Участие молодёжи в политической жизни страны как путь к самореализации и социализации

XXVI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Участие молодёжи в политической жизни страны как путь к самореализации и социализации

Мещерякова М.В. 1
1МАОУ гимназия № 69 им. Сергея Пахно, г.Краснодар
Мацкайлова Е.В. 1
1ВШЭ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Общество постоянно и динамично развивается. Как и любая система, оно включает в себя множество разноплановых элементов, образующих сложную структуру, находящихся в непосредственном взаимодействии между собой и составляющих единое целое. Но что же делает его особенным, уникальным, непохожим на все остальные?

Согласно общепринятому определению, обществом в широком смысле называется исторически обособленная от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Основным элементом данной системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств для осуществления своей деятельности, что и обеспечивает её динамическое развитие.

Именно благодаря созидательной активности человечества, общество является самодостаточным, создавая все условия для своего существования. Любая система является самоуправляемой. Как электроны зависят от ядра в атоме, работа клеточных органов координируется ядром, так и существование общества невозможно без руководящих им элементов. Но если есть руководитель, то имеются и подчинённые? Общество включает в себя подсистемы, являющиеся сферами общественной жизни. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность и координирующая работу других подсистем: экономической, духовной, социальной. И только от человека зависит, как эта координация будет осуществляться и будет ли существовать вообще.

Важнейшим компонентом общества являются социальные институты- устойчивые формы организации деятельности людей, направленные на удовлетворение определённыхсоциальныхпотребностей. Они интегрированы в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, относятся к одной или нескольким сферам общественной жизни. Но и здесь не обходится без иерархичности. Главным общественным институтом является государство, представляющее собой организацию политической власти и осуществляющее управление обществом. Оно может принимать различные формы: по государственно- территориальному устройству (унитарное, федеративное, конфедеративное); по форме правления (монархия, республика); по типу политического режима (демократическое, авторитарное, тоталитарное).

Однако неизменным оставался принцип «человек над человеком»: избранные (выбранные, назначенные или просто находящиеся выше по социальному статусу от рождения) руководили и руководят человечеством.

В процессе исторического развития у людей появлялись новые потребности, удовлетворять которые государственная власть не желала, так как нововведения попирали основы строя, вынуждали идти на уступки народу, заставляя отказаться от привилегий. Поэтому всячески использовались точечные или массовые репрессии, подавление объявлялось необходимым для существования государства. Но уже с 18 века в общество проник важнейший процесс расширения представительства интересов широких масс населения на разных уровнях управления страной – демократизация.

Политические элиты под влиянием протестно настроенных слоёв общества в целях сохранения власти начали, хотя и медленно, предоставлять гражданам различные права и возможности. Часто, особенно в 20 веке, народ, будучи неудовлетворённым действием или бездействием власти, сам в результате революции изменял в своих интересах политическую структуру государства, приводя к управлению государством своих представителей.

В настоящее время в большинстве стран мира власть избирается на всеобщих, равных и тайных выборах. Мнение каждого гражданина имеет значение и влияет на развитие государства. Важным условием для голосования является достижение возраста совершеннолетия (в некоторых странах голосовать можно и за несколько лет до его наступления). Согласно закону, совершеннолетний гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности. К ним относится и возможность участия в политической жизни страны, начиная от голосования на выборах в сельский совет и заканчивая самостоятельным избранием в высшие органы законодательной исполнительной власти. Неверно предполагать, что до достижения возраста совершеннолетия ребёнок (юридически) не задумывается о явлениях, происходящих в жизни страны.

Решения, принимаемые властью, отражаются на каждом гражданине вне зависимости от возраста. В связи с этим актуальным становится вопрос изучения формирования интереса подростков к политике, как индикатору развития общества, а также прогнозирование степени участия их в деятельности государства, гражданского общества, тех или иных политических событиях, происходящих в нашей стране. Именно подрастающему поколению в будущем предстоит руководить Россией, поэтому необходимо уделять особое внимание развитию политической культуры среди него. Понимание своей роли в жизни страны является осознанным шагом на пути к взрослению.

Цель проекта - изучить интерес подростков к политике, показав его важность для будущегостраны.

Задачи проекта:

- доказать важность формирования политической культурыу подрастающего поколения;

- провести исследование среди подростков на предмет их возможной политической активности;

- делать выводы на основе полученных данных;

- на личном опыте показать воспитание патриотического чувства и желания участвовать в жизни страны.

Объект исследования – молодежь и ее участие в политической жизни нашей страны.

Предмет исследования – возможности самореализации и социализации подрастающего поколения через участие в молодежных организациях.

Гипотеза – участие в молодежных организациях способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В работе были использованы следующие методы научного познания: исторический, логический, анализа, группировки и сравнения.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух частей, девяти подпунктов, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Информационной базой исследования послужили интернет источники, статьи и книги, а также фотографии из личного архива автора.

Часть 1. Молодежная политика современной России.

1.1 Реализация молодёжной политики с конца 90-х годов.

С середины 1980-х гг. и по настоящее время характер процесса политической социализации молодежи в России сильно изменился. Советская модель единообразной по нормативности социализации меняется российской вариативной и стратифицированноймоделью.

Участие молодежи, включая школьников, в волонтерских проектах и социальных инициативах имеет позитивное значение для общественно-политического развития страны по следующим причинам:

1. Формирование активных граждан: Волонтерская деятельность способствует развитию у молодежи чувства ответственности за судьбу общества и страны, формируя активных граждан, готовых участвовать в общественной жизни.

2. Участие в молодежных мероприятиях, объединяющих представителей разных регионов и национальностей, способствует реализации таких целей молодежной политики в РФ в соответствии с положениями Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» как повышение уровня межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия в молодежной среде и формирование системы нравственных и смысловых ориентиров, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, проявлениям ксенофобии, коррупции, дискриминации по признакам социальной, религиозной, расовой, национальной принадлежности и другим негативным социальным явлениям

3. Волонтёрство и участие в общественных проектах способствует развитию лидерских качеств, навыков работы в команде и организации, что является важным для будущих профессиональных успехов и социальной активности, подготовки кадров.

4. Укрепление социальной сплоченности: Волонтерские проекты объединяют людей разных возрастов и социальных групп, способствуя формированию единой социальной среды и повышению уровня доверия между гражданами.

5. Стимулирование социального предпринимательства: Молодежь, участвующая в волонтерских проектах, получает опыт в реализации социальных инициатив, что может способствовать развитию социального предпринимательства и инновационных подходов к решению общественных проблем.

6. Участие в формировании общественного мнения: Молодежь, активно вовлеченная в волонтерскую деятельность, становится важным голосом в обсуждении актуальных проблем общества, что позволяет учитывать их мнение при разработке общественно-политических решений, а также противостоять проявлениям разрушительных идеологий.

