Изучение влияния проветривания на микроклимат школьного кабинета

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение влияния проветривания на микроклимат школьного кабинета

Хомутова В.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4"
Бредихина Е.В. 1
1МОУ "СОШ №4"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Важней всего — погода в доме. В этих словах гораздо больше смысла, чем может показаться на первый взгляд, особенно если речь идёт о погоде в буквальном смысле. Вернее — о микроклимате: температуре, влажности и качестве воздуха, которым мы дышим. Особое значение этот вопрос приобретает зимой, поскольку летом, при открытых окнах, домашняя атмосфера почти ничем не отличается от уличной. Но как только наступают холода и окна надёжно закупориваются, за состоянием микроклимата нужно пристально следить. Низкое качество воздуха может способствовать развитию различных заболеваний, ухудшению общего самочувствия и даже снижению концентрации внимания, что особенно критично для детей, чьи организмы находятся в стадии активного роста и развития. В связи с этим, исследование влияния проветривания на состояние микрофлоры воздуха в помещениях становится не только научной, но и социальной необходимостью.

Цель проекта: изучение влияния проветривания на микроклимат школьных помещений.

Предмет исследования: микроклимат школьных помещений.

Объект исследования: влияние систематических проветриваний помещений на состояние их микроклимата.

Гипотеза: проветривание улучшает состояние микроклимата школьных помещений.

На основании построенной цели, объекта, предмета исследования и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать информационные материалы по теме проекта;

  2. выявить, как влияет низкое качество воздуха на организм человека;

  3. провести исследование о влиянии проветривания на теплообмен с окружающей средой;

  4. провести исследование о влиянии температуры и влажности воздуха на состояние микрофлоры помещений;

  5. Подготовить рекомендации для педагогов о режиме проветривания и важности проведения этой процедуры.

Методы исследования:

1. сбор и обработка данных

2. анализ информации, опубликованной в печатных изданиях и интерне-ресурсах;

3. проведение исследования;

4. анализ полученных результатов.

Планирование работы.

1. Выбор темы исследования, формулирование проблемы и актуальности проекта.

2. Определение предмета, объекта, задач и методов работы.

3. Подбор источников информации по выбранной тематике

4. Анализ теоретического материала

5. Обработка результатов проделанной работы, формулирование выводов.

6. Оформление работы.

7. Подготовка и проведение выступления по теме проекта на педагогическом совете.

Практическое значение – использование результатов исследования для проведения бесед с педагогическими работниками, в 9 классе при изучении обучающимися темы «Дыхательная система»

1 Теоретическая часть

1.1 Что такое микроклимат в образовательном учреждении

Микроклимат определяется действующими на организм человека показателями температуры, влажности и скорости движения воздуха и оказывает огромное влияние на состояние организма человека в целом, на его здоровье, самочувствие и работоспособность. Здания оборудуются системами отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях согласно законодательству о техническом регулировании в сфере безопасности зданий и сооружений.

В помещениях обеспечиваются параметры микроклимата, воздухообмена, определенные требованиями гигиенических нормативов.

Они прописаны в СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». [1].

Важность поддержания здорового климата в помещениях с детьми не может быть недооценена. В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии. В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых

 

1.2 Значимость проветривания для детей в теплообмене с окружающей средой

В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным. Ответственность за состояние воздуха в таких местах лежит на взрослых. Необходимо следить за температурой и влажностью воздуха, а также соблюдать санитарные нормы. Чистый и свежий воздух крайне важен для формирования иммунной системы маленького человека и защиты от заболеваний, связанных с простудами и инфекциями [4]. Необходимо учитывать, что процесс проветривания должен быть организован таким образом, чтобы не создавать резко появляющихся сквозняков. Это может вызвать переохлаждение и оказать негативное влияние на здоровье ребенка. Для эффективного проветривания следует открывать окна в разных частях комнаты, создавая поток свежего воздуха, что способствует быстрому обновлению атмосферы в помещении [4].

Скорость воздухообмена зависит от различных факторов — таких как площадь открываемых окон, разница температур и количество человек, находящихся в помещении [18]. Для достижения оптимального эффекта проветривание должно быть регулярным. Эксперты советуют проветривать комнаты не менее 15-30 минут несколько раз в день, особенно в помещениях с большим скоплением людей, таких как классы и офисы [19]. Создание эффективного сквозняка, когда воздух циркулирует через две открытые поверхности, ускоряет процесс очистки воздуха и является наиболее предпочтительным способом его обновления [20].

