Введение.
Любите ли вы сказки? Я да! Все дети любят сказки, благодаря им можно попасть в волшебный мир, полный чудес. Здесь тебя встречают прекрасные принцы и принцессы, удивительные и загадочные существа, которые умеют разговаривать и, даже обычные предметы обладают магическими свойствами. Все ведь знакомы с такими персонажами как Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая? А что такое сапоги - скороходы и скатерть - самобранка знаете? Сегодня я расскажу о замечательной сказке, в которой собраны все персонажи русских сказок – и Соловей-разбойник, и Лихо-одноглазое и Финист - ясный сокол и кот Баюн. Со злом борется обычный школьник, приехавший к бабушке на каникулы. А компания у него самая лучшая - Баба Яга! Причем Баба Яга добрейшая милая старушка, которая дружит с Василисой Премудрой!
Читая сказку Эдуарда Николаевича Успенского «Вниз по волшебной реке», я обратил внимание на присутствие различных волшебных предметов, изобретенных Василисой Премудрой, множество сказочных персонажей, явно отличающихся от привычных нам их образов в русских народных сказках, сочетание сказочного и реального, волшебного и современного.
Э.Н. Успенский умело сочетает элементы русского фольклора с современными реалиями, что делает книгу интересной и актуальной. Особое внимание уделяется моральным аспектам, таким как дружба, смелость и честность, которые пронизывают весь сюжет.
А написал эту сказку Успенский под влиянием того, что, работая в пионерлагере, он был удивлён тому, что дети почти ничего не знают о русских народных сказках. Вот он и написал такую сказку, где собрал почти всех персонажей, чтобы ребята смогли познакомиться с ними.
Сказка написана в тысяча девятьсот семьдесят втором году.
«Вниз по волшебной реке» - единственное произведение Э. Успенского, по которому в 1984 г. был снят полнометражный игровой художественный фильм под названием «Там, на неведомых дорожках». Он стал классикой отечественного детского кино и до сих пор смотрится великолепно, несмотря на конкуренцию зарубежных высокотехнологичных фильмов. Эта сказочная повесть по-прежнему остроумна и актуальна, ведь речь в ней идет о захвате власти, предательстве и верности, преодолении предрассудков и многих материях, которые никогда не устаревают.
Узнав, что по сказке Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке» снят фильм-сказка "Там, на неведомых дорожках" я решил сравнить так ли сильно они отличаются, как их названия. Поэтому целью моего исследования стало нахождение сходств и различий сказки Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке» и фильма-сказки «Там на неведомых дорожках…».
Предмет исследования: произведение Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке» и фильм-сказка «Там на неведомых дорожках...»
Объект исследования: сказочные персонажи сказки Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке» и фильм-сказка «Там на неведомых дорожках…».
Задачи:
- провести сопоставительный анализ текста сказки «Вниз по волшебной реке» и фильма «Там на неведомых дорожках»;
- выяснить, какие приемы, художественные средства и героев «переносит» режиссер в свое произведение из сказки «Вниз по волшебной реке», а что в ней является авторской задумкой;
-провести анкетирование в классе с целью выяснения, знают ли мои одноклассники произведение Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке» и как владеют его содержанием;
- найти отличия сказочных персонажей в сказке Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке» и в фильме-сказке «Там на неведомых дорожках…» от их образов в русских народных сказках;
-провести квест по сказке «Вниз по волшебной реке»;
- разработать игру по сказке «Вниз по волшебной реке» - «Угадай Кто я?».
Гипотеза 1: предполагаю, что баба Яга может быть не только отрицательным персонажем, а вполне добродушной старушкой»;
Гипотеза 2: предполагаю: произведение Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке» и фильм-сказка «Там на неведомых дорожках...» отличаются.
Актуальность выбранной темы обусловлена повышенным интересом к творчеству писателя как в России, так и во всём мире. Тем не менее в настоящее время литературное наследие этого автора фактически не изучено. Сравнение самого произведения Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке и фильма «Там на неведомых дорожках…» никогда не проводилось.
Какие исследовательские перспективы можно наметить в соответствии с результатами моей работы?
Во-первых, данная работа может стать основой для дальнейших исследований творчества Э.Н. Успенского, а также других современных писателей.
