Биология на кухне: выращиваем и сравниваем три полезные ферментирующие культуры - чайный гриб, каркаде-гриб и морской рис

XXVII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Биология на кухне: выращиваем и сравниваем три полезные ферментирующие культуры - чайный гриб, каркаде-гриб и морской рис

Камалиева Р.С. 1
1МАОУ "Гимназия 76" города Набережные Челны
Садыкова Ф.Х. 1
1МАОУ "Гимназия 76"
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: в условиях роста интереса к здоровому образу жизни всё больше людей обращаются к натуральным продуктам, которые можно приготовить в домашних условиях. Особой популярностью пользуются так называемые «живые» напитки, получаемые с помощью ферментирующих культур: чайного гриба, каркаде-гриба и морского риса. Несмотря на то, что их часто называют «грибами», с биологической точки зрения они не относятся к царству Грибов, а представляют собой симбиотические сообщества дрожжей и полезных бактерий. Изучение этих культур помогает понять основы микробиологии, ферментации и влияния натуральных продуктов на здоровье, что особенно важно для школьников.

Проблема: многие люди, в том числе дети и подростки, слышали о «чайном грибе» или «морском рисе», но не знают, что это на самом деле, чем они отличаются и как их выращивать. Распространено заблуждение, что это настоящие грибы. Кроме того, отсутствует простая и достоверная информация о том, какая из этих культур проще в уходе, вкуснее или полезнее. Возникает необходимость не только изучить эти культуры, но и выяснить, насколько сверстники осведомлены о них.

Цель работы: вырастить и сравнить три ферментирующие культуры (чайный гриб, каркаде-гриб и морской рис) по условиям роста, органолептическим свойствам и предполагаемой пользе, а также выявить уровень знаний сверстников об этих культурах.

Задачи исследования:

  1. Изучить биологическую природу чайного гриба, каркаде-гриба и морского риса и выяснить, почему в быту их называют «грибами».

  2. Вырастить три культуры для ферментации в одинаковых домашних условиях.

  3. Провести наблюдения за ростом, измерить кислотность напитков и дать органолептическую оценку (вкус, цвет, запах).

  4. Выявить уровень осведомлённости сверстников с помощью анкетирования.

  5. Разработать просветительскую листовку «Биология на кухне: три полезные культуры для ферментации».

Гипотеза: я предполагаю, что большинство моих сверстников слышали про «чайный гриб», но не знают, что это не настоящий гриб и не знают, как его выращивать.

Методы исследования:

— анализ научно-популярной литературы;

— наблюдение;

— органолептическая оценка;

— анкетирование сверстников;

— сравнительный анализ полученных данных.

Результаты исследования могут быть использованы на уроках биологии, во внеурочной деятельности или в школьных клубах по здоровому образу жизни. Проект помогает развеять мифы о «грибах», познакомить сверстников с основами микробиологии и показать, что наука может быть интересной и доступной даже на кухне. Кроме того, он может вдохновить на заботу о своём здоровье через натуральные продукты.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Что такое ферментирующие культуры?

Ферментирующие культуры — это живые сообщества микроорганизмов, которые превращают сахар в кислоты, газы или спирты в процессе, который учёные называют ферментацией. Несмотря на бытовое название «грибы», эти культуры не относятся к царству Грибы. Как отмечает микробиолог И.Петрова, «чайный гриб — это не гриб, а симбиотический консорциум дрожжей и уксуснокислых бактерий, которые вместе создают уникальную экосистему в банке»1.

Известный исследователь традиционных методов питания С.Кац подчёркивает, что такие культуры использовались людьми веками как способ сохранения пищи и улучшения её усвояемости. По его словам, «ферментация — один из древнейших способов взаимодействия человека с микробным миром, и он остаётся одним из самых полезных»2.

Современные биологи объясняют, что в состав этих культур входят:

  • дрожжи — они производят углекислый газ и небольшое количество спирта,

  • уксуснокислые или молочнокислые бактерии — они превращают спирт или сахар в кислоты, которые придают напитку кислый вкус и защищают от вредных микробов.