1.3 Влияние влажности на состояние микрофлоры воздуха

Уровень влажности в помещениях играет важную роль в формировании состава микрофлоры воздуха. Исследования показывают, что высокая влажность способствует активному росту различных патогенных микроорганизмов, таких как вирусы и бактерии, что увеличивает вероятность заболеваний [6]. Существует предположение, что оптимальные условия для поддержания здоровой микрофлоры зависят от уровня влажности, который варьируется от 40 до 60%. В этом диапазоне, например, вирусы гриппа могут погибать быстрее [7].

Разные типы микроорганизмов требуют различных уровней влаги для существования. Гидрофиты предпочитают высокие уровни влажности, тогда как ксерофиты способны выживать в значительно более сухих условиях. В то же время мезофиты находят удовлетворительные условия при средней влажности. Такое разнообразие приводит к тому, что не все микроорганизмы ведут себя одинаково в условиях повышенной или пониженной влажности [8].

Уменьшение влажности воздуха приводит к замедлению размножения микроорганизмов: для бактерий этот процесс останавливается при 25% влажности, а для плесеней — при 15% [26]. При этом высушенные микроорганизмы могут сохранять свою жизнеспособность в течение длительного времени, особенно споры, которые обладают высокими уровнями устойчивости к неблагоприятным условиям [27]. Мезофильные микроорганизмы, такие как молочнокислые бактерии и кишечная палочка, наиболее распространены при температуре 24-40 °C и требуют определенного уровня влажности для роста. Для них необходима влажность воздуха в диапазоне 20-30%, в то время как плесени могут развиваться при 11-13% [28]. Это ассоциируется с их способностью к размножению и выживанию в определенных условиях среды, где оптимальные условия для роста микроорганизмов могут варьироваться.

Важно также отметить, что оптимальная влажность может оказать положительное влияние на общее самочувствие людей, способствуя улучшению работы дыхательной системы и снижению частоты аллергических реакций. При воздействии высоких или низких уровней влаги на здоровье возникает необходимость поддерживать среду, где уровень влажности соответствует рекомендациям — от 30 до 60%. Это не только помогает избежать болезней, но и способствует общему комфорту [10].

Также стоит отметить, что эффект от проветривания способствует улучшению микробиологического состояния воздуха. Заменяя загрязненный воздух на свежий, снижается количество патогенных микроорганизмов, что способствует созданию более благоприятных условий для жизни [16]. Кроме того, заметно уменьшается риск развития плесневых грибов, которые могут негативно влиять на здоровье и вызывать аллергии.

 

1.4 Влияние чистоты воздуха на когнитивные способности детей

«Загрязненный воздух отравляет миллионы детей и разрушает их жизнь, ― заявил д-р Тедрос Адханом Гебрейесус, Генеральный директор ВОЗ. ― Это непростительно. Каждый ребенок должен иметь возможность дышать чистым воздухом, чтобы расти и полностью реализовывать свой потенциал» [16].  Одной из причин особой уязвимости детей к воздействию загрязненного воздуха является тот факт, что они дышат чаще, чем взрослые, и поэтому поглощают больше загрязнителей.  Они также находятся ближе к земле, где некоторые загрязнители достигают максимальных уровней концентрации, ― и это во время, когда продолжается развитие их мозга и организма.

Плохое качество воздуха в помещениях влияет не только на здоровье, но и на общее самочувствие. Усталость, снижение концентрации и ухудшение настроения могут стать следствием недоступности свежего воздуха. Психологические аспекты также играют немалую роль: ощущение отсутствия свежести в помещении может вызывать чувство дискомфорта и снижения работоспособности. Поэтому правильная организация воздуха в помещениях, включая использование методов проветривания и влажной уборки, становится важным аспектом [18].

Согласно статье, опубликованной в журнале GeoHealth, при увеличении концентрации углекислого газа в воздухе до величины 930 ppm людей ожидает снижение способности реагировать на раздражители на 25 процентов, а принимать решения и стратегически мыслить — на 50 процентов. Проведенные в зданиях школ и офисных помещениях исследования показали, что повышение концентрации углекислого газа в воздухе помещений снижает когнитивные функции: у людей ухудшается память, концентрация внимания, зрительное восприятие и общая способность принимать решения [19]. Это особенно актуально для школьных классов, где дети долгое время проводят в замкнутом пространстве, и поэтому их здоровье напрямую зависит от качества воздуха.

 

1.5 Заболевания, вызванные низким качеством воздуха в помещениях

Согласно данным, около 90% времени большинство людей проводят в закрытых пространствах, что делает качество внутреннего воздуха особенно важным [21].