Таким образом, вовлечение молодежи в волонтерские проекты не только способствует их личностному развитию, но и создает предпосылки для устойчивого общественно-политического прогресса в стране.

1.2 Смена политических ценностей.

Роль системы образования в социализации личности. В государстве, в котором одновременно изменились и экономическая, и политическая системы, возникла идеологическая пустота, подверглись глубокому изменению базовые ценности. Американский специалист в области политологии Г. Алмонд, занимаясь сравнительным исследованием политической системы СССР (периода 1985 г.) и России (периода 1998 г.), заметил, что в российском обществе в корне изменились ролиосновных институтов политической социализации. Алмонд отметил, что в трансформирующейся политической системе механизм политической социализации претерпевает серьезные изменения: в сознание индивида внедряются новые политические ценности и установки, которые кардинально отличаются от тех, что существовали прежде. Происходит расширение числа институтов, осуществляющих политическую социализацию, одновременно с разрушением приоритетности у ранее существовавших.

В современном российском обществе в условиях смены политических ценностей, норм и приоритетов, ярко проявляется кризис политической социализации, чертами которой являются политическая аномия молодежи и отчуждение личности от политической жизни.

В России в настоящее время ключевыми институтами политической социализации молодежи выступают: семья, система образования, СМИ, общественные организации, церковь, в то время как армия и трудовые коллективы ослабляют свою роль в данном процессе. Из традиционных институтов политической социализации современной молодежи наиболее действенными продолжают оставаться семья и система образования.

Система образования прямо и косвенно выполняет функцию политической социализации молодежи. Прямое воздействие заключается в том, что система образования является источником знаний о политике, представлений о политической системе, процессах и отношениях. Образовательные учреждения передают молодому поколению ценности и установки, существующие в обществе. Они способны сформировать привязанность к политической системе и символам своего государства (флагу, гербу, гимну). Часто именно школа прививает детям эмоциональную преданность к «своей» политической системе и формирует патриотические чувства и настроения.

Косвенная функция системы образования заключается в оснащении неполитическими знаниями, умениями и навыками молодых людей. Образование делает человека более информированным, ответственным и активным, а также увеличивает чувство значимости своего участия в политике. Известно, что ученые выявили зависимость уровня образования индивида и его политической активности. Чем выше образование человека, темонболееполитически информирован и склонен принимать участиев политической жизни общества. Люди с более высоким уровнем образования голосуют, принимают участие в политической жизни общества активнее, чем люди с более низким уровнем образования.

Политический режим и особенности политической системы государства определяют роль образования в политической социализации молодежи. Например, в США молодые американцы воспитываются в духе собственной исключительности и мессианства, в то время как в китайских учебных учреждениях ключевым является уважение к политическим лидерам, официальной идеологии и государственному строю. В России мы можем наблюдать тенденцию формирования у молодого поколения качеств политической, гражданской, правовой культуры, а также особая роль в процессе социализации отводится идее патриотизма.

1.3 Семья, как ключевой элемент в политическом формировании личности.

Важнейшее значение в социализации молодых людей принадлежит семье, особеннонараннихэтапахжизни.Онаиграетключевуюрольи в политическойсоциализации.Именнов семьеиндивидприобщаетсяк политике, получает первые представления о ней, от родителей дети получают первые политические знания и стереотипы поведения. В процессе политической социализации семья воспитывает в человеке восприимчивость к тому, что он изучает в школе, смотрит по телевизору и с чем сталкивается в повседневной жизни.

Под влиянием членов семьи у индивида формируются установки по отношению к власти. Политические ориентации ребенка зависят от политических предпочтений семьи и ее включенности в политическую сферу общества. Принятие решений в кругу семьи способно усилить в ребенке ощущение политической компетенции, обеспечить усвоение навыков, необходимых для политического взаимодействия. Здесь важно отметить тенденцию поведения членов семьи, слепое навязывание мнения ребенку может выработать у него предрасположенность к выполнению роли политического подданного.

Однако, несмотря на то, что в последнее время роль семьи в процессе политической социализации усиливается, у многих детей политические представления и ориентации формируются независимо от родителей. Например, политические установки старшего поколения, направленные на активное участие в выборах, слабо воспроизводятся у молодого поколения. Политическая пассивность и абсентеизм прослеживается у молодежи наиболее ярко, чем у любой другой категории населения.

Другая причина связана с нестабильным развитием института семьивРоссии. Огромное количество молодежи в России не имеет возможности полноценно социализироваться в семье: миллионы детей воспитывается в неполных семьях, более 800 тыс. находятся в детских домах и домах-интернатах.

1.4 СМИ и политические институты в политизации молодёжи.

Большое значение в процессе политической социализации российской молодежи имеют средства массовой информации, как печатные, так и электронные. Влияние СМИ увеличивается с каждым днём, они являются одним из главных источников получения информации среди молодежи, формируют политические мнения и предпочтения. Однако, здесь важно отметить что СМИ нередко используют каналы манипуляции в своих коммерческих целях, а молодежь, не обладающая высоким уровнем политических знаний и политической культуры, оказывается в информационной ловушке: через различные телепередачи, ток-шоу СМИ предоставляют уже проанализированные мнения, мысли, толкования и молодежь усваивает готовые модели поведения.

Важную роль в формировании политической социализации молодежи в России начинают играть политические институты и агенты политической социализации: органы власти (государство), общественные организации, политические партии, общественные деятели, политическая элита, молодежные движения и так далее.

Сегодня роль государства в формировании политической социализации молодежи значительно усиливается. И именно оно все больше задает формат процесса политической социализации молодежи, направляя различные политические институты на выполнение этой роли. На сегодняшний день наблюдается усиление вовлечения молодежи в политическую жизнь.

Таким образом можно сделать вывод, процесс политической социализации молодежи в настоящее время проходит в обстановке идеологического плюрализма, выражающегося в разнообразии существующих в социуме позиций и ориентаций в условиях расширения демократии.

У молодежи появились возможности действенной интеграции в политическую систему общества посредством политических институтов, идентифицируя себя с определенными социальными группами, участвующими в политических процессах. Однако процесс политической социализации российской молодежи не является линейным и бесконфликтным, содержа в себе противоречия переходного периода и трансформации политической системы государства.

1.5 Современная молодёжь – основной гарант в возрождении государства. Причины низкой активности молодёжи.

В развитии современного российского общества молодежь играет важную роль.Молодыелюдиявляютсязначимымстратегическимресурсоми определяют будущее нашей страны. Создание правового государства и гражданскогообществаневозможнобезучастиямолодогопоколения, именно поэтому молодым людям необходимо стремиться к усвоению знаний и навыков в области политики, повышению правовой и политической культуры. Однако, на сегодняшнийденьуровеньполитическогоучастия молодежи достаточно низок. Представители данной социально - демографической группы видят свое предназначение лишь в качестве электората, но и здесь, как известно, высокой активности не наблюдается.