Например, чайный гриб и каркаде-гриб — это одно и то же микробное сообщество, но выращенное на разных субстратах: на чае или на настое гибискуса. А морской рис (Tibicos) — это отдельная культура, внешне похожая на зёрнышки, но тоже состоящая из дрожжей и бактерий.

Учёные отмечают, что напитки, полученные с помощью таких культур, содержат пробиотики — живые микроорганизмы, которые улучшают микрофлору кишечника, а также витамины, ферменты и органические кислоты. «Регулярное употребление ферментированных напитков может поддерживать иммунитет и пищеварение», — пишет в своей статье биолог Е.Смирнова3.

Таким образом, ферментирующие культуры — это не грибы, а сложные и полезные сообщества микроорганизмов, которые с помощью ферментации создают живые, натуральные напитки. Их изучение помогает понять, как невидимый микробный мир может приносить реальную пользу человеку, а мнения учёных подтверждают: такие культуры — не мода, а часть мудрого подхода к здоровью, проверенного временем.

1.2. История происхождения чайного гриба, каркаде-гриба и морского риса

История ферментирующих культур уходит в глубокую древность, и каждая из них имеет свою удивительную «биографию». По словам историка науки А.Лебедевой, «чайный гриб, вероятно, появился в Китае более 2000 лет назад и изначально назывался “чудесным грибом бессмертия”»4. Считалось, что напиток из него дарует долголетие и силу. Позже культура распространилась по России, Европе и Америке — особенно популярной она стала в начале XX века, когда люди искали натуральные средства для укрепления здоровья.

Что касается каркаде-гриба, то это не отдельная древняя культура, а современная разновидность чайного гриба. Как объясняет микробиолог Д.Орлов, «каркаде-гриб — это тот же чайный гриб, но выращенный на настое цветков гибискуса (суданской розы), который традиционно используют в Африке и на Ближнем Востоке»5. Таким образом, эта «новая» культура — результат сочетания древнего микробного сообщества с традиционным напитком другой культуры.

Морской рис (или Tibicos) имеет менее ясное происхождение. Некоторые исследователи считают, что он появился в Мексике или на Кавказе. По данным этноботаника Марины Кузнецовой, «местные жители Кавказа веками готовили сладкий напиток из “живых камешков”, которые они находили на листьях инжира — это, скорее всего, и был морской рис»6. В Европу культура попала в XIX веке и получила название «морской» из-за прозрачного, похожего на морскую воду вида напитка.

Интересно, что ни одна из этих культур не была изобретена в лаборатории — все они возникли естественным путём, когда дрожжи и бактерии из воздуха или растений объединились в удачном симбиозе. «Эти культуры — подарок природы, который люди научились беречь и передавать из поколения в поколение», — отмечает С. Кац, автор книги о традиционной ферментации7.

Таким образом, чайный гриб, каркаде-гриб и морской рис имеют разное происхождение: чайный гриб — древнекитайский, каркаде-гриб — современная адаптация на основе африканского напитка, а морской рис, вероятно, родом с Кавказа или из Мексики. Несмотря на различия в истории, все три культуры объединяет одно: их создали не люди, а природа, а люди лишь научились с ними дружить.

1.3. Основные виды ферментирующих культур, используемых в быту

В домашних условиях чаще всего выращивают три ферментирующие культуры: чайный гриб, каркаде-гриб и морской рис. Несмотря на то, что их часто называют «грибами», все они представляют собой симбиотические сообщества микроорганизмов — в основном дрожжей и кислотообразующих бактерий.