Во-вторых, результаты моего исследования могут быть использованы при проведении уроков литературного чтения в младших классах, на внеклассных занятиях по литературе, в викторинах и конкурсах.
В-третьих, можно провести сопоставительный анализ произведений Э. Успенского и тем, поднятых в его произведениях, со сказками не только русских, но и зарубежных писателей.
Основная часть.
Несколько слов о писателе.
Эдуард Успенский – советский и российский писатель, драматург, сценарист, автор детских книг, телеведущий. Он придумал множество популярных персонажей: Чебурашку с Крокодилом Геной, героев Простоквашино, Братьев Колобков и других.
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. После школы он поступил в Московский авиационный институт (МАИ), но, получив профессию инженера, предпочел работу над сценариями для мультфильмов. Кроме того, Эдуард Николаевич увлекся написанием детских книг, стихов и театральных сценок.
Вначале Эдуард Николаевич создавал юмористические рассказы для взрослой аудитории, но вскоре переключился на произведения для детей. Его первой книгой для детей стала история «Дядя Фёдор, пес и кот», опубликованная в 1974 году. Позднее появились новые герои, которые быстро стали популярными: Крокодил Гена с Чебурашкой; Гарантийные человечки (Фиксики); Братья Колобки; Девочка Вера с обезьянкой Анфисой, а также множество других персонажей.
Произведения Успенского стали основой для десятков мультипликационных фильмов, детских спектаклей и обучающих передач.
Эдуард Успенский является одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка».
Свою первую литературную награду автор книг «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Фёдор, пёс и кот» и «Следствие ведут Колобки» получил, когда ему было 73 года. В 2010 году Эдуарду Успенскому была присуждена премия имени Корнея Чуковского в главной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».
Также, в 2015 году, писатель удостоился национальной премии «Телегранд» за создание детских телепрограмм и значительные заслуги в развитии анимационного кино.
Интересно, что Эдуард Успенский в школе был не только хулиганом, но и двоечником. С плохими оценками боролся кардинально: научился виртуозно срезать их из дневника лезвием. На любимый же вопрос всех взрослых «Кем ты хочешь стать?» отвечал, не задумываясь: «Ну, или министром, или академиком — не меньше». Однажды, сломав ногу, маленький Эдик долго лежал в больнице, где от скуки начал читать один за другим учебники (особенно ему полюбилась математика). Так сломанная нога помогла двоечнику стать отличником и гордостью школы.
1. Сказочные персонажи.
"Там, на неведомых дорожках... " хорошая советская сказка со знакомыми волшебными персонажами, с чётким разделением добра и зла. Кощей здесь злой и коварный, одним своим взглядом он наводит страх как на жителей, так и на зрителей. Интересно показано, как он на протяжении фильма постепенно привлекает в свою армию всякую нечисть: Соловья-разбойника, Лихо одноглазое, Змея Горыныча и просто предателей всех мастей.
Его противоположность - Царь Макар. Не бесшабашный воитель, готовый бросить всё своё войско разом на борьбу со злом, а мудрый руководитель, сначала думающий, а потом-делающий. Он близок народу, его любят, хоть за свою доброту и легкую наивность он и расплачивается сполна. Царь показан трудолюбивым и умным, а вот его придворные, скорее, наоборот. В сложной ситуации (когда надо было отловить Соловья-разбойника) царь предпочитает довериться не стрельцам, а положиться на мужицкую смекалку. И правильно делает, стрельцы в дальнейшем одними из первых переходят на службу к «новой власти».
Баба-Яга, добрая, деятельная: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет". Она поддерживает порядок в сказочном королевстве: испытывает царевичей, отслеживает новости, помогает тем, кто попал в беду.
Интересно показана и Василиса Премудрая. Она тоже живёт в лесу, изучает разные науки, много всего знает и умеет проявлять не только мудрость, но и хитрость, когда это необходимо.
Есть в сказке и совсем необычные персонажи, такие как, например, «Дрёма» — стражник, который постоянно спит, но если кто по неаккуратности его разбудит, то тому не поздоровится, каким бы сильным он ни был. Видимо, этот герой пришёл из славянских былин и олицетворяет некую силу, которая в зависимости от ситуации может быть направлена в разные стороны. В фильме от Дрёмы тумаки получают в основном злодеи, чаще проявляющие неосмотрительность.
