Как изменилась жизнь в XXI веке

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как изменилась жизнь в XXI веке

Царев С.П. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4"
Бредихина Е.В. 1
1МОУ "СОШ №4"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

К моменту, как Чарльз Дарвин заговорил о том, что эволюцию двигает выживание наиболее приспособленных, нам как виду уже вроде бы не нужно было ни к чему приспосабливаться — по крайней мере, биологически. Тем не менее, эволюция человека и тогда не стояла на месте, продолжается она и сейчас. Одним из способов проследить эволюционные изменения человеческого тела является анализ антропометрических показателей. Антропометрия играет ключевую роль в понимании физического развития населения, а также в оценке состояния здоровья и благополучия различных групп людей. В частности, антропометрические данные школьников могут служить индикаторами не только их физического состояния, но и более широких социоэкономических и культурных изменений, происходящих в обществе.

Актуальность данной работы обусловлена отсутствием комплексного анализа истории изменения антропометрических показателей среди школьников в XXI веке. В условиях современного мира, где здоровье подрастающего поколения становится все более актуальной проблемой, важно не только фиксировать текущие антропометрические данные, но и понимать, как они изменялись на протяжении времени. Это позволит выявить тенденции, которые могут быть использованы для разработки эффективных программ по улучшению физического развития молодежи.

Цель работы: выявление изменений организма человека в XXI веке на примере антропометрических показателей школьников.

Предмет исследования: изменение пропорций организма школьника за последние 30 лет.

Объект исследования: антропометрические показатели подростков.

Гипотеза исследования: за последние 30 лет не произошло изменений антропометрических показателей школьников.

На основании построенной цели, объекта, предмета исследования и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Анализ исторического контекста антропометрических измерений.

2. Изучение методов исследования антропометрии, которые применяются в современных условиях.

3. Анализ динамики антропометрических показателей.

4. Изучение региональных различий в антропометрии.

5. Выявление изменений антропометрических показателей за последние 30 лет.

Практическая значимость исследования: данная работа направлена на создание целостного представления о том, как антропометрические данные школьников менялись на протяжении 30 лет, и на выявление факторов, влияющих на их здоровье.Результаты исследования будут полезны не только для ученых и специалистов в области медицины и образования, но и для широкой общественности, заинтересованной в улучшении физического состояния подрастающего поколения.

1 Теоретическая часть

1.1 Исторический контекст антропометрических измерений

В течение последних 300 лет антропометрические исследования в России претерпели заметные изменения, отражающие не только физическое развитие, но и уровень здоровья детей и подростков. Начало систематических антропометрических измерений можно отнести к работам Ф.Ф. Эрисмана, который, начиная с XIX века, начал собирать данные о росте и весе. В его исследованиях внимание уделялось подросткам, что актуально и сегодня, когда физическое развитие детей требует подробного анализа и оценки [2].

Сравнение антропометрических данных различных поколений показывает, что за три столетия средний рост мужчин в России увеличился с 167 см (рожд. в 1896 году) до 176,6 см (рожд. в 1996 году). Аналогичная тенденция наблюдается и среди женщин, рост которых увеличился с 153,6 см до 165,3 см за тот же период. Эти показатели свидетельствуют о позитивных изменениях в состоянии здоровья и физическом развитии, что может объясняться улучшением жизненных условий, изменениями в питании и доступом к медицинскому обслуживанию [3].

Анализ данных показывает, что совокупное воздействие генетических факторов и среды обитания также оказывает влияние на антропометрические показатели. Последние исследования выявили, что например, в конце XIX века рост школьников в крупных городах значительно увеличивался в сравнении с сельскими районами, что может быть следствием лучшего питания и медицинского контроля [4]. Это подчеркивает неравномерность физического развития в зависимости от социально-экономических факторов.