Внутренние источники загрязнения, такие как химические вещества, содержащиеся в чистящих и моющих средствах, а также плесень и пыль, могут значительно ухудшать состояние микрофлоры воздуха и вызывать аллергические реакции [33]. Повышенная влажность может способствовать росту микроорганизмов, что еще больше усугубляет ситуацию [34].

Краткосрочное воздействие загрязняющих веществ может вызвать острые респираторные инфекции, в то время как долговременное воздействие связано с более серьезными заболеваниями, такими как хронические обструктивные болезни легких и онкологические заболевания [34]. Дети подвержены риску не только из-за функции быстрого роста и развития, но и из-за их более высокого уровня физической активности, что приводит к большей вентиляции легких и увеличенному вдыханию загрязнителей [35]. По данным исследований, каждый седьмой ребенок на планете испытывает проблемы со здоровьем, связанные с качеством воздуха, и ежегодно около 600 тысяч детей умирает от его последствий [32].

Хронические болезни легких, включая хроническую обструктивную болезнь легких (ХОБЛ), и аллергические заболевания — это лишь некоторые последствия низкого качества воздуха в помещениях. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, 23% смертей от ХОБЛ среди взрослых в странах с низким и средним уровнем дохода связаны с воздействием загрязненного воздуха в жилых помещениях [21].

Влажность воздуха также имеет критическое значение для здоровья. Оптимальный уровень влажности находится в диапазоне 30-60%. Как слишком сухой, так и избыточно влажный воздух может привести к проблемам со здоровьем, включая респираторные расстройства и развитие микозов из-за грибов [23]. При недостаточной влажности наблюдается ухудшение состояния слизистых оболочек и обострение хронических заболеваний, таких как астма и аллергии. Наоборот, избыточная влажность может спровоцировать размножение плесени и бактерий, что также негативно влияет на здоровье жителей помещений [25].

 

1.6 Требования к проветриванию школьных кабинетов

Проветривание учебных кабинетов в школе регулируется рядом санитарных норм и правил, направленных на обеспечение безопасных условий для учебного процесса. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28

Согласно этим правилам:

  • Проветривание учебных помещений должно проводиться перед началом занятий, во время перемен и в конце учебного дня.

  • Обеспечивается регулярная циркуляция свежего воздуха, особенно в теплый период года.

  • Температура воздуха в учебных кабинетах должна быть в пределах 18–22 °C, а влажность — 40–60%.

  • Концентрация углекислого газа не должна превышать 0,1%.

  • Использование естественной вентиляции (открытие окон и форточек).

  • Поддержание качественного воздухообмена с учетом сезонности и погодных условий.

  • Эти нормы обязывают школы не только организовывать регулярное проветривание, но и следить за состоянием систем вентиляции, чтобы гарантировать чистый воздух в кабинетах. Невыполнение санитарных требований может привести к ухудшению здоровья учащихся и административным санкциям.

График проветривания учебного кабинета

Грамотно составленный график проветривания помогает поддерживать здоровый микроклимат в учебных кабинетах, обеспечивая приток свежего воздуха без ущерба для здоровья школьников. Такой график разрабатывается ежегодно, с учетом требований СанПиН, и утверждается руководителем образовательного учреждения. После этого его доводят до сведения педагогического коллектива и ответственных сотрудников.

Основные правила проветривания:

1. Перед началом занятий.

  • Проветривание кабинета проводится в течение 20 минут до прихода учеников.

  • В перерывах между уроками.

  • В короткие перемены проветривание длится 5–7 минут.

Учитель или дежурный должны заблаговременно открыть окна, а дети во время проветривания покидают класс, чтобы избежать переохлаждения.

2. После окончания занятий.

Если школа работает в две смены, то после завершения первой смены выполняется повторное проветривание длительностью 20 минут.

Продолжительность проветривания в зависимости от температуры наружного воздуха:

Температура ниже -10 °С: 1–1,5 минуты в короткие перемены и 5–10 минут между сменами.

От -10 до -5 °С: 1–3 минуты в короткие перемены и 10–15 минут между сменами.

От -5 до 0 °С: 2–5 минут в короткие перемены и 15–25 минут между сменами.

От 0 до +5 °С: 3–7 минут в короткие перемены и 20–30 минут между сменами.

От +6 до +10 °С: 4–10 минут в короткие перемены и 25–35 минут между сменами.

