ВВЕДЕНИЕ
Решение социальных проблем – это одна из приоритетных задач государства, которая решается при помощи различных мер и механизмов в рамках социальной политики, включающей сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения и защиты, а также создание условий для достойной жизни граждан. Одним из доступных для государства инструментов решения социальных проблем является развитие «социального предпринимательства».
В 2019 г. значимость вопросов социального бизнеса в России получила подтверждение на нормативно-правовом уровне – в новой редакции ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» появились понятия «социальное предприятие», «социальное предпринимательство».
Важно отметить, что необходимость развития социального предпринимательства в России продиктована наличием в стране большого числа нерешенных социальных проблем, снижением социальной защищенности граждан, значительной дифференциацией доходов и снижением уровня благосостояния населения, дестабилизацией экономической и политической ситуации в стране, ухудшением экологической ситуации.
Поддержка социального предпринимательства предусмотрена Стратегией развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р, и Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации».
Целью настоящего исследования является анализ состояния и перспектив развития социального предпринимательства в Ленинградской области.
Ленинградская область выбрана в качестве объекта исследования не случайно. Здесь ежегодно растёт число социальных предпринимателей. По данным официальной статистики на май 2025 года Ленинградская область занимает место в тройке лидеров, войдя в число регионов с наибольшим количеством социальных предпринимателей. По данным на 1 июля 2025 г. в области 503 социальных предпринимателя ведут свою деятельность по разным направлениям.
Содействие социальным предприятиям сегодня приобретает особую значимость, поскольку этот сектор становится основополагающим элементом устойчивого развития региона.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Социальное предпринимательство определено Федеральным законом как предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества [1]. При этом юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель) должно быть зарегистрировано в качестве социального предпринимателя в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 ноября 2019 г. № 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства (далее – МСП) социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия».
Важным аспектом отнесения коммерческой деятельности к социальному предпринимательству является получение со ответствующего официального статуса для субъекта МСП.
Условия признания социальным предприятием включают в себя 4 категории, которые закреплены на федеральном и региональном уровнях [1, 3]:
Обеспечение занятости социально-уязвимых граждан (например, инвалидов, многодетных семей, одиноких родителей).
Реализация товаров (работ, услуг), произведенных гражданами, относящимися к социально-уязвимым группам.
Производство товаров (работ, услуг) для социально-уязвимых граждан (например, товары для инвалидов, услуги по уходу за пожилыми людьми).
Достижение общественно - полезных целей и решение социальных проблем, включающие образовательную, культурную или иную деятельность, способствующую развитию общества.
Для развития сектора социального предпринимательства в РФ были разработаны профильные организации инфраструктуры поддержки – центры инноваций социальной сферы (далее - ЦИСС). Данные организации являются частью проекта Агентства стратегических инициатив, запущенного в 2011 г.
Его цель – сформировать инфраструктуру для поддержки социальных предпринимателей и активизации их деятельности по решению социальных проблем с использованием инновационных подходов. По данным на 2023 г. ЦИСС созданы в 49 субъектах Российской Федерации, включая Ленинградскую область.
Основные функции ЦИСС:
● предоставление услуг и консультаций субъектам МСП и гражданам, желающим начать социальное предпринимательство;
● проведение семинаров, тренингов и других обучающих мероприятий; ● проведение акселерационных про грамм для социальных предприятий, субъектов МСП и граждан, заинтересованных в начале деятельности в сфере социального предпринимательства;
● услуги по разработке франшиз социальных предприятий;
● проведение форумов, конференций и круглых столов с участием региональных органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, поддерживающих социальные проекты;
● сбор, обобщение и распространение информации о социальных проектах.
Количество социальных предпринимателей в России распределено неравномерно по стране. Это связано с различиями в социально-экономическом развитии регионов, доступностью ресурсов, уровнем государственной поддержки, а также активностью и вовлеченностью местных сообществ. В некоторых регионах наблюдается высокая концентрация социальных предприятий, что обусловлено их ориентацией на решение конкретных социальных проблем.
На данный момент в России, согласно данным Федеральной налоговой службы (по состоянию на 10.09.2025 г.) число субъектов МСП (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 6 567 005, из них 10 571 имеют статус «социального предприятия» (2 843 юридических лиц и 7 728 индивидуальных предпринимателей) [2]. Другими словами, доля социального предпринимательства в РФ составляет 0,16% от общего числа субъектов МСП.
Развитию социального предпринимательства способствовала поддержка в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», гранты на молодёжное и социальное предпринимательство и другие финансовые, налоговые, имущественные, образовательные и информационно-консультационные меры поддержки.
Несмотря на прирост числа предприятий к 2023 году, темп прироста числа предприятий к 2024 году существенно замедлился, а темп выбытия компаний из реестра социальных предпринимателей увеличился. Рост социального предпринимательства говорит о том, что создается больший объём товаров/услуг, направленных на улучшение благосостояния населения, и среди бизнесов есть те, кому важна поддержка государства, поэтому они вступают в реестр социальных предпринимателей.
Точка роста для развития сферы социального предпринимательства — анализ причин выхода компаний из реестра и создание условий для поддержки бизнеса.