Почти все герои не только ведут себя нетипично для русской сказки, но и выглядят соответствующие. Василиса Премудрая оказывается девочкой-подростком со знаниями Большой Советской Энциклопедии. Этакий прообраз Гермионы Грейнджер из Гарри Поттера. Ее верный товарищ-Домовой. Он-не единственное новое лицо для классической сказки. Активное участие сюжете принимают Одноглазое Лихо, Писарь, Десятник Царя и другие персонажи. Стоит отметить, что даже маленькие роли имеют свое развитие, персонажи второго плана важны для сюжета, мы их запоминаем сразу и помним о них на протяжении просмотра.
Отличие фильма от сказки.
"Вниз по волшебной реке"- замечательная книга прекрасного детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского. По ней в 1982 году режиссер Михаил Юзовский снял кинофильм "Там, на неведомых дорожках". Начиналась она с песни из кинофильма "Там, на неведомых дорожках... ":
"Если вы не так уж боитесь Кощея
Или Бармалея и Бабу Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зелёный дуб на берегу.
Там гуляет чёрный Котище учёный,
Пьёт он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-Змей.
Приходите в гости к нам поскорей,
Приходите в гости к нам,
Кот про всё расскажет вам,
Потому что он видел всё сам.
Ах, как тихо и темно,
Ах, как чудно и чудно,
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце всё будет хорошо."
Главный герой книги, городской мальчик Митя из Москвы, во время летних каникул оказывается в деревне в гостях у своей бабушки. Та, конечно, как хорошая и правильная бабушка, прядёт пряжу и рассказывает ему волшебные сказки. Но однажды она отправляет мальчика Митю к своей двоюродной тётке - Егоровне... А та живет в самой настоящей сказке... Только Баба Яга и подруга её Кикимора болотная оказываются вовсе не такими страшными, как в привычных сказках. Живёт Баба Яга, естественно, в домике на курьих ножках, который послушно исполняет команды «Направо-налево», демонстрируя неожиданное знакомство с азами военно-строевой подготовки.
Кощей Бессмертный тоже не похож на хрестоматийного злодея, но, тем не менее, благодаря предательству писаря Чумички, захватывает царский трон. Вот тут-то вмешательство Мити оказывается, как нельзя кстати. Здесь, на неведомых дорожках, Митя не только увидел то, о чём читал в книгах, но и сумел помочь добрым сказочным героям: Василисе Премудрой, Дядюшке Домовому, и замечательному царю Макару. Без него они бы пропали! Митя оказался в самом центре сказочного переворота. Герои разных сказок собрались вместе, чтобы противостоять своим давним противникам, носителям зла. Находчивость мальчика помогает выпутываться из, казалось бы, безнадёжных ситуаций.
Книга Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке» вышедшая в 1972 году отдельной книгой от последующего фильма отличалась обилием деталей, в картину не вошедших из-за бюджетных ограничений. Дороговато оказалось снимать разговаривающего с мальчиком Митей волка, который просит угостить его колбасой. Да и Горыныч, как помнят смотревшие сказку, был показан лишь закадровым рыком и массой цветных дымов. В фильме нет сцены полёта бояр на Горыныче. В фильме Горыныч превращён в козлика Макаром водой, которую набрал Митя. В книге Митя специально придумал план, чтобы превратить Змея Горыныча с помощью воды Голубого озера в козленка. Так и показан в фильме Змей Горыныч трехголовым козленком.
Не показали в фильме и царевну Несмеяну с Феклой, старающихся наплакать пруд за обещанную им царем карету.
В фильме Митя встречает Лихо, по книге — он вместе с Ягой встречает его по пути в столицу.
В книге есть Емеля (он приезжает на место сбора), в фильме присутствует только печь, которую используют против Лиха.
В фильме Горынычу собираются скормить царя Макара и Митю, по книге — только царя Макара.
В сказке Успенского есть эпизод, где бояре из Думы отказываются выступать в поход на стороне Кащея и за это их усыпляет волшебный Кот-Баюн, в фильм по техническим причинам не попавший. Жаль, потому что кот играл большую роль в повести, да и в знаменитой песне к фильму тоже фигурирует.
