный формат удобнее воспринимать современному человеку.

  • Многообразие контента. Вы всегда можете найти то, что вас заинтересует. Кроме того, просмотр ленты — это тоже польза соцсетей, потому что так можно расслабиться после тяжелого дня и поднять настроение.

Негативное влияние социальных сетей на человека:

  • Трата времени. Так не может быть и речи ни о какой продуктивности и выполнении задач. Соцсети часто называют «пожирателями времени», потому что в течение дня мы часто отвлекаемся на сообщения, видеоролики и т.д.

  • Отсутствие безопасности. Мошенникам становится проще завладеть данными, благодаря указываемой в профилях информации.

  • Влияние на самооценку и самопринятие. Со временем люди могут начать привязывать свою самооценку к лайкам, репостам и комментариям. Отсутствие участия или негативный комментарий могут привести к чувству отвержения, снижению самооценки и повышенной уязвимости.

  • Социальная изоляция и потеря реальных контактов. Чрезмерная зависимость от социальных сетей может сократить личное взаимодействие, ослабить навыки общения в реальной жизни и усилить чувство одиночества и изоляции.

  • Информационный мусор. Многообразие контента – это плюс лишь с одной стороны. С другой – алгоритмы не всегда хорошо работают. Также и сами авторы контента, порой, создают некачественные материалы. Из-за этого социальные сети могут утомлять и даже разочаровывать низкосортной информацией. 

Стоит отметить, что влияют больше не сами социальные сети при их использовании, а неумение человека грамотно распоряжаться своим временем и злоупотребление проведение досуга в подобной форме. Это может привести к негативным последствиям, описанным ранее.

2. Выявлении роли социальных сетей в повседневной жизни современного человека

2.1 Изучение использования социальных сетей посредством самоанализа

Собирая и обрабатывая всю информацию про использование социальных сетей, я задалась вопросом: «А как именно я использую различные социальные сети и в каком количестве?». В рамках данного проекта была проведена практика самоанализа, целью которого было изучение моего использования социальных сетей. Для начала я определила список основных социальных сетей, которые я регулярно использую.

  • Telegram

  • «Яндекс.Дзен»

  • Rutube

  • «ВКонтакте»

Для большего удобства самоанализа я буду фиксировать каждый заход в социальные сети и кратко записывать:

  • Цель входа

  • Время, проведенное в социальной сети

  • Дата и время входа (чтобы понять, в какие часы я активно использую соцсети)

Для удобства и структуризации я буду записывать каждый заход в режиме реального времени, а позже сделаю из собранной информации полноценную таблицу. Это поможет аккумулировать данные и упростит последующий анализ. Кроме того, в конце недели я подведу итоги, сравню данные и размышляю о том, какие привычки в использовании социальных сетей можно изменить или оптимизировать, чтобы они приносили больше пользы и меньше отвлекали от важных задач. Этот подход позволит не только глубже понять свои привычки, но и поможет осознанно подходить к использованию социального медиа, что в конечном итоге повысит качество проводимого времени.

Таблица с собранной информацией будет прикреплена в приложениях к проекту.

2.2 Анализ полученных данных

За прошедшую неделю я активно использовала социальные сети для различных целей, включая общение с друзьями, чтение новостей и просмотр видео. Я заметила, что у меня есть четкое распределение времени и задач на каждый день, что помогает мне не только оставаться на связи, но и получать полезную информацию.

Структура использования

1. Частота входов:

- В течение недели я делала несколько входов во все дни, но чаще всего это происходило в будние дни. Я акцентировала внимание на общении в Telegram и чтении в «Яндекс.Дзен», что является важным для моей социальной активности и образования.

2. Цели использования:

- Наиболее часто я использовала Telegram для общения с друзьями. Эти моменты позволяют мне поддерживать связи и обмениваться мгновенной информацией.

- Я также много времени проводила с «Яндекс.Дзен», читая интересные статьи и новости. Это показывает, что я стремлюсь быть в курсе происходящего и развивать свои знания.