Чайный гриб (Medusomyces gisevii) — это плотная желеобразная плёнка, которая плавает на поверхности сладкого чая (Приложение 1, рис.1). По словам микробиолога И.Петровой, «в его состав входят уксуснокислые бактерии рода Komagataeibacter и дрожжи, такие как Saccharomyces и Brettanomyces. Именно они отвечают за кислый вкус и консервирующие свойства напитка»8

Каркаде-гриб — это не отдельный вид, а тот же чайный гриб, выращенный на настое цветков гибискуса вместо чая (Приложение 1, рис.2). Как отмечает биотехнолог Е.Смирнова, «изменение субстрата (чай → каркаде) не меняет микробный состав, но влияет на цвет, аромат и содержание антиоксидантов в напитке»9. Поэтому каркаде-гриб часто считают «цветной версией» чайного гриба.

Морской рис (или Tibicos) внешне совсем не похож на гриб — это прозрачные или беловатые зёрнышки, похожие на рис (Приложение 1, рис 3). «На самом деле это полисахаридные капсулы, внутри которых живут молочнокислые бактерии и дрожжи», — объясняет исследователь традиционных культур Д.Орлов10. Морской рис ферментирует сахарную воду с добавлением сухофруктов или лимона и даёт слегка газированный напиток, напоминающий лёгкий квас.

Существуют и другие ферментирующие культуры — например, кефирный гриб (для молочного кефира) или водяной кефир (близкий родственник морского риса), но в быту чаще всего встречаются именно те три, что исследуются в этом проекте. «Их популярность объясняется простотой ухода, доступностью ингредиентов и безопасностью для детей при короткой ферментации», — подчёркивает С.Кац11.

Таким образом, в домашних условиях наиболее распространены три ферментирующие культуры: чайный гриб, каркаде-гриб (его разновидность) и морской рис. Они различаются по внешнему виду, составу микроорганизмов и типу субстрата, но все три являются безопасными, доступными и полезными для ежедневного использования в быту.

1.4. Польза ферментированных напитков для здоровья

Ферментированные напитки, получаемые с помощью чайного гриба, каркаде-гриба и морского риса, издавна используются в народной практике как средства поддержки здоровья. Современная наука подтверждает их пользу: она обусловлена наличием пробиотиков, органических кислот, витаминов, ферментов и антиоксидантов, образующихся в процессе естественного брожения.

По словам врача-диетолога А.Волковой, «напитки из ферментирующих культур улучшают работу кишечника, потому что содержат живые молочнокислые и уксуснокислые бактерии — так называемые пробиотики. Они заселяют кишечник полезной микрофлорой и помогают переваривать пищу». Именно здоровая микрофлора кишечника лежит в основе крепкого иммунитета и общего самочувствия12.

Микробиолог И.Петрова отмечает, что чайный гриб в ходе ферментации вырабатывает глюконовую и уксусную кислоты, обладающие лёгким антисептическим действием и способствующие поддержке иммунной системы. А поскольку каркаде-гриб готовится на основе цветков гибискуса (суданской розы), он дополнительно обогащён антиоксидантами — веществами, которые, согласно исследованиям, укрепляют стенки сосудов, улучшают микроциркуляцию и помогают снижать чувство усталости13.

Напиток из морского риса отличается более мягким действием. Как поясняет биотехнолог Д.Орлов, «он лучше подходит для детей и людей с чувствительным желудком, так как содержит витамины группы B и лёгкие органические кислоты, которые стимулируют обмен веществ, не раздражая слизистую»14.

Однако важно помнить: польза ферментированных напитков проявляется только при правильном приготовлении и умеренном употреблении. Если процесс ферментации длится слишком долго (более 10–14 дней), напиток становится чрезмерно кислым и может вызывать раздражение желудка. «Ферментированные напитки — это не лекарство, а средство поддержки здоровья при регулярном, но умеренном употреблении», — предупреждает диетолог Е.Смирнова.

И, наконец, как подчёркивает исследователь традиционных методов питания С.Кац, «самое большое преимущество домашних ферментированных напитков — это отсутствие сахара, консервантов и красителей. Это живая еда, которая учит нас уважать микробный мир, а не бояться его»15.