Молодым россиянам отводится важнейшая рольвпроцессах выхода российского государства из кризисного состояния, подрывающего стабильность общества, нарушающего его структурную и территориальную целостность.

В современной России молодежь составляет примерно пятую часть от всей численности населения и именной ей отводится главная роль в решениипредстоящих социальныхперемен.Современнаямолодежь становится гарантом возрождения государства в XXI веке в соответствии с ориентирами экономической и геополитической доктрин России.

Низкая заинтересованность молодежи в политической сфере жизни общества обусловлена рядом причин.

Во-первых, жизненные интересы, особенно подростков, акцентированы на вхождение во взрослую жизнь, и к тому же их социальный опыт достаточно низок и ограничивается пока межличностными и внутрисемейными коммуникациями. Однако со временем социальные связи расширяются, и заинтересованность в общественных и политических процессахначинаетвозрастать. Например,вмладшейвозрастнойгруппе молодежи 17–20 лет в целом интерес к политике в той или иной степени демонстрируют 41 %, в средней (21–23 лет) — 48 %, в старшей (24–26 лет) — 57 %. Причем, в старшей группе доля интересующихся политикой превосходит число тех, кто ею не интересуется (57 % против 42 %).

Также следует отметить, что больший интерес к политической жизни проявляет та категориямолодежи,котораядовольнасвоимматериальнымположением. Сейчас молодежь больше озабочена проблемой самореализации; получением образования и достойной профессии; материальным благами и молодые люди интересуются политикой лишь для того, чтобы знать, как государство может им в этом посодействовать.

Во-вторых, причиной аполитичности является правовая неграмотность молодого поколения. Молодежи не хватает знаний правовой культуры, а значит, она не может полноценно принимать участие в политических процессах.

В-третьих, ценностные ориентации молодых россиян имеют свои особенности. На современном этапе развития российского общества ценности молодого поколения кардинально изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. Сегодня актуальна проблема формирования новой ценностной системы: ценности советского времени были разрушены, исчезла единая идеология, а взамен не создано ничего. Молодые люди теряют самобытность, теряют национальные культурные корни и чувство национальной принадлежности.

В-четвертых, если затрагивать такую форму политического участия как выборы, то сейчас распространенной среди молодежи является уверенность в том, что «их голос ничего не решает». Скорее всего, такое мнение сложилосьиз-занесменяемости политической властив России последние несколько лет и отсутствия системной оппозиции.

В-пятых, одной из главных проблем низкого уровня политического участия молодежи является неэффективная молодежная политика государства. Можно выделить следующие проблемы законодательного регулирования государственной молодежной политики в России на современном этапе.

К ним относятся: неразработанная в полной мере нормативно-правовая база; отсутствие государственных, региональных и муниципальных нормативов и стандартовсоциальнойподдержкимолодежи;низкаяинформированность федеральных, региональных и муниципальных проектах социальной работы с молодежью; недостаточное финансирование мероприятий государственной молодежной политики; отсутствие координации деятельности с другими сферами государственной политики, приводящей копределенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направленийдеятельностигосударства(социальнаяполитика,кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др.); недостаточность полномочий органов по делам молодежи в системе исполнительной власти и др.

Еще одной причиной аполитичности молодежи можно выделить такие явления как коррупция в органах власти, местничество, бюрократизм и т. д. Всё это подрывает авторитет существующей власти, в сознании молодых россиян растет недоверие к политическим деятелям и к политике в целом, и как следствие отказ от участия в общественной и политическойжизни страны.

Основными формами политического участия молодежи в современном российском обществе являются:

  • Участие в выборах. Молодежь оказывает влияние наформирование правящих сил путем голосования.

  • Представительноеучастиемолодыхлюдейвместномсамоуправленииив органахгосударственнойвласти.Этозначит,чтомолодежьвыражаетсвоигрупповыеинтересыспомощьюпредставителейворганахвласти.Однаков последнеевремяпрослеживаетсязначительноеснижениеучастиямолодыхроссиянвсистемепредставительства,этовлечетзасобойизмененияв структуреобщественногоуправления.

  • Создание молодежных организаций, движений, форумов,например, «Большая перемена», Российское движение школьников, «Юнармия», «Содружество» и многие другие.

Следует отметить, что в молодёжном движении выделилось такое направление, как создание благотворительных фондов. Сейчас их насчитывается порядка 10, некоторые из них: «Молодежь за Россию», «Участие», «Держава», «Молодежь выбирает будущее» и другие.

Однако, существенного влияния на политическую жизнь страны на данном этапе эти движения и организации не оказывают.

Деятельность в политических партиях. На сегодняшний день только отдельные политические партии имеют зарегистрированные молодежные организации, среди них: «Союз коммунистической молодежи», в ЛДПР - «Молодежный центр ЛДПР», «Молодая гвардия» в Единой России и другие. В целом можно отметить, что в современной России интерес к политическим партиям среди молодежи тоже не велик.

Таким образом, можно сделать вывод: одной из важнейших проблем в современной России является низкий уровень политического участия молодежи. Чтобы преодолеть аполитичность молодого поколения, государству необходимо использовать все рычаги для привлечения молодых людей в политический процесс, так как именно молодое поколение является гарантом стабильности завтрашнего дня.

Часть 2. Мой опыт участия в молодежных организациях школы, края, страны.

2.1. Исследование заинтересованности подростков к политической жизни страны.

Целью практической части является анализ заинтересованности подростков к политической жизни страны. Для этого мною был проведён анонимный социологический опрос подростков МАОУ гимназии № 69.

Объектом исследования являются ученики 9-11 классов гимназии 15-17 лет. В этом возрасте подростки уже осознанно подходят к выбору своего жизненного пути, определяются с выбором профессии, местом получения образования. Поэтому опрос граждан этих лет является наиболее целесообразным: они уже подходят к совершеннолетию, смогут самостоятельно распоряжаться своей судьбой, участвовать в выборах, тем самым вовлекаясь в определение вектора развития России.

В процессе исследования было опрошено 50 человек: примерно30 десятиклассников, 10 девятиклассников и 10 одиннадцатиклассников.Опрос проходил в спокойной, дружелюбной обстановке. Никто не отказывался отвечать на представленные вопросы, однако некоторые сомнения у учеников относительно моего проекта возникали. Несколько человек недоумевали, зачем я вообще затрагиваю тему политики в школьном проекте. Другие беспокоились за сохранение анонимности в опросе. Но после нескольких шуток обычно все сомнения отпадали, можно было переходить к сбору информации для исследования.