Современные исследования продолжают выявлять динамику изменения росто-весовых показателей. Например, в настоящее время уровень физической активности детей и подростков уходит на второй план на фоне увеличения времени, проводимого за экранами. Это приводит к негативным изменениям, о чем свидетельствуют результаты последних антропометрических измерений [5]. Несмотря на очевидные улучшения за последние три века, современные данные показывают, что есть риск ухудшения физических показателей.

Контрастируя с положительными историческими тенденциями, современные исследования свидетельствуют о том, что в некоторых регионах страны происходит снижение антропометрических показателей детей и подростков. Например, в определенных уголках России, где существует низкий уровень доступа к качественной пище и медицинским услугам, рост и вес школьников остаются на уровне, значительно ниже общенациональных стандартов [2].

Следует отметить, что данные о росте и весе служат лишь верхушкой айсберга в исследовании здоровья подрастающего поколения. Однако они являются важным компонентом, который помогает понять более широкие когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты развития. Будущие антропометрические исследования могут помочь определить дополнительные факторы, которые влияют на физическое здоровье и благополучие школьников [1].

Таким образом, антропометрические исследования, начавшись несколько веков назад, продолжают оставаться актуальными, позволяя оценивать не только физическое развитие, но и общее состояние здоровья школьников. Сравнение данных различных периодов устойчиво показывает развитие и изменение этих характеристик, предлагая глубокую перспективу для дальнейших исследований в данной области.

 

1.2 Методы исследования антропометрии

Методы исследования антропометрических показателей школьников охватывают множество подходов, которые позволяют получить детальные данные о физическом состоянии учащихся. Основным инструментом в этом контексте является измерение антропометрических параметров, таких как рост, вес, обхваты головы и грудной клетки. Эти измерения проводятся с использованием стандартных инструментов при обязательном соблюдении определенных условий для достижения точности данных [6].

  1. Измерение роста и веса. Используют специальную метрическую ленту или стенной стадиометр. Для замера общей массы тела используют медицинские весы.

  2. Измерение окружности груди и талии. Для определения окружности грудной клетки и талии используют сантиметровую ленту.

  3. Измерение объемов и пропорций тела. Для определения объемов или пропорций, например, объема бедер, брюшной полости или других частей тела, используют специальные антропометрические инструменты, например, антропометрический сектор или соединенные камеры для измерения объемов.

  4. Измерение кожных складок. Для оценки процента жира в организме проводится измерение кожных складок с помощью адипометра.

  5. Фотограмметрия. Для получения двумерных или трехмерных изображений пациента, которые необходимы для общего анализа, применяется фотограмметрическая техника с помощью фотокамер или лазерных сканеров тела.

Качественная и количественная оценка результатов представляется важным аспектом исследования антропометрии. Полученные данные анализируются для выявления ключевых факторов, влияющих на физическое развитие школьников, таких как возраст, пол, состояние здоровья и уровень физической активности. Объединение этих показателей способствует более полному пониманию состояния здоровья учащихся [8].

 

1.3 Социально-экономические факторы изменений антропометрических показателей

Изменение антропометрических показателей школьников за последние три века связано с множеством социально-экономических факторов. В этом контексте диета, уровень доходов семей, доступ к медицинским услугам и образовательная среда играют важную роль. Исследования показывают, что уровень физического развития детей напрямую зависит от экономических условий их проживания. Например, результаты исследований в Сургуте показывают, что соматометрические показатели школьников в этом регионе превосходят аналогичные данные по Санкт-Петербургу и Новому Уренгою, что может быть связано с разными уровнями жизни и доступом к качественной пище [14].

Диетические привычки оказывают значительное влияние на физическое развитие детей, особенно в период активного роста. В Польше и Минске было проведено исследование, где анализировали влияние социально-экономических условий на антропометрические показатели 193 детей. Полученные данные подчеркивают, что дети из семей с высоким доходом демонстрируют лучшие показатели роста и массы тела, чем их сверстники из менее обеспеченных семей [15]. Социально-экономические факторы также являются индикаторами уровня здоровья детей, особенно в такие сенситивные периоды, как раннее детство и подростковый возраст.