Зато чего в избытке хватает как в книге, так и в её экранизации — это смешных диалогов и комичных персонажей вроде постоянно теряющего свистящий зуб Соловья.
Получилась совершенно постмодернистская история с домовыми, лешими, кикиморами и прочим набором персонажей народных сказок, которые удачно соединены с современными мотивами, где Василиса Премудрая — средневековый учёный, а иглу со смертью Кощея в стоге сена ищут при помощи магнита. Писатель деконструировал классических персонажей, превратив Бабу Ягу в сугубо положительного персонажа, а страшного Соловья — в комедийного неудачника.
Вы замечали, что советские сказки — это интегрирование сказок в настоящее, а еще лучше в будущее. Вот и в сказке Эдуарда Успенского он интегрирует знакомых персонажей в настоящее. Они все еще в волшебном лесу, это все еще царство, но царь у них уже против сидеть и ничего не делать: «Топором работать нельзя - несолидно! Полы натирать нельзя - неприлично! Поставили – стой. Посадят – сиди. А положат лежи, значит. Я-то думал, заживу царем, буду делать, что захочу. А тут ничего делать не дают». И мечтает царь уехать к бабушке в деревню, ягоды собирать, дрова колоть, то есть везти правильный трудовой образ жизни.
«Сказка-ложь, да в ней намек..." Вот уж намеков в сказке хоть отбавляй. Создается ощущение, что фильм снимался вчера. Не говоря уже о том, что победа, как известно, не за самым сильным, а за самым смелым и умным. Персонажи применяют на ряду с законами волшебного мира законы физики, математики и смекалку, что и гарантирует успех операции.
Сказка эта сочетает знакомые волшебные образы с современностью — ведь главным героем был вполне себе советский мальчишка Митя Сидоров.
Если говорить об интеграции настоящего, то это привлечение в качестве наблюдателя мальчика из настоящего, который помогает сказочным персонажам и заодно бабку свою двоюродную спасает, чтобы она бабой Ягой не стала) Это то, что ты согласен делать, только бабушка у него строгая, вмешиваться в бой против нечисти не дает, но и мальчик молодец, он умудряется спасти положение, когда приходится идти против Лиха Одноглазого. Рассуждает логически. Хотя тут ты чуть хмуришься, потому что доброго волка жалко, с другой стороны, Лихо побеждено и добрый волк становится опять собой.
В фильме по мотивам сказки «Вниз по волшебной реке» еще был один замечательный момент, нахождение иголки смерти Кoщея в стогу сена с помощью портняжных ножниц. Сам факт хорош. В книжке же замечательно, что им и игла не понадобилась для победы, потому что лжи всегда нужны друзья, вот она их собирает, и каждый раз заново, а правда сильна и это важно и всегда работает. И сколько бы у лжи не было соратников, правда всегда сильнее. Даже в нашем данном времени, правда сильнее.
Игла со смертью Кощея утеряна положительными героями в стогу сена, поэтому диктатор хотя и свергнут, но остается жив и многозначительно произносит: «Ваша взяла! Значит, наше время еще не пришло».
В фильме же «Там на неведомых дорожках…» после этой фразы последовал ответ царя Макара «И не придёт оно никогда!». Эта фраза царя появилась по требованию цензуры1. Но даже если время Кощея не придет, он все равно не погибнет: игла, на которой находится Кощеева смерть, а также яйцо и утка в итоге остались целы. Так что сказка не кончается…
Все различия между произведением и фильмом объясняются тем, что при переносе истории на экран сценаристы и режиссёры могут менять характеры персонажей, сюжет или развязку, это называется режиссерский замысел. Если режиссер будет все детали отображать на экране, то фильм растянется на много часов.
Фильм «Там на неведомых дорожках…» протаптывал тропинку между реальностью зрителей и Тридевятым царством, помогал детям поверить, что сказки столь же важны сейчас, как и в далекие времена, когда они сочинялись. Ведь уроки смекалки, мужества и дружбы вечны…
Роль сказки в жизни ребенка.
Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Сказки оказывают влияние на формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского возраста. Сказка – инструмент ненавязчивого обучения.
Через большинство сказок ребёнку даются ответы на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» Это их главная функция и задача – заложить этические основы для формирования порядочного человека.