Большинство респондентов отвечали на вопросы быстро, практически все в этот момент испытывали положительные эмоции, ведь не каждый день выпадает возможность поучаствовать в опросе, тем более на политические темы. В целом, получить данные удалось достаточно быстро, но результаты заставили о многом задуматься.

Соц. Опрос включает в себя 9 вопросов, касающихся интереса к политике, оценкеуровняжизнинашейстраныиперспективизмененияситуациив будущем, методах политического участия.

1) Интересуетесь ли вы политикой?

2) Интересуются ли ваши сверстники и друзьяполитикой?

3) Как вам кажется, если говорить в целом, Россия движется в правильном или в неправильном направлении?

4) Как, по вашему мнению, изменится жизнь в нашей стране через три года: станет лучше или хуже, чем сейчас, или ничего не изменится?

5) Как вы считаете, в ближайшие годы страну ожидают резкие перемены и потрясения или стабильныевремена?

6) Откуда вы чаще всего узнаёте политические новости? Назовите небольше двух источников информации.

7) В какой форме вы видите своё будущее участие ввыборах?

8) Когда вам исполнится 18 лет, сможете ли вы повлиять на деятельность органовгосударственной власти?

9) Если ваша жизнь значительно ухудшится, в каких акциях протеста вы готовы будетеучаствовать?

Все вопросы имеют несколько вариантов ответа. На основе полученных данных можно оценить уровень заинтересованности подростков к политике, спрогнозировать потенциальное политическое поведение молодёжи в будущем. Результаты опроса:

Какужебылосказаноранее,цельюпрактическойчастиявляетсяанализ отношения подростков к политике, желания стать одним из субъектов данной сферы общественной жизни.

Проанализировавданные опроса, можно определить и степень заинтересованности подростков в политике, а также выяснить мнение подрастающего поколения о «российской ежедневной действительности», проявляющейся в различных социально-экономических и социально-политических процессах.

1) Интерес. По результатам опроса только 30% учащихся 9-11 классов уверенно заявили, что интересуются политикой (см. рис. 1). И на этом моменте у экспертов да и не только может возникнуть вопрос, а понимают ли подростки, что такое политика? Не стоит думать, что старшеклассники, которым уже в ближайшие месяцы предстоит сдавать экзамены (50% выбрали экзамен по обществознанию) не представляют себе, что относится к данной сфере общественнойжизни.

Рис. 1. Ответ на вопрос: «Интересуетесь ли вы политикой?»

Этитемынеразрассматриваютсяв школьных учебниках, обсуждаются с родителями, друзьями, в СМИ об этом только и трубят. Поэтому к ответам учеников следует отнестись серьёзно. Выяснилось, что 36%,неколеблясь,ответили – «нет».А34%,тоестьтреть, затрудняются с ответом. Действительно, порой не просто отстраниться от событий, происходящих вокруг человека, особенно под влиянием СМИ, которое подчас превращается в рупор пропаганды тех или иных идей.

На второй вопрос об интересе друзей и сверстников политикой 40% респондентов ответили, что их знакомые проявляют интерес к политике, 36% – нет, 12% затрудняются ответить (см. рис. 2). Как можнозаметить, сомневающихсявовответенавторойвопросменьше,чемвпервом.Проще ответить за большую группу близких, склонности которой понятны, чем дать ответ о своих личных предпочтениях, тем более, пока ты подросток, личность которого еще формируется.

Доля заинтересованных в политике старшеклассников в моей школе не сильно отличается от среднероссийской (примерно треть). А вот доли сомневающихся (позиция «затрудняюсь ответить»), а также «не интересуюсь» различны. Эти расхождения можно также объяснить несколькими факторами. Во-первых, мной были опрошены в основном десятиклассники и 11-ти классники, то есть ученики, решившие поступать в высшие учебные заведения, соответственно более информированные и разносторонне продвинутые индивидуумы. Среди 9-ти классников больше учеников, не заинтересованных в политике (что подтверждается результатами опроса). Во-вторых, всероссийский опрос затрагивал, на мой взгляд, и учащихся колледжей, близких по ответам к большинству девятиклассников, менее проявляющих интерес к политике, чем их старшие товарищи. Только к 25-30 годам у большинства молодёжи просыпается активный интерес к политическим событиям. Взрослая самостоятельная жизни со своими повседневными проблемами заставляет задуматься о происходящем вокруг, а может даже и как-то повлиять на эти события и процессы.

Рис. 2. Ответ на вопрос: «Интересуются ли ваши сверстники и друзья политикой?»

2) Жизнь. 30 % опрошенных считают, что Россия развивается в правильном направлении. 34% уверены в неправильности пути, 36% – не уверены (см. рис. 3). Стоит заметить, что вопрос не был сформулирован как «нравится ли вам жить в России?». Целью было выяснить позицию подростков о векторах движения страны, определяющих наше будущее, и о возможных результатах политики государства.Так26%считают,что через3годажизньвстране улучшится, 20% уверены в ухудшении ситуации, а 54% полагают, что ничего не изменится. 52% опрошенных считают, что в ближайшие годы страну ожидают резкие перемены и потрясения, 32 прогнозируют стабильные времена, 16% не уверены.

Главным в этих вопросах является не оценка личного благосостояния, удовлетворённости жизни в государстве, а анализ уровня жизни общества в целом, прогноз его благосостояния в будущем, а также возможных вариантов развития сценария, который будет определять судьбу государства и наших граждан,помнениюподростков.

Внашейстране,какивлюбыхдругих государствах, существует немалое количество проблем, с которыми граждане, в том числе и дети старшего возраста, сталкиваются повсеместно. Эти вопросы обсуждаются в обществе постоянно. Такие проблемы иногда, казалось,даженикакимобразомнекасаютсяподростков,однакоих освещение в СМИ, в различных социальных сетях, блогерами доноситихзлободневностьиважностьидля подрастающегопоколения тоже.

Например, особо актуальной в последние годы стала тема борьбы с коррупцией. Рулевым в данной области назвался Алексей Навальный,главаФБК,нынеэкстремистскойорганизациинатерритории РФ. Его призывы борьбы с властью, организация антикоррупционных митинговповсейтерриториистранысделалиегодостаточноизвестным среди молодёжи.

   

Россия движется в правильном или неправильном направлении?

Изменится ли жизнь в нашей стране через 3 года?

Рис. 3. Ответы на вопросы анкеты.

Доверие к его персоне, многим другим внесистемным политикамформируетсяблагодарярезкойриторикепоотношениюк источнику проблемы – государству, а также удобным способам взаимодействия с аудиторией (инстаграм аккаунт, youtube – запрещенные каналы на территории Российской Федерации).

Уровень доверия подрастающего поколения к государственной власти несильно высок (см. рис. 4).

 

Рис. 4. Ответ на вопрос «Как вы считаете, в ближайшие годы страну ожидают резкие

перемены и потрясения или стабильные времена?»