Таким образом, важно учитывать взаимосвязь между социально-экономическими факторами и состоянием здравоохранения для создания эффективных программ по улучшению физического развития и здоровья школьников. Разрабатываемые меры должны быть направлены не только на медицинскую помощь, но и на поддержку социальных программ, которые способствуют улучшению качества жизни и питательной безопасности детей.

1.4 Региональные различия в антропометрии

Региональные различия в антропометрических показателях школьников России являются важной областью исследования, поскольку они отражают влияние множества факторов, включая географические, экологические и социально-экономические условия. В Челябинской области результаты подобных исследований отсутствуют в свободном доступе, поэтому анализ был проведен на основе имеющихся данных других регионов.

В Сургуте, например, наблюдаются более высокие показатели роста и массы тела, чем у сверстников из Санкт-Петербурга и Нового Уренгоя. В этом контексте следует отметить, что у школьников из Нового Уренгоя соблюдается пубертатный перекрест, где девочки в определенные возрастные группы опережают мальчиков по росту и массе тела, что подчеркивает сложность региональных анатомических закономерностей и нормы [15].

Анализ данных также показал, что антропометрические параметры детей из Симферополя превышают средние показатели по России, с характерными изменениями в темпах прироста по различным возрастам. Это может быть связано как с генетическими факторами, так и с влиянием окружающей среды и образом жизни [19]. Данные свидетельствуют о том, что аспекты здоровья детей также варьируют в зависимости от экологической ситуации. У детей из неблагоприятных условий окружающей среды отмечается снижение ряда показателей, что говорит о необходимости комплексного подхода в оценке здоровья школьников [20].

Различия в физическом развитии также заметны между детьми городской и сельской местности. Например, среди мальчиков сельской местности выявлены более низкие параметры роста и массы тела по сравнению с их сверстниками из городов. У детей городского населения, наоборот, отмечаются более высокие показатели, что может быть следствием лучшего доступа к медицинскому обслуживанию и более разнообразному питанию [19].

Данные о физическом развитии и антропометрии школьников из разных регионов показывают, что в зависимости от места проживания формируются различные особенности, которые должны учитываться при разработке рекомендаций по улучшению здоровья и физического состояния детей. Необходимость учета этих региональных особенностей иллюстрируется данными о различиях в индексах массы тела и росте среди учащихся из разных населенных пунктов России [21].

Важно также понимать, что эти различия могут влиять на стандарты физического здоровья, которые разрабатываются на региональном уровне. Например, в Барнауле проводились исследования, которые подчеркивают необходимость адаптации норм и стандартов в зависимости от специфики питания, физической активности и образа жизни детей в разных регионах [21]. Исследования в области антропометрии должны стать основой для создания единой системы учета антропометрических показателей, которая будет учитывать региональные различия и специфические условия проживания школьников.

2 Практическая часть

2.1 Изучение антропометрических показателей школьников (Приложение 1)

Поскольку в распоряжении имеются результаты антропометрических исследований школьников, проводимые на базе «Научного общества учащихся» МОУ «СОШ №4» в 1994-1996 годах, то на первом этапе исследования был выполнен сравнительный анализ антропометрических показателей обучающихся 13-14 лет 1994-1996 годов и 2024 года.

Анализировались данные 2024 года по результатам медицинского осмотра, предоставленные медицинским работником школы.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на имеющуюся за последние 300 лет тенденцию к увеличению антропометрических показателей, в текущем столетии наблюдается снижение роста и увеличение веса подростков. Возможно, это связано с увеличением времени, которое школьники проводят за экранами гаджетов, ведут менее активный образ жизни, что влечет за собой появление избыточной массы тела и искривление осанки.

2.2 Изучение состояния осанки школьников (Приложение 2)

По результатам медицинского осмотра, проводимого в 2024 году, 40% обучающихся 7 классов страдают нарушением осанки. На втором этапе практической части было решено проверить состояние осанки у подростков.