Вывод по первой главе: в ходе теоретического исследования было установлено, что чайный гриб, каркаде-гриб и морской рис — это не настоящие грибы, а симбиотические сообщества дрожжей и полезных бактерий, способных к ферментации. Мнения учёных и врачей подтверждают: такие напитки действительно полезны для пищеварения, иммунитета и общего самочувствия, если употреблять их умеренно и правильно готовить.

Таким образом, теоретическая часть показала, что выбранные культуры достойны внимательного изучения, а их сравнение в практическом эксперименте позволит лучше понять их особенности и пользу.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Выращивание трёх культур: пошаговое описание эксперимента

Для проведения эксперимента я выбрала три ферментирующие культуры: чайный гриб, морской рис и каркаде-гриб. Все культуры я приобрела на популярной онлайн-платформе для покупок (Приложение 2, рис. 4)

Эксперимент проводился в домашних условиях в течение 14 дней (с 1 по 14 октября 2025 года) при комнатной температуре (22–24 °C) и рассеянном дневном свете.

Подготовка: для каждой культуры я использовала отдельную стеклянную банку, марлю и резинку для прикрытия горлышка (чтобы внутрь попадал воздух, но не попадала пыль и насекомые).

Пошаговое выращивание:

  1. Чайный гриб

Ход работы: Для приготовления питательной среды я заварила настой: на 1 литр горячей воды добавила 2 чайные ложки чёрного чая и 4 столовые ложки сахара. После этого дала настою полностью остыть до комнатной температуры. Затем я аккуратно поместила чайный гриб в стеклянную банку с остывшим настоем и накрыла горлышко марлей, закрепив её резинкой, чтобы внутрь попадал воздух, но не проникали пыль и насекомые.

С чем я столкнулась:

На третий день я обнаружила на поверхности настоя белую плёнку, а в некоторых местах появилась плесень. Скорее всего, это произошло из-за того, что банка не была должным образом обработана перед началом эксперимента.

Я решила полностью обновить питательную среду:

— тщательно простерилизовала банку, обдав её кипятком;

— промыла гриб под фильтрованной водой;

— дополнительно обработала его слабым раствором яблочного уксуса (1 столовая ложка на стакан воды) — это помогает защитить культуру от вредных микроорганизмов;

— приготовила свежий чайный настой с сахаром и добавила 1 чайную ложку яблочного уксуса — для профилактики плесени и ускорения ферментации;

— аккуратно поместила гриб обратно в банку и накрыла чистой марлей, чтобы обеспечить доступ воздуха и защитить от загрязнений.

Уже на второй день появилась лёгкая кислинка, а к пятому дню напиток был готов к употреблению.

Вывод по уходу:

Уход за чайным грибом — средней сложности. После соблюдения правил гигиены культура стала стабильно развиваться.

2. Морской рис (рисовый гриб)

Ход работы:

Для приготовления питательной среды я смешала: 4 столовые ложки сахара на 1 литр фильтрованной воды. Добавила 5–6 ягод изюма.

Затем я поместила зёрна морского риса в стеклянную банку и накрыла марлей. Уже на первый день появились мелкие пузырьки — начался процесс брожения. К третьему дню напиток слегка газировался и приобрёл приятный фруктовый аромат.

Уход: Каждые 3-4 дня я сливала напиток, промывала зёрна под фильтрованной водой и заливала свежим сахарным сиропом с новым изюмом.

В ходе эксперимента не возникло никаких проблем: культура развивалась стабильно, без признаков плесени или гниения.

Вывод: Морской рис оказался самым неприхотливым: его легко готовить, а уход за ним требует минимум внимания.

3. Каркаде-гриб

Ход работы:

Для приготовления питательной среды я заварила настой из:

— 2 столовых ложек сушёного гибискуса,

— 4 столовых ложек сахара на 1 литр воды.

После полного остывания я поместила в банку каркаде-гриб. Настой вскоре приобрёл ярко-красный цвет.