В этом плане фильм «Там, на неведомых дорожках...» сделан достаточно правильно, ведь он рассчитан в первую очередь на ребят 6-8 лет. Здесь есть увлекательный сюжет с приключениями ребёнка. С воспитательной точки зрения показано множество положительных примеров детям. И хотя это всё ещё сказка, но в ней уже красной линией проходит мысль, что научные знания позволяют зачастую достигать таких же удивительных эффектов, как и волшебные предметы. То есть фильм плавно переводит мышление ребят от волшебства в плоскость науки, которую им и предстоит изучать в школе.
Именно поэтому в конце фильма Василиса Премудрая просит Митю научить её кататься на велосипеде. Ранее эта мысль прослеживается и с аналогией на телевидение, роль которого у Бабы Яги выполняет «блюдце с яблоком», похожем систему видеонаблюдения. Или с самоходной печкой, похожей на автомобиль.
В финальной сцене картины «Там, на неведомых дорожках...» Баба Яга вкладывает иглу Кощея в яйцо, потом в деревянную утку, которая потом оживает и улетает. На вопрос Кикиморы, «зачем?», та отвечает: «Чтобы сказки продолжались…».
Не могу однозначно сказать, что эта сцена правильная, но она отражает определённую мысль, согласно которой, раз в мире есть «Кощей», значит, в этом есть смысл, видимо, он нужен для того, чтобы царевичем было где проходить испытания.
Повесть "Вниз по волшебной реке" очень непростая. Городской мальчик Митя - пионер. И конечно же, не верит во всякие сказки про Бабу Ягу, Кощея и Змея Горыныча. А тут Митя в Тридесятом царстве, и его двоюродная бабушка Егоровна вовсе не Егоровна, а Баба Яга. На этом сказочно забавное приключение заканчивается и начинаются суровые будни в борьбе за правое дело, ведь в сказках отстаивать свободу и справедливость так же трудно, как и в реальной жизни.
Эта сказка учит детей тому, что добро всегда победит зло. Также она учит смекалке, с помощью которой можно справиться с хитрыми персонажами русских сказок.
Заключение.
В сказке Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке» активно использованы образы, накопленные мировой культурой на протяжении всей истории человечества. Лейтмотивом произведения является тема семьи и дружбы, которая является ключевой и в решении политического конфликта: Кощей лишается какой-либо силы, как только теряет поддержку друзей.
Что может получится если добрый сказочник-режиссер возьмется за экранизацию произведения доброго сказочника-писателя? По сути своей ответ очевиден – должна получится сказка. Причем не просто сказка, а фильм, который захочется смотреть и пересматривать снова и снова. И именно таким фильмом оказывается «Там на неведомых дорожках…» Ярким, красивым, увлекательным, но что самое главное – умным и поучительным.
При этом, сказка легко и как бы ненавязчиво показывает, кто действительно является добрым и отзывчивым человеком, а кто им только прикидывается и готов переметнуться к более сильным, может и совсем не добрым героям, как только запахнет жаренным. Серьезные темы для размышления, не так ли? Ну так и Михаил Юзовский, а вместе с ним и Эдуард Успенский, относились к зрителю как к равному – объясняя сложные вещи простым и понятным языком.
Что же касается положительных героев истории, то они получились не менее яркими, чем антигерои. Так, Варвара Егоровна - Баба-Яга, которая периодически и ворчит о том, что непослушных детей надо в котел и съесть, но это оттого, что ей надо поддерживать репутацию, а вообще-то она всем сердцем переживает за судьбу Тридевятого королевства и мальчика Мити. Да и царь Макар, который является мудрым правителем, который готов прислушиваться к совету людей, которые умнее его. Царь, который скован по рукам и ногам всевозможными законами и который не может заниматься тем, чтобы ему на самом деле хотелось. Это своеобразный урок детям, что всем нельзя делать все что захочется, и даже царю, потому что существуют законы и условности современного мира.
Конечно, в этой сказке, как и в любой другой, очень много мудрости, например, о том, что бывают предатели, готовые за награду перейти на сторону злого и сильного захватчика, о том, что дружба, бесстрашие и смекалка могут победить любое зло, о том, что некоторые злые персонажи могут иметь доброе сердце. А некоторые маленькие зрители, благодаря этой сказке, узнают о "волшебном" свойстве ножниц - примагничивать иголку.