Школьникам было предложено выполнить исследования по определению сутулости, ослабленной осанки, степени развития грудной клетки, экскурсии грудной клетки. Данные исследования являются методами самодиагностики, носят приблизительный характер и не могут являться основанием для постановки медицинского диагноза.

Определение сутулости

Мерной лентой (сантиметром) измерьте расстояние между наиболее удаленными друг от друга точками плеча, отступая 3-5 см вниз от плечевых суставов левой и правой руки:

А) со стороны груди

Б) со стороны спины

Разделите первый результат на второй.

Чем меньше дробь, тем сутулость больше. Если частное близко к 1, то это норма.

По результатам теста можно сделать вывод, что только у 12 человек из 25 (48%), наблюдалось отсутствие сутулости.

Определение ослабленной осанки.

Встаньте прямо с вытянутыми руками, если удастся простоять 30 секунд, то нарушения осанки нет. Если менее, то осанка ослаблена.

Только 8 человекам не удалось выполнить тест, 92% справились с заданием

Измерение степени развития грудной клетки.

Сантиметровая лента накладывается так, чтобы она проходила под нижним углом лопаток сбоку между туловищем и руками

Расчет показателя развития грудной клетки (ПРГК)

ПРГК = × 100

ПРГК меньше 50 – слабое развитие грудной клетки;

ПРГК 50-55 – среднее развитие грудной клетки;

ПРГК больше 55 – отличное развитие грудной клетки.

Анализируя результаты, видим следующие данные:

14 человек (63,5%) имеют слабое развитие грудной клетки

6 человек (27,4%) – среднее развитие грудной клетки

2 человека (9,15) – отличное развитие грудной клетки

Определение экскурсии грудной клетки

Измеряем окружность грудной клетки в во время глубокого вдоха (А) и во время глубокого выдоха (Б)

Разница в сантиметрах между окружностью грудной клетки во время глубокого вдоха и глубокого выдоха называется экскурсией грудной клетки. У средних школьников она обычно равна 5-7 см. Большая экскурсия – свидетельство хорошего объема легких и, как правило, более пропорционального телосложения, меньшая – свидетельство не достаточного объема легких.

Можно сделать вывод, что:

нормальную экскурсию грудных мышц имеют 10 человек (45,5 %)

ниже нормы – 7 человек (31,8%)

выше нормы – 5 человек (22,7%)

Заключение

Антропометрические показатели школьников менялись на протяжении текущего столетия под воздействием множества факторов, включая изменения в образе жизни, питании, климате и условиях труда. Разнообразные исследования показывают, что рост и вес детей в нашем современном обществе изменяются не только в результате генетических факторов, но и из-за социальных и экономических изменений, которые происходят на уровне всей страны и отдельных регионов

Анализ динамики антропометрических показателей выявил, что в последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению массы тела школьников, повышению сутулости и слабого развития грудной клетки. В некоторых случаях, особенно в условиях нерационального питания или малоподвижного образа жизни, наблюдается рост числа заболеваний, связанных с избыточным весом и ожирением. Это подчеркивает необходимость комплексного подхода к вопросам здоровья школьников, который должен включать не только физическую активность, но и образовательные программы по питанию и здоровому образу жизни.

Таким образом, гипотеза о том, что за последние 30 лет не произошло изменений антропометрических показателей школьников не подтвердилась.

Цель проекта: выявление изменений организма человека в XXI веке на примере антропометрических показателей школьников – достигнута, задачи выполнены..

Работая над проектом, я научился вести статистическую обработку данных, анализировать полученные результаты, работать с информационными источниками.

Представленные результаты демонстрируют необходимость более глубокого исследования антропометрических показателей школьников с акцентом на региональный аспект, что в дальнейшем может способствовать разработке универсальных рекомендаций, ориентации на конкретные особенности здоровья и образа жизни детей в разных уголках страны.