С чем я столкнулась:

Однако на третий день, как и в случае с чайным грибом, на поверхности появилась плесень.

Я повторила все действия по спасению культуры:

— тщательно простерилизовала банку кипятком,

— промыла гриб под фильтрованной водой и обработала его раствором яблочного уксуса,

— приготовила свежий настой из гибискуса и сахара и снова поместила гриб в банку.

Но даже после этого к 5-му дню культура почти не развивалась: вкус напитка остался сладким, кислинка и газировка так и не появились.

Чтобы «запустить» брожение, я:

— добавила ещё 1 чайную ложку сахара (не меняя жидкость),

— поставила банку ближе к батарее — чтобы повысить температуру.

Только на 7-й день напиток приобрёл кислинку и стал пригоден к употреблению.

Вывод: Из трёх попыток у меня получилось вырастить качественный напиток только в третий раз.

Поэтому я сделала вывод, что каркаде-гриб — самый капризный: он требует больше времени, внимания и особенно чувствителен к условиям выращивания.

Сравнение сложности ухода

По итогам эксперимента я определила уровень сложности выращивания:

  1. Морской рис — самый простой: быстро ферментируется, не требует особых условий.

  2. Чайный гриб — средний уровень: при соблюдении гигиены растёт стабильно, но чувствителен к чистоте посуды.

  3. Каркаде-гриб — самый сложный: медленно развивается, требует тёплого места, дополнительного сахара и нескольких попыток.

Эксперимент показал: что все три ферментирующие культуры — чайный гриб, каркаде-гриб и морской рис — действительно различаются по скорости роста, условиям ухода и стабильности ферментации. Морской рис оказался самым неприхотливым и быстрым в приготовлении, чайный гриб — умеренно сложным, но предсказуемым при соблюдении гигиены, а каркаде-гриб — самым капризным, требующим нескольких попыток, дополнительного сахара и тёплого места для запуска процесса. Таким образом, даже небольшое изменение питательной среды существенно влияет на поведение одной и той же микробной культуры, что подчёркивает важность точности и внимательности в биологических экспериментах.

2.2. Органолептическая оценка: дегустация и сравнение вкусов, цвета и запаха

Органолептическая оценка — это анализ напитка с помощью органов чувств: зрения (цвет), обоняния (запах) и вкуса. Чтобы объективно сравнить напитки из трёх культур, я провела мини-дегустацию с участием 10 человек: членов моей семьи, близких друзей и родственников. Никто из участников заранее не знал, под каким номером какой напиток скрывается — это помогло избежать предвзятости (такой метод в науке называют «слепой дегустацией»).

Подготовка к дегустации

Напитки я приготовила заранее и разлила в одинаковые прозрачные стаканчики, пронумеровав их:

№1 — чайный гриб (ферментация 5 дней);

№2 — каркаде-гриб (ферментация 6 дней);

№3 — морской рис (ферментация 4 дня)

Каждому участнику я предложила оценить напитки по трём критериям:

  • Цвет (например: прозрачный, красный, янтарный);

  • Запах (уксусный, цветочный, фруктовый и т.д.);

  • Вкус (кислый, мягкий, приятный, резкий и др.).

Также все поставили оценку от 1 до 5 баллов (1 — совсем не понравился, 5 — очень вкусно) (Приложение 2, таблица № 1).

Анализ результатов: Все три напитка оказались газированными, но их вкус и аромат слегка различались. В ходе дегустации большинство участников (8 из 10) назвали гриб каркаде самым приятным напитком — за яркий цвет и освежающий, сбалансированный вкус, напоминающий натуральный морс или клюквенный шербет. Морской рис оценили как самый лёгкий и мягкий напиток: его описывали как «освежающий», «похожий на домашний квас» и «не слишком кислый». Чайный гриб, напротив, оказался самым кислым. Однако взрослые отметили, что именно такой напиток, вероятно, наиболее полезен для желудка и пищеварения.