Молодёжь активно использует интернет для получения информации, где высоты удерживают оппозиционные политики с агрессивной по отношению к государству риторикой. Этим же можно объяснить и результаты опроса. Молодые люди частовоспринимает критику в адрес властикакединственноправильнуюпозицию.Поэтомуивысокуровень ожидания резких потрясений, которых они ожидают, в том числе в смене власти.

Но сильна и позиция, что в ближайшие годы в государстве никаких изменений в уровне жизни не произойдёт, что будет означать сохранение политической стабильности. Дальнейший исход событий будет всецело зависеть от государства, как от политической организации управления, так и от машины пропаганды и распространения своих идей, какими бы хорошими или плохими они ни были.

3) Новости. Согласно опросу, 56% респондентов узнают политические новости из просмотра телевизионных передач и новостей, 46% получают информацию из социальных сетей, 16% – от родственников и знакомых, 32% – из интернет-порталов, с помощью радио – 8% (см. рис. 5). Учащимся предлагалось выбрать 2 источника, из которых они чаще всего узнают информацию политического содержания.

Рис. 5. Ответ на вопрос: «Откуда вы чаще всего узнаете политические новости?»

Доля населения, смотрящего телевизор, каждый год снижается. Особенно эти изменения затрагивают молодое поколение. Молодёжь целенаправленно телевизор практически уже не смотрит, обычно лишь за ужином в семейном кругу, где и происходит просмотр новостей в том числе и политического содержания. Подрастающее поколение семимильными шагами попадает и попадается в сеть интернет, утягивая за собой и людей других возрастов.

YouTube и Tik Tok стали интернет-платформой, которая позволяет новым политикам, активистам и журналистам получить общенациональное признание у миллионов молодых зрителей по всей стране. Новые общественные деятели могут обращаться к своей аудитории напрямую, минуя фильтры контролируемых государством телеканалов. Это приводит к существованию двух параллельных вселенных со своей аудиторией и своими героями, что еще больше углубляет разрыв между самыми молодыми россиянами и старшим поколением.

ЕслистаршеепоколениепродолжаетследитьпотелевизорузаПутиным, Шойгу,Собяниным,СоловьевымиКиселевым,то умолодого поколения другие герои. Из молодых политиков в последние полтора-два года стали известными Илья Яшин, Егор Жуков, Любовь Соболь и саратовский политик Николай Бондаренко – все они активны в социальных сетях и привлекают внимание прежде всего молодой аудитории (у того же Бондаренкоужеболее1,5млнподписчиковвYouTube).Поэтомуи государственной власти для популяризации своих идей необходимо уходить винтернет-среду. Например, спикер Государственной думы Вячеслав Володин ведёт свой телеграмм-канал и имеет почти 300 тысяч подписчиков.

4) Участие. Важной чертой «политического мышления» подростков является неверие в возможность каким-либо образом повлиять на государственную власть. 2/3 опрошенных уверены в этом. Только 8,3% респондентов высказались о том, что можно каким-либо образом воздействовать на управляющие структуры. 25% сомневается в ответе на вопрос.

В это же время 70% опрошенных собираются принимать участия в выборах: 52% просто пойдут и проголосуют, а 18%, те самые политизированные подростки, будут агитировать за понравившегося им кандидата. 22% не планируют принимать участие в выборах, 8% сомневаются (см. рис. 6).

   

В какой форме вы видите свое будущее участие в выборах?

Когда вам исполнится 18 лет, сможете ли вы повлиять на деятельность органов государственной власти?

Рис. 6. Ответы на вопросы анкеты.

Однако вызывают противоречие результаты 3 вопросов относительно мнения подростков о реальной возможности изменить что-либо, повлияв на органы власти, и участием в выборах. Можно искать различия во влияниина государственные органы (петиции, жалобы и т.д.) и избирательными процедурами, однако достаточно часто граждане связывают эти вопросы.

Мнение о том, что голос народа ничего не решает, сильно в российском обществе. Что же будет происходить с явкой на выборы? Общемировой тенденцией является снижение числа участвующих в выборах, нашу страну этот процесс тоже затрагивает. С учётом только формирующихся мировоззрений молодёжи, которые часто заимствуют политическое поведение у старшего поколения, желание участвовать в выборах является именно элементом копирования этого поведения.

Вероятнее всего, явка на выборах будет снижаться с каждым годом, поэтому государству с целью поддержания политической стабильности, демократических основ общества, основанных на свободном выборе политического пути, а также элементарной легитимности власти необходимо формировать у молодого поколения необходимый уровень политической грамотности, обеспечивая доверие к институту выборов.

Избирательные процедуры являются стандартной формой политического участия. Однако в непростые моменты в демократических государствах граждане нередко используют конституционное право на мирный протест. И в российском главном документе страны присутствует статья 31, гарантирующая право граждан на проведение мирных собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований.

Поэтому для оценки возможного поведения подростков при наступлении таких ситуаций в будущем им был задан вопрос: «Если ваша жизнь значительно ухудшится, в каких акциях протеста вы готовы будете участвовать?». 26% опрошенных ответили, что примут участие в митингах и демонстрациях, по 2,2% в акциях гражданского неповиновения (пикеты и забастовки, а 62% (2/3) не приняли бы участие ни в каких мероприятиях. Стоит отметить, что в данный момент молодые люди — далеко не самая протестно-настроенная группа населения. Много молодых людей приняли участие в акциях 2017 года, а также в московских протестах 2019 года и митингах в январе 2021 года (см. рис. 7).

Рис. 7. Ответ на вопрос: «Если ваша жизнь значительно ухудшится, в каких акциях протеста вы готовы будете участвовать?»

Однако молодые составляли видимую, но неосновную возрастную группу. В акциях обманутых вкладчиков, всевозможных трудовых протестах, забастовках врачей, учителей и дальнобойщиков — молодых не было почти совсем. Подрастающее поколение обычно выходит на площади по призыву своих интернет-героев. Жизненные проблемы ещё не так сильно коснулись их, как уже долгие годы трудящихся граждан. Но в большинстве своём мы можем наблюдать явную пассивность в желании участвовать в политической жизни, влиять на события в стране. Однако немалая часть пассионариев, которые в трудную минуту смогут «зажечь огонь в сердцах людей» и повести их за собой среди молодого поколения присутствует. Возможно, мнение подростков изменится при улучшении экономической ситуации или, наоборот, падении уровня жизни. Контроль за ситуацией, а также недопущению обстоятельств для возникновения подобных событий полностью лежит на государственных плечах.