Список информационных источников

1. Оценка состояния здоровья и физического развития подростков... [Электронный ресурс] // school-science.ru - Режим доступа: https://school-science.ru/6/1/38143, свободный.

2. Исторические этапы изучения физического развития [Электронный ресурс] // schoolshealth.ru - Режим доступа: http://schoolshealth.ru/docs/4-2014/milushkina_o_4_2014.pdf, свободный.

3. Средний рост мужчин и женщин в России 2025: как менялся... [Электронный ресурс] // journal.tinkoff.ru - Режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/rost-stat/, свободный.

4. Анализ: Как росли в России // Длина русского человека // 300 лет... [Электронный ресурс] // www.idelo.ru - Режим доступа: http://www.idelo.ru/371/12.html, свободный.

5. Безатян М.А., Виноградов А.А. Анализ показателей физического развития детей подросткового возраста начала ХХ и ХХІ веков // Актуальные проблемы медицины. 2013. №25 (168). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-pokazateley-fizicheskogo-razvitiya-detey-podrostkovogo-vozrasta-nachala-hh-i-hhi-vekov (15.01.2025).

6. Изучение физического состояния подростков с [Электронный ресурс] // uios.fedcdo.ru - Режим доступа: https://uios.fedcdo.ru/wp-content/uploads/2019/01/rabota-rozhnovskaja.pdf, свободный. - Загл. с экрана

7. Исследовательская работа "Исследование соответствия..." [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-issledovanie-sootvetstviya-antropometricheskih-dannih-uchaschihsya-shkoli-normam-fizicheskogo-razvitiya-2853997.html, свободный. - Загл. с экрана

8. Исследование физического здоровья учащихся... [Электронный ресурс] // nsportal.ru - Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/04/06/issledovanie-fizicheskogo-zdorovya-uchashchikhsya-po-antropometricheskim, свободный. - Загл. с экрана

9. Исследовательская работа. Антропометрические исследования [Электронный ресурс] // multiurok.ru - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-antropomietrichieskiie-issliedovaniia.html, свободный. - Загл. с экрана

10. КОМПЛЕКСНОЕ ФИЗИОЛОГО-АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЕ исследование... [Электронный ресурс] // fundamental-research.ru - Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30142, свободный. - Загл. с экрана

11. Павловская Виктория Степановна, Калишев М.Г., Рогова С.И. МНОГОЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШКОЛЬНИКОВ // Гигиена и санитария. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoletnyaya-dinamika-izmeneniy-antropometricheskih-pokazateley-shkolnikov (15.01.2025).

12. Научно-исследовательская работа "Анализ изменения..." [Электронный ресурс] // eee-science.ru - Режим доступа: https://eee-science.ru/item-work/2023-1965/, свободный. - Загл. с экрана

13. Детей и подростков [Электронный ресурс] // rsmu.ru - Режим доступа: https://rsmu.ru/fileadmin/templates/doc/faculties/pf/dept_pdb/pdb/fr-24__1_chast.pdf, свободный. - Загл. с экрана

14. Диссертация на тему «Влияние социально-экономических...» [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана

15. Грицинская Вера Людвиговна, Новикова Валерия Павловна, Гладкая Валентина Сергеевна АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ 8-14 ЛЕТ В ТРЁХ ГОРОДАХ РОССИИ // Экология человека. 2020. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropometricheskie-pokazateli-detey-8-14-let-v-tryoh-gorodah-rossii (15.01.2025).