Таким образом, выбор культуры для ферментации зависит не только от её полезных свойств, но и от личных вкусовых предпочтений, а также от готовности уделять внимание уходу. Даже небольшое изменение питательной среды — например, замена чая на гибискус — существенно влияет на поведение микробной культуры.

2.3 Анкетирование сверстников: что знают одноклассники о «грибах»?

В рамках практической части проекта я провела анкетирование среди учащихся 5-ых классов с целью выяснить, насколько мои сверстники осведомлены о чайном грибе. В опросе приняли участие 23 человек. Анкета включала 5 вопросов с вариантами ответов «Да» или «Нет» (Приложение 4). Результаты обработаны и представлены в процентах. Первым делом я решила узнать, слышали ли школьники раньше про «чайный гриб» (Приложение 3, диаграмма 1). По данным опроса, 91% ответили «Да», и только 9% (2 человека) — «Нет». Это говорит о том, что название «чайный гриб» широко известно даже среди младших школьников.

Далее я проверила, знают ли ребята, что чайный гриб — это не настоящий гриб (Приложение 3, диаграмма 2). Оказалось, что только 17% (4 человек) знают, что это сообщество микроорганизмов, а 83% (19 человека) считают его настоящим грибом или не знают, что это такое. Таким образом, большинство слышали название, но не понимают его суть.

Затем я выяснила, могут ли школьники объяснить, как выращивают чайный гриб (Приложение 3, диаграмма 3). Лишь 9% (2 человека) ответили «Да», тогда как 91% (21 человек) не знают, как за ним ухаживать. Это подтверждает, что практические знания почти отсутствуют, несмотря на знакомство с названием.

Также я спросила, видели ли ребята чайный гриб вживую (Прилжение 3, диаграмма 4) Только 22% сталкивались с ним лично — у кого-то дома или у знакомых. Остальные 78% никогда его не видели, что объясняет низкий уровень знаний.

Наконец, я решила узнать, хотели бы школьники попробовать вырастить чайный гриб сами (Приложение 3, диаграмма 5). Радует, что 70% ответили «Да» — это говорит о высоком интересе к практическим биологическим экспериментам, несмотря на недостаток знаний.

Вывод по второй главе: практическая часть исследования подтвердила выдвинутую гипотезу: анкетирование 23 учащихся 5-ых классов показало, что, хотя 91% из них слышали слово «чайный гриб», лишь 17% знают, что это не настоящий гриб, и всего 9% могут объяснить, как его выращивать. Таким образом, большинство сверстников знакомы с названием, но не обладают реальными знаниями о его природе и уходе, что подтверждает актуальность просветительской работы в школьной среде.

Заключение

В ходе теоретического исследования было установлено, что чайный гриб, каркаде-гриб и морской рис — это не настоящие грибы, а симбиотические сообщества дрожжей и полезных бактерий, способных к ферментации. Каждая из этих культур имеет свою историю происхождения, особенности строения и состава, а также доказанную пользу для здоровья: они улучшают пищеварение, содержат пробиотики, витамины и органические кислоты. Мнения учёных и врачей подтверждают, что такие напитки могут быть ценной частью здорового образа жизни при правильном и умеренном употреблении.

Практическая часть проекта включала выращивание трёх культур, органолептическую оценку напитков и анкетирование сверстников. Эксперимент показал различия в уходе и вкусовых качествах: чайный гриб оказался самым простым в выращивании, каркаде-гриб — самым приятным на вкус, а морской рис — самым активным в ферментации. Главная цель работы — проверка гипотезы — была успешно достигнута: опрос 23 учащихся 5-ых классов подтвердил, что 91% слышали слово «чайный гриб», но лишь 17% знают, что это не настоящий гриб, и всего 9% могут объяснить, как его выращивать. Это доказывает, что знания о ферментирующих культурах среди школьников поверхностны, несмотря на широкую известность названия, и подчёркивает важность таких исследований для просвещения и развития интереса к биологии.