Выводы. Приведенные результаты опроса показывают неоднозначность в отношении подростков к политической жизни как страны, так и к политике как сфере общественной жизни в целом. Среди подростков присутствует львиная доля неопределившихся со своими взглядами и убеждениями относительно разных социально-экономических и политических процессов, с которыми каждое поколение сталкивается на протяжении всей истории человечества, нынешнее молодое поколение исключением не станет. Однако, как и в стародавние времена, «рулевым» в развитии общества и его сознания является государство, и именно от его деятельности зависит доверие граждан к нему и государственным общественным институтом.

Кризисы в управлении народным хозяйством, государственными структурами могут привести к росту протестных настроений, да и что говорить, к отсутствию какого-то либо правопорядка, всё зависит от степени неудовлетворённости народных масс, что история нам неоднократно демонстрировала.

Результаты моего соц. опроса привели меня к следующей мысли, что если ты молод и энергичен, ты должен уходить от инертности и бездействия к действию! Словом делать шаг к интересной и осознанной жизни. Я взяла на вооружение девиз моих родителей – если не я, то кто же? Мне захотелось оживить общественно-политическую жизнь в гимназии, но для этого надо было набраться опыта в этой сфере. Я стала искать возможности участия в различных молодёжных форумах, чтобы понимать, как это лучше делать и интересней.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что подростки заинтересованы в политической жизни страны.

2.2 Участие в фестивалях, региональных слетах и мастер-классах.

Мои первые шаги в молодёжной политике начались в 2017г на XIX Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проходил с 14 по 22 октября в Сочи. Фестиваль вмещал 25 тысяч участников из 180 стран. Это был третий фестиваль, который проходил в нашей стране. Сейчас, когда прошло так много времени, я с трепетом вспоминаю эту энергетику и непередаваемое ощущение останется во мне навсегда. Я была слишком маленькой чтобы оценить масштабы этого мероприятия, но энергетика зала не позволяла сидеть мне на одном месте. С каждым аккордом я вскакивала и отбивала ритмы музыки прихлопывая и танцуя. Позже уже в 2024 году я снова окажусь на этом фестивале, но впечатления уже будут осознанные.

Второй опыт или можно даже сказать шаг в политическое пространство молодёжи был в 2022 году.

Я участвовала в региональном слёте «РДШ-вектор успеха» на туристической базе в Межгорье, это был II-й городской слёт активистов Российского движения школьников (см. рис. 10). Из нашего региона приняли участие более 90 лидеров. Я представляла свою гимназию. Все три дня на слёте активистов была насыщенная программа: тренинги, творческие вечера, конкурсы. А также квест-игра «Последний герой», интерактивные площадки и мастер-классы от «МЕДИАШКОЛЫ», музыкальная программа «Гитара по кругу», брифинги, встречи с гостями слёта -подполковником, Героем РФ, обладателем медали «Золотая звезда», Яковлевым Ю.П., с чемпионкой мира по спортивной акробатике-Пластининой П.М. и многими другими.

Помимо мастер-классов и лекций была насыщенная культурная программа: конкурс на лучшую постановку о культуре России и других стран, «Что? Где? Когда?», конкурс на лучший видеоролик. РДШ—удивительное место, которое всегда готово помочь нам, школьникам, воплотить свои идеи в жизнь и подарить крутые возможности.

Помимо мастер-классов и лекций была насыщенная культурная программа: конкурс на лучшую постановку о культуре России и других стран, «Что? Где? Когда?», конкурс на лучший видеоролик. РДШ—удивительное место, которое всегда готово помочь нам, школьникам, воплотить свои идеи в жизнь и подарить крутые возможности

2.3 Российское движение школьников и Движение Первых – региональный трехэтапный проект.

В 2024 году я участвовала в региональном трёхэтапном проекте Движение Первых на базе Государственного Кубанского университета. Из 1000 участников прошли 100 финалистов на заключительном этапе, где мы все создавали совместный проект будущего, участвовали в мастер-классах ведущих профессоров КубГУ. Как всегда – новые планы и новые цели. Очередной опыт в моей жизненной копилке. Наверное, одно из самых важных предназначений человека в этом мире, это делиться. Делиться своим внутренним светом, добром, опытом. Знакомиться с большим количеством людей, обмениваться идеями, конечно, помощью.

Все эти молодёжные площадки-это возможность стать лучшей версией себя, достойным наследником великих дел первооткрывателей, основателей и первопроходцев, которых отличает стремление к победе во всех начинаниях и нежелание останавливаться на достигнутом. Быть участником Движения – это выбор сильных и готовых вписать свое имя в историю России. Я безумно люблю свою страну и людей и хочу поделиться своим чувством, чувством гордости со всем миром.

Российское движение детей и молодёжи «Движение первых» — общероссийское общественно-государственное движение, созданное 20 июля 2022 года по инициативе руководства России, для воспитания, организации досуга подростков, и формирования мировоззрения «на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей».

Движение Первых уже успело стать частью моей жизни. Здесь я обрела множество друзей не только из Краснодарского края, но и из других городов и регионов России.

Вместе с движением мы можем творить, воплощать идеи в жизнь и быть Первыми в своем деле.

Я уверена, что опыт, полученный в проектах Движения, поможет мне достигнуть новых высот и реализовать свою главную мечту - стать молодежным лидером в своем регионе, развивать детско-юношеское движение нашей страны в роли наставника.

Благодаря Движению Первых я поняла, в каком направлении хочу развиваться, и поставила себе цели. Участвуя в проектах, я получила колоссальный опыт и приобрела новые навыки, а самое главное - нашла большое количество друзей по стране.

Что мне дает Движение? Благодаря Первым, я научилась организовывать мероприятия, форумы, такие как школьный форум «Будущее за нами! Тебе решать!».

Теперь я одна из сообщества активистов Движения Первых Краснодарского края. Это отличный опыт управления командами, организации и мотивирования ребят, моих сверстников.

С Движением я расту каждый день, решая сложные задачи, расту над собой вчерашней. Мы проводим игры в рамках форумов и игр: рассказываем другим ребятам о тех возможностях, которые дает наше сообщество, о направлениях, миссии и ценностях.

Движение Первых — это сотни уникальных программ воспитания и становления личности, активного и ответственного молодежного сообщества, для которого важны уважение к традициям и культурам народов России, историческая преемственность и сопричастность с судьбой страны. Вывод: движение первых - это только старт реализации себя и своих возможностей, мы сами должны стать теми переменами, которые хотим видеть вокруг себя.

2.4 Организация волонтерства в Гимназии № 69 города Краснодара и классного движения помощи участникам СВО.

На сегодня я активный участник и один из организаторов нашего классного движения помощи участникам СВО. История эта началась сразу после того как наш «папа», это папа нашей одноклассницы, отправился военным врачом на красную линию спасать жизни наших бойцов. В тот момент мы сплотились всем классом.

Вместе с родителями мы организовали сайт «Второй Фронт Юг», где оказываем помощь «всем миром», проводя разные акции в гимназии. Наш класс официально стал волонтерским классом. Мы плетем сети, сотрудничаем с волонтерским центром ЮФУ и совместно готовим материал для плетения маскировочных сетей.