Важно контролировать, чтобы температура воздуха в кабинете после проветривания не опускалась ниже 14 °С [1].

Правильное проветривание учебных кабинетов — это важная часть организации учебного процесса, напрямую влияющая на здоровье, комфорт и успеваемость детей. Соблюдение требований СанПиН, разработка четкого графика и использование различных режимов проветривания помогают обеспечить свежий воздух в школьных помещениях.

 

 

1.7 Рекомендации по улучшению качества воздуха в помещениях

  • Регулярное проветривание является одним из наиболее простых способов улучшить качество воздуха. Открывайте окна на 10-15 минут круглый день, так как свежий воздух поможет уменьшить концентрацию углекислого газа и улучшить уровень кислорода. Чаще всего следует проветривать утром или после дождя, когда содержание загрязняющих веществ в воздухе ниже [31]. При этом стоит помнить, что при плохих погодных условиях, особенно в период высокой загрязненности, открытые окна могут лишь ухудшить ситуацию [33].

  • Для очистки воздуха полезно применять фильтры, такие как угольные или HEPA, которые эффективны для удаления пыли, аллергенов и других вредных частиц [32].

  • Важным фактором является и выбор мебели. Мебель из натурального дерева без лакокрасочных покрытий выделяет меньше вредных веществ. Так, изделия, изготовленные из сосны, березы и других хвойных деревьев, могут даже улучшать качество воздуха в помещениях [34]. Важно также избегать синтетических материалов, из которых изготовлена большая часть школьной мебели.

  • Проведение влажной уборки позволяет удалить пыль и микробы с поверхностей, что значительно улучшает общее состояние воздуха. Используйте простые средства, такие как вода с уксусом или лимоном, которые более экологичны [30]. Регулярная уборка, по возможности с минимальным использованием химических средств, является необходимостью для обеспечения чистоты в помещениях.

  • Кроме того, живые растения могут помочь очистить воздух от вредных веществ. Они способствуют естественному фильтруованию воздуха и улучшению его качества, благодаря способности абсорбировать углекислый газ и выделять кислород. Однако не все растения подходят для этой цели, следует выбирать те, что обладают высокой способностью к очистке, такие как алоэ вера или хлорофитум [31].

  • Контроль уровня влажности в помещениях также важен, так как очень высокая или низкая влажность может вызывать рост плесени и других микроорганизмов. Оптимальный уровень влажности составляет 30-60% [33]. Применение увлажнителей в сухие дни или кондиционеров в жаркие летние периоды может существенно улучшить атмосферу в помещении.

  • Если вентиляция в помещениях неэффективна, важно обратиться к специалистам для ее оптимизации. Регулярное обслуживание вентиляционных систем может существенно повысить их эффективность, что обеспечит соответствующие условия для жилых и рабочих пространств [32]. Приобретение современных систем вентиляции и очистки воздуха может стать долгосрочной инвестицией в здоровье.

Все вышеперечисленные рекомендации направлены на создание комфортной и безопасной среды проживания. Каждое из перечисленных действий имеет значение и способствует улучшению качества воздуха в помещениях, а значит, и здоровья всех, кто в них проживает [30].

2 Практическая часть

Практической частью проекта предстояло проверить влияние проветривания на микроклимат школьного кабинета

Место проведения эксперимента.

Исследование было проведено на базе «Точки роста» МОУ «СОШ №4» г. Южноуральска в январе-марте 2025 года.

Ход работы.

В ходе работы исследовалось влияние проветривания на температуру, влажность, уровень углекислого газа и микрофлору школьного кабинета.

В качестве объекта был выбран кабинет биологии (Приложение 1). Кабинет расположен на 1 этаже, в помещении 4 окна, выходящие на южную сторону здания. Ежедневно в кабинете проводится по 7-8 уроков.

2.1 Изменение показателей температуры и влажности воздуха в зависимости от проветривания (Приложение 2)

На первом этапе работы изучалось влияние регулярного проветривания на температуру и влажность воздуха. Так как исследование проводилось в зимнее время года, на температуру и влажность оказывало влияние центральное отопление.

Замеры показателей проводились в пасмурную погоду, чтобы исключить нагревание помещения под воздействием солнечных лучей. Исследование проводилось 2 дня при одинаковых погодных условиях. Определение температуры и влажности проводилось с помощью цифровой лаборатории по биологии Releon, замеры проводились каждые 30 минут в течении 7 часов. Результаты автоматически вносились в таблицу.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что проветривание позволяет сдерживать показатели температуры и влажности на оптимальных значениях, в то время, как без проветривания влажность воздуха и температура постепенно повышалась до высоких значений. Находиться в помещении с такой температурой было невозможно, обучающиеся отмечали головную боль, слабость, учащенный пульс, головокружение.