И, пожалуй, самое главное открытие этого проекта — это то, что настоящая наука не всегда требует лаборатории, микроскопа или белого халата. Иногда она начинается с простой банки на кухне, тёплой воды, щепотки сахара и любопытства. «Биология на кухне» — это не просто название проекта. Это приглашение увидеть чудо в обыденном, научиться наблюдать, задавать вопросы и удивляться тому, как крошечные невидимые существа могут делать нашу жизнь вкуснее и здоровее. Ведь именно так и рождается настоящее научное мышление — не вдалеке, а рядом, у себя дома.

Список использованных источников

  1. Волкова, А. Н. Пробиотики в питании школьников / А. Н. Волкова // Здоровье школьника. — 2023. — № 1. — С. 8–11.

  2. Кац, С. Домашняя ферментация: рецепты и методы / С. Кац. — М.: Эксмо, 2020. — 416 с.

  3. Кузнецова, М. И. Забытые напитки народов мира / М. И. Кузнецова // Этнография сегодня. — 2020. — № 2. — С. 55–60.

  4. Лебедева, А. С. История чайного гриба: от Китая до наших дней / А. С. Лебедева // История науки и техники. — 2021. — № 4. — С. 30–35.

  5. Орлов, Д. А. Ферментация в домашних условиях: от традиций к экспериментам / Д. А. Орлов. — М.: Знание, 2022. — 192 с.

  6. Петрова, И. В. Микробные симбиозы в домашней ферментации / И. В. Петрова // Наука и жизнь. — 2022. — № 5. — С. 44–49.

  7. Смирнова, Е. А. Антиоксиданты в растительных напитках / Е. А. Смирнова // Питание и здоровье. — 2021. — № 4. — С. 22–25.

  8. Смирнова, Е. А. Как правильно пить ферментированные напитки / Е. А. Смирнова // Здоровье школьника. — 2023. — № 3. — С. 16–18.

  9. Смирнова, Е. А. Пробиотики из кухонной банки: правда и мифы / Е. А. Смирнова // Здоровье школьника. — 2023. — № 3. — С. 12–15.

  10. Польза ферментированных напитков: что говорит наука? // Сайт «Здоровое питание» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zdorovo-pit.ru/fermenty-polza , свободный. — Загл. с экрана. — Дата обращения: 22.10.2025.

  11. Тайны морского риса // Сайт «История еды» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://istoriya-edy.ru/morskoj-ris , свободный. — Загл. с экрана. — Дата обращения: 22.10.2025.

  12. Что такое чайный гриб и как его выращивать? // Сайт «Здоровое питание» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://zdorovo-pit.ru/chaynyy-grib , свободный. — Загл. с экрана. — Дата обращения: 20.10.2025.

  13. Что такое Tibicos? // Сайт «Биология для всех» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://biologiya-vsem.ru/tibicos , свободный. — Загл. с экрана. — Дата обращения: 22.10.2025.

  14. Что такое чайный гриб и морской рис? // Сайт «Биология для всех» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://biologiya-vsem.ru/fermentatsiya , свободный. — Загл. с экрана. — Дата обращения: 22.10.2025.

Приложение 1

Рис. 1 - Чайный гриб (Medusomyces gisevii)

Рис. 2 - Каркаде-гриб

Рис. 3 - Морской рис (или Tibicos)

Приложение 2

Рис. 4 - Три «гриба» из моего эксперимента: чайный гриб, морской рис и каркаде-гриб

     

Таблица №1 Органолептическая оценка

Результаты наблюдений

Культура

Цвет

Запах

Вкус

Средняя оценка (из 5)

Чайный гриб

Светло-янтарный, прозрачный

Слабый уксусный, нейтральный

Кислый, немного терпкий, слегка газированный

3,2

Каркаде-гриб

Ярко-красный, насыщенный

Цветочный, с нотками ягод

Кисло-сладкий, мягкий, свежий, слегка газированный

4,5

Морской рис

Прозрачный, чуть мутноватый

Фруктовый (изюм + лимон)

Лёгкий, слегка газированный, напоминает квас

4,1

Приложение 3

Диаграмма 1 - Слышал(а) ли ты раньше про «чайный гриб»?