Наиболее популярными видами экономической деятельности среди социальных предприятий являются:
- 85.41 – Образование дополнительное детей и взрослых (31%);
- 88.91 – Предоставление услуг по дневному уходу за детьми (23%);
- Прочие виды деятельности (оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, культурно-просветительская деятельность, психолого-педагогические и иные услуги по укреплению семьи, выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции по образованию, науке и культуре и др. (46%)).
Рисунок 1 - Наиболее «популярные» виды экономической деятельности среди социальных предприятий
Достаточно высокие результаты демонстрирует Ленинградская область, где ежегодно растёт число социальных предпринимателей (рис.1). По данным на 01 июля 2025 г., в области 503 социальных предпринимателя ведут свою деятельность по разным направлениям, среди которых – дополнительное и детское образование, спортивные секции, творческие студии, социальное такси, помощь людям с ограниченными возможностями здоровья и многим другим.
Рисунок 1 – Динамика социальных предприятий в Ленинградской области
Поддержка социальных предприятий сегодня приобретает особую значимость, поскольку этот сектор становится основополагающим элементом устойчивого развития региона (Прил.1).
Региональные меры поддержки социальных предпринимателей в Ленинградской области отражены на рис.2. [3]
Рисунок 2- Меры поддержки социальных предпринимателей в Ленинградской области
Несмотря на успехи рассматриваемого региона и значимость социального предпринимательства в целом, данный сектор сталкивается с рядом ключевых проблем [4]:
● зависимость от грантов и пожертвований, что ограничивает устойчивость бизнеса;
● низкая осведомленность населения о возможностях и значении социального предпринимательства;
● слабое развитие инфраструктуры и экосистемы социальных услуг, необходимых для поддержки предпринимателей;
● низкий интерес со стороны местных жителей, что снижает спрос на услуги социальных предприятий;
● недостаточный объем государственной поддержки, включая финансовые и нефинансовые меры;
Эти проблемы требуют комплексного подхода к их решению для обеспечения устойчивого развития социального предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное предпринимательство представляет собой эффективный инструмент решения социальных проблем в России. Для его дальнейшего развития требуется комплексная стратегия, включающая укрепление институциональной поддержки, повышение уровня образования и профессиональной подготовки социальных предпринимателей, сформированная система инфраструктуры поддержки МСП, включая социальный сектор; инновационные подходы к решению социальных проблем; привлечение волонтеров и активистов с необходимыми навыками и компетенциями; доступ к финансированию через гранты и субсидии.
Рассмотрим ключевые факторы, способствующие развитию социального предпринимательства в Ленинградской области:
- создание социальных предприятий в востребованных обществом региона сферах, решение социальных проблем на благо людей;
- открытие в регионе одним из первых центра инноваций социальной сферы, где успешно реализуются образовательные программы Школы социального предпринимательства. Данный проект позволил участникам за три-четыре месяца пройти путь обучения от социальной идеи до сформированного «под ключ» социального бизнес-проекта;
- снятие ограничений для вхождения новых организаций на рынок социальной сферы, оказание мер поддержки (реализуются более 60 мер поддержки по различным направлениям: финансовые, консультационные, имущественные, налоговые, где в каждой из них свои подкатегории); - высокий потенциал предпринимательского сообщества в достижении целей национальных проектов.
При целенаправленных усилиях социальное предпринимательство в Ленинградской области обладает значительным потенциалом для дальнейшего развития и увеличения своего вклада в социально-экономическое развитие региона.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 10.09.25).
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: Федеральная налоговая служба, 2025 // https:// rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 10.09.2025).
Концепция развития Центра инноваций социальной сферы Ленинградской области на период 2025-2027 гг. // https://813.ru/about/documents/ (дата обращения 10.09.2025).
Калюжнова Н.Я., Огаркова Е.П., Осипов М.А. Социальное предпринимательство: учебное пособие для вузов / под ред. Н.Я. Калюжновой. М.: Юрайт, 2024. 114 с.
|
Приложение 1 -Меры поддержки социального предпринимательства в Ленинградской области |
||
|
Мера поддержки |
Условия |
Где можно ознакомиться с мерами господдержки |
|
Налоговые послабления |
МСП может получить понижающий коэффициент по патенту от 0,7 до 0,9 в зависимости от района Ленобласти. |
Агентство экономического развития Ленинградской области |
|
Субсидии и гранты |
Субсидии на лизинг оборудования. Компенсация расходов составляет от 50 до 99%. |
Агентство экономического развития Ленинградской области |
|
Финансирование на старте бизнеса |
В муниципальных районах Ленобласти — стартовая субсидия в размере до 700 000 ₽, если организация действует не более года |
Агентство экономического развития Ленинградской области |
|
Образовательная помощь |
Около 150 образовательных мероприятий для МСП: семинары, тренинги, мастер-классы для производственного и сервисного бизнеса. |
Агентство экономического развития Ленинградской области |
|
Консультации по вопросам старта и ведения бизнеса |
Консультации по организации бизнеса — от Фонда поддержки предпринимательства. |
Фонд поддержки предпринимательства Ленинградской области |
|
Имущественная поддержка |
Передача предпринимателям государственного и муниципального имущества на льготных условиях: во временное пользование и даже в собственность |
Агентство экономического развития Ленинградской области |