 

 

2.2 Изменение показателей концентрации углекислого газа (Приложение 3)

Изменение показателей концентрации углекислого газа проводилось с помощью детектора углекислого газа «ДаДжет», производство Китай.

Концентрация в 800ppm уже считается небезопасной, а при 1000ppm, то есть 0,1% объемной концентрации, возникают первые признаки «отравления» (беспричинная вялость, затрудненное дыхание). Однако и эти значения все еще входят в норму: превышением по санитарным нормативам считается уровень выше 1400ppm. При таких показателях уже трудно концентрироваться на выполнении заданий Критические величины – более 3000ppm (0,3%). В этом случае быстро развиваются признаки кислородного голодания, тошнит, учащается пульс[34].

Замеры проводились в зимнее время, в течении 3 дней. Показатели определялись в одинаковое время, при одинаковых условиях. В таблицу внесены средние показатели.

Анализируя средние показатели, можно сделать вывод, что повышение концентрации углекислого газа отмечается уже через 15 минут урока при закрытых окнах и двери. К концу урока концентрация углекислого газа в воздухе уже становится небезопасной и ученики могут почувствовать признаки вялости и усталости. После 2 урока без проветривания показатели концентрации превышают норму и находиться длительное время в подобном помещении уже небезопасно. Значительно снизить концентрацию углекислого газа можно только благодаря сквозному проветриванию в течение 15 минут. Поддерживать нормальную концентрацию углекислого газа возможно при приоткрытом окне или притоку воздуха через открытую дверь.

 

2.3 Изменения микрофлоры воздуха после проветривания

Эксперимент проводился с использованием экспресс-теста «Дип слайд DipSlide» на среде Nutrient agar + TTC, который применяется для обнаружения и подсчета общего микробного числа ОМЧ.

Общее микробное число (ОМЧ) –количество микроорганизмов в единице объема исследуемого объекта, является важным показателем, дающий представление об эпидемиологической обстановке, санитарно –микробиологическом состоянии помещения. Один из распространенных анализов для «микробной безопасности» и осуществляется на всех пищевых предприятиях.

Для тестирования воздуха экспресс-тест был поставлен на крышку в центре помещения и оставлен на 30 минут. После чего вновь помещен в контейнер и оставлен в термостате с температурой воздуха + 30оС на 48 часов.

Таким образом, образец забора воздуха с регулярными проветриваниями, в соответствии со шкалой, показал незначительную популяцию микроорганизмов. ОМЧ было в пределах 103 КОЕ/мл.

Анализ воздуха без проветривания показал значительное увеличение ОМЧ до высокого уровня и составил (в соответствии со шкалой) 105 КОЕ/мл.

Этот заметный эффект указывает на высокую эффективность проветривания как методики борьбы с микробным загрязнением.

Данные исследования подчеркивают важность гигиенических процедур в школьных кабинетах, включающих проветривание, чтобы создать безопасную и здоровую среду для детей и сотрудников образовательных учреждений. Рекомендуется внедрение этих методов как обязательных для поддержания здоровья и предотвращения инфекционных заболеваний в помещениях с высокой проходимостью.

Заключение

Анализируя результаты исследования, можно с уверенностью утверждать, что проветривание играет ключевую роль в поддержании здорового микробиома воздуха в помещениях, что, в свою очередь, имеет значительное влияние на общее состояние здоровья людей, особенно детей. В ходе проведенной работы было выявлено, что низкое качество воздуха в помещениях может способствовать развитию различных заболеваний, таких как аллергии, респираторные инфекции и другие патологии, что подчеркивает важность регулярного контроля за состоянием микрофлоры воздуха.

Проветривание, как один из основных методов улучшения качества воздуха, способствует не только замене загрязненного воздуха на свежий, но и снижению концентрации патогенных микроорганизмов. В нашем исследовании мы наблюдали, что после проветривания уровень микробной нагрузки в воздухе значительно снижался, что подтверждает его эффективность в борьбе с неблагоприятными факторами, влияющими на здоровье. Особенно это актуально для помещений, где находятся дети, чья иммунная система еще не полностью сформирована и более подвержена воздействию вредных микроорганизмов.