- Мне нравится смотреть видео на Rutube, как развлекательный контент. Это помогает мне расслабиться после рабочего дня и переносит в мир развлечений.

3.Время, проведенное в соцсетях

- Время, проведенное в соцсетях, колебалось от 10 минут до 1 часа 45 минут за один заход. Я замечаю, что в будние дни активнее использую социальные сети в вечернее время и на выходных, когда у меня есть больше свободного времени.

- В особенности меня удивило, что в день просмотра видеоконтента я провела значительное время за экранами. Это может говорить о том, что порой я захожу в соцсети за беглым просмотром, а затем увлекаюсь контентом, который требует больше времени.

4.Неделя в целом

- В начале недели я сосредоточена на работе и обучении, а уже к выходным отдыхаю и общаюсь с друзьями.

- Выходные дни показывают повышенную активность в общении, что говорит мне о необходимости оставаться на связи с близкими.

Проанализировав свои данные, я могу выдвинуть список рекомендаций для самой себя, чтобы как можно грамотнее распоряжаться временем, которое я провожу за просмотром контента в социальных сетях:

1.Баланс между обязанностями и отдыхом: Я вижу, что мне удается поддерживать баланс между развлечением и получением информации. Однако, стоит обратить внимание на потребление видео-контента, чтобы избежать слишком долгих просмотров.

2.Критический подход к контенту: Опираясь на свои наблюдения, я понимаю, что важно качественно подходить к выбору контента, который я потребляю. Я хотела бы еще больше времени уделять развивающим материалам.

3.Улучшение управления временем: Я намерена установить некоторые лимиты на время, проведенное за видеоконтентом, и больше времени выделить на чтение и общение.

Таким образом, мой опыт использования социальных сетей за эту неделю стал для меня полезным индикатором моих привычек и предпочтений, и я собираюсь использовать эти выводы для дальнейшей настройки своего онлайн-опыта.

Заключение

В ходе проведенного самоанализа мы подробно рассмотрели роль социальных сетей в жизни современного человека. Стало очевидно, что социальные сети перестали быть просто инструментом для общения и развлечения, превратившись в неотъемлемую часть нашей повседневности, оказывающую значительное влияние на различные аспекты жизни. Они открыли новые горизонты для социального и профессионального развития, а также предоставили платформу для выражения мнений, творчества и мобилизации социальных движений. С одной стороны, социальные сети предоставляют беспрецедентные возможности для самовыражения, коммуникаций и добычи полезной информации. Однако, наряду с преимуществами, социальные сети несут в себе и потенциальные негативные последствия, такие как зависимость от социальных сетей, потенциальная утрата конфиденциальной информации и трата времени. Социальные сети представляют собой мощный инструмент, который может как обогатить, так и навредить жизни современного человека.

Ответственность за их влияние лежит на каждом пользователе. Необходимо формировать критическое мышление, учиться использовать социальные сети умеренно и осознанно, а также продвигать культуру уважительного и ответственного поведения в онлайн-пространстве. Важно осознавать как возможности, так и риски, которые несут в себе социальные сети, и использовать их осознанно, с целью улучшения жизни, а не ее ухудшения.

В заключение, дальнейшие исследования в этой области важны для выработки эффективных стратегий по снижению негативного влияния социальных сетей и максимизации их положительных эффектов.

Список литературы

  1. Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Влияние социальных сетей на личность // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/20PSMN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения: 18.12.2024).

  2. Социальная_сеть - Википедия: официальный сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_сеть (дата обращения: 18.12.2024).

  3. Розенберг Н. В. Социальные сети как основной вид коммуникативных практик современной молодежи: социологический анализ // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 4. С. 90–98. doi:10.21685/2307-9525-2022-10-4-10(дата обращения: 19.12.2024).

  4. Патюков, С. В. Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное положение дел / С. В. Патюков, Е. В. Коврига. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/873/ (дата обращения: 8.01.2025).

Просмотров работы: 16