Наш актив школы регулярно участвует и уже сам проводит площадки по оказанию первой помощи. Мы все делаем одно общее дело - защищаем Родину, кто-то на фронте, кто-то в тылу. Наши солдаты каждый день рискуют жизнями ради нас и это малая часть, вклад, который мы можем внести. Ребята нашего актива создали канал школьного самоуправления где выкладывают информацию по проведению акций. Здесь работает теория нескольких рукопожатий, максимально распространяя информацию о помощи.

Оказывая помощь, мы стараемся привлекать и самых маленьких. Наши малыши пишут письма солдату, рисунки, тепло оформляя их своими руками.

Я навсегда запомню чебурашку в красном костюмчике для ребят СВО, это трогательная игрушка, сшитая третьеклассницей тоже отправилась к нашим солдатам, она не оставит никого равнодушным.

Акций много, наше движение за это время стало зрелым, мы научились ценить время и жизнь, мы научились понимать друг друга с первого взгляда и слова, мы знаем, что такое надо помочь. Последняя акция, которую мы сейчас воплощаем (эта идея родилась, когда мы готовили открытое мероприятие в рамках урока «разговоры о важном», посвященный дню Героя Отечества). Эта акция называется «Оберег для солдата» (см. рис. 8).

Ребята мастерят нити-обереги, прикрепляют камень, он в форме сердца, гематит- натуральный камень-оберег. Малыши помогают делать крафтовые конверты, ребята постарше делают макеты с пожеланиями. И всё это откликается в нашей гимназии по зову нашего сердца, мы так живем и мы так чувствуем. Аслан Батырбиевич, наш «папа»– наш герой, всегда в наших мыслях и нашем сердце. На сегодня наше движение охватывает рамки школы, но мы хотим делиться своим проектом и идеями с другими.

Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2025 год Годом защитника России в честь наших героев и участников специальной Военной операции и в память о подвигах наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды нашей страны: «Во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм».

Волонтерское движение является способом личностного и лидерского роста. Сегодня волонтерное движение стало альтернативной формой политического движения молодых людей, при этом осваивающих значимые профессии: врача, педагога, психолога, социального работника. Эта тема для более взрослой аудитории, студентов, но я решила, что школьники тоже могут быть полезны в столь нужном деле, как волонтерство и стала инициатором волонтерского патриотического движения в своей гимназии. Я занимаюсь разработкой проекта «По зову сердца».

Рис. 8. Организация мастер класса «Красная нить». (Краснодар, 2025г.). Фото автора.

Всего этого можно добиться только при обмене опытом, воплощении и модернизации собственных проектов, а также при установлении дружеских и деловых связей, которые в дальнейшем могут помочь в реализации проектов, а также в поддержке и участии в них. Я считаю, что кто если не молодёжь уже сейчас должна поднимать такие важные, но и в то же время трудные вопросы.

Социальная миссия волонтеров огромна. Очень широк спектр деятельности, где требуется волонтерская помощь, поэтому каждый молодой человек может выбрать для себя тот вид деятельности, который отвечает его потребностям и позволяет реализовать собственные стремления.

Для меня площадки и программы молодёжных движений - это сосредоточение всего самого лучшего, что есть на нашей планете, где молодёжь собирается вместе с единой общей целью и интересами для освещения проектов по модернизации отдельных систем, а также для обмена опыта и информации.

Молодёжь - это, несомненно, мощнейший генератор идей, сил, и инициативы. Именно от нас зависит, какой будет наш мир, наши страны и отношения между ними в дальнейшем. 

Моя активная позиция – это платформа в моих начинаниях и целях, благодаря полученному опыту я стала ещё активнее заниматься моим любимым занятием и стараться сделать всё, чтобы моя помощь принесла как можно больше радости и поддержки тем, кто в этом нуждается.

Я хочу, чтобы мое участие принесло как можно больше пользы и положительных изменений в жизни людей вокруг меня, а, значит, по зову сердца я готова активно помогать, делиться знаниями и опытом, а также вдохновлять других на действия.

Таким образом, волонтерство стало частью моей жизни, это территория смыла, где я использую принципы взаимной поддержки, самоотдачи и самоотверженности. Это площадка, где живут люди с невероятно добрым сердцем.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. С конца 90-х в России молодежная политика изменилась, акцент делается на волонтерские проекты. Это помогает молодежи стать активными гражданами, развивать лидерские качества и работать в команде. Участие в общественных мероприятиях также способствует развитию общества и противостоянию экстремизму.

В России поменялись политические ценности, что привело к кризису политической социализации подрастающего поколения граждан нашей страны. Семья и система образования стали главными институтами, формирующими их политические взгляды. Образование помогает молодым людям понимать политику и увеличивает интерес к участию в ней. В разных странах подходы к политической социализации различаются и зависят от особенностей политических систем.

Семья важна для политического воспитания подростков, однако многие формируют мнение независимо от родителей. В России молодежь часто не интересуется политикой, а нестабильные семьи и детские дома мешают социализации.

Средства массовой информации достаточно сильно влияют на мнение молодых людей в России. Из-за недостатка знаний они могут легко доверять ложной информации. Государство и политики также влияют на интерес молодежи к политике. Подрастающее поколение России развивается в условиях разных мнений, что помогает им лучше понимать мир, но это не всегда просто.

Мне хочется ответить на вопрос, заложенный в теме проекта. Что же такое политика для подростка? Ответить самостоятельно – субъективно и нерелевантно, сделать вывод по результатам опроса – тоже непросто. Возможно, для объективной оценки необходимо опросить в несколько раз больше респондентов данной целевой аудитории.

Сознание подростков только формируется, поэтому для направления его в полезное дляобщества русло необходимо уделятьвниманиеобразованиюи их воспитанию. Подобная задача не может лежать исключительно на семье, СМИ, интернете во всех егопроявлениях.Государствуважноуделятьнеобходимое внимание политической культуре подрастающего поколения, ведь именно этим детям (юридически) вскоре самим определять будущее нашей великой Родины.

Одной из ключевых проблем современной России является малое политическое участие молодежи. Для борьбы с аполитичностью молодых людей государству следует задействовать все возможные меры, чтобы привлечь их к политической активности, ведь именно молодежь является залогом стабильного будущего.

Моим следующим шагом был опрос. Он показал, что подростки не знают, как относятся к политике. Многие не понимают важные социально-экономические процессы. Государство влияет на доверие граждан и их участие в жизни общества. Проблемы в управлении могут вызвать протесты, что видно из истории. Исследование убедило, что молодежь должна быть активной и стремиться к осознанной жизни. Это вдохновило меня развивать политическую активность в гимназии через участие в молодежных форумах. Подростки проявляют интерес к политике.