16. Оценка физического развития и состояния здоровья детей [Электронный ресурс] // elib.bspu.by - Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/8752/1/радыгина 20.pdf, свободный. - Загл. с экрана

17. Влияние социально-экономических факторов... [Электронный ресурс] // tr-page.yandex.ru - Режим доступа: https://tr-page.yandex.ru/translate?lang=en-ru&url=https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36833995/, свободный. - Загл. с экрана

18. Влияние экономических факторов на показатели физического... [Электронный ресурс] // iuh.su - Режим доступа: https://iuh.su/doc/post2023/astashkevich.pdf, свободный. - Загл. с экрана

19. Статья. Различие физического развития детей городской... [Электронный ресурс] // infourok.ru - Режим доступа: https://infourok.ru/statya-razlichie-fizicheskogo-razvitiya-detej-gorodskoj-i-selskoj-mestnosti-4469812.html, свободный. - Загл. с экрана

20. Сравнительная оценка физического развития детей младшего... [Электронный ресурс] // moluch.ru - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/29017/, свободный. - Загл. с экрана

21. «Нормы и соотношение пропорций веса и роста школьников...» [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана

22. Сравнительная характеристика морфофункционального состояния... [Электронный ресурс] // elar.rsvpu.ru - Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/40905/1/978-5-9907908-1-0_2022_074.pdf, свободный. - Загл. с экрана

23. 10 шагов к здоровью школьника: советы родителям... [Электронный ресурс] // - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана

24. Рекомендации по здоровому образу жизни школьника [Электронный ресурс] // 71.rospotrebnadzor.ru - Режим доступа: https://71.rospotrebnadzor.ru/content/475/103270/, свободный. - Загл. с экрана

25. Здоровый образ жизни школьника, рекомендации [Электронный ресурс] // czentrobrazovaniya9novomoskovsk-r71.gosweb.gosuslugi.ru - Режим доступа: https://czentrobrazovaniya9novomoskovsk-r71.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/2/arhipova/zozh_rekomendatsii.pdf, свободный. - Загл. с экрана

26. Формирование здорового образа жизни у школьников... [Электронный ресурс] // school.synergy.ru - Режим доступа: https://school.synergy.ru/lifestyle/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-shkolnikov, свободный. - Загл. с экрана

27. 7 правил ЗОЖ, которые важно развить у ребенка | Центр... [Электронный ресурс] // medprofaltay.ru - Режим доступа: https://medprofaltay.ru/news/7-pravil-zozh-kotorye-vazhno-razvit-u-rebenka, свободный. - Загл. с экрана

28. Методы проведения антропометрических исследований... [Электронный ресурс] // moluch.ru - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12388/, свободный. - Загл. с экрана

29. Антропометрия: современный статистический анализ... [Электронный ресурс] // www.voprosy-pitaniya.ru - Режим доступа: https://www.voprosy-pitaniya.ru/ru/jarticles_diet/123.html?ssr=110134d76117ffffffff27c__07e80219110b20-d54, свободный. - Загл. с экрана

30. Козлов Андрей Игоревич, Вершубская Галина Григорьевна Антропометрические показатели физического развития и пищевого статуса в практике отечественной гигиены // Вопросы питания. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropometricheskie-pokazateli-fizicheskogo-razvitiya-i-pischevogo-statusa-v-praktike-otechestvennoy-gigieny (15.01.2025).

31. Рост, вес и индекс массы тела: зачем нужна антропометрия? [Электронный ресурс] // gkb3-tambov.ru - Режим доступа: https://gkb3-tambov.ru/news/-/asset_publisher/aawzskg4dome/content/рост-вес-и-индекс-массы-тела-зачем-нужна-антропом, свободный. - Загл. с экрана

Приложение 1

Сравнительный анализ антропометрических показателей годов

Результаты антропометрических измерений школьников по результатам медицинского осмотра

Таблица 1. Изменение показателей роста

 

1994-1996 год

2024 год

Вес (кг)

45,4

47,9

Рост (см)

159,4

158,2

Диаграмма 1. Изменение показателей роста подростков

Диаграмма 2. Изменение веса подростков

Приложение 2

Изучение состояния осанки школьников

Проведение тестов по определению состояния осанки

Таблица 2 Результаты тестов на состояние осанки

Определение сутулости

Ослабленная осанка

Измерение степени развития грудной клетки

Определение экскурсии грудной клетки

Просмотров работы: 19