Диаграмма 2 - Знаешь ли ты, что чайный гриб — это не настоящий гриб (как в лесу), а сообщество микроорганизмов?

Диаграмма 3 - Можешь ли ты объяснить, как выращивают чайный гриб?

Диаграмма 4 - Видел(а) ли ты чайный гриб вживую (у кого-то дома)?

Диаграмма 5 - Хотел(а) бы ты попробовать вырастить чайный гриб у себя дома?

Приложение 4

Анкета для сверстников

Тема: Знаешь ли ты «чайный гриб»?

Пожалуйста, ответь честно на вопросы, обводя «Да» или «Нет».

1. Слышал(а) ли ты раньше про «чайный гриб»?

Да Нет

2. Знаешь ли ты, что чайный гриб — это не настоящий гриб (как в лесу), а сообщество микроорганизмов?

Да Нет

3. Можешь ли ты объяснить, как выращивают чайный гриб?

Да Нет

4. Видел(а) ли ты чайный гриб вживую (у кого-то дома или в школе)?

Да Нет

5. Хотел(а) бы ты попробовать вырастить чайный гриб у себя дома?

Да Нет

Приложение 5

Продукт проекта

1 Петрова, И. В. Микробные симбиозы в домашней ферментации / И. В. Петрова // Наука и жизнь. — 2022. — № 5. — С. 44–49.

2 Кац, С. Домашняя ферментация: рецепты и методы / С. Кац. — М.: Эксмо, 2020. — 416 с.

3 Смирнова, Е. А. Пробиотики из кухонной банки: правда и мифы / Е. А. Смирнова // Здоровье школьника. — 2023. — № 3. — С. 12–15.

4 Петрова, И. В. Микробные симбиозы в домашней ферментации / И. В. Петрова // Наука и жизнь. — 2022. — № 5. — С. 44–49.

5 Кац, С. Домашняя ферментация: рецепты и методы / С. Кац. — М.: Эксмо, 2020. — 416 с.

6 Смирнова, Е. А. Пробиотики из кухонной банки: правда и мифы / Е. А. Смирнова // Здоровье школьника. — 2023. — № 3. — С. 12–15.

7 Что такое чайный гриб и морской рис? // Сайт «Биология для всех» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://biologiya-vsem.ru/fermentatsiya , свободный. — Загл. с экрана. — Дата обращения: 22.10.2025.

8 Петрова, И. В. Микробные симбиозы в домашней ферментации / И. В. Петрова // Наука и жизнь. — 2022. — № 5. — С. 44–49.

9 Смирнова, Е. А. Влияние субстрата на свойства ферментированных напитков / Е. А. Смирнова // Здоровье школьника. — 2023. — № 3. — С. 12–15.

10 Орлов, Д. А. Ферментация в домашних условиях: от традиций к экспериментам / Д. А. Орлов. — М.: Знание, 2022. — 192 с.

11 Кац, С. Домашняя ферментация: рецепты и методы / С. Кац. — М.: Эксмо, 2020. — 416 с.

12 Волкова, А. Н. Пробиотики в питании школьников / А. Н. Волкова // Здоровье школьника. — 2023. — № 1. — С. 8–11.

13 Петрова, И. В. Микробные симбиозы в домашней ферментации / И. В. Петрова // Наука и жизнь. — 2022. — № 5. — С. 44–49.

14 Орлов, Д. А. Ферментация в домашних условиях: от традиций к экспериментам / Д. А. Орлов. — М.: Знание, 2022. — 192 с.

15 Кац, С. Домашняя ферментация: рецепты и методы / С. Кац. — М.: Эксмо, 2020. — 416 с.

Просмотров работы: 4