Здесь невозможно встать на сторону злодеев, все поделено на "черное" и "белое", мы явно симпатизируем главным героям и хотим, чтобы они победили. Тем более, что у этой сказки открытый конец, утка-то улетела...
Итак, моя гипотеза подтвердилась - Баба Яга может быть не только отрицательным персонажем, а вполне добродушной старушкой, какой нам показал ее Эдуард Успенский и вслед за ним режиссер Михаил Юзовский.
Произведение Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке» и фильм-сказка «Там на неведомых дорожках...» отличаются. Все различия между произведением и фильмом объясняются тем, что при переносе истории на экран сценаристы и режиссёры могут менять характеры персонажей, сюжет или развязку, это называется режиссерский замысел. Кроме этого, если режиссер будет все детали отображать на экране, то фильм растянется на много часов.
Сказка "Вниз по волшебной реке" рассказывает о дружбе, смелости и вере в себя. Она учит нас не бояться идти вперед, даже если путь будет трудным и неизвестным. Она показывает, что даже в нашем мире есть место для волшебства и сказок. В результате, сказка оставляет яркое впечатление и вызывает желание вернуться в этот фантастический мир еще раз. Она напоминает о том, что воображение не знает границ, и в любой момент можно погрузиться в мир фантазии, который существует в нашей голове.
Интересные факты:
- Избушка на курьих ножках была специально изготовлена для фильма «Там на неведомых дорожках…» - металлический каркас, обшитый снаружи бревнами. Снизу к избушке крепились две шарнирные конструкции, задекорированные под «куриные ножки». Движениями избушки управляли механики изнутри. Но в Чернигове, в окрестностях которого шли съемки фильма, избушку, установленную на лесной поляне, за день до съемок сожгли деревенские мальчишки. Поэтому съемки срочно перенесли в Ялту, а вторую избушку на курьих ножках подвесили к стреле автомобильного крана.
- В 2016 году в Пермском театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Каникулы в Лукоморье», который также, как и фильм, поставлен по мотивам повести Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Автор пьесы — Илья Губин. Через год в Каменск-Уральском театре драмы «Драма номер три» состоялась премьера спектакля по этой же пьесе.
IV. Список используемой литературы:
1. Безруков А.Н. Концептология современной детской литературы // Нижневартовский филологический вестник. 2021 № 1 С. 4-14.
2. Кошкарёва А. О трансформации образа Кощея Бессмертного (от фольклорной сказки «Царевна-лягушка» до сказки Э. Успенского «Вниз по волшебной реке») // Современные подходы к исследованию литературы о детях и для детей. Материалы международной научно-практической конференции аспирантов, магистрантов и студентов. Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия. 2012 С. 89-92.
3. Мякеля Х. Эдик. Путешествие в мир детского писателя Эдуарда Успенского. Биографический очерк. М.: АСТ, 2014 448 с.
4. Роман С.Н. Идейно-художественное своеобразие повести Э.Н. Успенского «Вниз по волшебной реке»., Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, berbertolu44i@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9452-6713.
5.Успенский Э.Н. Вниз по волшебной реке / Э. Успенский, ил. В. Чижов. – М.: Издательство АСТ, 2020 – 222 с.
6. Жил-был один писатель... Воспоминания друзей об Эдуарде Успенском. М.: АСТ, 2021 246 с.