Также стоит отметить, что влажность воздуха играет важную роль в состоянии микрофлоры. Оптимальный уровень влажности способствует поддержанию баланса между полезными и патогенными микроорганизмами. В нашем исследовании мы наблюдали, что при повышении влажности в помещениях увеличивалась активность некоторых полезных микроорганизмов, что может способствовать улучшению общего состояния воздуха.

Таким образом, гипотеза о том, что проветривание улучшает состояние микроклимата школьных помещений, доказана. Цель проекта - изучение влияния проветривания на микроклимат школьных помещений, была достигнута, задачи выполнены.

В заключении, можно выделить несколько рекомендаций по улучшению качества воздуха в помещениях. Во-первых, необходимо регулярно проветривать помещения, особенно в зимний период, когда окна открываются реже. Во-вторых, важно следить за уровнем влажности в помещениях и при необходимости использовать увлажнители или осушители воздуха. Наконец, стоит обратить внимание на использование экологически чистых моющих средств, которые не будут способствовать загрязнению воздуха.

Таким образом, результаты исследования подчеркивают важность регулярного проветривания и влажной уборки для обеспечения здоровой атмосферы в помещениях. Это особенно актуально для семей с детьми, так как их здоровье и комфорт напрямую зависят от качества воздуха, которым они дышат. Создание благоприятной микрофлоры воздуха в помещениях — это не только задача, но и необходимость, которая требует внимания и ответственности со стороны каждого из нас.

Работая над проектом, я научилась работать и информационными источниками, проводить биологические и микробиологические исследования, анализировать их результаты, работать с биологическим оборудованием. Выполнять проект было интересно и познавательно. Я хотела бы продолжить работу в этом направлении и проверить как влияет влажная уборка на микроклимат в помещении.

Список литературы

1. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». [Электронный ресурс] //

https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/GN_sreda%20_obitaniya_compressed.pdf, свободный. - Загл. с экрана

2. О рекомендациях по режиму проветривания и влажной уборки... [Электронный ресурс] // 28.rospotrebnadzor.ru - Режим доступа: https://28.rospotrebnadzor.ru/content/46/9394/, свободный. - Загл. с экрана

3. Консультация "проветривание. за и против." | Консультация... [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2020/11/15/konsultatsiya-provetrivanie-za-i-protiv, свободный. - Загл. с экрана

4. Важность проветривания комнаты ребенка в период... | Дзен [Электронный ресурс] // dzen.ru - Режим доступа: https://dzen.ru/a/zw2e0za8gsnkdyqp, свободный. - Загл. с экрана

5. Важность проветривания для здоровья и развития ребенка [Электронный ресурс] // tarelkina-ozgdou66.edumsko.ru - Режим доступа: https://tarelkina-ozgdou66.edumsko.ru/articles/post/2740909, свободный. - Загл. с экрана

6. Влияние влажности на биологические загрязнения и их устранение [Электронный ресурс] // fabrica-tumana.ru - Режим доступа: https://fabrica-tumana.ru/blog/vliyanie-vlazhnosti-na-biologicheskie-zagryazneniya/, свободный. - Загл. с экрана

7. Есть даже ультразвуковой: может ли увлажнитель воздуха... | Дзен [Электронный ресурс] // dzen.ru - Режим доступа: https://dzen.ru/a/zuzzy8j3hqkv095g, свободный. - Загл. с экрана

8. Влияние влажности воздуха на здоровье человека... [Электронный ресурс] // www.cge48.ru - Режим доступа: https://www.cge48.ru/gigienicheskoe-vospitanie-i-obuchenie/informaciya-dlya-naseleniya/1447.htm, свободный. - Загл. с экрана

9. Презентация по микробиологии на тему "Влияние влажности..." [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/prezentaciya-po-mikrobiologii-na-temu-vliyanie-vlazhnosti-i-osmoticheskogo-davleniya-sredy-na-mikroorganizmy-6679742.html, свободный. - Загл. с экрана

10. Влияние физических факторов на состав патогенной... [Электронный ресурс] // school-science.ru - Режим доступа: https://school-science.ru/3/1/33346, свободный. - Загл. с экрана

11. Научно-исследовательская работа "Исследование микрофлоры..." [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2021/11/28/nauchno-issledovatelskaya-rabota-issledovanie-mikroflory-vozduha, свободный. - Загл. с экрана

12. Влияние проветривания и влажной уборки на состояние... [Электронный ресурс] // project.1sept.ru - Режим доступа: https://project.1sept.ru/works/588702, свободный. - Загл. с экрана