В 2017 году я начала заниматься молодёжной политикой на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Сочи. Это событие произвело на меня сильное впечатление. В 2024 году я снова поеду на фестиваль, но теперь буду лучше понимать все происходящее. В 2022 году я приняла участие в слёте активистов РДШ, где представляла свою гимназию. Там были тренинги, конкурсы и встречи с интересными людьми. РДШ помогает школьникам реализовывать свои идеи и предоставляет много возможностей.

Движение Первых – это шанс для молодежи развиваться и делиться опытом. В 2024 году я участвовала в проекте в Кубанском государственном университете, где нашла новых друзей и узнала много нового. Я хочу стать молодежным лидером и развивать детско-юношеское движение в России. Благодаря Движению я научилась организовывать мероприятия и работать в команде. Это отличная возможность для роста и реализации своих целей. Главное – стремиться к переменам и быть частью этого движения.

В гимназии № 69 Краснодара ученики и родители организовали волонтерство для помощи участникам СВО. Они создали сайт «Второй Фронт Юг» и проводят акции, стали волонтерским классом. Ребята плетут маскировочные сети и учат первой помощи. Дети пишут письма солдатам и делают игрушки и подарки. Последняя акция называется «Оберег для солдата», где создают обереги и крафтовые конверты с пожеланиями. Волонтерство помогает молодежи развивать лидерские качества и быть активными в жизни общества. В 2025 году в России станет Годом защитника, что подчеркивает важность таких инициатив.

И в заключение, хочется привести цитату Президента России В.В. Путина о необходимости нравственного и патриотического воспитания молодежи:

«От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

Список использованных источников и литературы:

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс базовыйуровень [Электронный ресурс] // URL: https://archive.org/details/Obschestvoznaniye-10-klass-Bogolyubov-2018/page/47/mode/2up (дата обращения: 15.08.24).

  2. Милорава А.Р. Процессполитическойсоциализации молодежи в современном российском обществе [Электронный ресурс] // Научный журнал «Молодой ученый». URL: https://moluch.ru/archive/147/41275/ (дата обращения 17.08.24).

  3. Тульчевский А.И. Молодежь в политике [Электронный ресурс] // Научный журнал «Молодой ученый». URL: https://moluch.ru/archive/50/6414/ (дата обращения: 17.08.24).

  4. Ценности,ориентации и участиевполитической жизни российского молодого поколения [Электронный ресурс] // Левада-центр. URL: https://www.levada.ru/2020/06/30/tsennosti-orientatsii-i-uchastie-v-politicheskoj-zhizni-rossijskogo-molodogo-pokoleniya/ (дата обращения: 17.08.24).

  5. Молодежь новой России: образ жизни и ценностныеприоритеты [Электронный ресурс] // Фонд исторической перспективы. URL: https://www.perspektivy.info/book/molodezh_novoj_rossii_obraz_zhizni_i_cennostnyje_prioritety_2009-04-30.htm (дата обращения: 20.08.24).

  6. Опрос подростков: интерес к политике [Электронный ресурс] // ФОМ. URL: https://fom.ru/smi-i-internet/13324 (дата обращения: 21.08.24).

  7. Главные молодежные организации России, в которых ждут новобранцев [Электронный ресурс] // Алый парус. URL: https://www.rosenergoatom.ru/zhurnalistam/75-let-atomnoy-promyshlennosti/ (дата обращения: 19.02.25).

  8. Главные молодежные организации России, в которых ждут новобранцев. Как найти дело по душе и заодно сослужить хорошую службу стране и обществу [Электронный ресурс] //КР. URL: https://parus.kp.ru/content/chitat/glavnye-molodezhnye-organizatsii-rossii-v-kotorykh-zhdut-novobrantsev// (дата обращения: 19.03.25).

  9. Пелевин С.И. Молодежные политические организации: история и перспективы развития [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnye-politicheskie-organizatsii-istoriya-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 21.03.25).

  10. Москалев А. Е., Назаров А. В. Молодежная оппозиция как субъект политической системы современной России [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-oppozitsiya-kak-subekt-politicheskoy-sistemy-sovremennoy-rossii-1 (дата обращения: 14.09.24).

  11. Крючков В. А., Москалев А. Е. Активизация молодежных общественно-политических объединений начале XXI века [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-molodezhnyh-obschestvenno-politicheskih-obedineniy-v-nachale-xxi-veka (дата обращения: 14.09.24)

  12. Паршакин А.В. Политика в жизни подростка : неинтересное настоящее или осознанный шаг в будущее? [Электронный ресурс] // URL: https://dzen.ru/a/YozzQuTbJHR1nYRM (дата обращения: 20.10.24).

  13. Ильинский И. М., Луков В. А. О перспективах развития организованного молодежного движения в России (социально-философские, социологические, политико-правовые аспекты) [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-perspektivah-razvitiya-organizovannogo-molodezhnogo-dvizheniya-v-rossii-sotsialno-filosofskie-sotsiologicheskie-politiko-pravovye (дата обращения: 20.10.24).

  14. Зубков В.И., Сушенков В.А., Ховрин А.Ю. Типология участия молодежи в деятельности политических партий и общественнополитических движений современной России [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-uchastiya-molodezhi-v-deyatelnosti-politicheskih-partiy-i-obschestvennopoliticheskih-dvizheniy-sovremennoy-rossii (дата обращения: 21.10.24).

  15. Власенко Л. В. Роль молодежи в процессах преобразования общества [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-molodezhi-v-protsessah-preobrazovaniya-obschestva (дата обращения: 21.10.24).

  16. Балыкова Е.В. Молодежь в политической жизни региона [Электронный ресурс] // журнал «Регионология». URL: https://regionsar.ru/ru/node/287 (дата обращения: 04.11.24).

  17. Башук А.С. Участие молодежи в политической жизни современной России [Электронный ресурс] // Концепт научно-методический электронный журнал. URL: https://e-koncept.ru/2017/970597.htm (дата обращения: 06.11.24)

  18. Опора в тылу: как волонтеры помогают бойцам СВО [Электронный ресурс] // Кубань Сегодня. URL: https://kubantoday.ru/opora-v-tylu-kak-volontery-krasnodara-pomogajut-bojcam-svo/ (дата обращения: 13.02.25)

  19. Голобоков А. С., Авадень Е. А. Роль молодежных общественных объединений в современной России [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-molodezhnyh-obschestvennyh-obedineniy-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 17.02.25).

  20. Самарина К. О., Нестеренко М. А. Молодежная политика: тенденции развития и принципы реализации [Электронный ресурс] // Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezhnaya-politika-tendentsii-razvitiya-i-printsipy-realizatsii (дата обращения: 26.02.25).

Приложение 1

Анкета-опрос

Просмотров работы: 167