Приложение № 1
Викторина по сказке «Вниз по волшебной реке»
1.Зачем бабушка отправила Митю к Егоровне и кто она такая? (отнести гостинцы, погостить, помочь по хозяйству. Настоящая Баба Яга)
2. Чему удивился Митя, встретив волка? (волк говорил человеческим голосом)
3. Почему волк отказался от пирожков? (они были с капустой)
4. Какая речка встретилась Мите на пути? (молочная)
5. Из чего были лягушки, которые прыгали в молочную реку? (из желе)
6. Как Егоровна могла видеть, что происходит в царстве? (глядела в блюдечко с яблочком)
7. Кем приходится Бабе-Яге Василиса Премудрая? (Племянница)
8. Что не положено делать царю Макару? (натирать полы, играть на балалайке, работать с топором)
9. Почему на заседании думы не было боярина Качанова? (у него заболела бабушка)
10. У кого царь Макар получал ответы на свои вопросы? (у волшебного зеркала)
11. О каких неприятностях сообщил царю Макару парень из зеркала? (объявился Соловей – разбойник и купец Сыромятников поливает капусту молоком, а грязное молоко обратно в реку течет)
12. Почему блюдечко помутнело? (Змей Горыныч вылетел на охоту)
13. Почему, ругая Змея, надо говорить ласковые слова? (кто Змея ругает, того он съедает)
14. Что надо сделать царевне Несмеяне, чтобы царь подарил ей карету? (наплакать целый пруд)
15. Кто живет на заклятой горе у синего озера? (Змей Горыныч)
16. Почему нельзя пить воду из синего озера? (станешь козленочком)
17. Кто в волшебном царстве самый сильный человек? (Кощей Бессмертный)
18. Сколько лет Кощей прикован в царском подвале? (200)
19. Почему Соловей-разбойник не мог свистеть? (ему выбили передний зуб)
20. Какие зубы обязательно должны быть у разбойника? (золотые)
21. Что надо было сделать Кощею, чтобы его сила к нему вернулась? (выпить 12 ведер воды)
22. Кого позвал Кощей в свое войско? (Змея Горыныча, Соловья-разбойника, Лихо Одноглазое, кота Баюна)
23. Что должна мастерить для Кощея Василиса? (ковры-самолеты, мечи-кладенцы, луки-самострелы, шапку-невидимку)
24. Какой рукой хотел поздороваться Кощей с тем, кто будет против него? (раскаленной)
25. Почему захромала избушка на курьих ножках в дороге? (встретила Лихо Одноглазое)
26. Как называется штука, которую придумали Василиса с Домовым, умеющая чай варить и кипятить? (самовар)
27. Какую воду дали попить Горынычу? (из озера, от которого козленочком становятся)
28. Почему Кощей разбил волшебное зеркало? (парень из зеркала отказался отвечать на вопросы Кощея)
29. Кто победил Кота Баюна? (волшебная дубинка)
30. Кто справился с Лихом одноглазым? (Серый Волк)
Приложение № 2
Сказка никогда не закончится, пока дети умеют фантазировать
…Так случилось, что яблочко наливное потерялось...Чтобы найти его нужно пройти непростые испытания героев сказки «Вниз по волшебной реке». Готовы их пройти?
1. Кто совершил в сказке страшное преступление?
Собери пазл и узнаешь! Вспомни в чём признался этот герой сказки.
2. Совсем прохудилась моя избушка. Придумайте (нарисуйте и расскажите) как могла бы выглядеть моя избушка в современном мире.
3. Решите задачу.
Сколько лет я был прикован в подвале у царя Макара?
А. 300 ЛЕТ.
Б. 100 ЛЕТ.
В. 200 ЛЕТ.
Г. 500 ЛЕТ
Что мне царю Макару нельзя делать?
А. Натирать полы
Б. Давать указы.
В. Играть на балалайке.
Г. Играть на гуслях.
Отгадав ребус вы узнаете кто живет в Молочной реке.
Что нам обещал царь Макар за наплаканный пруд?
А. Бусы.
Б. Полцарства.
В. Карету.
Г. Новые наряды.
О
Говорят, давно на свете
Соловей-разбойник жил,
Резким громким звуком этим
Он богатырей разил.
тгадай загадку.Реши задачу.
Встреча с Лихом одноглазым приводит к нужде, несчастью, горю. Недаром люди сочинили поговорку про Лихо. Какую?
Вспомните как можно больше волшебных предметов, расскажите для чего их используют. Есть ли их аналоги в современном мире?
Кот Баю́н— персонаж славянских волшебных сказок, обладающий волшебным голосом.Он заговаривает и усыпляет своими разговорами и пением подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун убивает железными когтями. Но тот, кто сможет поймать кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов, так как сказки Кота Баюна целебны.
Ребята, мы свами справились со всеми заданиями, и даже узнали какие «волшебные» предметы есть и у нас с вами в нашем современном мире. По камерам мы можем увидеть любую часть света! Вот и вернулось наше яблочко!
Приложение № 3
1 Цензура – система надзора за содержанием и распространением информации, с целью недопущения распространения идеи и сведений, признаваемых властями нежелательными.