13. Проветривание как фактор снижения уровня бактериального... [Электронный ресурс] // www.med-obr.info - Режим доступа: http://www.med-obr.info/med-organisation/thesis/provetrivanie_kak_faktor_snizheniya_urovnya_bakterialnogo_zagryazneniya_vozdukha.php?clear_cache=y, свободный. - Загл. с экрана

14. Свежий воздух в квартире: польза для здоровья, сколько нужно... [Электронный ресурс] // 366.ru - Режим доступа: https://366.ru/articles/svezhij-vozdukh-v-kvartire-polza-dlja-zdorovja/, свободный. - Загл. с экрана

15. Влияние проветривания на качество воздуха в школе и дома [Электронный ресурс] // profil.mos.ru - Режим доступа: https://profil.mos.ru/ntek/proekty/vliyanie-provetrivaniya-na-kachestvo-vozdukha-v-shkole-i-doma.html, свободный. - Загл. с экрана

16. Как часто нужно проветривать помещение дома или квартиры [Электронный ресурс] // www.techinsider.ru - Режим доступа: https://www.techinsider.ru/science/1545317-vot-zachem-nuzhno-provetrivat-kvartiru-posle-etogo-vy-perestanete-zakryvat-okna/, свободный. - Загл. с экрана

17. Зачем и сколько нужно проветривать помещение — статья... [Электронный ресурс] // aptekiplus.ru - Режим доступа: https://aptekiplus.ru/blog/vazhnost-provetrivaniya-pomeshcheniya/, свободный. - Загл. с экрана

18. Загрязнение воздуха внутри жилых помещений [Электронный ресурс] // www.who.int - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/household-air-pollution-and-health, свободный. - Загл. с экрана

19. Заболевания, связанные с загрязнением воздуха - Легочные... [Электронный ресурс] // www.msdmanuals.com - Режим доступа: https://www.msdmanuals.com/ru/professional/легочные-нарушения/экологические-и-профессиональные-заболевания-легких/заболевания-связанные-с-загрязнением-воздуха, свободный. - Загл. с экрана

20. Влияние физических факторов на развитие микроорганизмов... [Электронный ресурс] // www.spec-kniga.ru - Режим доступа: https://www.spec-kniga.ru/tehnohimicheski-kontrol/osnovy-mikrobiologicheskogo-kontrolya-konservnogo-proizvodstva/mikroorganizmy-i-sreda-vliyanie-fizicheskih-faktorov-na-razvitie-mikroorganizmov.shtml, свободный. - Загл. с экрана

21. Лекция №8 Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы [Электронный ресурс] // studizba.com - Режим доступа: https://studizba.com/lectures/biologicheskie-discipliny/biologiya-i-mikrobiologiya/733-lekciya-8-vliyanie-faktorov-vneshney-sredy-na-mikroorganizmy.html, свободный. - Загл. с экрана

22. 11 способов улучшить качество воздуха в помещении дома... [Электронный ресурс] // tr-page.yandex.ru - Режим доступа: https://tr-page.yandex.ru/translate?lang=en-ru&url=https://www.yahoo.com/lifestyle/11-ways-improve-indoor-air-080000086.html, свободный. - Загл. с экрана

23. Как улучшить качество воздуха в квартире? - Mircli.ru [Электронный ресурс] // mircli.ru - Режим доступа: https://mircli.ru/news/kak-uluchshit-kachestvo-vozduha-v-kvartire/, свободный. - Загл. с экрана

24. 10 способов создать в квартире здоровый... — INMYROOM [Электронный ресурс] // www.inmyroom.ru - Режим доступа: https://www.inmyroom.ru/posts/10588-10-sposobov-sozdat-v-kvartire-zdorovyy-mikroklimat, свободный. - Загл. с экрана

25. Как улучшить качество воздуха в помещении [Электронный ресурс] // eco-hyla.ru - Режим доступа: https://eco-hyla.ru/blog/kak-uluchshit-kachestvo-vozdukha-v-pomeshchenii/, свободный. - Загл. с экрана

26. Меры по улучшению качества воздуха в помещении [Электронный ресурс] // agroserver.ru - Режим доступа: https://agroserver.ru/articles/1820.htm, свободный. - Загл. с экрана

27. Консультация для родителей «Роль свежего воздуха в жизни...» [Электронный ресурс] // www.maam.ru - Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-416944.html, свободный. - Загл. с экрана

28. Температура воздуха в детской комнате: оптимальные показатели [Электронный ресурс] // atmeex.ru - Режим доступа: https://atmeex.ru/blog/temperatura-vozduha-v-detskoj-komnate-optimalnye-pokazateli, свободный. - Загл. с экрана

29. Влияние проветривания на микрофлору воздуха... [Электронный ресурс] // scienceforum.ru - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016024035, свободный. - Загл. с экрана

30. Статья "Влияние влажной уборки на микрофлору учебных..." [Электронный ресурс] // kopilkaurokov.ru - Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/biologiya/prochee/stat-ia-vliianiie-vlazhnoi-uborki-na-mikrofloru-uchiebnykh-kabinietov, свободный. - Загл. с экрана

31. Загрязнение воздуха: влияние на здоровье человека [Электронный ресурс] // xn--90aifdm6al.p1aiææ - Режим доступа: https://xn--90aifdm6al.p1aiææ/blåog/zagryazneniåe-vozduha-vliyanie-naå-zdoåräove, свободный. - Загл. с экрана

32. Как загрязнение воздуха разрушает наше здоровье [Электронный ресурс] // www.who.int - Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/spotlight/how-air-pollution-is-destroying-our-health, свободный. - Загл. с экрана

33. Влияние качества атмосферного воздуха на здоровье населения [Электронный ресурс] // 79cge.rospotrebnadzor.ru - Режим доступа: https://79cge.rospotrebnadzor.ru/vliyanie-kachestva-atmosfernogo-vozdukha-na-zdorove-naseleniya, свободный. - Загл. с экрана

34. Загрязнение воздуха и здоровье: как влияет на организм... [Электронный ресурс] // journal.tinkoff.ru - Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/dirty-air-danger/, свободный. - Загл. с экрана

35. Почему проветривание важная для здоровья процедура? [Электронный ресурс] // fbuz41.ru - Режим доступа: https://fbuz41.ru/stats/sanprosvet/148519/, свободный. - Загл. с экрана

36. Надо ли проветривать квартиру зимой? [Электронный ресурс] // cgon.rospotrebnadzor.ru - Режим доступа: https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/zdorovyy-obraz-zhizni/nado-li-provetrivat-kvartiru-zimoi/, свободный. - Загл. с экрана

37. Польза проветривания помещений! [Электронный ресурс] // www.fbuz04.ru - Режим доступа: https://www.fbuz04.ru/index.php/o-centre/press-sluzhba/polza-provetrivaniya-pomeshchenij, свободный. - Загл. с экрана

38. Как правильно проветривать помещение — как часто и почему... [Электронный ресурс] // helpokna.ru - Режим доступа: https://helpokna.ru/blog/poleznye-stati/kak-pravilno-provetrivat-pomeschenie/, свободный. - Загл. с экрана

Приложение 1

Объект исследования

Школьный кабинет биологии

Приложение 2

Таблица 1 Результаты замеров влажности и температуры воздуха

Время (сек)

Датчик относительной влажности воздуха

Датчик температуры воздуха

Датчик относительной влажности воздуха

Датчик температуры воздуха

 

Без проветривания

С регулярным проветриванием

0

0

0

0

0

1800

31,8

23,3

31,3

23

3600

31,6

23,9

33

24

5400

35,3

24,4

31,2

23,6

7200

36,7

25,2

34,1

24,5

9000

36,2

25,5

34,7

24,9

10800

35,8

26,8

34,8

25,1

12600

36,3

27,1

34,2

25,1

14400

35,8

28,6

28,4

21,3

16200

36,8

28,7

30,3

22,6

18000

37,6

29,0

33,6

24,1

19800

38,4

29,2

33,7

25,1

21600

39,0

29,4

32,1

25,2

23400

40,1

29,8

32

25,0

25200

40,5

30,1

31,8

24,6

Приложение 3

Изменение показателей концентрации углекислого газа

Таблица 2 Результаты замеров содержания углекислого газа в воздухе

Время замера

Показатели прибора (РРМ)

7:30 (после проветривания перед 1 уроком)

166

8:15 (при закрытых окнах, класс 28 человек

750

8:45 (окончание 1 урока при закрытых окнах)

1010

9:40 (окончание 2 урока без проветривания)

1790

10:00 (после проветривания на перемене)

699

10:20 (при закрытых окнах, класс 25 человек)

1580

11:10 (урок, 27 человек, приоткрыто окно и дверь в коридор)

781

12:00 (после сквозного проветривания)

524

Приложение 4

Изменения в микрофлоре воздуха после проветривания

Экспресс-тест для определения ОМЧ

Забор проб

Результаты исследования с регулярным проветриванием

Результаты исследования без проветривания

Просмотров работы: 22